"Мир вокруг нас" , проект по географии
учебно-методический материал по географии
Социально значимый проект "Мир вокруг нас". Цель проекта:развитие экологической культуры обучающихся и жителей города через личное участие в природоохранной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-znachimyy_proekt_mir_vokrug_nas.doc | 190.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа
Социально значимый проект
«Мир вокруг нас»
Выполнили учащиеся
5- 8 классов
под руководством
учителя географии
Пастуховой И. В.
Когда ты делаешь добро,
Наград, не требуя за это,
Наградой будет лишь одно-
Твоя Земля в лучах рассвета!
Пусть чистым будет ЭкоДом!
В твоих руках судьба планеты!
Добром ответит на добро
Природа за заботу эту!
Е.Н.Залесская
Современное развитие российского государства, становление гражданского общества требует, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, способного к сотрудничеству, отличающегося мобильностью, динамизмом, обладающего чувством ответственности за свою страну.
Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков способствующих успешному сосуществованию личности в социальном пространстве.
Перед образовательными учреждениями теперь встает задача формирования гражданственности подрастающего поколения с помощью внедрения в педагогический процесс активных форм и методов обучения, способствующих развитию навыков решения разнообразных проблем. Одним из интенсивных методов включения молодого поколения в общественную жизнь является социальное проектирование.
Актуальность проекта:
Повторяют все: "Экология!
Смерть лесов, загрязнение рек!"
Но греховную идеологию
Не желает сменить человек.
Здесь нитраты,
А там радиация,
В водах разных бактерий полно,
Словно вся наша цивилизация
На себя ополчилась войной.
И, читая газетные новости,
Всё страшнее становится жить.
Мы несёмся стремительно
К пропасти,
Продолжая губить и крушить.
(Н. А. Стычинская)
В XXI веке проблемы сохранения окружающей среды занимают ведущее место среди глобальных проблем современности. Одной из важнейших причин экологического неблагополучия является отсутствие экологического сознания и экологической культуры у людей. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. От разума и мудрости человечества зависит быть нам жителями планеты в будущем или нет. А если мыслить не в глобальных масштабах, а на уровне населенного пункта? На улицах нашего села много мусора. Гибнут памятники природы. Что могут сделать в этой ситуации школа, общественность, простые жители села? По возможности стремиться поднимать экологическую культуру и практическими делами исправлять создавшуюся ситуацию. Для этого и был разработан социально значимый проект «Мир вокруг нас».
Проблема проекта:
Каждый человек имеет право на обеспечение благоприятной окружающей среды. Все мы хотим оставить будущим поколениям чистый воздух, почву, незагрязненные водоемы, красивые города и села. Как научить людей, а особенно современных подростков и молодых людей поддерживать это зыбкое экологическое равновесие на нашей земле?
На пути решения данной проблемы встречается противоречие:
По результатам педагогического наблюдения в рамках уроков и внеклассных мероприятий, проведенного опроса обучающиеся знают и понимают: что такое экология; экологические факторы; о мощном влиянии антропогенных факторов на экологию.
Но,
• эти знания поверхностны и малоинтересны для них;
• об экологических проблемах города Велижа знают лишь на основе собственных наблюдений;
• экологическое самосознание обучающихся сформировано недостаточно;
• в большей степени превалирует потребительское отношение к природе;
• обучающиеся с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своем мироощущении расстояние от «Я – природа» до «Я и природа».
Цель проекта:
развитие экологической культуры обучающихся и жителей города через личное участие в разных видах природоохранной деятельности
Задачи:
1. Акцентировать внимание участников проекта на экологических проблемах города и возможных путях их решения.
2. Развивать познавательные умения обучающихся при овладении исследовательскими методами познания природы.
3. Способствовать формированию:
• активной жизненной позиции обучающихся и жителей города в процессе практической деятельности по охране окружающей среды;
• инициативной, компетентной и деятельной личности с развитым чувством долга за состояние окружающей природной среды;
• практических навыков коллективной работы и взаимопомощи через организацию целенаправленных и продуктивных форм взаимодействия;
• чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
4. Способствовать созданию экологически благоприятной среды на территории города посредством организации практической природоохранной деятельности.
