«Колониальное прошлое материка Австралия. Народ Австралии. Австралийский Союз» (урок с использованием технологии критического мышления)
методическая разработка по географии (7 класс) по теме
Совершенствовать умения учащихся использовать тематические карты как источники географической информации, устанавливать причинно- следственные связи между изучаемыми явлениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_7_klass_kolonialnoe_proshloe_materika_avstraliya.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова Елена Викторовна,
учитель географии ГБОУ СОШ № 147
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Урок географии в 7 классе по теме:
«Колониальное прошлое материка Австралия. Народ Австралии. Австралийский Союз»
(урок построен с использованием технологии критического мышления)
Цель:
Обеспечить усвоение знаний об Австралийском Союзе, познакомить учащихся с народами Австралии, колониальным прошлым материка.
Задачи:
1. Совершенствовать умения учащихся использовать тематические карты как источники географической информации, устанавливать причинно- следственные связи между изучаемыми явлениями.
2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
3.Формировать способность выражать свою позицию в краткой форме, умение работать в группе, коллективно находить ответы на поставленные вопросы.
Средства обучения:
мультимедийная презентация, атласы, учебники, видеоматериал об Австралийском Союзе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока:
1. Орг. момент. (2 мин)
Приветствие, проверка отсутствующих, заполнение журнала.
2. Постановка цели урока. План урока:
• 1. Расы и народы.
• 2. Размещение населения.
• 3. Колониальное прошлое материка.
• 4.Современная политическая карта .
• 5. Хозяйственная деятельность населения.
3. Решение учебной задачи. Организация учебной деятельности:
3.1. Вызов. Чтение стихотворения. (7 мин)
Послушайте, как описал Австралию один из поэтов. Попытайтесь объяснить каждую строчку этого стихотворения.
Австралия — страна наоборот.
Она располагается над нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами;
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды.
(Они в пустыне пропадают где-то.)
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Учитель: Как вы представляете себе Австралийский Союз? Давайте дополним ваши представления об этом государстве. (Просмотр видеоролика).
Вопрос: Как по-вашему, можно ли по внешнему облику городов судить об уровне развития государства? Как вы считаете, на каком уровне развития находится Австралия?
3.2. Осмысление. Деятельность учащихся: работа в группах по инструктивным карточкам-заданиям. Анализ тематических карт, формулировка вывода. (7 мин)
1 группа
Расы и народы.
• 1. Какие народы проживают в Австралии?
• 2. К каким расам они относятся?
• 3.Чему равна численность населения Австралии?
• 4.Сравните численность населения Австралии с численностью населения других материков
2 группа
Размещение населения.
Проанализируйте карту атласа «Народы и плотность населения» и ответьте на вопросы:
• 1. Какие районы Австралии наиболее плотно заселены?
• 2. Назовите районы с небольшой плотностью населения.
• 3. Объясните причины неравномерного размещения населения.
Колониальное прошлое материка.
Опережающее задание.
• 1. Вспомните, что такое колония?
• 2. Как относились английские колонисты к аборигенам?
• 3. Какой образ жизни ведут аборигены?
Учитель: Освоение и заселение Австралии европейцами началось со следующего события. 26 января 1788 г. в Сиднейскую гавань зашел корабль. Что за пассажиры прибыли в Австралию на этом корабле? Каким образом это событие изменило судьбу Австралии?
Учащиеся: на корабле прибыли каторжники из Англии. Сидней был основан, как колония каторжников.
В течении нескольких десятилетий Англия высылала в Австралию людей, осужденных за разные преступления. Они работали на рудниках, занимались скотоводством и осваивали новую колонию.
В Австралии было много свободных земель. В середине XIX в. Здесь открыли золото и сюда отправились свободные переселенцы. Путешествие на новую родину было долгим, полным тягот и опасностей. Ехали с домашним скарбом, орудиями и инструментами, везли с собой через океан кур, гусей, коров, поросят. Кто побогаче, везли разобранные деревянные дома и мебель. Многие ехали с надеждой разбогатеть. Правительство Англии поощряло переселенцев: давало им большие площади новых земель для обработки пастбищ. Быстро росли города, особенно в восточной и юго-восточной частях материка, например Аделаида, названная в честь английской королевы, и Мельбурн, основанный в 1835 г., названный в честь британского премьер-министра лорда Мелбурна.
