Методическая разработка урока географии в 6 классе по теме «Атмосфера»
план-конспект урока по географии (6 класс)
Цель: Создание условий для обобщения знаний об атмосфере.
Задачи.
1.Обобщение и систематизация знаний учащихся о воздушной оболочке Земли, явлениях, процессах и закономерностях, происходящих в ней.
2.Развитие способностей обобщать и систематизировать изученный материал; объяснять закономерности и процессы; устанавливать причинно-следственные связи; ориентироваться в пространстве; строить графики.
3. Развитие географического мышления учащихся и их творческих способностей, формирование грамотной устной речи.
4.Воспитывать в детях чувство товарищества, умение работы в коллективе; ответственности и самостоятельности.
5.Развивать познавательный интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_teme_atmosfera.docx | 206.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Горковская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка
урока географии в 6 классе
по теме «Атмосфера»
Автор: Макеева С.В., учитель географии
МБОУ «Горковская СОШ»
Горки, 2021
Методическая разработка урока по теме «Атмосфера» в 6 классе
Учитель географии МБОУ «Горковская СОШ» Макеева С.В.
Цель: Создание условий для обобщения знаний об атмосфере.
Задачи.
1.Обобщение и систематизация знаний учащихся о воздушной оболочке Земли, явлениях, процессах и закономерностях, происходящих в ней.
2.Развитие способностей обобщать и систематизировать изученный материал; объяснять закономерности и процессы; устанавливать причинно-следственные связи; ориентироваться в пространстве; строить графики.
3. Развитие географического мышления учащихся и их творческих способностей, формирование грамотной устной речи.
4.Воспитывать в детях чувство товарищества, умение работы в коллективе; ответственности и самостоятельности.
5.Развивать познавательный интерес к предмету.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Метапредметные:
1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
2. Вычитывать все уровни текстовой информации.
3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой.
4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
5. Устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные:
1. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде.
2.Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
3.Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, лист оценивания, лист рефлексии.
УМК: Учебник Герасимова, Неклюкова
Тип урока: обобщение.
Методы: игровой, частично-поисковый, практический
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Ход урока
Организационный этап
Здравствуйте дорогие ребята. Я рада вас приветствовать на нашем уроке.
В России принято пожимать руки. В Италии - горячо обняться. В Бразилии - похлопать по плечу. В Зимбабве - трутся спинами. В Македонии - здороваются локтями. В Никарагуа приветствуют друг друга плечами. В Австралии, у австралийских аборигенов - хлопнуть ладонями.
Настроение каково? | Во! (показывают большой палец) |
Все такого мнения? | Все без исключения |
Замечательно.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что вы видите?
Послушайте, о чем идет речь? Дружелюбная, грозовая, тягостная, приподнятая, туманная, неповторимая, товарищеская, влажная, благоприятная, земная напряжённая, азотная, комфортная, чистая.
На нашей планете океанов -4
Индийский - самый соленый в мире,
Океан Атлантический славен сельдями,
Ледовитый все время спит подо льдами,
А Тихий , конечно вовсе не Тихий,
А буйный, глубокий и самый великий.
А.Усачев
Но есть еще и самый большой из всех океанов, и вы каждый день, каждый час, каждую минуту сами того не подозревая « купаетесь в нем». Догадались?
Итак, ребята, сегодня мы подведем итоги нашей работы по изучению “одежды” Земли, воздушного океана, на дне которого мы живём, т.е. атмосферы.
3.Актуализация знаний.
А как вы думаете, почему я назвала атмосферу «одеждой Земли»?
Так, что же такое атмосфера?
Из чего состоит атмосфера? Из газов. Из каких?
Ребята, а какое значимое событие сейчас идет в спортивном мире? Наши спортсмены принимают участие в олимпиаде и занимают призовые места. С гордостью за свою родину они поднимаются на пьедестал.
1.Давайте распределим газы, входящие в состав атмосферы по местам.
азота -78%, кислорода - 21%, остальные газы -1% : (углекислый газ 0,03 %, водяной пар, случайные примеси
Кислорода - 21%, остальные газы -1% : (углекислый газ 0,03 %, водяной пар, случайные примеси
2.Ребята посмотрите на слайд. Что это? (сэндвич) Можем ли мы атмосферу сравнить с сэндвичем? Почему?
Давайте вспомним, какое строение имеет атмосфера? 4. Обобщение и систематизация знаний.
Атмосфера состоит из слоев. Из каких слоев состоит атмосфера?
Проект. Расположите слои атмосферы в правильной последовательности. Работа по группам.
