Игровые технологии в географии.
статья по географии
Использование игровых технологий в собственной практике. С примером заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii.docx | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии
В практической работе учителей географии широко распространены игровые технологии. Моя работа, направлена на совершенствование образовательного процесса путем привития интереса обучающихся к знаниям за счет использования разнообразных методов и форм организации обучения посредством включения их в активную познавательную деятельность. Применение игровой технологии позволяет успешно решать эту задачу. В своей работе рассматриваю игру с различных позиций: как прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности; как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности; как форма активного обучения (нестандартный урок); как форма организации учебной деятельности (один из видов коллективной работы), как новая технология обучения.
Цель игровой технологии обучения состоит в содействии проявлению природных качеств каждого ученика, а не в доведении творческих способностей до задуманного уровня. Посредством игры я развиваю и усиливаю творческий потенциал личности обучающихся, поскольку игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит «почву» для успешной деятельности в реальной жизни. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности учащихся. Игры универсальны для любого этапа урока или его типа.
Исходя из вышесказанного, основные цели обучения при развитии творческого потенциала личности учащихся через игровые формы обучения следующие:
1.Обучающая – обеспечить достижение высокого уровня обученности, обобщить и закрепить изученный материал;
2.Воспитывающая – формирование товарищеской взаимопомощи, дружбы, эстетическое воспитание учащихся;
3.Развивающая – развитие творческих способностей каждого ученика с учетом их индивидуальных особенностей.
Урок, построенный в игровой форме, изменяет приоритеты в учебном процессе от усвоения знаний и умений к развитию и формированию личности со всех сторон. На таком уроке применение знаний и умений требуется на протяжении всего урока. В процессе игрового обучения изменяется сам стиль и характер общения по типу «ученик – ученик». Изменяется функция педагога. Педагог становится организатором, координатором и консультантом на уроке. В игре каждый ученик перестаёт быть незамеченным в отличие от традиционного урока. От каждого требуется новое творческое начинание. Для того чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности, я использую разнообразные творческие задания, воздействующие на возможные способности личности: интеллектуально-логические, интеллектуально-эвристические, коммуникативно-творческие. Посредством чего в процессе игры формируются качества творческой личности: любознательность, наблюдательность, развивается воображение и фантазия, мышление становится индивидуально-неординарным. В результате урок из обыденности перерастает в творчество, что позволяет решать такие цели обучения, как развитие познавательного интереса к курсу географии и возникновение, и формирование всесторонне развитой личности.
Учебная игра как педагогическая технология дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.
С позиции личностного подхода игра представляет поле, в рамках которого происходит самоопределение и идет процесс «взращивания» личности. Личностное самоопределение – это попытка самому себе ответить на вопрос, что есть «я» в этом мире. В ходе игры ученик проявляет себя, появляется возможность открытых и полноценных взаимоотношений. Игра ценна личностной самореализацией, проживанием ролей.
В игре актуализируются функции личности. Если традиционно образовательный процесс связан с передачей – получением информации, обработкой некоторой системы репродуктивных умений, то в игре участник ставит себе цель, отбирает целенаправленно материал, при этом он ответственен не только за свое поведение, но на нем висит груз ответственности за успех всей группы. В игре происходит рефлексирование, самоорганизация, ученик принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало.
Вот некоторые игровые технологии, используемые мною в практике.
Головоломка «Румбы»
Решив эту головоломку, вы прочтете слова ученого К.Юнга о том, как жители планеты Земля относятся к окружающему миру. Для того, чтобы прочесть эту фразу, вам нужно хорошо знать стороны горизонта.
Даны 42 направления , по которым вы решите головоломку.
От М: 1)ю-в; 2)с-в; 3)ю-в; 4)с; 5)в; 6)ю; 7)ю-з; 8)с-з; 9)ю-з; 10)з; 11)с; 12)з; 13)ю; 14)ю; 15)в; 16)в; 17)с-в; 18)ю; 19)в; 20)с-в; 21)ю; 22)ю; 23)з; 24)ю-з; 25)с; 26)з; 27)з; 28)ю; 29)с-з; 30)ю; 31)ю; 32)в; 33)с-в; 34)ю; 35)в; 36)с-в; 37)ю; 38)с-в; 39)ю; 40)ю-з; 41)з; 42)з.
* | м | * | с | а | л |
ы | т | ы | о | т | и |
м | а | г | о | б | а |
и | в | п | з | н | н |
д | б | о | н | я | и |
н | е | и | х | у | р |
ы | м | в | м | д | о |
* | * | и | т | с | * |
Ответ: «Мы стали богатыми в познаниях, но бедными в мудрости»
Головоломка «Ловкость глаз…»
ж | н | а | и | ш | е | р | б | у | д | а | у |
щ | е | е | ф | в | с | о | к | е | а | о | н |
е | б | ч | е | л | а | о | к | в | е | к | а |
д | о | д | л | и | ж | е | н | к | н | о | а |
у | б | ч | и | р | т | ь | а | с | я | з | б |
л | е | р | о | е | ч | ь | ш | в | а | о | д |
д | н | ь | ы | е | б | а | с | с | е | к | й |
н | ы | а | у | х | а | б | ж | и | а | в | а |
н | т | ь | з | а | к | н | о | и | з | м | и |
а | и | з | а | и | х | о | н | б | и | о | т |
а | с | т | е | о | л | я | р | м | о | и | г |
Вычеркни высказывание Ж.Кусто от охране океана и найди семь животных.
«Наше будущее- в океане. Человек должен научиться беречь водные бассейны, ухаживать за ними и за их обитателями».
Ответ: жираф, собака, дикобраз, лошадь, кабан, коза, носорог.
Игра «Путаница»
Фотографии животных перепутались. Каждой команде предлагаются фотографии животных. Учащимся нужно рассказать или показать это животное так, чтобы другая команда его тоже узнала и прикрепила на материк, родину животного.
Предлагаются животные: ленивец, колибри, тюлень, тапир, марабу, жираф, анаконда, тасманский дьявол, утконос, кенгуру, коала, ехидна, пингвин.
Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида.
Игровые технологии в педагогике позволяют ребенку отрабатывать навыки работы в команде, тем самым воспитывая в себе ответственность. Одна из задач учителя – выработка мотивации. Ребенок в процессе игры мотивирован собственной заданной целью, то есть, он в любом случае будет запоминать материал, поданный в ходе игры, ведь это нужно ему самому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. "Здоровьесбережение на уроках географии через использование игровых технологий"
Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет д...
Игровые технологии на уроках географии. Из личного опыта.
В данной статье рассмотрен ряд игровых технологий, применяемых мною на уроках географии в 9,10,11 классах....
Статья по географии по теме: "Система компьютерного контроля и игровых технологий на уроке географии".
Знания географии должны быть сплетены воедино так, чтобыкаждый школьник обладал умением всестороннего пространственного мира.Поэтому принципиально важны при формировании географическойграмотности опти...
Конспекты повторительно обобщающих уроков ( игровые технологии) по географии материков и океанов
Данный материал - это система повторительно-обобщающих уроков по геграфии для 7 класса, по основным темам курса. Повторительно-обобщающие уроки в 7 классе провожу в игровой форме (игра "Геошанс") В ко...
Игровая технология обучения географии
Игра может рассматриваться с разных позиций:- как прием обучения, направленной на моделирование реальной действительности;- как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности;- как фор...
Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"
Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...