ПРОГРАММА ПОЗНАНИЕ МИРА ПО КАРТАМ
методическая разработка по географии

Симакова Наталья Михайловна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_poznanie_mira_po_kartam.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИИ Г. МИНУСИНСКА

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

   662606, Красноярский край,  г. Минусинск, ул. Тимирязева 9 А, тел. 4-11-17, shkola9@minusa.ru

Познание мира по картам

(география 9 класс, предпрофильная подготовка)

                                Автор-составитель:

                                                     Симакова Наталья Михайловна

                                                                    учитель географии МОБУ «СОШ№9»

Минусинск, 2022г.

Пояснительная записка

Программа «Познание мира по картам» рассчитана на 16 часов. Содержание элективного курса позволяет расширить знания учащихся об истории появления и создания карт, методах их составления и использования. Курс «Познание мира по картам» представляется необходимым, так как методы картографии, развиваясь в тесной связи с физической и экономической географией, находят самое широкое применение во многих других естественных и общественных науках: геологии, истории, социологии, экономике и т.д.

Данный курс позволяет восполнить пробелы в знаниях по этому вопросу, возникшие в результате почти полного исключения этого материала из школьной программы. Курс «Познание мира по картам» может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован для изучения учащимися разных профилей.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (текстом учебников, дополнительной литературой), профилями, диаграммами, рисунками, схемами и др. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

Рекомендуется проведение практических работ на местности по выполнению различного рода съемок земной поверхности.

Учебно-тематический план

 

Название тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

практич.работы

1

2

3

4

5

6

1

Что изучает картография

1

1

 

Практическая работа

2

Топографическая карта

2

1

1

Семинар

3

Практические работы по топографической карте

4

 

4

Практическая работа

4

Свойства географической карты

3

1

2

Проверочная работа

5

Приемы самосоятельной работы с картой

3

 

3

Тестирование

6

Географическая карта как источник знаний

1

 

1

Практическая работа

7

Итоговое занятие (обобщающее повторение)

2

 

2

Итоговая контрольная работа

 

ИТОГО

16

3

13

 

Содержание программы

Тема 1. Что изучает картография. История появления карт и атласов. Значение картографии в современном обществе. Основные виды изображения земной поверхности.

  • Картография как наука, ее формы.
  • История картографии.
  • Связь картографии с другими естественными и общественными науками.
  • Значение и примеры использования карт в различных видах деятельности современного человека.
  • Основные виды изображения земной поверхности: план, карта, аэрофотоснимок, космический снимок (свойства изображения, методы и способы создания, использование).

Тема 2. Топографическая карта.

Основные свойства топографической карты, система топографических условных знаков. Многолистовые топографические карты. Оформление топографической карты. Измерение расстояний, площадей по карте. Чтение рельефа. Бергштрихи, заложение склона. Построение профиля по топографической карте. Определение координат по топографической карте.

Тема 3. Практические работы по топографической карте. Виды упражнений для закрепления.

  • Определение по топографической карте координат различных объектов.
  • Нанесение на ту же карту пунктов по известным географическим координатам.
  • Определение по карте прямоугольных координат объектов.
  • Нанесение на карту объектов по прямоугольным координатам.
  • Чтение содержания топографической карты в заданных квадратах.
  • Нахождение на топографической карте основных форм рельефа, изображенных горизонталями.
  • Рассчитать и построить шкалу заложений по заданным данным.
  • Пользуясь шкалой заложений, определить по карте наибольшую и наименьшую крутизну склонов.

Тема 4. Свойства географической карты.

Занятия необходимо организовать так, чтобы весь теоретический материал закреплялся в ходе решения задач по карте, разнообразных практических работ обучающего характера и самостоятельных работ. В конце темы проводится практическая работа на тему «Простейшие способы составления мелкомасштабных карт». Деление карт по масштабу: мелкомасштабные, среднемасштабные, крупномасштабные.

