Реки Лесного Заволжья.Природное наследие Нижегородской области
план-конспект урока по географии (8 класс)
Технологическая карта урока по географии по теме "Родной Край" 8класс предметной линии УМК "Полярная Звезда"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока: «Изучаем свой край: Реки Лесного Заволжья».
Общая информация | |
Образовательная область, учебный предмет | Общественные науки, география |
Класс | 8класс |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | УМК «Полярная звезда» авторы А.И Алексеев,В.В.Николина, Е.К. Липкина |
Тема учебного занятия | |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. | Реки Лесного Заволжья. |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | Раздел «Природа Россия. Наши реки» Раздел «Родной край - Нижегородская область» |
Учебная задача | Создать условия коммуникативной познавательской деятельности для осознания ценности водных объектов – рек Лесного Заволжья, нуждающихся в изучении и сохранении, обеспечивающем углубление знаний учащихся по географии России и Нижегородской области. |
Цели
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты | ||||||
Цель Уровень | Базовый («обучающийся научится») | Повышенный («обучающийся получит возможность научиться») | ||||
Цель – предмет (предметный результат) | Обучающиеся получат представление о развитии территории Лесного Заволжья и о влиянии рек в формировании её современной территории, научатся давать характеристику рекам Лесного Заволжья. | Обучающиеся получат возможность: давать оценку современного экологического состояния рекам Лесного Заволжья -приводить примеры использования рек из краеведческой и художественной литературы. | ||||
Цель – способ (метапредметный результат) | Обучающиеся научатся использовать и сопоставлять различные источники информации о роли рек в природе и в жизни человека | Обучающиеся получат возможность подбирать краеведческие, геологические, эколого-биологические сравнительные характеристики рек в коллективном отборе необходимой информации, осуществлять оценку научных суждений, обмениваться собственными суждениями и умозаключениями. | ||||
Цель – ценность (личностный результат) | Обучающиеся убедятся в значимости и ценности рек и необходимости их бережного сохранения как объектов наследия Нижегородской области | Обучающиеся получат возможность для понимания разных мнений и подходов к необходимости бережного сохранения рек и историко-культурного наследия с ними связанного. | ||||
Исходное состояние обучающихся: | Имеют опыт работы с различными источниками информации: текст учебника, дополнительными информационными материалами по описанию географических объектов; физическими и тематическими картами атласа Нижегородской области, рисунками и иллюстрациями. Могут определять местоположение природных объектов на территории Лесного Заволжья Нижегородской области | |||||
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат | |||
Выполненные описания рек Нижегородской области | Умение учиться: Работать с различными источниками информации и обмениваться той информацией с другими учащимися класса | Формирование ценности географического знания водных объектов как наследия России и Нижегородской области | ||||
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку |
Обеспечение занятия
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия | ||||
Учебно – информационное обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Интернет - ресурсы | ЭОРы |
УМК «Полярная звезда» авторы А.И Алексеев,В.В.Николина, Е.К. Липкина «География России» География Нижегородской области: учеб. пособие / науч. ред. Г.С. Кулинич, В.В. Николина. – Н.Новгород, 1991; Географический атлас Нижегородская область | 1. Фридман Б.И. Рельеф Нижегородского Поволжья / Б.И.Фридман.–Н.Новгород, 1999. 2. Река Керженец. Путеводитель.-Н.Новгород: Литера,2021. 3.Баканина Ф.М., Лукина Е.В.,Насонова Н.И., Селивановская Т.П., Смирнова А.Д. Заповедные места Нижегородской области | Биосферный резерват Нижегородское Заволжье | Материалы по экопросвещению ГПБЗ «Керженский» | |
Техническое обеспечение | ПК, интерактивная доска, интерактивные карты |
Этап урока | Подэтап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
1. Мотивационно-ориентировочный | 1.1Вхождение в контакт | Демонстрация слайда с картой Нижегородского Заволжья 17 века и современной картой нашего века постановка вопросов: Что же мы видим общего что изображено на этих картах? Какую роль играли и играют реки в жизни человека? | Индивидуальные ответы на вопросы на основе знаний и логических рассуждений, демонстрирующие широту кругозора и степень осведомленности в данной сфере. |
1.2 Актуализация | Демонстрация слайдов на которых изображены реки Лесного Заволжья со значимыми природными и историко-культурными объектами территории Лесного Заволжья. Учащимся предлагается определить, какие на слайдах представлены реки и природные, историко-культурные объекты с ними связанные. | Работа в парах: обсуждают и пытаются угадать какие реки представлены на фотографиях. | |
