№ п/п | Задание
| Требование к освоению (из тематич. планир. – осн. виды деятельности ) | Результаты, формируемые в процессе выполнения учебного задания |
| Предметные результаты |
1 | Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия антициклона?
1) Калининград 2) Санкт-Петербург 3) Салехард 4) Элиста
Карта погоды составлена на 4 апреля. В каком из перечисленных городов, обозначенных на карте, на следующий день наиболее вероятно существенное понижение температуры воздуха? | использовать понятия «циклон», «антициклон», «атмосферный фронт» для объяснения особенностей погоды отдельных территорий с помощью карт погоды; | описывать и прогнозировать погоду территории по карте погоды; |
2 |
Контурная карта 1. Проведите линиями разных цветов границы климатических поясов. 2. Выделите в пределах умеренного климатического пояса территории с типами климата: умеренно континентальным, континентальным, резко континентальным, муссонным и климатом восточных побережий. 3. Нанесите и подпишите полюс холода Северного полушария.
| показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте границы климатических поясов и областей на территории России; | проводить классификацию типов климата показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте границы климатических поясов и областей |
3 | Подберите соответствие между понятием и его определением:
| применять понятия «солнечная радиация», «годовая амплитуда температур воздуха», «воздушные массы» для решения учебных задач;
| Выявлять и характеризовать существенные признаки географических процессов и явлений; |
| Метапредметные результаты |
1 | Учащиеся проанализировали собранные данные с целью выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных? 1) Фёдор: «При движении с запада на восток лето становится более прохладным». 2) Ольга: «Для всех пунктов на параллели 51° с. ш. характерен зимний максимум атмосферных осадков». 3) Евгений: «Летом количество атмосферных осадков зависит от температуры воздуха — чем выше температура, тем больше выпадает осадков». 4) Анна: «При движении с запада на восток зима становится более холодной».
Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными о средних температурах воздуха в июле и январе и других климатических показателях, полученными на местных метеостанциях в результате многолетних наблюдений. В Интернете они нашли данные о климатических показателях Астаны. Собранные ими данные представлены в следующей таблице. Пункт наблюдения | Географические координаты пункта наблюдения | Средняя температура воздуха, °С | Атмосферные осадки, норма, мм | Среднегодовое количество атмосферных осадков, мм | июль | январь | июль | январь | Курск | 51° с.ш. 36° в.д. | +19,0 | – , | 77 | 44 | 615 | Октябрьский | 51° с.ш. 45° в.д. | +20,9 | –12,3 | 44 | 23 | 384 | Орск | 51° с.ш. 58° в.д. | +20,8 | –13,4 | 15 | 38 | 297 | Астана | 51° с.ш. 71° в.д. | +20,6 | –16,8 | 15 | 7
| 287 |
|
применять понятия «солнечная радиация», «годовая амплитуда температур воздуха», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
|
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления; |
2 | По карте атласа определите территории страны с самым большим количеством осадков. Какими климатообразующими факторами это обусловлено? Где в России выпадает наименьшее количество осадков? Почему?
Сделайте вывод: в каком направлении изменяется количество осадков. Объясните причины неравномерного распределения осадков. Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказывают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны.
Краткий вывод запишите в тетрадь. Нанесите информацию о климатообразующих факторах на контурную карту. |
Использовать знания об основных факторах, определяющих климат России для объяснения особенностей климата отдельных регионов и своего края;
|
выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
систематизировать географическую информацию в разных формах;
формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах; |
3 | Найти ошибки в описании климата. Пример текста с 4 ошибками: «Резко континентальный климат Восточной Сибири сложился в условиях значительной близости к океанам, положения в умеренном поясе, наличия высоких гор, который свободно пропускают морские воздушные массы воздуха. Из-за этого зима холодная и продолжительная, а лето сравнительно теплое, в южных районах даже жаркое. Годовые амплитуды температур достигают 40-65 С и более. Зимой случаются морозы до -60 С и ниже. Чем объясняются такие низкие зимние температуры ?Зимой поверхность земли здесь медленно охлаждается. Постепенно охлаждаются, уплотняются и нижние слои воздуха. Возникает устойчивый антициклон. Устанавливается ясная, малооблачная и очень холодная погода.» | Использовать знания об основных факторах, определяющих климат России для объяснения особенностей климата отдельных регионов и своего края;
| проводить классификацию типов климата и России;
выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
|
4 | По плану дайте описание климата своей местности. - В каком климатическом поясе мы живём?
