Краеведение 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс)

Солопёкина Олеся Павловна

Кемеровская область- программа по курсу "Краеведение  6 класс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Краеведение 6 класс183.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведение

Рабочая программа для учащихся  6 класса

Автор – составитель:

Солопёкина О.П


Краеведение.

Рабочая программа для учащихся  6 класса.

Пояснительная записка.

Необходимость курса связана с сокращением количества учебных часов в курсе географии за 6 класс. Краеведение изучается параллельно с начальным курсом географии. Именно краеведение самая доступная и интересная наука, так как ученик быстрее запоминает то, что ближе к нему. Поэтому помимо географических знаний учащиеся получают знания о «родном доме». Темы, изучаемые в курсе краеведения, могут быть исключены из отдельных разделов географии. В рабочей программе по географии необходимо провести новую расчасовку.

 Задачи курса:

- сформировать у учащихся знания о родном крае, как о территории со своеобразными природой, населением и хозяйством;

- выявить особенности на территории Кемеровской области  отличительные от других регионов России  и мира компоненты и явления земных оболочек;

-  закрепить умения и навыки ориентирования на местности, работы с картами родного края и планами города (своего населенного пункта) и их частей, использования других  источников краеведческой информации о родном крае;

- обучить умениям применять краеведческие знания о родном крае для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- овладеть первоначальными представлениями, понятиями, географическими  и краеведческими причинно-следственными связями на территории Кемеровской области;

- начать выработку географической и краеведческой культуры;

- способствовать воспитанию любви к своей малой родине, нравственности и патриотизма;

- способствовать воспитанию экологической культуры и бережного отношения к окружающей среде;

- обучение применению географических и краеведческих знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней, а также здоровья учащихся.

Число недельных учебных часов – 1 час (за год – 35 уроков).

Рабочая программа по краеведению

Тематический план

Раздел

Название темы

Всего часов

1.

Введение

1

2.

Из истории заселения и изучения родного края. Выдающиеся исследователи недр, природы Кузбасса

2

3.

План местности. План своего населенного пункта. Ориентирование на местности.

4

4.

Географическая карта Кемеровской области, своего района, их анализ

2

5

Рельеф и горные породы родного края

4

6.

Внутренние воды. Стихийные явления, связанные с водами родного края.  

3

7.

Погода и климат Кемеровской области. Времена года. Стихийные явления, связанные с погодой

4

8.

Почвы родного края. Разнообразие и распространение организмов на территории Кемеровской области.

2

9.

Взаимосвязи компонентов природы, природные комплексы родного края

2

10.

 Особо охраняемые объекты Кемеровской области  и своего района

 2

11.

Население Кемеровской области, его хозяйственная деятельность

4

12.

Взаимодействие человека и природы на территории Кемеровской области.

2

13.

Города Кемеровской области

2

14.

Обобщение знаний (урок-игра)

1

Итого:

35


Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Основные темы курса

Кол-во часов

Планируемые результаты обучения (учащиеся должны)

Введение.

1

Объяснять: цель и актуальность курса, краткую историю образования Кемеровской области, её название, символы.

Называть: объект изучения географического краеведения.

Из истории заселения и изучения родного края. Выдающиеся исследователи недр, природы Кузбасса

2

Объяснять: как шло заселение Сибири после похода Ермака Тимофеевича (1581 год) и земли Кузнецкой, причины переселения крестьян из Европейской части России, где проходил по территории нашего края Московско-Сибирский тракт – «кандальный путь» и строилась Транссибирская железная дорога. Когда и кем были открыты железная руда и каменный уголь, золото и полиметаллические руды.

Называть и знать: землепроходцев и рудознатцев Федора Еремеева, Михайло Волкова, Федота Попова, Егора Лесного, Дмитрия Попова; исследователей недр и природы Д.Г. Мессершмидта, П.А. Чихачева, П.Н. Крылова, Л.И. Лутугина, М.А. Усова.

Показывать: маршруты этих выдающихся исследователей, места открытия ими месторождений полезных ископаемых и объектов природы.

План местности.

План своего населенного пункта.

Ориентирование на местности

4

Объяснять: условные знаки, способы ориентирования с помощью планов местности участков своего населенного пункта, особенности способов построения различных планов местности; отличие карты от плана местности. Виды масштаба.

Определять: на местности стороны горизонта, направления, расстояния по плану местности, направления на отдельные объекты (школа, почта, магазин и т.п.) на планах  своего населенного пункта.

Выполнять: построение простейших планов, используя глазомерную и маршрутную съемки небольших участков местности. 

Называть: основные направления использования планов местности на территории родного края.

Географическая карта Кемеровской области,  своего района.

2

Объяснять: существенные признаки географических карт Кемеровской области, абсолютной и относительной высоты на территории Кемеровской области, географические координаты Кемерово, своего населенного пункта и других объектов родного края. Отличия условных знаков (легенды) карт и планов местности.

Определять: расстояния по географической карте Кемеровской области и другим картам родного края, географические объекты, направления, расстояния, высоты точек; географические координаты по картам; направления, расстояния, географические объекты на географических картах нашего края.

Рельеф и горные породы родного края

4

Объяснять: деление горных пород на группы по происхождению, особенности формирования каменных углей, рудных ископаемых. Характерные черты рельефа Кемеровской области, зависимость распространения форм рельефа от происхождения и характера залегания горных пород; причины возникновения землетрясений в Кемеровской области.

Описывать: влияние рельефа на особенности жизни и быта жителей своего населенного пункта, нашего края; особенности использования полезных ископаемых своего района в хозяйственной деятельности людей.

Определять: географическое положение, протяженность, средние и абсолютные высоты объектов родного края, принадлежность горных пород своей местности к осадочным, магматическим и   метаморфическим группам горных пород и полезных ископаемых.

Называть (показывать): основные формы рельефа Кемеровской области (горы и равнины), характерные горные породы и месторождения некоторых полезных ископаемых.

Внутренние воды.

Стихийные явления, связанные с водами родного края.

