План-конспект урока «Годовой ход температуры» 6 класс.
план-конспект урока по географии (6 класс)
Цель урока: сформировать представления учащихся о годовом ходе температуры воздуха, о годовой амплитуде колебания температур, а также эколого-географическую культуру на основе внедрения в урок дополнительных материалов; создать условия для развития навыков работы с данными в различной форме (графической и табличной).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_uroka_godovoy_hod_temperatury_s_elementami_kraevedcheskoy_deyatelnosti.docx | 27.44 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока «Годовой ход температуры»
Цель урока: сформировать представления учащихся о годовом ходе температуры воздуха, о годовой амплитуде колебания температур, а также эколого-географическую культуру на основе внедрения в урок дополнительных материалов; создать условия для развития навыков работы с данными в различной форме (графической и табличной).
Задачи урока:
Обучающая:
- Познакомить учащихся с особенностями годового хода температуры воздуха;
- Выявить факторы, влияющие на годовой ход температуры воздуха;
- Научить учащихся строить графики годового хода температуры, вычислять среднегодовую температуру и амплитуду колебания температур.
Развивающая:
- Сформировать умение работать с графиками, извлекать из них необходимую информацию и анализировать её;
- Развить память, логическое мышление, математические способности;
Воспитательная:
- Развить и углубить интерес к природе Родного края;
- Заложить основы бережного отношения к окружающей среде.
Тип урока: комбинированный;
Оборудование: учебники, атласы, тетради, карандаши, линейка, ластик.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
Индивидуальный опрос по теме «Температура воздуха». Вопросы для беседы:
- Как определить среднюю суточную температуру воздуха?
- Что называется амплитудой температуры воздуха?
- Как определить амплитуду температур?
- Почему температура воздуха меняется в течение суток?
- Как происходит процесс нагревания воздуха?
- В какое время суток наблюдается максимальная температура?
Проверка индивидуального задания по теме «Суточный ход температуры» у доски.
Вариант I. 14.02.2012 | Вариант II. 15.02.2012 | ||
Время | Температура воздуха | Время | Температура воздуха |
7 часов | –140С. | 7 часов | –50С. |
10 часов | –120С. | 10 часов | - 40С. |
14 часов | –100С. | 14 часов | - 30С. |
20 часов | –130С | 20 часов | - 5 0С. |
- Изучение нового материала.
На прошлом уроке мы рассматривали изменение температуры воздуха в течение суток, однако температура изменяется и в течение года тоже.
- В чем причина изменения температуры воздуха в течение года? (Температура зависит от угла падения солнечных лучей. Чем выше Солнце над горизонтом, тем больше угол падения солнечных лучей и тем сильнее нагревается поверхность, а от неё – воздух.)
Для того чтобы сравнить температуру разных месяцев определяют среднемесячную температуру воздуха. Чтобы определить среднюю месячную температуру, нужно сумму всех средних суточных температур разделить на количество дней в месяце.
Сравнение среднемесячных температур показало, что самый теплый месяц северного полушария – июль, а самый холодный – январь. В южном полушарии наоборот.
- Почему? (Из-за вращения Земли вокруг Солнца)
- Посмотрите на график годового хода температур в городе Москва, изображенный на рисунке 6.5 на стр. 93.
- Что означают буквы, подписанные на горизонтальной оси? (Месяцы)
- Что подписано на вертикальной оси? (Температуры в градусах)
Линия, изображенная на графике, показывает, как изменялась температура в городе Москве в течение года. Если показатели температур отрицательные, то линия синего цвета, если положительные – то красного.
- По графику годового хода температур, определите: а) среднюю температуру самого холодного и самого теплого месяца в Москве (средняя температура января – 8 градусов С, средняя температура июля +18 градусов С); б) годовую амплитуду колебания температуры для Москвы (10 град. С+ 18 град. С= 28 град. С).
- Средняя температура одного месяца из года в год одинакова? (Нет, она может изменяться)
Поскольку средняя месячная температура в одном и том же пункте в разные годы разная, то определяют среднюю многолетнюю температуру за месяц путем деления суммы средних месячных температур на количество лет, в которые велось наблюдение.
- Закрепление. Практическая работа.
Для того чтобы выявить зависимость между годовым ходом температуры и положением пункта на земном шаре, необходимо провести практическую работу по построению графиков.
Для построения проведем в левой части страницы вертикальную линию длиной 12 см – ось, на которой мы будем отмечать температуру воздуха. Посередине ставим точку и от неё проведем горизонтальную линию длиной тоже 12 см, на которой мы будем отмечать месяцы. Вертикальную ось разбиваем на деления в 1 см (цена деления - 5 градусов), горизонтальную – тоже на деления в 1 см (цена деления – месяц).
Под диктовку учителя проводим пунктирные линии от отметки, обозначающей месяц, и от отметки, обозначающей среднюю температуру этого месяца. На месте пересечения этих линий ставим точку. Такие точки получаем по каждому месяцу, затем плавной линией от руки последовательно их соединяем. В результате получается график годового хода температуры воздуха данного пункта, который необходимо подписать справа.
Построение целесообразно начинать с годового хода температуры города Королева, чтобы этот график был основой для сравнения с другими пунктами.
Таблица 1. Данные средних месячных температур [17, 18]
Пункт / Месяц | я | ф | м | а | м | и | и | а | с | о | н | д |
город Королев | -10 | -10 | -5 | +4 | +12 | +16 | +18 | +16 | +11 | +4 | -2 | -8 |
город Сингапур | +25 | +27 | +27 | +27 | +27 | +27 | +26 | +26 | +26 | +26 | +26 | +25 |
мыс Челюскин | -30 | -27 | -27 | -21 | -10 | -1 | +2 | +1 | -2 | -10 | -21 | -26 |
Рисунок 1. Графики годового хода температуры
После построения графиков, учащиеся должны выполнить ряд заданий по анализу получившихся данных.
- Определите координаты каждого пункта;
- Определите среднегодовую температуру каждого пункта;
- Определите амплитуду колебания температур каждого пункта;
- Сравните данные. Объясните получившиеся результаты.
После выполнения практической работы учащиеся сдают тетради на проверку учителю.
V. Домашнее задание. Параграф 31; задание 3,4 на стр. 93 письменно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект обобщающего урока алгебры в 10 классе школы глухих по теме “Функции”
Данный урок алгебры является обобщающим в системе уроков по теме "Функции". Систематизация знаний глухих учащихся реализуется в ходе составления текста. При этом используются различные виды наглядно-п...
План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".
Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....
План-конспект открытого урока "Древнейшая Греция" 5 класс
Тема урока: «Древнейшая Греция».Вид урока: обобщающий урок.Форма урока: виртуальная экскурсия, интерактивное конструирование.Цели урока: Обучающие:- на основе полученных ранее знаний систе...
План-конспект открытого урока для учащихся 1 класса по предмету "классический танец"
Данный урок был проведен с учащимися первого класса. В плане-конспекте перечислены цель урока, тип, задачи урока, основные приемы и методы работы с учащимися, а также применяемые педагогические ...
План-конспект открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»
В плане-конспекте открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)» рассматривается следующее:Цели урока: ...
План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»
План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...
План-конспект открытого урока во 2-ом классе на тему "Друзья"
Тема интересная. У детей развивается монологическая и диалогическая речь. Умение правильно использовать глаголы в единственном и множественном числах. Ознакомление с пословицами о дружбе на...