Тема урока: Солнечный свет на Земле.
план-конспект урока по географии (5 класс)

Шутова Галина Николаевна

 

Цель урока: 

Сформировать представления о  неравномерности  распределения тепла и света на Земле, о следствиях движения Земли, 

сформировать представления о  неравномерности  распределения тепла и света на Земле,

развивать умения наблюдать модели движения Земли, фиксировать особенности положенини равноденствия и солнцестояния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока по географии20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: география

Класс: 5

Учитель: Шутова Г.Н.

УМК: «Полярная звезда» А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. География. 5 – 6 классы

№ урока: 7

Тема урока: Солнечный свет на Земле

Цель урока:        

Сформировать представления о  неравномерности  распределения тепла и света на Земле, о следствиях движения Земли.

Задачи урока:        

Образовательные:

сформировать представления о  неравномерности  распределения тепла и света на Земле.

Развивающие:

развивать умения наблюдать модели движения Земли, фиксировать особенности положения в дни равноденствия и солнцестояния.

Воспитательные:

воспитывать  осознания себя  частью природы, понимание  зависимости человека от географических следствий движения Земли.

Личностные УУД:

развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме.

Регулятивные УУД:

умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока;

Познавательные УУД:

извлечение необходимой информации из просмотра материалов ЦОР, определение основной информации, выведение следствий  орбитального движения Земли.

Коммуникативные УУД:

умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Планируемые результаты:        

Предметные:

формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты  в пространстве и времени:

Знать – Неравномерность распределения тепла  и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия вращения Земли: смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни равноденствия. Полярный день и ночь. Пояса освещенности;

Уметь –  Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца, фиксировать особенности положения планеты в дни летнего и зимнего солнцестояния, дни равноденствия. Определять высоту Солнца над горизонтом, продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года;

Личностные:  

формирование целостного мировоззрения;

Метапредметные:  

умение извлекать информацию из разных источников (ЦОР, учебник), умение пользоваться методами наблюдения, объяснения.

Ресурсы урока: учебник 5-6 класс линии «Полярная звезда» под .ред. Профессора А.И. Алексеева, географический атлас 5 класс, рабочая тетрадь учащегося.  

Формы урока: групповая,  парная

Технологии:        «Технология критического мышления»

Структура и ход урока:

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика        

1

Организация на урок        

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.        

Приветствие учителя, подготовка к уроку.        

2

Проверка домашнего задания

1)Какие виды движения Земли существуют? (осевое и орбитальное)

2)В каком направлении движется Земля вокруг своей оси и вокруг Солнца? (с запада на восток)

3)Что является следствием движения Земли вокруг своей оси? вокруг Солнца? (смена дня и ночи и смена времён года)

Демонстрируют знания по пройденному материалу

3

Изучение нового материала

Как вы думаете, почему Северное и Южное полушария не могут освещаться одинаково?

Мы уже говорили о том, что в течение года то одно, то другое полушарие освещено Солнцем больше.

Какие же территории земного шара получают солнечного света и тепла больше всего?

Какие участки Земли получают меньшее количество солнечного света и тепла? (Если бы поверхность Земли была плоская, солнечные лучи распределялись бы равномерно, одинаково нагревая её).

С чем это может быть связано?

Самое высокое положение Солнца над горизонтом – зенит, т. е. угол падения солнечных лучей большой.

На Земле проведены условные линии: тропики и полярные круги, которые разделяют её на пояса, различающиеся продолжительностью солнечного освещения и количества тепла, получаемого от Солнца.

Используя рис. 16 (с. 26), назовите пояса освещённости.

Объясняет понятия «полярный день», «полярная ночь».

Выдвигают свои предположения (из-за наклона земной оси).

Вследствие того, что Земля имеет шарообразную форму, участок поверхности у экватора получит больше солнечного света и тепла.

Полярные области.

С углом падения солнечных лучей.

Учащиеся записывают вывод: Чем ближе к экватору, тем больше угол падения солнечных лучей, след.-но большее количество солнечного тепла получает земная поверхность.

Работа с рисунками 15 – 18 (с. 25 – 27).

  1. Тропический
  2. Северный умеренный
  3. Северный полярный
  4. Южный умеренный
  5. Южный полярный

Определяют между какими условными линиями они находятся.

Тропический пояс находится между Северным и Южным тропиками, умеренные пояса – между полярными кругами и тропиками, северный полярный пояс – севернее Северного полярного круга, южный полярный пояс – южнее Южного полярного круга.

Полярный день длится до 6 месяцев в Северном полушарии, когда Солнце находится в зените над Северным тропиком, в это же время в Южном полушарии – полярная ночь.

Полярная ночь наступает в Северном полушарии, когда Солнце находится в зените над Южным тропиком, в это же время в Южном полушарии – полярный день.

4

Закрепление знаний

Организует работу по вопросам на с. 28.

 Дают ответы на вопросы.

5

Рефлексия

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Насколько эффективно вы работали на уроке?

Остались ли у вас неразрешённые вопросы по данной теме?

Оценивают работу на уроке всего класса и свою.

6

Домашнее

задание

Комментирует

Д/з урока 7: п. 7, подготовиться к контрольной работе.

Записывают

домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для НОД по теме "Космос, Солнечная система, планета Земля"

Красочный демонстрационный и речевой материал для проведения НОД с детьми подготовительного возраста. Предлагаемый материал размещен в соответсвии с определенной логикой повествования. В ходе иллюстри...

Презентация. Солнечный свет на Земле

Короткая презентация для 6 класса. ...

Солнечный свет на Земле

План урока  географии в 5 классе...

Презентация урока географии 6 класс по теме "Распределение солнечного света"

Презентация урока географии 6 класс по теме "Распределение солнечного света"...

Конспект урока с использованием ЭОР по теме "Распределение солнечного света и тепла на Земле"

1.      Предмет: география2.      Класс: 63.      Тема раздела: Атмосфера4.      Тема урока: «Распре...

Солнечный свет на Земле 5 класс

План дистанционного урока по теме "Солнечный свет на Земле", 5 класс...

Маршрутный лист к уроку по географии "Солнечный свет на Земле"

Маршрутный лист разработан к уроку географии "Солнечный свет на Земле" в 5 классе. Учебник География,изд. Москва " Просвещение" 2020г. Авторы: А.И.Алексеев, В.В.Николин, Е.К....