3

Объяснять: понятие: «внутренние воды», особенности очертаний и размеров озерных котловин в зависимости от  их происхождения; влияние рельефа Кемеровской области на распределение речных систем, направление и характер течения рек, влияние других природных факторов на внутренние воды области; причины образования ледников в Кузнецком Алатау; необходимость охраны водных объектов в Кемеровской области. Причины наводнений.

Описывать: значение вод Кемеровской области в хозяйственной деятельности человека; влияние человека на внешний облик и объекты гидросферы основные мероприятия по охране гидросферы. По типовому плану крупнейшие реки родного края.

Определять: по картам основные природные особенности объектов гидросферы Кемеровской области.

Называть (показывать) характерные для Кемеровской области объекты гидросферы.

Погода и климат. Времена года. Стихийные явления, связанные с погодой.  

4

Объяснять: зависимость температуры воздуха на территории родного края от угла падения солнечных лучей и высоты над уровнем моря; характерные черты погоды и климата Кемеровской области; качественные черты состояния атмосферы в Кемеровской области, необходимость охраны атмосферного воздуха; народные приметы; причины смены дня и ночи, времен года. Характеристику времен года по календарям наблюдений за погодой.

Описывать: внешний облик основных видов облаков, характерные черты погоды в течение дня, месяца и по  временам года своей местности.

Определять: при помощи приборов высоту солнца над горизонтом, температуру, давление, влажность воздуха, направление и скорость ветра. По календарям наблюдения за погодой – средние температуры воздуха за сутки, месяц, год, суточную и годовую амплитуды температуры в своей местности.

Прогнозировать: погоду на ближайшие сутки используя местные признаки.

Называть: мероприятия по охране атмосферного воздуха, в  своем населенном пункте и в Кемеровской области.

Почвы родного края. Разнообразие и распространение организмов  по ее территории.  

2

Описывать: характерные особенности главных типов почв – подзолистых и черноземов; особенности внешнего облика, поведения, образа жизни, приспособлений к условиям существования отдельных животных и растений наиболее характерных для территории своей местности и Кемеровской области; значение компонентов биосферы Кемеровской области для жизни людей.

Называть: главные типы почв; представителей животного и растительного мира своей местности и Кемеровской области, занесенных в Красную книгу Кемеровской области; животных и растений своей местности; основные мероприятия по охране органического мира, в том числе в Кемеровской области.

Взаимосвязи компонентов природы, природные комплексы родного края

2

Объяснять: существенные признаки понятия «природный комплекс».и «природная зона»; особенности размещения природных зон по территории своей местности и Кемеровской области.

Называть: примеры взаимосвязей между компонентами природного комплекса на территории родного края, природные комплексы своей местности. Воздействие человека на природные комплексы. Правила отношения к компонентам окружающей местности.

Особо охраняемые природные территории родного края

2

Объяснять: необходимость создания ООПТ, отличительные признаки заповедника, национального парка, заказника, памятника природы.

Описывать: заповедник «Кузнецкий Алатау», Шорский национальный парк, один из памятников природы (Липовый остров или Томскую писаницу), один из заказников на территории своего района.

Показывать: расположение заповедника, национального парка на карте Кемеровской области.

Население  и его хозяйственная деятельность.

 4

Объяснять: историю заселения современной территории Кемеровской области, численность и размещение населения, национальный и религиозный состав,   взаимосвязь особенностей населения Кемеровской области с природными и историческими факторами; преобладание в хозяйстве отраслей тяжелой промышленности

Называть (показывать): Коренные и пришлые народы Кемеровской области. Населенные пункты родного края. Виды хозяйственной деятельности в своей местности и Кемеровской области.

Взаимодействие человека и природы  

2

Объяснять Влияние природы нашего края на жизнь и хозяйственную деятельность населения; влияние компонентов окружающей среды на здоровье населения Кузбасса.

Называть (показывать): Участки территории Кемеровской области в наибольшей (наименьшей) степени измененные хозяйственной деятельностью.

Города

2

Объяснять: причины возникновения городов, их деление на малые, средние и большие; занятия населения хозяйством в отдельных городах родного края (угольные, металлургические, транспортные и другие).

Называть (показывать): расположение городов по территории родного края.

 Обобщение знаний

1

Урок-игра «Знаешь ли ты край родной?»

Итого часов

35

Содержание курса «Краеведение»

Тема 1. Введение – 1 урок. Наука краеведение – это краезнание, краелюбие. Стихи о родном крае. Просмотр DVD-диска «65 лет Кемеровской области» (фрагменты о природе, населении и хозяйстве). Знакомство с символами Кемеровской области: герб, флаг, гимн.

Тема 2. Из истории заселения и изучения родного края. Выдающиеся исследователи недр, природы Кузбасса – 2 урока.

Урок 2. Земля Кузнецкая до прихода русских и покорения Сибири Ермаком Тимофеевичем (1581 год). Коренные жители – шорцы, телеуты. Набеги соседних племен. Занятия аборигенов края – охота, собирательство, начало земледелия и кузнечного дела. Первые чертежные карты С.У. Ремезова – «Чертеж Земли Кузнецкого Города» и «Чертеж Томского города», 1701 года. Первые крепости и поселения на земле Кузнецкой.

Урок 3. Первые рудознатцы и землепроходцы родного края:

Федор Еремеев – первооткрыватель железных руд  (1624 год); Михайло Волков – каменного угля (1721 год);  Дмитрий Попов – полиметаллических (серебряных) руд (1781 год); Федот Попов и Егор Лесной – золота (1827 – 1829 годы);

Даниель Готлиб Мессершмидт – первое комплексное описание земли Кузнецкой (1721 год); Петр Александрович Чихачев – экспедиция по Восточному Алтаю, включая наш край, дал имя Кузнецкому каменноугольному бассейну (1842 год); Порфирий Никитич Крылов – открыл и описал Липовый остров вблизи села Кузедеева (1891 год); Леонид Иванович Лутугин – исследование угольных месторождений, рекомендации по закладке шахт в нынешних городах Кемерово и Ленинск-Кузнецкий (1914 – 1915 годы); Михаил Антонович Усов – академик, энциклопедист изучал железорудные месторождения родного края (1917 – 1929 годы). Их фотографии, краткая биография и роль в изучении недр и природы Кузбасса. Маршруты путешествий.

