Конспект урока по географии "Атмосфера"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Тема урока "Атмосфера". Урок систематизации и атмосферы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Атмосфера

Класс: 6

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об атмосфере.

Задачи:

1.Образовательные: закрепить знания учащихся о воздушной оболочке Земли, явлениях, процессах и закономерностях, происходящих в ней.

2.Развивающие: развитие способностей обобщать и систематизировать изученный материал; объяснять закономерности и процессы; устанавливать причинно-следственные связи; ориентироваться в пространстве; строить графики.

3.Воспитательные: формирование научного мировоззрения, воспитывать познавательный интерес к предмету, способствовать воспитанию чувства товарищества, умение оценивать свои знания, умения применять полученные знания в жизни.

 Образовательные результаты:

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к изучению географии.

Метапредметные: умение находить информацию в различных источниках и преобразовывать ее из одной формы в другую, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, умение анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, умение определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Предметные: определение уровня знания основных понятий, терминов, определений, элементов погоды и климата, приборов и способов изучения атмосферы; обобщение материала как системы знаний об атмосфере.

Основные понятия: погода, климат, воздушные массы.

Тип урока: урок систематизации и обобщения.

Методы: словесные (рассказ, беседа), наглядные (демонстрация изобразительных пособий).

Оборудование: мультимедийное сопровождение, учебник, тетрадь, ручка, атлас.

План урока:

I. Вводная часть (10 минут):

- организационный момент;

- актуализация и мотивация учебной деятельности;

- целеполагание.

II. Основная часть (25 минут):

- систематизация материала;

- обобщение;

- выводы.

III. Заключительная часть (5 минут):

- подведение итогов;

- рефлексия;

- домашнее задание.

Ход урока.

I.Вводная часть (10 минут)

1.Организационный момент (2 минуты)

Приветствие. Проверка готовности к уроку, наличие учащихся

2.Актуализация и мотивация учебной деятельности

Учитель: Итак, ребята, сегодня мы подведем итоги нашей работы по изучению “одежды” Земли, воздушного океана, на дне которого мы живём, т.е. атмосферы. Я не случайно назвала атмосферу “одеждой”, ибо она защищает Землю от чрезмерного нагревания и переохлаждения, смертоносных космических лучей и множества метеорных тел. Она дает нам воздух, а значит - жизнь.

3.Целеполагание

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы с вами поднимемся в самые высокие слои атмосферы и постараемся выйти в открытый космос.

Преодолеть все препятствия на нашем пути нам помогут те знания, которые вы приобрели во время изучения темы «Атмосфера». А на уроке мы продолжим развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировать свой ответ, проводить классификацию, называть существенные свойства и признаки географических процессов и явлений.

Итак, в путь!

           Предлагаю создать 3 команды:

1 ряд – «Бриз»

2 ряд – «Тайфун»

3 ряд – «Ветер»

II.Основная часть

1.Обобщение и систематизация

Учитель: На нашем пути 1-я станция – «Тропосфера», для дальнейшего продвижения мы должны ответить на вопросы разминки, за каждый правильный ответ – 1 балл (жетон).

(На доске – таблица с номерами вопросов, учащиеся от каждой команды выбирают вопросы, учитель вычеркивает те, на которые уже даны ответы).

Каждой команде предлагается по 3-4 вопроса, итоги разминки и каждого последующего конкурса фиксируются на доске:

Команда

1-я станция

2-я станция

3-я станция

4-я станция

«Бриз»

3 балла

2 балла

 

 

«Тайфун»

2 балла

     1 балл

 

 

«Ветер»

4 балла

     и т.д.

 

 

Вопросы разминки:

1. Какой город России получает больше осадков – Иркутск или Владивосток?

    (Владивосток, находится на побережье Японского моря)

2. Назовите газ, занимающий наибольший объем в воздухе. (Азот)

3. Прибор для измерения атмосферного давления. (Барометр)

4. Название этого ветра в переводе на русский язык означает «сезон».

    (Муссон)

5. Как называется ветер большой силы? (Ураган)

6. В какой части атмосферы происходят все явления природы?

 (в тропосфере)

7. Как называется разность между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течение суток?  (Суточная амплитуда колебаний температуры воздуха)

8. Что такое атмосферное давление?

     (Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все

      находящиеся на ней предметы)

9. Как называют состояние тропосферы в данном месте и в данное время?

    (Погода)

10.Прибор для измерения температуры воздуха.  (Термометр)

11.Какой полуостров получает больше тепла – Скандинавский или

     Аравийский? (Аравийский, находится ближе к экватору и угол падения солнечных лучей на земную поверхность здесь больше)

12.Какова роль озонового слоя атмосферы?       

    (Предохраняет все живое от губительного ультрафиолетового излучения

      Солнца)

13.Какова толщина атмосферы?  (Около 3000 км)

14.Что такое бриз?  (Ветер небольшой силы, меняющий направление 2 раза в сутки)

15.Какие виды атмосферных осадков характерны для нашей местности?

    (Снег, дождь, град, роса, иней, крупа, морось, изморозь, гололёд)

        Учитель: Мы успешно преодолели основную часть тропосферы, на нашем пути.

2-я станция - «Озоновый слой». Учитель: И вновь билетом в космос станут наши знания. Вам предлагается выявить, какие среди предложенных утверждений являются верными, а какие – нет. Давайте проведем жеребьевку (1-2, 3-4, 5-6). Каждый ряд (представитель) вытягивает номера утверждений.

        На экране презентации – утверждения (каждое на отдельном слайде), представители команд комментируют их (по 2 балла).

