ООПТ Республики Мордовия 8 класс, урок
план-конспект урока по географии (8 класс)

Урок в 8 классе с элементами проектной деятельности и путешествия по особо охраняемым природным территориям РМ и Большеберезниковского района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oopt_mordovii._kudryavtseva_n.a.doc433.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: ООПТ Мордовии

Цель урока: Сформировать представление  об особо охраняемых природных территориях (ООПТ)

  1. Задачи:  Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях.
  2. Формировать представление о заповедниках, заказниках, национальных парках и памятников природы РМ, Большеберезниковского района..
  3. Определить роль охраняемых территорий.
  4. Развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации, географическое мышление, способность анализировать, делать выводы, устную речь, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих одноклассников.
  5. Формировать экогеографическое мировоззрение

УМК: Учебник «Географии  России. Природа. Население. Хозяйство». 8 класс. Авторы: Дронов В.П., И..Баринова, В.Я.Ром. М., «Дрофа», 2016.

Тип урока

Усвоение новых знаний (изучение нового материала), с элементами проектной деятельности и   путешествия  по особо охраняемым территориям РМ и Большеберезниковского района.

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • групповая

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • исследовательский.
  • частично-поисковый

Межпредметные связи:

  • география – история;
  • география – экология;
  • география – краеведение;
  • география – информатика

.

Методы познания:

  • Статистический,
  • анализ,
  • прогноз,
  • сравнительный,
  • картографический,
  • оценки.

Средства обучения:

Физическая карта РМ.

Карта «Природоохранные территории РМ».

Учебник: «География РМ» – 8 кл.”

Учебные карты, тетради.

Схема: «Охраняемые территории Большеберезниковского района».

Проектор. Компьютер. Компьютерные презентации учащихся.

Планируемые результаты:  Сформировать  понятия:  заповедник, заказник, национальный парк, памятник природы.

Образовательные: углубить знания  об особо охраняемых природных территориях;

Развивающие: развивать познавательные интересы учащихся, выделять в тексте учебника нужную информацию,

работать в группе: с учебником;  дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;.

Воспитательные:  формирование культуры общения при работе в группах

Предметные 

  •  умение давать определения: заповедник, национальный парк, памятник природы  и показывать некоторые из них на  территории России;
  •  умение составлять характеристику заповедников;
  •  умение  анализировать карты атласа и учебника

Метапредметные
Коммуникативные УУД

  • умение воспринимать информацию на слух;
  • умение слушать учителя и одноклассников;
  • аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы;
  • умение работать в группах;
  • знать правила коллективной работы;

Регулятивные УУД

  • развитие навыков самооценки и самоанализа;
  • определение правил отработки терминов и понятий.

Познавательные УУД

  • знать в каких природных зонах   расположены заповедники России, с чем это связано;
  • знать определение заповедник, национальный парк, памятник природы;

Личностные УУД

  • умение соблюдать дисциплину на уроке;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • понимать важность изучения темы «Особо охраняемые территории России».
  • умение соблюдать дисциплину на уроке;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • понимать важность изучения темы «Особо охраняемые территории России».
  • понимать значение  охраняемых территорий для сохранения устойчивого равновесия;
  • компетентность в оценивании своих одноклассников.

Формы контроля      Самоконтроль, контроль учителя и взаимоконтроль.

Учитель: Здравствуйте,  ребята. Прошу садиться.

Самое удивительное явление в мире это человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу, передайте свое хорошее настроение гостям. Спасибо.

Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

Я надеюсь, что всем будет комфортно, и каждый унесет с собой частичку знаний, которые потом ему пригодятся в повседневной жизни.

Вы будете работать в группах. Как источники информации можете использовать фотографии, раздаточный материал и информационные листы. По ходу урока  необходимо заполнить учебную  карту,  оформить экологические карты республики и района, выполнить проект.

Ребята, внимание на экран. С чем ассоциируется у вас данная  картинка, (ответы учеников)

Учитель: Природа –  источник радости, мудрости и вдохновения. Проблемы рационального использования природных ресурсов тесно связаны с проблемами охраны и преобразования природы. Беречь природу, охранять её богатства – конституционная обязанность каждого человека. Для охраны государством созданы специальные охраняемые зоны. Эпиграфом нашего урока являются слова Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину».

