Рабочая программа по элективному курсу по географии - 10-11 класс
рабочая программа по географии (10 класс)
Рабочая программа по элективному курсу по географии - 10-11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_elektivnogo_kursa_po_geografii_10-11_klass_2.doc | 230 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №6
г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол №1 от 31.08.2021 | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР М.Е. Бурцева | УТВЕРЖДЕНО приказом директора от 31.08.2021 №262/01-10 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования
Предметная область: Общественно – научные предметы
Учебный предмет: География
Элективный курс по географии
«Глобальная география современного мира»
Класс: 10,11
Учитель: Паршина Т.Д.
2021 - 2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Глобальная география современного мира» составлена на основании:
1.Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федерального государственного стандарта общего образования.
3.Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253 (с внесенными изменениями).
4.Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СШ№6 г. Вязьмы Смоленской области.
5. Авторской программы среднего общего образования по географии для 10 - 11 классов. Автор: Е.М. Домогацких. Программа курса «География». 10 - 11 классы. /авт. сост. Е. М. Домогацких. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013.
Изучение элективного курса «Глобальная география современного мира» в старших классах позволяет интегрировать знания, полученные по другим предметам, максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, сочетать линейно-ступенчатый и концентрический принципы обучения.
Настоящая программа составлена на 68 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 2 года обучения (по 34 часа в год).
Для изучения элективного курса используется учебник Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч.1. Общая характеристика мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень — М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018 г. и Ч.2. Региональная характеристика мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень — М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018 г., входящий в Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Цели и задачи курса:
- сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;
- развить пространственно-географическое мышление;
- воспитать уважение к культурам других народов и стран;
- сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;
- научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;
- воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.
Требования к результатам обучения
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно - нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран мира;
— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты
— овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Планируемые результаты изучения географии
Ученик научится:
- объяснять основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, численность и динамика населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическая специфика; различие в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграции; проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различие по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международно - географическом разделении труда.
Ученик получит возможность научиться:
-определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
-оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства;
-применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдения за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями;
-составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, карты- схемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальное взаимодействие.
Освоение элективного курса возможно с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
При переходе на дистанционное обучение связь учащегося с учителем, руководителем класса, поддерживается посредством контактных телефонов, электронной почты, дистанционных образовательных платформ в сети Интернет (РЭШ, МЭШ, ЯКласс, УЧИ.РУ), ЭЖД.
При дистанционном обучении с использованием интернет-ресурсов, обучающийся и учитель взаимодействуют в учебном процессе в следующих режимах:
- синхронно, используя средства коммуникации и одновременно взаимодействуя друг с другом (online);
- асинхронно, когда обучающийся выполняет какую-либо самостоятельную работу (offline), а учитель оценивает правильность ее выполнения и дает рекомендации по результатам учебной деятельности.
Родители (законные представители) систематически контролируют выполнение их обучающимся ребенком заданий в режиме дистанционного обучения.
Содержание программы элективного курса
Часть 1. Общая характеристика мира
Современная география (1 час)
География как наука. Методы географических исследований. Виды и значение географической информации. Геоинформационные системы.
Основные понятия: геоинформационные системы.
Тема 1. Страны современного мира (2 часа)
Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой продукт. Страны развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.
Основные понятия: ВВП, развитые страны, развивающиеся страны, страны переселенческого капитализма, новые индустриальные страны, страны с переходным типом экономики, «Большая восьмерка».
Практическая работа: 1. Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации.
Тема 2. География населения мира (5часа)
Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения.
Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии. Этно-религиозные конфликты.
Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.
Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности.
Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов».
Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.
Основные понятия: демография, демографический переход, демографический кризис, демографический взрыв, половозрастные пирамиды, этнос, рабочие языки ООН, мировые и этнические религии, плотность населения, миграции, урбанизация, субурбанизация, мегалополис.
Практические работы: 1. Сравнительный анализ карт народов и мировых религий. 2. Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий. 3. Подбор примеров стран однонациональных и многонациональных. 4. Объяснение причин миграционных процессов в Европе. 5. Составление списка стран, в которых государственным языком являются: а) английский, б) французский, в) русский, г) немецкий. 6. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов.
