Города и сельские поселения. Урбанизация.
план-конспект урока по географии (8 класс)

Лакушина Оксана Евгеньевна

Конспект урока географии в 8 классе на тему: Города и сельские поселения. Урбанизация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_goroda_i_selskie_poseleniya._urbanizatsiya.docx120.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение

Барлукская средняя общеобразовательная школа

Методическая разработка урока географии в 8 классе.

Тема. Города и сельские поселения. Урбанизация.

Разработала: учитель географии

Лакушина Оксана Евгеньевна

Барлук - 2022

Предмет: география.

Класс: 8

Тема. Города и сельские поселения. Урбанизация.

Цели:

- способствовать формированию представлений о типах городов и видах сельских поселений на территории России, представлений об урбанизации и ее влиянии на окружающую среду;

- развивать навыки работы с различными источниками информации, навыки сотрудничества при работе в паре;

- способствовать воспитанию чувства товарищества, гордости за свою Родину, любви к малой родине.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: формирование знаний и представлений о городах и сельских поселениях, их типах  и функциях урбанизации и городских агломерациях.

Метапредметные: формирование умений:  1) осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 2) осуществлять проектную деятельность; 3) строить логическое рассуждение и делать выводы; 4) работать с текстом; 5) создавать таблицу для решения учебной задачи; 6) работать индивидуально и в группе.

Личностные: осознание факта, что города и сельские поселения являются феноменом культуры; развитие эстетического сознания на основе знакомства с культурой, архитектурой городов и сельских поселений; осознание необходимости сохранения качества окружающей среды в городах и сельских поселениях.

Основное содержание: городские и сельские поселения, урбанизация, влияние урбанизации на окружающую среду, городская агломерация, мегаполис, функции сельской местности.

Ценностный компонент урока: города и сельские поселения как феномен культуры, эстетическое значение городских и сельских поселений, отношение населения к проблемам города и села, экологическое состояние окружающей среды города.

Оборудование: мультимедийная установка, атлас России 8-9 класс, атлас Иркутской области, раздаточный материал.

Литература:

  1. География 8 класс. А.И. Алексеев, В.В.Николина, Просвещение (Полярная звезда),2015.
  2. В.В.Николина. География. Поурочные разработки. Москва. Просвещение, 2014.
  3. С.П.Дубинина . География. Практические работы. Москва. Просвещение.2022.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы: 1. Частично-поисковый  2. Проблемный  3. Беседа 4. Проектный

Формы деятельности учащихся:

1. индивидуальная   2.  в парах   3. фронтальная

Ход урока.

1. Организационный  момент. Самоопределение  деятельности. (2 -3 мин.)

Учитель: - Добрый день, ребята. Сегодня я предлагаю начать наш урок с притчи. Два монаха смотрят на развевающийся флаг. Один говорит: «Это движется флаг». Второй с ним спорит: «Нет, это движется ветер, поэтому движется флаг». К ним подходит их учитель и говорит им: «Вы оба неправы, это движется мысль в вашей голове». Как вы думаете, ребята, какова мораль этой притчи. (Ответы учащихся) Учитель обобщает:  Мы собрались на уроке, чтобы двигались мысли в наших головах. Мы здесь для того, чтобы находить ответы  на сложные, но интересные  вопросы, решать поставленные проблемы. Я уверена, что наш урок будет плодотворным и интересным.

2. Актуализация знаний. ( 3 мин.)

Учитель: - Сегодня на уроке я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию в  художественный музей. В галереях музея мы познакомимся с замечательными экспонатами – картинами знаменитых русских и советских художников, фотокартинами наших современников.

Учащиеся просматривают видеоролик.

  1. Иван Айвазовский. Аул Гуниб в Дагестане.
  2. Николай Михайлович Ромадин. Село Хмелевка.
  3. Владимир Юрьевич Жданов. Деревня у реки.
  4. Ефим Волков. Хутор.
  5. Андрей Лях. Из жизни казачьей станицы.
  6. Дмитрий Левин. Утро в деревне.
  7. Фотогалерея: Москва, Самара, Санкт-Петербург, Иркутск, Саянск, Братск.

