Соседи Солнца
план-конспект урока по географии (5 класс)

Ерофеева Татьяна Владимировна

Цель урока: Развить представление о планетах земной группы, о Земле как части Вселенной, её месте в Галактике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sosedi_solntsa.docx85.43 КБ
Файл sosedi_solntsa.pptx1.34 МБ
Файл domashnyaya_rabota.docx13.51 КБ
Файл tablitsa.docx14.52 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

ТЕМА УРОКА: СОСЕДИ СОЛНЦА

Учитель Ерофеева Т.В.

Класс: 5

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-путешествие.

Цель:

  • сформировать понятие о Солнечной системе,
  • познакомить с планетами Солнечной системы,
  • сформировать представления о планетах земной группы.

Задачи через планируемые результаты:

  • углубить знания о Солнечной системе и планетах земной группы,
  • развитие познавательных интересов,
  •  умение работать в группе, с учебником, дополнительной информацией.

1.Личностные УУД: 

  • формирование способности к самоопределению,
  • осознание ценностей географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

2.ПредметныеУУД:

  • углубить знания о Солнечной системе и планетах земной группы.

3.МетапредметныеУУД:

Познавательные УУД: 

  • формирование умений работать с дополнительной информацией, текстом учебника,
  • умение выполнять логические операции,
  • формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: 

  • формирование речевой деятельности,
  • навыков сотрудничества,
  •  находить общее решение,
  • умение аргументировать свое предположение, взаимоконтроль, взаимопомощь.

Регулятивные УУД: 

  • формирование умения формулировать тему и цели урока,
  • слушать собеседника,
  •  управлять своей деятельностью,
  • принимать и сохранять учебную задачу

.

Оборудование: ПК, мультимедиапроектор,  мультимедийная  презентация к уроку

Ход урока:

  1. СЛАЙД №1 Орг. момент. Приветствие учащихся, пожелания  удачной совместной деятельности.

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей друзья за дело.

- СЛАЙД №1.1 Как называется наука, изучающая небесные тела? Астрономия

- СЛАЙД №1.2 Какие небесные тела Вам известны? Планеты, астероиды, кометы, метеоры, метеориты

- СЛАЙД №1.3 А, кто же совершает полеты в космос? Космонавты

- Ребята, кто-то из вас хотел бы быть космонавтом?

- А чем эта профессия интересна?

- Да, нам хотелось бы побывать на других планетах.

- Существует ли жизнь на других планетах, кроме планеты Земля?

- Мы можем сейчас ответить на этот вопрос?

 Сегодня нам предстоит разрешить эту загадку. -

- Чтобы разрешить эту загадку, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по планетам Солнечной системы.

        А, отправимся мы в путешествие с первым космонавтом, который совершил первый полет в космос. Что-то я запамятовала, как же его зовут? Юрий Алексеевич Гагарин

        СЛАЙД №2 видео «Полет Гагарина»

- СЛАЙД №3  Как называется планета, на которой мы живем? (Земля). 

- А можно Землю назвать соседкой Солнца?

 СЛАЙД №4 Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на рисунок, демонстрирующий планеты Солнечной системы.  (Да)

- Назовите планеты, являющиеся соседями Солнца.  (Меркурий, Венера, Земля, Марс). 

- Как будет называться наша тема урока? («Соседи Солнца»)

СЛАЙД №5

Работа в группах

     - Вернемся к нашей проблеме. Чтобы узнать, есть ли жизнь на других планетах, что нам нужно знать? (Характеристику планет)

-Как вы считаете, планета Земля обладает всеми условиями для жизни. Какими?

- Знаем ли мы, есть ли что-то из перечисленных характеристик планеты Земля на других планетах? (Мы не знаем)

- Значит мы об этом сейчас узнаем. Приступаем к проектной работе.

- Начинаем знакомство с планетами Солнечной системы и отправляемся в виртуальное космическое путешествие сейчас.

СЛАЙД №6 ВИДЕО «Планеты Солнечной системы»

   - Ребята, кто из вас знает способ запоминания цветов радуги?

СЛАЙД №7.1 (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.)

- Хотите использовать, для запоминания планет такой же способ?

СЛАЙД №7.2 Медвежонок Ветчину Закусил Малиной – (Меркурий, Венера, Земля, Марс). Стоп! Планет 8, а мы запоминаем 4.

Почему? Потому, что  именно они соседи Солнца, а это тема нашего урока.

- Ребята, а теперь, внимательно посмотрите на доску. Что вы видите? Чего на плакате не хватает?

- У нас нет самого главного – Планет.

