Города и сельские поселения. Урбанизация.
план-конспект урока по географии (8 класс)
Конспект урока географии в 8 классе на тему: Города и сельские поселения. Урбанизация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_goroda_i_selskie_poseleniya._urbanizatsiya.docx | 120.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Барлукская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка урока географии в 8 классе.
Тема. Города и сельские поселения. Урбанизация.
Разработала: учитель географии
Лакушина Оксана Евгеньевна
Барлук - 2022
Предмет: география.
Класс: 8
Тема. Города и сельские поселения. Урбанизация.
Цели:
- способствовать формированию представлений о типах городов и видах сельских поселений на территории России, представлений об урбанизации и ее влиянии на окружающую среду;
- развивать навыки работы с различными источниками информации, навыки сотрудничества при работе в паре;
- способствовать воспитанию чувства товарищества, гордости за свою Родину, любви к малой родине.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: формирование знаний и представлений о городах и сельских поселениях, их типах и функциях урбанизации и городских агломерациях.
Метапредметные: формирование умений: 1) осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 2) осуществлять проектную деятельность; 3) строить логическое рассуждение и делать выводы; 4) работать с текстом; 5) создавать таблицу для решения учебной задачи; 6) работать индивидуально и в группе.
Личностные: осознание факта, что города и сельские поселения являются феноменом культуры; развитие эстетического сознания на основе знакомства с культурой, архитектурой городов и сельских поселений; осознание необходимости сохранения качества окружающей среды в городах и сельских поселениях.
Основное содержание: городские и сельские поселения, урбанизация, влияние урбанизации на окружающую среду, городская агломерация, мегаполис, функции сельской местности.
Ценностный компонент урока: города и сельские поселения как феномен культуры, эстетическое значение городских и сельских поселений, отношение населения к проблемам города и села, экологическое состояние окружающей среды города.
Оборудование: мультимедийная установка, атлас России 8-9 класс, атлас Иркутской области, раздаточный материал.
Литература:
- География 8 класс. А.И. Алексеев, В.В.Николина, Просвещение (Полярная звезда),2015.
- В.В.Николина. География. Поурочные разработки. Москва. Просвещение, 2014.
- С.П.Дубинина . География. Практические работы. Москва. Просвещение.2022.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы: 1. Частично-поисковый 2. Проблемный 3. Беседа 4. Проектный
Формы деятельности учащихся:
1. индивидуальная 2. в парах 3. фронтальная
Ход урока.
1. Организационный момент. Самоопределение деятельности. (2 -3 мин.)
Учитель: - Добрый день, ребята. Сегодня я предлагаю начать наш урок с притчи. Два монаха смотрят на развевающийся флаг. Один говорит: «Это движется флаг». Второй с ним спорит: «Нет, это движется ветер, поэтому движется флаг». К ним подходит их учитель и говорит им: «Вы оба неправы, это движется мысль в вашей голове». Как вы думаете, ребята, какова мораль этой притчи. (Ответы учащихся) Учитель обобщает: Мы собрались на уроке, чтобы двигались мысли в наших головах. Мы здесь для того, чтобы находить ответы на сложные, но интересные вопросы, решать поставленные проблемы. Я уверена, что наш урок будет плодотворным и интересным.
2. Актуализация знаний. ( 3 мин.)
Учитель: - Сегодня на уроке я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию в художественный музей. В галереях музея мы познакомимся с замечательными экспонатами – картинами знаменитых русских и советских художников, фотокартинами наших современников.
Учащиеся просматривают видеоролик.
- Иван Айвазовский. Аул Гуниб в Дагестане.
- Николай Михайлович Ромадин. Село Хмелевка.
- Владимир Юрьевич Жданов. Деревня у реки.
- Ефим Волков. Хутор.
- Андрей Лях. Из жизни казачьей станицы.
- Дмитрий Левин. Утро в деревне.
- Фотогалерея: Москва, Самара, Санкт-Петербург, Иркутск, Саянск, Братск.
