Австралийский Союз
план-конспект урока по географии (7 класс)

Монгуш Нелли Владимировна

Представлена технологическая карта открытого урока "Австралийский Союз" по предмету география, для обучающихся 7 класса, УМК "Сферы". Урок рассчитан на 30 минут, как того требовало положение конкурсного урока. Урок был дан в феврале 2022 года в рамках конкурса профессионального мастерства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tehnokarta.docx43.24 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта с дидактической структурой урока

Тема урока: Австралийский Союз

Учебник А.П.Кузнецова, Л.Е.Савельевой, В.П.Дронова География. Земля и люди. УМК «Сферы», издательства «Просвещение», Москва, 2018 г

Цель урока: обеспечить усвоение знаний об Австралийском Союзе; составить визитную карточку страны.

Задачи:

  1. Совершенствовать умения учащихся использовать тематические карты как источники географической информации, устанавливать причинно- следственные связи между изучаемыми явлениями. 
  2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать. 
  3. Формировать способность выражать свою позицию в краткой форме, умение работать в группе, коллективно находить ответы на поставленные вопросы

Средства обучения: мультимедийная презентация, атласы, учебники, видеоматериал об Австралийском Союзе.

Тип урока: комбинированный (урок изучения нового, обобщение знаний)

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование функциональной грамотности по этапам урока

I.Организационный момент

 Приветствие.

 

Здравствуйте, ребята! Меня зовут…..

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех,

Желаю вам удачи и успешности в придачу!

Принятие положительного настроя на урок

Познавательные: выделять существенную информацию.

Коммуникативные: слушать учителя.

Регулятивные: настраивать себя на продуктивную работу; организовать своё раб. место в соответствии с целью выполнения заданий; настрой на позитивное настроение

II.Мотивация.

Постановка цели и задач урока.

- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в удивительную страну, для начала… на каком средстве передвижения мы можем совершить путешествие комфортно, обзорно и очень быстро? - Конечно же на самолёте!

- Вы сегодня мои пассажиры, я- ваш бортпроводник. Вы, как в самолете сидите по рядам (1 ряд, 2 ряд…).    Выберите пож-та в каждой команде капитана, который будет лицом своей команды и моим помощником.

- Итак, средство передвижения известно, инструктаж проведён, осталось определить ту самую страну…

Откройте ваши атласы с.20 «Политическая карта мира».

- Что изображено на этой карте? Каждая страна имеет свой…. (цвет).  На данной карте цвет о чём говорит? Молодцы!

- Эта страна расположена полностью в Южном полушарии; омывается водами двух океанов (Индийского и Тихого); почти по центру её проходит южный тропик; это страна – остров… Конечно, это Австралия.  

Что вы должны узнать на уроке? Конечно же, познакомиться со страной, узнать об её истории, населении, чем она богата и ещё я хочу добавить, вы поможете составить визитную карточку этой страны.

Ребята обратите внимание, в учебнике с.108 тема обозначена как Австралийский Союз, в атласе страна указана как Австралия (почему так-пояснение учителя). Слайд 1. Видео

Запишите пож-та в тетрадях сегодняшнее число и тему.

Готовность отвечать.

Эмоциональный настрой.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; устанавливать закономерности, строить рассуждения, определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы учителя; высказывать своё предположение; сотрудничать, вступать в дискуссию.

Регулятивные: формулировать учебную задачу посредством вопросов поискового характера

III.Актуализация знаний

Слайд 2.

(площадь, численность населения, форма правления, офиц. язык, валюта)

- Кто назовет столицу Австралии?

- Каждая страна имеет свои… гимн, герб, флаг, т.е. государственную символику.

Учитель: Флаг. Левый верхний угол - флаг Великобритании, как символ колониального прошлого Австралии; синий цвет – водные просторы; количество звезд – это количество штатов (районов) в стране; самая крупная звезда – Южный крест, указывает на то, что Австралия находится в южном полушарии.

Герб. В верхней части герба – звезда Содружества, шесть вершин соответствуют количеству штатов, седьмая – государство в целом. Два животных: страус эму и кенгуру. Оба животных обитающих исключительно в Австралии. Почему именно их? Они - символы прогресса, оба животных в силу своих физических особенностей не могут пятиться назад, а значит, страна развивается и движется только вперед.

