Учебный курс "География в цифра и факта"
рабочая программа по географии (9 класс)
В концепцию данной программы заложена работа с картами России. Имея базовые представления о природе родной страны, мы можем «подтолкнуть» школьника к более глубокому изучению данного вопроса в будущем, к формированию экологического самосознания, к желанию беречь и сохранять те уникальные природные богатства, которые есть в нашей стране.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
учебный курс изучения географии | 41.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Заброденская средняя общеобразовательная школа
имени А.А. Царегородского
Калачеевского муниципального района Воронежской области
Рабочая программа учебного курса
«ГЕОГРАФИЯ В ЦИФРАХ И ФАКТАХ »
(компонент основной образовательной программы ФГОС ООО)
9 класс
Составитель:
учитель географии 1КК
Матвиенко И.В.
с. Заброды, 2023
Содержание учебного курса
Блок №1 ПЛАН И КАРТА (1 четверть)
В самом начале изучения раздела «План и карта» целесообразно мотивировать важность цели его изучения для человека: может ли летчик, геолог или капитан корабля обойтись без карты и т.п. Большинство методистов рекомендуют индуктивный путь формирования наиболее сложных понятий о плане местности или топографическом плане, способах его использования и создания, а также географической карте и ее значении.
Первой рекомендуется изучение темы «Ориентирование на местности», которая является основой для понимания плана и карты. Затем следует изучение плана местности или топографического плана, способа глазомерной съемки и только после этого географической карты. Большое внимание уделяется практической работе учащихся на местности с помощью глазомерной съемки, а также с планом местности и с картой.
При изучении темы «Ориентирование на местности» необходимо объяснить и расшифровать само слово «ориентирование». Когда люди в древнее время не знали еще компаса, то они брали за основное направление ту сторону горизонта, где всходило Солнце (от лат. «oriens» — восток). Отсюда и получилось слово «ориентироваться», «ориентирование». Позже, после изобретения компаса, основным направлением стали считать север. Тем не менее, привычное слово «ориентироваться» сохранилось. Когда мы говорим «ориентироваться», то подразумеваем определение своего положения по отношению и к северу и югу, а затем к востоку и западу. Затем следует разобрать самый старый способ ориентирования по Солнцу: встать в полдень спиной к солнцу. Задать вопрос: какая сторона горизонта будет впереди? Далее можно рассмотреть рисунок 16 в учебнике и определить направление на север по созвездиям Большой Медведицы и Малой Медведицы. Затем перейти к определению сторон горизонта и азимута по компасу. Очень важно привести и решить примеры движения по азимуту на местности.
При формировании понятия план местности целесообразно сравнить аэрофотоснимок местности с изображением этой же местности на плане. В начале сравнения целесообразно просить учащихся вспомнить их представления о плане местности из курса природоведения. Учащиеся на плане узнают в первую очередь объекты, известные им по условным знакам из учебника природоведения (река, луг, болото, овраг, грунтовая дорога, сад, смешанный лес, мост и др.). Затем необходимо обратить внимание учащихся на незнакомые условные знаки (горизонтали, отметки высот и т.п.). В последующем ходе беседы учитель предлагает ответить на вопросы: на каком изображении из двух точнее передан внешний вид местности? Какие объекты видны на аэрофотоснимке, но не изображены на плане? На каком изображении можно узнать названия рек, населенных пунктов? В результате этой беседы ученики узнают, что план местности — условное изображение, но он содержит больше сведений, чем аэрофотоснимок.
Блок №2 ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК (2 четверть)
Природа нашей планеты богата и очень разнообразна. Люди живут и хозяйствуют, учитывая конкретные природные условия и ресурсы, изменяют природу, при этом улучшая, сохраняя или, наоборот, разрушая ее.
Деятельность человечества, направленная на использование природных ресурсов и учет природных условий для развития хозяйства, называется природопользованием. Различают два вида этой особой сферы хозяйственной деятельности: рациональное и нерациональное природопользование.
