Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках географии
статья

Исайкина Юлия Николаевна
 
Особым духовно-нравственным потенциалом  обладает учебный предмет «География». Содержание географического материала  является важнейшим источником развития, как познавательного интереса школьников, так и  основой формирования нравственного отношения учащихся к окружающей их действительности. На уроках географии формируются основные базовые ценности  и умения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исайкина Ю.Н.

г. Арзамас

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках географии

Чтобы нравственный идеал стал реальностью,

надо учить человека правильно жить,

правильно поступать, правильно относиться

к людям и к самому себе.

Учитель лишь тогда становится воспитателем,

когда в его руках тончайший инструмент воспитания

— наука о нравственности, этика

В. Сухомлинский [9, стр.3]

Проблема воспитания в России особенно актуальна в настоящее время.  Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Свободной и законопослушной может быть только нравственная личность. Нравственность в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но, прежде всего, в Отчизне, культуре, религии, народе, семье - во всем том, чему личность вручает себя целиком и свободно. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет [7, стр. 4]

Духовно-нравственное развитие гражданина России является ключевым

фактором модернизации России. Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой  личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться  есть важнейшее условие успешного развития России [7, стр. 5].

        Особым духовно-нравственным потенциалом  обладает учебный предмет «География». Содержание географического материала  является важнейшим источником развития, как познавательного интереса школьников, так и  основой формирования нравственного отношения учащихся к окружающей их действительности. На уроках географии формируются основные базовые ценности  и умения. Через бережное отношение к природе, Родине и человеческой жизни  формируются такие нравственные качества личности как справедливость, доброта, порядочность, честность, трудолюбие, ответственность, умения определять свое место в окружающем мире, государстве, владеть  культурными нормами и традициями [1, стр. 29].

Систематический курс географии в школе начинается с 5 класса. В зависимости от того, как подготовить и провести свои первые уроки, будет в значительной степени определяться отношение учащихся к предмету, потребность  в приобретении географических знаний, воспитания чувства прекрасного к природе.  Моя цель как можно полнее  показать особенности природы Земли, ее богатств, диапазон контрастов, пробудить у ребят стремление к поискам, исследованиям, романтике путешествий и открытий, вызвать чувства восхищения и радости. Современная физическая география  использует материалы специальных экспедиций, имеет широкую сеть специальных наблюдательных станций в разных уголках земного шара, использует новейшую технику, включая спутники и космические корабли. На своих уроках в 5 и 6 классах,  раскрываю ребятам, что природа дарит радость познания и открытия, только тем, кто умеет терпеливо и систематически работать, наблюдать и видеть, анализировать и сопоставлять факты и явления окружающей действительности; акцентирую внимание учащихся на мысли, что человек должен относиться  к природе как друг и разумный хозяин.

В курсе 7 класса «Материки и океаны» я стремлюсь показать ребятам разнообразие, великолепие и неповторимость природы материков Земли, вызвать у них чувство восхищения и желание больше узнать и  о природе. При изучении стран разных континентов раскрываются материальные и духовные культурные ценности, религиозные особенности, отражающие традиции, быт и занятия различных народов, обозначаются глобальные проблемы человечества.

Все эти знания ведут к осознанию единства, необходимости сотрудничества всех людей в решении проблем, ведь от этого, возможно, зависит будущее планеты. Особое внимание на уроках в 7 классе уделяю  подвигу и героизму первооткрывателей и путешественников, для этого использую тексты  из художественных произведений о Д. Куке, Х. Колумбе,   Р. Амундсене, М. Лазареве и Ф. Беллинсгаузене и др. У этих исследователей мы с ребятами учимся  понимать красоту природы и величие подвига человека.

 В курсах географии 8 и 9 классов «География России» наряду с раскрытием богатства  природы нашей страны я провожу идею о необходимости ее защиты и охраны. На уроках создаю проблемные  ситуации, которые приводят ребят  выводу, что особую красоту приобретает природа, когда человек украшает ее своими делами, понимая ее хрупкость и беззащитность. Предлагаю задания на выявления необычных уголков природы своего края, наиболее живописных объектов. В освещении героизма первооткрывателей Арктики значительную ценность представляют материалы художника-полярника Г. Ушакова и других полярных исследователей, которые раскрывают  главные физико-географические особенности морей Северного Ледовитого океана и  значение Северного морского пути. Эти материалы помогают донести до сознания учеников величественность северных просторов Арктики и подвигов русских исследователей Севера. Кроме этого рассматривая природу, население и хозяйство своей страны, учащиеся приобщаются к изучению культуры, обычаев, традиций народов России.

В курсе 10 и 11 классов «Экономическая и социальная география мира» при изучении каждой темы обязательно уделяется внимание месту России в мировой экономике, политике, культуре. Затрагивая вопросы международных отношений, глобальных проблем человечества и природы, «Экономическая и социальная география мира» помогает выпускнику лучше понять современный этап мирового развития, учит пользоваться «языком международного общения» – географической картой. Это создает условия для формирования духовно-нравственных качеств личности.

