Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "География"для учащихся с задержкой психического развития 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс)

Кочова Ольга Константиновна

Главные цели преподавания географии на ступени основного общего образования:

• формирование системы географических знаний, как компонента научной картины мира;

• познание многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального);

• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в России и мире;

• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства;

• выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности

• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения

• формирование личностных основ российской гражданской идентичности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_zpr.docx46.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24»

Предгорного муниципального округа

Ставропольского края

Принято на заседании методического объединения учителей историко- обществоведческого цикла

Протокол № 1 от 29. 08. 2022 г.

Руководитель МО

_____________ В.С. Минаева

Согласовано

Заместитель директора по  учебно-воспитательной работе

________ Михайлова О.П.

« 30 »    __________2022 г.

Утверждено

Приказом по МБОУ СОШ от  ___.08. 2022  №___

И.о. директора МБОУ СОШ №24

____________Михайлова О.П.

«      » ____________ 2022 г.

Адаптированная рабочая программа

по учебному  предмету «география»

для  учащихся с задержкой психического развития

Образовательная область «Обществознание»

Основное общее образование, 8   класс

 Срок реализации  программы: 1 год

Автор-составитель: учитель  Кочова О.К.

Ст. Суворовская, 2022г.

                                            Пояснительная записка

Главные цели преподавания географии на ступени основного общего образования:

• формирование системы географических знаний, как компонента научной картины мира;

• познание многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального);

• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в России и мире;

• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства;

• выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности

• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения

• формирование личностных основ российской гражданской идентичности.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Содержание программы по географии на основной ступени обучения структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России».

В процессе изучения блока «География Земли»у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих закономерностях развития земных оболочек, влияния природы на жизнь и деятельность людей; происходит развитие базовых знаний страноведческого характера.

Блок «География России» – центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с обучающей идеологическую функцию.

Изучение курса географии в 8 классе опирается на знания учащихся, полученные при изучении географии в 5–7 классах. Курс «География России» (8–9 классы) завершает изучение географии в основной школе, поэтому ему принадлежит особая рольв формировании у учащихся комплексного мышления и целостного восприятия территории, понимания проблем взаимодействия человека и природы.

Задачи обучения:

• формирование географического образа своей страны как территории с уникальными природными условиями и ресурсами;

• формирование представления о природе России как целостного географического региона и одновременно части глобального пространства;

• формирование нравственно-ценностного от к окружающей среде;

• развитие исследовательских умений и навыков;

• развитие умения использовать географическую информацию в повседневной жизни.

Нормативная база

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);

Учебным планом;

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 (далее – СанПиН 2.4.2.3286-15);

Примерной программой основного общего образования по географии, допущенной Министерством образования и науки РФ.

Обоснование выбора программы:

Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по географии России, рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ в полном объеме соответствует образовательным целям школы. Программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенцийобучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся, имеющих задержку психического развития.

Информация о внесенных изменениях в примерную программу и их обоснование:

Программа составлена с учетом данных особенностей детей с ЗПР в рабочую программу внесены некоторые изменения.

Сокращено число практических работ.

Информация о количестве учебных часов. Место предмета в учебном плане

На изучение географии в 8 классе отводится 68 ч (2 ч в неделю). Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом содержания курса. Содержание курса географии в основной школе является базой для изучения географических закономерностей и основой для последующей профильной дифференциации. Большое внимание уделяется формированию навыков работы с основными источниками географической информации и практическим работам, минимум которых определен в программе, в количестве 12 ч.

Формы организации образовательного процесса:

Основной формой обучения является урок. Виды уроков различны. В работе используется в основном традиционный (комбинированный урок), урок по изучению нового материала, практическая работа, урок – викторина. Также используется урок творчества, урок - опрос (устный и письменный).