Практическая работа. На контурной карте обозначить пунктирной линией маршрут путешествия П.А. Чихачёва: Итатский – Тисуль – Бурлевский и Успенский прииски (в верховьях реки Кожух) – Банново – Борисово – Каракан – Кузнецк – Томский завод – Афонино – Бачаты – Салаирский рудник – Ваганово.

Отметить места открытия полезных ископаемых первыми рудознатцами и  Липовый остров.    

Тема 3. Ориентирование на местности. План местности. План своего населенного пункта – 4 урока.

Урок 4. Ориентирование на местности. Горизонт. Основные и промежуточные стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по компасу, Полярной звезде, Солнцу, местным признакам. Масштаб. Измерение расстояний на плане и местности.

Практическая работа. Упражнения по определению сторон горизонта, движение по азимуту. Определение направлений и расстояний на местности. Движение по азимуту, осуществление его привязки к местным объектам.

Урок 5. Отличие плана местности от топографической и географической карт: условные знаки, масштаб, способы указания направлений, площадью охвата территории. Изготовление планшета и подготовка к проведению различных видов съемок на местности.

Урок 6 – 7. Практические работы. Вычерчивание планов местности глазомерной, полярной и маршрутной съемкой.

Тема 4. Географическая карта Кемеровской области и своего района – 2 часа.

Урок 8. Географическая карта – особый источник информации. Элементы и легенда карты. Условные знаки. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте.

Урок 9. Практическая работа. Чтение карты: определение местоположения географических объектов на карте и их описание. Определение элементов градусной сетки на физико-краеведческой карте и Атласу школьника Кемеровской области, направлений и расстояний (например, от города Кемерово до любого из 20 городов родного края, своего населенного пункта, от вершины до вершины горных систем, памятников природы и других объектов и направлений и расстояний). Нанесение на контурную карту отдельных объектов Кемеровской области с указанием направлений и расстояний (на стрелках направлений сторон горизонта).

Тема 5. Рельеф и горные породы родного края – 4 урока.

Урок 10. Неоднородность земной поверхности как результат взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа: горы и равнины. Различие гор по высоте: низкие – Салаирский кряж (гора Барсук 567 м над уровнем моря); средние – Горная Шория (гора Мустаг 1570 м); высокие – Кузнецкий Алатау (гора Верхний Зуб 2178 м). Различие гор по происхождению: Салаирский кряж – глыбовые; Горная Шория и Кузнецкий Алатау – складчато-глыбовые. Равнины: Кузнецкая котловина и юго-восток Западно-Сибирской низменности. Характеристика основных форм рельефа по хрестоматийным описаниям, демонстрация фотографии и DVD-диска.

Урок 11. Практическая работа. Описание гор по картам Атласа с заполнение таблицы:

 Вопросы сравнения

Кузнецкий Алатау

Горная Шория

 Салаирский кряж

В какой части нашей области располагается?

Направление горных хребтов.

Протяженность в километрах и градусах.

Преобладающие высоты (по шкале высот)

Главная вершина и наиболее высокие вершины (3 – 4)

Координаты самых высоких вершин

Хозяйственное использование горных систем

 

Урок 12. Горные породы и минералы. Деление горных пород на группы по происхождению, особенности формирования осадочных (каменного угля) и магматических (рудных) ископаемых. Работа с образцами горных пород и минералов, наиболее распространенных в Кемеровской области и заполнение таблицы:+

Название

Цвет

Блеск

Прозрач-ность

Твер-

дость

Проис-хождение

Использование в хозяйстве

Каменный уголь

Железная руда

Цеолит

Гранит

Мрамор

Песчаник

 

1.Цвет следует указывать как можно точнее, если в минерале (горной породе) цвет меняется, необходимо отметить характер смены окраски.

2. Блеск показывает способность минерала преломлять свет, Выделяют минералы с металлическим блеском, стеклянным, жирным, перламутровым, восковым, без блеска – матовые.

3.Прозрачность характеризуется способностью пропускать свет. Различают  непрозрачные – не пропускающие солнечных лучей; прозрачные – пропускающие свет подобно обычному стеклу; полупрозрачные – или просвечивающие – пропускающие свет подобно матовому стеклу.

4. Твердость – способность противостоять внешнему механическому воздействию и определяется в баллах от 1 до 10. Для определения твердости можно пользоваться шкалой Мооса, но можно и распространенными предметами. Твердостью 1 обладает графит (грифель карандаша); 2 – 2,5 – ноготь; 4 – железный гвоздь; 5 – стекло; 5,5 – 6 – стальной нож, игла; более твердые предметы встречаются редко.  

Урок 13. Движения земной коры: медленные колебания суши, землетрясения. Условия жизни и быта людей в горах и на равнинах. Описание форм рельефа своего населенного пункта и района.  

6. Внутренние воды. Стихийные явления, связанные с водами – 3  часа.

Урок 14. Понятие «внутренние воды». Принадлежность рек родного края к бассейну Оби и Карского моря Северного ледовитого океана. Распределение речных систем по территории Кемеровской области        (Томи, Кии, Ини, Яи, Чумыша, Чулыма). Их краткая характеристика. Хозяйственное использование.

Тренировочная практическая работа. Обозначение на контурной карте главных рек родного края и их крупнейших притоков. Стрелками указать направление течения. Подписать на реках, имеющиеся на них памятники природы.

Урок 15. Озера родного края, различие озерных котловин по происхождению, Водохранилища и искусственные озера. Минеральные источники. Подземные воды. Стихийные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, оползни и другие). Хозяйственное использование водоемов своего населенного пункта и района.

Урок 16. Практическая работа. Используя Атласы для школьников Кемеровской области и текст учебника, опишите реки Кузбасса по плану:

  1. К бассейну, какой реки, моря, океана относится?
  2. В какой части области протекает?
  3. Каково направление течения?
  4. Где расположен исток? Устье?
  5. Каков характер течения в зависимости от рельефа?
  6. Тип питания в зависимости от климата.
  7. Режим реки (когда замерзает и вскрывается).
  8. Левые и правые притоки.
  9. Крупные населенные пункты на берегах реки.
  10.  Памятники природы на реке.
  11.  Хозяйственное использование.
  12.  Экологические проблемы реки.

