Презентация "Формирование естественно-научной грамотности на уроках географии"
методическая разработка по географии

Морозова Екатерина Валентиновна

Описание видов упражнений, технологий, используемых при формировании ЕН грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eng_master-klass_2.docx26.56 КБ
PDF icon master_klass2.pdf1.3 МБ

Предварительный просмотр:

Направления заданий по формированию естественно-научной грамотности вы можете видеть на слайде.

Методов и приемов формирования естественно-научной грамотности существует достаточно. Но если проводить анализ имеющейся информации по распространению опыта педагогов в сети-интернет, то можно увидеть, что некоторые педагоги  пытаются адаптировать знакомые им приемы под это исследование.

Но если мы проанализируем задания, которые используются в исследованиях PISA, то нам вряд ли встретятся всеми нами любимые «Фиш-бэун»,синквейны,любимые детьми тесты, и т.д.

Задания, используемые в исследовании, построены по типу «Кейс - технологии». Технология решения кейсов в наши дни нам знакома, мы что-то про них слышали. Но для того, чтобы применять их на практике, необходимо владеть в достаточной степени элементами этой технологии так как они затратны по времени подготовки и способам подбора заданий.

Давайте рассмотрим подробнее, проанализируем и попробуем применить на практике некоторые из заданий и решим кейс на тему «Горные породы в строительстве».

Работа с кейсами будет оправданной, т.к. с практической  точки зрения – это уже готовый конспект урока.

Рабочая группа!Ваша задача сейчас – познакомиться с материалами листа № 1. (вступление). у вас будет 3 минуты на то, чтобы познакомиться с представленной информаций. Приступаем к работе!

Сюжет комплексного задания «Горные породыв строительстве» связан с использованием природных каменных материалов в строительстве,в том числе для сооружения выдающихся памятников каменного зодчества, являющихся архитектурными шедеврами. При выполнении этого комплексного задания учащиеся, а в нашем случае – члены рабочей группы,  могут продемонстрировать умения анализировать и интерпретировать данные, делать выводы, объяснять факты, явления и процессы на основе имеющихся естественнонаучных знаний. В целом, это комплексное задание относится к содержательной области «Науки о Земле и Вселенной»

Каким образом можно начать урок? Как можно ввести тему?

Например, приложить к заданию эпиграф – строки из стихотворения Валерия Брюсова «Камни»: «…Из вас воздвигали мыхрамы, / Из вас мы слагали дворцы и жилища...».

 Или подойти более творчески и предложить рассмотреть фотографии всемирно известных архитектурных памятников и ответить на вызывающий вопрос «Куда пропал нос у египетского сфинкса?», или «Успеют ли наши потомки посетить Тадж Махал?»

2. Давайте узнаем, над чем работала рабочая группа в это время?

Коллеги! У вас был лист с некоторой информацией. Скажите, пожалуйста, каково было содержание этого материала.

ОТВЕТ: мы познакомились с классификацией горных пород с точки зрения их происхождения. Вспомнили, что на основе данной классификации выделяют магматические, осадочные и метаморфические горные породы, а также вспомнили их основные характеристики.

Познакомились с физическими свойствами мрамора, кварцита и сланцев.

3. уважаемые коллеги рабочей группы! предлагаю вам на основе прочитанного материала познакомиться с содержанием и выполнить задания 1 и 2 нашего кейса.

А мы коллеги, вернемся с вами к типологии заданий, которые используются при составлении заданий по аналогии с ПИЗА.

Первый и самый распространенный тип заданий – это «Интерпретация данных и использование доказательств для получения выводов». Сюда отнести задания с развернутым ответом, задания с выбором одного правильного ответа, или нескольких правильных ответов.

Данный тип заданий направлен  на анализ, интерпретацию данных и составление соответствующих выводов либо на применение соответствующих ЕН знаний.

Над чем сейчас работают наши участники?.

Сюжет заданий 1 и 2 связан с важнейшими физико-механическими свойствами каменных материалов, которые обусловливают их применение в строительстве. Задания предполагают интерпретацию представленной в графической форме информации о водопоглощении различных образцов сланцев и формулирование на этой основе соответствующих выводов.

Формат ответа на задание 1 – выбор одного правильного ответа.

На задание № 2 необходимо дать развернутый ответ.

Посмотрите, пожалуйста, на содержательную сторону задания 1: на основе имеющегося графика следует отметить правильное утверждение из тех, что предложены в качестве ответа, которое характеризуетводопоглощение образцов камней в зависимости от их пористости.

В задании 2 с развёрнутым ответом, используя информацию предложенной столбчатой диаграммы о применении камней с различным значением водопоглощения,необходимоне просто выбрать образец материала, наиболее подходящий для облицовки здания, но и обосновать письменно  свой выбор.

Коллеги рабочей группы! Давайте проверим ваши ответы:____________

Следующая группа заданий, используемая при работе над ЕН грамотностью – это научное объяснение явлений. Можно увидеть, что задания хоть и носят одинаковое название, но цель у них совершенно иная.

Если при интерпретации данных и использовании научных доказательств для получения выводов основная цель – анализ, интерпретация данных и соответствующие выводы, то здесь цели заданий немного иные.

