Игра климат России 2023
план-конспект занятия по географии (8 класс)
Игра Климат России. Презентация https://disk.yandex.ru/i/OcDOVk__OciTdA
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 134 КБ |
![]() | 32 КБ |
![]() | 26 КБ |
![]() | 24 КБ |
![]() | 24 КБ |
![]() | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
урок-игра по теме
«Климат России»
Технологическая карта урока
Урок построен с учетом психолого-педагогической характеристики класса, с использованием элементов ЛОО: для большей часть детей этого возраста для возникновения стабильной учебной мотивации необходима деятельность, направленная на создание образов, связь информации с реальностью, с практикой, творческие задания.
Дидактическая цель: создание условий для проявления познавательной активности учеников, воспитания и развития их индивидуальных способностей.
Место урока: на изучение темы «Климат» в 8 классе отводится четыре часа и это итоговый урок, на котором нужно обобщить знания о климате России, повторить факторы, влияющие на его формирование.
Структура урока построена с использованием системы развивающего обучения. Так, на первых этапах урока осуществляется целеполагание и мотивация, сформулированные совместно с учащимися. Затем с целью актуализации субъектного опыта организуется беседа по изученным ранее вопросам, а так же предлагается логическое упражнение, всё это позволяет дать импульс к активной познавательной деятельности на протяжении всего урока.
При повторении материала используется деятельностный подход и стимулирование учащихся к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий, а так же возможность выбрать наиболее рациональные из них.
Индивидуально- творческая работа это обязательный элемент ЛОО урока, на данном уроке происходит совместное моделирование картосхемы «Климатический образа России», а затем каждый в своей работе получает возможность выразить личное отношение к климатическому образу России, что помогает им в полной мере понять влияние климатических факторов на формирование климата страны.
Тип урока: урок-игра.
Цели по содержанию:
- Образовательные: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России; закрепить знания учащихся терминов и понятий темы, основных факторов, определяющими климат России: географическим положением, солнечной радиацией, циркуляция атмосферы; продолжить формирование умения работать с климатическими картами.
- Развивающие: развитие таких мыслительных операций как: анализ, синтез, обобщение, выделение главного, сравнение сопоставление. Развитие следующих УОУН: устная речь (диалог и монолог), развитие творческих способностей.
- Воспитательные: воспитание чувства ответственности, коллективизма и самостоятельности, уверенности в своих силах.
Формы организации учебной деятельности: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения.
Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, практический.
Оборудование: карты атласа, физическая карта России, раздаточный текстовый материал. мультимедийная презентация, компьютер, раздаточный материал.
Организационный момент включает в себя подготовку учащихся к уроку. Урок проводится в игровой форме, класс делится на две команды. Игра составлена на основе вопросов на проверку понимания закономерностей, умений, причинно-следственных связей, логического мышления. Предыдущая тема «Рельеф и недра России» дала возможность выявить некоторые климатообразующие факторы, что связало ее с последующим изучением климата страны.
Во время урока использовались современные информационные технологии – мультимедийная презентация с заданиями к игре. Новизна подачи материала способствует активизации познавательной деятельности учащихся. Применение компьютерного изображения в сочетании с диалоговой формой общения позволяет закрепить и обобщить знания по изучаемому разделу. Сама форма проведения урока – командная игра – позволяет включить в работу весь коллектив учащихся.
В ходе урока предполагается высокая активность и работоспособность учащихся, проявление интереса к изучаемой теме, положительный эмоционально-психологический настрой.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем наш урок в необычной форме.
2. Игра
Вступление к игре. Климат оказывает огромное влияние на хозяйственную деятельность и жизнь людей. Поэтому необходимость изучать климат страны является одной из первоочередных для создания более комфортных условий для проживания населения, его работоспособности и хозяйственной деятельности. Сегодня во время игры мы научимся применять полученные нами знания по разделу «Климат России» в практических целях. Поэтому основными целями этого урока являются:
- закончить формирование представления о климатических условиях на территории России;
- закрепить знания по основным направлениям программы данного раздела;
- продолжить формирование умения составлять характеристику климатического пояса;
- воспитать бережное отношение природе
Для данной игры класс делится на две равные команды. Каждая из команд выбирает себе капитана. В каждом раунде участникам придется ответить на один вопрос. Для подготовки ответа дается одна минута. Если команда отвечает досрочно и ответ правильный – призовой балл засчитывается этой команде. В случае неправильного ответа ход переходит к следующей команде по цепочке. Выигрывает команда, набравшая больше всего очков. Оценки за урок получают все участники выигравшей команды и наиболее часто отвечавшие участники других команд
Игру судит жюри
I раунд «Разминка»
1. Господствующие ветры умеренных широт... (западные)
2. Ветры, господствующие на Дальнем Востоке ... (муссоны)
3. Полюс холода Северного полушария... (Оймякон).