 - Дети разделены на  четыре группы. Каждая группа распределяет роли, работает по алгоритму:

  1. Распределите роли:
  • «координатор» - организует работу в группе. Роль координатора состоит в том, что на нем лежит ответственность за организацию работы группы и за принимаемые решения. Он же оценивает работу каждого в группе.
  • «контролер» - фиксирует время работы группы (10 минут)
  • «информатор» - представляет проект решения проблемы у доски, фиксирует на доске работу группы.
  • «оформитель» - заносит отобранную информацию в таблицу.
  1. Изучите необходимые источники по данной теме: §10 учебника, с. 52-56; папку на рабочем столе «Дополнения о планетах»; информационную доску (работает вся группа под руководством «координатора»).  «Контролер» фиксирует время работы.
  2. Заполните таблицу «Характеристика планет Солнечной системы» фломастерами в соответствии с заданными параметрами (заносит информацию «оформитель»).
  3. Представьте готовый проект по планете группы (выступает «информатор»)

Те учащиеся, которые с сообщениями не выступают, должны:

  • внимательно ознакомиться с источниками, чтобы дополнить выступления интересными и важными фактами и сообщениями;
  • попытаться определить и обосновать свою точку зрения.

- Приступаем к проектной части урока. Для того, чтобы вам  легче было справиться с работой, предлагаю  ознакомиться с алгоритмом..Все необходимое есть у вас на столах. Вам нужно заполнить таблицу. В качестве образца представлен шаблон заполнения таблицы по планете-гиганту Юпитер. На следующем уроке мы будем говорить об этой планете.    Ученики используют текст учебника стр. 52-56, рассматривают  рис. 58-62 и шаблон заполнения таблицы по планете гиганту Юпитер, карточки  на столах

     

                        Характеристика планет Солнечной ситемы

Планеты

Удаленность от Солнца

Диаметр и масса

Особенности поверхности и температура планет

Атмосфера

Спутники

Мир живой и неживой природы

Юпитер

(образец)

778,3 млн.км.

143000 км

Облака с различными полосами,

t-130°С

Не имеет мезосферы

28 спутников. Самый большой Ганимед

Нет

Меркурий СЛАЙД №8  

     58 млн.км

4880 км и по массе схожа с Луной

Кратеры, горы, до

+ 400°С из-за близости  к Солнцу

Практически лишена атмосферы

Нет

Нет

Венера

СЛАЙД №9

108 мл .км

12 100 км

Холмистые равнины, есть горные равнины. Возвышается гигантский вулкан высотой 12 км. t – до +500° C

Плотная облачная атмосфера, которая состоит в основном из углекислого газа

Нет

Нет

Земля

СЛАЙД №10

Около 150 млн.км

Самая большая из планет земной группы – 12 742 км

Более 70% поверхности покрыто водой

Образованная азотом, кислородом и небольшим количеством углекислого газа

Луна- единственный естественный спутник Земли. Расстояние от Земли до Луны около 400 тыс.км.

Есть

Марс

СЛАЙД №11

228 млн.км.

В два раза меньше Земли

6790 км, в 10 раз меньше по массе Земли

Пустыни, кратеры, горы. Грунт богат железом. У полюсов планеты видны белые полярные шапки из замершей смеси воды и углекислого газа

Тонкая, разреженная атмосфера, образована углекислым газом

Два спутника – Деймос и Фобос, что означает «страх» и «ужас» во много раз меньше Луны

Заметна смена времен года. Размеры полярных шапок уменьшаются летом и увеличиваются зимой

Ученики выполняют практикум, демонстрируя  знания. Обмениваются полученной информацией.

Защита проектов.

Информаторы каждой группы представляют свою работу.

Оценивание работы внутри группы

- У вас на стол лежат листы самооценки.

Общий вывод по уроку:

Вернемся к нашей проблеме. Скажите, на какой планете из соседей Солнца может существовать жизнь (кроме планеты Земля)? (На Марсе)

- Почему? ( На Марсе есть, смесь воды и углекислого газа, смена времен года, на поверхности Марса есть пустыни, кратеры, горы; есть Северный и Южный полюс). 

- Наше путешествие подходит к концу!

- СЛАЙД №12 Прошу посмотреть на слайд и сделать вывод: почему планеты расположены так?

-Что хотел сказать вам автор этого коллажа? (Показан размер планет, автор хотел показать, насколько наша планета маленькая) Правильно, ребята. Наша планета маленькая и беззащитная, и надо ее беречь. Именно от нас зависит жизнь нашей планеты. Будущее планеты - в руках каждого человека, каждый должен проявить себя Человеком разумным. На этом наше путешествие по планетам – соседям Солнца завершено!

Спасибо большое за внимание! Удачи вам, отличных оценок и замечательного настроения!

Домашнее задание

  • §10,
  • напишите сочинение: «Планета, которая меня заинтересовала». Не надо давать характеристику планеты. Надо рассказать о том, почему вас планета заинтересовала!!!

Памятка

При выполнении домашней работы, пожалуйста, учитывайте мои пожелания:
Что требуется сделать, чтобы получить «5»:

1.        Минимум  10 предложений.

