соседи солнца
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-путешествие.
Цель: сформировать понятие о Солнечной системе, познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представления о планетах земной группы.
Задачи через планируемые результаты: углубить знания о Солнечной системе и планетах земной группы, развитие познавательных интересов, умение работать в группе, с учебником, дополнительной информацией.
Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, осознание ценностей географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
ПредметныеУУД: углубить знания о Солнечной системе и планетах земной группы.
Познавательные УУД: формирование умений работать с дополнительной информацией, текстом учебника, умение выполнять логические операции, формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД: формирование речевой деятельности, навыков сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать свое предположение, взаимоконтроль, взаимопомощь.
Регулятивные УУД: формирование умения формулировать тему и цели урока, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 35.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: СОСЕДИ СОЛНЦА
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-путешествие.
Цель: сформировать понятие о Солнечной системе, познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представления о планетах земной группы.
Задачи через планируемые результаты: углубить знания о Солнечной системе и планетах земной группы, развитие познавательных интересов, умение работать в группе, с учебником, дополнительной информацией.
Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, осознание ценностей географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
ПредметныеУУД: углубить знания о Солнечной системе и планетах земной группы.
Познавательные УУД: формирование умений работать с дополнительной информацией, текстом учебника, умение выполнять логические операции, формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД: формирование речевой деятельности, навыков сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать свое предположение, взаимоконтроль, взаимопомощь.
Регулятивные УУД: формирование умения формулировать тему и цели урока, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу.
Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, мультимедийная презентация к уроку
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слов великого ученого А.Эйнштейна. «Этот большой мир существует независимо от нас, людей, и стоит перед нами как огромная вечная загадка, доступная, однако, нашему восприятию и нашему разуму». А.Эйнштейн | Приветствуют учителя, настраиваются на урок | Создание благоприятного для обучения климата (к) |
2.Мотивационный этап | Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Как вы думаете, что нам понадобится в этом путешествии? | «знания, полученные ранее» | Формирование познавательного интереса (л), Формирование умений принимать учебную задачу( р) |
3. Этап целеполагания | Чтобы совершить путешествие, нам надо отгадать загадки. 1.Эта желтая звезда Согревает нас всегда, Все планеты освещает, От других звезд защищает. 2.Бегают вкруг огонечка Шесть сыночков и две дочки, Промелькнут года и дни, Но не встретятся они. Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке??? Вопрос: Дети, а что вам известно о планетах??? А может этих знаний достаточно??? | Дети отгадывают загадки Солнце Планеты Дети формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь Дети отвечают Дети говорят каких знаний им недостает Дети формулируют цель урока | Умение проявлять познавательную инициативу(р) Ориентируются в своей системе знаний(л) Формирование способности к самоопределению(л) Целеполагание (р) Формулировка цели урока(р) |
4. Изучение нового | Работа в группах Вернемся к нашей проблеме. Чтобы узнать, есть ли жизнь на других планетах, что нам нужно знать? (Характеристику планет) Как вы считаете, планета Земля обладает всеми условиями для жизни? Какими? - Знаем ли мы, есть ли что-то из перечисленных характеристик планеты Земля на других планетах? (Мы не знаем) - Значит мы об этом сейчас узнаем. Приступаем к групповой работе. - Начинаем знакомство с планетами Солнечной системы и отправляемся в виртуальное космическое путешествие сейчас. Итак, в путь! - Ребята, кто из вас знает способ запоминания цветов радуги? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.) Хотите использовать, для запоминания планет такой же способ? Медвежонок Ветчину Закусил Малиной – (Меркурий, Венера, Земля, Марс). Стоп! Планет 8, а мы запоминаем 4. Почему? (Потому, что именно они ближайшие соседи Солнца, а это тема нашего урока. -Сюрприз! К нам пришел юный спортсмен! Он предлагает вам немного отдохнуть !Суперфизминутка (Слайд-мультфильм) Заполнение таблицы (по опорным словам) (см. приложение.) | Дети работают в группах | Смысловое чтение Извлечение нужной информации(п) Формирование умений работать с текстом учебника(п) Формирование навыков сотрудничества(к) Умение учитывать разные мнения и находить общее решение(к) |
