Австралия
план-конспект занятия по географии (10 класс)

Конспект урока "Австралия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_avstraliyskiy_soyuz.docx46.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Австралия»

Цели урока: создать условия для осознания и осмысления системы знаний и общеучебных и специальных умений по теме: «Австралийский союз», используя интерактивные презентации, карты, статистические материалы. 

Задачи урока:

Образовательные:

  • в результате анализа различных источников географических знаний сформировать представление об Австралии, ЭГП страны, природных условиях и ресурсах, населении;
  • выявить причины экономического и политического развития страны на мировом уровне;
  • показать привлекательность и неповторимость, красоту и величие Австралии: показать учащимся целесообразность использования мультимедиа-технологий в компьютерных презентациях.

Воспитательные

  • способствовать воспитанию интереса к познанию жизни других народов и стран; воспитывать ответственность, организованность, самостоятельность.

Развивающие

  • формировать умения работать с картой и дополнительной литературой, решение практических задач, отстаивать свою точку зрения, доказывать ее, систематизировать большой блок знаний; развивать кругозор учащихся, логическое мышление.

Оборудование: мультимедиа установка, атласы, карты, учебник, презентация

Тип урока: урок - путешествие

Методы: частично-поисковый, практический, словесный.

Форма организации обучения: фронтальная, групповая.

Ход урока

I. Организационный момент. (2 мин.)

Подготовка к уроку, задачи.

Сегодня мы с вами проведём, не совсем обыкновенный урок. Мы отправимся в путешествие в замечательную страну. Познакомимся с населением и его хозяйственной деятельностью. Какие документы необходимы для выезда за границы нашей страны?

II. Проверка домашнего задания (10 мин.)

1. Кто такие буры?

2. В чем особенность населения ЮАР?

3. Какими видами полезных ископаемых богата ЮАР?

4. Какие отрасли хозяйства являются отраслями международной специализации?

5. Назвать крупнейшие порты ЮАР

III. Изучение нового материала (18 мин.)

(1 слайд) Туристическое агентство «Вокруг света»

Вас приветствует туристическое агентство «Вокруг света». Я пригласила вас сегодня на презентацию нового маршрута в одну очень необычную и интересную страну.

Вашему вниманию я хочу предоставить вопросы-подсказки, ответив на которые, вы сможете назвать то место, куда я предлагаю вам отправиться

(2 слайд) Вопросы

В рамках подготовки к ЕГЭ Решить задачу по определению столицы государства:

Определите географическую долготу пункта, если известно, что в полночь по солнечному времени Гринвичского меридиана местное солнечное время в нём 9 час. 54 мин. На карте найти название города. Известно, что географическая широта 35° с.ш.

Запишите решение задачи

Решение:

1) Разница во времени с Гринвичским меридианом составляет 9 ч. 54 мин.;

2) разница в долготе составляет: 15° × 9+15° х 9:10 = 148,5°;

3) время в пункте больше времени на Гринвичском меридиане, значит, пункт расположен в Восточном полушарии.

Ответ: 35° с.ш. и 148.5° в.д. Город Канберра

  1. В этом государстве по законодательству обязаны голосовать на выборах. Гражданину, не явившемуся на выборы без уважительной причины, грозит штраф.
  2. В этом континенте обитает самая ядовитая змея в мире: прибрежный тайпан, яд от одного укуса которого может убить 100 человек сразу!
  3. Это – единственный континент планеты, полностью занятый одним государством.
  4. Дома в этом континенте плохо изолированы от холода, поэтому в зимние месяцы при температуре ниже +15 градусов в помещениях довольно прохладно. Неудивительно, что именно оттуда пошла мода на «угги» — теплую мягкую и уютную обувь. Они носят их прямо дома.
  5. В этом континенте проживает огромное количество эмигрантов со всего мира. По статистике, каждый четвертый житель континента был рожден за ее пределами.
  6. Мясо кенгуру легко можно найти в супермаркетах и ресторанах. Здесь оно считается полезной альтернативой говядине или бараниной: содержание жира в кенгурятине не превышает 1-2 процентов.
  7. Хотя многие коренные жители являются потомками заключенных, на генетике это никак не сказалось: по статистике, население этой страны является самым законопослушным в мире.
  8. Столица этой страны стала в результате компромисса между двумя крупными городами: они никак не могли решить, какому из этих городов отдать пальму первенства, и в итоге расположили столицу между двумя городами — конкурентами.
  9. Единственная страна, где обитают сумчатые животные, где нет хищников

ОТВЕТ – Австралия или Австралийский Союз

РАЗДАТЬ (по ходу урока учащимся предлагается заполнять таблицу самостоятельно)

План

Австралия

Географическое положение, состав страны

Население, плотность

Крупные города

Природные ресурсы

Виды хозяйственной деятельности        

Объекты Всемирного наследия

Итак, мы с вами отправляемся в виртуальное путешествие. Вам предлагаю создать небольшую визитную карточку, заполнив таблицу

Слайд 3 Австралийский Союз

Слайд 4. Немного истории

Открыта в 1763 году Д. Куком.

