Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках географии
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
духовно-нравственное воспитание на уроках географии | 46.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Исайкина Ю.Н.
г. Арзамас
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках географии
Чтобы нравственный идеал стал реальностью,
надо учить человека правильно жить,
правильно поступать, правильно относиться
к людям и к самому себе.
Учитель лишь тогда становится воспитателем,
когда в его руках тончайший инструмент воспитания
— наука о нравственности, этика.
В. Сухомлинский [9, стр.3]
Проблема воспитания в России особенно актуальна в настоящее время. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Свободной и законопослушной может быть только нравственная личность. Нравственность в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но, прежде всего, в Отчизне, культуре, религии, народе, семье - во всем том, чему личность вручает себя целиком и свободно. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет [7, стр. 4]
Духовно-нравственное развитие гражданина России является ключевым
фактором модернизации России. Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России [7, стр. 5].
Особым духовно-нравственным потенциалом обладает учебный предмет «География». Содержание географического материала является важнейшим источником развития, как познавательного интереса школьников, так и основой формирования нравственного отношения учащихся к окружающей их действительности. На уроках географии формируются основные базовые ценности и умения. Через бережное отношение к природе, Родине и человеческой жизни формируются такие нравственные качества личности как справедливость, доброта, порядочность, честность, трудолюбие, ответственность, умения определять свое место в окружающем мире, государстве, владеть культурными нормами и традициями [1, стр. 29].
Систематический курс географии в школе начинается с 5 класса. В зависимости от того, как подготовить и провести свои первые уроки, будет в значительной степени определяться отношение учащихся к предмету, потребность в приобретении географических знаний, воспитания чувства прекрасного к природе. Моя цель как можно полнее показать особенности природы Земли, ее богатств, диапазон контрастов, пробудить у ребят стремление к поискам, исследованиям, романтике путешествий и открытий, вызвать чувства восхищения и радости. Современная физическая география использует материалы специальных экспедиций, имеет широкую сеть специальных наблюдательных станций в разных уголках земного шара, использует новейшую технику, включая спутники и космические корабли. На своих уроках в 5 и 6 классах, раскрываю ребятам, что природа дарит радость познания и открытия, только тем, кто умеет терпеливо и систематически работать, наблюдать и видеть, анализировать и сопоставлять факты и явления окружающей действительности; акцентирую внимание учащихся на мысли, что человек должен относиться к природе как друг и разумный хозяин.
В курсе 7 класса «Материки и океаны» я стремлюсь показать ребятам разнообразие, великолепие и неповторимость природы материков Земли, вызвать у них чувство восхищения и желание больше узнать и о природе. При изучении стран разных континентов раскрываются материальные и духовные культурные ценности, религиозные особенности, отражающие традиции, быт и занятия различных народов, обозначаются глобальные проблемы человечества.
Все эти знания ведут к осознанию единства, необходимости сотрудничества всех людей в решении проблем, ведь от этого, возможно, зависит будущее планеты. Особое внимание на уроках в 7 классе уделяю подвигу и героизму первооткрывателей и путешественников, для этого использую тексты из художественных произведений о Д. Куке, Х. Колумбе, Р. Амундсене, М. Лазареве и Ф. Беллинсгаузене и др. У этих исследователей мы с ребятами учимся понимать красоту природы и величие подвига человека.
В курсах географии 8 и 9 классов «География России» наряду с раскрытием богатства природы нашей страны я провожу идею о необходимости ее защиты и охраны. На уроках создаю проблемные ситуации, которые приводят ребят выводу, что особую красоту приобретает природа, когда человек украшает ее своими делами, понимая ее хрупкость и беззащитность. Предлагаю задания на выявления необычных уголков природы своего края, наиболее живописных объектов. В освещении героизма первооткрывателей Арктики значительную ценность представляют материалы художника-полярника Г. Ушакова и других полярных исследователей, которые раскрывают главные физико-географические особенности морей Северного Ледовитого океана и значение Северного морского пути. Эти материалы помогают донести до сознания учеников величественность северных просторов Арктики и подвигов русских исследователей Севера. Кроме этого рассматривая природу, население и хозяйство своей страны, учащиеся приобщаются к изучению культуры, обычаев, традиций народов России.
В курсе 10 и 11 классов «Экономическая и социальная география мира» при изучении каждой темы обязательно уделяется внимание месту России в мировой экономике, политике, культуре. Затрагивая вопросы международных отношений, глобальных проблем человечества и природы, «Экономическая и социальная география мира» помогает выпускнику лучше понять современный этап мирового развития, учит пользоваться «языком международного общения» – географической картой. Это создает условия для формирования духовно-нравственных качеств личности.