1. Наибольший объем в воздухе занимает кислород.                                    (-)    

2. Температура воздуха в тропосфере с высотой понижается.                    (+)

3. Температура воздуха зависит от нагревания земной поверхности.        (+)

4. Главная причина возникновения ветра – разница в атмосферном

    давлении.                                                                                                        (+)

5. Атмосферное давление с высотой повышается.                                         (-)

6. Летом при ясной погоде наибольшая температура воздуха наблюдается

    после полудня.                                                                                              (+)

       Учитель: Что ж, молодцы, ребята, а мы продолжаем подниматься все выше и выше, следующая станция (3-я) – «Стратосфера». И, чтобы преодолеть её, нам необходимо решить задачи. Представители команд получают пакеты задач (по жребию) для каждого ученика (по 3 балла).

1-я команда – задача на температурный градиент.

Какова высота горы, если у её подножия температура воздуха +26о С, а на вершине - 10о С?

  1. 26о – (-10о) = 36о
  2. 36о: 6о = 6 (столько раз изменится tо воздуха)
  3. 6 x 1000 м = 6000 м

2-я команда – задача на атмосферное давление.

Лётчик поднялся на высоту 2 км. Какое атмосферное давление на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм.рт.ст.?

  1. 2000 м : 10,5 м =194 мм.рт.ст.
  2. 750 мм.рт.ст – 194 мм.рт.ст. = 556 мм.рт.ст.

3-я команда – задача на изменение температуры воздуха.

По предложенным измерениям температуры воздуха вычислите среднюю суточную температуру воздуха и суточную амплитуду колебаний температуры воздуха.

6 ч.

9 ч.

12 ч.

15 ч.

18 ч.

21 ч.

 

- 5о

 

- 3о

 

+ 2о

 

+ 6о

 

+ 4о

 

+ 2о

 

Ответ:  Ср.сут. tо - + 1о;

                сут. амплитуда – 11о.

Учитель: Позади станция «Стратосфера», мы приближаемся к 4-ой станции - станции «Мезосфера». Пропуском к следующей станции станут наши знания о ветре. Представители от команд получают задание – построить по предложенным данным график розы ветров.

Задание: По предложенным значениям постройте график розы ветров                (2 дня – 1 деление; июнь). 2 балла.

С – 4             СЗ - 3

Ю – 6           СВ - 1

З – 10           ЮЗ - 2

В – 2            ЮВ – 2

Проверка розы ветров.

          Учитель: Итак, позади ещё один этап, мы продолжаем подниматься все выше и выше, нас ждет станция «Термосфера» (5-я станция).

В космическом корабле нас не беспокоят погодные изменения, но давайте постараемся сейчас выявить признаки ясной и ненастной погоды. Итак, если звучит признак хорошей погоды, вы делаете 2 хлопка, если ненастной – 1.

1) дым стелется по земле (-)

2) куры и воробьи купаются в пыли (-)

3) ветер к вечеру стихает (+)

4) вечером обильная роса (+)

5) мошкара лезет в лицо (-)

         Учитель: Что ж, спасибо за активную работу, а у нас впереди – станция «Экзосфера» (6-я станция). Вам предстоит показать все ваши знания по теме «Атмосфера», и тогда вам откроются космические просторы. Письменное задание по вариантам – дополнить содержание предложенного текста.

Задание: дополните содержание текста:

1 вариант

        Атмосфера - ………………… оболочка Земли. Около 99 % всей её массы сосредоточено в ………………… слоях. Нижний слой этой оболочки называется ………………………, именно в ней происходят все явления природы. Ультрафиолетовые лучи, губительные для всего живого, задерживает ……………. слой.

        Газовый состав атмосферы изучен уже давно, основную часть воздуха составляет    ……………… .

        Воздух оказывает давление на земную поверхность, с высотой атмосферное давление ……………………… . Для измерения атмосферного давления используют … . Из-за разницы в ……………………………………

В атмосфере формируются ветры. Разрушительной силы ветры называют…

        Воздушное покрывало Земли определяет и погоду, за которой ведут наблюдения ………………………… .

2  вариант

         Огромную роль на Земле играет ………………………….  оболочка – атмосфера. Самый …………………….. её слой называется тропосферой, именно в ней происходят все ……………….  природы. Озоновый слой атмосферы задерживает губительные для всего живого …………………………………………

лучи, основная концентрация озона сосредоточена на высоте ……. - ……… км.

          Газовый состав атмосферы изучен уже давно, большую часть в воздухе занимают ……………….  и ………………….. .

          Огромная масса воздуха оказывает давление на земную поверхность, с высотой атмосферное давление ……………………………. Разница в атмосферном давлении является причиной образования ………………………

Чем больше разница в атмосферном давлении, тем больше его сила.

Воздушный океан Земли определяет и погоду, за которой ведут наблюдения..

2.Выводы

Воздушная оболочка Земли — атмосфера — необходима для существования жизни. Газы, входящие в состав воздуха, участвуют в таких важных процессах, как дыхание, фотосинтез. Атмосфера отражает и поглощает солнечную радиацию и таким образом защищает живые организмы от губительных рентгеновских и ультрафиолетовых лучей. Углекислый газ удерживает тепловое излучение земной поверхности. Атмосфера Земли уникальна! От нее зависят наше здоровье и жизнь.

III.Заключительная часть (5 минут)

1.Подведение итогов

Пока ребята выполняют письменное задание, учитель подсчитывает жетоны за индивидуальную работу (по командам и лично для каждого активно работавшего ученика). Затем подводит итоги работы по командам (за 4 конкурса) и отдельных учеников.

2.Рефлексия

Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

3.Домашнее задание

Составить кроссворд по теме Атмосфера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...