3. Постановка учебной задачи. (5 мин.)

Учитель:  - Ребята, какое впечатление произвели на вас картины?  Что вы увидели на картинах и фотографиях? А как вы думаете, имеет ли наше виртуальное путешествие в музей отношение к теме нашего сегодняшнего урока? (Ответы учащихся).

 Учитель обобщает ответы учащихся, совместно приходят к постановке проблемы: будем изучать городские и сельские поселения на территории России, формулируют тему «Города и сельские поселения. Урбанизация».

Учитель: - Как вы думаете, ребята, на какие вопросы мы должны сегодня найти ответы, чтобы полно усвоить тему урока?

Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока. В результате на доске учитель фиксирует проблемы:

  1. Типы поселений. Какие?
  2. Город. Что это? Какие? Роль?
  3. Урбанизация. Что? Причины? Признаки?
  4. Функции сельских населенных пунктов. Какие?
  5. Проблемы городов. Какие? Как решать?

4. Построение проекта выхода из затруднения. (30 мин.)

Учитель: - Хорошо, молодцы. А для достижения поставленных целей мы должны плодотворно поработать. Первый вопрос, на который мы должны с вами ответить: - Какие типы поселений существуют на территории России. Для решения данной проблемы мы будем использовать уже полученный опыт ( виртуальная экскурсия, жизненный опыт учащихся) и  материалы  учебника (п. 13, стр.50-51). Работаем в парах. Задание: в ходе совместного (в паре) обсуждения вопроса о типах поселения составьте и заполните схему.

Решение проблемы 1. Учитель предлагает ребятам заполнить  схему «Типы поселений».

Учащиеся заполняют схему. Затем коллективно обсуждают, при необходимости корректируют.

Учитель:- Хорошо. Ребята, скажите, а чем отличаются друг от друга населенные пункты городского типа, сельского типа? Обсуждают совместно, приводят примеры. Делают вывод:

  1. Село – крупный населённый пункт, в котором есть или раньше была церковь. Он выполняет функции местного центра.
  2.  Деревня – небольшой населённый пункт, который исторически не имел церкви.
  3. Посёлок – новый тип сельского населённого пункта, возникший во времена Советского Союза.
  4.  Аул - населенный пункт в горах, в котором представлено этническое население: адыгское, абазинское и ногайское.
  5.  Хутор — населенный пункт с индивидуальным фермерским хозяйством, состоящим из хозяйственных построек, количество которых не превышает 10.
  6. Станица – поселение, сформированное казаками.
  7. Город -  крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством. 
  8. Посёлок городского типа – тип населённого пункта, занимающий промежуточное положение между городом и сельскими населёнными пунктами.

Решение проблемы 2.

Учитель: - Ребята, вы изучили типы населенных пунктов. Как вы думаете, а в каких населенных пунктах проживает большинство населения России? (Ответы учащихся, совместно с учителем делают вывод).

Вывод: большая часть жителей России проживает в городах. Почему? Жизнестойкость города объясняется тем, что этот тип поселения в наибольшей степени удовлетворяет основные потребности людей:  в городе комфортно жить, так как здесь в первую очередь появляется все новое и прогрессивное;  легче получить высшее образование;  в городе легче найти работу по душе;  город — инкубатор для творческой деятельности, формирующей новые направления в науке, производстве, искусстве, культуре.
Учитель:-
В настоящее время в России имеется более  тысячи городов и более двух тысяч поселков городского типа, в которых проживает примерно 70% населения страны. Но не все города одинаковы. Они имеют свою классификацию. Используя информацию учебника, карты атласов, свой жизненный опыт, давайте заполним таблицу «Классификация городов России» в раздаточном материале. Работаем в парах.

Города по численности населения

Малые

Средние

Большие

Крупные

Крупнейшие

Миллионеры

до 20-50 тыс.

50-100 тыс.

100-250 тыс.

250 - 500тыс.

