Природа Антарктиды
план-конспект урока по географии (7 класс)

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_antarktidy.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Природа Антарктиды

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления системы знаний и общеучебных и специальных умений по теме «Природа Антарктиды»

Задачи:

1. Обучающие: продолжить знакомство с современными исследованиями материка и охраной природы; познакомить с особенностями природы Антарктида: объяснить влияние географического положения на природные особенности континента, рельеф, различия в климате отдельных территорий; познакомить со своеобразием органического мира материка;
2. Развивающие: формировать умение работать с ресурсами Интернета,  анализировать полученную информацию, выбирать главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи;
3. Воспитывающие: активизировать познавательный интерес к изучаемому материалу, используя нетрадиционную форму проведения урока, воспитывать географическую культуру,  воспитание патриотизма (раскрытие  роли нашей страны в исследованиях Антарктиды).

Оборудование: карты Антарктиды (физическая, климатическая),  компьютеры с подключенным Интернетом.

Цель применения ИКТ на уроке:

·          усиление воспитательной функции урока;

·          активизация познавательной деятельности учащихся;

·          формирование коммуникативной компетентности;

·          повышение уровня умений работать с информацией различных источников;

·          формирование информационной культуры.

Тип учебного занятия: урок совершенствования ЗУН.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

Использование педагогических технологий:

  • технология проблемного обучения;
  • технология информационно – коммуникационная
  • технология объяснительно-иллюстративного обучения.

Методы и приемы обучения:

  • проблемный диалог;
  • побуждающий диалог;
  • подводящий диалог;
  • сравнительный метод

                                       

Ход урока.

I. Мотивационно-целевой этап.

  1. Организация и мотивация деятельности учащихся на совершенствование ЗУН через актуализацию знаний о плане изучения, географическом положении

- Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями природы Антарктиды. Записываем в тетрадь тему урока.

Вы никогда не задумывались о том, почему Антарктиду называют "страной морозов и жестокого солнца"? Почему среди сурового царства льда и свирепых ветров можно получить солнечные ожоги? Отчего обелиск южного полюса постоянно "мигрирует"? А великолепные и величественные птицы - императорские пингвины откладывают единственное яйцо в самый невыносимый холод? Именно на эти вопросы мы попытаемся с вами ответить, ибо тема сегодняшнего урока - "Природа Антарктиды

 – Знаете ли вы, что применительно к Антарктиде употребляют много эпитетов:

«Страна под облаками», «Страна морозов и жестокого солнца», «Страна пурги», «Ледяной материк».

-  К концу урока мы должны выяснить, почему употребляются эти выражения применительно к Антарктиде.

- Название Антарктида происходит от греческого слова «анти» - против, т.е. лежащая против северной полярной области земного шара – Арктики.

- Урок хочу начать словами английчкого исследователя А. Бэрда

«На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, закованная в голубое, земля, зловещая и прекрасная, она покоится в своей морозной дремоте, в складках мантии и   снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в переливах ледяных гало луны и солнца, его горизонты окрашены  розовыми, золотыми,  зелеными и голубыми тонами пастели».

-Ддавайте совершим небольшое путешествие в это необычный мир.

(Видеоролик об Антарктиде http://www.youtube.com/watch?v=3cpVDwwVlzs    3.39

- Где же находиться эта необычная земля. Рассмотрим особенности ГП

II. Процессуальный этап.

Организация работы учащихся по совершенствованию ЗУН при изучении природы материка

2) Особенности ГП. (карта Сфера)  Работа с контурной картой

Беседа с учащимися.

- В какой части земного шара находится Антарктида.(в южной части) (на доске Карта физическая мира)

- Площадь Антарктиды 14млн км2. (запись в тетрадь)

- На контурной карте отметьте Южный полярный круг.

 - Как располагается материк относительно Южного полярного круга. (внутри него)

- Что показывает полярный круг. ( границу полярной ночи)

-Какой вывод можно сделать. ( есть полярная ночь и день)

- Что находится в центре материка. (южный полюс)

- На контурной карте проведите меридиан 0 и 180 градусов и определите, в каком полушарии лежит большая часть материка. ( в восточном)

- В чем особенность пересечения меридиан в Антарктиде. (все пересекают)

- Обратим внимание на береговую линию. Какая она.

- Много ли полуостровов в Антарктиде.( всего один – Антарктический)

- Он своим острием направлен в сторону Южной Америки. И именно на нем находится единственная крайняя северная точка материка. Мыс Сифле Определим ее координаты – 63ю.ш. и 58з.д. (у доски) – запись в тетрадь

- Почему у Антарктиды одна крайняя точка. (ее пересекают все меридианы и южный полюс)

- На контурную карту нанесите крайнюю точку.

