Методическая разработка «Урок географии по теме «Высотная поясность гор Южной Америки»
методическая разработка по географии (7 класс)

Развитие и саморазвитие личности современного школьника на основе его способностей и индивидуальных особенностей сложно представить без использования в учебном процессе активных методов обучения, которые способствуют развитию мышления, включают в интеллектуально-поисковую деятельность, открывают дополнительные возможности для освоения практических навыков и умений.

Предлагаемый в методической разработке пример урока географии с использование активных методов обучения имеет следующие цели:

- дидактичекая - создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применении их в знакомой и новой учебной ситуации средствами информационно-коммуникационных технологий и исследовательской деятельности;

- образовательная - сформирование представлений обучающихся о причинах изменения природы в горах Южной Америки на примере Анд;

- развивающая - формирование умения характеризовать природные пояса в горах; решать проблемные задачи;

- воспитательная – развитие познавательных интересов и эстетического вкуса.

При проведении урока мы предлагаем использование частично-поискового, репродуктивного, проблемного и активных методов обучения.

Урок предназначен для изучения нового материала.

На уроке предполагается организация фронтальной, групповой, индивидуальной форм организации познавательной деятельности обучаемых, которым предлагаются картографический, исторический, практический, сравнительный методы познания и прогноз.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Урок географии по теме «Высотная поясность гор Южной Америки»

Развитие и саморазвитие личности современного школьника на основе его способностей и индивидуальных особенностей сложно представить без использования в учебном процессе активных методов обучения, которые способствуют развитию мышления, включают в интеллектуально-поисковую деятельность, открывают дополнительные возможности для освоения практических навыков и умений.

Предлагаемый в методической разработке пример урока географии с использование активных методов обучения имеет следующие цели:

- дидактичекая - создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применении их в знакомой и новой учебной ситуации средствами информационно-коммуникационных технологий и исследовательской деятельности;

- образовательная - сформирование представлений обучающихся о причинах изменения природы в горах Южной Америки на примере Анд;

- развивающая - формирование умения характеризовать природные пояса в горах; решать проблемные задачи;

- воспитательная – развитие познавательных интересов и эстетического вкуса.

При проведении урока мы предлагаем использование частично-поискового, репродуктивного, проблемного и активных методов обучения.

Урок предназначен для изучения нового материала.

На уроке предполагается организация фронтальной, групповой, индивидуальной форм организации познавательной деятельности обучаемых, которым предлагаются картографический, исторический, практический, сравнительный методы познания и прогноз.

Среди средств обучения для проведения урока необходимо назвать следующие: физическая карта Южной Америки, карта природных зон Южной Америки, географический атлас, таблицы или презентации «Высотная поясность в Андах», «Животный мир Анд», географическое лото «Высотная поясность».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Целеполагание

– Мы изучаем высотную поясность Анд и изменения природы человеком. Что мы уже знаем об этом? (учитель выписывает на доске). Что же вы хотите еще узнать?

- Знаем!

На доске записываются вопросы:

– Как происходит изменение природных зон в горах?

– Какие закономерности влияют на размещение природных зон?

– Как изменена природа человеком?

– Какие меры применяют для возобновления и сохранения природы этого материка?

III. Мотивация

– А начать я хочу с легенды о вожде индейского племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа: «Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесет мне ветку с того места, где он свернул с дороги», — говорил вождь. Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение». Третий, с веткой тополя, даже заслужил похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное же поощрение и четвертому, с веткой крушины. Пятому, принесшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: «Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришел с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величии».

Сегодня каждому предстоит подняться на свою вершину. Перед вами лежит горная система — Анд. И в конце урока ответьте мне на вопрос: почему вождь индийского племени отдал самую большую дань признания юноше, который пришел с пустыми руками? Если выполните все, окажетесь на вершине горы, и в ваших глазах будет сиять победа. Одна из вершин географии будет преодолена. Итак, в путь.

IV. Актуализация знаний

– В каких природных зонах находится Ю. Америка?

– Почему они изменяются при движении с севера на юг?

– Как называется явление смены природных зон по широте?

– Назовите ключевые слова этого определения.

V. Изучение нового материала

I блок.  Высотная поясность в Андах.

– Назовите ключевые слова определения «Высотная поясность»

- Почему в горах происходит смена природных поясов?

Впервые – открыл и описал высотную поясность А. Гумбольт немецкий географ  во время своего путешествия в Ю.Америку.

Ученики рассматривают таблицу «Высотная поясность в Андах».

Отвечают на вопросы:

– Сравните две таблицы на доске «Высотная поясность « и «широтная зональность».

– Везде ли в горах будет одинаковое кол-во природных поясов?

– От чего это зависит?

– Какие закономерности расположения природных зон вы выделите?