Тема 3. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (13 часов)
Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и современный этапы. Присваивающее и производящее хозяйство. Воздействие на природу. Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное.
Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности.
Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса. Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.
Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема.
Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия.
Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.
Ресурсы Мирового океана. Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.
Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.
Экология. Экологические проблемы, неизбежность их существования. Возможные пути их решения: экстенсивный и интенсивный. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые технологические циклы и безотходные технологии.
Основные понятия: рациональное и нерациональное природопользование, природные ресурсы, ресурсообеспеченность, металлогенетические пояса, земельный фонд, сточные воды, опустынивание, рекреационные ресурсы, альтернативные источники энергии, экология, экологические проблемы.
Практическая работа: 1. Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов.
Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2часа)
Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.
Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий..
Основные понятия: разделение труда, МГТР, отрасль международной специализации, экономическая интеграция, ТНК, НТР.
Практическая работа: 1. Определение стран экспортеров основных видов сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг.
Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства (10 часов)
Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран.
Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально- экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства.
Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.
Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран.
Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.
Основные понятия: «зеленая революция», контейнеризация, СЭЗ.
Практическая работа: 1. Составление тест-опросника по теме.
Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь (1 час)
Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая – главные из глобальных проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Основные понятия: глобальные проблемы, глобализация.
Практическая работа: 1. Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем».
Часть 2. Региональный обзор мира
Тема 1. Политическая карта мира (2 час)
Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные изменения на политической карте мира.
Государственная территория и государственная граница. Виды государственных границ. Исторический характер границ. Демаркация и делимитация. Территориальные воды.
Дифференциация стран современного мира. Их типология. Внутриконтинентальные, приморские и островные страны. Анклавы. Суверенные и зависимые государства. Государственный строй и государственное устройство. Монархии и республики. Унитарное и федеративное государства.
Понятие о регионах мира. Международные организации, их многообразие и виды.
Основные понятия: политико-географическое положение, территория страны, сухопутные, водные и морские границы, анклав, республики, монархии, федерации, конфедерации, унитарные государства, международные организации, регион.
Практическая работа: 1. Классификация крупнейших государств мира: а) по формам правления, б) по государственному устройству.
Тема 2. Зарубежная Европа (6 часов)
Общая характеристика региона. Географическое положение. Деление на субрегионы: Западная. Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Природно-ресурсный потенциал субрегионов Европы. Объекты Всемирного наследия.
Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы.
Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский. Их географические и отраслевые особенности. Международные экономические связи.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика.
Особенности европейских субрегионов.
Страны Европы. Федеративная Республика Германия – экономический лидер зарубежной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химической промышленности. Высокий уровень развития транспорта. Густота дорожной сети. Объекты Всемирного наследия.
Республика Польша – типичная страна Восточной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности расселения, крупнейшие города. Особенности населения: высокая степень этнической и религиозной однородности. Хозяйство Польши: высокая роль горнодобывающих отраслей. Развитие тенденций, характерных для всей Европы. Судостроение – отрасль международной специализации. Роль иностранного капитала в экономике страны.
Основные понятия: Западная, Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Центральная ось развития.
Практические работы: 1.Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы. 2. Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы.
Тема 3. Зарубежная Азия (8 часов)
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы.
Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Межнациональные конфликты и территориальные споры. Азия – родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации.
Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран. Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии.
Основные районы и направления сельского хозяйства. Особое значение ирригации. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Угроза обезлесения и опустынивания. Объекты Всемирного наследия.
Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Специфика субрегионов.
Страны Азии. Япония. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности естественного движения, национального и религиозного состава. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские агломерации и мегалополис Токайдо. Объекты Всемирного наследия.
Место Японии в мировой экономике. Причины быстрого экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии. Зависимость от внешних источников сырья. Структура и география сельского хозяйства. Огромная роль рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Особая роль морского транспорта. Международные экономические связи.
Внутренние различия: страна с двумя «лицами». Тихоокеанский промышленный пояс и Внутренняя Япония. Особая роль острова Хоккайдо.
Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Специфика населения. Особенности воспроизводства и демографическая политика. Особенности национального состава. Особенности расселения, крупнейшие города. Особая роль зарубежных китайцев – хуацяо. Объекты Всемирного наследия.
Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности.
Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение культуры риса. Главные сельскохозяйственные районы.
Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Республика Индия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности воспроизводства населения. Демографический взрыв и его последствия. Трудности демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав. Межэтнические и религиозные противоречия. Основные черты размещения населения: городское население. Крупнейшие города. Сельское население.
Достижения и проблемы экономики Индии. Основные черты отраслевой структуры и географии промышленности. Главные отрасли и промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Отраслевой состав сельского хозяйства и главные сельскохозяйственные районы. Непроизводственная сфера.
Международные экономические связи.
Внутренние различия. Экономические районы Индии и их специфика.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Основные понятия: Юго-Западная, Центральная, Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия.
Практические работы: 1. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии. 2. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии. 3. Разработка маршрута туристической поездки по странам Азии.
Тема 4. Северная Америка (3 часа)
Понятие об Англо-Америке и Латинской Америке.
Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй.
Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Сельское население.
Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Условия для развития сельского хозяйства. География основных отраслей, сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Особенности транспортной системы. Сеть сухопутных магистралей. Морские порты. Международные экономические связи США.
Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Национальные парки и объекты Всемирного наследия.
Внутренние различия. Экономические районы: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад. Особая роль Калифорнии.
Канада. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Большая роль добывающих отраслей и сельского хозяйства – признаки страны переселенческого капитализма. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США.
Основные понятия: Англо-Америка, Латинская Америка.
Практическая работа: 1. Заполнение таблицы «Экономические районы США».
Тема 5. Латинская Америка (4 часа)
Состав и общая характеристика региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.
Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные. Неоднородность этнического и религиозного состава. Неравномерность в размещении населения и ее причины. Темпы и уровень урбанизация, крупнейшие городские агломерации. Ложная урбанизация.
Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения.
Особенности землевладения: латифундии и минифундии. Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Деление Латинской Америки на субрегионы. Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности, Андские (Андийские) страны, Центральная Америка. Вест-Индия и Мексика.
Бразилия. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной и отраслевой структуры хозяйства. «Промышленный треугольник». Города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Значительная роль машиностроения в экономике страны. Страна кофе. Недостаточное развитие транспортной системы. Объекты Всемирного наследия.
Основные понятия: Андийские страны, Вест-Индия, Центральная Америка, латифундии.
Практические работы: 1. Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки». 2. Разработка маршрута туристической поездки по странам Латинской Америки.
Тема 6. Африка (4 часа)
Общая характеристика региона. Территория, границы и географическое положение. Политическая карта, пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя.
Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.
Население: демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности этнического и религиозного состава населения. Особенности размещения населения.
Место и роль Африки в мировом хозяйстве. Главные отрасли специализации. Преобладающее значение горно-добывающей промышленности, основные отрасли и районы размещения. Особенности сельского хозяйства. Монокультура земледелия – причина деградации земель. Транспортные проблемы Африки. Непроизводственная сфера.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки. Объекты Всемирного наследия.
Международные экономические связи.
Субрегионы Африки: Северная, Западная, Восточная, Центральная и Южная Африка. Их специфика.
Южно-Африканская Республика (ЮАР) – единственная экономически развитая страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейшие природные ресурсы: алмазы, золото, каменный уголь, рудные ископаемые. Доминирование горнодобывающей отрасли. «Черное большинство» и «белое меньшинство».
Республика Кения – типичная развивающаяся страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейший рекреационный потенциал и его использование.
Основные понятия: Северная, Восточная, Центральная, Южная Африка, апартеид.
Практические работы: 1. Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран по картам школьного атласа. 2. Подбор рекламно- информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки.
Тема 7. Австралия и Океания (3часа)
Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй.
Богатство природных ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.
Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты.
Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Океания. Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития.
Практическая работа: 1. Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа.
Тема 8. Россия в современном мире (2 часа)
Экономико-географическая история России. Роль России в мировом хозяйстве и ее изменение. Россия на современной политической и экономической карте мира. Отрасли международной специализации России. Международные связи России.