4. Закрепление | Тест 1.Сколько планет входит в Солнечную Систему? А)4 В)6 С)8 2.Сколько спутников имеет Марс? А)1 В)2 С)3 3.Планета, самая близкая к Солнцу? А) Меркурий В) Венера С) Земля 4.Планета Солнечной Системы, на которой есть жизнь? А) Меркурий В) Земля С) Марс 5.На какой планете средняя температура -70 С? А) Меркурий В) Земля С) Марс | Дети отвечают на вопросы теста | Формирование умений находить правильный ответ (п) Ориентация в своей системе знаний(л) Контроль и оценка результатов деятельности(л) Взаимоконтроль(к) |
5. Рефлексия | Дети рисуют свое настроение и подписывают, какая планета им больше понравилась | Контроль и оценка учебного процесса(л) Эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме(л) Умение осуществлять самоанализ своей деятельности(л) | |
6. Домашнее задание |
| Записывают домашнее задание в дневник |
Характеристика планет Солнечной системы
Планеты | Удаленность от Солнца | Диаметр и масса | Особенности поверхности и температура планет | Атмосфера | Спутники | Мир живой и неживой природы |
Юпитер (образец) | 778,3 млн.км. | 143000 км | Облака с различными полосами, t-130°С | Не имеет мезосферы | 28 спутников. Самый большой Ганимед | Нет |
Меркурий | 58 млн.км | 4880 км и по массе схожа с Луной | Кратеры, горы, до + 400°С из-за близости к Солнцу | Практически лишена атмосферы | Нет | Нет |
Венера | 108 мл .км | 12 100 км | Холмистые равнины, есть горные равнины. Возвышается гигантский вулкан высотой 12 км. t – до +500°C | Плотная облачная атмосфера, которая состоит в основном из углекислого газа | Нет | Нет |
Земля | Около 150 млн.км | Самая большая из планет земной группы – 12 742 км | Более 70% поверхности покрыто водой | Образованная азотом, кислородом и небольшим количеством углекислого газа | Луна-единственный естественный спутник Земли. Расстояние от Земли до Луны около 400 тыс.км. | Есть |
Марс | 228 млн.км. В два раза меньше Земли | 6790 км, в 10 раз меньше по массе Земли | Пустыни, кратеры, горы. Грунт богат железом. У полюсов планеты видны белые полярные шапки из замершей смеси воды и углекислого газа | Тонкая, разреженная атмосфера, образована углекислым газом | Два спутника – Деймос и Фобос, что означает «страх» и «ужас» во много раз меньше Луны | Заметна смена времен года. Размеры полярных шапок уменьшаются летом и увеличиваются зимой |
Задания для группы№1
1 Дайте характеристику планеты Меркурий по опорным словам (стр.53)
Меркурий – это самая……..
Эта планета названа в честь….
Она намного меньше…………, но ……………………………………….схожа с Луной.
Поверхность Меркурия………………
Меркурий лишен…………………..
Спутников ……………………..
2 Заполните в таблице строку про Меркурий (стр. 55)
Характеристика планет земной группы
Название планеты | Удаленность от Солнца | Температура на планете | Продолжительность года | Спутники |
Меркурий | ||||
Венера | ||||
Земля | ||||
Марс |
Задания для группы№2
1 Дайте характеристику планеты Венера по опорным словам (стр. 53)
Венера названа……..
Большую поверхность….
Спутников……………
Венера имеет………………………….., поэтому температура……………….
2 Заполните в таблице строку про Венеру (стр. 55)
Характеристика планет земной группы
Название планеты | Удаленность от Солнца | Температура на планете | Продолжительность года | Спутники |
Меркурий | ||||
Венера | ||||
Земля | ||||
Марс |
Задания для группы№3
1 Дайте характеристику планеты Земля по опорным словам (стр. 53)
Земля – самая ……..
Она имеет……………
Более 70 %...................
Главное отличие Земли от ………………
Земля имеет…………………..
2 Заполните в таблице строку про планету Земля (стр.56)
Характеристика планет земной группы
Название планеты | Удаленность от Солнца | Температура на планете | Продолжительность года | Спутники |
Меркурий | ||||
Венера | ||||
Земля | ||||
Марс |
Задания для группы№4
1 Дайте характеристику планеты Марс по опорным словам (стр. 54)
Марс - ………….…………..планета, названа в честь……………..
Марс в 2 раза меньше…………………
Поверхность Марса..………………
Вулкан Олимп достигает…………………..
У Марса тонкая……………………..
Средняя температура Марса…………..
Марс имеет ……………………….
2 Заполните в таблице строку про Марс (стр.56)
Характеристика планет земной группы
Название планеты | Удаленность от Солнца | Температура на планете | Продолжительность года | Спутники |
Меркурий | ||||
Венера | ||||
Земля | ||||
Марс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Соседи Солнца."-урок в 5 классе по ФГОС
Поурочный план по ФГОС. География.5 класс. Учебник Баринова, Плешакова, Сонин....
Презентация к уроку:" Соседи Солнца"
Фотографии, интересное задание-кроссворд, основные понятия....
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Планеты - гиганты и маленький Плутон.Природоведение 5 класс (к учебнику А.А.Плешакова.Н.И.Сонина).
Уроки по теме: " Соседи Солнца" ( Планеты земной группы и Планеты гиганты и маленький Плутон).Тест: "Соседи Солнца"Презентация к урокам: "Соседи Солнца"...
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Планеты - гиганты.Природоведение 5 класс (к учебнику А.А.Плешакова.Н.И.Сонина). Тест
Тест к урокам по природоведению "Соседи Солнца"...
Конспект урока для 5 класса «Соседи солнца»
Конспект урока для 5 класса по теме «Соседи Солнца» с применением системно-деятельностного подхода на уроке. По учебнику "География начальный курс. 5 класс " (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И....
Конспект открытого урока по географии в 5 классе "Соседи Солнца"
Конспект урока по ФГОС...
урок в 5 классе "Соседи Солнца"
Урок в 5 классе "Соседи Солнца" с технологической картой....