Нерациональное использование природных ресурсов означает потребительское отношение к природе, попытки выжать из нее как можно больше благ, при этом не заботясь о ее сохранении. Примеры такого природопользования можно встретить на любом континенте и в каждом из четырех океанов.
В планетарном масштабе происходит загрязнение воздуха — в атмосферу поступают очень много различных вредных для человеческого организма веществ, а потоки воздуха разносят их по Земле. Основной источник загрязнения — транспорт, ТЭС (тепловые электростанции), промышленные предприятия. С каждым годом увеличивается кислотность атмосферных осадков, формирующиеся при попадании соединений азота и серы в атмосферу, а основными источниками этих элементов как раз и являются указанные выше транспорт и промышленность.
Для сохранения качества окружающей среды необходимо разумное природопользование. Человеку нужно совершенствовать оборудование, технику на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве, на транспорте, чтобы снизить вредные воздействия этих видов хозяйственной деятельности на здоровье людей и окружающую среду. Во многих странах мира за состоянием природной среды и источниками ее загрязнения ведется государственный контроль, при этом особое внимание уделяется вопросам охраны природы и рационального природопользования, сохранению памятников природы и культуры.
ООН (Организация Объединенных Наций) по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в 1972 году приняла Конвенцию по охране Всемирного культурного и природного наследия. Эта Конвенция вступила в силу в 1975 году, был составлен список объектов всемирного наследия, с целью сделать их известными и защитить. В настоящее время в перечне находится более 900 объектов.
Процесс взаимодействия общества и природы достиг планетарных масштабов, поэтому решить задачи сохранения и охраны окружающей среды возможно только совместными усилиями всех стран мира, то есть необходимо международное сотрудничество в вопросах использования и охраны природы нашей планеты.
Блок №3 МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ (3 четверть)
Курс географии материков и океанов оказывается в центре географического образования школьников, так как строится на страноведческом принципе, включающем знания о пространственной неоднородности природы земной поверхности на разных уровнях ее дифференциации (глобальном, региональном и локальном), а также знания о населении и его хозяйственной деятельности. Общий обзор природных особенностей, жизни и быта разных народов и их хозяйственной деятельности на всех континентах позволяет показать закономерности развития географической оболочки, в которой живет человек и частью которой является, дает возможность увидеть единство в разнообразии, определенный порядок в развитии локальных (местных), региональных и глобальных явлений и связь между ними. Таким образом, изучение географии материков и океанов развивает глобальное мышление и формирует географическую культуру. Не менее важная цель курса — развитие экологической культуры личности каждого школьника, воспитание убежденности в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды. Курс географии материков и океанов раскрывает и показывает роль природы в жизни людей и их взаимодействие, а также возрастающее воздействие человека на природу в эпоху НТР, знакомит с глобальными экологическими проблемами и их проявлениями на каждом континенте.
Блок №4 ПРИРОДА РОССИИ (4 четверть)
Россия – самая большая страна в мире. Климатические зоны России состоят почти из всех поясов, которые относятся к континентальному климату. Этим обусловлено многообразие флоры и фауны нашей страны. В России огромное количество рек и озер, а также морей. Берега нашей страны омывают три мировых океана. Также разнообразны и природные ландшафты нашей Родины. Изучение природы России в целом необходимо в целях патриотического и экологического воспитания дошкольников. Ведь зачастую дети (в том числе и школьного возраста) не имеют представления о многообразии природы родной страны. В России большое количество национальных парков и природных заповедников с неповторимой флорой и фауной, большое количество животных, растений и птиц, занесенных в Красную книгу.
В концепцию данной программы заложена работа с картами России. Имея базовые представления о природе родной страны, мы можем «подтолкнуть» школьника к более глубокому изучению данного вопроса в будущем, к формированию экологического самосознания, к желанию беречь и сохранять те уникальные природные богатства, которые есть в нашей стране.
Личностные результаты предусматривают умения:
- Высокая мотивация к занятиям.
- Ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
- Целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развитию науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современному мира. - Познавательная и информационная культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий.
- Соблюдение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу, основы социально-критического мышления.
