Авторская рабочая программа. География 5 класс.
рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной «География 5 - 6 класс». "Полярная звезда". Цели, задачи, особенности курса, планируемые результаты, содержание и КТП (технологии и формы работы для детей с ОВЗ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_rabochaya_programma_po_geografii._5_klass._fgos.docx | 69.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» п. Айхал Мирнинский район, Республика Саха (Якутия)
Рассмотрено на Согласовано Утверждаю
заседании МО
протокол № ___ Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СОШ№5»
«___»_________2022 г. _____/____________________/ ___________Н.А. Плотникова
«____»______________ 2022 г. Приказ № __от_________ 2022г.
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Руденко Лилии Демидовны
по учебному предмету
«География»
Для 5 класса основной школы
2022 – 2023 гг.
Пояснительная записка
- Общая характеристика предмета.
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о
Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек, начинается обучение географической культуре и географическому языку. География в
школе – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география – это
уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая
география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии
сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки.
- Цели и задачи
- формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира,
их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в
целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во
времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных
характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и
процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на
различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Главная цель изучения географии (начальный курс) в современной школе – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию
страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями; формирование умений
безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
При изучении курса решаются следующие задачи:
- актуализация знаний и умений школьников, сформированных у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- развитие познавательного интереса у учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы;
- формирование умений устанавливать связи в системе географических знаний.
- Программа данного курса составлена на основе следующих документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
Закон Республики Саха (Якутия) от 15.12.2014 г. №1401-З №359-V «Об образовании в Республике Саха (Якутия).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ от 31.05.2021 № 287 Министерства просвещения
Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», зарегистрированный в Минюсте России 05.07.2021, регистрационный номер 64101;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 г. №568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №287
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 №16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи в общеобразовательных учреждениях»;
7Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
• Приказ Минпросвещения Россиии от 22.03.2021г №115 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального, основного, среднего общего образования»;
• Примерная основная образовательная программа основного общего образования,
одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему
образованию в редакции протокола № 1/22 от 18.03.2022 федерального учебно-методического объединения по общему образованию;
• Примерная программа воспитания для общеобразовательных организаций, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 23.06.2022 г. № 3/22;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. N 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. N 766 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г. №254»;
• Образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ №5» на 2022 - 2023 учебный год;
• Учебный план МБОУ «СОШ № 5» на 2022 – 2023 учебный год;
• Положение о рабочей программе учителя, работающего по обновлённым ФГОС, МБОУ «СОШ №5» п. Айхал.
- Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2022 г.). Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе примерной программы основного общего образования по учебным предметам. География 5 – 11 классы. 2 - е издание – М.: Просвещение, 2020г.; авторской программы Николиной В.В., Алексеева А.И., Липкина Е.К. «География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы» - М.: «Просвещение», 2019 год; (Федеральный перечень: ФГОС 2011 РЕКОМЕНДОВАНО (№ 939 Приложение 1); адаптированной основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 5» (вариант 7.2) Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной «География 5 - 6 класс» (М.: Просвещение, 2019).
- Особенности программы:
- Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследованию своей местности, используемые для накопления
знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
- При изучении курса предполагается применение диагностических методов и результативно-оценочных форм контроля усвоения учебного материала на
стартовом, экспресс - и финишном уровнях, выполняющих функцию обратной связи и способствующих корректировке учебного процесса, и итоговых достижений учащихся.
- Программа составлена с учетом психофизиологических особенностей учащихся 5-х классов и ориентирована на их развитие в процессе внутренне
мотивированной увлекательной деятельности. Программа предполагает обучение учащихся, имеющих различные учебные стартовые возможности.
- В рабочей программе соблюдается преемственность с программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов
учебной деятельности обучающихся.
- Особенность изучаемого курса состоит в том, что он опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы,
вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.
- Программа ориентирована на реализацию деятельностного личностно-ориентированного подхода в формировании ключевых компетенций учащихся. Через
активную познавательную, поисковую, творческую деятельность формируются умения и навыки работы с источниками географической информации.
- Отличительными чертами данной программы являются ценностные ориентации, задающие позитивный настрой учащихся, который обеспечивается с
помощью таких операций, как проблематизация, мотивация, актуализация имеющегося субъективного опыта, коммуникация, рефлексия.