В процессе изучения географии можно использовать художественную литературу, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, кино, музыку, искусство для обогащения восприятия науки, развития творческого воображения и фантазии учеников. Благодаря произведениям искусства подростки лучше и глубже осознают красоту и гармонию природы, величие подвига, красоту труда. Привлечение искусства на уроки географии не самоцель, а средство для создания географических образов и воспитание богатства духовного мира у детей.
Художественно-географический образ страны, родного края, определенного географического района создается путем восприятия объектов и явлений действительности во время экскурсий, походов, а также при использовании художественной и научно-популярной литературы, изобразительного и других видов искусства. В процессе обучения географии я обращаюсь к произведениям классиков географии П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, В.К. Арсеньева, Г. Ушакова, А.Е. Ферсмана, В.А. Обручева, которые восхищают и увлекают логикой выводов, красотой процесса открытий, глубиной знаний географического материала. Произведения классиков прозы и поэзии А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова А. А. Блока, С. А. Есенина и др., создают неповторимые образы нашей природы, воспевают красоту трудовых дел, часто завораживают, развивают интерес к Родине, создают творческую атмосферу в классе, стимулируют учебную деятельность. Такие уроки особенно актуальны в курсе физической географии с 5 по 8 класс при изучении тем «Рельеф Земли», «Горы и равнины», «Мировой океан», «Моря», «Реки и озера», «Атмосфера» и др.
В процессе обучения географии литература - проза и поэзия - используется для развития познавательного интереса к науке, ознакомления учащихся в образной форме с отдельными объектами и явлениями природы. Благодаря художественной литературе, ребята проникают в духовный мир исследователей, познают красоту подвига, и это служит для борьбы со всем низменным, уродливым, что встречается в нашей жизни. Отобранные отрывки прозы, стихи должны глубже и полнее раскрыть специфику объектов и явлений в завершенной художественной форме.
В 8 классе в курсе «География России» при изучении темы «Реки» использую пример самой крупной реки европейской части нашей страны:
Николай Якушев
О Волге
Неприметен ничем, не широк,
По просторам Валдайского края
Еле слышно журчит ручеёк,
Меж каменьями путь выбирая.
То он моет прибрежный песок,
То внезапно в кустах пропадает,
И не знает ещё ручеёк,
Что его впереди ожидает.
Сколько вёрст ему надо пройти.
Сквозь какие преграды пробиться,
Сколько рек с ним сольётся в пути,
Сколько чаек над ним закружится.
Сколько долгих минует годов,
Сколько волн разойдётся кругами.
Сколько встанет больших городов
Над крутыми его берегами.
В России духовно-нравственное воспитание традиционно опиралось на основы православной культуры и православных традиций, что дает русскому человеку возможность более полного и объемного восприятия мира и своего места в нем. Например, в 9 классе при изучении темы «Население и освоение территории Центральной России», составляем карточки-характеристики православных объектов Всемирного культурного наследия. Я провожу уроки-экскурсии по городам страны: прежде всего по Москве и по городам «Золотого кольца». При прохождении экономического района «Европейский Север», на контурной карте ребята создают разнообразные туристические маршруты, куда включают наиболее известные православные объекты Северной России.
При изучении Северо-западного района я привлекаю внимание детей к красоте православных храмов и монастырей по маршруту «Серебряное кольцо».
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»[8, стр. 5]
Литература
- Волкова А.С. Вопросы эстетического воспитания в школьной географии. (Из опыта работы) - М., Просвещение, 1976г.,112 с.
- Воспитание школьников. – 2010 - №2 – С. 20-27.
- Выгодский Л.С. Нравственное воспитание Пед. психология. – М.,1991.
- Данилюк А. Я, Кондаков А. М., Тишков В. А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». – М. «Просвещение», 2009.
- Дивногорцева - нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. – 240 с.
- Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. – 240 с., 2009.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 20с.
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская —— М.: Педагогика 1990. — 288 с. — (Б-ка учителя)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся
Статья об основных направлениях и результатах работы школьного музейного уголка "История школы в истории города" МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...
Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках географии
Целью данной работы является определение роли уроков географии в духовно-нравственном воспитании современных подростков. Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и с...
Экологическое воспитание учащихся на уроках географии
Все более мощное воздействие человеческого общество на окружающую среду, ухудшение экологического состояния планеты приводит к необходимости готовить экологически грамотных л...
Метапредметные образовательные результаты в экологическом воспитании учащихся на уроках географии, химии и биологии как одна из целей работы молодого педагога
ФГОС ОО определяют в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ помимо предметных результатов новую группу метапредметных образовательных результатов. Часто учителя ошибочно ...
Эколого-валеологическое воспитание учащихся на уроках географии
Эколого-валеологическое воспитание учащихся на уроках географии...
Статья. Метапредметный подход как инструмент формирования духовно-нравственного и эстетического воспитания обучающихся на уроках географии.
Метапредметный подход как инструмент формирования духовно-нравственного и эстетического воспитания обучающихся на уроках географии....