Участники проекта: обучающиеся школы, педагоги, родители, жители города.
Время реализации: 2019-2021 г
Тип проекта: социально значимый
практико-ориентированный
Социальная значимость проекта:
● участие обучающихся в социально значимом деле;
● развития коммуникативных и личностных качеств обучающихся;
● накопление детьми опыта гражданского поведения в обществе;
● усвоение обучающимися социальных ролей;
● снижение напряженности межличностных отношений среди обучающихся;
● воспитание экологической культуры.
Формы реализации проекта:
- Предметная деятельность.
- Исследовательская и проектная деятельность.
- Внеклассные мероприятия.
- Участие в различных акциях, конкурсах экологической направленности.
- Практическая деятельность.
Условия реализации:
- Педагогическое влияние на личность обучающихся в процессе деятельности.
- Личностная заинтересованность обучающихся в решении данной проблемы.
- Неформальный подход к реализации проекта с целью оптимизации взаимодействия всех его участников.
- Включенность в реализацию мероприятий проекта различных слоев общества.
Критерии эффективности проекта:
•актуальность проблемы,
•реализуемость и жизнеспособность проекта,
•посильность задач для участников проекта,
•уровень активности участников проекта в его реализации,
•широта охвата проектом обучающихся, а также различных групп населения села.
Методы изучения результативности:
•фото- и видеоматериалы о ходе реализации проекта;
•наблюдение, анкетирование
Ожидаемые результаты:
- Социализация обучающихся, а точнее развитие социальной компетенции через включение их в социально значимую деятельность
- Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры.
- Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности обучающихся, предоставление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения.
- Повышение уровня индивидуальных достижений обучающихся в образовательных областях, к которым у них есть способности, интерес.
- Проявление гуманных чувств к природе и ко всему живому.
- Повышение уровня владения обучающихся общепредметными и социальными компетенциями.
- Удовлетворенность участников проекта своей деятельностью.
Этапы проекта:
- Подготовительный
- Основной
- Аналитический
Модель социального партнерства:
План поэтапной реализации проекта
Первый этап | 1. Изучение научно-методической литературы по данной проблеме 2. Диагностика уровня экологической культуры обучающихся |
Второй этап | 1. Определение этапов и сроков реализации проекта; 2. Разработка тематического планирования , составление поурочного планирования с учетом экологической направленности; 3. Составление плана внеклассных мероприятий и практической деятельности по охране природы. |
Третий этап |
|
На первом этапе была изучена литература:
- Буковская, Г.В. Формирование экологической культуры школьников. Тамбов, 1999.
- Виноградова Н.Ф. «Дети, взрослые и мир вокруг». - М.: «Просвещение», 1993.
- Голованова Е.Н. Проектная деятельность как система становления экологической культуры школьников http://yaroslavl.ecologyandculture.ru/index.php?cnt=89
- Кашина Е.В. Воспитание экологической культуры учащихся через научно-исследовательскую деятельность http://yaroslavl.ecologyandculture.ru/index.php?cnt=160
- Кашлев С.С., Глазачев С.Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: Пособия для учителя. – М.: Горизонт, 2000.
- Федосеева П.Г. «Система работы по экологическому воспитанию». – М.: Издательство «Корифей», 2008.
- Флеенко А. В. Формирование экологической культуры школьников.Москва, 2009.
Было проведено анкетирование по методике Глазачева С.Н. «Выявление экологической культуры обучающихся»:
1. Убеждены ли Вы в необходимости сохранения природы? Почему?
2. Проявляете ли Вы интерес к экологическим проблемам? В чём это выражается?
2. Назовите ведущие экологические проблемы мира.
3. Что такое экология?
4. Что такое охрана природы?