- Коммуникативная компетентность в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
- Моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
- Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде.
Метапредметными результатами являются умения:
- Проявляет настойчивость в достижении цели.
- Обсуждает проблемные вопросы с учителем.
- Строит работу на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи.
- Сравнивает результаты своей деятельности с результатами других учащихся.
- Определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
- Понимает причины успеха/неуспеха своей деятельности.
- Обладает волевой саморегуляцией в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
- Осознанная адекватная и критическая оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности.
Предметными результатами являются представления:
- формирование представлений о географических знаниях и их необходимости для решения современных практических задач своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний,
- овладение элементарными практическими умениями для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты; - овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов;
- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний;
- систематизировать и углубить теоретические знания по ключевым позициям курса;
- уметь ориентироваться в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий разного уровня сложности;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и преодолеть психологические барьеры при подготовке и сдаче ОГЭ по географии.
- Умение использовать различные источники географической информации (карт), для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач.
- Анализировать географическую информацию.
- Умение обобщать информацию.
- Умение осмысливать и оценивать географическую информацию.
- Умение использовать знаково-символические модели (схемы) для решения учебных и практико-ориентированных задач.
- Умение проводить простейшую классификацию изученных географических объектов, процессов и явлений.
- Умение использовать знания о географических законах и закономерностях.
- Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и преодолеть психологические барьеры при подготовке и сдаче ОГЭ по географии.
Требования к уровню подготовки обучающихся по итогам освоения учащимися программы учебного курса «География в цифрах и фактах»
Учащиеся должны уметь:
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества; особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; сопоставлять географические карты различной тематики; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Количество часов: | ЦОР | ||
всего | теория | практика | |||
Блок №1 | 8 | 2 | 6 | ||
1 | Тема1:Введение.Источники географической информации. | 3 | 1 | 2 | razgovor .edsoo.ru |
2 | Тема 2: Природа Земли и человек. | 5 | 1 | 4 | |
Блок №2 | 8 | 2 | 6 | ||
3 | Тема 1: Материки, океаны, народы и страны. | 7 | 1 | 6 | http://intermapsite.narod.ru/rossiia/ |
4 | Тема2:Природопользование и геоэкология | 1 | 1 | 0 | |
Блок №3 | 10 | 4 | 6 | ||
5 | Тема 1: География России. | 6 | 2 | 4 | |
6 | Тема 2: Особенности ГП России. | 2 | 1 | 1 | |
7 | Тема 3: Природа России. | 2 | 1 | 1 | |
Блок №4 | 8 | 1 | 7 | ||
8 | Хозяйство России | 4 | 1 | 3 | |
9 | Промежуточная аттестация. | 1 | 0 | 1 | |
10 | Написание пробных ОГЭ | 3 | 0 | 3 | |
Всего | 34 | 9 | 25 |
Календарно- тематическое планирование
1 четверть
Блок №1: ВВЕДЕНИЕ. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
№ п\п | Наименование раздела и тема занятия | Кол-во часов | Дата | Примечание (ЦОР) |
Тема 1: Введение (1 час) | ||||
1 | Вводное занятие. Особенности ОГЭ 9 класса по географии. Особенности экзаменационной работы по географии. | razgovor .edsoo.ru | ||
Тема 1: Источники географической информации (2 часа) | ||||