С конца 18 века начинается освоение Австралии. Английское правительство сначала ссылало туда преступников. Так называемый «Первый флот» доставил в Австралию первую партию каторжников в 1788 году. На юго-востоке возник город Сидней как колония каторжников.

В связи с открытием богатейших месторождений золота и серебра в середине 19 века в Австралию устремилось много «искателей счастья».

На материке образовалось несколько колоний, которые играли заметную роль в экономике Великобритании.

Шесть крупных колоний были объединены в федерацию, получившую название Австралийский Союз.

Сейчас Австралия самостоятельная страна, но она признает власть королевы Великобритании.

Слайд 5. Вальсирующая Матильда. (Попробуйте услышать и перевести что сможете)

Слайд 6. Флаг, герб, денежная единица

Австралийский Союз – это официальное название государства, расположенного в Южном полушарии, на австралийском материке.

Эту страну можно назвать уникальной – она единственная, занимающая полностью целый материк и около 5 % всей суши нашей планеты, а также являющаяся шестой по площади во всем мире

Проверить задачу!

Слайд 7. Краткие сведения 

Площадь: 7,7 млн.км2

Население: 27,7 млн. чел.

Форма правления: страна в составе Содружества (бывшие колонии Великобритании)

Форма Административно-территориального устройства: федерация: шесть штатов, каждый из которых имеет свои органы власти и конституцию.

Канбе́рра — столица Австралийского Союза. Канберра является крупнейшим городом Австралии, расположенным внутри страны, а не на побережье.

Территория современной Канберры была выбрана в качестве будущей столицы Австралийского Союза, что стало компромиссом между соперничавшими между собой за этот статус двумя крупнейшими городами страны, Сиднеем и Мельбурном.

Слайд 8. Географическое положение (Работа с политической картой)

Учащиеся самостоятельно определяют по карте ЭГП, его выгодность.

Вопрос классу? Выгодно ли экономико-географическое положение страны?

Вывод: Удаленность и изолированность страны от других стран, имеющих значение в жизни страны

  •  Этот фактор обеспечивает отсутствие войн и территориальных споров с соседями 
  • Австралийский Союз имеет только морские границы.
  • Омывающие материк моря служат транспортными путями для внешних связей страны.

Слайд 9. Природные ресурсы. Работа с картой (стр. 158 учебника).

В последнее время Австралия выдвинулась в число крупнейших поставщиков горнорудного сырья – это страна-рудник.

Минеральные ресурсы:

  • Каменный уголь.
  • Глинозем
  • Бокситы
  •  Железные руды
  • Титан
  • Олово
  • Золото
  • Драгоценных камней – опалов

Вывод: Австралия располагает значительными запасами полезных ископаемых для развития здесь различных отраслей специализации, но большая часть добываемых ресурсов вывозится за рубеж, в основном в Японию. По запасам некоторых минеральных ресурсов страна занимает ведущие позиции в мире.

Слайд 10. Внутренние воды. Работа с картой Австралии

Найти и указать крупные водоемы страны.

Слайд 11. Население.

Австралийский Союз, согласно статистическим данным 2021 года, население более 27.7 млн. человек. Средняя плотность 0, 28 чел/км2. Среднемировая плотность 57 чел/км2 При этом количество коренных жителей не превышает отметку в 200 тыс.чел. (1%)

Преобладающее место среди них занимают переселенцы с Британских островов и других стран – это англичане, ирландцы, новозеландцы, итальянцы, а также шотландцы. Во многих крупных австралийских городах представлены практически все возможные нации мира. Государственный язык – английский. Основная часть населения исповедует христианство.

Книга «Поющие в терновнике» — Колин Маккалоу

Коренное население Австралии составляют аборигены Австралии, аборигены Тасмании и островитяне Торресова пролива.

Слайд 13. Главные города

Вопрос: Много ли городов в Австралии? Назовите самые крупные из них? Есть ли закономерность в их размещении? (работа у карты)

Ответ: Города в Австралии размещены на побережье, особенно в юго-восточной части. 85% проживает не далее 80 километров от моря. На их размещение повлияли исторические факторы, более благоприятные условия. Австралия – одно из самых урбанизированных государств мира – почти 86% всего населения проживает в городах.

Слайд 14. Экономика страны.

Австралия относится к числу высокоразвитых стран. По уровню ВВП на душу населения Австралия входит в десятку развитых стран мира. ВВП составляет – 21 200 $ США, т.е. выше, чем в Италии (19 900 $) и Канаде (20 400$), немного ниже, чем в Великобритании (21 700$), и гораздо ниже, чем во Франции (23 900$), Сингапуре (25 800$) и США (30 300$).