- Особый акцент в программе сделан на использование знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения
норм экологического поведения в быту и окружающей среде, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации
учебного процесса.
- Программа ориентирована на формирование у обучающихся научного мировоззрения, освоение общенаучных методов (наблюдение, измерение,
моделирование), освоение практического применения научных знаний, основанных на межпредметных связях.
- Определение места и роли учебного курса:
В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план МБОУ
СОШ № 5, как общественно – научный предмет. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как биология, физика, химия, астрономия,
экология. «География. Начальный курс» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
- Информация о количестве учебных часов.
В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых
практических работ. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34 учебных часа для обязательного изучения
географии в 5-м классе основной школы из расчета 1учебный час в неделю, в том числе на практическую часть - 10 часов, контрольные и зачетные уроки – 3
часов.
Практическая часть рабочей программы
Перечень экскурсий, практических и контрольных работ
Наименование раздела или темы | Всего часов | Из них количество | |
практических работ | контрольных работ, тестов | ||
Введение | 1 | ||
I.Развитие географических знаний о Земле. | 6 | 3 | 1 |
II. Планета Земля | 5 | 1 | 1 |
III. Изображения земной поверхности | 13 | 3 | 1 |
IV. Оболочки Земли | 8 | 2 |
|
Заключение | 1 | 1 | |
ИТОГО | 34 | 10 | 3 |
Практические работы
№ | Номер урока | Тема урока, название практической работы |
1 | 3 | Великие географические открытия. Практическая работа «Великие географические открытия» |
2 | 4 | Российские путешественники. Практическая работа «Российские путешественники» |
3 | 6 | География сегодня. «Имена на карте» |
4 | 11 | Солнечный свет на Земле. «Характеристика событий на экваторе, тропиках, полюсах в дни равноденствий, солнцестояний» |
5 | 16 | Определение направлений и расстояний, высот. «Определение направлений и расстояний, высот по карте» |
6 | 18 | Составление плана местности. «Составление простейшего плана местности» |
7 | 23 | Определение географических координат. «Определение географических координат» |
8 | 30 | Рельеф Земли. Равнины. Практическая работа «Определение географического положения равнины» |
9 | 31 | Рельеф Земли. Горы. Практическая работа «Определение географического положения гор» |
10 | 34 | Практическая работа «Сезонные изменения в природе» |
- Формы организации учебного процесса:
Реализация программы предусматривает возможность самостоятельного анализа современных источников информации; обобщения фактов, формулирования и обосновывания выводов; использование в учебной деятельности комплексных географических практикумов, нетрадиционных форм организации уроков, компьютерных технологий, мультимедийных программ. На уроках ознакомления с новым материалом программа предусматривает проведение традиционных уроков, практикумов, презентаций, обобщающих уроков, мини - лекций, бесед; на уроках проверки знаний - тестовый контроль, интерактивные задания, тренажеры, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа, викторины, игры.
- Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
- ответственное отношение к учению;
- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
- приобретение опыта участия в социально значимом труде;
- развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно
исследовательской, творческой деятельности;
- осознание ценности здорового образа жизни;
- понимание основ экологической культуры.
Метапредметные результаты:
познавательные УУД:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- участвовать в совместной деятельности;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- искать и отбирать информацию в различных информационных источниках;
- составлять описания объектов;
- составлять простой план;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
- оценивать работу одноклассников.
- устанавливать причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
- сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
- классифицировать информацию по заданным признакам;
- решать проблемные задачи;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
регулятивные УУД:
- ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);
- планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя);
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
- владение основами самоконтроля и самооценки;
- осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
коммуникативные УУД:
- участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;
- оценивать работу одноклассников;
- в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
- осознание уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты:
учащийся должен уметь:
- анализировать, обобщать, географическую информацию;
- по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией;
- описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
- называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
- описывать уникальные особенности Земли как планеты;
- описывать внутреннее строение Земли;
- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
- определять географические координаты объектов;
- работать с компасом;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
- называть и показывать по карте основные географические объекты;
- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
- приводить примеры форм рельефа суши;
- объяснять особенности строения рельефа суши;
- объяснять значение ключевых понятий
Содержание программы.
