Программа кружка "Занимательная география"
рабочая программа по географии
Программа направлена на формирование интереса к предмету "География".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 27.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программе кружка«Занимательная география».
Программа кружка «Занимательная география» направлена на формирование интереса к
предмету, умений решения не стандартных заданий повышенной сложности, т.к. в настоящее время
снижен интерес к предмету В значительной степени это объясняется тем, что на уроках географии
учащиеся имеют недостаточно возможностей для тренировки коммуникативного умения как в устной, так и в письменной формах. Поэтому даже выпускники с хорошим в целом уровнем подготовки не умеют четко, географически грамотно излагать свои мысли. Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так ивнеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда, формируется потребность применять знания в повседневной жизни.
Программа является комплексной программой формирования знаний, установок, личностных ориентиров, которая обеспечивает формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных действий.
Педагогическая целесообразность:
Состоит в том, что в еѐ содержание внесены темы, которые не изучается учащимися в рамках
образовательной программы.
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
- формах и методах обучения (дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, экскурсии);
- принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
- методах контроля (тестирование, анализ результатов конкурсов).
- средствах обучения (карты, атласы, глобус, энциклопедии и др.)
Цели:
- освоение знаний об основных географических понятиях;
- овладение умением решения заданий;
- развитие познавательных интересов, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к предмету, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
Задачи :
1.Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой
деятельности при выполнении заданий.
2.Формирование умения школьников работы с источниками географической информации.
3.Формирование навыка исследовательской деятельности при решении проблемных вопросов
географии.
4.Воспитание географической культуры школьников.
Программа «Занимательная география» рассчитана на 34 часа, из расчета - 1 час в неделю.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом
направлении приоритетами для программы являются:
-формировать у учащихся навыки решения заданий;
-обеспечить условия для раскрытия творческих способностей учащихся, повышения качества
подготовки учащихся по предмету.
- отрабатывать у обучающихся понимание общественной потребности в географических знаниях;
- формировать у них отношение к географии как возможной области будущей практической
деятельности;
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ
является содержательный аспект: на занятиях кружка обучающиеся имеют возможность в полном
объеме получать знания, которые им необходимы для жизни и деятельности.
Эта программа объединила в себе теоретические сведения из области географии, биологии, истории,
демографии, агроклиматологии.
Данная интеграция помогает сформировать у обучающихся целостное
восприятие окружающего мира, выработать собственную точку зрения на важнейшие проблемы, найти свое место в жизни.
Направленность предлагаемого курса:
-по содержанию: предметная
-по функциональному предназначению: учебно-познавательная
-по форме организации: кружок
-по времени реализации: годичная
Программа предусмотрена на один год обучения. По расписанию занятия проводятся по
40 минут. Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.
Ожидаемые результаты:
Предметным результатом освоения программы «Занимательная география» является:
- умение работать с разными источниками географической информации;
-умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- картографическая грамотность;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, вести мониторинг за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий, оценивать их последствия.
- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания;
- умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных
катастроф.
Метапредметные результаты заключаются в формировании и развитии познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- способностью к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения
управлять своей учебной деятельностью.
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение,
передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
- умение взаимодействия с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных
ролей, представлять себя, вести дискуссию;
- умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках, принимать решения.
Личностным результатом обучающихся по программе «Занимательная география»
является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этнических принципов и норм поведения.
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и
рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни людей,
толерантность.
Образовательные результаты предусматривают :
- овладение системой географических знаний и умений практической направленности;
- навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Место учебного курса в учебном плане.
Рабочая программа «Занимательная география» рассчитан на 34 ч. в год (1 час в неделю).
В программе предусмотрены как теоретические занятия , так и практические работы в том числе на местности. В процессе изучения курса формируются знания и умения работы с картой, умения сравнивать и анализировать материалы, расширяет кругозор, прививает любовь к родному краю.
Содержание кружка «Занимательная география»
№ п\п | Название темы | Содержание темы |
1 | Введение. Программа кружка. 1 час | Организация занятий. Требования к работе. Определение требований к учебной организации учащихся в ходе реализации программы кружка. |
2 | Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества. 11 часов | Основные источники географической информации: глобус, справочники. Карта – величайшее творение человечества. Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. История географической карты, глобуса. Великие учѐные древности и современности, внѐсших вклад в развитие науки география. По следам географических открытий. Без карты нет географии. Их имена на географической карте. Приключения с географией (история географических названий) Пособия: атлас, географические карты, портреты учѐных – географов. |
3 | Загадки географических оболочек Земли. 21 час | Удивительное разнообразие оболочек Земли. Литосфера- каменная оболочка Земли. Неразгаданные тайны глубин земли. Геологическое прошлое планеты. Загадки атмосферы. Живые барометры. Проблемы изменения климата и как следствие- природы планеты. Природа и здоровье человека. Загадки Мирового океана. Рекорды океанов «Самая, самое, самый». Атлас несуществующих земель. Биосфера. Эти удивительные растения (лекарственные растения вокруг нас).Красная книга. Оборудование и пособия: видеоматериал «История развития жизни на планете Земля» энциклопедии, справочники, хрестоматии. |
4 | Итоговое занятие 1 час | Обобщение и контроль усвоения материала по программе. Итоговое тестирование учащихся. Самоанализы учащихся по работе кружка. |
34 часа |
Распределение часов
№ п\п | Наименование тем | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Введение. Программа кружка | 1 | 1 | 0 |
2 | Ориентирование | 11 | 5 | 6 |
3 | Жизнь земной коры | 5 | 5 | 0 |
4 | Голубая планета | 8 | 6 | 2 |
5 | Воздушное покрывало | 5 | 3 | 2 |
6 | Земная планета. Человек на планете Земля. | 4 | 2 | 2 |
итого | 34 | 22 | 12 |
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение. Без географии вы нигде. Особенности Земли, как
планеты. Значение географии в жизни человека на разных этапах развития
человеческого общества. Ролевая игра «Катастрофа на воздушном шаре».
