Использование краеведческого материала на уроках географии в 6 классе. Из опыта работы.
методическая разработка по географии (6 класс)
Всегда использую на своих уроках краеведческие материалы. Так, например, в качестве одного из успешных примеров хочется привести свой опыт при изучении в 6 классе одной из интереснейших тем «Реки – артерии Земли», на которую отводится в поурочном планировании всего 2 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.kraevedenie_na_uroke_geografii_6_kl.docx | 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова Елена Олеговна, учитель географии ГБОУ школа №588 Санкт-Петербурга
Использование краеведческого материала на уроках географии в 6 классе. Из опыта работы.
География в современном образовании является одной из удивительно ярких и ненавязчивых возможностей говорить с учащимися о своей Родине, её мощи и просторах, её богатствах и природных залежах. Не столь важно, обращается учитель к рассказу о географических особенностях большой или малой родины – это воспитание любви к своему Отечеству. В этом плане особенный потенциал несут в себе уроки географии, в которых учитель использует краеведческий материал. Краеведение таит в себе огромные возможности расширить представления ученика о своем родном крае, пополнить знания, проявить интерес. Особенную пользу принесёт практическая деятельность по краеведению, в которую включается каждый ученик и создаёт проекты, в которых сопряжены география и краеведение.
Обратимся к «Словарю русского языка» С.И.Ожегова, где даётся определение краеведения: « Краеведение - изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, этнографических особенностей». То есть речь в краеведении идет о локальных районах. В некоторых регионах существует краеведение как школьный предмет, посвящённый комплексному изучению конкретной территории на основе географической науки. Конечно, в каждом регионе содержание курса может отличаться в зависимости от особенностей региона. Флора и фауна, рельеф местности, особенности почвы, промышленность и население, водные пути могут входить в учебный курс. Вот какой богатейший потенциал содержит в себе краеведение, о котором очень точно выразился академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них. Приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки». Действительно, чтобы полюбить свой край, надо много важного и интересного узнать о нём.
Всегда использую на своих уроках краеведческие материалы. Так, например, в качестве одного из успешных примеров хочется привести свой опыт при изучении в 6 классе одной из интереснейших тем «Реки – артерии Земли», на которую отводится в поурочном планировании всего 2 часа. Именно поэтому я использую возможности краеведения для расширения знаний моих учеников. На втором уроке по данной теме мы должны рассмотреть следующие вопросы: 1. По каким «правилам» живёт река? 2. Как работают реки? (Учебник: География. 5-6 классы, авторы А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина, разработан в рамках ФГОС) Цель урока: сформировать представление о речных долинах, бассейнах, водоразделах. В процессе урока повторяются такие понятия, как «исток», «устье», «приток», «речная система». Повторительный этап урока подготавливает учащихся к изучению новых понятий: « речная долина», «русло», «пойма», «терраса». Как завершающий этап изучения этой темы использую краеведческий материал, связанный с рекой Ижора, протекающей в Колпинском районе Санкт-Петербурга. Река делит наш район на две части: левый и правый берег, она довольно полноводна.
Задаю ученикам вопрос, хотели бы они увидеть исток нашей реки – и, конечно, пытливые шестиклассники загораются идеей увидеть исток Ижоры. Так рождается идея похода-экскурсии. Учебник содержит поддерживающее эту мысль задание: «Сделайте визитную карточку реки вашей местности, дайте описание по плану, приведенному в параграфе 32», - и приводится план.
План
1. Найдем реку на карте и определим, на каком материке и по территории какой страну она протекает.
2. Определим, в каком направлении протекает река.
3. Определим, где исток и устье реки.
4. Определим, к какой речной системе относится река.
5. Опишем бассейн реки.
Со своей стороны я предлагаю ребятам сделать презентации по материалам экскурсии. Экскурсия занимает два часа, на протяжении которых мы добираемся до истока Ижоры в Гатчинском районе Ленинградской области и от истока постепенно с остановками, наблюдениями, записями и фотографированием, ведением видеосъёмки совершаем обратный путь. Ребята отмечают, как мал и почти беспомощен исток, как постепенно маленький ручеёк становится всё полнее и мощнее и уже в районе Колпино становится достаточно широкой рекой. Обращаем внимание на строение берегов, пойму, растительность, попутно узнаём исторические сведения.
Всё это расширяет и углубляет знания, пробуждает интерес к истории родного края. Самое главное – не только более прочные знания, но и тот факт, что ребята как бы присваивают эти знания себе и река становится более близкой, понятной, родной.
Завершением этой темы может быть создание самостоятельных презентаций на данную тему. Вполне возможно, что презентация может не содержать все понятия, о которых шла речь на экскурсии, но сам факт обращения к краеведческому материалу многое даёт учащимся не только в обучении, но и в воспитании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование краеведческого материала на уроках географии
В статье описана краеведческая работа на уроках географии (из опыта работы)...
Использование краеведческого материала на уроках географии
Одним из оптимальных методов обучения учащихся является краеведение. Регионально - национальный компонент преподавания в географии дает возможность исп...
Использование краеведческого материала на уроках географии и во внеурочное время
обобщен опыт работы по краеведению и использование краеведческого маериала на урках и во внеурочное время...
Из опыта работы по использованию краеведческого материала на уроках географии
Научная и методическая литература, свидетельствует о том, что краеведение – это география малой Родины, называемой родным краем, своей местностью.Под термином «родной край» понимается терр...
Использование краеведческого материала на уроках географии в Павлово-Посадском районе
Эта работа рассказывает о работе с краеведческим материалом в нашем городе. Интерес вызывают народный промысел-Павлово-Посадские шали. Производство продолжает работать. В учебную программу включаются ...
Использование краеведческого материала на уроках географии в Павлово-Посадском районе
В рассматривается народный промысел,известный в России и применение краеведческого материала в 9 кл. на уроке "Лёгкая промышленность России"....
«Использование краеведческого материала на уроках географии» выступление на секции учителей географии 2020
laquo;Использование краеведческого материала на уроках географии»...