Раздел 1. Географическое изучение Земли (7 ч)
Введение. География – наука о планете Земля (1 ч)
География – наука о планете Земля. Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает Землю. Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод.
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (6 ч)
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Ученые античного мира: Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Первые географические карты.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, португальцев, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий. Открытие Нового света - экспедиция Христофора Колумба, первое кругосветное плавание Фернана Магеллана, открытие морского пути в Индию Васко да Гамы. Значение Великих географических открытий.
Географические открытия XVII–XIX вв. Поиски Южной Земли – открытие Австралии, исследования и открытия на территории Евразии. Первая русская кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Русская экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева – открытие Антарктиды.
Современные географические исследования. Исследования полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космические исследования. Географические исследования Новейшего времени. Актуальные проблемы развития человечества. Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.
Практикум
1. Работа с картой «Имена на карте»
2. Обозначение на контурной карте географических объектов изученных маршрутов путешественников
Раздел II. Планета Земля (5 ч)
Земля – часть Солнечной системы. Галактика Млечный путь. Расстояние от Земли до Солнца. Луна – спутник Земли. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли.
Виды движения Земли и их географические следствия. Осевое и орбитальное движение Земли.
Солнечный свет на Земле. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Смена времен года. Смена дня и ночи. Тропики и полярные круги.
Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Продолжительность светового дня. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности природных явлений. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Практикум
1.Выявление закономерностей изменения продолжительности светового дня по сезонам года в Айхале;
2. Характеристика событий на экваторе, тропиках, полюсах в дни равноденствий, солнцестояний.
Раздел III. Изображения земной поверхности (13 ч)
Тема 2. План и карта (6 ч)
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Определение сторон горизонта по компасу, местным признакам, по Солнцу и звездам. Азимут Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе.
Земная поверхность на плане и карте: план местности, глобус, географическая карта, аэрофотоснимки, космические снимки. Географический атлас.
План местности. Условные знаки и масштаб. Виды масштаба.
Земная поверхность на плане и карте. Способы изображения земной поверхности на планах и картах. Абсолютная высота. Относительная высота. Горизонтали.
План местности. Глазомерная съемка. Полярная и маршрутная съемка. Как составить план местности.
Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Ориентирование по плану местности. Разнообразие планов и области их применения.
Тема 3. Географические карты (7 ч)
Географическая карта – особый источник информации. Разнообразие географических карт и их классификация. Виды географических карт. Масштаб и условные знаки. Способы изображения на мелкомасштабных картах. Искажения на картах. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Геоинформационные системы.
Градусная сеть: параллели и меридианы на глобусе и картах. Экватор, нулевой меридиан. Измерение расстояний, определение направлений по картам и глобусу.
Географические координаты: географическая широта.
Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов.
высот по карте.
Практикум
1. Определение направлений и расстояний по карте;
2. Определение географических координат точек на глобусе и картах.
Раздел IV. Оболочки Земли ( 8 ч)
Тема 4. Литосфера – каменная оболочка Земли.
Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора, мантия, ядро. Строение земной коры: континентальная (материковая), океаническая. Внутренние и внешние силы Земли.
Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Образование горных пород. Осадочные, магматические, метаморфические. Круговорот горных пород. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества.
Заключение.( 1 ч.) Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности»
Календарно – тематическое планирование.
