Географические игры в школе с обучающимися с ОВЗ
методическая разработка по географии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Географические игры в школе с обучающимися с ОВЗ
Аннотация.В статье предлагаются разработки дидактических игр по географии для обучающихся с ОВЗ в инклюзивных классах средних общеобразовательных учреждений.
Ключевые слова: инклюзивное образование, обучающиеся, школьная география, дидактическая игра.
География формирует у обучающихся понимание научной картины мира, знакомит с современным миром. Кроме того, данный школьный предмет,согласно ФГОС ООО и ФГОСС ОО,призван,втомчисле,сформироватьуучащихсянавыкисамостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания. Выработка таких навыков особенно важна для учеников с ограниченными возможностями здоровья.
Рассмотрим некоторые общие дидактические особенности проведения урока в инклюзивном классе [4]. При проведении урока в инклюзивном классе преподаватель должен иметь в виду небольшую заинтересованность в учебе школьника с ОВЗ, его быстрое уставание отмонотоннойработы.Поданнымпричинамучительобязанпереключатьтакихучениковнавыполнениеразличныхвидовработ.Этоповышаету школьников познавательную активность, у них постепенно развиваетсятворческоемышлениеисообразительность.Вучебнойработепреподавателю важно создать условия, при которых у данных учащихся может вырабатываться установка на успех, на принятие помощичужоговзрослого.Всвязисчем,задания,упражненияспециальноподбираются так, чтобы ученик самостоятельно смог их выполнить,увидел свои ошибки и исправил их. Школьники с ОВЗ эмоциональночувствительны, и, поэтому могут добиться успеха в учебе в тихой,доброжелательной, т.е. в камерной обстановке. А для этого на уроках унихдолженбыть найдендоверительныйконтактспедагогом.
Итак,накопленныйучителямиопытпоработевинклюзивныхклассах делаетактуальным:
- применениевобучениидифференцированногоподхода;
- ориентациюнаиндивидуальноеразвитиеобучающихся;
- применениедидактическихигрнауроке.
Использование в инклюзивных классах на уроках географии игрявляетсяважнейшимметодомпобужденияинтересакучебно-познавательной работе учеников с ОВЗ [1]. Дидактические игры приэтом выполняют важные образовательные и воспитательные функции.Не случайно, игра – это полигон человеческой практики. Игровая технология эффективна для развития творческого воображения, для установления взаимоотношений между ровесниками. В ходе игр школьникизнакомятсясправиламиповеденияинравственныминормами. Крометого,онизаметноповышаютработоспособность,развиваютинтерес к обучению, улучшают настроение и снимают усталость. Учителями отмечается ряд недостатков и достоинств использования игровойдеятельностинауроке (таблица 1).
Таблица1
Недостаткиидостоинстваигровойдеятельностинаурокахгеографии
(составленоавторомпоразнымисточникам)
Достоинства | Недостатки |
1.Увеличениеинтереса | 1.Проблемаорганизацииитрудностисповедением |
2.Включениемыслительнойдеятельности | 2.Отнимаютбольшуючастьвременинауроке |
3.Эффективноеусвоениематериала | 3.Недлякаждогоматериала |
4.Организацияколлектива | 4.Необходимабольшаяподготовка |
5.Прогрессированиемышления | 5.Сложностьоцениваниякаждогошкольника |
6.Заменавидадеятельности | 6.Непозволяетформированиесистемызнаний |
7.Конкуренция,открытость | 7.Работаютодниитежешкольника |
8.Возрастаниетворческихспо-собностей | 8.Непредсказуемостьситуации |
9.Выработкаответственности | – |
10.Лучшийметодзапоминания | – |
Существует несколько классификаций дидактических игр в зависимости оттого,какиепринципывнихзаложены[2].Рассмотримклассификации, которые на наш взгляд подходят для уроков географиивинклюзивномклассе(таблица 2).
