Маршрутные листы как основа для подготовки к зачету
статья по географии (5 класс)
Маршрутные листы помогают для подготовки к зачетным контрольным работам. В них указывается когдв пройдут зачетные работы, вопросы к контрольной работе и параграфы учебников для подготовки. Оценивание зачета по баллам в 15 балльной системе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Маршрутные листы как основа для подготовки к зачету
“Все наши замыслы,
все поиски и построения превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться”.
В.А.Сухомлинский.
Аннотация:
В статье дается рекомендации по созданию маршрутного листа, а также примеры разных видов маршрутных листов по географии. Маршрутный лист программа действий на уроке и алгоритм подготовке к зачету по географии. Маршрутный лист, зачет по географии.
«В условиях реализации ФГОС основного общего образования, требующего построения процесса обучения школьников с позиций системно-деятельностного похода, педагоги нуждаются в методической помощи по освоению и практическому воплощению технологий формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих сущность заявленного в стандарте подхода».[3]
Как активизировать ученика на работу на уроке, как пробудить его интерес к активной деятельности? Как помочь обучающемуся, самостоятельно освоить материал темы? Как сформировать у него умение учиться? У каждого учителя есть много интересных приёмов, которые позволяют ученику усваивать, воспринимать материал и развивать интерес к предмету. Удачной находкой для подготовки обучающихся, к контрольной работе, стал маршрутный лист.
«Что такое “Маршрутный лист”? Это программа действий ученика по самостоятельному изучению материала урока. В маршрутный лист включается алгоритмизированная система заданий – действий, направленных на усвоение учебной темы от репродукции к творческим действиям… Маршрутные листы предполагают продвижение учащихся к единой цели индивидуальными путями – маршрутами различной степени сложности, это как договор, контракт на работу между учителем и учеником». [2] Маршрутный лист – список заданий разного уровня сложности, учит ребёнка самостоятельности и ответственности.
Современная система образования оценивает УУД на зачетных работах, и маршрутный лист помогает школьнику проверить их степень сформированности.
«Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»), состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. Формирование любого умения проходит через следующие этапы:
1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.
2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.
3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль, коррекция.
4. Контроль».[1]
Учитель на одном из уроков ставит проблему, умения планировать свою деятельность и вводит соответствующий алгоритм. Данный алгоритм разрабатывается вместе с учащимися и может принимать различные формы (однако полученная форма алгоритма должна быть согласована со всеми учителями средней школы). Алгоритм планирования может иметь следующий вид:
Чтобы спланировать свою работу можно:
|
В планировании работы над любой темой любого школьного предмета помогает маршрутный лист. Наши рекомендации (школы 104): мы несколько иначе, по-своему понимаем Маршрутный лист:
- Упрощенно: это конкретные, четкие вопросы, задания на зачет. Вопросы и задания конкретнее, уже чем все изученные вопросы, то есть учитель акцентирует внимание на главном.
- Важна дифференциация: что, сколько на «3» -«4», на «5», то есть дается возможность выбора.
- Предлагаются задания: за страницами учебника, творческие задания, то есть возможность проявить себя, или задания повышенной сложности.
- В них могут быть советы, рекомендации как готовиться к зачету.
Требования к маршрутным листам к зачету.
1) Четкий, конкретный перечень вопросов.
2) Указаны страницы в учебнике, номера задачника.
3) Задания на базовый, повышенный, высокий уровень.
4) Возможно +1 балл – как поощрение за системный вклад (выступления, презентации, качественные домашние задания)
Маршрутный лист — список заданий разного уровня сложности. Выделим несколько уровней сложности:
1-й уровень — задания по образцу, «услышал — повторил», пересказ, решение простых задач, ответы на самые простые вопросы;
2-й уровень — умение применить знание в другой ситуации; умение сравнивать, видеть общее, высказывать предположения;
3-й уровень — это так называемые «нестандартные задания», на которые нет очевидного ответа, для решения которых необходимо построить в голове сложную комбинацию из знаний, полученных, возможно по разным школьным предметам; задания, требующие порой догадки, «озарения».
Маршрутный лист может быть на конкретный урок, а для подготовки к зачету маршрутный лист составляется по теме. Например, 5 класс Курс «Планета Земля». (Приложение 1,2,3). Применение маршрутных листов не только активизирует ученика, ставит его в активную позицию, но и формирует навыки самостоятельной работы и оценки своей деятельности.