Учитель: Родина в широком смысле этого слова - Россия, но у каждого из нас есть малая Родина, это Республика Мордовия, частицей которой является Большеберезниковский район. Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока: ООПТ Мордовии. Какую цель мы должны поставить перед собой: Изучить природоохранные территории в Мордовии.  Для достижения цели необходимо руководствоваться задачами. Какие вы можете предложить?

Ученики: (Рассмотреть ООПТ  нашего района,  какие бывают охраняемые территории, а также познакомится с некоторыми охраняемыми территориями РМ)

Учитель: Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, этническое, рекреационное и оздоровительное значение. Эти территории изъяты из хозяйственной деятельности, для них установлен особый режим охраны. В зависимости от назначения и строгости охранного режима выделяют несколько видов таких территорий.

-Какие охраняемые природные территории вы знаете?

Ученики: заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы

Работа с понятийным аппаратом

1._______________ - участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства.

2. ______________________ - природные объекты, имеющие научное, историческое или культурно-просветительное и эстетическое значение (водопады, геологические обнажения, уникальные деревья и т. п.), охраняются государством.

3. _______________________ – охраняемые территории, которые используются для массового отдыха и туризма. В них есть запретные зоны и рекреационные зоны.

4. _______________________ - территория (акватория), на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земельные объекты и т. д.

Делают записи в учебной карте.
(Ответы:
 заповедники, заказники, национальные парки, природные памятники.) 

Учитель: Какие  задачи ООПТ помогают решать обществу?:

  • Сохраняют живую природу, являются убежищами для редких видов, сохраняют природное наследие страны и всего мира
  • Обеспечивают чистоту воды, свежий воздух и сберегают иные жизненно необходимые природные ресурсы
  • Являются хранилищем природного генетического материала
  • Сохраняют здоровую среду для жизни людей
  • Представляют собой объекты национальной гордости
  • Являются научными учреждениями, в которых изучается экология природных сообществ и отдельных их частей

Учитель: 22 апреля, как напоминание всему человечеству, объявлен Днём охраны природы. Ребята перед вами экологическая карта «Особо охраняемые территории Мордовии», на ней с помощью условных знаков показаны  объекты:

Федерального значения:  

1 Мордовский государственный заповедник имени П. Г. Смидовича;

1 Национальный парк «Смольный».

Регионального значения 106: из них по Большеберезниковскому району – 6.  

  • В каждой группе есть такие карты, на которых вам нужно обозначить главные ООПТ Мордовии.

Учитель: ребята открываем учебник на странице, читаем текст о ООПТ РМ  

  • 1 группа – Мордовский государственный заповедник,
  • 2 группа – национальный парк «Смольный»,
  • 3 группа – Озеро  «Инерка».
  • План ответа перед вами.

1. Год создания. Площадь.

2. На территории какого района расположен.

3. Что охраняют

4. Флора

5. Фауна

6. Природоохранные мероприятия

 (Работа с учебником, фотографиями, дополнительной литературой)

  • Выступление групп

Учитель: ребята давайте вспомним правила поведения в заповедной зоне

Запрещено:        

  • охотится на животных
  •  рвать охапками цветы
  • ломать деревья и кустарники
  • брать маленьких животных домой
  • бросать мусор в реку
  • оставлять мусор после себя
  • Разводить костры

Разрешено:

  • Любоваться величием и щедрой красотой неповторимой природы
  • Очищать от мусора ручьи и берега
  • Мероприятия по охране территории
  • Проведение научных исследований
  • Охранять птиц
  • Кормить животных
  • Ходить только по тропкам

Мини-проект: Рекреационные возможности окрестностей озера Гусиное

Учитель: Посещение объектов «дикой» природы является одним из самых популярных и массовых видов деятельности человека в свободное время. Туризм и отдых дают возможность посетителям этих территорий получать удовольствие от общения с природой, поправлять свое здоровье и восстанавливать силы, расширять кругозор, знакомиться с историей и культурой, особенностями флоры и фауны. Наш район расположен в лесостепной зоне. Удивительная природа, богатая история, гостеприимные люди. У нас есть все предпосылки для развития экологического и  этнотуризма.

Вопрос: Где в Больших Березниках можно организовать рекреационную зону?  Да, правильно. Озеро Гусиное как нельзя лучше подойдет для этого.  Предлагаю создать мини-проект на тему: Рекреационные возможности окрестностей озера Гусиное

Гипотеза проекта: Если будет продолжаться загрязнение воды в озере «Гусиное», то в скором времени это приведет к  исчезновению водоема, ухудшению экологического состояния нашего села и увеличению числа инфекционных заболеваний

Цель проекта:  Выявить экологические проблемы озера; Наметить пути по восстановлению озера как зоны отдыха.