При проведении уроков по географии применяются различные формы обучения - коллективная, групповая и индивидуальная. В образовательном процессе также применяются педагогические методы и приемы - включаются в уроки оригинальные тренинги, упражнения и задачи, которые позволяют разнообразить коррекционную составляющую урока, развивают умения и навыки, активизируют творческую деятельность и самостоятельность детей с ЗПР. Таблицы, демонстрационный материал, схемы-опоры, применяемые во время уроков, развивают сообразительность, инициативу, вызывают чувство новизны, необычности.

Использование разнообразных форм обучения позволяет более эффективно развивать интерес у учащихся к географии.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Технологии обучения:

Исходя из уровня подготовки обучающихся используются технологии: здоровьесберегающие, коррекционно- развивающего обучения, личностно – ориентированные, игровые, проектные.

Применяются учебные игры – эффективное средство активизации познавательной деятельности учащихся. В процессе игры постоянно создаются ситуации, требующие немедленного самостоятельного решения, инициативы, развития мышления.

Методы обучения: репродуктивный (объяснительно – иллюстрированный) и продуктивный. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний и умений, а также для закрепления изученного материала применяются практические работы, работа с дидактическим раздаточным материалом, наглядным пособием.

Коррекционный блок

Эффективность обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) обеспечена адекватными условиями: адаптацией учебной программы при сохранении общего цензового объема содержания обучения и коррекционными приемами, и методами обучения и воспитания.

Однако успешность овладения знаниями, учебными умениями и навыками заметно снижается при переходе учеников из начальной школы в 5 класс и обучении в 6-9 классах.

Постоянно усложняющийся учебный материал, его насыщенность теоретическими разделами, большой объем представляют значительные трудности для детей с ЗПР, которые, как известно, отличаются сниженной познавательной активностью, недостаточностью внимания, памяти, пространственной ориентировки и другими особенностями, отрицательно влияющими на успешность их обучения и воспитания.

Основной принцип организации образовательного процесса- принцип коррекционной направленности обучения, предполагающий активное воздействие на их сенсорное, умственное и речевое развитие.

Обучение направлено на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся.

При адаптации программы основное внимание обращалось на овладение детьми практическими умениями и навыками, на уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного изучения.

При обучении географии учащихся с ЗПР учитываются особенности их психического и эмоционального развития- неустойчивость внимания, недостаточная наблюдательность, бедность сферы образов-представлений, замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности и интереса к процессу и результатам деятельности.

На уроках географии в связи с особенностями детей с ЗПР наряду с основными задачами решаются и задачи коррекции, компенсации нарушенных и недоразвитых функций.

Большое значение имеет развитие внимания, наблюдательности, памяти.

Особая роль принадлежит планированию работы, умению подчинить свои действия поставленной задаче и доведению начатого до конца.

В целях обогащения речи детей используются выразительные средства языка, рассказы-описания, работа над развитием словаря. Важно поощрять успехи детей

Среди коррекционных задач выделяются:

Расширение кругозора детей

Воспитание познавательной активности

Обогащение чувственного опыта

Активизация интеллектуальной деятельности путем формирования умственных операций и действий анализа, сравнения, обобщения, группировки и классификации предметов.

Обучение построению умозаключений, выявляющих причинно-следственные, пространственные, временные связи в наблюдаемых объектах, а также развитие речи, включающее обогащение словаря, обучение построению высказываний и составлению сюжетных и описательных рассказов.

Применяются коррекционные игры, развивающие наблюдательность, внимание, память и воображение: «Сколько предметов ты заметил?», «Что зачеркнуть и что подчеркнуть», «Запрещенное движение», «Что изменилось?», «Ну-ка вспомни!», «Будь наблюдательным»

Механизмы формирования ключевых компетенций, обучающихся:

Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами; применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль.

Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим; участвовать в работе команды; обмениваться информацией.

Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности

В результате учащиеся : овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.); Сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека; Смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий. Овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.

Виды и формы контроля

Используется текущий и промежуточный вид контроля. Оценивание знаний и умений учащихся по географии проводится каждую учебную четверть. Для аттестации учащихся по окончанию учебного года и перевода в следующий класс применим промежуточный вид контроля.