500 тыс. - 1 млн.

от 1 млн. и более

Зима (30,5)

Черемхово(50,1)

Якутск

Чебоксары

Иркутск (617)

Москва

Саянск (38)

У-Сибирское(76)

Братск (225)

Саранск

Саратов

С-Петербург

Учитель: - Ребята, испытывали ли вы трудности при заполнении таблицы? Почему?

Ответы учащихся: сложно, пользуясь имеющимися у нас источниками определить людность городов, на карте они никак не выделяются.

Учитель: - Вы верно отметили. В КИМах ОГЭ по географии 25-е задание звучит так: расположите перечисленные города в порядке увеличения численности населения. Значит, мы должны с вами овладеть данным навыком. Что для этого нам нужно сделать?

Ответы учащихся: запомнить города – миллионеры, научиться анализировать карты атласа,  как плотности населения, так и экономические, сопоставлять их и делать выводы, уметь рассуждать логически.

Учитель: - Верно. Поэтому первое, что мы свами сделаем – запомним города – миллионеры. Если кому-то из вас будет трудно запомнить их по списку, я предлагаю вам стихотворение-шпаргалку, оно лежит у вас на парте. Здесь все города-миллионеры расположены в порядке уменьшения численности населения. Надеюсь, оно вам поможет.

Москва и Петербург – России города,

Новосибирск добавим к ним сюда

– То тройка лидеров, а далее за ними

Екатерины бург, Казань – татар столица и поныне.

Здесь Нижний Новгород – о, волжская краса!

Челябинск, Краснодар, Самара и Уфа.

В Ростове-на-Дону и в Омске, что в Сибире

«Мильоны» жителей живут отныне.

Воронеж, Пермь и Волгоград –

Закрыли миллионный ряд.

Учитель: - Возникновение каждого города связано с каким-либо видом деятельности, которая определяет его функцию. Есть города, где только одна функция играет ведущую роль – монофункциональные. Есть города с целым набором функций  - многофункциональные. Подскажите, ребята, какие функции могут выполнять города? Если затрудняемся, можно обратиться  к учебнику на стр. 52.

Учащиеся определяют функции городов, приводят примеры, делают вывод.

Решение проблемы 3.

Учитель: - третья наша проблема звучит так: урбанизация. Ребята, может быть,  кто-то из вас уже сталкивался с этим термином? (ответы учащихся). На доске вы видите шапку схемы «Причины и признаки урбанизации». Наша задача заполнить схему с помощью опорных тезисов. Работаем у доски. К доске для работы приглашаются трое учащихся.

 

Опорные тезисы (напечатаны  на листах):

- переход от аграрного к индустриальному обществу вследствие развития промышленного производства;

- развитие непроизводственной градообразующей деятельности;

- интенсификация сельского хозяйства и сокращение занятости в нём;

- развитие сети городов и увеличение доли городского населения;

-развитие инфраструктуры;

- усложнение функций городов;

- развитие групповых форм городского расселения

Учащиеся у доски выполняют работу, остальные проверяют правильность выполнения, коллективно проверяют, при необходимости корректируют, делают совместно вывод:  В России происходит активный процесс  урбанизации, идет отток населения из сельской местности в город.

В результате работы у учащихся составлена схема.

Учитель: - Давайте обратимся к нашему учебнику стр. 51. Обратите внимание, что для урбанизации характерен не только рост городов, но и их срастание. Какие новые термины встретились нам на странице? ( Ответы: городская агломерация, мегаполис).

- Что это такое? (Ответы учащихся)

- Что способствует образованию таких крупных городских формирований? ( ответы учащихся, стр.51)

- Как вы думаете, это хорошо или плохо для населения страны, экономики? ( учащиеся отмечают положительные и отрицательные стороны появления агломераций и мегаполисов, используя материал стр. 51 и собственный опыт).

Решение проблемы 4.

Учитель: - Ребята, мы подошли к решению 4-й проблемы. Я думаю, нам будет несложно справиться с решением проблемы и определить функции сельских населенных пунктов? Давайте попробуем их перечислить, не обращаясь к источникам информации, а опираясь только на свой опыт.