4. Отношение годового количества осадков к испаряемости ... (коэффициент увлажнения)
5. Наибольшее количество осадков получают:
а)котловины;
б)наветренные склоны гор;
в) подветренные склоны гор.
6. Область высокого атмосферного давления... (антициклон).
7. В Сибири очень холодные зимы, т. к. здесь господствует ...
(Сибирский антициклон).
8. Область низкого атмосферного давления ... (циклон).
II раунд
Четкое соответствие
Обратите внимание на климатические диаграммы и предложенные ниже города России
а) б)
в)
Города: Сочи, Верхоянск, Владивосток.
Вопрос: установите соответствие «климатическая диаграмма – город». В каких климатических поясах находятся эти города?
Ответ: а – Верхоянск (резко континентальный климат), б – Сочи (субтропический климат), в – Владивосток (умеренный муссонный) (слайд 7).
III раунд
Выбери лучшее!
Вопрос: Каждая команда получает по пять карточек, на каждой из которых подписан термин, в т. ч. климатообразующие факторы. Из пяти терминов необходимо выбрать три климатообразующих фактор
Набор терминов:
1 группа
- географическое положение;
- близость морей и океанов;
- тектоническое строение;
- циркуляция воздушных масс;
- деятельность человека.
2 группа:
- подстилающая поверхность;
- древнее оледенение;
- морские течения;
- речная сеть;
- высота над уровнем моря.
Ответ:
Климатообразующие факторы
1 группа
географическое положение
циркуляция воздушных масс
близость морей и океанов
2 группа
подстилающая поверхность
морские течения
высота над уровнем моря
IV раунд
Найди ошибки.
1 команда
Арктический климат расположен в северной половине полуострова Ямал, на полуостровах Гыданском и Таймыре, на Северо-Сибирской низменности и островах Северного Ледовитого океана. Зимы здесь холодные со средними, со среднеянварскими температурами -3…-8° С. Лето умеренно-теплое – средние температуры июля +9…+14° С. Количество осадков велико – до 700 мм в год, так как воздушные массы, поступающие сюда, формируются над Атлантикой.
IV раунд
Найди ошибки.
2 команда
Муссонный климат отличается теплой, дождливой зимой и жарким сухим летом. Осадков за год выпадает более 600 мм. Среднеиюльская температура изменяется от + 20 до + 24 ° С. Среднеянварская температура меняется от -32 ° С в предгорных районах побережья Охотского моря до - 8 ° С в Приморском крае. Наибольшее количество ливней приходится на зимний период. Воздушная масса в течение всего года приходит с теплого Тихого океана.
V раунд
Бесспорное знание (самопроверка)
Вопрос: Установите соответствие между столбцами
тип климата город России
арктический Игарка
субарктический Тикси
умеренно-континентальный Тюмень
континентальный Иркутск
резко континентальный Краснодар
муссонный Туапсе
субтропический Хабаровск
Ответ
арктический – Тикси
субарктический – Игарка
умеренно-континентальный – Краснодар
континентальный – Тюмень
резко континентальный – Иркутск
муссонный – Хабаровск
субтропический – Туапсе
VII раунд
Угадай тип климата
1 команда
В глубинах Сибири нa рассвете мороз ниже сорока. Снег едва голубеет сквозь туман. Скрип полозьев слышен километра за два. Топят печи - дым из труб столбом поднимается вверх. Солнце как круг докрасна раскаленного металла.
Днем все сверкает - сверкает солнце, сверкает снег. Туман уже растаял. Голубое небо, чуть белесое от невидимых кристалликов льда, пронизано светом - посмотришь вверх из окна теплого дома и скажешь: «Как летом». А нa дворе стужа лишь немногим слабее, чем утром. Мороз силен. Силен, да не очень страшен: воздух сух, ветра нет.