В экономике Австралийского Союза значительное место занимает добыча полезных ископаемых, которыми страна очень богата. Кроме того, на территориях с умеренным климатом существуют неплохие условия для занятия сельским хозяйством. Эти две отрасли экономики доминировали в Австралии вплоть до окончания Второй мировой войны. По ее завершении в стране начался промышленный бум.

Слайд 15. Австралийский Союз – страна с развитой промышленностью и сельским хозяйством.

Здесь добывают разнообразные полезные ископаемые:

  • Каменный уголь
  • Нефть
  • Железную руду
  • Золото
  • Уран
  • Алюминиевую руду и др.

В стране производят автомобили, с/х оборудование, радио- и электротехническую продукцию для внутреннего рынка.

Слайд 16. Сельское хозяйство.

Стратегия развития сельского хозяйства Австралии продолжает оставаться в том, что его ведущей отраслью является овцеводство. Численность стада овец в стране занимает первое место в мире и доходила в некоторые годы до 180 миллионов голов. Выражение «Австралия скачет верхом на овце» оправдывало себя на протяжении последних 100 лет.

Сельское хозяйство Австралии поставляет на экспорт 60% всей производимой продукции, в том числе 97% шерсти, 80% сахара, 75% зерна, 30-40% говядины и баранины. Раньше основная часть продукции экспортировалась в Великобританию, но в последнее время главными экспортерами становится Япония и другие страны Восточной и Юго-Восточной Азии.

Слайд 17-23. Объекты Всемирного наследия

Австралийцы прилагают огромные усилия ля того, чтобы сохранить уникальную природу.

В стране созданы многочисленные заповедники и национальные парки. Около 20 из них включены в список объектов Всемирного наследия.

  • Национальный парк Большого Барьерного рифа
  • Национальный парк Улуру-Ката
  • Парк «Голубые горы»
  • Лоун Пайн Коала
  • Национальный парк Какаду

IV. Рефлексия. (10 мин.)

Наше виртуальное путешествие окончено. А сейчас я порошу вас составить «визитную карточку» страны.

Если останется время, ответить на вопросы.

  1. Австралия в прошлом была колонией Великобритании (да, нет);
  2. Австралия выгодно отличается от других материков артезианскими водами (да, нет);
  3. Столица Австралийского Союза Мельбурн (да, нет);
  4. Глава государства Австралийского Союза – президент (да, нет);
  5. Денежная единица – австралийский доллар (да, нет);
  6. Административно-территориальные единицы – штаты (да, нет);
  7. Австралия самый сухой материк (да, нет);
  8. Австралия самый большой материк по площади (да, нет);
  9. Самая высокая точка Австралии Джомолунгма (да, нет);
  10. Самая высокая точка Австралии Косцюшко (да, нет);
  11. Самая низкая точка континента озеро Эйр (да, нет);
  12. Самый большой, самый древний город Канберра (да, нет);
  13. Коренные жители Австралии аборигены (да, нет);
  14. Австралия – федеральное государство, состоящее из 6 штатов и 2-х территорий (да, нет)

V. Выставление оценок по результатам работы на уроке и выполнения практических заданий.

VI. Домашнее задание

  • § 48
  • Ответить на вопросы устно
  • Составить маршрут путешествия по Австралии

Директор         _______________        Н. Т. Течиева

подпись                        расшифровка

     М.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 11 классе по теме "Австралия". УМК Клементьева

В уроке рассмотрены основные темы:географическое положениерастительный и животный мир...

История открытия Австралии. Географическое положение Австралии

Данная презентация используется при знакомстве учащихся с Австралией. Позволяет сформировать представление об особенностях географического положения материка, истории открытия, изучения и освоения Авс...

«Австралия - страна, где всё наоборот» Интегрированный урок географии и английского языка в 7 классе «Австралия - страна, где всё наоборот»

интегрированный урок по географии и иностранного языка "Австралия - страна, где все наоборот"...

«Колониальное прошлое материка Австралия. Народ Австралии. Австралийский Союз» (урок с использованием технологии критического мышления)

Совершенствовать умения учащихся использовать тематические карты как источники географической информации, устанавливать причинно- следственные связи между изучаемыми явлениями....

План - конспект урока по теме "Австралия. Особенности природы Австралии" в 7 классе.

План - конспект урока по теме "Австралия. Особенности природы Австралии" в 7 классе....

«Австралия. Верования коренного населения Австралии»

Конспект урока с учетом основных целевых установок учебного курса  «Основы религиозных культур и светской этики»....

«Австралия. Верования коренного населения Австралии»

Конспект урока с учетом основных целевых установок учебного курса  «Основы религиозных культур и светской этики»....