Таблица2
Классификациядидактическихигр
(составленоавторомнаосноверазныхисточников)
Видигры | Название | Краткоеописание |
Повидудеятельности | Интеллектуальные | Заданияналогическоемышление |
Энергичные | Творческиеактивныедействия,поопределенному сюжету | |
Социальные | Взаимодействиевобществе | |
Психологические | Деятельность,котораяпреображаетреальность | |
Релаксационные | Снятиепсихоэмоциональногонапряжения и создание положительногоэмоциональногофона | |
Поэтапупедагогическогопроцесса | Информационные | Добычаиобработкаинформации |
Тренинговые | Интенсивноеобучение | |
Контрольные | Проверказнанийпослеизученногоматериала | |
Диагностические | Анализпроцесса | |
По игровойметодике | Драматизация | Создаетсяпоготовомусюжетуизкниги |
Соревнования | Ктобыстрееилучшевыполнит | |
Деловые | Адаптациякреальнымусловиям | |
Ролевые | Превращениев«Литературногогероя» | |
По количествуучастников | Индивидуальные | Каждыйполучаетразныезадания |
Парные | Соседпопарте | |
Коллективные | Порядам,пожребию | |
По характерупознавательнойдеятельности | Репродуктивные | Многократноевоспроизведениеужеполученныхзнанийидействий |
Продуктивные | Совместнаядеятельностьпедагогаиученика | |
Творческие | Сюжетно-ролевые,режиссерские,театрализованные | |
По временипроведения | Частьурока | Минут10-20отуроков |
Урокполностью | 40(45)минут |
Опытработыучителей-географоввинклюзивныхклассахнагляднодемонстрируетважностьприменениянаурокахгеографииигровыхметодик. Дидактические игры, которые используются учителями, разнообразны, в первую очередь, по степени сложности. Крометого,учащимсятребуется продолжительное время и для приобретения, и для трансформации информации. Учительницей установлено, что в ходе дидактическихигруучениковэффективнееформируютсянеобходимыенавыки и умения по географии. Ученики активнее усваивают материалурока,географическую карту.
Учителягеографии, работающиевинклюзивныхклассах, частоиспользуютигры, которыемалоизвестны.Обучающийихэффектбольшой, поэтому они могут быть интересны учителям. Познакомимсяснекоторымииз них:
- «Поместитенастенучасы». Чтобыпомочьученикамначатьразбиратьсявгеографиичасовыхпоясов, дляэтогопоместитенастенучасыв классе. Установите один час на местное время. Выберите множествокрупных городов по всей территории в России и мира, чтобы сравнитьдругоевремянаселенногопункта.Отследитевремявтечениедня.Например, утром, когда у учащихся только начинаются уроки. Можнопоговоритьотом,чтопроисходитвэтовремяулюдейвдругихчасовыхпоясах.Вытакжеможетеиспользоватьчасывкачественачальнойточки,чтобыобъяснить,какДолготаичасовыепоясасвязанымеждуссобой;
- «Путешествия с технологией». Каждый ученик исследует государство и два города в нем, чтобы создать туристскую брошюру. Этоотличный способ объединить навыки письма, технологию, графическийдизайнигеографиюводинпроект;
- «Создание автобиографических карт островов». В шестом классе можно начать год с создания карты острова. Сначала они выполняют автобиографическую съемку, а затем используют свои творческиеспособностиизнанияобусловныхзнакахдлясозданиясвоихкарт;
- «Глобальная игра «Прятки». Игра, которая помогает учащимсяпонять, долготу и широту, узнавая о континентах, странах и городахмира. Школьники начинают со сбора данных о Земле на основе широты,долготы исезонныхизменений;
- Игра «Путешествие на карте». Игра предлагает учащимся создатькартупутешествийглавноголитературногогероя,включаяназвание,масштабикомпас;
- Игра «Держите весь мир в ваших руках». Игра «брось Глобус»заключается в бросании шарика – надувного глобуса. Когда ученикловит его, он должен сказать классу, какой континент или океан касается его большого пальца правой руки. Если он что-то знает о местоположении,то делитсяим склассом,заэто –бонус;
- Игра «Знакомство с продуктами по всему миру». По интерактивной доске ученик показывает расположение ведущих отраслей растениеводства в каждой стране. Дополнительно можно выяснить, гдеурожайтойилиинойкультурывбудущем больше?
Нами разработаны простые географические игры для учеников с ОВЗ для 5-8 классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Географическая игра "Мы строим завод" (9 класс).
Географическая игра "Мы строим завод" для учащихся 9 класса (создание проекта нового металлургического предприятия) ....
Географическая игра «Морской бой»
Игра расчитана на учащихся 7-9 классов. Цель игры - обобщение полученных знаний. Правила игры универсальны и подходят для использования в преподавании ЛЮБОГО ПРЕДМЕТА....
Географическая игра «Морской бой»
Игра расчитана на учащихся 7-9 классов. Цель игры - обобщение полученных знаний. Правила игры универсальны и подходят для использования в преподавании ЛЮБОГО ПРЕДМЕТА....
Географические игра с использованием карт
Уважаемые коллеги! Предлагаю различные типы географических игр с использованием карты.Эти игры могут проходить как индивидуально, так и в х...
Интеллектуальная географическая игра "Географический алфавит"
Данная познавательная географическая игра проводится в рамках недели географии.Здесь представлены вопросы не только по программе, но и вопросы выходящие за ее пределы. Игру можно провести как в паралл...
Игра по станциям для обучающихся начальной школы "Мой город- Ленинград!"
Это не оригинальная идея. Однако в соавторстве с моими учениками, мы постарались привнести в нее новое.Игра по станциям поможет детям, которые выросли уже вне СССР понять некоторые аспекты жизни людей...
Географическая игра для обучающихся 9 класса "Геокруиз"
Географическая игра для обучающихся 9 класса « Геокруиз»...