Школьный этап олимпиады по географии.
олимпиадные задания по географии (10 класс)
Задания и ответы школьной олимпиады по географии 10 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya-analiticheskiy-tur-10_klass.doc | 78.5 КБ |
otvety-analiticheskiy-tur-10_klass.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания
всероссийской олимпиады школьников по географии
10 класс
Аналитический раунд
Использование атласов и других справочных изданий запрещено.
Время на выполнение заданий - 1,5 часа
Максимальный балл за работу – 38 баллов.
Задание 1. Максимальный балл – 12 баллов
Несколько туристов из России пришли в одно из туристических агентств с необычными пожеланиями. Каждый из них хочет посмотреть во время своей поездки по какой-либо зарубежной стране по шесть интересных объектов или явлений:
Василий – вулканические расщелины, гейзеры, ледники, спрединг, альпийские луга и северное сияние;
Маргарита – восьмитысячники, летний муссон, Альпийско-Гималайский пояс, Средиземное море, сикхов и буддистов;
Роман – столовые горы, маквис, Льянос, Карибское море, индейцев, классический пример бифуркации рек.
В туристической фирме нашим героям сказали, что их запросы слишком противоречивы, и попросили отказаться хотя бы от одного из своих желаний. Тогда для каждого возможно подобрать государство, в котором есть оставшиеся пять объектов или явлений.
Заполните таблицу в бланке ответа, напишите для каждого случая лишний объект или явление, государство, в которое отправится каждый из пяти туристов, а в последнем столбце объясните ход своего решения.
Турист | А. Государство | Б. Лишний объект или явление | В. Объяснение решения |
Василий | |||
Маргарита | |||
Роман |
Задание 2. Максимальный балл – 9 баллов
Нанесите границы экономических районов: № 1- Восточно-Сибирский, № 2 – Центральный, № 3 – Северный на контурную карту и проставьте им соответствующие номера.
3. Максимальный балл - 5 баллов.
Ниже представлены описания двух народов, проживающих на территории России, места расселения которых связаны с крупными озерами. Определите каждый из народов и упомянутые в описаниях озера (по парам: народ – озеро). Укажите также второй по численности народ на территории России внутри языковой группы, к которой относится народ 2.
Народ 1. Кроме своего титульного субъекта, этот народ компактно проживает в Тверской области, а также в восточной части одной из стран северо-западных соседей России. За последние 70 лет численность этого народа на территории России сократилась более чем в три раза и в настоящий момент составляет немногим более 90 тысяч человек. При этом численность народа в его титульном субъекте составляет лишь 10% всего населения этого субъекта. Центр этого субъекта федерации находится на берегу крупного озера.
Народ 2. Численность этого народа алтайской языковой семьи на территории России превышает 400 тысяч человек, еще 80 тысяч представителей этого народа проживает на территории Китая и Монголии. В России зона расселения этого народа связано с самым глубоким озером мира. Большую часть населения крупнейшего острова этого озера составляет именно этот народ. Стоит также отметить, что еще 15 лет назад в России существовало три титульных субъекта этого этноса.
Задание 4. Максимальный балл – 12 баллов.
4.1. Рассмотрите картосхему и определите вид загрязнения Мирового океана.
4.2.Напишите две основные причины загрязнения, отображённого на картосхеме, перечислите экологические (2 примера) и социально-экономические последствия (2 примера), вызванные данным видом загрязнения Мирового океана.
Предварительный просмотр:
Ответы и критерии оценивания заданий
всероссийской олимпиады школьников по географии 10 класс
Аналитический раунд
Использование атласов и других справочных изданий запрещено.
Время на выполнение заданий - 1,5 часа
Максимальный балл за работу – 38 баллов.
Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий
Задание 1. Максимальный балл – 12 баллов
Несколько туристов из России пришли в одно из туристических агентств с необычными пожеланиями. Каждый из них хочет посмотреть во время своей поездки по какой-либо зарубежной стране по шесть интересных объектов или явлений:
Василий – вулканические расщелины, гейзеры, ледники, спрединг, альпийские луга и северное сияние;
Маргарита – восьмитысячники, летний муссон, Альпийско-Гималайский пояс, Средиземное море, сикхов и буддистов;
Роман – столовые горы, маквис, Льянос, Карибское море, индейцев, классический пример бифуркации рек.
В туристической фирме нашим героям сказали, что их запросы слишком противоречивы, и попросили отказаться хотя бы от одного из своих желаний. Тогда для каждого возможно подобрать государство, в котором есть оставшиеся пять объектов или явлений.
Заполните таблицу в бланке ответа, напишите для каждого случая лишний объект или явление, государство, в которое отправится каждый из пяти туристов, а в последнем столбце объясните ход своего решения.
Если страна определена неверно, то вся строчка оценивается 0 баллов. В колонке В должно правильно объясняться выбор страны, с указанием «лишнего объекта».