1 | Имена на карте мира. Глобус, географическая карта. | 1 | Интерактивная игра https://xn--j1ahfl.xn-- p1ai/library/interaktivnaya_poznavatelnaya_igra_zanimatelnaya_g_145946.html http://www.9151394.ru/projects/geo/proj1/index.html http://edu.km.ru/projects/vschool/uroki_2005_geo6.htm http://www.mirkart.ru - мир карт: интерактивные карты стран мир | |
2 | План местности. Масштаб. Градусная сеть. | 1 | Электронные учебник, презентация в РЭШ | |
Тема 2: Природа Земли и человек (5 часов) | ||||
1 | Земля как планета Солнечной системы. | 1 | http://www.9151394.ru/projects/geo/proj1/index.html Комплект «Живая география» включает цифровые географические карты мира и России. http://www.nationalgeographic.com/photography/ http://atlasphoto.iwarp.com/index-r.html электронный учебник | |
2 | Движения Земли. | 1 | http://atlasphoto.iwarp.com/index-r.html электронный учебник. презентация | |
3 | Литосфера и геологическая история Земли. | 1 | http://school-collection.edu.ru/ электронный учебник | |
4 | Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. ГО. | 1 | http://school-collection.edu.ru/ электронный учебник Синоптические карты http://www.gismeteo.ua/map/catalog/ Интерактивная игра "знатоки географии" | |
5 | Тренинг. | 1 | http://ege.edu.ru. ПорталОГЭ. | |
Всего 8 часов |
2 четверть
Блок №2: МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ
№пп | Наименование раздела и тема занятия | Кол-во часов | Дата | Примечание (ЦОР) |
Тема1: Материки, океаны, народы и страны (7 часов) | ||||
1 | Современный облик планеты Земля. Население Земли. | 1 | http://intermapsite.narod.ru/rossiia/ Интерактивные карты мира Электронные учебник, презентация в РЭШ | |
2 | Материки и страны. | 1 | http://www/geo/historic.ru - справочник: страны мира http://www.mirkart.ru - мир карт: интерактивные карты стран мир http://atlasphoto.iwarp.com/index-r.html зарубежные коллекции фотопейзажей по континентам и странам Страны мира: географический справочникhttp://globalpedia.ru/rubric.php?id=12 Страны мира: путешествия и исследованияhttp://www.mirkart.ru Мир карт: интерактивные карты стран и городов http://www.geoexplorer.co.uk/sections/outlinemaps/outlinemaps.htm Контурные карты стран мира. | |
3 | Африка. Австралия. | 1 | Интерактивная игра Африка https://docs.google.com/viewerng/viewer?url=https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/11/04/svoya_igra_afrika.pptx https://yandex.ru/video/preview/15939477241270488196 Дикая природа Австралии | |
4 | Антарктида. Южная Америка. | 1 | https://yandex.ru/video/preview/8910943970745204309 видеофильм https://yandex.ru/video/preview/12980830894214230058 видеофильм | |
5 | Северная Америка. | 1 | https://yandex.ru/video/preview/1400807995143816576 Интерактивная игра "Путешествие по материкам" | |
6 | Евразия. | 1 | Интерактивная игра «Знаешь ли ты географию» | |
7 | Тренинг. | 1 | Интерактивная игра «Знаешь ли ты географию» Интерактивная игра "Великие географические открытия" | |
Тема 2: Природопользование и геоэкология (1 час) | ||||
8 | Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. | 1 | ||
Всего 8 часов |
3 четверть
Блок №3: География России. Особенности ГП России. Природа России.
№пп | Наименование раздела и тема занятия | Кол-во часов | Дата | Примечание (ЦОР) |
Тема 3: География России (6 часов) | ||||
1 | Стихийные явления в геосферах. Решение тестов по разделу. | 1 | ||
2 | Население России. | 1 | http://www.rnmc.ru/matimage.php?sect=181&link=/products/cdrom/educationa. География России. Природа и население. 8 класс. | |
3 | Особенности размещения населения. | 1 | http://www.rnmc.ru/matimage.php?sect=181&link=/products/cdrom/educationa. Виртуальная школа КиМ | |
4 | Политико-административное устройство территории. | 1 | http://map-site.narod.ru/russia-4.jpg Политико-административная карта | |