№ | Тема урока | Тип урока | Содержание урока. Формируемые понятия | Образовательные результаты | Формы диагностики и контроля | Технологии и формы работы с детьми с ОВЗ | Дом. зад. | Дата | ||||||||||||||||||||||
предметные | метапредметные | план | факт | |||||||||||||||||||||||||||
Раздел I. Географическое изучение Земли (7 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Введение (1 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Введение. География - Земля | Вводный урок | Структура учебника, его текстовые и внетекстовые составляющие; | Формирование представлений об источниках и способах получения географической информации; умений формулировать задачи урока | Освоение способов действий при работе с учебником | Составление схем: «Методы географической науки», «Географические науки» | Индивидуальная карта. «Дополнить схему» | §1, «Стоп кадр», «Шаг за шагом» стр. 6 - 8 | 02 -09.09 | |||||||||||||||||||||
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (6 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Географические открытия древности и Средневековье | Комбинированный урок | Представление человека о мире в древности: Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим; ученые античного мира: Аристотель, Эратосфен, Птолемей. путешествия и открытия викингов, древних арабов. Географические открытия Средневековья. Марко Поло, Афанасий Никитин | Формирование знаний о вкладе мореплавателей и путешественников в освоение Земли на основе анализа отобранной информации; выявление изменений географических представлений о Земле; формирование умений определять и показывать на карте маршруты путешествий. | Интерпретация информации о путешествиях и географических исследованиях на основе комментированного чтения; систематизирование информации; составление плана фрагмента текста; | Таблица «Географические открытия» | Индивидуальное задание «Дополнить текст» | §2 стр.12, № 1; № 5 желанию; цветные карандаши | 05.09 - 10.09 | |||||||||||||||||||||
3 | Эпоха Великих географических открытий | Комбинированный урок | Открытие Нового света Христофором Колумбом; первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана; открытие Австралии; изучение Мирового океана | Формирование знаний о значении Великих географических открытий для мира и Европы на основе анализа отобранной информации; выявление изменений географических представлений о Земле формирование умений определять и показывать на карте маршруты путешествий. | Формирование умений работы с различными источниками информации, выделения главного в тексте; структурировать учебный материал; готовить сообщения компетентности в области использования ИКТ; оценивать работу одноклассников. | Практическая работа № 1 «Великие географические открытия» | Индивидуальное задание. «Найти на карте маршруты путешественников» | § 2 стр. 11 – 12; § 3 | 12 -17.09 | |||||||||||||||||||||
4 – 5 | Российские путешественники | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о важнейших открытиях русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами «Хождение за три моря». Освоение Сибири. | Формирование знаний о российских землепроходцах, мореплавателях и путешественниках и их вкладе в освоение Земель, исследовании Мирового океана и территории России на основе анализа отобранной информации; формирование умений определять и показывать на карте маршруты путешествий; приводить примеры собственных путешествий. | Формирование умений ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; слушать и объективно оценивать другого; вести диалог, вырабатывая общее решение. | Практическая работа № 2. «Российские путешественники» | Индивидуальное задание. «Нахождение на карте маршрутов русских путешественников» | § 4, стр.16 – 17; презентация: «Россия в Арктике» § 4, стр.17 – 18 | 19 - 24.09 26.09 - 01.10 | |||||||||||||||||||||
6 | География сегодня | Комбинированный урок | Космическая эра, навигационные системы, источники географической информации, географические информационные системы | Формирование знаний о современных источниках географической информации и способах ее получения | Формирование умений находить географическую информацию из различных источников; работать в группе; включаться в учебное сотрудничество; слушать и объективно оценивать другого; вести диалог, вырабатывая общее решение. | Практическая работа № 3 «Имена на карте» | Игра «Вопрос – ответ» | § 5 | 03.10 - 08.10 | |||||||||||||||||||||
7 | Обобщение знаний по разделу «Развитие географических знаний о Земле» | Урок обобщения и коррекции знаний | Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с контурными картами | Объяснение результатов выдающихся географических открытий и путешествий и их влияния на развитие географических знаний о Земле Определять и показывать на карте маршруты путешествий, наносить маршруты на контурную карту | Формирование умений ставить учебную задачу; планировать свою деятельность; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения, объективного оценивания; вести диалог | Тестирование | Индивидуальное тестирование | Стр. 32, № 1, 2 по желанию | 10.10 - 15.10 | |||||||||||||||||||||