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов), тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;

-  определять географическое положение России;

- показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;

- определять поясное время.

-называть и показывать крупные равнины и горы; выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;

-показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;

-объяснять закономерности их размещения; приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;

-делать описания отдельных форм рельефа по картам; называть факторы, влияющие на формирование климата России;

-определять характерные особенности климата России; иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;

-давать описания климата отдельных территорий; с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.;

-приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;

-называть и показывать крупнейшие реки, озера; используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;

-оценивать водные ресурсы; называть факторы почвообразования;

-используя карту, называть типы почв и их свойства; объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;

-объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране растений и животных.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

-объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;

-объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;

-объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы;

-приводить соответствующие примеры.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

ставить учебные задачи;

-вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

-выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

-планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

-оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

-классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;

-сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

-систематизировать информацию; структурировать информацию;

-формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

-владеть навыками анализа и синтеза;

-искать и отбирать необходимые источники информации;

-использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;

-представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;

-работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы --выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

-создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;

-составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог;

-находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

-российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;

-ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

-целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;

-гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

-пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

-основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Сведения об учебнике:

Баринова И.И. География России. Природа.8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательныхорганизаций. М.: Дрофа, 2015

Содержание программы

РАЗДЕЛ I. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ (32 ч.)

Что изучает физическая география России. Почемунеобходимо изучать географию своей страны? Знакомство со структурой учебника и атласом.

Наша Родина на карте мира

Географическое положение России. Россия – крупнейшее по площади государство мира. Крайние точкиРоссии. Границы России. Особенности географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран. Географическое положение своего региона.

Моря, омывающие берега России. Какие моря омывают территорию России? Физико-географическая характеристика морей, омывающих территорию России.

Северный морской путь. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.Россия на карте часовых поясов. Местное время.Поясное время. Линия перемены дат. Часовые пояса (зоны) на территории России. Исчисление времени в России.

Как осваивали и изучали территорию России. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами.

Освоение Западной Сибири. Географические открытия русских в XVI – начале XVII в. Вклад М.В. Ломоносова в развитие географии. Открытия Нового времени (середина XVII–XVIII вв.). Открытия XVIII в. Исследования XIX–XX вв. Роль Русского географического общества в изучении территории России.Административно-территориальное устройство России. Федеральные округа. Субъекты Федерации.

Практическая работа № 1 «Характеристика географического положения России».

Практическая работа № 2 «Определение поясноговремени в различных пунктах России».

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы. Особенности рельефа России. Рельеф и его влияниена компоненты природы. Крупные формы рельефаРоссии и их размещение. Преобладающие формырельефа в своей местности.Геологическое строение территории России. Строение литосферы. Зависимость размещения крупныхформ рельефа от строения литосферы. Науки, изучающие литосферу. Геохронологическая таблица. Основные этапы геологической истории формирования земной коры. Тектонические структуры нашей страны.

Минеральные ресурсы России. Распространениеполезных ископаемых. Крупные бассейны и месторождения. Минерально-сырьевая база России.Минеральные ресурсы своего региона. Экологические проблемы, связанные с добычей полезныхископаемых.

Развитие форм рельефа. Рельефообразующие процессы. Древнее оледенение на территории России.Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Деятельность человека. Стихийные природные явления,происходящие в литосфере.

Практическая работа № 3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земнойкоры».

Климат и климатические ресурсы от чего зависит климат нашей страны. Климатообразующие факторы. Влияние географическогоположения на климат. Циркуляция воздушных масс:атмосферные фронты, циклоны и антициклоны.

Влияние подстилающей поверхности.Распределение тепла и влаги на территории России.

Распределение тепла на территории России. Распределение осадков на территории нашей страны. Коэффициент увлажнения. Испаряемость.Разнообразие климата России. Типы климатов России: арктический, субарктический; умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный климат умеренного пояса.

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Агроклиматические ресурсы. Неблагоприятные климатические явления. Климат своей местности.

Практическая работа № 4 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур январяи июля, годового количества осадков на территорииРоссии».