  • Классификация карт по пространственному охвату.
  • Классификация карт по содержанию: общегеографические и тематические. Группы тематических карт: карты природных явлений и карты общественных явлений, карты пограничной (междисциплинарной) тематики.
  • Классификация карт по назначению: научно-справочные, культурно-просветительные и агитационные, технические, учебные, туристские.
  • Типы карт: аналитические, комплексные, синтетические.

Географические атласы – систематические, целостные собрания карт, созданные по единой программе. Классификация атласов по назначению: справочные атласы, комплексные научно-справочные, популярные (краеведческие), учебные, туристические и дорожные.

  • Математический закон построения – важнейшее свойство карты.
  • Определение масштаба. Виды масштабов: числовой, именованный, линейный.
  • Картографическая проекция: определение; требования, предъявляемые к картографическим проекциям; главный масштаб и линии нулевых искажений; виды искажений – искажения длин, площадей, углов и форм.
  • Виды проекций по характеру сведения к минимуму: равноугольная, равновеликая, произвольная.
  • Виды проекций по виду вспомогательной поверхности при переходе от эллипсоида или шара к плоскости (цилиндрическая, коническая и поликоническая, азимутальная).
  • Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота.
  • Определение направлений. Азимут магнитный и истинный.
  • Магнитное склонение. Сближение меридианов. Румбы. Дирекционный угол.

Тема 5. Приемы самостоятельной работы с картой.

Что такое обобщенный прием самостоятельной работы с картой. Ориентирование. Картометрические приемы. Определение географических координат, расстояний по карте. Ортодромия. Приемы использования условных знаков карты.

Тема 6. Географическая карта как источник знаний.

Географическая карта – основной источник знаний. Обобщенные приемы самостоятельной работы (определение географического положения, прием наложения карт, географическая характеристика территорий).

Тема 7. Обобщающее повторение.

Выполнение практических заданий и практической работы. Игра «Виртуальное путешествии по топографической карте».

Литература

1. Аксакалова Г.П. и др. Факультативные занятия по географии / Г.П. Аксакалова, Н.В. Андреев, В.П. Голов. – М.: Просвещение, 1985. – 144с.: ил.

2. Андреев Н.В. Основы топографии и картографии: пособие для уч-ся по факультативному курсу. – М.: Прсвещение, 1972.

3. Баринова И.И. Самостоятельные и практические работы по физической географии СССР: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 96с.: карт.

4. Богданова А.А. Уроки географии. 7 кл.: пособие для учителя; из опыта работы. – М.: Просвещение, 1985. – 175с.

5. Герасимова Т.П., Мясникова С.В. Общая география. 10 класс. – СПб.: СпецЛит, 2001.

6. География: справ. материалы: кн. для уч-ся сред. и старш. Возраста / А.М. Берлянт, В.П. Дронов, И.В. Душина и др. / под ред. В.П. Максаковского. – М.: Просвещение, 1989. – 400с.: ил., карт.

7. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии, 6-10 классы: метод. пособие. – М.: Дрофа, 1997. – 192с.: ил.

8. Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.): пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1998. – 144с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Познание мира по картам"

Элективный курс разработан на основе существующих и опубликованных курсов и адаптирован для Оренбургского президентского кадетского училища. Представлен в сокращенном виде....

КТП элективного курса "Познание мира по картам"

Календарно-тематическое планирование элективного курса "Познание мира по картам"(для ОПКУ)...

программа элективного курса по выбору познание мира по картам

программа, тематическое планирование элективного  курса по выбору "Познание мира по картам" 9 класс  для подготовки к ЕГЭ и ГИА по географии...

программа кружка по географии "Познание мира по картам"

программа кружка по географии с расчасовкой на учебный год и календарно-тематическим планированием....

Рабочая программа элективного курса "Познание мира по картам"

Рабочая программа элективного курса "Познание мира по картам" для 9 класса....

Рабочая программа элективного курса по географии на тему « Познание мира по картам» для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по географии на тему "Познание мира по картам" позволит подготовить учащихся к итоговой аттестации по географии за курс  основной школы....

Программа элективного курса "Познание мира по картам"

Данная программа расчитана на 12 часов, является предпрофильной и предназначена для учеников 9 класса средней общеобразовательной школы....