Аборигены Австралии (выступление учащегося)
Аборигены – коренные жители Австралии. К началу европейской колонизации в Австралии жило около 300 тыс. аборигенов, разделенных на 500 племен. Они довольно равномерно заселяли весь материк, особенно его восточную и южную (прибрежную) части, с благоприятными климатическими условиями, более богатые дичью и рыбой. Дерево и камень были единственными материалами, из которых аборигены делали свои примитивные орудия труда.
Поселившись в Австралии, белые колонисты пытались превратить аборигенов в рабов. Но коренное население предпочитало жить по-старому.
Изгнанные колонистами в пустынные области, аборигены пытались охотиться на овец, которых начали разводить колонисты. Это послужило предлогом для массового уничтожения коренных жителей Австралии. Их травили ядами, загоняли в пустыни, охотились как на диких зверей.
В результате жестокого истребления и оттеснения в малопригодные для жизни районы численность австралийцев сократилась в несколько раз. Коренных жителей Австралии насчитывается теперь не более 50 тыс. Основная часть их живет в резервациях - местах насильственного поселения.
До сих пор аборигены в глубинных районах материка живут в условиях каменного века. Вооруженные деревянными копьями и каменными топорами, они бродят с места на место, занимаясь собирательством, хотя аборигены - замечательные охотники, рыболовы, они изобрели бумеранг. Это музыкальные люди, мастерски исполняющие свои национальные танцы.
Положение коренного населения Австралии привлекало пристальное внимание прогрессивной общественности. Только теперь, согласно федеральной конституции, коренные жители получили некоторые права в своей стране.
Но прошлое еще не преодолено до конца. При поддержке прогрессивных и демократических кругов Австралии аборигены ведут борьбу за равенство в области труда и заработной платы, за право на землю предков, захваченную крупными капиталистическими компаниями. Они тянутся к знаниям, образованию, все больше среди них появляется людей с высшим образованием. Из среды аборигенов выходят талантливые писатели, поэты, артисты.
Творчество современных аборигенов-художников переплетается с традициями западноевропейского искусства. Самый выдающийся и известный среди них - Альберт Наматжира. Жизнь его наглядно показала трагедию талантливого человека в капиталистическом обществе. Картины Наматжиры висят в музеях Австралии и других стран мира, ему посвящены книги. Но как человек для Австралии он не существовал. Наматжира долгое время не имел гражданства, ему запрещено было появляться в австралийских городах. Жизнь его безвременно окончилась вдали от родных мест.(Демонстрируются слайды с картинами Альберта Наматжиры).
3 группа
Современная политическая карта.
Используя политическую карту, дайте характеристику ГП Австралийского Союза по плану:
• 1. Название государства, его столица.
• 2. На каком материке, в какой его части находится.
• 3. Приблизительные размеры в сравнении с другими государствами.
• 4. Какими морями, океанами омывается.
• 5. С какими государствами граничит.
4 группа
Хозяйственная деятельность населения.
Используя комплексную карту, дайте характеристику хозяйственной деятельности населения по плану:
• 1. Какие полезные ископаемые добывают?
• 2. Какие земли преобладают?
• 3. Какие растения выращивают?
• 4.Каких животных разводят?
• 5. Крупные города - промышленные центры.
3.3.Презентация групп. Выводы по итогам выступления групп: (12 мин)
• 1. Австралия – самый малонаселённый материк.
• 2. В Австралии проживают аборигены и англоавстралийцы.
• 3. Наиболее плотно заселены восточное и ЮВ побережье материка.
• 4. Австралия – бывшая колония Великобритании.
• 5. Австралия – единственное государство, занимающее целый материк.
• 6. Австралия богата полезными ископаемыми, здесь хорошо развиты промышленность и сельское хозяйство.
Дополнительная информация «Австралийское овцеводство».