5 | Воспроизводство населения России. | 1 | ||
6 | Демографические показатели России. | 1 | https://yandex.ru/video/preview/2673574995580139453 Интерактивная игра "Население России" | |
Тема 2: Особенности ГП России ( 2 часов) | ||||
1 | Особенности ГП России. | 1 | http://www.9151394.ru/projects/geo/proj1/index.html Электронный учебный модуль «Географическое положение России. Контрольные задания». | |
2 | Особое ГП России | 1 | http://fcior.edu.ru/card/22714/geograficheskoe-polozhenie-rossii-kontrolnye-zadaniya.html | |
Тема 3: Природа России (2 часа) | ||||
1. | Природа России. | 1 | Электронный учебный модуль "Особенности распространения крупных форм рельефа. Практические задания". http://fcior.edu.ru/card/22439/klimat-rossii-kontrolnye-zadaniya.html Электронный учебный модуль «Климат России. Контрольные задания». | |
2 | Природные особенности России. | 1 | Интерактивная игра "Природа России" Электронные учебник, презентация в РЭШ | |
Всего 10 часов |
4 четверть
Блок №4: Хозяйство России
№ пп | Наименование раздела и тема занятия | Кол-во часов | Дата | Примечание (ЦОР) |
Тема 1: Природа России (4 часа) | ||||
1 | Хозяйство России. | 1 | Виртуальная школа КиМ, «Уроки географии К и М» 8 класс Виртуальная школа КиМ, «Уроки географии К и М» 9 класс www.rnmc.ru/matimage.php?sect=181&link=/products/cdrom/educational/195.php Хозяйство и регионы. 9 класс http://www.mirkart.ru - мир карт: интерактивные карты стран мир. | |
2 | Отрасли хозяйства РФ. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2688/main/ https://kopilkaurokov.ru/geografiya/uroki/elektronnyi_obrazovatelnyi_resurs_ekonomika_rossii | |
3 | Природно-хозяйственное районирование России. | 1 | http://fcior.edu.ru/card/22425/rayonirovanie-rossii-prakticheskie-zadaniya.html Электронный учебный модуль «Районирование России». | |
4 | Районирование территории. | 1 | Электронный учебный модуль «Природно-хозяйственное районирование. Природно-хозяйственные зоны. Контрольные задания». | |
Тема 2: Промежуточная аттестация (1 час) | ||||
5 | Мониторинг | 1 | http://ege.edu.ru. Портал ОГЭ. http://geotest.nm.ru/index.dhtml Сборник тестов по географии для старшеклассников и абитуриентов | |
Тема 3: Написание пробных ОГЭ (3 часа) | ||||
6-7-8 | Пробное ОГЭ | 3 | http://ege.edu.ru.http://www.fipi.ru/ Открытый банк заданий ОГЭ http://ege.edu.ru. ПорталОГЭ. | |
Всего 8 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ КРАСНАЯ КНИГА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ЦИФРАХ И ФАКТАХ
Информационное аналитическое мероприятие:Красная книга РО в цифрах и фактах....
Задачник "Родной край в цифрах и фактах"
Данный задачник может использоваться на уроках математики в 5-м классе при изучении темы «Натуральные числа» для активизации познавательно активности учащихся. Задачи можно использовать по усмот...
Школьный задачник"Родной край в цифрах и фактах". Топчиева, Парфёнова.
Задания стимулирующие познавательный интерес к урокам математики....
НАША ШКОЛА САМАЯ ЛУЧШАЯ, ПОТОМУ ЧТО ОНА НАША! (8А класс в цифрах и фактах - 2012/13 учебный год)
НАША ШКОЛА САМАЯ ЛУЧШАЯ, ПОТОМУ ЧТО ОНА НАША!(8А класс в цифрах и фактах - 2012/13 учебный год) Со своим классом я уже 4 года и все эти годы наша жизнь была интересной и насыщенной. ...
Исследовательская работа «Профессия учителя: цифры и факты»
Проведенная учащимся данная исследовательская работа была направлена на подтверждение гипотезы «Быть учителем трудно, но увлекательно». Учащийся подтвердил данную гипотезу как с помощью ан...
Открытый урок Узловая: цифры и факты
Конспект урока...
Карелина З.Г., Терскова С.А. Азовское море. Цифры и факты. Урок в 5-м классе // Региональный компонент в учебно-воспитательном процессе / Сост. Л.Е. Кулешова. Краснодар: Перспективы образования, 2008. – С. 22-26.
Интегрированный урок математики и кубановедения в 5 классе....