Шесть главных рек можно разделить по две на три варианта работы (Томь и Чумыш; Кия и Иня; Чулым и Яя).

7. Погода и климат Кемеровской области. Времена года. Стихийные явления, связанные с погодой – 4 часа.

Урок 17. Организация наблюдений за погодой – ведение календаря наблюдений за погодой, (но вести его с 1 сентября).

Урок 18. Типы погод в нашей области. Метеорологические станции и посты наблюдений. Описание погоды за день (задание дается за неделю до этого урока – по 6 вариантам – с понедельника до субботы) по типовому плану.

Урок 19. Климат Кемеровской области: климатообразующие факторы и их влияние на формирование резко континентального климата. Охрана атмосферного воздуха. Озеленение территории школы, родного населенного пункта.

Урок 20. Времена года. Урок – путешествие «12 месяцев в родном крае».

8.Почвы родного края. Разнообразие и распространение организмов  по ее территории – 2 урока.

Урок 21. Почвы родного края. Интегрированный урок с учителем биологии. Биолог: Процесс формирования разных типов почв (факторы, структура, плодородие и т.д.). Географ: Из истории изучения почв родного края, размещение разных типов почв по территории Кузбасса, охрана почв.

Урок 22. Растительность – лицо природной зоны. Хвойные, лиственные деревья, кустарники, лекарственные и съедобные травы, ягодники и т.п. Животный мир – его разнообразие.

9. Взаимосвязи компонентов природы, природные комплексы родного края – 2 часа.

Урок 23. Понятия «природный комплекс» и «природная зона». Краткая характеристика горной тайги, равнинной тайги, тундры, альпийских и субальпийских лугов, лесостепи, степи, природного комплекса речных долин и болот. Красная книга Кемеровской области.

Урок 24. Практическая работа. Описание двух природных зон (тайги и лесостепи) по плану: в какой части родного края распространены; рельеф; почвы; растительность; животный мир; города и другие населённые пункты; хозяйственное использование; проблемы экологии.  

10. Особо охраняемые природные территории родного края – 2 часа.

Урок 25. Понятие ООПТ: заповедник, национальный парк, заказники, памятники природы и отдельные объекты природы. Краткая характеристика заповедника «Кузнецкий Алатау», Шорского национального парка, зоологических заказников и охраняемые в них животные, памятники природы и их размещение по территории области.

Урок 26. Экскурсия в музей-заповедник «Томская писаница», районный заказник или памятник природы.

11. Население и его хозяйственная деятельность – 4 часа.

Урок 27. Численность населения Кузбасса по переписям населения. Воспроизводство населения. Работа со статистическими данными и таблицами. Коренное и пришлое население в Кузбассе. Характеристика жизни и быта шорцев и телеутов.

Урок 28. Кузбасс многонациональный и многими религиями. Фестиваль национальных культур – обычаи, обряды татар, чувашей, украинцев, белорусов, мордвы и других народов.

Урок 29. Половая и возрастная структура населения. Миграции населения. Кемеровская область – самая заселенная из всех регионов Сибири и Дальнего Востока (особенности размещения).

Урок 30. Трудовые ресурсы. Понятие. Урок профессиональной ориентации с приглашением на урок наиболее востребованными в вашем районе специалистов (лучше родителей).

12. Взаимодействие человека и природы – 2 часа.

Урок 31. Влияние природных условий на здоровье, жизнь и хозяйственную деятельность человека. Территории с наибольшей степенью изменения природных ландшафтов (Кузнецкая котловина, Салаирский кряж и Горная Шория). Антропогенные ландшафты (города, дороги, мосты, шахты и терриконы, заводы и фабрики, рудники, сельскохозяйственные угодья и т.д.).

Урок 32.  Практическая работа. Установить условия жизни и виды хозяйственной деятельности человека в городе и сельской местности (взять близь лежащий город и свой район).                    

13. Города родного края – 2 часа.

Урок 33. Природные условия, способствующие росту городов. Шахтерские города, города рудники (Таштагол, Салаир), на Транссибирской магистрали (Тайга, Юрга, Мариинск). Фестиваль городов (их краткая характеристика).

Урок 34. Практическая работа. Обозначение на контурной карте пунсонами разной величины городов по численности населения:

А) до 20 тысяч человек – 1 (Салаир);

Б) 20 – 49,9 тысяч человек – 10 (Берёзовский, Гурьевск, Калтан, Мариинск, Мыски, Осинники, Полысаево, Тайга, Таштагол, Топки);

В) 50 – 99,9 тысяч человек – 2 (Анжеро-Судженск, Юрга);

Г) 100 – 499,9 – 5 (Белово, Киселевск, Ленинск-Кузнецкий, Междуреченск, Прокопьевск);

Д) 500 – 599,9 – 2 (Кемерово, Новокузнецк).

Специальным условным знаком отметить города, в которых проходили праздники, посвященные Дню Шахтеров с 2001 года – Прокопьевск, Белово (2002), Ленинск-Кузнецкий (2003), Осинники (2004), Кемерово (2005), Киселевск (2006), Анжеро-Судженск (2007), Полысаево (2008) и 2009 год – Березовский.

ПРОЕКТ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ПО КУРСУ «ГЕОГРАФИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Изучение регионального курса «География Кемеровской области» направлено на достижение следующих целей:

Важнейшие цели данного курса:

– формирование у учащихся целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей области;

- о  месте Кемеровской области в России и современном мире;

- воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к истории и культуре своей родины и населяющих ее народов;

-  выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в областном и российском пространстве;

- развитие географического мышления.

- расширение и обобщение знаний по географии Кемеровской области;

- гуманизация географического знания через восприятие территории как места жизни и деятельности человека, среды обитания и через факторы ее изменения;

- экологизация географического знания через наблюдение и описание своей территории, воздействие человека как антропогенного фактора;

- создание условий для развития интереса к истории и географии своего города, села, района;

- освоение знаний о географических особенностях природы, населения и хозяйства Кемеровской области; о географическом разнообразии и целостности области; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды Кемеровской области и социально-ответственного поведения в ней, адаптации к условиям проживания на территории области и самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

- овладение умениями ориентироваться на территории Кемеровской области, использовать географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных процессов и явлений.

