Географические игры в школе с обучающимися с ОВЗ
методическая разработка по географии (7 класс)

Пашинова Оксана Николаевна

Географические игры в школе с обучающимися с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Географические игры в школе с обучающимися с ОВЗ

Аннотация.В статье предлагаются разработки дидактических игр по географии для обучающихся с ОВЗ в инклюзивных классах средних общеобразовательных учреждений.

Ключевые слова: инклюзивное образование, обучающиеся, школьная география, дидактическая игра.

География формирует у обучающихся понимание научной картины мира, знакомит с современным миром. Кроме того, данный школьный предмет,согласно ФГОС ООО и ФГОСС ОО,призван,втомчисле,сформироватьуучащихсянавыкисамостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания. Выработка таких навыков особенно важна для учеников с ограниченными возможностями здоровья.

Рассмотрим некоторые общие дидактические особенности проведения урока в инклюзивном классе [4]. При проведении урока в инклюзивном классе преподаватель должен иметь в виду небольшую заинтересованность в учебе школьника с ОВЗ, его быстрое уставание отмонотоннойработы.Поданнымпричинамучительобязанпереключатьтакихучениковнавыполнениеразличныхвидовработ.Этоповышаету школьников познавательную активность, у них постепенно развиваетсятворческоемышлениеисообразительность.Вучебнойработепреподавателю важно создать условия, при которых у данных учащихся может вырабатываться установка на успех, на принятие помощичужоговзрослого.Всвязисчем,задания,упражненияспециальноподбираются так, чтобы ученик самостоятельно смог их выполнить,увидел свои ошибки и исправил их. Школьники с ОВЗ эмоциональночувствительны, и, поэтому могут добиться успеха в учебе в тихой,доброжелательной, т.е. в камерной обстановке. А для этого на уроках унихдолженбыть найдендоверительныйконтактспедагогом.

Итак,накопленныйучителямиопытпоработевинклюзивныхклассах делаетактуальным:

  • применениевобучениидифференцированногоподхода;
  • ориентациюнаиндивидуальноеразвитиеобучающихся;
  • применениедидактическихигрнауроке.

Использование в инклюзивных классах на уроках географии игрявляетсяважнейшимметодомпобужденияинтересакучебно-познавательной работе учеников с ОВЗ [1]. Дидактические игры приэтом выполняют важные образовательные и воспитательные функции.Не случайно, игра – это полигон человеческой практики. Игровая технология эффективна для развития творческого воображения, для установления взаимоотношений между ровесниками. В ходе игр школьникизнакомятсясправиламиповеденияинравственныминормами. Крометого,онизаметноповышаютработоспособность,развиваютинтерес к обучению, улучшают настроение и снимают усталость. Учителями отмечается ряд недостатков и достоинств использования игровойдеятельностинауроке (таблица 1).

Таблица1

Недостаткиидостоинстваигровойдеятельностинаурокахгеографии

(составленоавторомпоразнымисточникам)

Достоинства

Недостатки

1.Увеличениеинтереса

1.Проблемаорганизацииитрудностисповедением

2.Включениемыслительнойдеятельности

2.Отнимаютбольшуючастьвременинауроке

3.Эффективноеусвоениематериала

3.Недлякаждогоматериала

4.Организацияколлектива

4.Необходимабольшаяподготовка

5.Прогрессированиемышления

5.Сложностьоцениваниякаждогошкольника

6.Заменавидадеятельности

6.Непозволяетформированиесистемызнаний

7.Конкуренция,открытость

7.Работаютодниитежешкольника

8.Возрастаниетворческихспо-собностей

8.Непредсказуемостьситуации

9.Выработкаответственности

10.Лучшийметодзапоминания

Существует несколько классификаций дидактических игр в зависимости оттого,какиепринципывнихзаложены[2].Рассмотримклассификации, которые на наш взгляд подходят для уроков географиивинклюзивномклассе(таблица 2).

Таблица2

Классификациядидактическихигр

(составленоавторомнаосноверазныхисточников)

Видигры

Название

Краткоеописание

Повидудеятельности

Интеллектуальные

Заданияналогическоемышление

Энергичные

Творческиеактивныедействия,поопределенному сюжету

Социальные

Взаимодействиевобществе

Психологические

Деятельность,котораяпреображаетреальность

Релаксационные

Снятиепсихоэмоциональногонапряжения и создание положительногоэмоциональногофона

Поэтапупедагогическогопроцесса

Информационные

Добычаиобработкаинформации

Тренинговые

Интенсивноеобучение

Контрольные

Проверказнанийпослеизученногоматериала

Диагностические

Анализпроцесса

По игровойметодике

Драматизация

Создаетсяпоготовомусюжетуизкниги

Соревнования

Ктобыстрееилучшевыполнит

Деловые

Адаптациякреальнымусловиям

Ролевые

Превращениев«Литературногогероя»

