Известная и неизвестная Африка
презентация к уроку по географии (7 класс)

Васильева Евгения Николаевна

Разработка содержит конспект урока. Основное внимание уделяется  личностной значимости полученных знаний. С этой целью даётся материал о связи русских людей в изучении Африки. Представлены стихи русских поэтов об Африке. Большое внимание уделяется русскому путешественнику и исследователю Африки  Василию Васильевичу Юнкеру.  Без Африки у нас не было бы  великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Большое внимание уделяется роли топонимики в объяснении происхождения географических названий. В разработке даны задания и наводящие вопросы, которые помогают определить географические объекты через различные признаки, отражающиеся в названиях. Дан материал о национальных парках Африки, которые можно с интересом посетить в Африке. По ходу урока обучающиеся делают записи в тетради, которые им помогут выполнить задания кроссворда, что нацеливает ребят на успех. В разработке представлен разработанный учителем кроссворд, где вопросы соответствуют изучаемому на уроке материалу. Кроссворд можно отгадывать в группах, в парах. К уроку тв качестве наглядности имеется презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Известная и неизвестная Африка

Тип урока: применение знаний, умений и навыков

Цель урока: применить полученные знания, умения и навыки в различных ситуациях.

Сообщение темы урока и его задач.

Задачи урока:

  • Применять полученные знания при выполнении различных заданий.
  • Применять полученные умения и навыки работы с картой, наглядной информацией при выполнении заданий, их творческого применения, в том числе в новой ситуации.
  • Уметь работать в парах для решения поставленных задач, выслушать другого. Уважать точку зрения. Участвовать в выработке выводов.

Мотивация: мы уже немало узнали об истории открытия и исследования Африки, её  природе, населении. Многие туристы из нашей страны совершают поездки в страны Африки, она интересна. А что мы ещё интересного можем узнать? Как наши знания могут приоткрыть некоторые тайны? Что связывает Россию со странами континента?

1 блок. Вступительное слово учителя. Африке посвятили свои стихи многие выдающиеся русские поэты. Николай Гумилёв писал:

Оглушённая морем и топотом,

Облачённая в пламя и дымы,

О тебе, моя Африка, шёпотом

В небесах говорят Серафимы.

Про деянья свои и фантазии,

Про звериную душу послушай,

Ты, на дереве древнем Евразии

Исполинской висящая грушей.

        В 1875 году начались исследования Африки русским путешественником и исследователем Василием Васильевичем Юнкером, оставившем богатое литературное наследие и замечательные коллекции, которые и сейчас являются экспонатами в музее российской академии наук.

    «Моя цель, – пишет он, – состояла в исследовании стран, орошаемых рекой Уэле, и в определении течения этой реки возможно далее на запад» (В.В.Юнкер).

«Человека от животных отличает дар памяти; в нем – искра бессмертия, победа над змеем тления». В. В. Юнкер заслужил право не быть забытым на родине потомками (Павел Флоренский).

Блок 2. Топонимические загадки.

«Нет сомнения, что учение географии приобрело бы несравненно более смысла и интереса, если бы встречающиеся в ней мест и урочищ были по мере возможности объясняемы и переводимы» академик Я.К.Грот.

Топонимика – наука о происхождении географических названий. В нашей жизни людей  географические названия играют большую роль. Без них невозможно представить нашу жизнь. Давайте попробуем приоткрыть тайны возникновения отдельных географических названий в Африке. На происхождение названий в Африке повлияло колониальное прошлое материка, особенности природы. Многие названия были даны путешественниками, исследователями других стран и связанных с их языками. Имеются названия и на местных языках.  При выполнении заданий используем полученные знания и умения на уроках.

Задания. Определить географические объекты с помощью информации.