- Какие океаны и моря омывают Антарктиду. Покажите на карте мира.

- Как располагается Антарктида относительно других материков

.- Какой материк ближе всего.

- Что отделяет Антарктиду от Южной Америки. (пролив Дрейка)

- Что нам известно про этот пролив. (самый широкий – 900км)

- На контурной карте подпишите океаны, моря, пролив.

- Почему Антарктида изображена серым цветом. (покрыта льдом)

- Весь материк почти полностью покрыт льдом. Это прежде всего отличает Антарктиду от других материков.

  Это самый высокий материк, его средняя высота – 2040м, максимальная – 4500м. Он содержит в себе 9\10 всей пресной воды.

Лед медленно сползает с материка в океан. Во многих районах сползающий ледник превращается в шельфовый, т.е. лежащий на материковой отмели. Шельфовые ледники, спускаясь в море, обламываются с оглушительным треском, и огромные льдины всплывают.

Так образуются айсберги – ледяные плавающие горы. И именно они были причиной того, почему так долго не могли открыть Антарктиду.

 Диск  Сфера образование айсбергов

 (показываю по карте)

Вокруг Антарктиды находятся небольшие острова. Южная полярная область, включающая Антарктиду с прилегающими к ней островами и южные части океана примерно до 50-60 ю.ш. называют Антарктикой.

- В чем сходство и различие Антарктиды и Антарктики.

Вывод.

- В чем особенности ГП Антарктиды. (запись в тетради)

1) Лежит в самых высоких широтах.

2) В центре материка находится Южный полюс.

3) Материк покрыт ледником.

4) Имеет одну крайнюю точку.

 5) Антарктиду пересекают все меридианы.

6) Лежит почти полностью внутри южного полярного круга.

- Рассмотрим характер поверхности материка. Сверху материка находиться ледник. Какая его средняя мощность? Что находится под материком. Представим материк безо льда.

 Рассмотрим карту подледного рельефа. Атлас стр диск подледный рельеф материка

- Каков рельеф материка?

- Найдите самую длинную горную цепь,( Трансантарктические горы продолжение анд)

 самую высокую вершину, Винсон 5140м

 глубочайшую впадину, Бентли -2555м

самые большие равнины. Шмида

Отметьте их в контурной карте.

- Есть ли действующие вулканы на материке? Эребус фото диск сфера

Находится он в зоне разломов земной коры – части Тихоокеанского огненного кольца.

- Определите высоту вулкана Эребус, отметьте их в контурных картах.

- А почему, материк покрыт льдом?

Работа по климатической карте стр 44-45

- Определите среднесуточные температуры зимы и лета;

 минимальную температуру, зафиксированную на материке.

- Такая же ли температура на побережье?

(средняя t° лета -30°С, зимы  -70°С, самая низкая температура зафиксирована на станции «Восток»  -89,2°С).

На побережье летом около 0°С, зимой  -30°С.

- Почему на побережье теплее, чем в глубине материка?

-А какая температура сегодня на наших станциях в Антарктиде? Открываем сайт www.antarktis.ru 

- в каких климатических поясах лежит Антарктида?

Диск сфера Климатические пояса Антарктиды. Работа с климатограммами

Антарктичнский

Субантарктически

Умеренный – какую часть занимает? Какие температуры появляются?

- В чем причины суровости климата Антарктиды?

 (- географическое положение, малый угол падения солнечных лучей;

 - отражение тепла снегом и льдом).

Другая особенность климата – постоянные ураганные ветра.

Из-за большой разницы температур на побережье и во внутренних частях материка возникает разница в атмосферном давлении и как следствие возникают ветра большой силы - стоковые. Учебник рис. 351

 Антарктида – самый холодный материк.

Хоть Антарктида и самый холодный материк, но он не лишен растительности и животного мира. Растений мало, типичные – мхи, лишайники, водоросли. Животные – пингвины, ластоногие, киты, кашалоты, птицы.

С помощью сайта www.antarktis.ru  познакомимся органическим миром материка. Включаем планшеты и заходим на сайт www.antarktis.ru

Используя статью «Животные Антарктиды», выпишите в тетрадь какие виды животных и растений обитают в Антарктиде.

- Проверим, что у вас получилось.Какое животное можно назвать символом Антарктиды? Пингвин

III. Рефлексивно-оценочный этап.

Организация работы учащихся по закреплению знаний.

А сейчас ответьте на вопросы теста и оцените себя, насколько вы усвоили материал и над чем еще предстоит работать.

Вариант 1

1. Верно ли утверждение, что в Антарктиде зарождаются самые сильные ветра планеты -  

   стоковые?

