«Боевой путь героя на контурной карте»-5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс)
Каким образом построить путь Героя Советского Союза в Великой Отечественной войне, земляка, Суркова Петра Николаевича?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
boevoy_put_geroya_eng_kablukov_e.i._mbou_razezzhenskaya_ssh.docx | 246.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание урока географии в 5 классе
- Фамилия, имя, отчество автора: Каблуков Евгений Иванович
- Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Разъезженская средняя школа»
- Должность: учитель географии
- Класс: 5
- Предмет: география и ОБЖ
- Тема урока: «Боевой путь героя на контурной карте»
- Место урока в теме и в программе по предмету: урок представлен в разделе «План и карта». Этот урок является продолжением темы «Земля - планета солнечной системы», в процессе изучения которой обучающиеся узнали о движении Земли. Изучили понятия: стороны горизонта, масштаб, условные знаки. В ходе урока обучающиеся научатся формулировать определения понятий (азимут, ориентирование); определять стороны горизонта; объяснять способы ориентирования по местным признакам и предметам. С помощью компаса обучающиеся научатся самостоятельно определять азимуты и составлять по ним маршруты движения на карте.
- Ключевая идея урока в формате проблемного вопроса: каким образом построить путь Героя Советского Союза в Великой Отечественной войне, земляка, Суркова Петра Николаевича?
9. Цель (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет знать ключевые понятия:
- азимут;
- компас;
- ориентирование;
уметь (сможет продемонстрировать):
- ориентироваться на местности по компасу;
- определять стороны горизонта;
- строить путь Героя на контурной карте.
- Инструменты и критерии/показатели/индикаторы оценки достижения запланированных результатов
Показателем достижения запланированных результатов будет выполнение заданий 1 и 2 и применение знаний и умений при составлении пути Героя.
Задание №1направлено на умение находить и извлекать информацию, формулировать выводы на основе текста.
Задание №2 направлено на формирование умения работать с компасом и определять азимут.
11. Организационно-педагогические условия проведения урока
Устно. Проблемная ситуация.
- Ребята, просмотрите фрагмент фильма «Повесть о настоящем человеке». Как Вы думаете, в какую ситуацию попал герой фильма? Что с ним произошло? Что помогло ему не заблудиться в данной ситуации?»
-Как можно ориентироваться по карте, по звёздам?
- Ребята, знаете ли вы, что такое компас? Для чего он нужен?
Ребята, 17 июля вся страна будет праздновать юбилейную дату – 80 лет со дня начала Сталинградской битвы. Гвардии старший лейтенант Сурков Пётр Николаевич был участником Сталинградской битвы. Он особо отличился при форсировании реки Днепр севернее Киева, в боях при захвате и удержании плацдарма в районе сёл Глебовка и Ясногородка (Вышгородский район Киевской области) на правом берегу Днепра осенью 1943 года. Но начинал он свой боевой путь из села Ермаковского. Поэтому я предлагаю вам проследить боевой путь Петра Николаевича. Ваша задача - составить карту боевого пути Суркова П.Н.
- Как вы думаете, какие знания и умения для этого нам потребуются?
Задание №1
Письменно. Индивидуальный труд.
- Прочитайте текст №1 в ваших рабочих листах и сформулируйте вопросы-понятия к тексту, используя карточки-понятия №1.
Читательские умения: находить и извлекать информацию, формулировать выводы на основе текста.
- Сделайте вывод на основе прочитанного текста: каким образом, при отсутствии компаса можно определить стороны света? Зачитайте предложение, доказывающее вашу мысль.
(При отсутствии компаса стороны света можно определить по Солнцу и звёздам:«Он, поворачиваясь, все время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звезд, спасает их от многих бед…»)
Читательские умения: понимать значение неизвестного слова на основе контекста, устанавливать скрытые связи между утверждениями.
- Достаточно ли этих знаний, чтобы построить маршрут Героя на контурной карте?
Устно. Фронтальная работа.
Почитайте правила работы с компасом и проговорите в парах алгоритм работы.
Индивидуальный труд
- Установите компас на ровной, горизонтальной поверхности в центре листа, поворачивая лист так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.
- Отметьте стороны света на листе бумаги.
3. Посмотрите на объект (учительский стол), к которому необходимо проложить курс. Возьмите карандаш и линейку и проведите линию от начальной точки (звёздочки) до объекта (учительского стола). В результате образуется некоторый угол. У всех величина угла получилась одинаковой? Величина этого угла является азимутом.
3. Определите азимут на учительский стол.
Читательские умения: использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний, прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста.
Индивидуальный труд
- Найдите определение понятия «Азимут» в учебнике на с.36. Запишите определение понятия «Азимут» в рабочий лист, определите родовой и видовой признаки.
(Азимут – угол между направлением на север и направлением на какой-то предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке).
Родовой признак – угол
Видовые признаки – направление на север, направление на какой-то предмет.
Читательские умения: находить и извлекать информацию.
Задание №3
Простая кооперация:
- Выполните задание «Составление карты боевого пути Суркова П.Н.».
Читательские умения: использовать информацию из текста для решения практической задачи, выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.