Задачи: 

  • Привлечение местного населения для решения проблемы
  • Очитка берегов от бытового мусора
  • Очистка дна
  • Вырубка кустарников
  • Благоустройство пляжей, зон отдыха

1 группа - журналисты. В их задачу входит сбор информации по истории, топонимике озера, экологии. Готовят рекламный проспект, слоганы.

2 группа – школьники. Они занимаются выработкой рекомендаций, планом мероприятий по восстановлению местной жемчужины, работают в программе паинт.

3 группа – Экологи- готовят перечень природоохранных мероприятий по рекультивации озера Гусиное.  

Выступления групп:

Группа экологов

1. Село Большие Березники расположено в юго-восточной части района на реке Большая  Кша, на левом берегу реки Суры в 2 км, от её русла. В километре южнее села расположилось живописное озеро Гусиное - бывшая в прошлом бухта Большеберезниковской пристани.

Длина озера составляет 690 метров, максимальная ширина 80 метров. Расстояние до Суры 200 метров. По происхождению – пойменное. С западной стороны от озера  растет бор из сосны обыкновенной, с южной и юго-западной - дубрава из дуба черешчатого. В озере Гусиное зарегистрировано 66 видов и форм донных беспозвоночных. Флора представлена разнообразными видами:  Хвощ речной. Рогоз широколистный, Осока острая, Ряска трехдольная, Сусак зонтичный и др.

  • В настоящий момент озеро мелеет. Среди антропогенных причин этого можно выделить:
  • распашка поймы Суры
  • развитие эррозийных процессов
  •  иссякание родников.

Берега и водная поверхность постепенно превращаются в место повышенной опасности: битое стекло, пластиковые бутылки. Бытовой мусор, пятна от бензина по воде. Зарастание берегов, заиливание дна. Это основные экологические проблемы озера, необходимо принимать  срочные меры по спасению водоема.

Журналисты

Природа удивительно прекрасна, люби её и не губи напрасно!

Добро пожаловать в Мордовское Присурье!

Удаленность от шумных городов, утопающие в зелени пойменные районы могучей Суры, чистый воздух соснового бора – всё это создаст прекрасные возможности для отдыха. Полюбуйтесь красотой озера Гусиное! Песчаные пляжи, рыбалка,  организация досуга –                   прекрасный повод посетить Большие Березники.

Будем мы любить природу, береги её и ты. Пусть поют душа и сердце от волшебной красоты!

Школьники «Озеро Гусиное глазами детей»- показывают на компьютере проект озера для рекреации

Цель  нашего урока  достигнута. Задачи решены.

Рефлексия

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …

        Думаю, что после сегодняшнего урока каждый из вас может считать себя защитником природы.

А теперь раскройте свои ладошки и представьте, что вы вышли на поляну. Пошёл дождь. Если вам урок понравился, то пусть капли будут громкими. Упала 1 капля (Дети ударили пальцем по ладошке).

- Упало 2 капли. (Дети ударили двумя пальцами по ладошке).

- Упало 3 капли. (Дети ударили тремя пальцами по ладошке).

- Пошёл сильный дождь! Мне хочется закончить урок этими аплодисментами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Государственная символика Республики Мордовия" (урок в 5 классе по истории и культуре мордовского края)

"Государственная символика Республики Мордовия " (урок в 5 классе по истории и культуре мордовского края)...

Урок по изучению Республики Мордовия по теме "Важнейшие объекты (природные, хозяйственные, культурные) РМ"

Презентация может быть использована при изучении географии Республики Мордовия 8 класс....

Парламентский урок на тему: "20 лет - Государственному Собранию Республики Мордовия"

Парламентский урок на тему: "20 лет - Государственному Собранию Республики Мордовия" расчитан на учащихся старших классов. На уроке присутствовал депутат Госсобранния С.И. Сиушов....

ПОЛОЖЕНИЕ внутренней жизни обучающихся казачьих кадетских классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Лямбирская средняя общеобразовательная школа №2» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

ПОЛОЖЕНИЕвнутренней жизниобучающихся казачьих кадетских классовМуниципального общеобразовательного учреждения«Лямбирская средняя общеобразовательная школа №2»Лямбирского муниципального рай...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Курташкинская СОШ» Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Алёшкиной Марины Николаевны

Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность дал...