Раздел 2. Земля — планета Солнечной системы (5 ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Мы во Вселенной | Урок формирования умений и навыков | Вселенная, Галактика, Млечный путь; Земля - планета Солнечной системы; материки и части света. | Формирование знаний и представлений об устройстве Солнечной системы; о поверхности и форме Земли; о природных оболочках Земли | Формирование умений работать с различными источниками информации; высказывать суждения, подтверждая их фактами | Анализ схемы «Географические следствия размеров и формы Земли» | Игра «Данетка» | § 6, стр.25 № 4 | 17.10 - 22.10 | |||||||||||||||||||||
9 | Движения Земли | Урок изучения нового материала | Осевое и орбитальное движения Земли; экватор, Северный и Южный полюс, високосный год | Формирование знаний о движении Земли вокруг своей оси и следствиях ее осевого вращения; о движении Земли вокруг Солнца и следствиях ее орбитального вращения | Формирование умений создавать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси» на основе материала учебника; анализировать схему орбитального движения Земли и делать выводы | Анализ графического изображения « Обращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси» рис.13 | Индивидуальная карта «Закончить предложения» | § 7, стр.28 № 8, № 9 по желанию | 24.10 - 29.10 | |||||||||||||||||||||
10 | Солнечный свет на Земле | Урок изучения нового материала | Зенит, тропики, полярные круги, пояса освещения, смена дня и ночи, времен года | Формирование знаний о причинах смены дня и ночи, времен года; о причине неравномерного поступления тепла и света на земную поверхность | Формирование умений устанавливать причинно – следственные связи; осуществлять комментированное чтение; определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года. | Анализ графического изображения «Пояса освещенности» рис. 17 | Индивидуальная карта «Заполнить пропуски в тексте» | § 8, стр.29 – 30, стр. № 1, 2, 5 | 14.11 - 16.11 | |||||||||||||||||||||
11 | Солнечный свет на Земле | Урок изучения нового материала | Продолжительность светового дня, полярная ночь, полярный день, дни весеннего и осеннего равноденствия, дни летнего и зимнего солнцестояния | Формирование знаний о причинах смены дня и ночи, времен года; о причине неравномерного поступления тепла и света на земную поверхность | Формирование умений фиксировать особенности положения Земли в дни равноденствий и солнцестояния | Практическая работа № 4 « Характеристика событий на экваторе, тропиках, полюсах в дни равноденствий, солнцестояний» | Индивидуальная карта «Заполнить пропуски в тексте» | § 8, стр.30 – 31 № 8, № 9 по желанию | 21 – 26.11 | |||||||||||||||||||||
12 | Обобщение знаний по разделу | Урок обобщения и коррекции знаний | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Планета Земля» | Описывать, сравнивать, анализировать, делать выводы | Умение извлекать нужную информацию из различных источников, совершать логические мыслительные операции; абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать | Решение тестовых заданий | Индивидуальное тестирование | «Влияние смены времен года на жизнь человека» | 28. 11 - 3.12 | |||||||||||||||||||||
Раздел 3. Изображения земной поверхности (13 ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1. Планы местности (6 ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Ориентирование на местности | Урок формирования умений и навыков | Формирование навыка определения сторон горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Промежуточные стороны. Румб. Ориентирование по местным признакам, по Солнцу и звездам, по компасу. Азимут | Формирование умений определять направления по компасу, азимуты на предметы, объекты на плане местности | Формирование умений участвовать в совместной деятельности; анализировать схемы и рисунки для получения информации и решения учебных задач | Определение направлений с помощью компаса | Игра «Четыре брата» | § 9 стр. 36 № 4,8,9 | 05.12 - 10.12 | |||||||||||||||||||||
14 | Земная поверхность на плане и карте | Урок – путешествие. | Виды изображений земной поверхности в древности. План местности, карта, аэрофотоснимки, космические снимки. Географическая карта. Условные знаки. Масштаб и его виды | Формирование умений определять объекты на плане с помощью условных знаков, определять виды масштабов, читать план местности. | Формирование умений создавать схемы на основе текста, оформлять текст в виде таблицы. | Топографический диктант | Нарисовать условные знаки | §10 Составить топографический диктант | 12.12 - 17.12 | |||||||||||||||||||||
