Конспект урока по географии на тему "Горные породы, минералы и полезные ископаемые"
план-конспект урока по географии (5 класс)
Представлены раздичные задания по теме урока в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_poleznye_mskopaemye.docx | 74.98 КБ |
opornyy_list.docx | 68.35 КБ |
samoanaliz.docx | 15.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Горные породы, минералы и полезные ископаемые.
Цель:
- дать понятие горных пород, минералов, полезных ископаемых;
- научить классифицировать горные породы;
- научить сравнивать свойства горных пород различного происхождения.
Планируемые результаты:
Предметные:
- должны знать происхождение магматических, осадочных,
метаморфических горных пород;
- называть основные виды горных пород по происхождению;
- называть полезные ископаемые по характеру использования.
Метапредметные:
- должны уметь определять по их признакам наиболее распространенные горные породы, сравнивать;
- приводить примеры горных пород разного происхождения;
- объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами.
Личностные:
- проявлять потребность в самовыражении и самореализации;
- адекватно оценивать свои возможности для достижения цели.
Характеристика деятельности обучающихся:
- классифицировать горные породы;
- описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции;
- сравнивать свойства горных пород различного происхождения.
Образовательные ресурсы:
- образцы горных пород;
- цветные изображения горных пород, минералов, полезных ископаемых.
Тип урока: комбинированный.
Методы и формы обучения: рассказ, беседа, практикум.
Технологии обучения: игровые, проблемные, и знаковых моделей.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний и мотивация к обучению.
Опрос домашнего задания .
а | б | в | |
1 | + | - | + |
2 | - | + | - |
1а- материковая кора толще чем океаническая .
1б-в центре земли находится мантия
1в- толщина мантии составляет более 2500 км
2а- материковая ора состоит из 2 х слоев
2б- начиая с глубины 30 метров температура земной коры повышается
2в.-на планете выделяют 15 литосферных плит.
- Изучение нового материала. Для определения темы урока ученикам предлагается несколько предметов , необходимо найти их общую черту. Они все состоят из горных пород( полезных ископаемых).
III.Изучение нового материала.
Предлагаются карандаш, спички, мел, песок, камень. Дети определяют тему урока.
Тема урока «Горные породы, минералы и полезные ископаемые.»
Рассказ учителя.
-Где вы встречали горные породы?
Горные породы слагают земную кору. Термин «горная порода» остался от былых времен.
Во времена зарождения науки геологии руду добывали в основном в горах, так и закрепилось название. Теперь мы знаем, что говоря о горных породах, будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.
В природе известно несколько тысяч видов горных пород. Многие из них человек добывает и использует в хозяйственной деятельности.
Можете ли вы привести примеры? (Ученики приводят примеры.)
Работа с учебником .Записать определение -«Горные породы».стр 71.
Рассмотрим виды горных пород. В опорных листах дети заполняют таблицу используя рис 45 в учебнике стр 71. Учитель объясняет материал.
Горные породы | ||
Магматические | осадочные | Метаморфические |
глубинные | обломочные | |
изверженные | Химические | |
Органические |
-Рассмотрите образцы горных пород
Это наиболее распространенные горные породы.
-Чем различаются предложенные вам горные породы? (Цветом, блеском, твердостью, прозрачностью). В чем же причина разнообразия горных пород? Главная причина – это различие в условиях их образования и те изменения, которые происходят с ними в земной коре и на поверхности.
Работа с атласом . стр 16-17Необходимо нарисовать представленные полезные ископаемые .
уголь | Нефть | Газ | Железная руда | золото |
Главное правило- все полезные ископаемые Исчерпаемые невозобновляемые
Физ пауза. Задание – найти в классе слова по теме литосфера.
Задание из ОГЭ 9 класс . Как размещаются горные породы с глубиной .
Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.
А) кварцит
Б) гранит
В) суглинок
Работа с учебником . Записать определения полезные ископаемые, месторождение.
Рассказ учителя какими способами добывают полезные ископаемые. Просмотр видеоролика «Негативное влияние добычи полезных ископаемых».
IV. Рефлексия.
Вопрос ученикам – какие профессии вы знаете кто занимается изучением литосферы?
Как можно сохранить полезные ископаемые.? Что узнали?
V.Домашнее задание.
1.Прочитать §21 стр.71-73.
2.Заполнить таблицу в задании 8, подготовить информацию о горных породах
3. Подготовить сообщение о любом полезном ископаемом Саратовской области.
Предварительный просмотр:
____________________________________________ дата урока _________________________
- Проверка домашнего задания
а | б | в | |
1 | |||
2 |
2.Тема урока ________________________________________________________________
рис 45 в учебнике стр 71. Виды горных пород
Горные породы | ||
Работа с атласом . стр 16-17Необходимо нарисовать представленные полезные ископаемые .
уголь | Нефть | Газ | Железная руда | золото |
Главное правило- все полезные ископаемые Исчерпаемые невозобновляемые
Как размещаются горные породы с глубиной .
Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.
А) кварцит
Б) гранит
В) суглинок
Работа с учебником.
