Интеграция предметных областей в целях экологического воспитания.
статья по географии
Межрегиональная научно-практическая конференция «Байкал – наше наследство»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Межрегиональная научно-практическая конференция
«Байкал – наше наследство»
Направление:
Секция 1. Современный урок о Байкале
- Интеграция предметных областей в целях экологического воспитания.
Доклад
Добрый день, уважаемые коллеги! Рады приветствовать Вас на межрегиональной научно-практической конференции «Байкал – наше наследство».
Хотелось бы поделиться опытом работы на тему: «Интеграция предметных областей в целях экологического воспитания».
«Байкал – бесценный дар природы –
Да будет вечен на Земле»
А. Твардовский
1 Выступающий:
В год Байкала в школе №17 города Усолье – Сибирское состоялась методическая декада «Сибирь – Родина моя», которая прошла с 17.09.21 по 29.09.21, в формате интеграции предметов краеведения, русского языка, литературы, экологии, географии.
«Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области».
Цель интеграции предметных областей:
-объединить знания из разных областей на равноправной основе, что обеспечивает школьнику целостное восприятие озеро Байкал как уникального природного объекта.
Задачи:
-организовать учебно-познавательную деятельность в форме сотрудничества взрослого и школьника;
-выявить увлеченных, творческих, талантливых детей;
-вовлечь учащихся в самостоятельную творческую деятельность;
-приобщить детей к освоению богатства духовной культуры;
-развивать нравственные качества учащихся.
В рамках методической декады было запланировано 14 мероприятий.
План декады
№ | Мероприятие | Классы |
20.09 | Конкурс стихов о Сибирском крае, Байкале, Ангаре … | 5-8 |
21.09 | Викторина о Байкале ( заочная) | 7-8 |
22.09 | Экскурсия на Ангару, по старой части города Усолье-Сибирское. Экскурсия в музей природы. | 6 5 |
23.09 | Мастер-класс: тестопластика – 6в. | 6 |
24.09 | Читаем вместе очерк В. Распутина «Путешествие омулевой бочки». Вопросы по произведению и рисунок. | 6-8 |
27.09 | Лекция «Современный Байкал» | 10-11 |
20.09-30.09 | Книжная выставка о Сибири и её жемчужине Байкале. | 1-11 |
28.09 | Кукольный спектакль «Легенды Байкала» | 6 |
30.09 | Познавательное мероприятие по экологии, истории Сибири «По следам цивилизации» | 10-11 |
01.10 | Классный час по охране природы, продукт – листовки. | 7-8 |
20.09-30.09 | Фотовыставка и выставка рисунков «Байкал глазами детей», фотозона | 5-11 |
20.09-30.09 | Конкурс рисунка «Сибирь-земля моя без края!». | 5-11 |
01.10 | Подведение итогов | 1-11 |
Средство:
Формы проведения образовательной деятельности в условиях интеграции могут быть различны: путешествия, экскурсии, интересные встречи, наблюдения, экспериментирование, игровые проблемные ситуации.
Мы выбрали форму экомарафона в рамках методической декады учителей.
Экологическое воспитание школьников реализуется через образовательную область «познавательное развитие»: дети получают разнообразные знания через викторины, квест- игру, экскурсию.
Одновременно реализуется и образовательная область «речевое развитие». Познавая природу Байкала, ребята интенсивно расширяют словарный запас: конкурс стихов, конкурс сочинений, чтение вслух отрывка произведения.
Экологическое воспитание успешно интегрируется и с образовательной областью «художественно-эстетического развития» детей: рисунки, листовки, роспись акриловыми красками по камням, театральное представление, прослушивание музыкальных произведений.
2 Выступающий:
Примеры интеграции
Литература и краеведение. Краеведческий поход до реки Ангара, чтение стихотворений, знакомство с легендой о Байкале.
Обратная связь: Данное мероприятие формирует и развивает региональное самосознание (ученик должен знать свой край, литературу и культуру, осознавать место литературы и культуры своего края в общем литературном процессе).