Географические задачи по теме «Географическая карта»
Без карты нет географии. Географическая карта. Свойства градусной сетки.
По следам географических открытий. Имена путешественников на карте мира и России.
Откуда эти названия. Топонимика. Географические карты Смоленской области.
Электронные карты.Интеллектуальная игра «Путешествие по карте».
Географические задачи по теме «Литосфера»
Камень – чудо природы и тайна её. Свойства и внешние признаки горных
пород и минералов. Минералы – сокровища Земли. Определение свойств
горных пород. Знакомство с таблицей для диагностики минералов.
Полезные ископаемые Смоленской области.
Географические задачи по теме «Гидросфера»
А куда мы без воды? И не туды, и не сюды. Удивительные озера.
Самые большие озера мира. Озера с уникальной соленостью.
Самые диковинные озера. В мире падающей воды. Знаменитые водопады мира и
России. Водопады мира - Анхель,Ниагарский, Игуасу,Виктория.
Водопады России – Кивач, Илья Муромец.
Викторина «Обыкновенное чудо».
Географические задачи по теме «Атмосфера»
Мы живем в воздушном океане. Сам себе синоптик. Загадки атмосферы. Живые барометры. Изменения в природе по сезонам года. Изменения, происходящие в природе в разные сезоны года.
Стихи и загадки о природе и явлениях происходящих в ней.
Географические задачи по теме «Биосфера»
Растения и животные Красной книги. Особенности животного и растительного мира.
По странам и континентам. Чудеса растительного мира. Чудеса животного
мира. Экологические проблемы, связанные с загрязнением окружающей
среды и обеднением видового разнообразия. Кто живет в родном краю?
Географические задачи по теме «Человек на планете Земля»
Население планеты. Подготовка к международному дню «День Земли».
Обычаи и традиции народов мира».Оценка экологических ситуаций и
выдвижение предложений по её улучшению.
Дидактические материалы:
1.География. Проекты и творческие работы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В.В. Николина,Е.К.Липкина, Москва «Просвещение» 2012.
2.География. Задания для подготовки к олимпиадам 6-8 классы.
Т.К.Торопова, И.В.Кривоногова, Волгоград «Учитель», 2015.
3.Задачи по географии. Пособие для учителей / Под редакцией А.С.Наумова.
Мосвка «Мирос», 1993.
4.Н.В.Болотникова География. Уроки – игры в школе. Волгоград.
Учитель. 2004
5.Яковлева Н.В. Проектная деятельность учащихся. География. Волгоград.
Учитель. 2008
6.А.С. Сиденко. Проекты, исследования в развивающееся школе. Москва.
Академия. 2007
7.Сборник методических материалов. Методы экологических
исследований. М. Журнал»Исследовательская работа школьников» 2006
Список литературы
1.География. Проекты и творческие работы. Пособие для
учителей общеобразовательных учреждений. В.В. Николина, Е.К.Липкина,
Москва «Просвещение» 2012.
2.География. Задания для подготовки к олимпиадам 6-8 классы.
Т.К.Торопова, И.В.Кривоногова, Волгоград «Учитель», 2015.
3.Задачи по географии. Пособие для учителей / Под редакцией А.С.Наумова.
Мосвка «Мирос», 1993.
4.Мир камня. Горные породы и минералы.Перевод с немецкого Т.Б. Здорик,
под редакцией Е.Я. Киевленко, Москва «Мир» 1986.
5.Страны мира. Энциклопедический справочник / Под редакцией С.А.
Семеницкого. Минск , 2008.
6. Энциклопедии «Растения», «Животные», «Птицы», «Народы
России», «Насекомые», Мосвка «Эксмо», 2007.
7. Журналы «Живописная Россия»
Журналы «География для школьников»
Журналы «Экология и жизнь»
Журналы «В мире животных»
Журналы «Свирель»
Журналы «ГЕО»
8. География:\" Развитие детей\" - География
детям Сайт:http://www.danilova.ru
9. География:Все для учителя
географии Сайт:http://geo.1september.ru
10. География:Энциклопедическая библиотека.
Сайт:http://megacollection.ru
11.Всемирный фонд дикой природы в России Сайт:www.wwf.ru
12.Природа России Сайт:priroda.ru
13.Детский Интернет-проект «Сохраним природу» Сайт:www. ecocoop.ru
14.«Малые острова России". Путеводитель по
достопримечательностям России Сайт:www. isles.ru
15.Все о геологии. Сайт:www.geo.web.ru
16.Каталог минералов Сайт:www. catalogmineralov.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Программа по географии 5 класс (ФГОС) «География. Введение в географию»
МАОУ Нижнеманайская ООШ Составила учитель географии Михайлова Маргарита АлександровнаПрограмма по географии 5 класс (ФГОС) «География. Введение в географию»...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...