В процессе изучения географии можно использовать художественную литературу, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, кино, музыку, искусство для обогащения восприятия науки, развития творческого воображения и фантазии учеников. Благодаря произведениям искусства подростки лучше и глубже осознают красоту и гармонию природы, величие подвига, красоту труда. Привлечение искусства на уроки  географии не самоцель, а средство  для создания географических образов и воспитание богатства духовного мира у детей.

Художественно-географический образ страны, родного края, определенного географического района  создается путем восприятия объектов и явлений действительности  во время экскурсий, походов, а также при использовании художественной и научно-популярной литературы, изобразительного и других видов искусства. В процессе обучения географии я обращаюсь к произведениям классиков географии П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, В.К. Арсеньева, Г. Ушакова, А.Е. Ферсмана, В.А. Обручева, которые восхищают и увлекают логикой выводов, красотой процесса открытий, глубиной знаний географического материала. Произведения классиков прозы и поэзии А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова А. А. Блока, С. А. Есенина  и др.,  создают неповторимые образы нашей природы, воспевают красоту трудовых дел, часто завораживают, развивают интерес к Родине, создают творческую атмосферу в классе, стимулируют учебную деятельность. Такие уроки особенно актуальны в курсе физической географии с 5 по 8 класс при изучении тем «Рельеф Земли», «Горы и равнины», «Мировой океан», «Моря», «Реки и озера», «Атмосфера» и др.

В процессе обучения географии литература  - проза и поэзия - используется для развития познавательного интереса к науке, ознакомления учащихся в образной форме с отдельными объектами и явлениями природы. Благодаря художественной литературе,  ребята проникают в духовный мир исследователей, познают красоту подвига, и это служит для борьбы со всем низменным, уродливым, что встречается в нашей жизни. Отобранные отрывки прозы, стихи должны глубже и полнее раскрыть специфику  объектов и явлений в завершенной художественной форме.

          В 8 классе  в курсе «География России» при  изучении темы «Реки» использую пример самой крупной реки европейской части нашей страны:

Николай Якушев

О Волге

Неприметен ничем, не широк,
По просторам Валдайского края
Еле слышно журчит ручеёк,
Меж каменьями путь выбирая.
То он моет прибрежный песок,
То внезапно в кустах пропадает,
И не знает ещё ручеёк,
Что его впереди ожидает.
Сколько вёрст ему надо пройти.
Сквозь какие преграды пробиться,
Сколько рек с ним сольётся в пути,
Сколько чаек над ним закружится.
Сколько долгих минует годов,
Сколько волн разойдётся кругами.
Сколько встанет больших городов
Над крутыми его берегами.

В России духовно-нравственное воспитание традиционно опиралось на основы православной культуры и православных традиций, что дает русскому  человеку  возможность более полного и объемного восприятия мира и своего места в нем.  Например, в  9 классе при изучении темы «Население и освоение территории Центральной России», составляем карточки-характеристики православных объектов  Всемирного культурного наследия. Я провожу уроки-экскурсии по городам страны: прежде всего по Москве и по городам «Золотого кольца». При прохождении экономического района  «Европейский Север», на контурной карте ребята создают разнообразные туристические маршруты, куда включают наиболее известные православные объекты Северной России.

При изучении Северо-западного района я привлекаю внимание детей к красоте православных храмов и монастырей  по маршруту «Серебряное кольцо».

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»[8, стр. 5]

Литература

 

  1. Волкова А.С.  Вопросы эстетического воспитания в школьной географии. (Из опыта работы) -  М., Просвещение, 1976г.,112 с.
  2. Воспитание школьников. – 2010 - №2 – С. 20-27.
  3. Выгодский Л.С. Нравственное воспитание Пед. психология. – М.,1991.
  4. Данилюк А. Я, Кондаков А. М., Тишков В. А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». – М. «Просвещение», 2009.
  5. Дивногорцева - нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. – 240 с.  
  6. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. – 240 с., 2009.
  7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 20с.
  8. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.

  9. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская —— М.: Педагогика 1990. — 288 с. — (Б-ка учителя)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках географии

Целью данной работы является определение роли уроков географии в духовно-нравственном воспитании современных подростков. Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и с...

Экологическое воспитание учащихся на уроках географии

    Все более мощное воздействие человеческого общество на окружающую среду, ухудшение экологического состояния планеты приводит к необходимости готовить экологически грамотных л...

Метапредметные образовательные результаты в экологическом воспитании учащихся на уроках географии, химии и биологии как одна из целей работы молодого педагога

ФГОС ОО определяют в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ помимо предметных результатов новую группу метапредметных образовательных результатов. Часто учителя ошибочно ...

Эколого-валеологическое воспитание учащихся на уроках географии

Эколого-валеологическое воспитание учащихся на уроках географии...

Статья. Метапредметный подход как инструмент формирования духовно-нравственного и эстетического воспитания обучающихся на уроках географии.

Метапредметный подход как инструмент формирования духовно-нравственного и эстетического воспитания обучающихся на уроках географии....