"Ускорение свободного падения на Земле и других планетах Солнечной системы"
методическая разработка по физике (9 класс) на тему
Данный урок проводится для закрепления знаний закона всемирного тяготения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.4 КБ |
![]() | 21.33 КБ |
![]() | 100.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №15"
ПЛАН-КОНСПЕКТ
открытого мероприятия по физике
в 9 «А» классе
Тема «Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах»
Учитель Боярченкова Н.И.
Дата проведения: 20.11.2017 г.
Цель урока: Закрепить знания учащихся о законе всемирного тяготения, показать его значимость, расширить кругозор учащихся.
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.
Цели урока:
- обучающая: формирование понятия «гравитационные силы»; изучение закона всемирного тяготения, границ его применимости, знакомство с опытным определением гравитационной постоянной; раскрытие понятия «взаимодействие тел» на примере закона всемирного тяготения и ознакомление с областью гравитационных сил;
- развивающая: развитие умений анализировать учебный материал: наблюдать, сравнивать, сопоставлять изучаемые явления, факты, делать выводы; развитие умственной деятельности, целостности восприятия и умений анализировать знания;
- воспитательная: воспитание познавательного интереса культуры умственного труда и естественно-материалистического мировоззрения.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
I. Организационный момент.
II. Повторение.
Устно учащиеся отвечают на вопросы:
- Что такое всемирное тяготение?
- Как иначе называются силы всемирного тяготения?
- Кто и в каком веке открыл закон всемирного тяготения?
- Как читается закон всемирного тяготения?
- Напишите на доске формулу закона всемирного тяготения.
- Чему равен коэффициент G и как он называется?
- Притягиваем ли мы Землю, если да, то с какой силой?
- Все ли тела испытывают взаимное притяжение?
- Почему мы не замечаем этого притяжения?
Слайды 2-5
III. Изучение нового материала.
1) С одним из проявлений закона всемирного тяготения знаком каждый. Это сила тяжести — сила, с которой тело притягивается к Земле. Сила тяжести приложена к телу и всегда направлена к Земле. Именно по направлению силы тяжести мы определяем понятия «низ» и «верх», «вертикаль».
С помощью формулы закона всемирного тяготения определим выражение для ускорения свободного падения вблизи поверхности Земли.
Ускорение свободного падения всегда направлено к центру Земли.
2) Значение 9, 8 лишь приблизительно совпадает с ускорением свободного падения в данном месте.
Отличия обусловлены:
- центробежным ускорением
- отличием формы Земли от шарообразной
- неоднородностью Земли и высотой над её поверхностью
Как известно, Земля сплюснута у полюсов и радиус Земли на экваторе больше радиуса Земли на каждом из полюсов на 21,5 км. Это значит, что при движении от экватора к полюсу по меридиану ускорение свободного падения увеличивается, а значит, увеличивается и сила тяжести. Таким образом, ускорение свободного падения и, соответственно, сила тяжести зависят от широты местности.
При выводе формулы для ускорения свободного падения использовался закон всемирного тяготения в форме, справедливой только для материальных точек или однородных шаров. Земля не является однородным шаром. Очевидно, что там, где плотность земного вещества больше, больше сила притяжения и больше ускорение свободного падения. Точные измерения ускорения свободного падения можно использовать для поиска залежей полезных ископаемых, например железных руд.
3) Ускорение свободного падения на других небесных телах.
Ускорение свободного падения на других небесных телах можно подсчитать, подставив в формулу (1) значения массы и радиуса небесного тела.
(1)
Земля по численному значению g занимает промежуточное положение между планетами-гигантами. На двух из них — Сатурне и Уране — сила тяжести несколько меньше, чем на Земле, а на двух других — Юпитере и Нептуне — больше.
На поверхности Венеры человек окажется почти на 10% легче, чем на Земле. Зато на Меркурии и на Марсе уменьшение веса произойдет в 2,6 раза. Что же касается Плутона, то на нем человек будет в 17 раз легче, чем в земных условиях.
А вот на Солнце гравитация (притяжение) в 27,3 раз сильнее, чем на Земле. Человеческое тело весило бы там 2 т, и было бы мгновенно раздавлено собственной тяжестью. Впрочем, еще не достигнув Солнца, все превратилось бы в раскаленный газ. Другое дело — крошечные небесные тела, такие как спутники Марса и астероиды. На многих из них по легкости можно уподобиться... воробью!
IV. Решение задач.
учащиеся самостоятельно решают задачи, потом проверка и обсуждение полученных результатов).
V. Практическая значимость закона всемирного тяготения.
Закон всемирного тяготения лежит в основе небесной механики — науки о движении планет. С помощью этого закона с огромной точностью определяются положения небесных тел на многие десятки лет вперед и вычисляются траектории движения. При помощи этого закона были сделаны открытия новых небесных тел.
Открытие планеты Нептун
Одним из ярких достижений науки, одним из свидетельств неограниченной познаваемости природы было открытие планеты Нептун путем вычислений - "на кончике пера".
Уран — планета, следующая за Сатурном, который много веков считался самой из далеких планет, была открыта английский астроном Уильям Гершелем в конце XVIII в. Уран с трудом виден невооруженным глазом. К 40-м годам XIX в. точные наблюдения показали, что Уран едва заметно уклоняется от того пути, по которому он должен следовать с учетом возмущений со стороны всех известных планет.