Практическая работа № 5 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны».

Внутренние воды и водные ресурсы.Разнообразие внутренних вод России. Реки. Значение внутренних вод для человека. Зависимость рек от рельефа: падение и уклон реки. Влияние климатана реки: половодье, межень, паводок. Стихийные явления, связанные с реками.

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Озера России. Происхождение озерныхкотловин. Верховые и низинные болота. Практическое использование болот. Важность сохраненияводно-болотных угодий. Подземные воды. Охранаподземных вод. Ледники. Влияние ледников на природу. Многолетняя мерзлота: причины образованияи границы распространения в России. Особенности освоения территорий с многолетней мерзлотой.

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водные ресурсы. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению.

Стихийные явления, связанные с водой.Почвы и почвенные ресурсы

Образование почв и их разнообразие. Образованиепочв. Основные свойства почв. Разнообразие почв.Закономерности распространения почв. Типы почвРоссии. Почвы своей местности.

Почвенные ресурсы России. Значение почвы дляжизни и деятельности человека. От чего следует охранять почву? Роль мелиораций в повышении плодородия почв. Охрана почв. Почвы своей местности.

Практическая работа № 6 «Выявление условийпочвообразования основных типов почв. Оценка ихплодородия».

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России. Растительный и животный мир. Основные типы растительностиРоссии. Разнообразие животного мира России.

Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Роль живых организмовв природе и в жизни человека. Заповедники и национальные парки России. Растительный и животныймир своей местности.

Природно-ресурсный потенциал России. Природныеусловия и природные ресурсы России. Особенностиразмещения природных ресурсов.

Практическая работа № 7 «Составление прогнозаизменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса».

Практическая работа № 8 «Определение ролиООПТ в сохранении природы России».

РАЗДЕЛ II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ (25 ч.)

Природное районирование

Разнообразие природных комплексов России. Разнообразие природных территориальных комплексов(ПТК). Природные комплексы разных уровней. Физико-географическое районирование России. ПТКприродные и антропогенные.

Моря как крупные природные комплексы. Особенности природных комплексов морей. Ресурсы морей.Природные зоны России. Природная зональность.Природные зоны нашей страны.

Разнообразие лесов России. Характеристика лесных зон. Роль лесов в жизни человека. Необходимостьохраны лесов.Безлесные зоны на юге России. Степи. Полупустыни

и пустыни. Хозяйственное использование безлесных зон.Высотная поясность. Влияние гор на компоненты природы и человека. Высотная поясность. Зависимость числа высотных поясов от географическогоположения и высоты гор.

Практическая работа № 9 «Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)».

Природа регионов РоссииВосточно-Европейская (Русская) равнина. Историяосвоения. Особенности географического положенияи природы Русской равнины. Природные комплексыВосточно-Европейской равнины. Природные зоны:тундры и лесотундры, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи, полупустынии пустыни. Памятники природы Восточно-Европейской равнины: Карелия. Валдай. Волга. Селигер.

Природные ресурсы равнины: минеральные, водные,агроклиматические, лесные и рекреационные ресурсы. Проблемы рационального использования.

Кавказ. Особенности географического положенияи природы Северного Кавказа. Особенности природы высокогорий: пример «многоэтажности» природы;

отличие климата высокогорий; местные ветры (фён,бора). Природные комплексы Северного Кавказа.

Природные ресурсы. Уникальный курортный регионРоссии. Население Северного Кавказа.Урал. Особенности географического положения,история освоения. Природные ресурсы и своеобразиеприроды Урала. Растительный и животный мир. Части Урала: Полярный, Приполярный, Северный, Средний

и Южный Урал. Природные уникумы. Экологическиепроблемы Урала.

Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения и природы. Природные зоныЗападно-Сибирской равнины. Разнообразие природных ресурсов равнины и условия их освоения.