Ответы учащихся:

-производство с/х продукции;

- частичная переработка с/х продукции;

- промысловая деятельность (охота, рыболовство, собирательство);

- рекреационное использование;

- частично промышленные и транспортные функции.

Учащиеся делают вывод совместно: Традиционная функция села – сельскохозяйственное производство, сохранившаяся до наших дней.

Решение проблемы 5.

Учитель: - Практика показала, что любая деятельность человека сопровождается рядом проблем. Как вы думаете, ребята, с какими проблемами связан процесс развития урбанизации в России?

Ответы учащихся: политические, социальные, экономические, экологические.

Учитель: - Какие проблемы города волнуют вас и почему?

Ответы учащихся.

Учитель: - Я предлагаю вам, ребята, обратить особое внимание на экологические проблемы города. Расставьте, пожалуйста, предложенные мною проблемы по степени значимости.

  1. Загрязнение воздушного бассейна , воды, почв.
  2. Недостаток зелёных насаждений.
  3. Однотипность застройки жилых микрорайонов.
  4. Восстановление исторического центра.
  5. Транспортная перегруженность улиц.
  6. Наличие свалок мусора в городе и в его окрестностях.

Учащиеся ранжируют проблемы, доказывая их значимость.

5. Первичное закрепление. (5-7 мин.)

Учитель:- Сегодня на уроке мы с вами работали продуктивно. Получили новое знание. И я предлагаю закрепить полученное знание тестом на соответствие.

Тест. Установи соответствие.

1

Москва

А

Научный центр Сибири

2

Сергиев Посад

Б

Город-порт

3

Сочи

В

Город-миллионер

4

Иркутск

Г

Столица России

5

Владивосток

Д

Туристический центр

6

Новосибирск

Е

Промышленный центр Иркутской области

7

Санкт-Петербург

Ж

Областной центр Прибайкалья

8

Братск

З

Город-курорт

Бланк ответов.

1

2

3

4

5

6

7

8

г

д

з

ж

б

а

в

е

После выполнения теста – самопроверка. Коллективно называют ответы, проверяют, корректируют, оценивают.

6. Рефлексия деятельности. ( 3 мин.)

Подведение итогов урока. Домашнее задание: изучить п.13, ответить на вопросы параграфа, оценить проблемы сельских населенных пунктов, запомнить города-миллионеры России.

Учащиеся выбирают смайлик, соответствующий их знанию по изученной теме и прикрепляют на доску, что позволяет учителю сделать вывод  о продуктивности урока.

C:\Users\Ползователь\Desktop\23e5defd9cf2ef0dbc1e4.jpg

Я хорошо усвоил(а) тему урока, могу поделиться знаниями с товарищами.

C:\Users\Ползователь\Desktop\_VuV_Qnji8UzgG9YiPBrwHDOPNM-1920.jpg

Я усвоил(а) тему урока, но мне нужно еще раз обратиться к учебнику.

C:\Users\Ползователь\Desktop\fa06b62ac766d8437319ae44ec5be22f.jpg

Для полного усвоения темы мне нужно ещё  поработать с учебником и дополнительной литературой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Городское и сельское население. Урбанизация"

Презентация к уроку географии для 10 класса по теме "Городское и сельское население. Урбанизация". Объясняются понятие урбанизации как всемирного процесса, его этапы. Рассматриваются общие черты урбан...

Элективный курс "Экологическое состояние Саклов-Башского сельского поселения""

В содержании программы  предусмотрена реальная практическая деятельность обучающихся по экологической оценке окружающей среды, предоставляющая широкие возможности для саморазвития учащихся, выпол...

Городское и сельское население. Урбанизация. 10 класс

Понятие урбанизации и ее особенности в странах мира. Крупнейшие города и проблемы городов....

Города и сельские поселения

Презентация к уроку в 7 классе...

Конспект урока "Город и сельские поселения" 7 класс

Конспект урока сформирован по требованиям ФГОС по географии....