Турист | А. Государство (по 1 баллу) | Б. Лишний объект или явление (по 1 баллу) | В. Объяснение решения (по 2 балла) |
Василий | Исландия | альпийские л уг а | Гейзеры, помимо России, можно увидеть в Чили, США, Исландии и Новой Зеландии. Вулканические расщелины (исландский тип вулканизма) возникают в зонах спрединга, поэтому единственным вариантом остаётся Исландия. |
Маргарита | Индия | Средиземное море | Альпийско-Гималайский пояс связывает восьмитысячники и Средиземное море, поэтому лишним будет что-то из этих двух объектов. Сикхи и буддисты указывают на Индию. |
Роман | Венесуэла | маквис | Маквисы – ландшафты Средиземноморья, Льяносы – Южной Америки. Все остальные объекты указывают на Венесуэлу. |
Итого | 3 | 3 | 6 |
Задание 2. Максимальный балл – 9 баллов
Верно обведённые границы экономических районов - 2 балла (за каждый район), верно обозначенные числа - 1 балл (за каждый район)
3. Максимальный балл - 5 баллов.
Ниже представлены описания двух народов, проживающих на территории России, места расселения которых связаны с крупными озерами. Определите каждый из народов и упомянутые в описаниях озера (по парам: народ – озеро). Укажите также второй по численности народ на территории России внутри языковой группы, к которой относится народ 2.
Народ 1. Кроме своего титульного субъекта, этот народ компактно проживает в Тверской области, а также в восточной части одной из стран северо-западных соседей России. За последние 70 лет численность этого народа на территории России сократилась более чем в три раза и в настоящий момент составляет немногим более 90 тысяч человек. При этом численность народа в его титульном субъекте составляет лишь 10% всего населения этого субъекта. Центр этого субъекта федерации находится на берегу крупного озера.
Народ 2. Численность этого народа алтайской языковой семьи на территории России превышает 400 тысяч человек, еще 80 тысяч представителей этого народа проживает на территории Китая и Монголии. В России зона расселения этого народа связано с самым глубоким озером мира. Большую часть населения крупнейшего острова этого озера составляет именно этот народ. Стоит также отметить, что еще 15 лет назад в России существовало три титульных субъекта этого этноса.
Ответ:
Народ 1. Карелы – Ладожское озеро – 2 балла
Народ 2. Буряты – озеро Байкал. Второй народ данной семьи – калмыки. – 3 балла
Задание 4. Максимальный балл – 12 баллов.
4.1. Рассмотрите картосхему и определите вид загрязнения Мирового океана.
4.2.Напишите две основные причины загрязнения, отображённого на картосхеме, перечислите экологические (2 примера) и социально-экономические последствия (2 примера), вызванные данным видом загрязнения Мирового океана.
Ответы:
4.1. Вид загрязнения Мирового океана: нефтяное загрязнения / загрязнение нефтью / загрязнение нефтью и нефтепродуктами – 4 балла
4.2. Основные причины загрязнения:
Транспортировка нефти / аварии на танкерах – 2 балла.
Добыча нефти на шельфе / утечка нефти при добыче – 2 балла.
Экологические последствия загрязнения (возможные ответы ИЛИ другие ответы, не противоречащие смыслу):
гибель морских обитателей и птиц в результате образования нефтяной плёнки;
снижение биоразнообразия;
нарушение газообмена между океаном и атмосферой;
изменение альбедо поверхностных вод и изменение теплообмена;
накопление токсичных веществ в донных отложениях (до 2 баллов, каждый ответ – 1 балл).
Социально-экономические последствия (возможные ответы ИЛИ другие ответы, не противоречащие смыслу):
ограничение рыболовства; ограничение туризма и рекреации; попадание
токсичных веществ в пищу и ухудшение здоровья населения (до 2 баллов,
каждый ответ – 1 балл).
Итого – 8 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания школьного этапа олимпиады по географии 2014-2015 учебного года
Задания школьного этапа олимпиады по географии 2014-2015 учебного года...
Задания для школьного этапа олимпиады по географии
задания для 9 и 7 класса...
Школьный этап олимпиады по географии, подбор заданий для 6,7 классов.
Задания олимпиады по географии расчитаны на 6,7 классы. Состоит из заданий тестового и теоретического туров....
Методическая разработка «Задания для школьного этапа олимпиады по географии. 7 класс»
В данной методической рпазработке представлены задания для школьной олимпиады по географии в 7 классе....
Задания школьного этапа олимпиады по географии (8 класс)
Задания школьного этапа олимпиады по географии (8 класс)...
Задания для школьного этапа олимпиады по географии 6 класс
На олимпиаде по географии учащиеся 6 класса сталкиваются с разными заданиями, среди которых могут быть представлены как тестовые, так и открытые вопросы. На этой странице собраны примеры реальных олим...