3. Постановка учебной задачи. (5 мин.)
Учитель: - Ребята, какое впечатление произвели на вас картины? Что вы увидели на картинах и фотографиях? А как вы думаете, имеет ли наше виртуальное путешествие в музей отношение к теме нашего сегодняшнего урока? (Ответы учащихся).
Учитель обобщает ответы учащихся, совместно приходят к постановке проблемы: будем изучать городские и сельские поселения на территории России, формулируют тему «Города и сельские поселения. Урбанизация».
Учитель: - Как вы думаете, ребята, на какие вопросы мы должны сегодня найти ответы, чтобы полно усвоить тему урока?
Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока. В результате на доске учитель фиксирует проблемы:
- Типы поселений. Какие?
- Город. Что это? Какие? Роль?
- Урбанизация. Что? Причины? Признаки?
- Функции сельских населенных пунктов. Какие?
- Проблемы городов. Какие? Как решать?
4. Построение проекта выхода из затруднения. (30 мин.)
Учитель: - Хорошо, молодцы. А для достижения поставленных целей мы должны плодотворно поработать. Первый вопрос, на который мы должны с вами ответить: - Какие типы поселений существуют на территории России. Для решения данной проблемы мы будем использовать уже полученный опыт ( виртуальная экскурсия, жизненный опыт учащихся) и материалы учебника (п. 13, стр.50-51). Работаем в парах. Задание: в ходе совместного (в паре) обсуждения вопроса о типах поселения составьте и заполните схему.
Решение проблемы 1. Учитель предлагает ребятам заполнить схему «Типы поселений».
Учащиеся заполняют схему. Затем коллективно обсуждают, при необходимости корректируют.
Учитель:- Хорошо. Ребята, скажите, а чем отличаются друг от друга населенные пункты городского типа, сельского типа? Обсуждают совместно, приводят примеры. Делают вывод:
- Село – крупный населённый пункт, в котором есть или раньше была церковь. Он выполняет функции местного центра.
- Деревня – небольшой населённый пункт, который исторически не имел церкви.
- Посёлок – новый тип сельского населённого пункта, возникший во времена Советского Союза.
- Аул - населенный пункт в горах, в котором представлено этническое население: адыгское, абазинское и ногайское.
- Хутор — населенный пункт с индивидуальным фермерским хозяйством, состоящим из хозяйственных построек, количество которых не превышает 10.
- Станица – поселение, сформированное казаками.
- Город - крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством.
- Посёлок городского типа – тип населённого пункта, занимающий промежуточное положение между городом и сельскими населёнными пунктами.
Решение проблемы 2.
Учитель: - Ребята, вы изучили типы населенных пунктов. Как вы думаете, а в каких населенных пунктах проживает большинство населения России? (Ответы учащихся, совместно с учителем делают вывод).
Вывод: большая часть жителей России проживает в городах. Почему? Жизнестойкость города объясняется тем, что этот тип поселения в наибольшей степени удовлетворяет основные потребности людей: в городе комфортно жить, так как здесь в первую очередь появляется все новое и прогрессивное; легче получить высшее образование; в городе легче найти работу по душе; город — инкубатор для творческой деятельности, формирующей новые направления в науке, производстве, искусстве, культуре.
Учитель:- В настоящее время в России имеется более тысячи городов и более двух тысяч поселков городского типа, в которых проживает примерно 70% населения страны. Но не все города одинаковы. Они имеют свою классификацию. Используя информацию учебника, карты атласов, свой жизненный опыт, давайте заполним таблицу «Классификация городов России» в раздаточном материале. Работаем в парах.