Розовато-сизый вечер переходит в темно-синюю ночь. Созвездия горят нe точками, а целыми кусками серебра. Шорох выдоха кажется «шепотом звезд». Мороз все крепчает. По тайге идет гул от звуков растрескивающихся деревьев. В Якутске средняя температура января -43°С, а с декабря пo март выпадает в среднем лишь 18 мм осадков.
2 команда
Обширное пространство от Балтики до Урала и даже дальше на восток становится ареной борьбы воздушных масс: пришлый сырой и теплый воздух, образующимся над сушей.
Борьба идет с переменным успехом, поэтому зимняя погода в Москве, например, неустойчива – то морозы, то оттепель.
Материковый воздух, частью пришедший с востока, частью образовавшийся из морского воздуха, который уже успел охладиться над снежным покровом, пытается отстоять свои позиции и даже наступать. Ему помогают холодные воздушные массы, вталкиваемые циклонами и антициклонами с ледяных просторов Арктики В теплые дни Москва как бы сдвигается на широту Азовского моря, а в холодные -нa широту островов Новой Земли.
Северо-запад европейской части России чаще видит вторжение атлантического воздуха, чем юго-восток.
VIII раунд
Заполните таблицу.
Влияние климата
Благоприятные Климатические факторы | Атмосферные явления | Неблагоприятные Климатические факторы | ||
1. Короткие, теплые зимы без снега;
2. засуха;
3. сильные ветры;
4. туман;
5. суховей;
6. большое количество солнечной радиации;
7. солнечные бури;
8. ураган;
9. нормальная влажность;
10. сильные морозы;
11. град;
12. пыльная буря;
13. затяжные дожди;
14. нормальное атмосферное давление;
15. заморозки;
16. гололед;
17. магнитные бури;
18. отсутствие сильных ветров;
19. суровые длинные зимы.
IX раунд
С песней напоследок
Каждой из команд предлагается прокомментировать фрагмент песни. Та команда, которая отвечает правильно на вопрос, получает призовой балл (слайд 22).
Ответ. После летнего солнцестояния наше светило уходит с Северного тропика и постепенно перемещается к экватору. Высота Солнца в полуденное время уменьшается (угол падения лучей увеличивается!!!), его путь над горизонтом становится все меньше и меньше. Если в средних широтах 22 июня Солнце встает примерно на северо-востоке, то 23 сентября оно поднимется на востоке, и, проделав свой путь по небосводу, зайдет за горизонт на западе. Но если уменьшается путь Солнца над горизонтом, то уменьшается и продолжительность дня.
Ответ. В средних широтах Солнце каждое утро поднимается над горизонтом. За полярным кругом восходом Солнца можно любоваться уже не каждый день, а на полюсе — лишь раз в году.
Ответ. Ветер с моря дует днем, это дневной бриз, значит, разговор состоялся днем.
Подведение итогов игры.
Предварительный просмотр:
VIII раунд
Заполните таблицу.
ВЛИЯНИЕ КЛИМАТА
Благоприятные Климатические факторы | Атмосферные явления | Неблагоприятные Климатические факторы | ||
1. Короткие, теплые зимы без снега;
2. засуха;
3. сильные ветры;
4. туман;
5. суховей;
6. большое количество солнечной радиации;
7. солнечные бури;
8. ураган;
9. нормальная влажность;
10. сильные морозы;
11. град;
12. пыльная буря;
13. затяжные дожди;
14. нормальное атмосферное давление;
15. заморозки;
16. гололед;
17. магнитные бури;
18. отсутствие сильных ветров;
19. суровые длинные зимы.
Предварительный просмотр:
VII раунд
Угадай тип климата
1 команда
В глубинах Сибири нa рассвете мороз ниже сорока. Снег едва голубеет сквозь туман. Скрип полозьев слышен километра за два. Топят печи - дым из труб столбом поднимается вверх. Солнце как круг докрасна раскаленного металла.
Днем все сверкает - сверкает солнце, сверкает снег. Туман уже растаял. Голубое небо, чуть белесое от невидимых кристалликов льда, пронизано светом - посмотришь вверх из окна теплого дома и скажешь: «Как летом». А нa дворе стужа лишь немногим слабее, чем утром. Мороз силен. Силен, да не очень страшен: воздух сух, ветра нет.