Закономерности:

Смена высотных поясов в горах происходит значительно быстрее, чем смена зон на равнинах;

Первый пояс всегда соответствует природной зоне, в которой находиться гора;

Чем выше горы, тем больше набор природных зон;

Чем ближе к экватору, тем разнообразнее природные комплексы.

Демонстрация слайдов «Закономерности размещения природных зон в горах»

(Записывают в тетрадь)

Закрепление I блока.

– От чего зависит набор природных зон в горах?

– Какая зона образует первый пояс гор?

– В каких горах будет больше всего природных поясов?

– В чем отличие смены природных зон в горах и на равнине?

Игра географическое лото «высотная поясность»

II блок. Изменение природы человеком

– Воздействие на природу континента началось много лет назад, и были они не значительны. Начиная с XVI в с приходом на материк европейцев началось хищническое использование природных богатств.

Самостоятельная работа. Используя текст учебника, заполните таблицу: Изменение природы человеком.

Закрепление II блока

Вопросы:

– В чем сказалось отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу материка?

- В каких природных зонах особенно велики изменения природы под влиянием деятельности человека?

- Какие меры применяют для возобновления и сохранения природы этого материка?

- Найдите на карте национальные парки.

VI. Закрепление

– А теперь пришло время  ответить мне на вопрос: почему вождь индийского племени отдал самую большую дань признания юноше, который пришел с пустыми руками?

- Правильно дети. И мы с вами выполнили все, и оказались на вершине этих замечательных гор:

горы, вершины которых покрыты снегом,

горы – вершины которых спрятались за облаками,

горы - где встречаются Альпака (один из видов лам с исключительно тонкой и нежной шерстью), Кондор (самая крупная летающая птица с размахом крыльев более 3 м), Шиншилла (грызун с самым густым и мягким мехом).

И самое главное в ваших глазах сияет победа. И еще одна из вершин географии преодолена нами.

Демонстрация презентации «Горы Анды»

VII. Домашнее задание

Географы считают Ю.Америку материком многих природных «рекордов». Назовите их. Составить компьютерную презентацию «Природа Ю.Америки».

VIII. Подведение итогов

Педагогическая рефлексия:

– Какие цели были поставлены сегодня на уроке?

– Как были они достигнуты.

– Что мы узнали, чему научились?

– Каким способом деятельности мы этого достигли?

Социальная рефлексия:

– Комфортно ли было вам на уроке?

– И в заключении я тоже как вождь индийского племени хочу отдать вам большую дань признания и вместо ветки-символа поставить вам хорошие оценки.

Литература:

1.Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии. Методическое пособие. – М: Издательство «5 за знания», 2016. – 136 с.

2.Современный урок географии: Методические разработки уроков для 7 класса/ под. ред. И.И.Бариновой  – М.: Изд-во «Школьная Пресса», 2003. – 112 с.

3.Коринская В.А, Душина И.В, Щенев В.А. География материков и океанов. Методическое пособие 7 класс. – М: Изд-во «Дрофа», 2016. – 480 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока географии по теме: «Топливная промышленность России. Нефтяная и газовая промышленность» в 9 классе

Использование Интернет-ресурсов при изучении социально-экономической географии России помогает в получении достоверной, свежей статистической, картографической информации. Это современное и...

Методическая разработка урока географии по теме: "Центральная Россия"

Гостеприимство, любовь к родной земле, к природе, почитание традиций – вот бесценное богатство народа, населяющего Республику Тыва. Кызыл располагает гостиницами, современными кафе, рестор...

Методическая разработка урока географии по теме "Ветер" 6 класс

. Урок по УМК А.И. Алексеев,  «География» 6 кл., «Просвещение» 2010г. Тип урока - изучение нового материала. В ходе урока обучающиеся приобретут навыки работы в группах (умения распределять роли,...

Методическая разработка урока географии по теме "Ветер" 6 класс

. Урок по УМК А.И. Алексеев,  «География» 6 кл., «Просвещение» 2010г. Тип урока - изучение нового материала. В ходе урока обучающиеся приобретут навыки работы в группах (умения распределять роли,...

Методическая разработка урока географии в 7 классе Внутренние воды Южной Америки

Конспект урока географии, в котором отражены: Тема урока, цели урока, содержание ( разминка, вопросы для проверки домашнего задания, материал по теме, кроссворд по теме Реки и озера Южной Америки). Пр...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО РАЙОННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме: «Физико – географическое положение Южной Америки. История исследования материка».

Цели: -1 уровень: получение знаний об особенностях  географического положения материка, своеобразии береговой линии, об основных  этапах открытия и исследования материка.-2 уровень: получени...

Методическая разработка урока географии на тему "Растительный и животный мир Арктики"

Представленный материал разработан для проведения урока географии в 7 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)...