Методическая разработка:" Географическая номенклатура как компонент картографических знаний"
методическая разработка по географии (7 класс)
В методической разработке показаны приёмы изучения географической номенклатуры, даны материалы для итогового картографического диктанта в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приёмы изучения картографической номенклатуры. | 33.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Географическая номенклатура как компонент картографических знаний.
Учитель географии: Алентьева Марина Александровна, ГБОУ СОШ №311 Санкт-Петербург.
Приёмы изучения географической номенклатуры
Педагогическая практика показывает, что учащиеся испытывают определенные трудности при работе с картой, поэтому учителям необходимо использовать различные приемы работы, учитывая возрастные и интеллектуальные особенности учащихся. Одной из частей структуры обязательного минимума содержания курса географии, является географическая номенклатура. Ученик должен ориентироваться в географической номенклатуре в объеме школьной программы. Географическая номенклатура основа содержания карт, а хорошее знание карты – залог успешного освоения учебной программы.
. Для решения этой проблемы в своей практике я использую различные приемы работы с географической номенклатурой. Стремлюсь придать такой работе осмысленный характер. В начале учебного года даю каждому ученику список, рекомендованной к изучению географической номенклатуры по разным темам курса. Ребята вклеивают список в конце рабочей тетради (или тренажёра) для самостоятельного поиска и запоминания и для работы на уроке. Игровые приёмы изучения географической номенклатуры целесообразно применять в 5-7 классах. Систематически провожу картографическую разминку для учащихся. В зависимости от класса и урока выбирается тема, показываемых объектов. Один ученик выходит к карте, другие учащиеся по порядку задают ему географические объекты, которые он должен показать. Если ученик затрудняется показать очередной объект, можно дать ему одну географическую подсказку. Если ученику не помогает подсказка, он возвращается на своё место, а к карте выходит тот ученик, который назвал этот географический объект и игра продолжается. Лучшему ученику вручается медаль «Знаток карты». Таким образом возникает элемент соревнования в знаниях географической карты, учащиеся во много раз быстрее усваивают номенклатуру. Для разминки использую физические и политико-административные карты мира, отдельных материков и России. Картографическую разминку целесообразно проводить по тематической номенклатуре, как в парах, так и в малых группах (до 4-х. человек).
Другой игровой приём для изучения географической номенклатуры «Географическая почта». В почтовые ящики (материки, океаны, страны, районы) надо разложить «письма» – географические объекты, относящиеся к определённому географическому адресу. Приём составления тематических кроссвордов и их отгадывание учащимся всегда нравится. Игровые приёмы изучения географической номенклатуры повышают интерес учащихся к изучаемой теме и к предмету географии.
В моём кабинете весит небольшая политическая карта мира, на которой отображены яркими пунсонами места, в которых произошли важные события. Сообщения об этих событиях весят на стенде. Ребята могут на перемене ознакомиться с информацией и поделиться ею со сверстниками. Ответственные за своевременное оформление стенда – старшеклассники, а информацию могут приносить все ребята.
Процесс усвоения номенклатурного материала будет более эффективным, если ученики познакомятся с происхождением данного названия (топонимической историей), с тем, что оно обозначает или получат сведения, выделяющие объект из ряда подобных. Например, в переводе на русский язык Флорида означает цветущая, Шпицберген - острые вершины; оз. Таймыр - самое большое по площади из заполярных озер, озеро Байкал – самое глубокое в мире. Большую помощь в организации работы с топонимами оказывает книга Э.Вартаньяна «История с географией». В книге Э.А. Вартаньяна удачно сочетаются в увлекательном рассказе разнородные знания из области языкознания, географии, истории, этнографии, объясняющие происхождение топонимов — географических названий. Такие задания ребята выполняют по желанию.
Приём эмоционального представления объекта (стихотворения, проза) чаще использую в 5–8-х классах. Использование сказок, легенд, исторических событий . На уроках по теме «Внутренние воды России» ребята с большим интересом слушают легенды или интересные факты о реках и озёрах. Доклады могут подготовить сами ученики. «Легенда о старике Байкале, его дочери Ангаре», Чудское озеро – битва 1242г., Ладожское озеро – «Дорога жизни», рассказ об острове Кижи.