Восточная Сибирь. Состав территории и особенности географического положения. История освоенияВосточной Сибири. Особенности природы. Природныерайоны Восточной Сибири. Озеро Байкал. Природные

ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

Дальний Восток. Особенности географическогоположения и природы. История освоения. Природныекомплексы Дальнего Востока. Природные уникумы.Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их и рациональное использование.

Практическая работа № 10 «Оценка природныхусловий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности».

Практическая работа № 11 «Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одногоиз регионов».

РАЗДЕЛ III. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (11 ч.)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Связь между природными условиями и здоровьем человека. Благоприятные условия для жизнии деятельности человека. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления, их причины и география. Меры борьбы со стихийными природными явлениями.

Воздействие человека на природу. Влияние человека на природные комплексы. Антропогенные ландшафты.Рациональное природопользование. Охрана природы. Значение географического прогноза.

Россия на экологической карте мира. Источникиэкологической опасности. Контроль за состояниемприродной среды. Экология и здоровье человека. Уровень здоровья людей. Влияние ландшафта на здоровьечеловека.География для природы и общества. Взаимоотношения человека и географической среды. НТР – благоили причина экологического кризиса Практическая работа № 12 «Характеристика экологического состояния одного из регионов России»

Урок занимательной географии. Итоговое тестирование. Экскурсия.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Практическая работа

Экскурсия

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России-32 ч.

Введение

5 ч.

2 ч.

-

Рельеф, геология, строение и полезные ископаемые

9 ч.

1 ч.

-

Климат и климатические ресурсы

8 ч.

2 ч.

-

Внутренние воды

5 ч.

-

Почва и почвенные ресурсы

2 ч.

1 ч.

-

Обобщающее повторение

1 ч.

Растительный и животный мир России

2 ч.

2ч.

-

Раздел 2. Природные комплексы России-25 ч.

ПТК. Природные зоны

7 ч.

1 ч.

Крупные природные районы. Природа регионов

18 ч.

2 ч.

-

Раздел 3. Человек и природа- 11 ч.

Влияние природных условий на жизнь и здоровье людей

11 ч.

1 ч.

1 ч.

Всего

68 ч.

12 ч.

1 ч.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Планируемые результаты обучения (требования к уровню подготовки)

В результате изучения географии в 8 классе ученик научится:

Оценивать и объяснять:

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Требования к результатам обучения –сформированностьличностных,

метапредметных и предметныхучебных действий

Личностными результатами изучения предметаявляется формирование следующих умений и качеств:

• осознание российской гражданской идентичности и своей этнической принадлежности;

• ответственное отношение к учению;

• готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

• постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

• приобретение опыта участия в социально значимом труде;

• развитие коммуникативной компетентностив общении и сотрудничестве со сверстниками

в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой

деятельности;

• осознание ценности здорового образа жизни;

• понимание основ экологической культуры.

Метапредметными результатами изучения курсаявляется формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);

• планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя);

• работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

• работать в соответствии с предложенным планом;

• сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

• владеть основами самоконтроля и самооценки;

• осуществлять осознанный выбор в учебнойи познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

• участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;

• оценивать работу одноклассников;

• в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;

• проявлять уважительное и доброжелательноеотношение к другому человеку и его мнению;

• критично относиться к своему мнению.

Познавательные УУД:

• выделять главное, существенные признаки понятий;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов,явлений, событий, объектов;

• сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

• классифицировать информацию по заданным признакам;

• решать проблемные задачи;

• искать и отбирать информацию в учебныхи справочных пособиях, словарях;

• работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

• создавать тексты разных типов (описательные,объяснительные).

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

• объяснять значение ключевых понятий курса;

• работать с основными источниками географической информации

• определять географическое положение России и ее регионов;

• определять время в различных пунктах страны;

• называть и показывать основные географические объекты;

• называть и объяснять географические закономерности и главные факторы различных природных процессов;

• работать с контурной картой;

• составлять описания (характеристики) отдельных объектов природы и природного комплекса по плану;

• приводить примеры единства и взаимосвязейкомпонентов природы;

• давать комплексную физико-географическуюхарактеристику объектов;

• приводить примеры влияния компонентов природы на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;

• приводить примеры рационального и нерацинального использования природных ресурсов;

• объяснять изменение природы под влияниемдеятельности человека;

• определять экологические проблемы природных регионов;

• называть меры по охране природы.