5. Каковы правила поведения человека в природе?
6. Какую ценность имеет природа для человека, для вас лично?
7.Испытываете ли Вы потребность в постоянном общении с природой?
8. Какие экологические, природоохранные дела проводились в нашей школе?
9. Что Вы сделали и что смогли бы ещё сделать полезного по защите природы?
10. Как Вы оцениваете уровень своей экологической культуры?
- имею низкий уровень
- имею средний уровень
- имею высокий уровень
- затрудняюсь определить
Мероприятия по реализации проекта
№ п\п | Этапы и содержание работы | Сроки |
I | Организационно – подготовительный этап. | Сентябрь-декабрь 2019 г. |
1.1 | Изучение современных подходов к решению экологических проблем. | |
1.2 | Изучение научно-методической литературы по данной проблеме | |
1.3 | Выявление экологических проблем города Велижа | |
1.4 | Диагностика уровня экологической культуры обучающихся | |
1.5 | Определение и привлечение круга социальных партнёров к реализации проекта | |
II | Основной этап | Январь- май 2020 Сентярь- декабрь 2021 |
2.1 | Предметная деятельность
обучающихся. | В течение всего периода |
2.2 | Внеклассные мероприятия
| В течение всего периода |
III | Аналитический этап. 1.Практический выход 2.Повторная диагностика уровня экологической культуры обучающихся 3.Анализ результативности проекта. Вывод. | Январь-май 2021 |
Перспективы развития проекта
- Дальнейшая реализация проекта
- Увеличение числа его участников
- Привлечение новых социальных партнеров и жителей города к природоохранным мероприятиям
- Трансляция опыта для других учебных заведений
Использованная литература:
- Виноградова Н.Ф. «Дети, взрослые и мир вокруг». - М.: «Просвещение», 1993.
- Голованова Е.Н. Проектная деятельность как система становления экологической культуры школьников http://yaroslavl.ecologyandculture.ru/index.php?cnt=89
- Кашина Е.В. Воспитание экологической культуры учащихся через научно-исследовательскую деятельность http://yaroslavl.ecologyandculture.ru/index.php?cnt=160
- Кашлев С.С., Глазачев С.Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: Пособия для учителя. – М.: Горизонт, 2000.
- Федосеева П.Г. «Система работы по экологическому воспитанию». – М.: Издательство «Корифей», 2008.
- Флеенко А. В. Формирование экологической культуры школьников.Москва, 2009.
Интернет-ресурсы:
http://www.greenpeace.org/russia/ru
http://www.alleng.ru/edu/ecolog1.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный проект по географии "Влияние погоды на самочувствие людей"
В ходе данного проекта учащиеся провели наблюдение за изменениями погоды и провели опрос окружающих, затем обобщили полученные данные и сделали вывод....
Проект по географии и физике "Водный голод планеты"
За годы существования человечества воды на Земле не стало меньше. Однако резко возрастает потребность людей в воде. Потребляя все больше чистой воды, человек возвращает природе загрязненные...
Проект урока географии в малокомплектной школе. География 8 и 9 класс. Природа регионов России. Особенности населения и хозяйства Архангельской области.
Тема урока географии в 8 классе "Природа регионов России". 9 класс- "Особенности населения и хозяйства Архангельской области....
Симметрия вокруг нас (проект)
«Симметрия является той идеей, посредствомкоторой, человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство».С симметрией мы встречаемся везде – в природе, технике, ...
Математика вокруг нас (проект "Как мы учим и знаем математику")
Исследовательская работа на тему "Как мы учим и знаем математику"...
Проект по географии «География - основа многих профессий» выполнил ученик 7 класса Казанжи Иван
Вот уже третий год мы изучаем такой предмет как география. В 5 и 6 классах я работал над проектами по этому предмету. Но часто я слышал разговоры о том зачем же нужен нам этот предмет. Из моего ...
Школьный проект. Проект по географии.
Материал о проектной деятельности . Совместные проекты с учениками....