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ______________________________________________________
____________________________________________________________________
Месторождение _______________________________________________________
_____________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока географии в 5-а классе по теме: » Горные породы и минералы»
Место урока в изучаемой теме: второй в теме «Литосфера».Урок непосредственно связан с темой предыдущего «Строение земной коры» и следующего «Полезные ископаемые». Предназначение урока и его уникальность сводится к практической работе, которая позволит учащимся учиться определять горные породы и минералы по внешним признакам, работать с текстом учебника и выделять главное. Урок способствует развитию любознательности, эстетических чувств учащихся. По дидактическим целям - урок усвоения новых знаний и применения их на практике.
Главные задачи этого урока:
Образовательные: ввести новые понятия «горные породы, минералы, магматические, метаморфические, осадочные».
Развивающие: продолжить развитие умения работать с текстом учебника, способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы при описании образцов горных пород.
Воспитательные: развивать эстетические чувства на примерах красоты минерального мира.
Задачи: - сформировать понятия и представления об основных группах горных пород и их происхождении.
-начать формирование умения определять горные породы по внешним признакам, описывать их свойства и классифицировать.
-совершенствовать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
-стимулировать эмпатию (сопереживание и любознательность).
-формирование бережного отношения к объектам природы.
Методы: проблемный, исследовательский
Средства: учебник географии, наборы горных пород, видеоролик
Для проведения урока были созданы все условия: учебно- материальные, это учебники, наборы горных пород на столах. Социально- психологическая обстановка возможна для учащихся была несколько напряженной, так как, новые люди, гости на уроке, это могло сковывать учащихся.
Структура урока оптимальная, соответствует возможностям класса.
- Организационный момент- прошел достаточно быстро, организованно, чувствовался деловой настрой
- Вводно-мотивационный. Стимулирование познавательного интереса. Необходимо было ввести учащихся в учебную задачу, поэтому урок начался с интриги. Учащиеся выдвигают свои версии и отталкиваясь от этого формулируют название темы самостоятельно
- Операционно –содержательный. Овладение учащимися новыми знаниями. Чтобы выяснить сущность характеристики изучаемых понятий даю задание найти в тексте учебника эти определения, при этом выделяют главное и делают выводы. На основе это работы учащиеся самостоятельно ставят задачи урока. Знания, которые дети получают на этом уроке необходимы будут в курсе изучения всей физической и экономической географии и являются базовыми. На следующем этапе изучается состав горных пород,. Далее изучается вопрос о происхождение горных пород ,при этом организуется самостоятельная работа с текстом учебника. На основе вновь полученных и самостоятельно добытых знаний выполняется работа в тетрадях по составлению таблицы. Одновременно находят эти горные породы в коллекциях, при этом учатся работать самостоятельно, в парах, в коллективе. Далее проводится первичная проверка усвоения знаний. Учащиеся проговаривают внешние признаки горных пород и минералов. Тем самым учатся самостоятельно их находить в коллекциях и давать и краткую характеристику, используя те знания , которые они уже получили на уроке.
а) Дом. зад. Изучить параграф, вопросы. Подготовить сообщение .
И в конце подведен итог:
-Что узнал ?
-Что выяснил ?
Таким образом, каждый этап урока ориентирован был на конечный результат, на те, задачи, которые учащиеся поставили перед собой в начале урока
Считаю, что поставленные мною задачи удалось решить и получить соответствующие им результаты обучения. Перегрузки и переутомления у учащихся не было, так как использовались различные формы работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме"Изучение свойств горных пород, минералов и полезных ископаемых»
Данный материал может быть использован при проведении практической работы по географии в 6 классе. Приведенная таблица позволяет учащимся систематизировать полученные знания и практические навыки....
Горные породы, минералы и полезные ископаемые
Разработка урока по географии 5 класс на тему:"Горные породы, минералы и полезные ископаемые"...
Урок по теме "Горные породы, минералы и полезные ископаемые"
География. 5 класс Тема. Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Планируемые результаты: предметные:- должны знать происхождение магматических, осадочных, мет...
Урок по теме "Горные породы, минералы и полезные ископаемые"
География. 5 класс Тема. Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Планируемые результаты: предметные:- должны знать происхождение магматических, осадочных, мет...
конспект урока " Горные породы, минералы и полезные ископаемые"
- ввести понятия: магматические, осадочные, метаморфические горные породы;- продолжить развитие умения работать с текстом учебника;- способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы пр...
Методическая разработка учебного занятия в 6 классе «Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Практическая работа № 5. Определение горных пород и описание их свойств».
Цель: - Создать условия для освоения учащимися новых знаний по теме «Горные породы, минералы и полезные ископаемые».- Создать условия для развития умения применять знания и опыт в различны...
Технологическая карта урока по теме "Горные породы, минералы и полезные ископаемые"
Предмет: географияКласс: 5 классТема: Горные породы, минералы и полезные ископаемыеТип урока: открытие новых знанийЦель: Формирование знаний о разнообразии горных пород и минералов...