   а) да;   б) нет.

2. Птицы Антарктики:

   а) пингвины;  б) поморники;  в) клесты;  г) страусы;  д) буревестники.

3. На одном из островов в море Росса находится действующий вулкан (3794 м.) –

   а) Этна;  б) Килиманджаро;  в) Кракатау;  г) Эребус.

4. Благодаря ледниковому покрову, средняя высота Антарктиды составляет -

  а) 360 м;   б) 750 м;   в) 830 м;   г) 2040 м.

5. Антарктиду считают « страной морозов », так как:

 а) вокруг материка формируется мощное холодное Антарктическое течение;   б) в центре   материка формируется область высокого давления;   в) зафиксированы очень низкие температуры.

6. Животный мир Антарктиды представлен в основном морскими обитателями, так как:  

  а) прибрежные моря богаты планктоном;  б) в центре материка очень холодно;  

  в) годовые температуры на побережье выше, а в морях много рыбы и криля.

  Вариант 2

1. Верно ли утверждение, что Антарктида – самый богатый пресными водами материк?

   а) да;   б) нет.

2. Типичные животные антарктического побережья и вод:

   а) киты;  б) тюлени;  в) белые медведи;  г) пингвины;  д)северные олени.

3. Самая длинная горная цепь Антарктиды –

   а) горы Гамбурцева;   б) горы Вернадского;   в) Трансантарктические горы.

4. Средняя температура зимы в центре материка составляет:

   а)  - 30°С;   б) - 70°С;  в) -10°С;   г) 0°С.

5. Антарктида считается самым высоким материком, так как:  

  а) на материке находится множество горных хребтов;   б)  здесь находится вулкан Эребус  

  высотой 3794 м;   в) средняя высота материка составляет 2040 м.

6. Растительный мир очень беден и представлен в основном низшими растениями, так как:

  а) выпадает мало осадков;   б) сильные стоковые    ветры мешают растениям прочно    держаться за почву;    в) среднегодовые температуры  очень низки.

- Проверьте свои ответы. Если вы ответили на все вопросы правильно, то усвоили материал на «отлично», пять правильных ответов – показали хорошие знания, если меньше пяти – значит, над материалом предстоит поработать

- Ну и настало время ответить на вопросы, поставленные в начале нашего урока: почему применительно к Антарктиде употребляют следующие выражения:

- «Страна под облаками»,

- «Страна морозов и жестокого солнца»,

- «Страна пурги»,

- «Ледяной материк». 

Организация работы учащихся по рефлексии.

Молодцы! Поработали мы с вами сегодня очень плодотворно и активно. Пожалуйста, подумайте, какие ассоциации возникают у вас при упоминании об Антарктиде

Домашнее задание: §36 , творческое задание по желанию:

1) составить кроссворд по теме «Антарктида»; или

 2) написать рассказ-сочинение «Один день в Антарктиде»; или

3) написать стихотворение про Антарктиду; или

 4) найти стихотворения, высказывания известных людей про Антарктиду

ответы

1 вариант

2 вариант

1)   а

1)   а

2)   а б д

2)   а б г

3)   г

3)   в

4)   г

4)   б

5)   в

5)   в

6)   а

6)   в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Природа Антарктиды» Класс: 7

Урок по теме « Природа Антарктиды» является вторым уроком при изучении материка.Проведение урока в компьютерном классе с подключенным интернетоми использованиеновых технологий ( работа с сайтом) в реж...

Природа Антарктиды

Природа Антарктиды: знакомство с особенностями природы и органического мира Антарктиды...

Природа Антарктиды

Изучить природу Антарктиды, изучить климат и рельеф материка, изучить отдельных представителей органического мира...

Разработка и презентация урока по географии "Природа Антарктиды или, почему пингвины в Антарктиде живут"

Данный урок содержит материал о природе Антарктиды: климате, ледниковом покрове, подледном рельефе, животных. На этапе усвоения новых знаний использованы ресурсы из ФЦИОР. Яркая презентация способству...

Разработка урока по теме "Природа Антарктиды"

Разработка урока по теме "Природа Антарктиды"Цели урока: познакомить с особенностями природы Антарктида: объяснить влияние географического положения на природные особенности континента, рельеф, различ...

Урок в 7 классе "Природа Антарктиды"

Цель урока: познакомиться с различными компонентами природы материка Антарктида...

Природа Антарктиды к уроку географии в 7 классе.

Антарктида – это необъятное по своим масштабам белое, почти стерильное пространство. Здесь гигантская масса льда в некоторых местах достигает толщины десяти километров, а площадь в двадцать пять раз б...