Леверье (во Франции) и Адамс (в Англии) высказали предположение, что, если возмущения со стороны известных планет не объясняют отклонение в движении Урана, значит, на него действует притяжение еще не известного тела. Они почти одновременно рассчитали, где за Ураном должно быть неизвестное тело, производящее своим притяжением эти отклонения. Они вычислили орбиту неизвестной планеты, ее массу и указали место на небе, где в данное время должна была находиться неведомая планета. Эта планета и была найдена в телескоп на указанном ими месте в 1846 г. Ее назвали Нептуном.
Нептун не виден невооруженным глазом. Открытие это было триумфом расчетной астрономии.
Нептун был посещен только одним космическим кораблем: «Вояджером 2». Почти все, что мы знаем о Нептуне, мы знаем благодаря этой встрече. С 1994-го года проводятся исследования планеты с помощью телескопа имени Хаббла.
Открытие планеты Плутон.
Девятую планету Солнечной системы искали четверть века и обнаружили только в 1930 году. Возникла некая закономерность — каждый век открывается по одной планете: в XVIII веке был обнаружен Уран, в ХIХ — Нептун, а в ХХ — Плутон. На сей раз, судьба оказалась благосклонной к молодому человеку без астрономического образования, который успел проработать в обсерватории лишь несколько месяцев.
18 февраля 1930 года, когда 24-летний лаборант Клайд Томбо вошел в кабинет директора Лоуэлловской обсерватории Весто Слайфера и сказал: «По-моему, я нашел вашу планету Икс». Опытные астрономы тут же начали проверять находку, сделанную по фотоснимкам ночного неба. Проверка шла долго, новую планету обнаружили на нескольких фотопластинках, причем некоторые из них были получены еще в 1915 году! Наконец 13 марта было сделано официальное объявление об ее открытии. Дату выбрали намеренно — день рождения Персиваля Лоуэлла, который основал эту обсерваторию на высокогорном плато в штате Аризона близ города Флагстаффа. В 1905 году Лоуэлл приступил к систематическим поискам «планеты Икс», как он называл неизвестную планету, расположенную дальше, чем Нептун, но не смог найти ее.
Имя «Плутон» первой предложила Венеция Берни, одиннадцатилетняя школьница из Оксфорда. Венеция интересовалась не только астрономией, но и классической мифологией, и решила, что это имя — древнеримский вариант имени греческого бога подземного царства — подходит для такого, вероятно, тёмного и холодного мира.
Астрономы, первоначально полагая, что Плутон и есть та самая «Планета X» Лоуэлла, вычислили его массу на основе его предполагаемого воздействия на орбиту Нептуна и Урана.
Открытие Плутона было новым торжеством научного предвидения. Границы планетной системы были отодвинуты от Солнца сразу на 1,5 млрд. км!
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.
VII. Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание.§16, Открытие планет Нептун и Плутон на стр.68, повторить §15. Упр.16(1,2,3)-письменно.
Приложение 1.
1 вариант 1. Определите силу тяжести, действующую на человека массой 40 кг, находящегося в Японии в г. Токио. g = 9,79 м/с2 2. Какая сила будет действовать на этого же человека, находящегося на поверхности Юпитера? На Юпитере g = 23,95 м/с2 3. Во сколько раз сила притяжения к Земле больше (меньше), чем сила притяжения к Юпитеру? 4. На Земле юноша может поднять груз массой не более 20 кг. Какой наибольший груз сможет поднять этот юноша на Юпитере? 5. Действует ли сила притяжения со стороны Земли на космонавта, находящегося на борту орбитальной станции? Ответ обоснуйте. | 2 вариант 1. Определите силу тяжести, действующую на человека массой 40 кг, находящегося в Швеции в г. Стокгольме. g = 9,82 м/с2 2. Какая сила будет действовать на этого же человека, находящегося на поверхности Плутона? На Плутоне g = 0,6 м/с2 3. Во сколько раз сила притяжения к Земле больше (меньше), чем сила притяжения к Плутону? 4. На Земле юноша может поднять груз массой не более 20 кг. Какой наибольший груз сможет поднять этот юноша на Плутоне? 5. Действует ли сила притяжения со стороны Земли на космонавта, находящегося в открытом космосе? Ответ обоснуйте. |
Приложение 2.
Найдите соответствие вопросов и ответов и укажите их.
№ | Вопросы | Ответы |
1 | Ускорение при движении по окружности направлено… | А) Скорость |
2 | Скорость при движении по окружности направлено… | Б) Частота |
3 | Движение по окружности можно считать… | В) По касательной |
4 | Время в течение которого происходит 1 оборот называется… | Г) Ускорение |
5 | Отношение числа оборотов ко времени вращения называется… | Д) Равномерным |
6 | Чем больше период вращения, тем меньше… | Е) К центру |
7 | Чем больше радиус, тем меньше… | Ж) Период |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Е | В | Д | Ж | Б | А | А |
Предварительный просмотр:
Расчет массы и объема тела по его плотности. Решение задач.
Цели и задачи урока: Создать условия для вывода формул для расчета массы и объема тела по его плотности, формирования экспериментальных навыков, трудолюбия, аккуратности; совершенствовать у учащихся умение решать физические задачи.
Добиться от обучающихся знания формул для расчета массы и объема тела по его плотности; формировать навыки решения задач.; развивать логическое мышление, воспитывать аккуратность и трудолюбие.
- Орг.момент.
- Актуализация опорных знаний обучающихся:
- Почему бруски одинакового объема, изготовленные из разного материала имеют разную массу?
- Дайте определение плотности вещества. В каких единицах она измеряется? Какой буквой обозначается?