Продолжаем нашу работу.
На столе у вас лежат стихотворения.
Прочитав стихотворение вы должны ответить на вопрос:
- Какие явления происходят в слоях атмосферы?
Стихотворение «Атмосфера»
Чем мы дышим, кто нам скажет
Воздух виден или нет?
Что вокруг планеты нашей?
Мы на всё дадим ответ.
Атмосферу составляют
Очень разные слои,
С высотою, кто не знает,
Изменяются они.
Слой снегов, дождей и ветров
Тропос – значит он живой
18 км
Тропосферы – первый слой.
Есть здесь все, но в большей мере –
Кислород, азот, озон,
В малых долях – йод и гелий,
Водород, неон, радон.
Выше в небе – стратосфера
Очень даже важный слой
Кислорода очень мало
И теплей здесь с высотой.
А за ним верх атмосферы
Этот слой совсем иной:
Слой ионного влияния,
Метеоров и комет
Слой полярного сиянья,
Спутников, еще – ракет.
Давайте распределим явления, происходящие в атмосфере по слоям. Продолжаем работу над проектом.
Картинки (солнце, тучки, радуга, северное сияние, ветер).
Какой слой атмосферы называют «фабрикой погоды»? Почему?
5. Применение знаний и умений в новой ситуации.
В книге шведской писательницы «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» рассказывается о глупом Тролле, который решил: «Построю дом поближе к Солнцу, пусть меня греет. Добрался до вершины горы, до Солнца рукой подать, а у него от холода зуб на зуб не попадает. Так и замерз
Почему же замерз глупый Троль (так как температура с высотой понижается на 1км на 6 градусов)
Решите задачу:
Представьте, что мы поднялись на вершину горы высотой 3000 метров над уровнем моря. Чему равна температура воздуха, если у поверхности земли температура +17?
Ответ (-1 С)
7. Используя изученные закономерности, решите следующие задачи:
- T = 5ºC; Т = -12 ºC;
- Т = -11; Т = -18 ºC;
- Т = 7 ºC; Т = 23 ºC;
Решение: 1. T 1 = 5ºC; Т2 = -12 ºC;
А=5ºC -(-12 ºC) = 17 ºC
2. Т 1 = -11 ºC; Т2 = -18 ºC;
А= -11 ºC-( -18 ºC) = 7 ºC
3. Т 1 = 7 ºC; Т2 = 23 ºC;
А= 7 ºC -23 ºC-7 ºC = 16 ºC
Физминутка «Флюгер».
Кто не ведает границ?
Кто летит быстрее птиц?
Он – то грозен, то мятежен,
То как пух весенний нежен,
Кто свободней всех на свете?
Догадались? Это …
Вопрос классу:
- Что такое ветер?
То солнцем ярким улыбнется,
То вдруг нахмурится слегка,
Плаксива, ветрена, дождлива.
Не постоянная весьма...
О чем идет речь? Правильно это ПОГОДА.
Назовите компоненты погоды (Учащиеся называют компоненты)
Назовите приметы погоды (Учащиеся называют приметы, которые знают).
Значение атмосферы для человека огромно. Людям нужен чистый воздух, в достатке содержащий кислород. И наша задача не допустить загрязнения атмосферы, и избежать экологической катастрофы. В нашей стране принят «Закон об охране атмосферного воздуха». Особую тревогу вызывают проблемы глобального изменения климата из-за выбросов в атмосферу различных газов, создающих парниковый эффект.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте же мы все навек объединимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся!
(Н. Старшинов)
Продолжить « Чтобы сохранить чистый воздух для будущих поколений я предлагаю…»
Прочитав стихотворение, определите время года и назовите климатические и метеорологические признаки каждого сезона.
Слайд 3
1. Летний гость все раскалил,
Стал асфальт, как печка.
«Ой, скорей бы дождь полил!» –
Просит наша речка.
«Сохнуть я уже устала,
Из-за гостя мельче стала!»
Ответ: Лето
Вопрос учителя.
Какие метеорологические признаки говорят, что это лето?
Примерные ответы учащихся: высокая температура, отсутствие осадков в виде дождя.
Слайд 4
2. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пушное природы увяданье.
В багрец и золото, одетые леса.
А.С. Пушкин
Ответ: Осень
Вопрос учителя.
Какие метеорологические признаки говорят, что это осень?
Примерные ответы учащихся: уныла пора – облачность, мало солнечных дней, дожди.
Слайд 5
3.Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи.
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли.
H.A. Некpacoв
Ответ: Зима
Вопрос учителя.
