Методический материал для обобщения по теме "Гидросфера"
план-конспект занятия (6 класс)

Нечаева Елена Вячеславовна

Методический материал для обобщения по теме "Гидросфера" в 6 классе содержит презентацию и сценарий внеклассного мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon igra_po_moryam_po_volnam.pdf817.18 КБ
Microsoft Office document icon gidrosfera_igra6_kl.doc72 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Обобщающий урок географии на тему «Гидросфера».

Цель урока:

  • Обобщить и систематизировать знания по теме «Гидросфера»;

Задачи урока: Формировать УУД:

  • через организацию пространства поиска, диалога, творчества;
  • через общение с учениками на принципах сотрудничества;
  • через включенность каждого ученика в работу класса.

Планируемые результаты:

личностные: воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности; продолжать формировать умения работать с картами атласа; способствовать развитию находчивости, смекалке, быстроты реакции, формировать у учащихся позитивной мотивации на уроке; развитие творческого потенциала, развитие умения работать в парах и коллективе

метапредметные: развитие умения планирования целей и задач урока; развитие познавательного интереса к предмету, пространственного мышления, развитие навыков работы с атласом, эрудиции, познавательные способности учащихся, расширять их кругозор;

предметные: обобщение материала как системы знаний о гидросфере, закрепление навыков работы с картой и географической информацией, раскрытие значения гидросферы в хозяйственной деятельности человека.

познавательные: извлечение информации, анализ, сравнение, классификация и обобщение фактов и явлений.

коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом: объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать свою точку зрения.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.

Форма работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах.

Методы обучения:

Репродуктивный (частично поисковый, с элементами самостоятельной работы, исследовательский и т.д.)

наглядные (работа с картами),

практический (самостоятельная работа),

индуктивный (обобщение),

использование современных образовательных технологий,

дифференцированный подход,

индивидуальный подход,

групповые технологии обучения.

Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, физическая карта мира, атласы.

Ход урока:

( Перед  уроком учащиеся объединяются в команды. За каждый правильный ответ каждый участник или команда получают карточки. Команда, которая наберет больше количество медалек, будет победителем. Учитель напоминает ученикам правила работы в команде).

  • Организационная часть.

Учитель.                        Все встали. Садитесь.

Настройтесь и раскрепоститесь.

Урок начнем мы, как всегда,

С вопроса:

Все готовы?

Ученики.     Да!

-Здравствуйте! Так обычно звучит приветствие, которое имеет глубокий смысл: «Здороваться – это значит желать здоровья»! Меня зовут Татьяна Александровна!

Антуант де Сент Экзюпери говорил: «Улыбка – объединяет». И это действительно так. Считай, ты потерял день,

В который ты не улыбнулся.

А теперь покажите мне ваши лица, чтобы я увидела, с каким настроением вы сегодня пришли на урок. В командах возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.

 Замечательно. Следите за своей осанкой. В ходе занятия мне понадобится помощник, который будет следить за правильными ответами и выдавать вам медальки.

  • Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала.

Ребята, прочтите слова Антуана де Сент Экзюпери на слайде и скажите, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаешься, не ведая, что такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью: ты – самое большое богатство на свете». 

Ребята, я знаю, что в вашем классе много отважных и любознательных. Вы изучили еще одну из оболочек, я решила пригласить вас в путешествие на корабле (слайд) по морям и океанам. На палубе нашего корабля 4 каюты, располагайтесь удобнее. Капитаном корабля буду я, а вы – юнгами. Перед отплытием выберите в каждой команде старшего юнгу.

В какую оболочку объединяются ваши характеристики? Какие ассоциации возникают у вас при звучании слова «гидросфера»? (ответы учащихся) (слайд Тема Урока)

А каковы будут цели нашего занятия?

Хорошо! Молодцы!

А теперь, в путь.

              Первая остановка.