Учебное и учебно-методическое обеспечение

Основные компоненты УМК:

1 Баринова И.И. География России. Природа.8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательныхорганизаций. М.: Дрофа, 2015

2 Баринова И.И. География России. Природа.8 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2015

3 Атлас. География. 8 класс. М.: Дрофа, 2015

4 Контурные карты. География. 8 класс. М.: Дрофа, 2015

Дополнительное оборудование:

• основные источники географической информации (географические атласы, настенныеи интерактивные географические карты, энциклопедии, справочники, интернет-сайты официальной статистики (например: gks.ru и др.));

• демонстрационные печатные пособия (комплект портретов географов и путешественников, настенные наглядные пособия);

• ТСО и экранно-звуковые пособия к ним;

• оборудование для организации практическихработ;

• демонстрационные модели и приборы;

• библиотека географической литературы (справочники, научно-популярные издания, художественные произведения).

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Виды и формы контроля

Дата

План

Факт

1.

Что изучает физическая география России. Источники географических знаний.

1

Устный, текущий

2.

Географическое положение России

1

Устный, текущий

3.

Моря,омывающие территорию России

1

Фронтальный опрос

4.

Разница во времени на территории России

Практическая работа № 2 «Определение поясного времени в различных пунктах России».

1

Устный, текущий

5.

Практическая работа №1 «Определение по карте географического положения, границ и пограничных государств России»

1

Письменный тематический

6.

Главные особенности рельефа России

1

Устный, текущий

7.

Геологическое летоисчисление

1

Устный, текущий

8.

Горы складчатых областей

1

Устный, текущий

9.

Полезные ископаемые России

1

Устный, текущий

10.

Практическая работа №3 «Нанесение полезных ископаемых на контурную карту»

1

Письменный, тематический

11.

Развитие форм рельефа.

1

Устный, текущий

12.

Внешние процессы,формирующие рельеф.

1

Устный, текущий

13.

Внутренние процессы,формирующие рельеф

1

Устный, текущий

14.

Практическая работа №4 «Обозначение и надписывание на контурной карте названий гор, равнин, вулканов и районов стихийных бедствий»

1

Письменный, тематический

15.

Факторы,определяющие особенности климата России

1

Письменный, текущий

16.

Атмосферные фронты

1

Устный, текущий

17.

Циклоны и антициклоны

1

Устный, текущий

18.

Закономерности распределения основных элементов климата на территории России Практическая работа № 5 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны».

1

Устный, текущий

19.

Типы климатов России

1

Письменный, текущий

20.

Климат и жизнь

1

Индивидуальный опрос по карточкам

21.

Обобщающее повторение

1

Письменная проверочная работа

22.

Практическая работа №6 «Определение состояния погоды по синоптической карте»

1

Письменный, тематический

23.

Внутренние воды России.Реки

1

Индивидуальный опрос по карточкам

24.

Озера и болота

1

Устный, текущий

25.

Подземные воды,ледники,многолетняя мерзлота

1

Устный, текущий

26.

Водные ресурсы

1

Защита рефератов

27.

Обобщающее повторение

1

Устный тематический

28.

Образование почв.Главные типы почв.

1

Устный, текущий

29.

Почвенные ресурсы России

1

Устный, текущий

30.

Практическая работа № 7 «Выявление условий почвообразования основных типов почв. Оценка их плодородия».

1

Устный тематический

31.

Растительный мир нашей страны

1

Тестирование

32.

Животный мир.Охрана органического мира

1

Защита рефератов

33.

ПТК-результат географической оболочкиПрактическая работа № 8 «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса».

1

Устный, текущий

34.

Природное районирование.Воздействие человека на ПТК

1

Устный, текущий

35.

Природная зона как природный комплекс

1

Устный, текущий

36.

Зона арктических пустынь и зона тундры

1

Защита рефератов

37.