Приём изучения географической номенклатуры с использованием контурных карт.
Практика работы показывает, что учащиеся часто допускают ошибки при заполнении контурных карт. Поэтому рекомендуется в кабинете географии оформить специальный стенд “Правила работы с контурной картой». В 5-6 классах можно раздать детям памятки о правилах работы с контурной картой. При этом необходимо прокомментировать каждый пункт данной памятки. Я и мои ученики в 7-9 классах работаем по УМК «СФЕРА». В комплекте контурных карт с заданиями есть дополнительные карты для контроля знаний географической номенклатуры. Объекты могут объявляться учителем или написаны на карточках, доске, экране. В работе использую настенные контурные карты, на которых могу цифрами отмечать объекты, наносить маршруты путешествий и производить контроль знаний. Из контурных карт можно сделать карточки для контроля географической номенклатуры. Их могут сделать сами дети на внеурочной деятельности. Интересными являются задания по обозначению на контурных картах маршрутов путешествий. Используя атлас, докажите, что Москва – «порт пяти морей», обозначив на контурной карте с помощью условной линии маршрут внутреннего водного сообщения, соединяющего Москву с 5 морями, которые омывают побережья европейской части России. Нанесите на контурную карту географические объекты, которые имеют отношение к первому кругосветному мореплаванью Фернана Магеллана.
Контроль знаний географической номенклатуры провожу с помощью географических диктантов. Например, в конце 7 класса проверяю номенклатуру по материкам. На доске таблица, где написаны все материки и цифровые коды для ответов учащихся по шести вариантам. Учитель называет одно географическое название, а ребята определяют, к какому материку относится это название, и пишут свой цифровой ответ. (Приложение № 1). Географический диктант провожу в 8 и 9 классе на знание субъектов РФ и их административных центров, а в 10-11 классах на знание стран мира и их столиц. Наиболее эффективно проводить географический диктант по контурной карте.
Мой многолетний опыт показывает, что географическую номенклатуру учащиеся усваивают лучше, если параллельно давать различные задания: либо сгруппировать изучаемые объекты, либо классифицировать, либо ранжировать и т.п. Задание будет ещё сложнее и интереснее, если основание для группирования, классификации и ранжирования предложит не учитель, а определят сами учащиеся. Кроме того, группировать, классифицировать и ранжировать можно по нескольким основаниям, что дает учащимся возможность реализовать свои творческие способности. В этом случае запоминание будет не просто механическое, а осмысленное. В тетрадях-тренажёрах УМК «СФЕРА» по каждой теме есть рубрика «Работаем с картой». Выполнение разнообразных заданий этой рубрики помогает ребятам самостоятельно получать хорошие знания географической номенклатуры. Привожу типичные задания из тетради-тренажёра 7 класса :
- укажите названия географических объектов, обозначенных на карте цифрами;
- вычеркните «лишний» географический объект из предложенного списка и укажите причину вашего выбора;
- впишите в последовательность недостающее название географического объекта;
- используя атлас, укажите страны, по территории которых протекают перечисленные реки;
- Распределите названия географических объектов в соответствии с названиями океанов, в пределах которых они расположены.
- Впишите в таблицу названия географических объектов, характеризующих береговую линию Северной Америки, разбив их по группам. Укажите группы объектов в верхней строке таблицы.
- Найдите на картах в атласе географические объекты, в пределах которых расположены точки с координатами, указанными в таблице. Запишите в таблицу их названия и названия океанов , в которых они находятся.
- Используя атлас, вставьте в текст о географическом положении Тихого океана пропущенные географические названия.
- с помощью атласа, заполните таблицу, соотнеся название части света и крупнейшие города мира с числом жителей более 5 млн. человек;
- соедините стрелками сочетание «материк-страна-столица»;
- соедините линиями названия стран с названиями природных объектов, расположенных на их территории.
- Определите по очертаниям острова и подпишите их. Укажите названия морей или океанов, в которых они расположены, и стран, к которым они относятся.
- определите по очертаниям географические объекты, показанные на рисунках. Подпишите их и укажите, на территории, каких стран они расположены.