Таким образом, можно выделить следующие основные задачи курса:

- обосновать важность знаний по географии родного края для учащихся;

- дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства своей области;

- активизировать, т.е. повысить, познавательный интерес посредством изучения краеведческого материала, который является одним из источников возбуждения познавательного интереса учащихся, а также способствует осознанному пониманию причинно-следственных связей в природных и экономических явлениях и процессах;

- организовать наблюдения за природными и социально-экономическими явлениями родного края и использовать добытые обучающимися краеведческие знания в учебной и воспитательной работе, а также учебные и внепрограммные экскурсии, походы, близкие и дальние путешествия, тематические экспедиции, вечера встреч, олимпиады, конференции и другие формы работы краеведческого содержания;

- привить навыки самостоятельной работы со справочной, научной литературой, статистическими и картографическими материалами, другими источниками, т.е. развитию навыков самостоятельного получения знаний и информации;

- сформировать навыки проектно-исследовательской деятельности с привлечением материала краеведческого содержания;

- продолжить работу по эстетическому и патриотическому воспитанию школьников.

География Кемеровской области изучается в 6-10 , но наиболее детально в 8-м и в 9-м классах из расчета до 20 часов на курс. В 8-м классе учащиеся знакомятся с темами раздела "Природа и экология родного края", в 9-м – "Население. Города. Хозяйство".  

Краеведческий принцип в обучении географии предусматривает:

а) выполнение практических работ на местности, обработку собранных материалов, на основе чего учащиеся создают соответствующие модели географической действительности;

б) краеведческий подход, в процессе которого осуществляется органическая связь краеведческого материала с теоретическим (в одних случаях – для конкретизации, в других - для углубления знаний о географических особенностях своей местности);

в) умение работать с краеведческой литературой, периодическими изданиями и отбирать наиболее важные явления и события в природе и обществе, применять добытые знания на уроках и внеурочных мероприятиях. Важную роль в изучении и познании родного края играют экскурсии, путешествия и туристские походы, походы выходного дня, результаты которых используются в учебной деятельности.

Главная задача курса – сформировать у учащихся знания о родном крае и подвести их к пониманию места Кузбасса в России и мире.

Образ земли Кузнецкой, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны,  целостным, а с другой – территориально дифференцированным,  разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний о всеобщей связи явлений при изучении природы, населения и хозяйства Кемеровской области, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии природы и экономики Кузбасса создается, как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение "образов мест" разного масштаба: отдельных муниципальных районов, городов, особо охраняемых территорий, горных и равнинных участков области, уникальных полезных ископаемых (нефть, алмазы, цеолит, тальк и других), природных зон и т. п.

Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Кузбасс может быть понят как  единство    в      разнообразии.

Одна из задач курса – подготовка учащихся к ориентации "в кузбасском пространстве", к умению адаптироваться в окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени – в экономической, социальной и культурной). В то же время, сама "среда жизнеобитания" быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней: получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь и т. д. Поэтому, с одной стороны, курс показывает стабильные черты географии Кемеровской области, а с другой – подводит учащихся к пониманию необходимости "готовности к переменам". Последнее достигается за счет подачи материала в историко-географическом ключе (как население Кузбасса реагировало на изменения условий жизни) и характеристики современной ситуации в различных отраслях хозяйства родного края.

Особенностью курса является  гуманизация  его содержания. В центре курса находится человек. На него "замыкаются" и природа, и хозяйство; они показаны "глазами человека", во взаимосвязях с ним. Это позволяет учащимся по-другому взглянуть на свой регион и на свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения земли Кузнецкой, преобразования ее территории и хозяйства.

Современная ситуация показывается как результат длительного исторического развития, как итог огромной работы многих поколений наших предков, но в то же время как исходное положение для дальнейшего развития, ход которого будет зависеть уже от тех, кто сейчас учится в школе.

В разделе "Природа Кузбасса" природа рассматривается не сама по себе, а как ресурс для хозяйства, как среда жизнедеятельности населения, условие его физического и нравственного здоровья.

Раздел "Население Кемеровской области" при изучении со школьниками решает следующие задачи:

а) показать интегрирующую роль населения в системе "Природа – люди – хозяйство";

б) сформировать представление о географии родного края как о "географии жизни людей" на территории Кузбасского региона;

в) подвести учащихся к ощущению себя и своей семьи частью населения области с его историческими судьбами и культурными традициями.

При изучении раздела "Хозяйство Кузбасса" объясняется тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства, рассматривается становление и развитие экономики родного края, ее особенности; при характеристике отраслей дается сравнение с российскими показателями, другими регионами Сибирского федерального округа.

Следует уделить внимание изучению своего района, районного центра и других населенных пунктов своей местности, создать его образ как части Кузбасса, России и мира.

Курс "География Кемеровской области" имеет первостепенное патриотическое и нравственное значение для подрастающего поколения. Он важен при выборе учителем элективных курсов и в профильных классах социально-экономического и биолого-географического направлений.

Умения и навыки учащихся

1. Учащиеся должны знать и уметь показывать по карте:

Физико-географическое положение:  

а) долины рек Долгоун, Бол, Черной, Урюп, верховья Мрассу;

б) границы с Новосибирской и Томской областями, Красноярским и Алтайским краями, республиками Алтай и Хакасия;

в) границы Западно-Сибирской равнины, Кузнецкой котловины, хребтов Кузнецкого Алатау, Салаирского кряжа, Бийская грива и Абаканский;

г) рек Чумыш, Чулым, Дудет;

д) координаты крайних точек и их положение на местности; (то есть пограничных объектов).

Рельеф и полезные ископаемые: горные системы – Кузнецкий Алатау, Горная Шория, Салаирский кряж, хребты: Шорский, Бийская грива, Абаканский, Тигиртиш, Тыдын, Каратаг, Алатаг, Арчекасский, Караканский, Салтымаковский, Саргая, Абинский, Тарадановский увал; Кузнецкая котловина и юго-восток Западно-Сибирской равнины; наиболее высокие вершины: Верхний Зуб (Амзас-Таскыл), Большой Каным, Крестовая, Большая Церковная, Большой Таскыл, Бол. Куль-тайга, Чемодан, Абатова, Лохматая, Ромашкин Камень, Булочный Голец, Сундук, Медвежья, Круглая; Патын, Пустаг (Мустаг), Трантаг, Огутун, Сенгебир, Куйтаг, Пегем, Кайбынь, Учташ; Барсук, Аба, Мохнатая, Копна, Пихтовая.