- По таблице плотностей определите плотности мрамора, подсолнечного масла и природного газа. Почему так сильно отличаются их плотности? Чем это объясняется?
- Проверка д/з (упр.7 №1-4 ) устно с места.
- Активизация мыслительной деятельности обучающихся:
Выразить из формулы плотности вещества формулы массы и объема тела.
m = p.V
V =
Как только массу мы разделим на объём,
Так плотность вещества найдём!
А если плотность мы умножим на объём,
То массу вещества найдем.
А чтобы объём найти,
Ты массу вещества на плотность подели!
Чтобы формулы запомнить эти,
Ты треугольник начерти,
Который в миг тебе поможет
Любую формулу найти!
Но это всё теория, друзья,
Лишь опыт есть любой теории судья ...
Разбор задач из §23 на с.65. Решить задачу:
1) Дано: СИ Решение
Алюминиевая деталь
m = 300 г 0,3 кг
V = 150 см3 0,00015 м3 =
=
= 2000 кг/м3
p = 2,7 г/см3 2700 кг/м3
есть ли пустоты? Ответ: в детали есть пустоты.
2) Для промывки медной детали массой 17,8 кг, ее опустили в емкость, наполненную керосином. Определите объем и массу вытесненного керосина.
Физкультминутка: Ребята, вы знаете что воздействие на нервные окончания находятся в наших ладонях. Поэтому я предлагаю вам похлопать. Представим, что наши ладони молекулы, а от чего зависит движение молекул?
Как должны двигаться наши ладони? Быстро или медленно? И читаем запоминалку:
Массу мы легко найдём, умножив плотность на объём.
Если слово "бац" запомнишь, формулу объёма вспомнишь. (V=bac)
3) Решить задачи из сборника задач: п.10, с.18 – 21 №№ 137, 138,140, 142,147.
4) Выполнить тест.
Дома: повторить §23, повторить § 20,21, 22. Упр.8 (1-4) на с.65.
Приложения к уроку.
Расчет массы и объема тела по его плотности
Вариант 1
I. Какой вместимости надо иметь тару, чтобы хранить керосин массой 100 кг? Плотность керосина 800 кг/м3 .
1. 0,1 м3 2. 0,8 м3 3. 0,0125 м3 4. 0,125 м3 5. 0,08 м3
II. Из стали, чугуна и латуни изготовлены шарики одинаковой массы. Какой из них имеет меньшие размеры?
1. Чугунный. 2. Латунный. 3. Стальной.
III. Сколько рейсов должен сделать самосвал грузоподъемностью 5 т, чтобы перевезти 100 м3 гранита? Плотность гранита 2600 кг/м3.
1. 500 рейсов. 2. 20 рейсов. 3. 4 рейса. 4. 52 рейса. 5. 30 рейсов.
_____________________________________________________________________________________________________
Вариант 2
I. Ковш экскаватора за один раз захватывает 1,5 м3 грунта плотностью 2600 кг/м3. Какова масса грунта?
1. 1,7 т. 2. 2,7 т. 3. 3,9 т. 4. 1733 т. 5. 2,8 т.
II. Стальная, латунная и чугунная детали имеют одинаковые объемы. Какая из них имеет большую массу?
1. Стальная. 2. Латунная. 3. Чугунная.
III. Погреб ледник имеет объем 45 м3. Сколько нужно трехтонных машин со льдом, чтобы заполнить ледник? Плотность льда 900 кг/ м3.
1. 14 2. 13 3. 15 4. 10 5. 16
___________________________________________________________________________________
Ответы на тест:
1 вариант | 2 вариант | ||||||
Вопросы | I | II | III | Вопросы | I | II | III |
ответы | 2 | 2 | 4 | ответы | 3 | 2 | 1 |
- Определите массу цилиндра из алюминия объемом 0,00002 м3. Плотность алюминия 2700 кг/м3.
- Брусок из дерева имеет размеры 2×2×4,5 см. Чему равна масса этого бруска. Плотность дерева 0,6 г/см3.
- Найти объем воды в бочке. Масса воды равна 360 кг. Плотность воды равна 1000 кг/м3.
- Найти массу 5л бензина. Плотность бензина равна 710 кг/м3.
- Медная деталь объемом 200 см3 имеет массу 1,6 кг. Сплошная эта деталь или полая? Плотность меди 8,9 г/см3.
- Прямоугольная металлическая пластина размерами 5×3×0,5 см имеет массу 85 кг. Из какого металла сделана пластина?
Предварительный просмотр:
Механические колебания.
Модуль 1. Колебательное движение. Колебательные системы. Маятники.
УЭ – 0 (Учебный элемент) ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ЦЕЛЬ: в результате учебной работы над заданием учащиеся должны:
усвоить понятия: «колебательное движение», «свободные колебания», «колебательные системы»», «маятник»;
рассмотреть процесс колебания на примере пружинного маятника;
уметь объяснять причину изменения скорости и ускорения тела при колебательном движении;
уметь работать самостоятельно с учебным материалом, выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.
Механические колебания.
Модуль 2. Величины, характеризующие колебательное движение.
УЭ – 0 (Учебный элемент) ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ЦЕЛЬ: в результате учебной работы над заданием учащиеся должны:
усвоить понятия основных характеристик колебательного движения: амплитуда, период, частота, фаза колебаний
рассмотреть процесс колебания на примере нитяного маятника;
уметь определять период, частоту и амплитуду колебаний при колебательном движении;
уметь работать самостоятельно с учебным материалом, выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.
УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Комментарии для учащихся | ||||||||||
УЭ – 1 Входной контроль | Цель: определить исходный уровень знаний по изучаемой теме.
| Выполните работу на отдельных листочках. Занесите результат в лист учета | ||||||||||
УЭ –2 ИНМ (Изучение нового материала) | Цель: получить знания об основных характеристиках колебательного движения: амплитуда, период, частота, фаза колебаний.
х2 = - 5см. Чему равна амплитуда колебаний?
| Работайте самостоятельно с учебником и в своей тетради Участвуйте в беседе Работайте сам-но в тетради Занесите результат в лист учета | ||||||||||
УЭ –3 ИНМ | Цель: научиться находить амплитуду, частоту и период колебаний.
Задача. За одну минуту груз на пружине совершает 12 колебаний. Чему равны период и частота колебаний? Дано: СИ Решение: t = 1 мин 60 с По определению период колебаний равен N =12 промежутку времени, в течение которого совершается одно колебание, поэтому Т - ? Т= T = = 5 c - ? Частота связана с периодом колебаний формулой = = = 0,2 с-1 = 0,2 Гц Ответ: Т = 5 с, = 0,2 Гц.
| Работайте самостоятельно в тетради Занесите результат в лист учета | ||||||||||
УЭ –4 Выходной контроль | Цель: Проверить уровень усвоения изученного материала.
Вариант1.
А. 0 м Б. 0,1 м В. 0,2 м Г. 0,4 м
колебаний? А. 1 Гц Б. 0,5 Гц В. 2 Гц Г. 4 Гц.
А. 50 с Б. 2 с В. 0,5 с Г. 5 с
А. 0 Б. 1 амплитуда В. 2 амплитуды Г. 4 амплитуды
А. 0 Б. 1 амплитуда В. 2 амплитуды Г. 4 амплитуды Вариант 2. 1. Шарик на пружине совершает свободные колебания около положения равновесия, перемещаясь из точки с координатой 0, 5 м в точку с координатой –0,5 м и обратно. Чему равна амплитуда колебаний шарика? А. 0 м Б. 1 м В. 0,5 м Г. 2 м 2. Частота колебаний пружинного маятника 2 Гц. Чему равен период колебаний? А. 1 с Б. 0,5 с В. 2 с Г. 4 с. 3. Шарик на нити за 5 с совершил 10 полных колебаний. Чему равна частота колебаний? А. 50 Гц Б. 2 Гц В. 0,5 Гц Г. 5 Гц 4. Какой путь проходит груз, подвешенный на пружине, за время, равное половине периода колебаний? А. 0 Б. 1 амплитуда В. 2 амплитуды Г. 4 амплитуды 5. Какое перемещение совершает груз, подвешенный на пружине, за время равное половине периода колебаний? А. 0 Б. 1 амплитуда В. 2 амплитуды Г. 4 амплитуды
| Выполните задание самостоятельно на отдельных листочках Занесите результат в лист учета | ||||||||||
УЭ –5 Оценка знаний | Цель: оценить свои знания.
«4» - при 17 – 18 , «3» - при 14 –16 , «2» - меньше14 баллов.
| Занесите результат в лист учета | ||||||||||
ДЗ | Запишите дифференцированное домашнее задание: Всем: выучить таблицу по параграфу 24, упр. 24 (3-6) При оценке «4», «5» - нет. При оценке «3», «2» дополнительно прочитать параграфы 26 учебника и отв. на вопросы после параграфа | Запишите в дневник |
Механические колебания.
Модуль 3. Лабораторная работа «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».
УЭ – 0 (учебный элемент) ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ЦЕЛЬ: в результате учебной работы над заданием учащиеся должны:
уметь определять период, частоту и амплитуду колебаний при колебательном движении на практике;
выяснить зависимость периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.
уметь работать самостоятельно с учебным материалом, выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.
Учебный элемент | Учебный материал с указанием заданий | Комментарии для учащихся |
УЭ – 1 Входной контроль | Цель: определить исходный уровень знаний по изучаемой теме. Ответьте устно на вопросы:
| Участвуйте в беседе. Занесите результат в лист учета |
УЭ - 2 Выполнение л/р | Цель: выяснить, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
| Работайте самостоятельно в тетради для лабораторных работ Занесите результат в лист учета. |
УЭ – 3 Дополнительное задание к л/р | Цель: выяснить, какая математическая зависимость существует между длиной маятника и периодом его колебаний.
| Работайте самостоятельно в тетради для лабораторных работ Занесите результат в лист учета. |
УЭ – 4 Резюме | Самостоятельно оцените, достигли ли вы цели. Для этого вернитесь к началу модуля и прочтите, какие перед вами стояли цели. | |
УЭ – 5 Выходной контроль УЭ - 6 | Цель: Проверить уровень усвоения изученного материала. Ответьте письменно на вопросы: Обязательный уровень1.Период колебаний математического маятника зависит от его длины А. прямо пропорционально; Б. обратно пропорционально; В. не зависит. 2.Частота колебаний математического маятника зависит от его длины А. прямо пропорционально Б. обратно пропорционально; В. не зависит. 3.Период колебаний математического маятника сначала был 0,2 с, а после изменения длины стал 0,4 с. Увеличили или уменьшили его длину? 4.Частота колебаний математического маятника вначале была 5 Гц, а после изменения длины стала 10 Гц. Увеличили или уменьшили его длину? Повышенный уровень Из пяти приведенных утверждений выберите верное. При уменьшении длины маятника в 4 раза период его колебаний: а) увеличивается в 4 раза; б) уменьшается в 4 раза; в) увеличивается в 2 раза; г) уменьшается в 2 раза; д) увеличивается в 10 раз.