15 | Земная поверхность на плане и карте | Урок – путешествие. | Абсолютная и относительная высота. Горизонтали | Формирование знаний об относительной и абсолютной высоте; формирование умений определять относительную и абсолютную высоту; направление понижения местности с помощью горизонталей | Формирование умений с помощью горизонталей распознавать неровности земной поверхности на плане и карте; самостоятельно создавать алгоритм решения задач | Анализ схемы «Абсолютная и относительная высота» | Индивидуальная карта. «Заполнить недостающие фрагменты схемы из предложенных вариантов» | §11 стр.41 № 5 | 19.12 - 24.12 | |||||||||||||||||||||
16 | Определение направлений и расстояний, высот | Урок - практикум | Практическая отработка знаний и умений | Определять объекты на плане с помощью условных знаков, определять виды масштабов, читать план местности; определять относительную и абсолютную высоту с помощью горизонталей | Создавать схемы на основе текста, оформлять текст в виде таблицы; распознавать неровности земной поверхности на плане и карте; самостоятельно создавать алгоритм решения задач | Практическая работа № 5 «Определение направлений, расстояний высот по карте» | Топографический диктант. Заполнить пропуски | 26.12 - 28.12 | ||||||||||||||||||||||
17 | Учимся с «Полярной звездой» | Урок формирования умений и навыков | Глазомерная, полярная, маршрутная съемка местности. Алгоритм составления плана местности | Формирование знаний о плане местности и условных знаках; формирование понятий маршрутная съемка, полярная съемка | Формирование умений планировать пути достижения цели, самостоятельно контролировать свое время, осуществлять саморегуляцию в учебной деятельности | Фронтальный опрос | Игра «Верю – не верю» | §12 | 16.01 -21.01 | |||||||||||||||||||||
18 | Составление плана местности | Урок практикум | Практическая отработка знаний и умений | Формирование умений создавать простейший план местности | Формирование умений самостоятельно контролировать свое время, осуществлять саморегуляцию в учебной деятельности | Практическая работа № 6 «Составление простейшего плана местности» | Составление плана класса | Оформление плана местности | 23.01 - 28.01 | |||||||||||||||||||||
Тема 2. Географические карты (7 ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Географическая карта | Урок изучения нового материала | Географическая карта. Классификация карт. Свойства карты. Глобус. Атлас | Формирование понятий «карта», «глобус», «атлас»; формирование знаний о свойствах карт и дешифрировании космических снимков; формирование умений различать карты по масштабу, содержанию, охвату территории | Формирование умений определять понятия, определять критерии для сравнения, объективного оценивания; осуществлять классификацию, планировать пути достижения цели, осуществлять познавательную рефлексию; формировать действия целеполагания | Таблица «Виды географических карт» | Индивидуальная карта. «Выписать определения из учебника» | §12 | 30.01 - 04.02 | |||||||||||||||||||||
20 | Градусная сетка | Урок актуализации знаний и умений | Градусная сетка. Экватор. Параллели. Меридианы. Длина дуги параллели в градусах. | Формирование знаний о параллелях, меридианах, градусной сетке; формирование умений показывать по карте географические полюса, параллели, меридианы; определять направления. | Формирование умений определять понятия; участвовать в совместной деятельности; составлять и использовать схемы для решения задач; осуществлять саморегуляцию. | «Сравнительная характеристика параллелей и меридианов» | Индивидуальная карта «Найди отличия» | §14 стр.51, № 3-11 | 06.02 - 11.02 | |||||||||||||||||||||
21 | Географические координаты. Географическая широта. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Географические параллели, экватор, географическая широта | Формирование понятий «географические координаты», «географическая широта»; формирование умений определять по карте географическую широту | Формирование умений планировать пути достижения цели, самостоятельно контролировать свое время, осуществлять саморегуляцию в учебной деятельности | «Шаг за шагом» Определение географической широты Взаимоконтроль, контроль учителя. | Работа с картой | §15 стр.54, № 1 - 6 | 13.02 – 18.02 | |||||||||||||||||||||
22 | Географические координаты. Географическая долгота. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Географические меридианы, Нулевой меридиан. Длина дуги в градусах. Географическая долгота. | Формирование понятий «географические координаты», «географическая долгота»; формирование умений определять по карте географическую долготу | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; классифицировать информацию по заданным признакам; участвовать в совместной деятельности; выслушивать и объективно оценивать другого. | «Шаг за шагом» Определение географической долготы Взаимоконтроль, контроль учителя. | Работа с картой | §16 стр.57, №11,12 | 20 – 25.02 | |||||||||||||||||||||