По количествуучастников

Индивидуальные

Каждыйполучаетразныезадания

Парные

Соседпопарте

Коллективные

Порядам,пожребию

По характерупознавательнойдеятельности

Репродуктивные

Многократноевоспроизведениеужеполученныхзнанийидействий

Продуктивные

Совместнаядеятельностьпедагогаиученика

Творческие

Сюжетно-ролевые,режиссерские,театрализованные

По временипроведения

Частьурока

Минут10-20отуроков

Урокполностью

40(45)минут

Опытработыучителей-географоввинклюзивныхклассахнагляднодемонстрируетважностьприменениянаурокахгеографииигровыхметодик. Дидактические игры, которые используются учителями, разнообразны, в первую очередь, по степени сложности. Крометого,учащимсятребуется продолжительное время и для приобретения, и для трансформации информации. Учительницей установлено, что в ходе дидактическихигруучениковэффективнееформируютсянеобходимыенавыки и умения по географии. Ученики активнее усваивают материалурока,географическую карту.

Учителягеографии, работающиевинклюзивныхклассах, частоиспользуютигры, которыемалоизвестны.Обучающийихэффектбольшой, поэтому они могут быть интересны учителям. Познакомимсяснекоторымииз них:

  • «Поместитенастенучасы». Чтобыпомочьученикамначатьразбиратьсявгеографиичасовыхпоясов, дляэтогопоместитенастенучасыв классе. Установите один час на местное время. Выберите множествокрупных городов по всей территории в России и мира, чтобы сравнитьдругоевремянаселенногопункта.Отследитевремявтечениедня.Например, утром, когда у учащихся только начинаются уроки. Можнопоговоритьотом,чтопроисходитвэтовремяулюдейвдругихчасовыхпоясах.Вытакжеможетеиспользоватьчасывкачественачальнойточки,чтобыобъяснить,какДолготаичасовыепоясасвязанымеждуссобой;
  • «Путешествия с технологией». Каждый ученик исследует государство и два города в нем, чтобы создать туристскую брошюру. Этоотличный способ объединить навыки письма, технологию, графическийдизайнигеографиюводинпроект;
  • «Создание автобиографических карт островов». В шестом классе можно начать год с создания карты острова. Сначала они выполняют автобиографическую съемку, а затем используют свои творческиеспособностиизнанияобусловныхзнакахдлясозданиясвоихкарт;
  • «Глобальная игра «Прятки». Игра, которая помогает учащимсяпонять, долготу и широту, узнавая о континентах, странах и городахмира. Школьники начинают со сбора данных о Земле на основе широты,долготы исезонныхизменений;
  • Игра «Путешествие на карте». Игра предлагает учащимся создатькартупутешествийглавноголитературногогероя,включаяназвание,масштабикомпас;
  • Игра «Держите весь мир в ваших руках». Игра «брось Глобус»заключается в бросании шарика – надувного глобуса. Когда ученикловит его, он должен сказать классу, какой континент или океан касается его большого пальца правой руки. Если он что-то знает о местоположении,то делитсяим склассом,заэто –бонус;
  • Игра «Знакомство с продуктами по всему миру». По интерактивной доске ученик показывает расположение ведущих отраслей растениеводства в каждой стране. Дополнительно можно выяснить, гдеурожайтойилиинойкультурывбудущем больше?

Нами разработаны простые географические игры для учеников с ОВЗ для 5-8 классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Географическая игра "Мы строим завод" (9 класс).

Географическая игра "Мы строим завод" для учащихся 9 класса (создание проекта нового металлургического предприятия) ....

Географическая игра «Морской бой»

Игра расчитана на учащихся 7-9 классов. Цель игры - обобщение полученных знаний. Правила игры универсальны и подходят для использования  в преподавании ЛЮБОГО ПРЕДМЕТА....

Географическая игра «Морской бой»

Игра расчитана на учащихся 7-9 классов. Цель игры - обобщение полученных знаний. Правила игры универсальны и подходят для использования  в преподавании ЛЮБОГО ПРЕДМЕТА....

Географические игра с использованием карт

Уважаемые коллеги!    Предлагаю различные типы географических игр с использованием карты.Эти игры могут проходить как индивидуально, так и в х...

Интеллектуальная географическая игра "Географический алфавит"

Данная познавательная географическая игра проводится в рамках недели географии.Здесь представлены вопросы не только по программе, но и вопросы выходящие за ее пределы. Игру можно провести как в паралл...

Игра по станциям для обучающихся начальной школы "Мой город- Ленинград!"

Это не оригинальная идея. Однако в соавторстве с моими учениками, мы постарались привнести в нее новое.Игра по станциям поможет детям, которые выросли уже вне СССР понять некоторые аспекты жизни людей...

Географическая игра для обучающихся 9 класса "Геокруиз"

Географическая игра для обучающихся 9 класса « Геокруиз»...