Цель: оценить свои знания.
«2» - меньше 10 баллов.
| Работайте самостоятельно в тетради для лабораторных работ Сдайте тетрадь учителю Занесите результат в лист учета Занесите результат в лист учета |
ДЗ | Всем: повторить параграф 24, решить Р – 409, 410. По желанию: Р – 411 | Запишите в дневник |
Механические колебания.
Модуль 4. Гармонические колебания.
УЭ – 0 (Учебный элемент) ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ЦЕЛЬ: в результате учебной работы над заданием учащиеся должны:
усвоить понятия: «гармонические колебания», «математический маятник»;
знать условия возникновения гармонических колебаний, как меняется действующая на тело сила, его ускорение и скорость при совершении им гармонических колебаний;
уметь определять период, частоту и амплитуду колебаний при колебательном движении по графику зависимости координаты колеблющегося тела от времени х (t);
уметь работать самостоятельно с учебным материалом, выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.
УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Комментарии для учащихся |
УЭ –1 Входной контроль | Цель: определить исходный уровень знаний по изучаемой теме.
| Выполните работу на отдельных листочках. Занесите результат в лист учета |
УЭ – 2 ИНМ (Изучение нового материала) | Цель: усвоить понятия гармонического колебания, математического маятника. Получить знания об условии возникновения гармонических колебаний и уяснить как меняются действующая на тело сила, его ускорение и скорость при совершении им гармонических колебаний.
и письменно на вопросы 3,5.
Подсчитайте число баллов за выполненное задание. | Работайте самостоятельно с учебником и в своей тетради Участвуйте в беседе Занесите результат в лист учета |
УЭ – 3 ИНМ | Цель: научиться определять период, частоту и амплитуду колебаний при колебательном движении по графику зависимости координаты колеблющегося тела от времени х (t).
Х, см 10 0 0,1 0,3 0,5 t, c -10
Х, см Х, см Х, см 10 10 5
0 1 2 3 t, с 0 2 4 6 t, с 0 1 2 3 t, с
- 10 -10 - 5 Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3
| Работайте в своей тетради Работайте в своей тетради Участвуйте в беседе Занесите результат в лист учета. |
УЭ – 4 Выходной контроль | Цель: Проверить уровень усвоения изученного материала.
Задание. Из графика зависимости х (t) определить основные характеристики колебательного движения: амплитуду, период, частоту колебаний. Вариант 1. Вариант 2. Вариант 3. Х, см Х, см Х, см 1 3 20
0 3 6 9 t, с 0 4 8 12 t, с 0 5 10 15 t, с
- 1 -3 - 20
| Выполните задание самостоятельно на отдельных листочках Занесите результат в лист учета |
УЭ - 5 | Цель: оценить свои знания.
«4» - при 17 – 18 , «3» - при 14 – 16 , «2» - меньше 14 баллов.
| Занесите результат в лист учета |
ДЗ | Запишите дифференцированное домашнее задание: Всем: параграф 28, устно ответить на вопросы на стр. 102, письменно упр. 25 (1, 2) При оценке «4», «5» - нет. При оценке «3», «2» еще раз прочитать параграф 27 учебника и отв. на вопросы после параграфа. | Запишите в дневник. |
Механические колебания.
Модуль 5. Превращение энергии при колебательном движении.
Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс.
УЭ – 0 (Учебный элемент) ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ЦЕЛЬ: в результате учебной работы над заданием учащиеся должны:
усвоить понятия: «затухающие колебания», «вынужденные колебания», «вынуждающая сила»;
уметь объяснять процесс преобразования энергии в колебательных системах на основе закона сохранения энергии, явление резонанса при механических колебаниях;
знать условие возникновения резонанса, полезное и вредное проявления резонанса;
уметь работать самостоятельно с учебным материалом, выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.
УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Комментарии для учащихся | ||||||
УЭ –1 Входной контроль | Цель: определить исходный уровень знаний по изучаемой теме.
| Участвуйте в беседе Занесите результат в лист учета | ||||||
УЭ –2 ИНМ (Изложение нового материала) | Цель: усвоить понятия вынужденных колебаний, вынуждающей силы, научиться различать свободные и вынужденные колебания.
| Работайте самостоятельно с учебником. Участвуйте в беседе Занесите результат в лист учета | ||||||
УЭ - 3 ИНМ | Цель: получить знания о явлении механического резонанса, уяснить условия его возникновения, познакомиться с полезным и вредным проявлением резонанса.
Резонанс – это явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний при совпадении собственной частоты колебаний системы с частотой вынуждающей силы. Резонанс (лат.) – звучу в ответ, откликаюсь.
А хочешь, в саду мы повесим качели? За пояс расшитый тебя потяну И так раскачаю, что ты в вышину, Как птица, взлетишь… Капилар.
Какое объяснение данному явлению дал папа?
| Работайте в своей тетради. Участвуйте в беседе Занесите результат в лист учета | ||||||
УЭ – 4 Выходной контроль | Цель: проверить уровень усвоения изученного материала.
Вариант 1.
А. Только 1. Б. Только 2 В. 1 и 2 Г. Нет верного примера.
А. От 0 до 5 Дж Б. От 0 до 10 Дж. В. Равна 5 Дж Г. Равна 10 Дж
А. Свободные, 0,1 с. Б. Вынужденные, 10 с. В. Свободные, 10 с. Г. Вынужденные, 0,1 с.