Знать условные обозначения полезных ископаемых и важнейшие месторождения топливных, рудных и других ископаемых:

каменного угля – Бачатское, Чертинское, Егозово-Красноярское, Караканское, Краснобродское, Ерунаковское, Уропское (Беловский район); Глубокинское, Кемеровское, Кедрово-Крохалевское, Бирюлинское (г. Кемерово и Кемеровский район);  Ленинское (Ленинск-Кузнецкий район); Крапивинское (Крапивинский район); Бунгуро-Чумышское, Красноярское, Алардинское, Шушталепско-Николаевское, Байдаевское, Талдинское, Осинниковское, Сибиргинское, Куреинское, Урегольское, Бунгуро-Листвянское, Кушеяковское, Ерунаковское, Тагашырское, Араличевское (Новокузнецкий район); Распадское, Ольжерасское, Томское, Сибиргинское, Березовское (Междуреченский район); Карагайлинское, Прокопьевское, Березовско-Бунгурское, Талдинское, Прокопьевско-Киселевское, Соколовское, Северо-Талдинское, Новоказанское, Краснобродское, Новосергиевское (Прокопьевский район); Киселевское, Прокопьевско-Киселевское (г.  Киселевск); Бачатское (Гурьевский район); Судженское, Анжерское, Козлинское (г. Анжеро-Судженск и Яйский район);

бурого угля – Итатское, Барандатское, Тисульское, Урюпское (Березовское);

железных руд – Таштагольское, Шерегешское, Казское, Темиртаусское, Тельбесское, Сухаринское, Ташелгинское;

марганцевых руд – Усинское, Дурновское, Бол. Селезень;

ильменита (титановой руды) – Николаевская (Тяжинский район) и Барзасская (Кемеровский район) россыпи;

полиметаллических руд – Кварцитовая Сопка, Июньское (Салаирский кряж);

медных руд – Урское, Тайметское, Каменушинское;

алюминиевых руд (уртитов) – Кия-Шалтырское, Барзасское;

редкоземельных руд – Малиновское, Южно-Богатырское;

золота – Комсомольское, Берикульское, Центральное, Новоберикульское, Спасское, Верхнеусинское, Каштакское, а также в Тисульском, Гурьевском, Кемеровском, Междуреченском, Чебулинском, Гурьевском районах;

цеолитов – Пегасское;

талька – Алгуйское, Светлоключевское, Дегтярное;

фосфоритов – Белкинское;

слюды – Тебинское;

асбеста – Лужбинское, Бекетское;

графита – Конюховское;

формовочных песков – Антибесское, Зеленая зона (Ижморский район);

огнеупорных глин – Апрельское, Мусохрановское, Кайлинское, Гавриловское, Глухаринское;

известняков флюсовых – Баскунсканское, Карачкинское, Малосалаирское, Кедровское;

цементного сырья – Солонешенское, Яшкинское;

мрамора – Пелагеев лог, Кара-Чумышское, Юльевское, Новомосковское, Мраморная гора, Кундатское;

минеральных вод – Терсинское, Борисовское, Настуся, Берёзовоярское;

небольшие россыпи янтаря – река Кия, выше города Мариинска.

Климат:

Населённые пункты, в которых расположены метеостанции:

а) Кемерово, Киселёвск, Кондома, Крапивинский, Красное, Ленинск-Кузнецкий, Мариинск, Междуреченск, Новокузнецк, Тайга, Тисуль, Усть-Кабырза, Центральный;

б) районы с минимальной и максимальной температурой воздуха в июле и январе; наименьшим и наибольшим количеством осадков.

Внутренние воды области:

а) реки – Томь, Кия, Яя, Иня, Китат, Чулым, Чумыш, Мрассу, Кондома, Бельсу, Уса, Верхняя Терсь, Средняя Терсь, Нижняя Терсь, Тайдон, Тарсьма, Касьма, Уньга, Дудет, Тутуяс, Аба, Абашеева, Антибес, Золотой Китат, Кожух, Лебяжья, Мунгат, Мундыбаш, Серта, Теба, Тяжин, Ур, Урюп, Чебула;

б) озера – Большой Берчикуль, Малый Берчикуль, Рыбное, Танай, Урское, Среднетерсинское;

в) водохранилища – Беловское, Бачатское, Кара-Чумышское, Журавлевское;

г) родник «Чаша».

           Физико-географические районы: Кийско-Яйская равнина, Томь-Колыванская равнина, Кузнецкая котловина, Кузнецкий Алатау, Горная Шория, Салаирский кряж.

Особо охраняемые природные территории: заповедник "Кузнецкий Алатау", национальный парк «Шорский», Кузедеевский "Липовый остров", «Томская писаница», «Черневая тайга» и  заказники: Антибесский, Барзасский, Бельсинский, Бунгарапско-Ажендаровский, Горскинский, Китатский, Нижнетомский, Писаный, Раздольный, Салаирский, Салтымаковский, Сары-Чумышский, Таштагольский, Чумайско-Иркутяновский.

Интересные природные объекты:  «Белокаменный плес», «Бычье горло», «Бабий камень», «Катунские утёсы», «Барзасская рогожка», «Спасские дворцы», «Орлиная гора», «Шестаковские болота», «Хомутовские пороги», «Грандиозная пещера», «Кондовый бухтай», «Медные самородки Таймета», «Шестаковский яр».