1.3 Создание проблемной ситуации | Видеофрагмент: Интервью с Н.В. Морохиным (ученым филологом и краеведом, автором книг о реках Заволжья), где рассказывается о новых выпущенных книгах о реках и затрагивается проблема значимости рек в природе и в жизни человека, проблема сохранения и бережного к ним отношения. | Слушают, погружаются в тему, осознают проблему. | |
2. Операционно-исполнительский | 2.1 Целеполагание и планирование | Далее учитель активизирует эту тему и подводит к пониманию, что мы мало знаем о наших реках Лесного Заволжья и на сегодняшнем уроке попробуем собрать необходимую информацию о реках Лесного Заволжья. Формулирование цели урока | Участие в диалоге по формулированию цели и определению задач. |
2.2 Поиск решения проблемной ситуации | Деление класса на рабочие группы. Определение рабочих задач для каждой из групп. 1.Эксперты геологи и геоморфологи изучают физическую, геологическую и геоморфологическую карту Нижегородской области; 2.Эксперты климатологии гидрологи изучают климатическую карту и карту поверхностных вод. 3.Эксперты биологи и экологи изучают карту растительного, животного мира, карту ООПТ Нижегородской области. 4. Эксперты туристы краеведы изучают карту достопримечательных мест, туристскую карту Нижегородской области | Осмысление поставленной задачи; поиск решения 1.Эксперты геологи и геоморфологи должны проанализировать физическую и геоморфологическую карты Нижегородской области и выявить где начинаются реки Лесного Заволжья (физико-географические и геоморфологические районы); 2. Эксперты климатологи и гидрологи определяют, как климатический фактор-количество осадков влияет на развитие густоты речной сети, заболоченных и озёрных территорий в Лесном Заволжье, составляют схему гидрографической сети из главной реки, рек I и II порядка. 3.Эксперты биологи и экологи изучают какие особо - охраняемые территории связаны с реками и прилегающими территориями, определяют редких видов, подлежащих охране. 4. Эксперты туристы краеведы знакомятся с маршрутами водного туризма по рекам Лесного Заволжья и составляют перечень достопримечательных объектов. Эксперты по группам заполняют свой лист исследования | |
2.3 Выработка верного варианта решения, в ходе изучения карт атласа Нижегородской области ; подготовка к представлению результатов | Консультация, прослушивание и коррекция работы первой группы. Вопросы, направленные на проверку понимания выполняемой учебной задачи. | Выступление первой группы. Вторая и третья и четвертая группы: активное слушание и ответы на поставленные вопросы, задают вопросы к одноклассникам первой группы с чем они не согласны; конспектирование информации. | |
2.4 Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Консультация, прослушивание, и коррекция работы второй, третьей и четвертой групп. Вопросы, направленные на проверку понимания выполняемой учебной задачи. | Выступление второй, третьей и четвёртой групп. Активное слушание, и ответы на поставленные вопросы по выбору объектов задания; конспектирование информации. Работа с картами атласа Нижегородской области. | |
3.Рефлексивно-оценочный | 3.1Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Заполнение на доске общего кластера с заполненными листами исследования каждой команды. | Работа с атласами и контурными картами Нижегородской области; дополнения участниками других групп в общий кластер |
3.2 Ситуация оценки образовательных ресурсов | Подведение итогов урока. Оценка работы групповых проектов, оценка за работу с тематическими картами атласа Нижегородской области. | В качестве домашнего задания: отметить на контурной карте Нижегородской области выбранные реки, формы рельефа, ООПТ и достопримечательные объекты о которых шла речь на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный проект "Литературное наследие Нижегородской области"
Краеведческая работа в школе способствует не только повышению качества образования, но и углубляет у школьников представления об исторических и культурных связях родного края с жизнь...
Презентации к уроку биологического краеведения в 6 классе "Земноводные Нижегородской области" и "Пресмыкающиеся Нижегородской области"
Презентации могут использоваться на уроках биологического краеведения в 6 классе и мероприятиях экологической направленности. Презентации включают в себя информацию и фотографии животных. А так же ста...
Презентация: "Мой родной край. Нижегородская область". Викторина по Нижегородской области.
Содержит вопросы и ответы: об административно-территориальном составе, рельефе, полезных ископаемых, растительности, реках иоб охраняемых природных территориях Нижегородской области....
Методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области в 2015-2016 учебном году»
Методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области в 2015-2016 учебном году»...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО В 5 КЛАССЕ ПО ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОБЩЕСТВЕННО НАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО В 5 КЛАССЕ ПО ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОБЩЕСТВЕННО НАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2015-2016 УЧЕБ...
Рабочая программа кружка "Наследие Нижегородского края", 7 класс
Данный материал пригодится при разработке программ кружка по краеведению....