- Какие опасные климатические явления характерны для нашего края? Какова причина их образования? Какие меры безопасности надо соблюдать при их наступлении?
- Какие необычные природные явления фиксируются в нашей местности? Какова причина их образования?
- В каких пословицах, поговорках фиксирует климат нашего региона народный календарь?
|
Использовать знания об основных факторах, определяющих климат России для объяснения особенностей климата отдельных регионов и своего края;
| объяснять закономерности распространения метеорологических опасных природных явлений на территории страны; объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий страны; |
5 | Сопоставьте карту плотности населения и климатическую карту России. Какие выводы вы сделали на основе анализа карт? | давать сравнительную оценку степени благоприятности климата для жизни и хозяйственной деятельности населения на территории своего края;
| выявите причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; оценивать степень благоприятности природных условий в пределах отдельных регионов страны; |
6 | На Всероссийской конференции по неблагоприятным природным явлениям присутствовали представители городов: Мурманска, Нальчика, Оренбурга, Санкт – Петербурга, Улан – Удэ, Южно – Курильска. Каждый сделал по одному из следующих докладов: «Наводнения сгонно – нагонного характера», «Цунами», «Землетрясения», «Пыльные бури», «Туманы как неблагоприятный фактор для навигации», «Снежные лавины». Как вы думаете, какой именно доклад был сделан каждым из участников конференции? Кто из участников мог заинтересоваться докладом своих коллег, и каким именно?
|
объяснять особенности распространения опасных метеорологических природных явлений на территории страны;
|
|
7 | Школьник из Санкт-Петербурга написал письмо с описанием особенностей местного климата своему другу, который живёт в Улан-Удэ. Климат в нашем городе мягкий, очень влажный. Морозов сильных не бывает. Средние температуры даже самого холодного месяца не опускаются ниже −10 °С, часто бывают оттепели и температуры около 0 градусов. Лето прохладное, температура не поднимается выше 20 °С. Большая часть осадков выпадает летом и осенью. Какая климатограмма построена по данным метеонаблюдений в городе Санкт-Петербурге? Укажите в ответе букву, которой она обозначена
А. Б
По выбранной Вами климатограмме определите климатические показатели, характерные для климата Санкт-Петербурге, и заполните таблицу. Средняя температура воздуха, °С | Годовая амплитуда температур, °С | Сколько миллиметров осадков выпадает в июне, мм | Месяц, на который приходится наибольшее количество осадков | в январе | в июле | |
|
|
|
|
|
| выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
сравнивать особенности компонентов природы отдельных территорий страны;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий страны; |
| Личностные результаты |
1 |
Используя разные источники информации, подготовьте и обсудите в группе следующие презентации: "Воздействие климатических условий на жилище, одежду, питание, способы передвижения и здоровье человека", "Методы изучения и прогнозирования климатических явлений"
|
формулировать и аргументировать свою точку зрения относительно причин, наблюдаемых на территории России изменений климата;
объяснять особенности распространения опасных метеорологических природных явлений на территории страны;
|
овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач;
ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; |
2 | Подсчитайте, какие дополнительные затраты в зимний период приходиться учитывать : а) вашей семье; б) вашему населенному пункту; Сравните результаты вашей работы с результатами одноклассников. Сформулируйте выводы;
|
Использовать знания об основных факторах, определяющих климат России для объяснения особенностей климата отдельных регионов и своего края;
|
ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
|