Население и хозяйство области:

городские округа – Анжеро-Судженск, Белово, Берёзовский, Калтан, Кемерово, Киселёвск, пгт Краснобродский, Ленинск-Кузнецкий, Междуреченск, Мыски, Новокузнецк, Осинники, Полысаево, Прокопьевск, Тайга, Юрга;

городские поселения – Белогорское, Верх-Чебулинское, Гурьевское, Зеленогорское, Ижморское, Итатское, Казское, Комсомольское, Крапивинское, Мариинское, Мундыбашское, Промышленновское, Салаирское, Спасское, Таштагольское, Темиртауское, Тисульское, Топкинское, Тяжинское, Шерегешское, Яйское, Яшкинское;

муниципальные районы – Беловский, Гурьевский, Ижморский, Кемеровский, Крапивинский, Ленинск-Кузнецкий, Мариинский, Новокузнецкий, Прокопьевский, Промышленновский, Таштагольский, Тисульский, Топкинский, Тяжинский, Чебулинский, Юргинский, Яйский, Яшкинский;

электростанции: Беловская ГРЭС, Западно-Сибирская ТЭЦ, Кемеровская ГРЭС, Кемеровская ТЭЦ, Кузнецкая ТЭЦ, Томусинская ГРЭС, ТЭЦ НкМК, Южно-Кузбасская ГРЭС, Юргинская ТЭЦ;

центры металлургии: Новокузнецк, Гурьевск, Юрга, Кемерово, Ленинск-Кузнецкий, Салаир, Белогорск;

центры химии и нефтепереработки: Кемерово, Новокузнецк, Анжеро-Судженск, Раздольное, Яя (Кайла), Итатский;

центры машиностроения: Анжеро-Судженск, Кемерово, Новокузнецк, Киселёвск, Ленинск-Кузнецкий, Белово, Прокопьевск;

центры строительной индустрии: Топки, Новокузнецк, Яшкино, Мыски, Кемерово, Полысаево, Темиртау (Учулен);

агропромышленный комплекс: животноводческие комплексы – «Заречье», «Барачатский», «Заря», «Кайгат», «Мечта», «Октябрьский», «Степь», «Терентьевский», «Чистогорский», «Заринский», «Юргинский»;

птицефабрики – «Инская», «Колмогоровский бройлер», «Кузбасская», «Мысковская», «Новосафоноская», «Снежинская», «Яшкинская»;  «Ясногорская».

Основные автомобильные дороги: Белово – Гурьевск – Барнаул; Кемерово – Новокузнецк – Таштагол; Ленинск-Кузнецкий – Новосибирск; Мариинск – Томск; Новокузнецк – Мыски – Междуреченск; Юрга – Томск; Кемерово – Мариинск.

Природно-рекреационные районы: Горношорский, Мариинско-Тяжинский, Нижнетомский, Притомский, Салаирский, Северо-Кузбасский, Терсинский, Тисульский, Томусинский, Топкинско-Инской, Центрально-Кузбасский, Южно-Кузбасский;

Горнолыжные комплексы и трассы: «Зелёная», «Буланже», «Медвежонок», «Мустаг», «Туманная» (Таштагол); «Голубь», «Лесная республика», «Соколиная», «Ягодка» (Новокузнецк); «Танай» (Промышленновский район); «Зеленогорск» (Крапивинский район); «Мрассу», «Таёжный» (Мыски); «Золотая гора» (Гурьевский район); «Югус» (Междуреченск).

Требования к уровню подготовки выпускников

Оценка подготовленности обучающихся будет (должна) осуществляться на основе материалов, отражающих результаты их деятельности по применению усвоенного содержания по заданиям-измерителям. Такая форма контроля предполагает, что развитие личности ученика происходит при условии действенной направленности процесса обучения. При этом по каждой группе единиц усвоения учащиеся должны овладевать соответствующими или специфическими приемами и способами самостоятельной деятельности.

Учитывая значимость объекта, явления, сложность содержания и возможности учащихся, требования разнесены по усложняющимся уровням.

Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны осуществить для оценки их подготовленности.

Каждый следующий уровень действий сложнее предыдущего и поглощает его. В целом реализуется линия на возрастающий уровень продуктивности деятельности учащихся.

В рамках указанных действий учащиеся продолжают овладевать организационными, психомоторными, интеллектуальными и оценочными умениями, носящими общеучебный характер. Среди них умения наблюдать, задавать вопросы и высказываться, распознавать различия, анализировать и интерпретировать данные наблюдений, планировать работу, выполнять инструкции, классифицировать информацию.

Перечисленные умения в данном стандарте специально не выделяются по причине их общеучебного характера.

Требования к знаниям и умениям учащихся

1. Называть и (или) показывать:

- основные источники получения географической и краеведческой информации;

- дату образования и площадь области в сравнении с другими регионами и странами;

- численность и естественное движение населения;

- особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ Кемеровской области;

- границы области, соседние области, края и республики, естественные рубежи, по которым проходит граница области, ее протяженность;

- основные тектонические структуры земной коры, причины нарастающей сейсмической активности;

- основные формы рельефа и их расположение на территории родного края, преобладающие и максимальные высоты горных систем;

- основные формы рельефа (орографические структуры) и их расположение на территории родного края, преобладающие и максимальные высоты горных систем;

- месторождения полезных ископаемых, современное изучение территории области и новые месторождения открытых ископаемых;

- климатообразующие факторы, характеристику резко континентального климата и основные фенологические явления в природе по временам года;

- особенности погоды в циклонах и антициклонах;

- положение полуденного Солнца над горизонтом в дни равноденствий и солнцестояний;

- районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, землетрясения и т.д.);

- крупнейшие реки, озера, водохранилища и ледники области;

- примеры озер, происхождение котловин озер;

- распространение основных типов почв;

- природно-ландшафтные зоны, особенности широтной и вертикальной зональности, растительного и животного мира, заповедники, национальные парки,  зоологические заказники, Красную книгу Кемеровской области;

- основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

- источники и виды загрязнений окружающей среды;

- меры по охране рек и других водоёмов;

- меры по охране атмосферы;

- экологические проблемы родного края;

- численность и естественное движение населения;

- национальный состав населения, коренные народы Кузбасса, религии, их распространение;

- уровень развития науки, культуры и других сфер непроизводственной деятельности населения;

- городские округа и городские поселения, муниципальные районы и их центры, исторические и промышленные центры, их хозяйственную специализацию; крупнейшие предприятия по отраслям;

- сельскохозяйственные районы и их специализацию, крупнейшие специализированные хозяйства и центры переработки сельскохозяйственной продукции;

- важнейшие транспортные магистрали, крупные транспортные узлы;

- особенности природы, населения, хозяйства отдельных районов, различия в уровне их социально-экономического развития;

- памятники природы и культуры;

- причины изменения природных и хозяйственных комплексов;

- карты, необходимые для решения определенной задачи и получения необходимой информации.