Маршрутный лист на четверть предлагается в 5 классе, так как география преподается 1 час в неделю. На первом уроке учитель объясняет какие виды зачетных работ будут в течении 2х месяцев, а именно практическая работа, заполнение контурных карт и зачетная работа виде контрольного тестирования. В маршрутном листе указываются сроки и критерии оценивания. Например, тема «Развитие знаний о Земле» 5 класс.
(Приложение 1,4). Школьник видит все зачетные работы и планирует свою деятельность на уроках.
Маршрутный лист может быть на урок. Это программа действий обучающегося на занятии. Применение маршрутного листа ставит школьника в активную позицию поиска и преобразования информации по теме урока. В маршрутном листе находятся задания и самооценка работы на уроке. Такой маршрутный лист развивает у каждого ученика УУД, при этом учитель использует приемы формирующего оценивания. Например, тема «Развитие знаний о Земле» 5 класс, урок «Важнейшие географические открытия древности и Средневековья». (Приложение 2) Ученик самостоятельно работает на уроке и объективно оценивает свою работу, не боясь делать ошибки, а исправляет их при проверке заданий.
Маршрутный лист может быть на тему, при этом в нем указываются вопросы к зачету, пробные типовые задания и источники заданий на сайтах по подготовке к ОГЭ. Например, тема «Промышленность», 9 класс. (Приложение 3) В маршрутном листе указаны № заданий в тетради-экзаменаторе и похожие задания на сайте ФИПИ география. Обучающийся самостоятельно выбирает тренировочные задания при подготовке к зачетной работе, что позволяет успешно выполнить контрольное тестирование на зачете.
Таким образом, для реализации ФГОС по формированию УУД используются маршрутные листы. Они помогают школьникам заниматься на уроке, тренироваться к зачету и объективно оценивать свои знания и умения, а также УУД. Применение маршрутных листов позволило повысить успеваемость обучающихся.
Список литературы:
- Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельного метода обучения «Школа 2000…». Методическое пособие / Под редакцией Л.Г.Петерсон. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2010.- 160 с.
- Сборник разработок «маршрутных листов» для дистанционного обучения учащихся начальной школы. Составитель Е.С.Есмагулова. – Уральск: Филиал ЦПМ, 2020. – 38с.
- Горбатова О.Н. Технология создания маршрутных листов к урокам географии. Интернет ресурс. https://ospu.ru/userfiles/ufiles/E_book/sov_urok1/aa19.pdf.
- Дьяконицина Е.Д. Использование современных подходов к оцениванию на уроках географии. Интернет ресурс. https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-sovremenyh-podhodov-k-ocenivaniyu-na-urokah-geografi.html.
- Кузьмичева Е.Н. Создание и применение маршрутных листов на уроках географии. Интернет ресурс. https://multiurok.ru/files/sozdaniie-i-primienieniie-marshrutnykh-listov-na-u.html.
Приложение 1
Маршрутный лист №1 Тема «Развитие географических знаний о Земле»
Сентябрь
№ | Темы уроков | Работа с контурной картой С. 6-7 | Критерии оценивания |
1 | Древний Мир | Задание1: обозначить на контурной карте центры древних цивилизаций: 1.Древний Рим. 2. Древняя Греция. 3. Древний Египет. 4. Средняя Азия. 5. Древняя Индия. 6. Древний Китай | Выполнено 1 задание от 1 до 6 баллов. Выполнено 2 задания от 7-9 баллов. Выполнено 3 задания от 10-12 баллов. |
2 | Средневековье | Задание 2: нанести на контурную карту маршрут А.Никитина. Задание3: нанести на контурную карту маршрут Х.Колумба |
Октябрь
№ | Тема урока | Практическая работа №1 «Создание презентации «Великие путешественники» | Критерии оценивания |
3 | Великие географические открытия | Задание 1: заполнить таблицу Тетрадь- тренажер с.11 задание №3 | Выполнено задание 1 от1-6 баллов. Выполнено 2 задания от 7-11 баллов. Выполнено 3 задания от 12-15 баллов. |
4 | Новое время | Задание 2: ответы на вопросы Тетрадь-тренажер с.10 задание №1 | |
5 | Современные географические исследования | Задание 3 (по желанию): Создание презентации «Великий российский путешественник»7 слайдов |
Ноябрь
№ | Тема урока | Тест по теме 15 заданий | Критерии оценивания |
6 | Зачет по теме «Развитие географических знаний о Земле | Какой вклад в изучении географии (науки, открытия, даты) внесли: Аристотель, Страбон, Птолемей, Марко Поло, Х.Колумб, А.Никитин, Васко да Гама, Ф.Магеллан, Ф.Дрейк, А.Тасман, Джеймс Кук, Ф.Беллинсгаузен, И.Крузенштерн, Р.Пири, Р.Амундсен. | 1 задание теста оценивается в 1 балл. Выполнено 15 заданий отметка 15 баллов |
Подготовка к зачету:
- Прочитать §2-9 и найти в тексте ответы на вопросы в конце параграфа.