Давайте рассмотрим таблицу

1. Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

2. Научное объяснение явлений

ЗАДАНИЕ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ

  • анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы;
  • применение соответствующих ЕН знаний

- применение соответствующих ЕН знаний
- распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления
- предлагать объяснительные гипотезы

2. Задание с выбором одного правильного ответа;

2. Сложный множественный выбор

3. Задание с выбором нескольких правильных ответов

3. Задание  с выбором нескольких правильных ответов

4. Задание на установление соответствия элементов из двух списков
-
применять соответствующие ЕН знания

Давайте разберем типологию задания № 3, над которым сейчас работает рабочая группа.

Коллегам необходимо дать развернутый ответ на поставленные вопросы, применив соответствующие знания.

Выполнение этого задания направлено на формирование умения применять соответствующие ЕН знания, на основе которых можно охарактеризовать физическое выветривание, обуславливающее разрушение камней под действием воды, и химическое выветривание, обусловливающее разрушение камней под действием кислотных дождей.

Давайте заслушаем ответы на вопросы.

Еще одним типом заданий, которые могут быть использованы в исследовании ПИЗА, является понимание особенностей ЕН исследования.

Хоть на этот тип предлагается всего два варианта заданий, но они носят более сложный характер.

Рабочая группа. Вам предстоит выполнить последнее задание, задание № 4. Приступите, пожалуйста, к работе.

А мы с вами коллеги, проведем анализ заданий. Посмотрите на экран.

1. Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

2. Научное объяснение явлений

3. Понимание особенностей естественнонаучных исследований

ЗАДАНИЕ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ

  • анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы;
  • применение соответствующих ЕН знаний

- применение соответствующих ЕН знаний
- распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления
- предлагать объяснительные гипотезы

- предлагать объяснительные гипотезы

- оценивать и описывать способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надежность данных и достоверность объяснений/полученных результатов

- оценивать с научной точки зрения предлагаемые способы изучения данного вопроса

- распознавать вопрос, исследуемый в данной естественнонаучной работе

2. Задание с выбором одного правильного ответа;

2. Сложный множественный выбор

2. Сложный множественный выбор

- распознавать вопрос, исследуемый в данной ЕН работе

3. Задание с выбором нескольких правильных ответов

3. Задание  с выбором нескольких правильных ответов

4. Задание на установление соответствия элементов из двух списков

Давайте посмотри, над каким заданием работают наши коллеги в группе?

В этом задании необходимо объяснить, почему с помощью полировки поверхности камней и использования химических покрытий можно продлить долговечность сооружений из камня.

Задание предполагает развернутый мотивированный ответ, что практически всегда вызывает у школьников затруднения. А вызвало ли затруднение это задание у нашей рабочей группы? Давайте послушаем, какой вывод сделали они.

Кроме того, следует отметить, что задания 2, 3, 4 с развернутым ответом, которые выполнили сейчас коллеги, направлены на формирование метапредметного умения адекватно использовать речевые средства для решения поставленных задач.

Ну так что, коллеги. Почему у сфинкса нет носа? Находит ли свое подтверждение гипотеза из Википедии, что его отсутствие можно объяснить, как естественное разрушение камня. Какой может быть причина современного облика этого памятника?  – многовековое действие ветра и влаги.

Данное комплексное задание имеет междисциплинарный характер и может быть использовано при изучении тем «Магматические, осадочные и метаморфические породы», «Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Виды выветривания» в курсе географии, темы «Тепловое расширение и сжатие» в курсе физики в 8 классе, тем «Кислотные оксиды», «Оксиды серы», «Оксиды азота», «Кислоты», «Соли угольной кислоты: карбонаты» в курсе химии в 8 и 9 классах.

        

Таким образом, сегодня в нашей стране существует проблема повышения качества ЕН образования, приступать к решению которой следует, начиная с начальной школы. Включение заданий, рассмотренных на нашем мастер-классе сегодня, в учебный процесс при изучении ЕН дисциплин не исключает применения заданий с традиционным, чисто предметным содержанием. Эти задания лишь расширяют спектр заданий для формирования ЕН грамотности обучающихся и позволяют формировать компетенции в соответствии с ФГОС и в соответствии с происходящими изменениями в системе образования.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования естественно-научной картины мира на уроках географии и химии

Работа освещает некоторые аспекты проведения бинарных урпоков  по географии и химии...

Выступление на заседании РП(М)О естественно-научных предметов на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках географии»

laquo;Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диа...

Разработка ситуационной задачи по естественно-научной функциональной грамотности для урока биологии по теме "Разнообразие птиц"

Решение практико-ориентированных заданий по формированию естественно-научной грамотности...

Задания для формирования естественно-научной грамотности на уроках географии

Задания для формирования естественно-научной грамотности на уроках географии...

Формирование естественно научной грамотности на уроках географии

Естественнонаучная грамотность - это один из аспектов функциональной грамотности....

Формирование естественно-научной грамотности на уроках географии

Данная презентация содержит информацию о развитии функциональной грамотности на уроках географии....