Розовато-сизый вечер переходит в темно-синюю ночь. Созвездия горят нe точками, а целыми кусками серебра. Шорох выдоха кажется «шепотом звезд». Мороз все крепчает. По тайге идет гул от звуков растрескивающихся деревьев. В Якутске средняя температура января -43°С, а с декабря пo март выпадает в среднем лишь 18 мм осадков.
VII раунд
Угадай тип климата
2 команда
Обширное пространство от Балтики до Урала и даже дальше на восток становится ареной борьбы воздушных масс: пришлый сырой и теплый воздух, образующимся над сушей.
Борьба идет с переменным успехом, поэтому зимняя погода в Москве, например, неустойчива – то морозы, то оттепель.
Материковый воздух, частью пришедший с востока, частью образовавшийся из морского воздуха, который уже успел охладиться над снежным покровом, пытается отстоять свои позиции и даже наступать. Ему помогают холодные воздушные массы, вталкиваемые циклонами и антициклонами с ледяных просторов Арктики В теплые дни Москва как бы сдвигается на широту Азовского моря, а в холодные -нa широту островов Новой Земли.
Северо-запад европейской части России чаще видит вторжение атлантического воздуха, чем юго-восток.
Предварительный просмотр:
V раунд
Бесспорное знание
Вопрос: Установите соответствие между столбцами
тип климата город России
арктический Игарка
субарктический Тикси
умеренно-континентальный Тюмень
континентальный Иркутск
резко континентальный Краснодар
муссонный Туапсе
субтропический Хабаровск
Предварительный просмотр:
IV раунд
Найди ошибки.
1 команда
Арктический климат расположен в северной половине полуострова Ямал, на полуостровах Гыданском и Таймыре, на Северо-Сибирской низменности и островах Северного Ледовитого океана. Зимы здесь холодные со средними, со среднеянварскими температурами -3…-8° С. Лето умеренно-теплое – средние температуры июля +9…+14° С. Количество осадков велико – до 700 мм в год, так как воздушные массы, поступающие сюда, формируются над Атлантикой.
IV раунд
Найди ошибки.
2 команда
Муссонный климат отличается теплой, дождливой зимой и жарким сухим летом. Осадков за год выпадает более 600 мм. Среднеиюльская температура изменяется от + 20 до + 24 ° С. Среднеянварская температура меняется от -32 ° С в предгорных районах побережья Охотского моря до - 8 ° С в Приморском крае. Наибольшее количество ливней приходится на зимний период. Воздушная масса в течение всего года приходит с теплого Тихого океана.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по географии 8 кл Климат России
Задание по географии. Тема: Климат России. Вариант 1 1. Найдите соответствие: Термин Определение Циклон Ветер сезонного направления, дующий лето...
Карточки по географии на тему "Климат России"
Дано 2 варианта заданий для учащихся по теме "Климат России". Первое задание - установить соответствие, второе- рассчитаь коэффициент влажности и сделать вывод о типе климате. Желательно указать...
Урок обобщающего повторения по теме "Климат России"
На уроке проверяется умение работать с климатическими картами и климатическими диаграммами...

Обобщающий урок -игра по теме "Климат России" 8 класс
На изучение темы "Климат" в 8 классе отводится четыре часа и это итоговый урок, на котором нужно обобщить знания о климате России, повторить факторы, влияющие на его формирование. Структура урока пост...
Урок географии в 8 классе по теме "Климат России" (итоговый урок-игра)
Цель: проверить уровень обученности учащихся по теме "Климат России". Урок проводится в форме игры. Каждая команда получает задания из изученного раздела "Климат"....

поурочный план урока 8 кл. ТЕМА: «От чего зависит климат нашей страны. Типы климатов России и Республики Алтай»
Поурочный план 8 класса. Тема "От чего зависит климат нашей страны. Типы климатов России и Республики Алтай" Это урок новых знаний, где изучают климатообразующие факторы и от чего зависит климат Россс...

Статья - «Активизация деятельности учащихся при использовании практических работ на уроках географии курса «География России», 8 класс, тема «Климат России»»
1. Введение 2. Виды практических работ по географ 3. Общие требования к организации практических раб...