- Прочитать ЛОК в тетради по географии по данной теме.
Приложение №2
Маршрутный лист ученика
«Важнейшие географические открытия древности и Средневековья».
- Заполните таблицу:
Ученый, путешественник | Где побывал и когда | Географические открытия | Самооценка |
Геродот | |||
Пифей | |||
Эратосфен | |||
Марко Поло | |||
Бартоломео Диаш | |||
Васко да Гама |
2. Выполняют задание на контурной карте.
- Материки, известные в древности, подчеркните красным цветом, а материки известные в Средние века, подчеркните зеленым цветом.
- Обозначьте маршруты путешественников Средневековья на контурной карте.
3.Оцените свою работу. Критерии оценки: 2 балла полностью, 1 балл – частично, 0 баллов не сделано.
Ответ на вопросы учителя по новой теме | Работа с таблицей | Работа с контурной картой | Итоговая Оценка |
Приложение №3
9 класс тема «Промышленность России»
№ | Тема | Тетрадь-экзаменатор | ФИПИ ОГЭ открытый банк заданий раздел «География России» страница |
1 | Топливная промышленность | №1(верное утверждение), №2(анализ карты), №4 (место в мире по запасам и добычи топлива)), №14 ( объяснение факторов размещения) | 107, 110, 111, 114, 115 |
2 | Электроэнергетика | №5(география отрасли), №12 (анализ круговой диаграммы)) | 107, 108, 109, 110 |
3 | Машиностроение | №8(верное утверждение), №13 (установите соответствие между городами и факторами размещения) | 107, 108, 110, 115 |
4 | Металлургия | №6 (география отрасли), №7 (факторы размещения) | 108, 111, 112, 113 |
5 | Химическая промышленность | №3(верное утверждение), №9(экологические последствия), №11(отраслевой состав) | 113 |
6 | Лесная промышленность | №10 (отраслевой состав) | 111, 113, 115 |
Приложение №4
Маршрутный лист по теме «Объекты политической карты мира»
10 класс углубленный уровень
- Прочитать §19-25.
- Выучить определения Листа контроля №1(записаны в тетради в начале темы).
- Показывать монархии на политической карте у доски (повтори в Атласе на с.4 - 29 стран)
Базовый уровень заданий:
- Состав территории ( перечень ).
- Схема «Форма правления и Устройства территорий».
- Примеры 5 стран монархий, республик, самопровозглашенных государств, подмандатных территорий, с неопределенным статусом.
Повышенный уровень заданий:
- Качественные и количественные изменения на карте мира (примеры и причины).
- Современные межгосударственные конфликты.(Страны, причины, года)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вопросы для подготовки к зачету по теме "Санкт–Петербург после Петра Первого (1725–1762гг)"
В данном материале содержатся вопросы для подготовки к зачету по теме Санкт–Петербург после Петра Первого (1725 – 1762) Использованы материалы учебника Л.К Ермолаевой «Санкт-Петербург, истор...
Подготовка к зачету
как готовиться к зачету...
Вопросы для подготовки к зачету по теме "Древнерусское государство в IX-нач. XII вв""
Опорные вопросы для подготовки к зачету (10 класс)...
Методические рекомендации по подготовке к зачету по УД Экологические основы природопользования
Изучение учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" завершается зачетом. Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарски...
Справочный материал для подготовки к зачету по теме "История на страницах фольклора" (8 класс по программе Т.Ф.Курдюмовой)
Справочный материал для подготовки к зачету по теме "История на страницах фольклора" поможет учителю и ученику систематизировать знания по предложенной теме....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Основы огневой подготовки» (методические рекомендации для старших воспитателей и воспитателей учебных курсов по подготовки к проведению занятий по дисциплине «Основы огневой подготовки» в системе дополнительного образования)
1.Пояснительная записка. Методическая разработка представляет опыт педагогической деятельности, который может быть использован воспитателями, преподавателями в практической работе образовательног...
06.06.2020 МЖКХ1 Основы делового общения Дифференцированный зачет
Ответить на вопросы теста...