  1. В переводе с амхарского языка название обозначает «новый цветок». С 1889 года этот город является столицей государства (Аддис-Абеба).
  2. На языке африкаанс обозначает «ветреная долина». Сейчас этот город является столицей одной из южноафриканской стран (Виндхук, Намибия).
  3. Определите пролив, соединяющий 2 моря Индийского океана. По арабски означает «врата слёз», отражающий трудные навигационные условия этого пролива (Баб-эль-Мандебский).
  4. Республика в Восточной Африке. Название происходит от одного из языков семьи банту и обозначает «земля народа рунди», где приставка служит для обозначения территории, занимаемой этносом (Бурунди).
  5. Этот мыс назван португальцами. Португальское agulha обозначает острый предмет, который использовался в компасе. Португальцы считали, что наблюдали магнитную аномалию (мыс Игольный).
  6. Государство на западе Африки, протянувшееся узкой извилистой полосой вдоль течения одноимённой реки. Название столицы этого государства было зафиксировано португальцами. На вопрос: «Что вы делаете?» аборигены на своём языке ответили: «Плетём циновки» (Гамбия, Банджул).
  7. Государство на западе Африки, в прошлом английская колония Золотой берег. В 1957 году после провозглашения независимости получило название, существовавшее с IV по XIII век.

Блок 3. Природные особенности.

Что-то всё в коричневых тонах.

Неужели вся Африка в горах?

Каково её происхожденье?

Может, кто-то помнит объясненье?  (ответы обучающихся).

На платформе вдруг вулканы, трещины…

Объясните, в чём противоречие?   (ответы)

Задание. На настенной физической карте разместить климатические диаграммы.

Блок 4. Родина человечества.     Эти тлеющие небеса могут принадлежать только одной части света … Африке. Континент нашего происхождения! Если цивилизация родилась здесь, то это потому, что Африка бескрайняя и необъятная.

Задание. На настенную карту разместить знак прародины человечества.

Вопрос. В 2002 году в Эфиопии открыли памятник выдающемуся русскому писателю и поэту, предки которого жили на территории этой страны. Кому был открыт памятник?

Блок 5. Обобщим пройденное на уроке. Вам предлагается отгадать кроссворд на знание и умение по ранее изученным темам и полученным новым знаниям и умениям на сегодняшнем уроке.

Критерии самооценки: 9-10 заданий – 5, 6-9 заданий – 4, 3-5 заданий – 3.

Известная и неизвестная Африка

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Крайняя южная точка Африки, название которой дали португальцы.
  2. Государство, название которого обозначает «земля народа рунди».
  3. Государство Западной Африки, название которого дано по названию реки.
  4. Название реки, по берегам которой расположены 2 государства с одноимёнными названиями, столицы которых видны друг другу.
  5. Название государства Северной Африки, созвучное бывшему названию Африки.
  6. Русский путешественник, исследователь Африки, изучавший территории водораздела Нила и Конго.
  7. Столица одного из государств Южной Африки, расположена на побережье Атлантического океана, название обозначает «ветреная долина».
  8. Государство на побережье Гвинейского залива, ранее называвшееся «Золотой берег».
  9. Великий русский поэт, которому поставлен единственный  в Африке памятник в Эфиопии.
  10. Природная зона, представляющая царство трав и отдельно стоящих деревьев, уникального животного мира, имеющая влажное и сухое времена года.

Блок 5.  Рефлексия.

        Какова основная идея? Перечислите основные виды деятельности на уроке. Что нового узнали на занятии? Какой опыт приобрели в учебной деятельности? Что было самым трудным на уроке? Что считаете наиболее важным? Что было наиболее интересным?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Известная и неизвестная Африка К уроку в 7 классе

Слайд 2

Задачи урока Применить полученные знания при выполнении заданий, ответов на вопросы Работать с картой, наглядной информацией, применять их при выполнении заданий Уметь выслушать мнения одноклассников Уважать точку зрения других Уметь работать в паре

Слайд 3

Для чего нужно знать Африку? Что интересного есть в странах Африки? Почему туда ездят много туристов? А что ещё вы хотите узнать об Африке? Что связывает Россию с Африкой, её странами? А жизнь хороша тем, что можно путешествовать.