Австралия знаменита своими овцами. По поголовью овец и по экспорту шерсти страна занимает 1 место в мире. В стране царит настоящий культ шерсти: за ставками шерстяных аукционов австралийцы пристально следят, а на ТВ есть даже специальный обозреватель по вопросам шерсти. От цен на «мягкое золото» во многом зависит экономика страны.
4. Рефлексия. Стратегия «Карусель». Задания по количеству групп записаны на отдельных листах. Каждая группа пишет решение и передаёт по кругу дальше.
(10 мин)
Задания:
1. Как вы понимаете выражение «Экономика Австралии едет на овце»?
2. Дополните схему
Население Австралии
Коренное Пришлое
3. Как известно, животный мир Австралии богат и уникален. Однако в Австралии не было найдено ни одного одомашненного человеком животного, ни одного культурного растения. Почему?
4. Известный писатель Эрнст Хемингуэй писал после посещения Африки: «С нашим появлением континенты быстро дряхлеют». Справедливы ли его слова для Австралии?
Тест (5 мин)
1. Австралия в прошлом была колонией:
1) Великобритании; 2)Германии;
3) Франции; 4)Голландии?
2. Какие животные изображены на государственном гербе страны?
1) Кенгуру и коала 2) Страус эму и кенгуру
3) Утконос и ехидна 4) Коала и лирохвост
3. Какой город первым появился на карте Австралии?
1) Мельбурн 2) Аделаида 3) Сидней 4) Канберра
4. В какой части Австралии наиболее высока плотность населения, сосредоточены крупнейшие города, развита обрабатывающая промышленность:
1) северо-восток; 2) восток и юго-восток;
3) северо-запад; 4) юго-запад;
5. Какое животное можно изобразить на гербе Австралии, поскольку оно в немалой степени определяет экономическое положение страны:
1)корову; 3) кенгуру;
2)медведя коала; 4) овцу;
Самопроверка. Ответы: 1-1 2-2 3- 3 4-2 5-4
Учитель: Всю информацию об Австралийском Союзе мы получили из карт. А теперь просмотрите вопросы к § 56 и скажите, что мы не осветили на уроке из жизни Австралийского Союза? Какой вопрос задания вы не сможете выполнить?
5. Итог урока. Выставление оценок (самооценка). Домашнее задание § 56, Представьте, что вы работаете в туристическом агентстве, и ваша заработная плата зависит от числа клиентов, посетивших Австралию. Вы должны написать мне письмо, в котором назовете не менее 10 причин, по которым я должна посетить Австралию. (2 мин)
Приложение:
Лист самоконтроля. В начале урока учащиеся получают листы самоконтроля и на каждом этапе урока выставляют себе оценку.
Фамилия, имя ____________________________________________________________
Этап урока Оценка
Начало урока
Изучение новой темы. Работа в группе.
Закрепление. «Карусель»
Тест
Оцени себя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока с использованием технологии критического мышления
Технология критического мышления необходима для того, чтобы ученики не оставались наблюдателями, а старались активно участвовать в учебном процессе....
Конспекты уроков с использованием технологии критического мышления
Технология критического мышления помогаетповысить интерес как к предмету, так и к процессу обучения...
Тихий океан.7 класс. Конспект урока с использованием технологии критического мышления.
Новая тема. Учащиеся знакомятся с уникальным природным комплексом - Тихим океаном....
"Английский юмор" - урок с использованием технологии критического мышления
Данный материал мною используется во внеурочной деятельности в 8-9 классах. Носит страноведческий характер....
Урок с использованием технологии критического мышления:"Тема Родины в творчестве А.А. Блока».
Использование технологии критического мышления позволяет формировать образовательные компетенции обучающихся....
Урок с использованием технологии критического мышления в основной школе
В данной статье приводится разработка О.Н. Розовой и И.А. Барсуковой интегрированного урока "физика + обществознание" для 10 класса по теме: "Наука и образование".В основе урока лежи...
Презентация к уроку по географии "Ветер" для 6 класса (урок с использованием технологии критического мышления)
Здесь представлена презентация урока с использованием технологии критического мышления...