А. 1/4 Т Б.1/2 Т В. 1 Т Г. 2 Т
Вариант 2. 1.Какое из перечисленных колебаний является свободным?
А. Только 1. Б. Только 2 В. 1 и 2 Г. Нет верного примера. 2. При свободных колебаниях груза на пружине максимальное значение его потенциальной энергии 10 Дж, максимальное значение его кинетической энергии 10 Дж. В каких пределах изменяется полная механическая энергия груза и пружины? А. От 0 до 20 Дж Б. От 0 до 10 Дж. В. Равна 10 Дж Г. Равна 20 Дж 3.На маятник не действует внешняя сила. Частота колебаний 10 Гц. Какие колебания установятся в системе и каков их период? А. Свободные, 0,1 с. Б. Вынужденные, 10 с. В. Свободные, 10 с. Г. Вынужденные, 0,1 с. 4.Нить математического маятника отклонили на небольшой угол и отпустили без толчка. Через какую часть периода колебаний потенциальная энергия маятника достигнет максимума? А. 1/4 Т Б.1/2 Т В. 1 Т Г. 2 Т 5.Почему все вибрирующие установки ставят на специальные резиновые или массивные амортизаторы?
| Выполните задание самостоятельно на отдельных листочках Занесите результат в лист учета | ||||||
УЭ – 5 Оценка знаний | Цель: оценить свои знания.
«4» - при 21 – 23 , «3» - при 17 – 20 , «2» - меньше 17 баллов.
| Занесите результат в лист учета | ||||||
ДЗ | Запишите дифференцированное домашнее задание: Всем: письменно упр. 27 (1, 2, 3) При оценке «4», «5» - нет. При оценке «3», «2» еще раз прочитать параграф 28 - 30 учебника и отв. на вопросы после параграфов. | Запишите в дневник |
Механические волны. Звук.
Модуль 1. Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны.
УЭ – 0 (Учебный элемент) ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ЦЕЛЬ: в результате учебной работы над заданием учащиеся должны:
усвоить понятия волны, продольной и поперечной волны, длины волны;
уметь объяснять механизм образования волны, определять по графику волны х (r) ее длину;
знать основное свойство бегущих волн, особенности поперечных и продольных волн, связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом;
уметь определять длину волны, период и скорость ее распространения по формуле, связывающей эти величины;
уметь работать самостоятельно с учебным материалом, выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.
УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Комментарии для учащихся | |||||||||||||||
УЭ – 1 Входной контроль | Цель: определить исходный уровень знаний по изучаемой теме.
| Участвуйте в беседе Занесите результат в лист учета | |||||||||||||||
УЭ – 2 ИНМ (Изучение нового материала) | Цель: усвоить понятие волны, научиться объяснять механизм образования волны, уяснить основное свойство бегущих волн.
| Работайте самостоятельно с учебником и в тетради. Участвуйте в беседе Занесите результат в лист учета | |||||||||||||||
УЭ – 3 ИНМ | Цель: усвоить понятия поперечных и продольных волн и их особенности.
| Работайте самостоятельно с учебником и в своей тетради Участвуйте в беседе Занесите результат в лист учета | |||||||||||||||
УЭ – 4 ИНМ | Цель: усвоить понятие длины волны, познакомиться с формулой, связывающей длину волны со скоростью ее распространения и периодом, научиться определять по графику волны х (r) ее длину.
Рис. 1 Рис. 2Х, м Х, м 5 5 0 10 20 30 r, м 0 4 8 12 t, с
- 5 -5
| Работайте самостоятельно с учебником и в своей тетради. Участвуйте в беседе Работайте на отдельных листочках Сдайте выполненное задание учителю Занесите результат в лист учета | |||||||||||||||
УЭ - 5 | Цель: научиться определять длину волны, период и скорость ее распространения по формуле, связывающей эти величины.
Задача. Рыболов заметил, что за 10 с поплавок совершил на волнах 20 колебаний, а расстояние между соседними гребнями волны 1,2 м. Какова скорость распространения волн? Дано: Решение: t = 10 с По определению период колебаний равен промежутку времени, в N = 20 в течение которого совершается одно полное колебание, поэтому = 1,2 м Т= T = = 0,5 c v-? А скорость связана с длиной волны формулой: v = , поэтому V= Ответ: 2, 4 м/с.
| Работайте самостоятельно в своей тетради. Участвуйте в беседе Занесите результат в лист учета | |||||||||||||||
УЭ – 6 Выходной контроль | Цель: проверить уровень усвоения изученного материала.
Вариант 1.
А. Во всех направлениях. Б. Только по направлению распространения волны В. Только перпендикулярно распространению волны. Г. По направлению распространения волны и перпендикулярно этому направлению.
А. В твердых Б. В жидких В. В газообразных Г. Во всех средах.
Х, м 1 А. 1 м Б. 2 м В. 3 м Г. 0,5 м 0 1 2 3 r, м
- 1
А. 2 м Б. 8 м В. 0.5 м Г. 1 м.
