соседи солнца
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-путешествие.

Цель: сформировать понятие о Солнечной системе, познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представления о планетах земной группы.

Задачи через планируемые результаты: углубить знания о Солнечной системе и планетах земной группы, развитие познавательных интересов, умение работать в группе, с учебником, дополнительной информацией.

Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, осознание ценностей географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

ПредметныеУУД: углубить знания о Солнечной системе и планетах земной группы.

Познавательные УУД: формирование умений работать с дополнительной информацией, текстом учебника, умение выполнять логические операции, формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формирование речевой деятельности, навыков сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать свое предположение, взаимоконтроль, взаимопомощь.

Регулятивные УУД: формирование умения формулировать тему и цели урока, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx35.17 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: СОСЕДИ СОЛНЦА

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-путешествие.

Цель: сформировать понятие о Солнечной системе, познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представления о планетах земной группы.

Задачи через планируемые результаты: углубить знания о Солнечной системе и планетах земной группы, развитие познавательных интересов, умение работать в группе, с учебником, дополнительной информацией.

Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, осознание ценностей географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

ПредметныеУУД: углубить знания о Солнечной системе и планетах земной группы.

Познавательные УУД: формирование умений работать с дополнительной информацией, текстом учебника, умение выполнять логические операции, формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формирование речевой деятельности, навыков сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать свое предположение, взаимоконтроль, взаимопомощь.

Регулятивные УУД: формирование умения формулировать тему и цели урока, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу.

Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, мультимедийная презентация к уроку

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слов великого ученого А.Эйнштейна.

«Этот большой мир существует независимо от нас, людей, и стоит перед нами как огромная вечная загадка, доступная, однако, нашему восприятию и нашему разуму».

А.Эйнштейн

Приветствуют учителя, настраиваются на урок

Создание благоприятного для обучения климата (к)

2.Мотивационный этап

Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Как вы думаете, что нам понадобится в этом путешествии?

«знания, полученные ранее»

Формирование познавательного интереса (л),

Формирование умений принимать учебную задачу( р)

3. Этап целеполагания

Чтобы совершить путешествие, нам надо отгадать загадки. 

1.Эта желтая звезда

 Согревает нас всегда,

 Все планеты освещает,

 От других звезд защищает.

2.Бегают вкруг огонечка

 Шесть сыночков и две дочки,

 Промелькнут года и дни,

 Но не встретятся они.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке???

Вопрос: Дети, а что вам известно о планетах???

А может этих знаний достаточно???

Дети отгадывают загадки

Солнце

Планеты

Дети формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь

Дети отвечают

Дети говорят каких знаний им недостает

Дети формулируют цель урока

Умение проявлять познавательную инициативу(р)

Ориентируются в своей системе знаний(л)

Формирование способности к самоопределению(л)

Целеполагание (р)

Формулировка цели урока(р)

4. Изучение нового

Работа в группах

      Вернемся к нашей проблеме. Чтобы узнать, есть ли жизнь на других планетах, что нам нужно знать? (Характеристику планет)

Как вы считаете, планета Земля обладает всеми условиями для жизни? Какими?

- Знаем ли мы, есть ли что-то из перечисленных характеристик планеты Земля на других планетах? (Мы не знаем)

- Значит мы об этом сейчас узнаем. Приступаем к групповой работе.

- Начинаем знакомство с планетами Солнечной системы и отправляемся в виртуальное космическое путешествие сейчас.

 Итак, в путь!

- Ребята, кто из вас знает способ запоминания цветов радуги? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.)

Хотите использовать, для запоминания планет такой же способ? Медвежонок Ветчину Закусил Малиной – (Меркурий, Венера, Земля, Марс).

Стоп! Планет 8, а мы запоминаем 4. Почему? (Потому, что именно они ближайшие соседи Солнца, а это тема нашего урока.

-Сюрприз! К нам пришел  юный спортсмен! Он предлагает вам немного отдохнуть !Суперфизминутка (Слайд-мультфильм)

Заполнение таблицы (по опорным словам) (см. приложение.)

Дети работают в группах

Смысловое чтение

Извлечение нужной информации(п)

Формирование умений работать с текстом учебника(п)

Формирование навыков сотрудничества(к)

Умение учитывать разные мнения и  находить общее решение(к)

4. Закрепление

Тест

1.Сколько планет входит в Солнечную Систему?

А)4

В)6

С)8

2.Сколько спутников имеет Марс?

А)1

В)2

С)3

3.Планета, самая близкая к Солнцу?

А) Меркурий

В) Венера

С) Земля

4.Планета Солнечной Системы, на которой есть жизнь?

А) Меркурий

В) Земля

С) Марс

5.На какой планете средняя температура -70 С?

А) Меркурий

В) Земля

С) Марс

Дети отвечают на вопросы теста

Формирование умений находить правильный ответ (п)

Ориентация в своей системе знаний(л)

Контроль и оценка результатов деятельности(л)

Взаимоконтроль(к)

5. Рефлексия

Дети рисуют свое настроение и подписывают, какая планета им больше понравилась

Контроль и оценка учебного процесса(л)

Эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме(л)

Умение осуществлять самоанализ своей деятельности(л)

6. Домашнее задание

  1. §10,
  2. Проверьте знания, подумайте, сделайте вывод ,напишите сочинение: «Планета, которая меня заинтересовала». Не надо давать характеристику планеты. Надо рассказать о том, почему вас планета заинтересовала.