23 | Определение географических координат | Урок - практикум | Географические параллели, экватор, географическая широта, географические меридианы, Нулевой меридиан. Длина дуги в градусах. Географическая долгота. | Формирование понятий «географические координаты», «географическая широта»; «географическая долгота»; формирование умений определять по карте географическую широту | Формирование умений планировать пути достижения цели, самостоятельно контролировать свое время, осуществлять саморегуляцию в учебной деятельности | Практическая работа № 7 «Определение географических координат» | Индивидуальная карта «Определение координат» | §17 стр.57, №11,12 | 27.02 - 04.03 | |||||||||||||||||||||
24 | Учимся с «Полярной звездой» | Урок - практикум | Географическая карта, план местности, условные знаки, масштаб, географические координаты | Формирование умения читать различные виды карт и планы местности; формирование представлений о значении карт и методов исследования | Формирование умений осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; адекватно оценивать, вносить коррективы, контролировать время, планировать пути достижения цели, осуществлять познавательную рефлексию; формировать действия целеполагания | Взаимоконтроль | Игра «Найди отличия» | Проектное задание «Выбор участка» | 06.03 - 11.03 | |||||||||||||||||||||
25 | Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | Урок контроля и коррекции знаний | План местности, и географическая карта | Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | Формирование умений ставить учебную задачу; планировать свою деятельность; осуществлять саморегуляцию. владеть основами самоконтроля и самооценки. | Тестирование. | Индивидуальное тестирование | Повторение материала «Внутреннее строение Земли» | 13 - 17.03 | |||||||||||||||||||||
Раздел IV. Оболочки Земли ( 8 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4. Литосфера – каменная оболочка Земли | ||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Земная кора – верхняя часть литосферы | Комбинированный урок | Литосфера, внутренние и внешние силы Земли, ядро, мантия, земная кора, магма, литосферные плиты | Формирование знаний о внутреннем строении Земли, о внешних и внутренних силах, о литосферных плитах; формирование умений называть и показывать литосферные плиты, горные системы на их границах | Формирование умений планировать учебную деятельность, ставить учебную задачу, давать определения понятиям, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, планировать пути достижения цели, осуществлять рефлексию | Таблица «Внутреннее строение Земли» Взаимоконтроль | Дополнить схему «Внутреннее строение Земли» | § 18 Стр.64 №1-8, № 9 по желанию | 20.03 - 24.03 | |||||||||||||||||||||
27 | Горные породы, минералы, полезные ископаемые. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Горные породы : магматические, осадочные, метаморфические горные породы; полезные ископаемые: рудные, нерудные Минералы. |
| Формирование умений давать определения понятиям, осуществлять классификацию, сравнения, выбирать критерии для логических операций, создавать схемы для решения логических задач, строить монологические высказывания | «Сравнение свойств горных пород» | Индивидуальная карта. «Дополнить схему» | §19 стр.67 № 1 – 7, № 9- по желанию. | 04.04 - 08.04 | |||||||||||||||||||||
28 | Движения земной коры. Землетрясения | Урок открытия новых знаний | Вертикальные и горизонтальные движения земной коры, землетрясения. | Формирование понятий «землетрясение», «очаг, эпицентр землетрясения»; формирование знаний о видах движения земной коры, изменениях рельефа; о причинах возникновения землетрясений, сейсмоопасных зонах Земли | Формирование умений давать определения понятиям, формулировать учебную задачу; использовать знаково – символические средства для создания модели изучаемого объекта; использовать различные источники информации; строить логические рассуждения; аргументировать и отстаивать свою точку зрения; участвовать в коллективном обсуждении проблем | Анализ презентаций «Сильнейшие землетрясения в истории человечества» | Дополнить схему «Движения земной коры» | § 20 | 10.04 - 15.04 | |||||||||||||||||||||
29 | Движения земной коры. Вулканы | Урок открытия новых знаний | Вулкан, лава, гейзер, Тихоокеанское огненное кольцо | Формирование понятий «вулкан», «кратер» «жерло»; формирование знаний о закономерностях географического распространения вулканов; о процессе извержения вулкана; о потухших и действующих вулканах; Формирование умений называть и показывать на карте вулканы | Формирование умений давать определения понятиям, формулировать учебную задачу; использовать знаково – символические средства для создания модели изучаемого объекта; использовать различные источники информации; строить логические рассуждения; аргументировать и отстаивать свою точку зрения; участвовать в коллективном обсуждении проблем | «Правила поведения во время стихийных бедствий» Взаимоконтроль | Рисунок «Строение вулкана» | §21, таблица «Вулканы» | 17.04 - 22.04 | |||||||||||||||||||||
