"Мир вокруг нас" , проект по географии
учебно-методический материал по географии

Социально значимый проект "Мир вокруг нас". Цель проекта:развитие экологической культуры обучающихся и жителей города через личное участие в природоохранной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialno-znachimyy_proekt_mir_vokrug_nas.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа

Социально  значимый проект

«Мир вокруг нас»

Выполнили учащиеся

5- 8 классов

под руководством

учителя географии

Пастуховой И. В.

     Когда ты делаешь добро,

Наград, не требуя за это,

Наградой будет лишь одно-

Твоя Земля в лучах рассвета!

Пусть чистым будет ЭкоДом!

В твоих руках судьба планеты!

Добром ответит  на добро

Природа за заботу эту!

Е.Н.Залесская

Современное развитие российского государства, становление гражданского общества требует, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, способного к сотрудничеству, отличающегося мобильностью, динамизмом, обладающего чувством ответственности за свою страну.

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков способствующих успешному сосуществованию личности в социальном пространстве.

Перед образовательными учреждениями теперь встает задача формирования гражданственности подрастающего поколения  с помощью внедрения в педагогический процесс активных форм и методов обучения, способствующих развитию  навыков решения разнообразных проблем. Одним из интенсивных методов включения молодого поколения в общественную жизнь является социальное проектирование.

 

Актуальность проекта:

Повторяют все: "Экология!
Смерть лесов, загрязнение рек!"
Но греховную идеологию
Не желает сменить человек.
Здесь нитраты,
А там радиация,
В водах разных бактерий полно,
Словно вся наша цивилизация
На себя ополчилась войной.
И, читая газетные новости,
Всё страшнее становится жить.
Мы несёмся стремительно
К пропасти,
Продолжая губить и крушить.

(Н. А. Стычинская)                                                

В XXI веке проблемы сохранения окружающей среды занимают ведущее место среди глобальных проблем современности. Одной из важнейших причин экологического неблагополучия является отсутствие экологического сознания и экологической культуры у людей. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.  От разума и мудрости человечества зависит быть нам жителями планеты  в будущем или нет. А если мыслить не в глобальных масштабах, а на уровне населенного пункта? На улицах нашего села много мусора. Гибнут памятники природы. Что могут сделать в этой ситуации школа,  общественность, простые жители села? По возможности стремиться поднимать экологическую культуру и практическими делами исправлять создавшуюся ситуацию. Для этого и был разработан социально значимый проект «Мир вокруг нас».

        Проблема проекта:

Каждый человек имеет право на обеспечение благоприятной окружающей среды. Все мы хотим оставить будущим поколениям чистый воздух, почву, незагрязненные водоемы, красивые города и села. Как научить людей, а особенно современных подростков и молодых людей поддерживать это зыбкое экологическое равновесие на нашей земле? 

На пути решения данной проблемы встречается противоречие:

По  результатам педагогического наблюдения в рамках уроков и внеклассных мероприятий, проведенного опроса обучающиеся знают и понимают: что такое экология; экологические факторы; о мощном влиянии антропогенных факторов на экологию.

 Но,

• эти знания поверхностны и малоинтересны для них;

• об экологических проблемах города Велижа знают лишь на основе собственных наблюдений;

• экологическое самосознание обучающихся сформировано недостаточно;

 • в большей степени превалирует потребительское отношение к природе;

• обучающиеся с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своем мироощущении расстояние от «Я – природа» до «Я и природа». 

Цель проекта:

развитие экологической культуры обучающихся и жителей города через личное участие в разных видах природоохранной деятельности

Задачи:

1. Акцентировать внимание участников проекта на экологических проблемах города и возможных путях их решения.

2. Развивать познавательные умения обучающихся при овладении исследовательскими методами познания природы.

3. Способствовать формированию:

• активной жизненной позиции обучающихся  и жителей города в процессе практической деятельности по охране окружающей среды;

• инициативной, компетентной и деятельной личности с развитым чувством долга за состояние окружающей природной среды;

 • практических навыков коллективной работы и взаимопомощи через организацию целенаправленных и продуктивных форм взаимодействия;

• чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

4. Способствовать созданию экологически благоприятной среды на территории города  посредством организации практической природоохранной деятельности. 

