Интеграция предметных областей в целях экологического воспитания.
статья по географии

Ярина Татьяна Ивановна

Межрегиональная научно-практическая конференция «Байкал – наше наследство»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Межрегиональная научно-практическая конференция

«Байкал – наше наследство»

Направление:

Секция 1. Современный урок о Байкале

- Интеграция предметных областей в целях экологического воспитания.

Доклад

Добрый день, уважаемые коллеги! Рады приветствовать Вас на межрегиональной научно-практической конференции «Байкал – наше наследство».

Хотелось бы поделиться опытом работы на тему: «Интеграция предметных областей в целях экологического воспитания».

«Байкал – бесценный дар природы –

Да будет вечен на Земле»

А. Твардовский

1 Выступающий:

В год Байкала в школе №17 города Усолье – Сибирское состоялась методическая декада «Сибирь – Родина моя», которая прошла с 17.09.21 по 29.09.21, в формате интеграции предметов краеведения, русского языка, литературы, экологии, географии.

 «Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области».

Цель интеграции предметных областей:

-объединить знания из разных областей на равноправной основе, что обеспечивает школьнику целостное восприятие озеро Байкал как уникального природного объекта.

Задачи:

-организовать учебно-познавательную деятельность в форме сотрудничества взрослого и школьника;

-выявить увлеченных, творческих, талантливых детей;

-вовлечь учащихся в самостоятельную творческую деятельность;

-приобщить детей к освоению богатства духовной культуры;

-развивать нравственные качества учащихся.

В рамках методической декады было запланировано 14 мероприятий.

План декады

Мероприятие

Классы

20.09

Конкурс стихов о Сибирском крае, Байкале, Ангаре …

5-8

21.09

Викторина о Байкале ( заочная)

7-8

22.09

Экскурсия на Ангару, по старой части города Усолье-Сибирское.

Экскурсия в музей природы.

6

5

23.09

Мастер-класс: тестопластика – 6в.

6

24.09

Читаем вместе очерк В. Распутина «Путешествие омулевой бочки». Вопросы по произведению и рисунок.

6-8

27.09

Лекция «Современный Байкал»

10-11

20.09-30.09

Книжная выставка о Сибири и её жемчужине Байкале.

1-11

28.09

Кукольный спектакль «Легенды Байкала»

6

30.09

Познавательное мероприятие по экологии, истории Сибири «По следам цивилизации»

10-11

01.10

Классный час по охране природы, продукт – листовки.

7-8

20.09-30.09

Фотовыставка и выставка рисунков «Байкал глазами детей», фотозона

5-11

20.09-30.09

Конкурс рисунка «Сибирь-земля моя без края!».

5-11

01.10

Подведение итогов

1-11

Средство:

Формы проведения образовательной деятельности в условиях интеграции могут быть различны: путешествия, экскурсии, интересные встречи, наблюдения, экспериментирование, игровые проблемные ситуации.

Мы выбрали форму экомарафона в рамках методической декады учителей.

Экологическое воспитание школьников реализуется через образовательную область «познавательное развитие»: дети получают разнообразные знания через викторины,  квест- игру, экскурсию.

Одновременно реализуется и образовательная область «речевое развитие». Познавая природу Байкала, ребята интенсивно расширяют словарный запас: конкурс стихов, конкурс сочинений, чтение вслух отрывка произведения.

Экологическое воспитание успешно интегрируется и с образовательной областью «художественно-эстетического развития» детей: рисунки, листовки, роспись акриловыми красками по камням, театральное представление, прослушивание музыкальных произведений.

2 Выступающий:

Примеры интеграции

Литература и краеведение. Краеведческий поход до реки Ангара, чтение стихотворений, знакомство с легендой о Байкале.

Обратная связь: Данное мероприятие формирует  и развивает региональное самосознание (ученик должен знать свой край, литературу и культуру, осознавать место литературы и культуры своего края в общем литературном процессе).