Лесные зоны России

1

Тестирование

38.

Южные безлесные зоны.Высотная поясность

1

Устный, текущий

39.

Практическая работа №9 «Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон»

1

Письменный, тематический

40.

Русская (Восточно-Европейская) равнина

1

Устный, текущий

41.

Природные комплексы Русской равнины

1

Устный, текущий

42.

Природные ресурсы Русской равнины и проблемы их использования.

Практическая работа № 10 «Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России».

1

Индивидуальный опрос по карточкам

43.

Кавказ

1

Устный, текущий

44.

Природные комплексы Кавказа

1

Индивидуальный опрос по карточкам

45.

Урал

1

Устный, текущий

46.

Природные комплексы Урала

1

Устный, текущий

47.

Природные ресурсы Урала и проблемы их использования

1

Индивидуальный опрос по карточкам

48.

Западная Сибирь

1

Устный, текущий

49.

Природные ресурсы Западной Сибири и проблемы их освоения

1

Индивидуальный опрос по карточкам

50.

Средняя и Северо-Восточная Сибирь

1

Устный, текущий

51.

Природные комплексы Средней и Северо-Восточной Сибири

1

Индивидуальный опрос по карточкам

52.

Горы Южной Сибири

1

Устный, текущий

53.

Проблема Байкала

1

Защита рефератов

54.

Дальний Восток

1

Устный, текущий

55.

Природные комплексы Дальнего Востока

1

Устный, текущий

56.

Обобщающее повторение

1

Письменный, тематический

57.

Практическая работа № 11 «Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов»

1

Письменный, тематический

58.

Влияние природных условий на жизнь и здоровье людей

1

Защита проектов

59.

Изменение природы под влиянием деятельности человека

1

Устный, текущий

60.

Роль географической науки в изучении и преобразовании природы

1

Устный, текущий

61.

Экологическая ситуация в России

1

Индивидуальный опрос

62.

Практическая работа № 12 «Характеристика экологического состояния одного из регионов России».

1

Оформление работы

63.

Урок-путешествие по природным регионам России

1

Защита рефератов

64.

Повторение темы:/Климат России/

1

Индивидуальный опрос по карточкам

65.

Повторение темы:/Внутренние воды России/

1

Индивидуальный опрос по карточкам

66.

Итоговое тестирование

1

Письменный итоговый

67.

Урок занимательной географии

1

Расширение кругозора посредством индивидуальных заданий

68.

Экскурсия по родным местам

1

Творческая мастерская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-логопедического курса для учащихся с задержкой психического развития и тяжелым нарушением речи (ЗПР и ТНР)

Данная программа осуществляет коррекцию устной и письменной речи у детей с заключением ЗПР, ТНР в начальных классах....

Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития по предмету физика 9Д классе 2019 - 2020 учебный год

Планируя и осуществляя работу с детьми с ЗПР  учитель должен в первую очередь решать коррекционно-развивающие задачи, а именно: целенаправленное развитие социально-нравственных качеств детей, нео...

Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития по предмету физика 9Д классе 2019 - 2020 учебный год

Планируя и осуществляя работу с такими детьми учитель должен в первую очередь решать коррекционно-развивающие задачи, а именно: целенаправленное развитие социально-нравственных качеств детей, необходи...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета для учащихся с задержкой психического развития «Литература» 9 класс

Адаптированная рабочая программа учебного предмета  для учащихся с задержкой психического развития «Литература» 9 класс...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета для учащихся с задержкой психического развития «Русский язык » 9 класс

Адаптированная рабочая программа учебного предмета для учащихся с задержкой психического развития «Русский язык »  9 класс...

Адаптированные рабочие программы по всем предметам для обучающихся с задержкой психического развития

Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее –АООП ООО обучающихся с ЗПР) – это образовательная п...

Адаптированная рабочая программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) по математике (по учебнику Мерзляк А.Г.) 5-6 класс

Данная программа по математике составлена для обучающихся с ЗПР на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований Федерального гос...