Города по численности населения | |||||
Малые | Средние | Большие | Крупные | Крупнейшие | Миллионеры |
до 20-50 тыс. | 50-100 тыс. | 100-250 тыс. | 250 - 500тыс. | 500 тыс. - 1 млн. | от 1 млн. и более |
Зима (30,5) | Черемхово(50,1) | Якутск | Чебоксары | Иркутск (617) | Москва |
Саянск (38) | У-Сибирское(76) | Братск (225) | Саранск | Саратов | С-Петербург |
Учитель: - Ребята, испытывали ли вы трудности при заполнении таблицы? Почему?
Ответы учащихся: сложно, пользуясь имеющимися у нас источниками определить людность городов, на карте они никак не выделяются.
Учитель: - Вы верно отметили. В КИМах ОГЭ по географии 25-е задание звучит так: расположите перечисленные города в порядке увеличения численности населения. Значит, мы должны с вами овладеть данным навыком. Что для этого нам нужно сделать?
Ответы учащихся: запомнить города – миллионеры, научиться анализировать карты атласа, как плотности населения, так и экономические, сопоставлять их и делать выводы, уметь рассуждать логически.
Учитель: - Верно. Поэтому первое, что мы свами сделаем – запомним города – миллионеры. Если кому-то из вас будет трудно запомнить их по списку, я предлагаю вам стихотворение-шпаргалку, оно лежит у вас на парте. Здесь все города-миллионеры расположены в порядке уменьшения численности населения. Надеюсь, оно вам поможет.
Москва и Петербург – России города,
Новосибирск добавим к ним сюда
– То тройка лидеров, а далее за ними
Екатерины бург, Казань – татар столица и поныне.
Здесь Нижний Новгород – о, волжская краса!
Челябинск, Краснодар, Самара и Уфа.
В Ростове-на-Дону и в Омске, что в Сибире
«Мильоны» жителей живут отныне.
Воронеж, Пермь и Волгоград –
Закрыли миллионный ряд.
Учитель: - Возникновение каждого города связано с каким-либо видом деятельности, которая определяет его функцию. Есть города, где только одна функция играет ведущую роль – монофункциональные. Есть города с целым набором функций - многофункциональные. Подскажите, ребята, какие функции могут выполнять города? Если затрудняемся, можно обратиться к учебнику на стр. 52.
Учащиеся определяют функции городов, приводят примеры, делают вывод.
Решение проблемы 3.
Учитель: - третья наша проблема звучит так: урбанизация. Ребята, может быть, кто-то из вас уже сталкивался с этим термином? (ответы учащихся). На доске вы видите шапку схемы «Причины и признаки урбанизации». Наша задача заполнить схему с помощью опорных тезисов. Работаем у доски. К доске для работы приглашаются трое учащихся.
|
Опорные тезисы (напечатаны на листах):
- переход от аграрного к индустриальному обществу вследствие развития промышленного производства;
- развитие непроизводственной градообразующей деятельности;
- интенсификация сельского хозяйства и сокращение занятости в нём;
- развитие сети городов и увеличение доли городского населения;
-развитие инфраструктуры;
- усложнение функций городов;
- развитие групповых форм городского расселения
Учащиеся у доски выполняют работу, остальные проверяют правильность выполнения, коллективно проверяют, при необходимости корректируют, делают совместно вывод: В России происходит активный процесс урбанизации, идет отток населения из сельской местности в город.
В результате работы у учащихся составлена схема.
Учитель: - Давайте обратимся к нашему учебнику стр. 51. Обратите внимание, что для урбанизации характерен не только рост городов, но и их срастание. Какие новые термины встретились нам на странице? ( Ответы: городская агломерация, мегаполис).
- Что это такое? (Ответы учащихся)
- Что способствует образованию таких крупных городских формирований? ( ответы учащихся, стр.51)
- Как вы думаете, это хорошо или плохо для населения страны, экономики? ( учащиеся отмечают положительные и отрицательные стороны появления агломераций и мегаполисов, используя материал стр. 51 и собственный опыт).
Решение проблемы 4.
Учитель: - Ребята, мы подошли к решению 4-й проблемы. Я думаю, нам будет несложно справиться с решением проблемы и определить функции сельских населенных пунктов? Давайте попробуем их перечислить, не обращаясь к источникам информации, а опираясь только на свой опыт.
