Выступление на районном методическом объединении
материал

«Обновление содержания образования по географии в

соответствии ФГОС третьего поколения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Обновление содержания образования по географии в

соответствии ФГОС третьего поколения»

6.04.2022г

Слайд 1     С 1 сентября 2022 года нас ждёт обновление ФГОС.

Слайд 2   С ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования. 

По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.

Основной задачей ФГОС является создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение.

ФГОС также обеспечивает преемственность образовательных программ. Предполагается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую.

ФГОС должны соблюдать образовательные учреждения любого уровня, начиная с детского сада и заканчивая курсами повышения квалификации.

Слайд 3   Три поколения стандартов

ФГОС принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они приме 11нялись. 

Первое поколение ФГОС

Были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами.

Второе поколение образовательных стандартов

ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год и действуют до 2020 года.

Новый ФГОС 2020

Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. Новые ФГОС були утверждены в конце 2019 года. Окончательный переход на новые ФГОС запланирован на сентябрь 2021 года.

Слайд 4   Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Предполагается, что новые ФГОС 2020 года определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

Слайд 5   Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС:

  • Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.
  • Сделан акцент на развитие «мягких»* навыков  (дополнительные знания, умения и личные качества. )— метапредметных и личностных.
  • Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
  • Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).
  • Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).
  • Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по-новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось). 
  • Слайд 6  
  • Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы обучающиеся не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
  • Введено понятие «функциональная грамотность»   «Школа должна обеспечить при реализации ООП (Основные образовательные программы ) формирование функциональной грамотности, в том числе школьники должны овладеть компетенциями,  которые помогут  им в дальнейшем получить образование и ориентироваться  в мире профессий»

Слайд 7  

Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.

Все умения, составляющие требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы разделяются на три большие группы:

• использовать знания для решения учебно-познавательных и практических задач;

• находить и использовать информацию в различных источниках, необходимую для решения учебно-познавательных и практических задач;

• интегрировать знания и информацию из различных источников для решения учебно-познавательных и практических задач.

  • Слайд 8 

Примерная рабочая программа основного общего образования по географии

утверждена и опубликована, можно скачать по ссылке https://clck.ruZKsMg

Основное отличие - планируемые предметные результаты обучения распределены по годам обучения.

В основе разработки программы:

1. ФГОС ООО третьего поколения

2. Концепция развития географического образования в РФ

3. Программа воспитания

4. Универсальный кодификатор для создания КИМ ГИА (утвержден в 2021 г.)

Особенности Примерной рабочей программы

  • Определены предметные планируемые результаты
  • Конкретизированы метапредметные результаты применительно к географическому содержанию урока
  • Содержание и предметные планируемые результаты распределены по годам обучения
  • Внесены изменения в содержании тем и разделов школьного курса географии с учётом современных подходов к школьной географии

Слайд 9  

Изменения во ФГОС ООО  в Предметные результатах

  • ФГОС второго поколения
  • Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • ФГОС третьего поколения
  • Освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды…
  • Умения устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами.

Практические работы  в примерной программе

Представлены разные виды деятельности;

- используются разные  источники информации, в том числе Internet- ресурсы, тематические карты, схемы, статистика, планы местности

Слайд 10 -16

Структура примерной рабочей программы

  • Пояснительная записка
  • Общая характеристика учебного предмета «География»
  • Цели изучения учебного предмета «География»
  • Место учебного предмета «География» в учебном плане
  • Содержание учебного предмета «География»
  • Планируемые результаты освоения учебного предмета «География» на уровне основного общего образования:

- Личностные результаты

- Метапредметные результаты

- Предметные результаты

  • Тематическое планирование

Слайд 17  

        Действующий федеральный перечень учебников (утверждён Приказом Минпросвещения РФ № 254 от 20.05.2020) не содержит учебников, прошедших экспертизу на соответствие требованиям обновлённых ФГОС.

        Можно ли в 2022 году в 5 классах реализовать новый ФГОС  используя старые учебники?

        В период перехода на обновлённые ФГОС-2021 могут быть использованы любые учебнометодические комплекты, включённые в федеральный перечень учебников

        особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов

        *Письмо Министерства просвещения от 11.11.2021 № 03-1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году

Слайд 18  

Учебники 5 классов входящие в Федеральный перечень:

Учебник 5-6 классов «Полярная звезда», под редакцией О. А. Климановой, учебник 5 класса «Роза ветров», «Классическая география»

Содержание 5 класс

  • Раздел 1. Географическое изучение Земли
  • Раздел 2. Изображения земной поверхности
  • Раздел 3. Земля – планета Солнечной системы
  • Раздел 4. Оболочки Земли (Литосфера)

Содержание учебников 5 классов соответствует содержанию  примерной рабочей программы по географии


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФГОС третьего поколения Деркач Лариса Анатольевна учитель географии

Слайд 2

ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования . Основными задачами ФГОС являются создание единого образовательного пространства по всей Российской Федерации и обеспечение преемственности образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Слайд 3

Три поколения стандартов Первое поколение образовательных стандартов Были приняты в 2004 году. Основной целью был не личностный, а предметный результат. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы. Второе поколение ФГОС разрабатывались с 2009 по 2012 год и действуют до 2022 года. Акцент сделан на развитие УУД, то есть способности обучающихся самостоятельно добывать информацию. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. ФГОС третьего поколения В соответствии с Приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта ООО» вводится 1.09.2022 г. Главная задача - конкретизация требований к обучающимся. В новых ФГОС 2022 года определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

Слайд 4

Научно-методическое сопровождение ФГОС http :// edsoo . ru – сайт, сопровождающий введение и апробацию Рабочих программ ФГОС https://edu.gov.ru/ – сайт Минпросвещения России

Слайд 5

Основные изменения, внесенные в обновленный ФГОС 2021 1) Впервые вводится ФГОС НО и ООО (5-9 классы) одновременно. 2) Четко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями. 3) Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков. 4) Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи). 5) Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и т.д.). 6) Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и т.п.). 7) Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определенный год обучения. 8) Содержание тем по новым ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).