Практическая работа: 1. Анализ материалов, опубликованных в средствах массой информации, характеризующих место России в современном мире.
Предлагаемые для классной и домашней работы многочисленные задания способствуют развитию навыков самостоятельного добывания знаний и информации (работа с научными и публицистическими текстами, реферирование, анализ информации по картам учебника и атласа, работа с кон-турной картой, картографирование социально-экономических показателей, анализ территориальной статистики, поиск необходимой информации, а также в СМИ и Интернете.
Освоение образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией учащихся (проект). Промежуточная аттестация проводится в соответствии с календарным учебным графиком.
Направления проектной деятельности курса
1.Мой любимый туристический маршрут.
2.Описание одного из народов мира (его национальных традиций, обычаев, современных проблем).
3.Культура, обычаи и ремёсла.
4.Проект-прогноз «Численность населения мира в 21 веке».
5.Роль курортов в развитии хозяйства мира.
Рекомендуемые темы рефератов, докладов, презентаций
1. «Теории происхождения Земли»
2. «Теория А. Вегенера»
3. «Религии мира»
4. «Великие народы мира»
5. «Уникальные представители человечества»
6. «Религиозный состав населения мира»
7. «Национальный состав населения мира»
8. «Демографические проблемы населения»
9. «Урбанизация: проблемы и перспективы»
10. «Демографическая политика стран мира»
11. «Горячие точки» планеты
12. «Значение открытия «Индии» Х. Колумба»
13. «М.Ломоносов – великий ученый России»
14. «А. Гумбольдт»
15. «Демографические проблемы Земли»
16. «Проблема разоружения»
17. «Продовольственная проблема Земли»
18. «Энергетическая проблема Земли»
19. «Уникальные объекты Земли»
20. «Культура, наука и быт древних цивилизаций Земли»
21. «Политическое устройство стран мира»
22. «Великие метрополии мира»
23. «Межрегиональные и региональные экономические группировки стран»
24. «Монархии мира»
25. «Международные организации»
Учебно-методическое обеспечение
Для учителя:
1. Горбанев Владимир Афанасьевич. Общественная география мира. Элективные курсы. - М.: Дрофа, 2008.-335
2. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: Метод. пособие. - М.: Дрофа, 2009.
3. Учебник Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч.1. Общая характеристика мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень — М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018 г.; Ч.2. Региональная характеристика мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень — М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018 г.
4. Сайт федеральной службы государственной статистики /www.gks.ru
5. Кузнецов А.П. «География населения и мирового хозяйства», М., «Дрофа», 2008.
6. Левицкий Ю.И. Решение задач по географическим картам. М., Просвещение», 2008.
7. Страны мира: Политико-экономический справочник. – М.: Республика, 2017.
8. А.В.Хохлов Справочный материал по географии Мирового хозяйства 2017 Статистический сборник
Для учащихся:
1. Географический атлас. «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. - М.: Дрофа, 2010.
2. Учебник Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч.1. Общая характеристика мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень — М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018 г.; Ч.2. Региональная характеристика мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень — М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018 г.
Интернет-ресурсы:
www.geo.1september.ru – для учителей "Я иду на урок Географии".