Какие метеорологические признаки говорят, что это зима?
Примерные ответы учащихся: высокая температура, отсутствие осадков в виде дождя.
Слайд 6
Гонимы вешними лучами.
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями.
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
А.С. Пушкин
Ответ: Зима
Вопрос учителя.
Какие метеорологические признаки говорят, что это весна?
Примерные ответы учащихся: повышение температуры вызывает таяние снега, больше солнечных дней – ясная улыбка природы.
6. Рефлексия
Хокку является одним из самых известных и наиболее распространенных жанров японской поэзии. Правда, смысл коротких трехстрочных стихов постичь под силу далеко не каждому, так как в них заключена глубинная связь природы и человека. Оценить, насколько эти стихи прекрасны и возвышенны, могут лишь очень чувственные и утонченные натуры, которым, к тому же, свойственна наблюдательность. Ведь хокку – это всего лишь одно мгновение жизни, запечатленное в словах. И если человек никогда не обращал внимания на восход солнца, шум прибоя или же ночную песню сверчка, то проникнуться красотой и лаконичностью хокку ему будет весьма сложно.
Аналогов стихам хокку нет ни в одной поэзии мира. Объясняется это тем, что у японцев особое мировоззрение, весьма аутентичная и самобытная культура, иные принципы воспитания. По своей натуре представители этой нации – философы и созерцатели. В моменты наивысшего подъема у таких людей рождаются стихи, известные во всем мире, как хокку.
Принцип их создания достаточно прост и, в то же время, сложен. Стихотворение состоит из трех коротких строчек, первая из которых содержит исходную информацию о месте, времени и сути события. В свою очередь, вторая строка раскрывает смысл первой, наполняя мгновение особым очарованием. Третья же строка представляет собой выводы, которые очень часто отражают отношение автора к происходящему, поэтому могут быть весьма неожиданными и оригинальными. Таким образом, первые две строчки стихотворения носят описательный характер, а последняя передает ощущения, которые навеяло на человека то, что он увидел.
Хокку самый уникальный жанр в поэзии всех народов, он несет в себе всего одно мгновение.
Первая строка предоставляет начальную информацию, позволяет представить, о чем пойдет речь дальше, вторая раскрывает смысл первой,
третья придает стихотворению особый колорит, третья же строка является неожиданным выводом всего произведения.
Первая строка начальная информация,
вторая раскрывает смысл первой,
третья неожиданный вывод
Для чего вообще нужны хокку? Хокку развивают неординарное мышление, помогут разобраться в начальных азах поэзии. Тем более хокку используется в психотерапии. Уже давно психотерапевты узнают о том, что творится в душе человека. Сочиняя хокку можно за пределы реальности, расслабиться и морально отдохнуть. Самое главное чтобы написать стихотворение хокку не нужно долго думать, стихи льются из вашего подсознания, возникают они мимолетно. Главное открыть душу и запустить в нее порывы вдохновения…
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
И. Суриков
7.Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в 6 классе по теме «Атмосфера».
В контексте методических идей уровневой дифференциации предложена методическая разработка урока географии, в котором планируемые результаты обучения разработаны по уровням сложности. Использование лис...
Контрольная работа по географии для 6 класса по теме "Атмосфера"
Данная контроьная работа является итоговой по теме "Атмосфера". Контрольная работа состоит из 2 частей: 1 - теоретическая, 2 - практическая....
Урок географии в 6 классе по теме "Атмосфера" , УМК А.И. Алексеева
На уроке проводится обобщение по теме "Атмосфера" в форме игры....
Тест по географии 7 класс по темам "Введение. Литосфера и рельеф Земли. Атмосфера и климаты Земли"
Тест по географии 7 класса для проверки знаний учащихся основных понятий по темам "Введение. Литосфера и рельеф Земли. Атмосфера и климаты Земли". Учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А...
Урок географии в 5 классе по теме: "Атмосфера Земли"
Окрытый урок в 5 классе по теме: "Атмосфера Земли"...
Методическая разработка урока географии в 6 классе по теме «Атмосфера»
Цель: Создание условий для обобщения знаний об атмосфере.Задачи.1.Обобщение и систематизация знаний учащихся о воздушной оболочке Земли, явлениях, процессах и закономерностях, происходящих в ней.2.Раз...
Конспект урока по географии, 6 класс по теме: Атмосфера
Цели: образовательные – углубить знания об атмосфере, изучить состав воздуха, строение атмосферы и характеристики слоев, значение атмосферы для природы Земли;развивающие – развивать универ...