2.        Желательно использование картинок

3.        План к сочинению:

         1)        Вступление. Моя планета.

         2)        Основная часть. Особенности планеты

         3)        Заключение. Почему эта планета меня заинтересовала?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

Соседи Солнца

Слайд 13

Домашнее задание §10, напишите сочинение: «Планета, которая меня заинтересовала». Не надо давать характеристику планеты. Надо рассказать о том, почему вас планета заинтересовала!!! Памятка При выполнении домашней работы, пожалуйста, учитывайте мои пожелания: Что требуется сделать, чтобы получить «5»: 1. Минимум 10 предложений. 2. Можно использовать картинки по теме. 3. План к сочинению: 1) Вступление. Моя планета. 2) Основная часть. Особенности планеты 3) Заключение. Почему эта планета меня заинтересовала?



Предварительный просмотр:

Домашнее задание

  • §10
  • Творческое задание: напишите сочинение: «Планета, которая меня заинтересовала».

Не надо давать характеристику планеты.

Надо рассказать о том, почему вас планета заинтересовала!!!

Памятка

При выполнении домашней работы, пожалуйста, учитывайте мои пожелания:
Что требуется сделать, чтобы получить «5»:

1.        Минимум  10 предложений.

2.        Желательно использование картинок

3.        План к сочинению:

         1)        Вступление. Моя планета.

         2)        Основная часть. Особенности планеты

         3)        Заключение. Почему эта планета меня заинтересовала?

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Домашнее задание

  • §10
  • Творческое задание: напишите сочинение: «Планета, которая меня заинтересовала».

Не надо давать характеристику планеты.

Надо рассказать о том, почему вас планета заинтересовала!!!

Памятка

При выполнении домашней работы, пожалуйста, учитывайте мои пожелания:
Что требуется сделать, чтобы получить «5»:

1.        Минимум  10 предложений.

2.        Желательно использование картинок

3.        План к сочинению:

         1)        Вступление. Моя планета.

         2)        Основная часть. Особенности планеты

         3)        Заключение. Почему эта планета меня заинтересовала?

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Домашнее задание

  • §10
  • Творческое задание: напишите сочинение: «Планета, которая меня заинтересовала».

Не надо давать характеристику планеты.

Надо рассказать о том, почему вас планета заинтересовала!!!

Памятка

При выполнении домашней работы, пожалуйста, учитывайте мои пожелания:
Что требуется сделать, чтобы получить «5»:

1.        Минимум  10 предложений.

2.        Желательно использование картинок

3.        План к сочинению:

         1)        Вступление. Моя планета.

         2)        Основная часть. Особенности планеты

         3)        Заключение. Почему эта планета меня заинтересовала?

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Домашнее задание

  • §10
  • Творческое задание: напишите сочинение: «Планета, которая меня заинтересовала».

Не надо давать характеристику планеты.

Надо рассказать о том, почему вас планета заинтересовала!!!

Памятка

При выполнении домашней работы, пожалуйста, учитывайте мои пожелания:
Что требуется сделать, чтобы получить «5»:

1.        Минимум  10 предложений.

2.        Желательно использование картинок

3.        План к сочинению:

         1)        Вступление. Моя планета.

         2)        Основная часть. Особенности планеты

         3)        Заключение. Почему эта планета меня заинтересовала?



Предварительный просмотр:

Характеристика планет Солнечной системы «Соседи Солнца»

Планеты

Удаленность от Солнца

Диаметр и масса

Особенности поверхности и температура планет

Атмосфера

Спутники

Мир живой и неживой природы

Юпитер

(образец)

778,3 млн.км.

143000 км

Облака с различными полосами,

t-130°С

Не имеет мезосферы

28 спутников. Самый большой Ганимед

Нет

Меркурий  

Венера

Земля

Марс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Соседи Солнца."-урок в 5 классе по ФГОС

Поурочный план по ФГОС. География.5 класс. Учебник Баринова, Плешакова, Сонин....

Презентация к уроку:" Соседи Солнца"

Фотографии, интересное задание-кроссворд, основные понятия....

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Планеты - гиганты и маленький Плутон.Природоведение 5 класс (к учебнику А.А.Плешакова.Н.И.Сонина).

Уроки по теме: " Соседи Солнца" ( Планеты земной группы и Планеты гиганты и маленький Плутон).Тест: "Соседи Солнца"Презентация к урокам: "Соседи Солнца"...

Конспект урока для 5 класса «Соседи солнца»

Конспект урока для 5 класса по теме «Соседи Солнца» с применением системно-деятельностного подхода на уроке. По учебнику "География начальный курс. 5 класс " (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И....

соседи солнца

Тип урока: урок изучения нового материала.Форма урока: урок-путешествие.Цель: сформировать понятие о Солнечной системе, познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представления о планетах...