Литература и география. Читаем вместе литературное произведение В. Распутина «Путешествие омулёвой бочки» (7-8 классы). Ничто не может так оживить урок, способствуя лучшему усвоению материала, как наглядность и стихотворная форма. Конкурс стихов о Сибирском крае, Байкале «Тебе, мой Байкал посвящаю»

Обратная связь: Данное мероприятие позволяет точно и ёмко создать образ территории, заставляет логически мыслить, пробуждает желание думать, работать, повышает интерес к изученной теме, делает уроки живыми и запоминающимися. 

География и биология. Познавательная программа «Современный Байкал» для 10-11 классов. Развиваем основные понятия: экосистема, биотические связи, эндемики, экологические проблемы.

Обратная связь: Данный урок позволяет вникнуть в процесс познания, учит находить взаимосвязи, расширяет его информативную ёмкость, способствует развитию интереса к предметам.

Библиотечный урок "Байкал – жемчужина Сибири" и экология (6-7 классы). Изучая Байкал, узнаешь много нового и интересного, проблемного. 

Обратная связь: Географическое положение и резко континентальный климат Байкала, знакомятся с легендой о Байкале, экологическими проблемами озера.

Библиотечный урок «Мы живем на Иркутской земле» и география (5 класс). Знакомим с понятиями: население Байкала, «земляк», «сибиряк», «коренной народ», «Прибайкалье».

Обратная связь: приобрели знания о коренных народах Прибайкалья, демографических проблемах региона.

История и география. Познавательное мероприятие «По следам цивилизации» знакомит учащихся 10-11 классов с природой Прибайкалья, древними стоянками человека, на примере села Мальта, с работами В. Шаманского (усольский краевед, историк, публицист).

3 Выступающий:

Результат методической декады

-дети проявили творческие способности;

-расширили кругозор;

-самостоятельно создавали алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-провели поиск и оформление информации;

-участвовали в коллективном обсуждении проблем;

-строили продуктивное взаимодействие между сверстниками.

Вывод: элементы экологического воспитания можно включать в любую образовательную область, как того требуют новые ФГОС, для этого педагогу нужно проявить фантазию и профессионализм.   Тогда интеграция образовательных областей с экологией, которая проходит через многообразие видов деятельности, будет накапливать знания  как маленькие кирпичики огромного здания, под названием экологическая культура.
 

Интегрированные мероприятия чаще всего проводится с целью изучения, закрепления и обобщения материала по определённой теме, например, теме «2021 – год Байкала». На интегрированных мероприятиях ученики учатся понимать прекрасное, ценить красоту жизни, беречь добрые отношения между людьми. Следовательно, создание таких уроков, мероприятий помогает сформировать у ребёнка систему нравственных ценностей и идеалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы интеграции предметной области естествознания и урок физики в основной школе

Проблемы интеграции предметной области естествознания и урок физики в основной школе...

Формирование метапредметных умений в аспекте интеграции различных предметных областей на уроках математики при подготовке к ЕГЭ.

В работе рассмотрены особенности интегрированного урока, виды, планируемые результаты, примеры проведения интегрированных уроков....

Интеграция христианских духовных ценностей в учебный предмет «Литература» в 5 классе в условиях реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Краткая аннотация работы В методической разработке рассматривается актуальный вопрос об изучении религиозных знаний, основ православной культуры, христианских духовных ценностей в светской школе через...

Итоговая аттестационная (проектная) работа. Интеграция на уроках предметной области «Искусство» как средство формирования метапредметной компетентности учащихся

Современное общество – это общество всеобщей информатизации. Интернет является неотъемлемой частью нашей жизни. В связи с этим вновь возникает вопрос о том, как работать со знанием. Информационн...

Проектная работа с интеграцией в предметные области физики и информатики с реализацией проекта в техническом моделировании на тему: «Робот - спасатель»

Проектная работас интеграцией в предметные области физики и информатики среализацией проекта в техническом моделировании на тему:«Робот - спасатель»...