А. 2 Гц Б. 0,5 Гц В. 18 Гц Г. 0,2 Гц Вариант 2. 1 В каких направлениях совершаются колебания в поперечной волне? А. Во всех направлениях. Б. Только по направлению распространения волны В. Только перпендикулярно распространению волны. Г. По направлению распространения волны и перпендикулярно этому направлению. 2. В каких средах распространяется продольная волна? А. В твердых Б. В жидких В. В газообразных Г. Во всех средах. 3.Чему равна длина волны по графику волны? Х, м 2 А. 1 м Б. 2 м В. 4 м Г. 6 м 0 2 4 6 r, м
- 2 4. Рыболов заметил, что поплавок на воде совершает колебания с частотой 0,5 Гц, а расстояние между соседними гребнями волн, равно 6 м. Чему равна скорость распространения этих волн? А. 6 м/с Б. 12 м/с В. 3 м/с Г. 0,5 м/с 5.Чему равен период колебаний волны, если ее длина 8 м, а скорость распространения 2 м/с? А. 16 с Б. 0, 25 с В. 4 с Г. 8 с
| Выполните задание самостоятельно на отдельных листочках Выполните задание самостоятельно на отдельных листочках Занесите результат в лист учета | |||||||||||||||
УЭ – 7 Оценка знаний | Цель: оценить свои знания.
«4» - при 20 – 21 , «3» - при 16 – 19 , «2» - меньше 16 баллов.
| Занесите результат в лист учета | |||||||||||||||
ДЗ | Запишите дифференцированное домашнее задание: Всем: письменно упр. 28 (1, 2, 3), выучить конспект. При оценке «4», «5» - нет. При оценке «3», «2» еще раз прочитать параграфы 31 - 33 учебника и ответить на вопросы после параграфов. | Запишите в дневник |
Механические волны. Звук.
Модуль 2. Источники звука. Звуковые колебания. Высота, тембр и громкость звука.
УЭ – 0 (Учебный элемент) ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ЦЕЛЬ: в результате учебной работы над заданием учащиеся должны:
рассмотреть процесс распространения механических колебаний в упругой среде на примере акустических явлений;
усвоить понятия звука, инфразвука и ультразвука;
уметь объяснять механизм образования звука;
знать основные характеристики звука: громкость, высота и тембр ;
уметь работать самостоятельно с учебным материалом, выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.
Учебный элемент | Учебный материал с указанием заданий | Комментарии для учащихся | ||||||||||||||||
УЭ – 1 Входной контроль | Цель: определить исходный уровень знаний по изучаемой теме.
Вариант 1. 1. Волнами называются … 2. В бегущих волнах происходит перенос … без переноса … 3. Продольными волнами называются волны, в которых … 4. Упругие продольные волны распространяются в … средах. 5. Длиной волны называется …, обозначается буквой …, измеряется … Вариант 2.
| Выполните работу на отдельных листочках. Занесите результат в лист учета | ||||||||||||||||
УЭ – 2 ИНМ (Изучение нового материала) | Цель: познакомиться с источниками звука, усвоить понятие звука, инфразвука и ультразвука.
Прижмите ученическую линейку к краю парты, оставив свободным ее короткий конец. Приведите линейку в колебательное движение.
Источником звука является…Приемником звука является…
Прижмите ученическую линейку к краю парты, оставив свободным ее длинный конец. Приведите линейку в колебательное движение.
Ухо человека воспринимает в виде звука колебания с частотой от _____ до_____ Гц.
20 Гц 20 кГц ? Слышимый звук ? , Гц
О чем ты сетуешь безумно? Что значит странный голос твой, То глухо жалобный, то шумный? (Ф. И. Тютчев). Почему мы слышим звук ветра?
Объясните, почему палочка помогала композитору лучше слышать.
| Работайте самостоятельно и в паре Работайте в своей тетради Участвуйте в беседе. Занесите результат в лист учета | ||||||||||||||||
УЭ – 3 ИНМ | Цель: Познакомиться с основными характеристиками звука: высота, тембр и громкость. Выяснить от чего они зависят.
Характеристики звука
| Работайте самостоятельно в своей тетради. Участвуйте в беседе. Занесите результат в лист учета | ||||||||||||||||
УЭ – 4 Выходной контроль | Цель: проверить уровень усвоения изученного материала.
Амплитуда каких звуковых колебаний больше: голоса Клавдии Ивановны или крика Ричарда Львиное Сердце?
| Выполните задание самостоятельно на отдельных листочках Занесите результат в лист учета | ||||||||||||||||
УЭ – 5 Оценка знаний | Цель: оценить свои знания.
«4» - при 20 – 21 , «3» - при 16 – 19 , «2» - меньше 16 баллов.
| Занесите результат в лист учета | ||||||||||||||||
ДЗ | Запишите дифференцированное домашнее задание: Всем: (по группам) параграфы 37 – 41. При оценке «4», «5» - нет. При оценке «3» и «2» повторить параграфы 34 - 36 | Запишите в дневник |
Механические волны. Звук.
Модуль 3. Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.
Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. Ультразвук и инфразвук.
УЭ – 0 (Учебный элемент) ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ЦЕЛЬ: в результате учебной работы над заданием учащиеся должны:
знать в каких средах распространяется звук; что звук в воздухе – продольная волна, распространяющаяся с конечной скоростью;
уметь объяснять механизм возникновения звуковой волны, причину различия скоростей распространения звука в разных средах; процесс отражения звука от различных препятствий, явления эхо и звукового резонанса;
уметь работать самостоятельно с учебным материалом, выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.
УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Комментарии для учащихся |
УЭ – 1 Входной контроль | Цель: определить исходный уровень знаний по изучаемой теме.
| Выполните работу на отдельных листочках. Занесите результат в лист учета |
УЭ – 2 ИНМ (Изучение нового материала) | Цель: уяснить, в каких средах распространяется звук, а в каких не может распространяться, каким образом обеспечивают звукоизоляцию помещений.
| Работайте в своей тетради Участвуйте в беседе Занесите результат в лист учета |
УЭ – 3 ИНМ | Цель: уяснить механизм возникновения звуковой волны, причину различия скоростей распространения звука в жидких, твердых и газообразных тела; получить знания о том, что звуковая волна – это продольная волна, распространяющаяся с определенной скоростью.
Отвечая дрожаньем случайному звуку … Н.С. Гумилев Как объяснить это явление?
Через какое время «отзовутся» ножницы, если длина стола 2 м?
| Работайте в своей тетради Участвуйте в беседе Занесите результат в лист учета |
УЭ – 4 ИНМ | Цель: познакомиться с процессом отражения звука от различных препятствий, со звуковым явлением эхо.
1. Никто его не видывал, а слышать всякий слыхивал, Без тела, а живет оно, без языка – кричит. О каком явлении идет речь? В результате чего оно образуется? Через какое время после крика мы услышим эхо, если расстояние до препятствия 340 м? 2. Стекло поглощает звук меньше, чем воздух. Почему же уличный шум лучше слышен при открытых окнах? 3. К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». «…Ковры, портьеры и мягкую мебель, - Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить». С какой целью композитор Григ убрал ковры, мягкую мебель из дома? 4. М. Твен. «Рассказ коммивояжера». Дядюшка героя рассказа занимался коллекционированием эха. «Первым его приобретением было четырехкратное эхо в Джорджии; затем он купил шестикратное в Мэриленде, а вслед за этим тринадцатикратное в Мэне; В Канзасе он раздобыл девятикратное… . Тут объявилось новое несравненное эхо, ныне известное всему миру под названием Великий Кохинур, или Гора Откликов… . В тихий безветренный день на одно – единственное слово эхо отвечало целых пятнадцать минут». Почему в горах эхо многократное?
| Работайте в своей тетради Участвуйте в беседе Занесите результат в лист учета |
УЭ – 5 ИНМ | Цель: познакомиться со способами усиления звука, выяснить условия возникновения звукового резонанса.
1. Когда прислушиваются к отдаленному звуку, то невольно раскрывают рот. Почему? 2. Почему неполный чайник перед закипанием воды шумит сильнее, чем полный? 3. И. Ильф и Е. Петров. «12 стульев» «От пушечных звуков голоса Клавдии Ивановны дрожала чугунная лапа с ядром, дробью и пыльными цацками…» Почему происходило данное явление? 4. И. А. Бунин «Покрывало море свитками…» Вот зима и за туманами Скрылось солнце. Дик и груб, Океан гремит органами, Гулом раковинных труб. Если морскую раковину приблизить к уху, то слышен звук, который напоминает отдаленный шум моря. Почему? 5. Если в пустую банку негромко петь, то при определенном тоне звук усилится, а банка задрожит. Почему?
| Работайте в своей тетради Участвуйте в беседе Занесите результат в лист учета |
УЭ – 6 ИНМ | Цель: познакомиться с применением инфразвуков и ультразвуков в природе и технике.
1. «Летучая мышь и в темноте видит». Видит ли на самом деле летучая мышь в полной темноте? 2. В романе Ж. Верна «Двадцать тысяч лье под водой» управление подводным кораблем «Наутилусом» осуществляется из командирской рубки, закрытой прозрачной хрустальной сферой, выдерживающей огромное давление. Путь впереди освещается под водой мощными прожекторами. Почему в современных лодках подобный способ не применяется? Как ориентируется под водой современная подводная лодка? 3. Какова глубина моря, если промежуток времени между испусканием и приемом сигнала эхолота 2 с?
| Работайте в своей тетради Участвуйте в беседе Занесите результат в лист учета |
УЭ – 7 Выходной контроль | Цель: проверить уровень усвоения изученного материала.
| Работайте в своей тетради Занесите результат в лист учета |
УЭ – 8 Оценка знаний | Цель: оценить свои знания.
«4» - при 27 – 29 , «3» - при 22 – 26 , «2» - меньше 22 баллов.
| Занесите результат в лист учета |
УЭ –9 ДЗ | Запишите домашнее задание: Всем: повторить параграфы 24 – 41. Подготовиться к контрольной работе. | Запишите в дневник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/03/picture-360268-1386091415.jpg)
Урок по теме "Ускорение свободного падения на Земле и других планетах" 10 класс
Урок по теме " Ускорение свободного падения на Земле и других планетах" 10 класс.Презентация используется для объяснения нового материала по данной теме...
конспект урока по теме "Ускорение свободного падения на Земле и Других небесных телах"
конспект урока по физике 9 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/29/picture-493412-1572320552.jpg)
слайд-тренажер "Ускорение свободного падения на Земле и других планетах солнечной системы"
Слайд был выполнен мной в рамках курсов переквалификации по программе Физика...
презентация к уроку "Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах"
данная презентация поможет более подробно рассмотреть данную тему...
"Ускорение свободного падения на Земле и других планетах Солнечной системы"
Данный урок проводится для закрепления знаний закона всемирного тяготения....
Урок повторения и обобщения ранее изученного материала по темам « География –одна из наук о планете Земля. Наблюдение- метод географической науки.Земля среди других планет Солнечной системы»
Урок можно использовать на день школьного самоуправления. Представлен в несложной игровой форме...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/30/picture-1325768-1617112666.jpg)
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: сформировать знания учащихся о законе всемирного тяготения и его проявлениях.Формируемые УУД: предметные - объяснить явления тяготе...