Ответы учащихся:
-производство с/х продукции;
- частичная переработка с/х продукции;
- промысловая деятельность (охота, рыболовство, собирательство);
- рекреационное использование;
- частично промышленные и транспортные функции.
Учащиеся делают вывод совместно: Традиционная функция села – сельскохозяйственное производство, сохранившаяся до наших дней.
Решение проблемы 5.
Учитель: - Практика показала, что любая деятельность человека сопровождается рядом проблем. Как вы думаете, ребята, с какими проблемами связан процесс развития урбанизации в России?
Ответы учащихся: политические, социальные, экономические, экологические.
Учитель: - Какие проблемы города волнуют вас и почему?
Ответы учащихся.
Учитель: - Я предлагаю вам, ребята, обратить особое внимание на экологические проблемы города. Расставьте, пожалуйста, предложенные мною проблемы по степени значимости.
- Загрязнение воздушного бассейна , воды, почв.
- Недостаток зелёных насаждений.
- Однотипность застройки жилых микрорайонов.
- Восстановление исторического центра.
- Транспортная перегруженность улиц.
- Наличие свалок мусора в городе и в его окрестностях.
Учащиеся ранжируют проблемы, доказывая их значимость.
5. Первичное закрепление. (5-7 мин.)
Учитель:- Сегодня на уроке мы с вами работали продуктивно. Получили новое знание. И я предлагаю закрепить полученное знание тестом на соответствие.
Тест. Установи соответствие.
1 | Москва | А | Научный центр Сибири |
2 | Сергиев Посад | Б | Город-порт |
3 | Сочи | В | Город-миллионер |
4 | Иркутск | Г | Столица России |
5 | Владивосток | Д | Туристический центр |
6 | Новосибирск | Е | Промышленный центр Иркутской области |
7 | Санкт-Петербург | Ж | Областной центр Прибайкалья |
8 | Братск | З | Город-курорт |
Бланк ответов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
г | д | з | ж | б | а | в | е |
После выполнения теста – самопроверка. Коллективно называют ответы, проверяют, корректируют, оценивают.
6. Рефлексия деятельности. ( 3 мин.)
Подведение итогов урока. Домашнее задание: изучить п.13, ответить на вопросы параграфа, оценить проблемы сельских населенных пунктов, запомнить города-миллионеры России.
Учащиеся выбирают смайлик, соответствующий их знанию по изученной теме и прикрепляют на доску, что позволяет учителю сделать вывод о продуктивности урока.
Я хорошо усвоил(а) тему урока, могу поделиться знаниями с товарищами. | |
Я усвоил(а) тему урока, но мне нужно еще раз обратиться к учебнику. | |
Для полного усвоения темы мне нужно ещё поработать с учебником и дополнительной литературой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Городское и сельское население. Урбанизация"
Презентация к уроку географии для 10 класса по теме "Городское и сельское население. Урбанизация". Объясняются понятие урбанизации как всемирного процесса, его этапы. Рассматриваются общие черты урбан...
Элективный курс "Экологическое состояние Саклов-Башского сельского поселения""
В содержании программы предусмотрена реальная практическая деятельность обучающихся по экологической оценке окружающей среды, предоставляющая широкие возможности для саморазвития учащихся, выпол...
Городское и сельское население. Урбанизация. 10 класс
Понятие урбанизации и ее особенности в странах мира. Крупнейшие города и проблемы городов....
города и сельские поселения
7 класс...
Города и сельские поселения
Презентация к уроку в 7 классе...
Конспект - урок "РАССЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ. ГОРОДСКОЕ И СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ. УРБАНИЗАЦИЯ", 10 кл.
Конспект урока по географии в 10 классе...
Конспект урока "Город и сельские поселения" 7 класс
Конспект урока сформирован по требованиям ФГОС по географии....