Сложная кооперация: представители групп представляют результат работы перед одноклассниками.
- Какие знания, умения помогли вам построить путь героя? Понадобятся ли эти знания вам в жизни?
Читательские умения: использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний, прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста.
- Учебные материалы (тексты), которые будут использованы на уроке.
- География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций/ Е. М. Домогацких, Э. Л. Введенский, А. А. Плешаков. – 4 – е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 160 с.: ил. – (Инновационная школа).
- Видео №1 https://www.youtube.com/watch?v=9rFdeusdZ_g
- Текст №2 http://letopisi.org/index.php/Проект_Остаться_в_живых/Ориентирование_по_компасу
- Атлас для 5 класса. 13 издание, исправленное. Москва. Дрофа. 2020.
- Ссылка на видео урок https://www.youtube.com/watch?v=tWM7TOOhWXo
- Оснащение для урока:
компьютер;
мультимедиапроектор;
- экран;
- рабочие листы для каждого ученика;
- презентация по теме урока;
- документ-карта;
- комплект компасов;
- контурные карты.
Приложение
Рабочий лист
Ф. И. О.
Класс
Дата
Тема ______________________________________________________________
Задание №1
Текст №1
«В китайских источниках 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих дорогих грузов». В нем «на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, все время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звезд, спасает их от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути».
Только через тысячу лет намагниченную иглу для компаса стали применять европейцы. В начале XIVв. у компаса появилась шкала. Итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом и по краю этого круга нанес градусные деления. Каждой стороне горизонта соответствует своя градусная мера. И с тех пор точное направление на предмет определяют по азимуту.
КАРТОЧКА № 1 Вопрос – понятие
1. Что называется… ?
2. Что считается… ?
3. Что понимается под… ?
4. Что представляет собой… ?
5. Что выражает… ?
6. Что является… ?
7. Что такое… ?
8. Каковы свойства и виды… ?
9. В чём заключается сущность… ?
Задание № 2.
Установите компас на ровной, горизонтальной поверхности в центре листа, поворачивая лист так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.
Посмотрите на объект (учительский стол), к которому необходимо проложить курс. Возьмите карандаш и линейку и проведите линию от начальной точки (звёздочки) до объекта (учительского стола). В результате образуется некоторый угол. Величина этого угла является азимутом.
Определите азимут на учительский стол.
Азимут – это__________________________________________________________
Родовой признак - _____________________________________________________
Видовые признаки - ____________________________________________________
Правила работы с компасом
1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).
2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.
3.Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа восток, слева запад. (Атлас с.8, рис. вверху).
Задание №3
Практическая работа «Составление карты боевого пути Суркова П.Н.».
№п/п | Азимут | Название города (куда попал) |
1 | От с. Ермаковское, 30° - на северо-восток | Красноярск |
2 | От Красноярска, 270° - на запад | Новосибирск |
3 | От Новосибирска, 285° - на северо-запад | Волгоград (Сталинград) |
4 | От Волгограда (Сталинград), 340° - на север | Киев |
5 | От Киева, 40° - на северо-восток | Республика Беларусь,Гомельская область(г. Калинковичи) |
Карта боевого пути Суркова П.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Политическая карта мира- задания в контурной карте- 10 класс
Данная работа проверяет знание стран мира на карте, группировки и типологию стран в контурной карте....
«БОЕВОЙ ПУТЬ ГРИГОРИЯ САФРОНОВИЧА АСЕЕВА, ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА»
Предоставлена информация о Герое советского союза Асееве Г.С. Перечислены факты боевых действий, наградные материалы и др....
Презентация о боевом пути героя. (подготовили ученики 3-В класса Малышевы Евдокия и Даниил)
Мы хотим рассказать вам про своего дедушку – Громадского Василия Васильевича.Он родился в 1926 году, и когда ему было 17 лет, он поступил в военное училище, а в 1944 году попал на фронт.Наш деду...
Статья "Жизнь во имя Победы. Межрегиональная экспедиция в Партизанский край "По боевому пути народных мстителей", посвященная 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Михаила Харченко, командира отряда "Грозный" Второй ЛПБ"
Из опыта военно-патриотического воспитания учащихся школы №104 имени Героя Советского Союза М.С. Харченко. В статье раскрываются методы подготовки и проведения историко-краеведческих экспедиций в Парт...
Технологическая карта урока на тему: "А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя. Пётр Гринёв: жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»).
Технологическая карта урока...
Презентация - К 75 - летию Великой Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 г.г. Боевой путь простого советского солдата. Пособие к теме «Будь смелым». по Обществознанию в 6 классе.
В этой презентации содержится материал о трудностях фронтовой жизни простых советских солдат в годы Великой Отечественной Войны, важно донести до сознания учащихся, что преодолеть эти трудности было т...
Список номенклатура для заполнения контурной карты и зачета по карте по теме "Пространства России. Границы, крайние точки, береговая линия."
Список номенклатура для заполнения контурной карты и зачета по карте по теме "Пространства России. Границы, крайние точки, береговая линия." Подходит в качестве раздаточного мате...