30 | Рельеф Земли. Равнины | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Равнины, впадины, низменности, плоскогорья | Формирование понятий «равнина», «низменность» «возвышенность», «низменность»; формирование умений называть и показывать на карте, описывать географическое положение равнин, составлять описание равнин по высоте и внешнему | Формирование умений давать определения понятиям, создавать схемы для решения учебных задач, участвовать в коллективном обсуждении | Практическая работа № 8 « Определение географического положения равнины» | Индивидуальная карта «Заполнить пропуски в тексте» | § 22 стр. 76, № 1-6 | 24.04 - 29.04 | |||||||||||||||||||||
31 | Рельеф Земли. Горы | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Горы. Горные хребты, межгорные долины, горные страны, сель, лавина, овраги, дюны, барханы | Формирование понятий «горный хребет», «горная страна» «межгорная котловина», «плато»; формирование умений называть и показывать на карте крупнейшие горные системы мира, описывать географическое положение гор, составлять описание равнин по высоте, возрасту, размерам и внешнему | Формирование умений давать определения понятиям, создавать схемы для решения учебных задач, владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание, аргументировать свою точку зрения, осуществлять сравнение, классификацию | Практическая работа № 9 « Определение географического положения гор» Взаимопроверка | Индивидуальная карта «Заполнить пропуски в тексте» | § 23 стр. 81, № 9 | 02.05 - 06.05 | |||||||||||||||||||||
32 | Литосфера и человек | Комбинированный урок | Значение литосферы для человека, способы воздействия человека на литосферу, влияние процессов в литосфере на жизнь и хозяйственную деятельность людей | Формирование знаний и представлений о значении литосферы для человека, о воздействии литосферных процессов на человека, об опасных природных явлениях | Формирование умений давать создавать схемы, планировать пути достижения цели, вести диалог на основе взаимоуважения, адекватно использовать речевые средства | Схема «Влияние человека на литосферу» | Индивидуальная карта «Найди ошибку» | §25 № 7 по желанию | 08.05 - 13.05 | |||||||||||||||||||||
33 | Обобщение по разделу «Литосфера – каменная оболочка Земли» | Урок контроля и коррекции знаний | Формирование знаний и представлений о значении литосферы для человека, о воздействии литосферных процессов на человека, об опасных природных явлениях | Формирование умений ставить учебную задачу; планировать свою деятельность; осуществлять саморегуляцию. владеть основами самоконтроля и самооценки. | Тестирование | Индивидуальное тестирование | 15.05 - 20.05 | |||||||||||||||||||||||
Заключение (1 ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности» | Урок рефлексии | Сезонные изменения своей местности | Формирование знаний о сезонах года, природных явлениях. Северное сияние. Заморозки. | Формирование умений ставить учебную задачу; планировать свою деятельность; осуществлять саморегуляцию. владеть основами самоконтроля и самооценки. | Практическая работа № 10 «Сезонные изменения в природе» | 22.05 - 27.05 |
1 час резервный
Материально – техническая база и учебно – методическое обеспечение
1. Алексеев А.И., В. В. Николина В.В., Е.К. Липкина Е.К. География. 5-6 классы: Учебник. - М.: Просвещение, 2021
2. Николина В.В. География: 5-6 классы: Поурочные разработки. - М.: Просвещение, 2020
3. Николина В. В., Липкина Е. К. География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2020.
4. Алексеев А.И., В. В. Николина В.В., Е.К. Липкина Е.К. География 5-6 классы: Мой тренажер. М.: Просвещение, 2019.
5. Атлас. География 5 класс. – М: Дрофа. 2018.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска
Демонстрационное оборудование: таблицы, глобусы, коллекции горных пород, модели: «Внутреннее строение Земли», «Луна», «Движение Земли», «Рельеф»,
тематические презентации к урокам
Карты: физическая карта полушарий, политическая, топографическая.
Цифровые образовательные ресурсы:
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. http://school- collection.edu.ru
КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). http:// www.km-school.ra
Федеральный государственный образовательный стандарт. http://standart.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование». http://www.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/
Федеральный институт педагогических измерений. http://www.fipi.ru/ методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа "Ритмика и танец" для 5- 9 классов
введение,объяснительная записка, тематическое планирование5-9 классы,учебные нормативы,литература...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 5 класс Авторская программа по ФГОС ООО
Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых тре...
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности «Практическая география».
Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего обр...
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности «Практическая география».
Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего обр...