Участники проекта: обучающиеся школы, педагоги, родители, жители города.

Время реализации: 2019-2021 г

Тип проекта: социально значимый

                   практико-ориентированный

Социальная значимость проекта:

● участие обучающихся в социально значимом деле;

● развития коммуникативных и личностных качеств обучающихся;

● накопление детьми опыта гражданского поведения в обществе;

● усвоение обучающимися социальных ролей;

● снижение напряженности межличностных отношений среди обучающихся;

● воспитание экологической культуры.

Формы реализации проекта:

  1. Предметная деятельность.
  2. Исследовательская и проектная деятельность.
  3. Внеклассные мероприятия.
  4. Участие в различных акциях, конкурсах экологической направленности.
  5. Практическая деятельность.

Условия реализации:

  1. Педагогическое влияние на личность обучающихся в процессе деятельности.
  2. Личностная заинтересованность обучающихся в решении данной проблемы.
  3. Неформальный подход к реализации проекта с целью оптимизации взаимодействия всех его участников.
  4. Включенность в реализацию мероприятий проекта различных слоев общества.

Критерии эффективности проекта:

актуальность проблемы,

•реализуемость и жизнеспособность проекта,

•посильность задач для участников проекта,

•уровень активности участников проекта в его реализации,

•широта охвата проектом обучающихся, а также различных групп населения села.

Методы изучения результативности:

•фото- и видеоматериалы о ходе реализации проекта;

•наблюдение, анкетирование

 

Ожидаемые результаты:

  1. Социализация обучающихся, а точнее развитие социальной компетенции через включение их в социально значимую деятельность
  2. Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры.
  3. Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности обучающихся, предоставление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения.
  4. Повышение уровня индивидуальных достижений обучающихся в образовательных областях, к которым у них есть способности, интерес.
  5. Проявление гуманных чувств к  природе и ко всему живому.
  6. Повышение уровня владения обучающихся общепредметными и социальными компетенциями.
  7. Удовлетворенность участников проекта своей деятельностью.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный
  2. Основной
  3. Аналитический

Модель социального партнерства:

        

План поэтапной реализации проекта

Первый этап

1.    Изучение научно-методической литературы по данной проблеме

2.    Диагностика уровня экологической культуры обучающихся

Второй этап

1.  Определение этапов и сроков реализации проекта;

2.  Разработка тематического планирования , составление поурочного планирования  с учетом экологической направленности;

3.  Составление плана внеклассных мероприятий и практической деятельности по охране природы.

Третий этап

  1. Практический выход
  2. Повторная диагностика уровня экологической культуры обучающихся
  3. Анализ результативности проекта. Вывод.

 На первом этапе  была изучена литература:

  1. Буковская, Г.В. Формирование экологической культуры школьников. Тамбов, 1999.
  2.  Виноградова Н.Ф. «Дети, взрослые и мир вокруг». - М.: «Просвещение», 1993.
  3. Голованова Е.Н. Проектная деятельность как система становления экологической        культуры школьников   http://yaroslavl.ecologyandculture.ru/index.php?cnt=89 
  4. Кашина Е.В.  Воспитание экологической культуры учащихся через научно-исследовательскую деятельность http://yaroslavl.ecologyandculture.ru/index.php?cnt=160 
  5. Кашлев С.С., Глазачев С.Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: Пособия для учителя. – М.: Горизонт, 2000.
  6. Федосеева П.Г. «Система работы по экологическому воспитанию». – М.: Издательство «Корифей», 2008.
  7. Флеенко А. В. Формирование экологической культуры школьников.Москва, 2009.

Было проведено анкетирование по методике Глазачева С.Н. «Выявление экологической культуры обучающихся»:

1. Убеждены ли Вы в необходимости сохранения природы? Почему?

2. Проявляете ли Вы интерес к экологическим проблемам? В чём это выражается?

2. Назовите ведущие экологические проблемы мира.

3. Что такое экология?

4. Что такое охрана природы?

5. Каковы правила поведения человека в природе?

6. Какую ценность имеет природа для человека, для вас лично?

7.Испытываете  ли  Вы  потребность  в  постоянном общении с природой?

8. Какие экологические, природоохранные дела проводились в нашей школе?

