Элективный курс "Экологическое состояние Саклов-Башского сельского поселения""
элективный курс по экологии (9 класс) по теме

Галиуллина Альфия Вадутовна

В содержании программы  предусмотрена реальная практическая деятельность обучающихся по экологической оценке окружающей среды, предоставляющая широкие возможности для саморазвития учащихся, выполнения ими социально значимых проектов и реального улучшения экологического состояния своего окружения.

Программа элективного курса предусматривает 17 учебных часов.   Рассчитан на 1 учебный год.                                

Цель курса:

в процессе изучения ближайшего окружения способствовать формированию у обучающихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека, осознания неразрывной связи человека с природой:

1)Освоение обучающимися способов и методов оценки экологического состояния окружающей среды;

2)Раскрытие и углубление экологических понятий;

3)Овладения знаниями, умениями наблюдать и оценивать состояние окружающей среды;

4)Формирование у школьников чувственно-эмоциональной сферы; воспитание коллективизма, развитие коммуникативных умений, радости общения;

5)Эмоциональное отношение к окружающему миру;

6)Выработка умений и навыков экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми.

  Рекомендуемые методические подходы и организация занятий в элективном курсе «Экологическое состояние нашей местности».        

Курс может быть представлен как отдельный элективной курс для профильного обучения в старшей школе, войти в содержание курса «Экология» или стать основной для проведения учебной практики, выполнения проектов в системе профильного обучения в 9 классе.

         Значительное место в данном курсе занимает организация самостоятельной познавательной и практической деятельности обучающихся. Помимо этого, вводится  практикумы, которые включают деятельность по наблюдению, измерению, тестированию, формулированию гипотез, проведению опытов, которые позволяют получить данные (факты) и сформулировать выводы. Отдельные разделы практикума могут выполнять малые группы обучающихся (по 3-5 человек). Все работы предусматривают поисковый или творческий уровень деятельности школьников, что готовит их к самостоятельному решению учебных и жизненных задач. Вводная информация к работам позволяет школьникам актуализировать и уточнить свои знания, а ключевые понятия и термины - проверить свой уровень готовности к выполнению работы. Наиболее целесообразна на занятиях групповая работа обучающихся с презентацией полученных группами результатов и выводов для всего класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл el_kurs_galiullina.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса по экологии

«Экологическое состояние нашей местности»

Для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов

Составитель курса:

Галиуллина Альфия Вадутовна

учитель  1   категории химии и

биологии     МБОУ     «Саклов-

Башская СОШ»Сармановского

муниципального            района

Республики               Татарстан

Пояснительная записка

        Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на старшей ступени общего образования к профильному обучению. Значительную роль в развитии обучающихся играют элективные курсы, выбираемые самими учащимися. Элективные курсы поддерживают и углубляют базовые и профильные дисциплины. Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость.

В содержании программы  предусмотрена реальная практическая деятельность обучающихся по экологической оценке окружающей среды, предоставляющая широкие возможности для саморазвития учащихся, выполнения ими социально значимых проектов и реального улучшения экологического состояния своего окружения.

Программа элективного курса предусматривает 17 учебных часов.   Рассчитан на 1 учебный год.                                

Цель курса:

в процессе изучения ближайшего окружения способствовать формированию у обучающихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека, осознания неразрывной связи человека с природой:

1)Освоение обучающимися способов и методов оценки экологического состояния окружающей среды;

2)Раскрытие и углубление экологических понятий;

3)Овладения знаниями, умениями наблюдать и оценивать состояние окружающей среды;

4)Формирование у школьников чувственно-эмоциональной сферы; воспитание коллективизма, развитие коммуникативных умений, радости общения;

5)Эмоциональное отношение к окружающему миру;

6)Выработка умений и навыков экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми.

  Рекомендуемые методические подходы и организация занятий в элективном курсе «Экологическое состояние нашей местности».        

Курс может быть представлен как отдельный элективной курс для профильного обучения в старшей школе, войти в содержание курса «Экология» или стать основной для проведения учебной практики, выполнения проектов в системе профильного обучения в 9 классе.

        Значительное место в данном курсе занимает организация самостоятельной познавательной и практической деятельности обучающихся. Помимо этого, вводится  практикумы, которые включают деятельность по наблюдению, измерению, тестированию, формулированию гипотез, проведению опытов, которые позволяют получить данные (факты) и сформулировать выводы. Отдельные разделы практикума могут выполнять малые группы обучающихся (по 3-5 человек). Все работы предусматривают поисковый или творческий уровень деятельности школьников, что готовит их к самостоятельному решению учебных и жизненных задач. Вводная информация к работам позволяет школьникам актуализировать и уточнить свои знания, а ключевые понятия и термины - проверить свой уровень готовности к выполнению работы. Наиболее целесообразна на занятиях групповая работа обучающихся с презентацией полученных группами результатов и выводов для всего класса.

