Соседи Солнца
план-конспект урока по географии (5 класс)
Цель урока: Развить представление о планетах земной группы, о Земле как части Вселенной, её месте в Галактике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sosedi_solntsa.docx | 85.43 КБ |
sosedi_solntsa.pptx | 1.34 МБ |
domashnyaya_rabota.docx | 13.51 КБ |
tablitsa.docx | 14.52 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс
ТЕМА УРОКА: СОСЕДИ СОЛНЦА
Учитель Ерофеева Т.В.
Класс: 5
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-путешествие.
Цель:
- сформировать понятие о Солнечной системе,
- познакомить с планетами Солнечной системы,
- сформировать представления о планетах земной группы.
Задачи через планируемые результаты:
- углубить знания о Солнечной системе и планетах земной группы,
- развитие познавательных интересов,
- умение работать в группе, с учебником, дополнительной информацией.
1.Личностные УУД:
- формирование способности к самоопределению,
- осознание ценностей географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
2.ПредметныеУУД:
- углубить знания о Солнечной системе и планетах земной группы.
3.МетапредметныеУУД:
Познавательные УУД:
- формирование умений работать с дополнительной информацией, текстом учебника,
- умение выполнять логические операции,
- формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД:
- формирование речевой деятельности,
- навыков сотрудничества,
- находить общее решение,
- умение аргументировать свое предположение, взаимоконтроль, взаимопомощь.
Регулятивные УУД:
- формирование умения формулировать тему и цели урока,
- слушать собеседника,
- управлять своей деятельностью,
- принимать и сохранять учебную задачу
.
Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, мультимедийная презентация к уроку
Ход урока:
- СЛАЙД №1 Орг. момент. Приветствие учащихся, пожелания удачной совместной деятельности.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей друзья за дело.
- СЛАЙД №1.1 Как называется наука, изучающая небесные тела? Астрономия
- СЛАЙД №1.2 Какие небесные тела Вам известны? Планеты, астероиды, кометы, метеоры, метеориты
- СЛАЙД №1.3 А, кто же совершает полеты в космос? Космонавты
- Ребята, кто-то из вас хотел бы быть космонавтом?
- А чем эта профессия интересна?
- Да, нам хотелось бы побывать на других планетах.
- Существует ли жизнь на других планетах, кроме планеты Земля?
- Мы можем сейчас ответить на этот вопрос?
Сегодня нам предстоит разрешить эту загадку. -
- Чтобы разрешить эту загадку, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по планетам Солнечной системы.
А, отправимся мы в путешествие с первым космонавтом, который совершил первый полет в космос. Что-то я запамятовала, как же его зовут? Юрий Алексеевич Гагарин
СЛАЙД №2 видео «Полет Гагарина»
- СЛАЙД №3 Как называется планета, на которой мы живем? (Земля).
- А можно Землю назвать соседкой Солнца?
СЛАЙД №4 Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на рисунок, демонстрирующий планеты Солнечной системы. (Да)
- Назовите планеты, являющиеся соседями Солнца. (Меркурий, Венера, Земля, Марс).
- Как будет называться наша тема урока? («Соседи Солнца»)
СЛАЙД №5
Работа в группах
- Вернемся к нашей проблеме. Чтобы узнать, есть ли жизнь на других планетах, что нам нужно знать? (Характеристику планет)
-Как вы считаете, планета Земля обладает всеми условиями для жизни. Какими?
- Знаем ли мы, есть ли что-то из перечисленных характеристик планеты Земля на других планетах? (Мы не знаем)
- Значит мы об этом сейчас узнаем. Приступаем к проектной работе.
- Начинаем знакомство с планетами Солнечной системы и отправляемся в виртуальное космическое путешествие сейчас.
СЛАЙД №6 ВИДЕО «Планеты Солнечной системы»
- Ребята, кто из вас знает способ запоминания цветов радуги?
СЛАЙД №7.1 (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.)
- Хотите использовать, для запоминания планет такой же способ?
СЛАЙД №7.2 Медвежонок Ветчину Закусил Малиной – (Меркурий, Венера, Земля, Марс). Стоп! Планет 8, а мы запоминаем 4.
Почему? Потому, что именно они соседи Солнца, а это тема нашего урока.
- Ребята, а теперь, внимательно посмотрите на доску. Что вы видите? Чего на плакате не хватает?
- У нас нет самого главного – Планет.
- Дети разделены на четыре группы. Каждая группа распределяет роли, работает по алгоритму:
- Распределите роли:
- «координатор» - организует работу в группе. Роль координатора состоит в том, что на нем лежит ответственность за организацию работы группы и за принимаемые решения. Он же оценивает работу каждого в группе.
- «контролер» - фиксирует время работы группы (10 минут)
- «информатор» - представляет проект решения проблемы у доски, фиксирует на доске работу группы.