Литература и география. Читаем вместе литературное произведение В. Распутина «Путешествие омулёвой бочки» (7-8 классы). Ничто не может так оживить урок, способствуя лучшему усвоению материала, как наглядность и стихотворная форма. Конкурс стихов о Сибирском крае, Байкале «Тебе, мой Байкал посвящаю»
Обратная связь: Данное мероприятие позволяет точно и ёмко создать образ территории, заставляет логически мыслить, пробуждает желание думать, работать, повышает интерес к изученной теме, делает уроки живыми и запоминающимися.
География и биология. Познавательная программа «Современный Байкал» для 10-11 классов. Развиваем основные понятия: экосистема, биотические связи, эндемики, экологические проблемы.
Обратная связь: Данный урок позволяет вникнуть в процесс познания, учит находить взаимосвязи, расширяет его информативную ёмкость, способствует развитию интереса к предметам.
Библиотечный урок "Байкал – жемчужина Сибири" и экология (6-7 классы). Изучая Байкал, узнаешь много нового и интересного, проблемного.
Обратная связь: Географическое положение и резко континентальный климат Байкала, знакомятся с легендой о Байкале, экологическими проблемами озера.
Библиотечный урок «Мы живем на Иркутской земле» и география (5 класс). Знакомим с понятиями: население Байкала, «земляк», «сибиряк», «коренной народ», «Прибайкалье».
Обратная связь: приобрели знания о коренных народах Прибайкалья, демографических проблемах региона.
История и география. Познавательное мероприятие «По следам цивилизации» знакомит учащихся 10-11 классов с природой Прибайкалья, древними стоянками человека, на примере села Мальта, с работами В. Шаманского (усольский краевед, историк, публицист).
3 Выступающий:
Результат методической декады
-дети проявили творческие способности;
-расширили кругозор;
-самостоятельно создавали алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-провели поиск и оформление информации;
-участвовали в коллективном обсуждении проблем;
-строили продуктивное взаимодействие между сверстниками.
Вывод: элементы экологического воспитания можно включать в любую образовательную область, как того требуют новые ФГОС, для этого педагогу нужно проявить фантазию и профессионализм. Тогда интеграция образовательных областей с экологией, которая проходит через многообразие видов деятельности, будет накапливать знания как маленькие кирпичики огромного здания, под названием экологическая культура.
Интегрированные мероприятия чаще всего проводится с целью изучения, закрепления и обобщения материала по определённой теме, например, теме «2021 – год Байкала». На интегрированных мероприятиях ученики учатся понимать прекрасное, ценить красоту жизни, беречь добрые отношения между людьми. Следовательно, создание таких уроков, мероприятий помогает сформировать у ребёнка систему нравственных ценностей и идеалов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы интеграции предметной области естествознания и урок физики в основной школе
Проблемы интеграции предметной области естествознания и урок физики в основной школе...
Формирование метапредметных умений в аспекте интеграции различных предметных областей на уроках математики при подготовке к ЕГЭ.
В работе рассмотрены особенности интегрированного урока, виды, планируемые результаты, примеры проведения интегрированных уроков....
Интеграция христианских духовных ценностей в учебный предмет «Литература» в 5 классе в условиях реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Краткая аннотация работы В методической разработке рассматривается актуальный вопрос об изучении религиозных знаний, основ православной культуры, христианских духовных ценностей в светской школе через...
Мастер-класс «Интеграция предметной области ОДНКР в предметы естественнонаучного цикла»
Разработка мастер - класса....
Итоговая аттестационная (проектная) работа. Интеграция на уроках предметной области «Искусство» как средство формирования метапредметной компетентности учащихся
Современное общество – это общество всеобщей информатизации. Интернет является неотъемлемой частью нашей жизни. В связи с этим вновь возникает вопрос о том, как работать со знанием. Информационн...
Проектная работа с интеграцией в предметные области физики и информатики с реализацией проекта в техническом моделировании на тему: «Робот - спасатель»
Проектная работас интеграцией в предметные области физики и информатики среализацией проекта в техническом моделировании на тему:«Робот - спасатель»...