Слайд 4

Интерес русских к Африке Оглушённая морем и топотом, Облачённая в пламя и дымы, О тебе, моя Африка, шёпотом В небесах говорят Серафимы. Про деянья свои и фантазии, Про звериную душу послушай, Ты, на дереве древнем Евразии Исполинской висящая грушей. Николай Гумилёв

Слайд 5

Русский исследователь Африки Василий Васильевич Юнкер. Исследовал территории на водоразделе Конго и Нила. Составлял карты и планы территорий Собрал богатые коллекции

Слайд 6

Исследования в Африке

Слайд 7

Топонимика – наука о географических названиях Нет сомнения, что учение географии приобрело бы несравненно более смысла и интереса, если бы встречающиеся в ней места и урочища были по мере возможности объясняемы и переводимы. Я.К.Грот Можно ли представить нашу жизнь без географических названий? Многие названия давались путешественниками, местными жителями.

Слайд 8

Постигаем тайны названий В переводе с амхарского языка название города обозначает «новый цветок». Сейчас это столица государства. На языке африкаанс обозначает «ветреная долина». Город является столицей одной из южноафриканских стран.

Слайд 9

Попробуем определить объекты. Это пролив соединяющий 2 моря Индийского океана. По-арабски означает «врата слёз», отражающие трудные навигационные условия пролива. Республика в Восточной Африке. Название происходит от одного из языков семьи банту, обозначает «земля народа рунди », приставка служит для определения территории этноса.

Слайд 10

Ещё попытайтесь определить названия Этот мыс назван португальцами. Португальское agulha обозначает острый предмет, который использовался в компасе. Португальцы считали, что наблюдали магнитную аномалию. Государство на западе Африки, протянувшееся узкой извилистой полосой вдоль течения одноимённой реки. Название столицы этого государства было зафиксировано португальцами. На вопрос: «Что вы делаете?» аборигены на своём языке ответили: «Плетём циновки»

Слайд 11

Золотой берег В прошлом английская колония. Столица получила название от наименования племени нкран – «Чёрный муравей», связанное с тотемом племени. Государство, названо по горе. Название объясняется из местных языков как «гора» или «белая гора». Последнее связывают с наличием на ней вечных снегов и ледников.

Слайд 12

Национальный парк в Уганде

Слайд 13

Национальный парк в Малави

Слайд 14

Национальный парк Алжира

Слайд 15

Форты и замки в Гане

Слайд 16

Родина человечества

Слайд 17

Памятник Пушкину в Эфиопии

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по географии и биологии для 8 класса: "Вода: известная и неизвестная".

Интегрированный урок с использованием  ИКТ. Можно провести, как обощение и как открытый урок ко Дню воды....

Урок научно-практическая конференция Тема: «Известная и неизвестная прямоугольная система координат», 10 класс

Данная разработка интегрированного урока-конференции по геометрии и информатике "Известная  и неизвестная прямоугольная система координат" предназначена для учащихся 10-го класса. Такая нетрадици...

Проект "Известная и неизвестная вода"

В презентации представлены результаты исследовательской работы "Известная и неизвестная вода", 22 марта учащиеся 11 класса защищали проект....

"Известная и неизвестная Европа"-11 класс

Урок презентация разработан с целью закрепления знаний в разделе географии "Зарубежная Европа" Урок  содержит много интересных заданий и расширяет кругозор учащихся....

Первая мировая война: известная и неизвестная (1914 – 1918)

Конспект урока знаний «Первая мировая война: известная и неизвестная (1914 – 1918)». Цель: повышение уровня информированности детей и молодежи о первой мировой войне. З...

Интегрированный урок химии и биологии по теме «Лекарства: известные и неизвестные» 11 класс

Цель урока:  Дидактическая:-          изучение понятия «лекарственные препараты» и истории их создания;-...