 9. Что Вы сделали и что смогли бы ещё сделать полезного по защите природы?

10.  Как Вы оцениваете уровень своей экологической культуры?

  • имею низкий уровень
  • имею средний уровень
  • имею высокий уровень
  • затрудняюсь определить

Мероприятия по реализации проекта

п\п

Этапы и содержание работы

Сроки

I

 Организационно – подготовительный этап.

Сентябрь-декабрь 2019 г.

1.1

Изучение современных подходов к решению экологических проблем.

1.2

Изучение научно-методической литературы по данной проблеме

1.3

Выявление экологических проблем города Велижа

1.4

Диагностика уровня экологической культуры обучающихся

1.5

Определение и привлечение круга социальных партнёров к реализации проекта

II

 Основной этап

Январь- май 2020

Сентярь- декабрь 2021

2.1

Предметная деятельность

  • Разработка   системы уроков экологической направленности.
  • Проектно-исследовательская деятельность

          обучающихся.

В течение всего периода

2.2

Внеклассные мероприятия

  1. День птиц
  2. День Земли
  3. Экологический турнир
  4. «Мир вокруг нас»
  5. «Спасем планету от мусора»
  6. Всемирный день здоровья
  7. «Чистый берег»
  8. «Тепло твоих рук»
  9. «Живи родник»

В течение всего периода

III

Аналитический этап.

1.Практический выход

2.Повторная диагностика уровня экологической культуры обучающихся

3.Анализ результативности проекта. Вывод.

Январь-май 2021

Перспективы развития проекта

  1. Дальнейшая реализация проекта
  2. Увеличение числа его участников
  3. Привлечение новых социальных партнеров и жителей города к природоохранным мероприятиям
  4. Трансляция опыта для других учебных заведений

Использованная литература:

  1. Виноградова Н.Ф. «Дети, взрослые и мир вокруг». - М.: «Просвещение», 1993.
  2. Голованова Е.Н. Проектная деятельность как система становления экологической        культуры школьников   http://yaroslavl.ecologyandculture.ru/index.php?cnt=89 
  3. Кашина Е.В.  Воспитание экологической культуры учащихся через научно-исследовательскую деятельность http://yaroslavl.ecologyandculture.ru/index.php?cnt=160 
  4. Кашлев С.С., Глазачев С.Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: Пособия для учителя. – М.: Горизонт, 2000.
  5. Федосеева П.Г. «Система работы по экологическому воспитанию». – М.: Издательство «Корифей», 2008.
  6. Флеенко А. В. Формирование экологической культуры школьников.Москва, 2009.

Интернет-ресурсы:

http://www.ecokom.net/ 

http://www.greenpeace.org/russia/ru

http://www.alleng.ru/edu/ecolog1.htm

http://www.naveki.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект по географии "Влияние погоды на самочувствие людей"

В ходе данного проекта учащиеся провели наблюдение за изменениями погоды и провели опрос окружающих, затем обобщили полученные данные и сделали вывод....

Проект по географии и физике "Водный голод планеты"

За годы существования человечества воды на Земле не стало меньше. Однако резко возрастает потребность людей в воде. Потребляя все больше чистой воды, человек возвращает природе загрязненные...

Проект урока географии в малокомплектной школе. География 8 и 9 класс. Природа регионов России. Особенности населения и хозяйства Архангельской области.

Тема урока географии  в 8 классе "Природа регионов России". 9 класс- "Особенности населения и хозяйства Архангельской области....

Симметрия вокруг нас (проект)

«Симметрия является той идеей, посредствомкоторой, человек на протяжении веков пытался  постичь и создать порядок, красоту и совершенство».С симметрией мы встречаемся везде – в природе, технике, ...

Математика вокруг нас (проект "Как мы учим и знаем математику")

Исследовательская работа на тему "Как мы учим и знаем математику"...

Проект по географии «География - основа многих профессий» выполнил ученик 7 класса Казанжи Иван

Вот уже третий год мы изучаем такой предмет как география. В 5 и 6 классах я работал над проектами по этому предмету. Но часто я слышал разговоры о том зачем же нужен нам этот предмет.  Из моего ...

Школьный проект. Проект по географии.

Материал о проектной деятельности . Совместные проекты с учениками....