www.it-n-ru – сайт творческих учителей (презентации и методические разработки учителей)
WWW.mirgeografii.ru – материалы к урокам географии, презентации
www.openklass.ru – презентации к уроку
www.pedsovet.org – презентации к уроку
www.prosv.ru – презентации и методические разработки учителей
www.proshkolu.ru – сайт творческих учителей (презентации и методические разработки учителей)
www.uroki.ru – материалы к урокам
Календарно-тематическое планирование по географии для 10 класса
на 2021-2022 учебный год (34 часа)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Самостоятельная и практическая дея-ть учащихся | Д/з |
Современная география | 1 | |||||
1. | Географическая наука | 1 | 1 неделя | Анализ карт различной тематики | ||
Страны современного мира | 2 | |||||
2. | Типы стран современного мира | 1 | 2 неделя | П/р Составление таблицы «Государственный строй стран мира» | П.1 | |
3. | Развитые и развивающиеся страны | 1 | 3 неделя | П.2 | ||
География населения мира | 5 | |||||
4. | Численность и динамика населения мира | 1 | 4 неделя | П/р Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами | П.3 | |
5. | Расовый и половозрастной состав населения | 1 | 5 неделя | П.4-5 | ||
6. | Этнический и религиозный состав населения | 1 | 6 неделя | П.6 | ||
7. | Размещение населения и его миграции. | 1 | 7 неделя | Анализ карт | П.7 | |
8. | Сельское и городское население | 1 | 8 неделя | Анализ карт | П.8 | |
Взаимоотношение природы и общества. | 13 | |||||
9. | История взаимоотношений между природой и обществом | 1 | 9 неделя | П.9 | ||
10. | Природопользование и экологические проблемы | 1 | 10 неделя | П.10 | ||
11. | Природные ресурсы | 1 | 11 неделя | П/р Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран природными ресурсами | П.11 | |
12. | Минеральные ресурсы | 1 | 12 неделя | П.12 | ||
13. | Рудные и нерудные полезные ископаемые | 1 | 13 неделя | П.13 | ||
14. | Земельные ресурсы | 1 | 14 неделя | Самостоятельный поиск и анализ информации | ||
15. | Лесные ресурсы | 1 | 15 неделя | Самостоятельный поиск и анализ информации | ||
16. | Водные ресурсы | 1 | 16 неделя | Составление таблицы | ||
17. | Ресурсы мирового океана | 1 | 17 неделя | Анализ карт | П.14 | |
18. | Другие виды природных ресурсов | 1 | 18 неделя | Самостоятельный поиск и анализ информации | ||
19. | Загрязнение окружающей среды | 1 | 19 неделя | Самостоятельный поиск и анализ информации | ||
20. | Пути решения экологических проблем | 1 | 20 неделя | П.15 | ||
21. | Взаимоотношение природы и общества (Обобщающий урок) | 1 | 21 неделя | П. 9-15 | ||
Мировое хозяйство и научно-техническая революция. | 2 | |||||
22. | Международное географическое разделение труда и мировое хозяйство | 1 | 22 неделя | Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства | П. 16 | |
23. | Современная эпоха НТР и мирового хозяйства. | 1 | 23 неделя | П/р Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил. | П. 17 | |
Общая характеристика современного мирового хозяйства | 10 | |||||
24. | Топливно-энергетическая промышленность. | 1 | 24 неделя | Определение стран – экспортёров основных видов промышленности | П.18 | |
25. | Металлургия | 1 | 25 неделя | П.19 | ||
26. | Машиностроение | 1 | 26 неделя | П.20 | ||
27. | Химическая и лесная промышленность | 1 | 27 неделя | П.21 | ||
28. | Сельское хозяйство. Земледелие и животноводство | 1 | 28 неделя | П.22 | ||
29. | Сельское хозяйство развитых и развивающихся стран | 1 | 29 неделя | Анализ карт | ||
30. | Виды транспорта | 1 | 30 неделя | П.23 | ||
31. | Транспорт и мировое хозяйство | 1 | 31 неделя | Самостоятельный поиск и анализ информации | ||
32. | Международные экономические отношения | 1 | 32 неделя | П.24-25 | ||
33. | Отрасли мирового хозяйства (обобщающее повторение) | 1 | 33 неделя | П/р Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира (по выбору) | П. 18-25 | |
Глобальные проблемы современности | 1 | |||||
Глобальные проблемы и взаимосвязь | 1 | 34 неделя | П.26 | |||
34 | Промежуточная аттестация (проект) |
Календарно-тематическое планирование по географии для 11 класса на 2021-2022 учебный год (34 часа)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Самостоятельная и практическая дея-ть учащихся | Д/з |
Политическая карта мира | 2 | |||||
1. | Этапы формирования политической карты | 1 | 1 неделя | Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй мира» | П.27 | |