  • Этап систематизации и обобщения знаний
  • «Ассоциации»

     «Непутёвые заметки»  одного рассеянного туриста. Он решил писать книгу о своих путешествиях. Ваша задача помочь правильно указать места, где он бывал или планирует побывать.

     Я очень люблю путешествовать. В прошлом году я любовался красотой самого глубокого озера.  Проплыв на лодке по единственной реке, вытекающей из этого озера, я попал  в одну из крупнейших рек России. 

      В этом году я оказался около самой длинной реки мира.  Река эта впадает в море, которое древние называли «Великое море заката». Я совершил круиз по этому морю. Через пролив, разделяющий Африку и Европу, мы  вышли в Атлантический океан.

В следующем году я планирую совершить  путешествовать из самого холодного океана  в  самый большой  океан, где находится самая глубокая впадина Земли. 

Учитель: Итак, на корабле я нашла книгу рекордов Гиннеса (слайд). Попробуем выявить морских рекордсменов.

  • Самой большое море (Филиппинское)

Других морских аномалий не счесть

Давайте мы с вами рекорды побьем!

И самое – самое

Сейчас назовем.

  • Самое мелкое море – Азовское.
  • Самое соленое в Мировом океане море – Красное.
  • Самый большой остров – Гренландия.
  • Самый большой полуостров – Аравийский.
  • Самый большой океан  - Тихий.
  • Самый маленький океан – Северный Ледовитый океан.
  • Самое глубокое место в Мировом океане – Марианский  желоб, 11022 м.
  • Какой материк омывают 4 океана? (Евразию)
  • Какой пролив соединяет 2 океана, 2 моря, разделяет 2 материка, 2 части света, 2 полуострова, 2 государства – Берингов.
  • Самое глубокое озеро в России – Байкал.

Учитель. Карта восстановлена, можем плыть дальше. На борт доставлена корреспонденция. Надо ее разобрать.

  • « Почта»

Каждая команда получает по два «почтовых ящичка» и по 10 «писем». Необходимо разложить корреспонденцию адресатам (на «ящичках» написано «Мировой океан» и «Воды суши». «Письма» - это таблички, на которых написаны понятия и географические названия водных объектов)

«Письма» - Средиземное, залив, цунами, море, болото, родник, старица, водохранилище, Енисей, ледник.

(прикрепить к доске)

Учитель. Мы продолжаем плавание. Вошли в залив Художников. Здесь мы делаем остановку. Сейчас я предлагаю посетить выставку картин. Вы  сможете приобрести любую, если узнаете объект гидросферы, который изображен на картине, и дадите определение этого объекта.

  • « Выставка картин»

Вывешиваются фотографии объектов гидросферы. Учащимся необходимо узнать, что изображено на фотографиях, и дать определение этих объектов. На  продажу» выставлены «картины»: «Сибирские болота», «Закат на озере», «Речные пороги», «Речка Тихоня», «Горное чудо» (водопад).

(За правильные ответы учащиеся поощряются карточками).

  • Вычеркни лишнее.

Физкультминутка. (слайд)

Учитель. Мы продолжаем игру, и нам предстоит обогнуть полуостров Успеха. Чтобы правильно сманеврировать, я должна быть уверена в ваших знаниях и умениях. Предлагаю вам таблицы, но чтобы их заполнить вы должны определить, что же это за географический объекты.

  • «Творческая лаборатория» (заполняют таблицу группой)

Море

К какому бассейну принадлежит

Внутреннее или окраинное

72°

44°

3

           

Учитель. Экипаж, внимание! Мы попали в плен к пиратам (слайд). Они нас отпустят только при условии, если мы поможем им разобраться с картой.

  • «Немая карта»

Определить по контурам карты о каком океане идет речь.

Обратите на рисунок, что изображено на рисунке? 

Учитель. Мы свободны! Берем курс к родным берегам.

Творческое задание:- Составьте буклет, где вы отразите значение гидросферы для человека.

  • Подведение итогов.