Таким образом, изучая географическую номенклатуру с помощью разнообразных приёмов, формируются планируемые результаты:
- метапредметные: развитие образного восприятия географических объектов. Расширение мировоззрения и кругозора учащихся.
- Предметные: знание географической номенклатуры, умение работать с картой.
- Личностные: мотивация к обучению. Формирование устойчивого интереса к предмету.
Список литературы
- Варатьян Э. История с географией «Детская литература» М. 1986
- Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г., Банников С.В. География. Земля и люди. Тетрадь-тренажёр М. «Просвещение» 2017г.
Приложение 1 Географический диктант
I | II | III | Название материков | IV | V | VI |
1 | 2 | 3 | Африка | 4 | 5 | 6 |
3 | 1 | 2 | Южная Америка | 5 | 6 | 4 |
2 | 3 | 1 | Австралия | 6 | 4 | 5 |
4 | 5 | 6 | Антарктида | 1 | 2 | 3 |
5 | 6 | 4 | Северная Америка | 3 | 1 | 2 |
6 | 4 | 5 | Евразия | 2 | 3 | 1 |
Географические объекты
| 16. Мексиканский залив |
| 17. Гора Аконкагуа |
| 18. Пустыня Калахари |
| 19. Полуостров Камчатка |
| 20. Море Росса |
| 21. Аппенинский полуостров |
| 22. Карское море |
| 23. Гвианское плоскогорье |
| 24. Гвинейский залив |
| 25. Озеро Виктория |
| 26. Река Парана |
| 27. Драконовы горы |
| 28. Море Амундсена |
| 29. Река Меконг |
| 30. Залив Карпентария |
Ответы
№ вопроса - Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
I | 6 | 3 | 5 | 6 | 2 | 6 | 6 | 4 | 6 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 5 |
II | 4 | 1 | 6 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 1 | 5 | 6 | 2 | 3 | 6 |
III | 5 | 2 | 4 | 5 | 1 | 5 | 5 | 6 | 5 | 2 | 6 | 4 | 3 | 1 | 4 |
IV | 2 | 5 | 3 | 2 | 6 | 2 | 2 | 1 | 2 | 5 | 1 | 3 | 4 | 6 | 3 |
V | 3 | 6 | 1 | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 | 3 | 6 | 2 | 1 | 5 | 4 | 1 |
VI | 1 | 4 | 2 | 1 | 5 | 1 | 1 | 3 | 1 | 4 | 3 | 2 | 6 | 5 | 2 |
№ вопроса - Вариант | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
I | 5 | 3 | 1 | 6 | 4 | 6 | 6 | 3 | 1 | 1 | 3 | 1 | 4 | 6 | 2 |
II | 6 | 1 | 2 | 4 | 5 | 4 | 4 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 5 | 4 | 3 |
III | 4 | 2 | 3 | 5 | 6 | 5 | 5 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 6 | 5 | 1 |
IV | 3 | 5 | 4 | 2 | 1 | 2 | 2 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 1 | 2 | 6 |
V | 1 | 6 | 5 | 3 | 2 | 3 | 3 | 6 | 5 | 5 | 6 | 5 | 2 | 3 | 4 |
VI | 2 | 4 | 6 | 1 | 3 | 1 | 1 | 4 | 6 | 6 | 4 | 6 | 3 | 1 | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Географический диктант по проверке географической номенклатуры за курс 7 класса.
Одной из форм проверки знаний учащихся географической номенклатуры являются географические диктанты. В разработке предложен вариант диктанта за курс 7 класса....
"Формирование картографических знаний на уроках истории"
мастер -класс...
Методическая разработка "Географическое положение Евразии"
Методическая разработка...
Методическая разработка " Географическое положение образ материка Африка"-2023.
Африка является единственным материком, который расположен во всех четырех полушариях. И если мы посмотрим на физическую карту мира (обращается внимание учащихся на доску), то мы можем сказать, что Аф...
Методическая разработка "Географические загадки"
Данная презентация содержит подборку загадок по географии. Данный материал мжно использовать во внеклассной работе для 5-6 классов коррекционой школы....