2. | Регионы мира и международные организации | 1 | 2 неделя | П.28 | ||
Зарубежная Европа | 3 | |||||
3. | Состав географическое положение | 1 | 3 неделя | Анализ карт | П.29 | |
4. | Природа и люди | 1 | 4 неделя | Анализ карт | П.30 | |
5. | Хозяйство и внутренние различия | 1 | П.31 | |||
Страны Европы | 3 | |||||
6. | Федеративная республика Германия | 1 | 5 неделя | П/р Составление сравнительной экономико-географической характеристики стран «большой восьмёрки» | П.32 | |
7. | Республика Польша | 1 | 6 неделя | Самостоятельный поиск и анализ информации | ||
8. | Страны Европы (обобщающее повторение) | 1 | 7 неделя | П. 29-32 | ||
Зарубежная Азия | 2 | |||||
9. | Географическое положение и ресурсы | 1 | 8 неделя | П. 33 | ||
10. | Население и хозяйство | 1 | 9 неделя | П.34 | ||
Страны Азии | 6 | |||||
11. | Япония. Географическое положение, ресурсы и население | 1 | 10 неделя | П/р Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии | П.35 | |
12. | Хозяйство Японии | 1 | 11 неделя | П.36 | ||
13. | Китайская Народная Республика | 1 | 12 неделя | П.37 | ||
14. | Хозяйство Китая | 1 | 13 неделя | Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая | П.37 | |
15. | Республика Индия. Географическое положение, ресурсы, население | 1 | 14 неделя | Самостоятельный поиск и анализ информации | ||
16. | Хозяйство и внутренние различия республики Индия. | 1 | 15 неделя | Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства. | ||
Страны Северной Америки | 3 | |||||
17. | Соединённые Штаты Америки. Географическое положение, ресурсы и население. | 1 | 16 неделя | Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды в США, выявление источников загрязнения. | П.39 | |
18. | Соединённые Штаты Америки. Хозяйство и внутренние различия. | 1 | 17 неделя | п/р Заполнение таблицы «Экономические районы США». | П.39 | |
19. | Канада. Географическое положение, ресурсы и население | 1 | 18 неделя | Объяснение влияния природных факторов на развитие хозяйства, особенности жизни и быта населения | П.38 | |
Латинская Америка | 4 | |||||
20. | Географическое положение, ресурсы и население | 1 | 19 неделя | П.40 | ||
21. | Хозяйство и внутренние различия | 1 | 20 неделя | П.41 | ||
22. | Федеративная Республика Бразилия. Географическое положение, ресурсы и население | 1 | 21 неделя | П.42 | ||
23. | Латинская Америка (обобщающее повторение) | 1 | 22 неделя | П.43 | ||
Африка | 4 | |||||
24. | Географическое положение и природные ресурсы. | 1 | 23 неделя | Составление прогноза экономического развития стран Африки на базе эффективного использования природных ресурсов. | П.44 | |
25. | Население и хозяйство | 1 | 24 неделя | П.45 | ||
26. | Южно-Африканская республика. Географическое положение, ресурсы и население. | 1 | 25 неделя | П.46 | ||
27. | Республика Кения. Географическое положение, ресурсы и население | 1 | 26 неделя | П.47 | ||
Австралия и Океания | 3 | |||||
28. | Австралия | 1 | 27 неделя | Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза. | П.48 | |
29. | Океания | 1 | 28 неделя | П.49 | ||
30. | Австралия и Океания (обобщающее повторения). | 1 | 29 неделя | |||
Россия и современный мир | 4 | |||||
31. | Экономико-географическая история России | 1 | 30 неделя | П.50 | ||
32. | Современная Россия | 1 | 31 неделя | Самостоятельный поиск и анализ информации | ||
33. | Россия в мировом хозяйстве и в международном географическом разделении труда. | 1 | 32 неделя | Самостоятельный поиск и анализ информации | ||
34 | Обобщающее повторение по всему курсу Промежуточная аттестация (проект) | 1 | 34 неделя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу "Политическая география" 10 класс.
Рабочая программа может быть использована как в профильном, так и в универсальном классе....
Рабочая программа по элективному курсу «Медицинская география» 11 класс
Рабочая программа по элективному курсу «Медицинская география» 11 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к элективному курсу «Рекреационная география. 8 класс»
Данная программа разработана на основе Программа элективного курса разработана на основе авторской программы «Рекреационная география», авт.: И. Н. Кузьмина (из сборника...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Политическая география»
Рабочая программа по элективному курсу «Политическая география»...