Старший юнга подсчитывает количество медалек. В зависимости от вклада  членов команды в победу оценивают каждого ученика, затем зачитывают оценки. Комментирует и выставляет оценки за урок.

  • Рефлексия.

Итак, вы изучили тему «Гидросфера».

 (информационные листы у каждого на столах:

  • - Достигли мы той цели, которую ставили в начале урока? (слайд с целям урока)

  • Что бы вы хотели узнать дополнительно из этой тему?
  • Отразите на доске в виде солнышка с помощью смайликов ваше отношение к уроку.

  • Д.з. повторить тему «Гидросфера».

Информационный лист                                          Группа    

Ф.И

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обобщающий урок географии на тему «Гидросфера»

Задание  1

«Непутёвые заметки»  одного рассеянного туриста. Он решил писать книгу о своих путешествиях. Ваша задача помочь правильно указать места, где он бывал или планирует побывать.

     Я очень люблю путешествовать. В прошлом году я любовался красотой самого глубокого озера.  Проплыв на лодке по единственной реке, вытекающей из этого озера, я попал  в одну из крупнейших рек России. 

      В этом году я оказался около самой длинной реки мира.  Река эта впадает в море, которое древние называли «Великое море заката». Я совершил круиз по этому морю. Через пролив, разделяющий Африку и Европу, мы  вышли в Атлантический океан.

В следующем году я планирую совершить  путешествовать из самого холодного океана  в  самый большой  океан, где находится самая глубокая впадина Земли. 

Ответы:__________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание  2

Найдена книга рекордов Гиннеса . Но некоторые записи смыты. Попробуем разгадать и выявить морских рекордсменов.

Самой большое море - ?

  • Самое мелкое море – ?
  • Самое соленое в Мировом океане море – ?
  • Самый большой остров – ?
  • Самый большой полуостров – ?
  • Самый большой океан  - ?
  • Самый маленький океан – ?
  • Самое глубокое место в Мировом океане –?
  • Какой материк омывают 4 океана?
  • Какой пролив соединяет 2 океана, 2 моря, разделяет 2 материка, 2 части света, 2 полуострова, 2 государства – ?
  • Самое глубокое озеро в России – ?

Задание  3   « Почта»

На борт доставлена корреспонденция. Надо ее разобрать.

"Почтовые ящики"   1. «Мировой океан»                        2.  «Воды суши»

«Письма» - Средиземное, залив, цунами, море, болото, родник, старица, водохранилище, Енисей, ледник.

Задание  4    "Шифровка"

Море

К какому бассейну принадлежит

Внутреннее или окраинное

74 с.ш. 71 в.д.

10 с.ш. 60 з.д.

 60 с.ш. 178 з.д.

77 ю.ш. 176 з.д.

Задание  5 «Немая карта»

Определить по контурам карты о каком океане идет речь.

Задание  6 «Стихийные бедствия гидросферы»

  1. Назвать природное явление - ___________________________________________________
  2. Описать причину его и чем опасно для человека ( не менее 5 предложений)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф.И._______________________________________оценка____________

Ф.И._______________________________________оценка____________

Ф.И._______________________________________оценка____________

Ф.И._______________________________________оценка____________

Ф.И._______________________________________оценка____________

Ф.И._______________________________________оценка____________

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разраротки дидактического материала для обобщения и повторения времен английского глагола

Дидактический материал для самостоятельной работы с временами английского глагола \5-9классы\...

Учебно-методический материал по физкультуре (9 класс) на тему: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Данная разработка содержит раскрытие принципа организация самостоятельной работы (самостоятельных занятий) обучающихся, которой отводится 50 % времени, выделенного на изучение дисциплины «Физиче...

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...

Учебно - методический материал «Тренировочный материал для учащихся 5 кл. по русскому языку, тема " Правописание личных окончаний глаголов (практикум)»

Учебно - методический материал «Тренировочный материал для учащихся 5 кл. по русскому языку,  тема " Правописание личных окончаний глаголов (практикум)»...