            Способы оценивания достижений обучающихся

Достижение намеченных образовательных результатов фиксируется по полноте и правильности выполнения обучающимися заданий в представленных работах.

Завершается изучение курса участием в конференции по проблемам здоровья и окружающей среды, подготовленной под руководством преподавателя. Изучение курса «Экологическое состояние нашей местности» будет способствовать развитию кругозора обучающихся.        

Учебно-тематический план курса

Наименование тем курса

Всего часов

Лекции

ПР

Семинары экскурсии

Форма контроля

  1. Введение

1.Предмет экологии. Экология нашей местности.

1

1

1

II. Экологическая тропа

2. Экологическая тропа. Значение.

3. «Во дворе березонька

стояла»

4. АЗС и охрана природы

5. В топтаной дороге трава не растет

6. Влияние выделений авто на живые организмы

7. Вопросы для водителей

8. «В стране легенд»

9. Сосновый бор

10. Зависимость прироста сонны от чистоты атмосферы

11. Учет хвои сосны для определения загрязненности атмосферы

12. Проблемы отходов и способы ее решения

13. Не плюнь в колодец, пригодиться

14. Определение кислотности дождевых осадков

15. Животные, занесенные в Красную книгу села Саклов-Баш

16.Экскурсия по экологической тропе

17. Итоговая конференция.

16

4

1

1

1

1

1

4

1

1

1

1

8

1

1

1

1

1

1

1

Сам.работа

Сам.раб.

Анкетирован

ие

Сам.р.

Сам.р.

Сам.р.

Зачет, защита проектов.

   Содержание курса

  1. ВВЕДЕНИЕ (1 час).

Вводная лекция. Предмет экологии. Экология нашей местности. Даются теоретические сведения о предмете экология. Прогнозируется форма отчета по изучению курса, намечается темы будущих проектов.

11. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА (16 часов).

Для изучения экологического состояния выбирается конкретный маршрут экологической тропы и по этому маршруту проводятся экскурсии, выполняются практические работы, изучается состояние каждой станции.

Лекции.

1.Экологическая тропа и ее значение.

2.АЗС и охрана природы.

3.Сосновый бор.

4.Проблема отходов и способы ее решения.

Семинары.

  1. «Не плюнь в колодец, пригодится».
  2. Животные, занесенные в Красную книгу села Саклов-Баш.
  3. Анкетирование водителей.
  4. «Во дворе березонька стояла».
  5. «В топтаной дороге трава не растет».
  6. «В стране легенд».

Практические работы

1.Влияние выделений авто на живые организмы.

2.Зависимость прироста сосны от чистоты атмосферы.

3.Учет хвои сосны для определения загрязненности атмосферы.

4.Определение кислотности дождевых осадков.

Итоговое занятие курса (зачетное). Презентация и защита проектов, зачетная работа. Формой итогового контроля может стать защита проекта по отдельным станциям.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Губарева Л.И. Экология человека – М.2003
  2. Акимов Е.А. Экология – М.2000
  3. Лабораторный практикум по экологии – М. 1997
  4. Вопросы эколого-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время – Казань.1994
  5. Журналы. «Биология в школе» 2000-2008.
  6. Компьютерный диск 1С «Репетитор» (экология)
  7. Компьютерный диск 1С «Репетитор» (биология)
  8. Компьютерный диск «Лабораторный практикум. Биология.»
  9. Компьютерный диск  «Учебное электронное пособие – экология».

Литература для уч-ся

  1. Криксунов Е.А. Экология учебник для 9 класса, «Дрофа», 2001
  2. Книга для чтения по охране природы. М., «Просвещение», 1990
  3. Миркин  Б.М. Экология России. М, «Просвещение», 2000
  4. Хрестоматия Экология России М, «Просвещение», 2000
  5. Рахимов И.И., Ибрагимова К.К. Растительный и животный мир Татарстана. Казань, «Магариф», 2006
  6. Красная книга Республики Татарстан. Академия наук Татарстана. Казань, «Природа», 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарный план спортивно-массовых мероприятий сельского поселения п. Горноправдинск 2012-2013

План спортивно-массовых мероприятий сельского поселения п. Горноправдинск...

Оздоровительные мероприятия в режиме дня школьника в МБОУ СОШ с. Найырал сельского поселения Ээр-Хавак

В данной публикации освещается материал об организации оздоровительных мероприятий в режиме дня школьника...

«Взаимодействие Сергеевского сельского поселения с населением в решении вопросов развития муниципального образования»

Актуальность темы:Реформирование организации местной власти в Российской Федерации показало не только жизнеспособность местного самоуправления, но и наличие больших резервов в его развитии и совершенс...