Записывают домашнее задание в дневник

Характеристика планет Солнечной системы

Планеты        

Удаленность от Солнца

Диаметр и масса

Особенности поверхности и температура планет

Атмосфера

Спутники

Мир живой и неживой природы

Юпитер

(образец)

778,3 млн.км.

143000 км

Облака с различными полосами,

t-130°С

Не имеет мезосферы

28 спутников. Самый большой Ганимед

Нет

Меркурий  

     58 млн.км

4880 км и по массе схожа с Луной

Кратеры, горы, до

+ 400°С из-за близости  к Солнцу

Практически лишена атмосферы

Нет

Нет

Венера

108 мл .км

12 100 км

Холмистые равнины, есть горные равнины. Возвышается гигантский вулкан высотой 12 км. t – до +500°C

Плотная облачная атмосфера, которая состоит в основном из углекислого газа

Нет

Нет

Земля

Около 150 млн.км

Самая большая из планет земной группы – 12 742 км

Более 70% поверхности покрыто водой

Образованная азотом, кислородом и небольшим количеством углекислого газа

Луна-единственный естественный спутник Земли. Расстояние от Земли до Луны около 400 тыс.км.

Есть

Марс

228 млн.км.

В два раза меньше Земли

6790 км, в 10 раз меньше по массе Земли

Пустыни, кратеры, горы. Грунт богат железом. У полюсов планеты видны белые полярные шапки из замершей смеси воды и углекислого газа

Тонкая, разреженная атмосфера, образована углекислым газом

Два спутника – Деймос и Фобос, что означает «страх» и «ужас» во много раз меньше Луны

Заметна смена времен года. Размеры полярных шапок уменьшаются летом и увеличиваются зимой

Задания для группы№1

1 Дайте характеристику планеты Меркурий по опорным словам (стр.53)

Меркурий – это самая……..

Эта планета названа в честь….

Она намного меньше…………, но ……………………………………….схожа с Луной.

Поверхность Меркурия………………

Меркурий лишен…………………..

Спутников ……………………..

2 Заполните в  таблице строку про Меркурий  (стр. 55)

Характеристика планет земной группы

Название планеты

Удаленность от Солнца

Температура на планете

Продолжительность года

Спутники

Меркурий

Венера

Земля

Марс

Задания для группы№2

1 Дайте характеристику планеты Венера по опорным словам (стр. 53)

Венера названа……..

Большую поверхность….

Спутников……………

Венера имеет………………………….., поэтому температура……………….

2 Заполните в  таблице строку про Венеру (стр. 55)

Характеристика планет земной группы

Название планеты

Удаленность от Солнца

Температура на планете

Продолжительность года

Спутники

Меркурий

Венера

Земля

Марс

Задания для группы№3

1 Дайте характеристику планеты Земля по опорным словам (стр. 53)

Земля – самая ……..

Она имеет……………

Более 70 %...................

Главное отличие Земли от ………………

Земля имеет…………………..

2 Заполните в  таблице строку про планету Земля (стр.56)

Характеристика планет земной группы

Название планеты

Удаленность от Солнца

Температура на планете

Продолжительность года

Спутники

Меркурий

Венера

Земля

Марс

Задания для группы№4

1 Дайте характеристику планеты Марс по опорным словам (стр. 54)

Марс - ………….…………..планета, названа в честь……………..

Марс в 2 раза меньше…………………

Поверхность Марса..………………

Вулкан Олимп достигает…………………..

У Марса тонкая……………………..

Средняя температура Марса…………..

Марс имеет ……………………….

2 Заполните в  таблице строку про Марс (стр.56)

Характеристика планет земной группы

Название планеты

Удаленность от Солнца

Температура на планете

Продолжительность года

Спутники

Меркурий

Венера

Земля

Марс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Соседи Солнца."-урок в 5 классе по ФГОС

Поурочный план по ФГОС. География.5 класс. Учебник Баринова, Плешакова, Сонин....

Презентация к уроку:" Соседи Солнца"

Фотографии, интересное задание-кроссворд, основные понятия....

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Планеты - гиганты и маленький Плутон.Природоведение 5 класс (к учебнику А.А.Плешакова.Н.И.Сонина).

Уроки по теме: " Соседи Солнца" ( Планеты земной группы и Планеты гиганты и маленький Плутон).Тест: "Соседи Солнца"Презентация к урокам: "Соседи Солнца"...

Конспект урока для 5 класса «Соседи солнца»

Конспект урока для 5 класса по теме «Соседи Солнца» с применением системно-деятельностного подхода на уроке. По учебнику "География начальный курс. 5 класс " (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И....

урок в 5 классе "Соседи Солнца"

Урок в 5 классе "Соседи Солнца" с технологической картой....