Слайд 6

9 ) Вводится предмет «Функциональная грамотность» как одна из составляющих на уроках географии, математики, информатики, окружающего мира. 10) Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. 11 ) Расширяются возможности для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания. 1 2 ) Школы имеют право обучать детей на родном языке, то есть на любом языке Российской Федерации. 1 3 ) Прописана процедура оценки качества образования (ВПР, РДР и т.д.) 1 4 ) Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут. 1 5 ) Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной. 16) Введены единые требования к составлению рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности. 1 7 ) Определено базовое содержание программы воспитания. 1 8 ) Уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Слайд 7

Все умения, составляющие требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы разделяются на три большие группы: использовать знания для решения учебно-познавательных и практических задач; находить и использовать информацию в различных источниках, необходимую для решения учебно-познавательных и практических задач; интегрировать знания и информацию из различных источников для решения учебно-познавательных и практических задач.

Слайд 8

Примерная рабочая программа основного общего образования по географии В основе разработки программы: 1. ФГОС ООО третьего поколения 2. Концепция развития географического образования в РФ 3. Программа воспитания 4. Универсальный кодификатор для создания КИМ ГИА (утвержден в 2021 г.) утверждена и опубликована, можно скачать по ссылке https :// clck.ruZKsMg Основное отличие - планируемые предметные результаты обучения распределены по годам обучения.

Слайд 9

Изменения во ФГОС ООО (Предметные результаты) ФГОС второго поколения Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; ФГОС третьего поколения Освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды… Умения устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами.

Слайд 10

Структура примерной рабочей программы Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета «География» Цели изучения учебного предмета «География» Место учебного предмета «География» в учебном плане Содержание учебного предмета «География» Планируемые результаты освоения учебного предмета «География» на уровне основного общего образования: - Личностные результаты - Метапредметные результаты - Предметные результаты Тематическое планирование

Слайд 11

Особенности Примерной рабочей программы Определены предметные планируемые результаты Конкретизированы метапредметные результаты применительно к географическому содержанию урока Содержание и предметные планируемые результаты распределены по годам обучения Внесены изменения в содержании тем и разделов школьного курса географии с учётом современных подходов к школьной географии

Слайд 12

Содержание примерной рабочей программы по географии 5 класса


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Содержание примерной рабочей программы по географии 6 класса

Слайд 2

Содержание примерной рабочей программы по географии 7 класса Заключительная тема «Взаимодействия природы и общества» дополнена: Глобальные проблемы человечества: экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран, продовольственная — и международные усилия по их преодолению. Программа ООН и цели устойчивого развития. Всемирное наследие ЮНЕСКО: природные и культурные объекты.

Слайд 3

Содержание примерной рабочей программы по географии 8 класса


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Содержание примерной рабочей программы по географии 9 класса Исчезла тема «Военно-промышленный комплекс (ВПК)».

Слайд 2

Обновление ФГОС – обновление учебников Действующий федеральный перечень учебников (утверждён Приказом Минпросвещения РФ № 254 от 20.05.2020) не содержит учебников, прошедших экспертизу на соответствие требованиям обновлённых ФГОС © АО «Издательство «Просвещение», 2022.

Слайд 3

Примерная рабочая программа 5 класса Раздел 1. Географическое изучение Земли Раздел 2. Изображения земной поверхности Раздел 3. Земля – планета Солнечной системы Раздел 4. Оболочки Земли (Литосфера)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методической объединении учителей ФК по теме: "Лечебное плавание как эффективное средство коррекции нарушения осанки и сколиоза" 08 ноября 2012 года

Сколиоз - прогрессивное заболевание, которое характеризуется дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости......

Выступление на районном методическом объединении учителей математики.

Развитие предметной одаренности на уроках математики в свете требований ФГОС нового поколения.  (Выступление на районном методическом объединении учителей математики)....

Выступление на районном методическом объединении учителей математики. Статья.

Статья по теме:"Развитие предметной одаренности на уроках математики в свете требований ФГОС нового поколения"  (выступление на районном методическом объединении учителей математики)....

Статья. Выступление на районном методическом объединении учителей математики. 2013 г.

Методический материал. Статья: "Развитие предметной одаренности на уроках математики в свете требований ФГОС нового поколения".(Выступление на районном методическом объединении учителей математики)....

Выступление на районном методическом объединении "Здоровесберегающие технологии в школе"

Докладна районном методическом объединении учителей начальной школы Кубецкой Тамары ВикторовныТема «Здоровьесберегающие технологии в МОУ Кузнецовской ОШ» «Забота о здоровье – это важнейший труд в...

Выступление на районном методическом объединении по духовному краеведению Подмосковья по теме: "Роль семьи в православном восприятии мира школьника"

Духовно-нравственное развитие детей невозможно без участия семьи, т.к. именно в семье может осуществляться постоянная духовная жизнь. Православные родители стараются воспитывать своих детей чере...

Гражданское образование школьников в процессе изучения обществознания. Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания

    Я убеждена, что общественные науки существуют не для того, чтобы их изучать в подростковом возрасте, а для того чтобы учёные-обществоведы, используя научные знания о социуме, ввод...