- «оформитель» - заносит отобранную информацию в таблицу.
- Изучите необходимые источники по данной теме: §10 учебника, с. 52-56; папку на рабочем столе «Дополнения о планетах»; информационную доску (работает вся группа под руководством «координатора»). «Контролер» фиксирует время работы.
- Заполните таблицу «Характеристика планет Солнечной системы» фломастерами в соответствии с заданными параметрами (заносит информацию «оформитель»).
- Представьте готовый проект по планете группы (выступает «информатор»)
Те учащиеся, которые с сообщениями не выступают, должны:
- внимательно ознакомиться с источниками, чтобы дополнить выступления интересными и важными фактами и сообщениями;
- попытаться определить и обосновать свою точку зрения.
- Приступаем к проектной части урока. Для того, чтобы вам легче было справиться с работой, предлагаю ознакомиться с алгоритмом..Все необходимое есть у вас на столах. Вам нужно заполнить таблицу. В качестве образца представлен шаблон заполнения таблицы по планете-гиганту Юпитер. На следующем уроке мы будем говорить об этой планете. Ученики используют текст учебника стр. 52-56, рассматривают рис. 58-62 и шаблон заполнения таблицы по планете гиганту Юпитер, карточки на столах
Характеристика планет Солнечной ситемы
Планеты | Удаленность от Солнца | Диаметр и масса | Особенности поверхности и температура планет | Атмосфера | Спутники | Мир живой и неживой природы |
Юпитер (образец) | 778,3 млн.км. | 143000 км | Облака с различными полосами, t-130°С | Не имеет мезосферы | 28 спутников. Самый большой Ганимед | Нет |
Меркурий СЛАЙД №8 | 58 млн.км | 4880 км и по массе схожа с Луной | Кратеры, горы, до + 400°С из-за близости к Солнцу | Практически лишена атмосферы | Нет | Нет |
Венера СЛАЙД №9 | 108 мл .км | 12 100 км | Холмистые равнины, есть горные равнины. Возвышается гигантский вулкан высотой 12 км. t – до +500° C | Плотная облачная атмосфера, которая состоит в основном из углекислого газа | Нет | Нет |
Земля СЛАЙД №10 | Около 150 млн.км | Самая большая из планет земной группы – 12 742 км | Более 70% поверхности покрыто водой | Образованная азотом, кислородом и небольшим количеством углекислого газа | Луна- единственный естественный спутник Земли. Расстояние от Земли до Луны около 400 тыс.км. | Есть |
Марс СЛАЙД №11 | 228 млн.км. В два раза меньше Земли | 6790 км, в 10 раз меньше по массе Земли | Пустыни, кратеры, горы. Грунт богат железом. У полюсов планеты видны белые полярные шапки из замершей смеси воды и углекислого газа | Тонкая, разреженная атмосфера, образована углекислым газом | Два спутника – Деймос и Фобос, что означает «страх» и «ужас» во много раз меньше Луны | Заметна смена времен года. Размеры полярных шапок уменьшаются летом и увеличиваются зимой |
Ученики выполняют практикум, демонстрируя знания. Обмениваются полученной информацией.
Защита проектов.
Информаторы каждой группы представляют свою работу.
Оценивание работы внутри группы
- У вас на стол лежат листы самооценки.
Общий вывод по уроку:
Вернемся к нашей проблеме. Скажите, на какой планете из соседей Солнца может существовать жизнь (кроме планеты Земля)? (На Марсе)
- Почему? ( На Марсе есть, смесь воды и углекислого газа, смена времен года, на поверхности Марса есть пустыни, кратеры, горы; есть Северный и Южный полюс).
- Наше путешествие подходит к концу!
- СЛАЙД №12 Прошу посмотреть на слайд и сделать вывод: почему планеты расположены так?
-Что хотел сказать вам автор этого коллажа? (Показан размер планет, автор хотел показать, насколько наша планета маленькая) Правильно, ребята. Наша планета маленькая и беззащитная, и надо ее беречь. Именно от нас зависит жизнь нашей планеты. Будущее планеты - в руках каждого человека, каждый должен проявить себя Человеком разумным. На этом наше путешествие по планетам – соседям Солнца завершено!
Спасибо большое за внимание! Удачи вам, отличных оценок и замечательного настроения!
Домашнее задание
- §10,
- напишите сочинение: «Планета, которая меня заинтересовала». Не надо давать характеристику планеты. Надо рассказать о том, почему вас планета заинтересовала!!!
Памятка
При выполнении домашней работы, пожалуйста, учитывайте мои пожелания:
Что требуется сделать, чтобы получить «5»:
1. Минимум 10 предложений.
2. Желательно использование картинок
3. План к сочинению:
1) Вступление. Моя планета.