- простейшие приемы подготовки и презентации рефератов, докладов, эссе и т.п.

Требование, обобщенно звучащее как «называть и (или) показывать», предполагает воспроизведение обучающимися информации, правильное следование инструкциям узнавания объектов, приведение примеров и т.д.

2. Определять и (или) измерять:

- географические координаты, направления, расстояния (по карте);

- местное время своего населенного пункта по сравнению с другими;

- температуру, годовую амплитуду температур по статистическим данным; влажность воздуха, атмосферное давление, направление и силу ветра, степень облачности при помощи метеоприборов;

- естественный прирост (убыль) и плотность населения;

- динамику движения населения по статистическим данным;

- уровень урбанизации;

- показатели специализации хозяйства по статистическим данным.

- общие тенденции развития объектов и явлений (по различным источникам информации);

- изменение отдельных показателей во времени и пространстве, средние показатели;

- принадлежность объектов природы к исчерпаемым, неисчерпаемым, возобновимым или невозобновимым видам природных ресурсов;

- рациональность или нерациональность примеров использования минеральных, почвенных, биологических, водных ресурсов.

 Требование «определять и (или) измерять» объединяет умения наблюдать за знакомыми и незнакомыми явлениями, «считывать» географическую информацию, распознавать простейшие различия в объектах и между ними, пользоваться картой и иными источниками информации.

3. Описывать:

- географическое положение объектов;

- элементы ландшафта местности: рельеф, климат, почвы;

- растительность;

- животный мир;

- географическую специфику области;

- образ природного объекта (по выбору учащегося);

- родник, реку, озеро, болото;

- промышленное, сельскохозяйственное предприятие, учреждения непроизводственной сферы, отрасль хозяйства;

- населённый пункт.

Требование «описывать» включает изложение обучающимися результатов собственных наблюдений; распознавание и фиксацию простейших изменений в объектах и явлениях, происходящих во времени и в пространстве; вычленение отдельных признаков, важных для целей описания; подбор средств фиксации, подходящих для оформления полученных результатов (карт, схем, диаграмм, таблиц); построение связного рассказа (отчета) о проведенной работе.

4. Объяснять:

- сущность основных научных и краеведческих понятий и терминов;

- особенности рельефа территорий, связанные с деятельностью ветра, поверхностных текучих вод, геологического строения и тектоники, составом горных пород;

- сочетания полезных ископаемых;

- различия в климате территорий, свойства основных воздушных масс, формирующих климат области;

- особенности питания и режима рек;

- различия в почвенном плодородии территорий, связанные с особенностями растительного покрова, сочетания тепла и влаги;

- различия растительного и животного мира территорий (районов);

- различия в естественном приросте населения в районах области;

- направления миграций;

- различия в степени заселенности отдельных территорий, связанные с экономическими, историческими, природными причинами;

- различия в национальном составе населения;

- особенности специализации районов области, факторы размещения ведущих отраслей хозяйства;

- особенности территориальной структуры хозяйства отдельных районов;

- особенности экологических ситуаций отдельных районов;

- различия в уровнях экономического развития отдельных районов.

- природные и социально-экономические особенности отдельных территорий и сельских административных районов области;

- территориальные различия в условиях жизни и хозяйственной деятельности населения, включая коренных жителей родного края;

- особенности (причины и последствия) современной демографической ситуации в Кемеровской области;

- промышленную и сельскохозяйственную специализацию населенных пунктов и отдельных районов;

- принципы, закономерности и факторы размещения предприятий отраслей промышленности и сельского хозяйства (особенно природно-ресурсный, исторический и экологический) по территории нашей области;

- причины и основные направления миграций населения;

- значение внешних социально-экономических и политических связей для развития экономики области;

- структуру экспорта и импорта в Кузбассе;

- причины возникновения опасных природных процессов и явлений.

Требование «объяснять» объединяет умения систематизировать и классифицировать, устанавливать связи между различными факторами и явлениями, обобщать несколько групп данных для определения закономерностей, ведущих и подчиненных факторов, интерпретировать географическую информацию.

5. Прогнозировать:

- изменения атмосферного давления, направления и силы ветра;

- природно-ресурсный потенциал Кемеровской области;

- экологическую ситуацию в Кемеровской области;

- изменения природных объектов: рек, озер, болот, подземных вод, климата и микроклимата отдельных территорий, почвенного плодородия, растительного и животного мира, ландшафтов и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

- тенденции изменения численности населения;

- тенденции изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

- тенденции изменения возрастного состава населения по данным об изменении прироста численности населения;

- тенденции развития экологических проблем своей местности.

- влияние природы на хозяйство, бытовые условия, образ жизни населения;

- влияние урбанизации на образ жизни населения и его здоровье;

- современное состояние и перспективы социально-экономического развития Кемеровской области.

Требование «прогнозировать» предусматривает умения формулировать гипотезу, ставить вопросы и высказывать предположения типа «как?», «почему?», «что будет, если?», предвидеть развитие объектов, тенденций и состояний, конструировать, планировать исследование и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на конференции по краеведению по теме "Преподавание краеведения в школе как основа формирования патриотизма современного школьника"

Доклад  подготовлен для участия в районной краеведческой конференции "Краеведение как часть социально-культурной политики Красногвардейского района" которая состоялась в г. Бирюч 22 мая. В доклад...

Исследовательская работа с обучающимися " Проект по краеведению. Электронное пособие по краеведению."

Тема работы: Исследовательская работа -  проект по краеведению. Электронное пособие  по краеведению. Руководитель: Анохина Юлия Владимировна, учитель  информатики.Аннота...

О роли краеведения в воспитании. От краеведения к гражданственности.

Статья затрагивает вопрос преподавания истории в современной школе и как  через изучение истории и краеведения можно способствовать формированию гражданственности , патриотизма у школьников....