2) Основная часть. Особенности планеты
3) Заключение. Почему эта планета меня заинтересовала?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Соседи Солнца
Домашнее задание §10, напишите сочинение: «Планета, которая меня заинтересовала». Не надо давать характеристику планеты. Надо рассказать о том, почему вас планета заинтересовала!!! Памятка При выполнении домашней работы, пожалуйста, учитывайте мои пожелания: Что требуется сделать, чтобы получить «5»: 1. Минимум 10 предложений. 2. Можно использовать картинки по теме. 3. План к сочинению: 1) Вступление. Моя планета. 2) Основная часть. Особенности планеты 3) Заключение. Почему эта планета меня заинтересовала?
Предварительный просмотр:
Домашнее задание
- §10
- Творческое задание: напишите сочинение: «Планета, которая меня заинтересовала».
Не надо давать характеристику планеты.
Надо рассказать о том, почему вас планета заинтересовала!!!
Памятка
При выполнении домашней работы, пожалуйста, учитывайте мои пожелания:
Что требуется сделать, чтобы получить «5»:
1. Минимум 10 предложений.
2. Желательно использование картинок
3. План к сочинению:
1) Вступление. Моя планета.
2) Основная часть. Особенности планеты
3) Заключение. Почему эта планета меня заинтересовала?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Домашнее задание
- §10
- Творческое задание: напишите сочинение: «Планета, которая меня заинтересовала».
Не надо давать характеристику планеты.
Надо рассказать о том, почему вас планета заинтересовала!!!
Памятка
При выполнении домашней работы, пожалуйста, учитывайте мои пожелания:
Что требуется сделать, чтобы получить «5»:
1. Минимум 10 предложений.
2. Желательно использование картинок
3. План к сочинению:
1) Вступление. Моя планета.
2) Основная часть. Особенности планеты
3) Заключение. Почему эта планета меня заинтересовала?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Домашнее задание
- §10
- Творческое задание: напишите сочинение: «Планета, которая меня заинтересовала».
Не надо давать характеристику планеты.
Надо рассказать о том, почему вас планета заинтересовала!!!
Памятка
При выполнении домашней работы, пожалуйста, учитывайте мои пожелания:
Что требуется сделать, чтобы получить «5»:
1. Минимум 10 предложений.
2. Желательно использование картинок
3. План к сочинению:
1) Вступление. Моя планета.
2) Основная часть. Особенности планеты
3) Заключение. Почему эта планета меня заинтересовала?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Домашнее задание
- §10
- Творческое задание: напишите сочинение: «Планета, которая меня заинтересовала».
Не надо давать характеристику планеты.
Надо рассказать о том, почему вас планета заинтересовала!!!
Памятка
При выполнении домашней работы, пожалуйста, учитывайте мои пожелания:
Что требуется сделать, чтобы получить «5»:
1. Минимум 10 предложений.
2. Желательно использование картинок
3. План к сочинению:
1) Вступление. Моя планета.
2) Основная часть. Особенности планеты
3) Заключение. Почему эта планета меня заинтересовала?
Предварительный просмотр:
Характеристика планет Солнечной системы «Соседи Солнца»
Планеты | Удаленность от Солнца | Диаметр и масса | Особенности поверхности и температура планет | Атмосфера | Спутники | Мир живой и неживой природы |
Юпитер (образец) | 778,3 млн.км. | 143000 км | Облака с различными полосами, t-130°С | Не имеет мезосферы | 28 спутников. Самый большой Ганимед | Нет |
Меркурий | ||||||
Венера | ||||||
Земля | ||||||
Марс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Соседи Солнца."-урок в 5 классе по ФГОС
Поурочный план по ФГОС. География.5 класс. Учебник Баринова, Плешакова, Сонин....
Презентация к уроку:" Соседи Солнца"
Фотографии, интересное задание-кроссворд, основные понятия....
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Планеты - гиганты и маленький Плутон.Природоведение 5 класс (к учебнику А.А.Плешакова.Н.И.Сонина).
Уроки по теме: " Соседи Солнца" ( Планеты земной группы и Планеты гиганты и маленький Плутон).Тест: "Соседи Солнца"Презентация к урокам: "Соседи Солнца"...
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Планеты - гиганты.Природоведение 5 класс (к учебнику А.А.Плешакова.Н.И.Сонина). Тест
Тест к урокам по природоведению "Соседи Солнца"...
Конспект урока для 5 класса «Соседи солнца»
Конспект урока для 5 класса по теме «Соседи Солнца» с применением системно-деятельностного подхода на уроке. По учебнику "География начальный курс. 5 класс " (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И....
соседи солнца
Тип урока: урок изучения нового материала.Форма урока: урок-путешествие.Цель: сформировать понятие о Солнечной системе, познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представления о планетах...
Конспект открытого урока по географии в 5 классе "Соседи Солнца"
Конспект урока по ФГОС...