Гимн. Торжественное, величественное музыкальное сопровождение. В Австралии два гимна: один официальный, но чаще везде звучит в качестве гимна песня «Вальсирующая Матильда». Австралийская народная песня о бродяге. Матильда – это заплечный мешок, спутник странствующего человека.

 Формулировать тему, цели и задачи урока.

Слушать и понимать речь учителя.

Дополнять, высказывать своё мнение.

Познавательные: осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; наблюдать, объяснять, дополнять, уточнять высказываемые мнения. 

Регулятивные: планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; организовать выполнение заданий учителя.

IV. Проверка понимания

Физкульминутка. Наш самолет попал в зону турбулентности, прошу вас встать руки в стороны, самолет повело вправо, влево, сейчас нас очень хорошо качнуло, делаем глубокий вдох, поморгали глазками, руки прямо опустить всем улыбки подарить. За бортом стало всё спокойно, мы продолжаем путешествие.

- А сейчас, мне бы хотелось посмотреть, как вы умеете работать в команде.

- На ваших столах лежат инструкции и задания, прошу вас с ними ознакомиться и приступить к выполнению. Время работы – 3 минуты, после чего, капитаны, в порядке очереди, выходят к доске и докладывают результаты работы.

 

Осуществляется профилактика утомления

Познавательные: использовать новую информацию для решения учебных заданий; осуществлять действие по образцу и заданному правилу; извлекать информацию из карт атласа; применять знания в нестандартной ситуации.

Коммуникативные: осуществлять работу в группе.

Регулятивные: действовать по инструкции; контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия.

а) первичное закрепление

Формирование коммуникативных действий, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта

б) контроль усвоения

Капитаны представляют учителю ответы.

Обучающиеся вслед за выступающими производят записи у себя в тетрадях.

Учитель производит оценивание.

Капитаны у доски отчитываются, приклеивают нужные слова, картинки на баннер.

Познавательные: формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности; ориентироваться в учебнике; развивать навыки работы с картографическим материалом.

Коммуникативные: участвовать в совместной деятельности в группе, прийти к общему решению.

Регулятивные: оценивать свои учебные достижения, поведение; осуществлять самоконтроль; организовать выполнение заданий учителя.

V.Дом. задание. Инструктаж

 Стр.108-109, объяснить смысл каждой строчки стихотворения Галины Усовой «Австралия – страна наоборот».

 

Ответы приготовить устно

VI.Рефлексия

 Ребята, прошу вас заполнить листы самооценки:

  1. Моя активность на уроке – 1 б;
  2. Тему понял(а) – 1 б;
  3. Могу объяснить другому – 1 б;
  4. При решении проблемного вопроса, справлюсь самостоятельно – 2 б.

(5 баллов – «5»; 4 балла – «4»; 3 балла – «3»).

Ребята, мне хотелось бы задать вам следующие вопросы:

  1. Каковы ваши главные результаты сегодня?
  2. Благодаря чему вам удалось их достичь?
  3. Были ли какие-либо трудности? Как вы их преодолели?
  4. Вам в целом урок понравился?

Мне сегодня было очень приятно и продуктивно с вами поработать, хочу отметить работу следующих ребят…

Урок окончен. Спасибо всем!

Оценивают себя

  Дают ответы

Познавательные: систематизировать, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, вступать в дискуссию.

Регулятивные: соотносить цели урока с результатами работы и результатами собственной деятельности.

  1. Ход урока: 

    1. Оргмомент. (2 мин)

Здравствуйте, ребята! Меня зовут…..

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех,

Желаю вам удачи и успешности в придачу!

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в удивительную страну, для начала… на каком средстве передвижения мы можем совершить путешествие комфортно, обзорно и очень быстро? Конечно же на самолёте!

Вы сегодня мои пассажиры, я- ваш бортпроводник. Вы, как в самолете сидите по рядам (1 ряд, 2 ряд…). Выберите пож-та в каждой команде капитана, который будет от лица всей команды мне помогать.

 Итак, средство передвижения известно, инструктаж проведён, осталось определить ту самую страну…

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Откройте ваши атласы с.20 «Политическая карта мира».

- Что изображено на этой карте? Каждая страна имеет свой…. (цвет).  Что можно узнать по цвету?

- Эта страна расположена полностью в Южном полушарии; омывается водами двух океанов (Индийского и Тихого); почти по центру её проходит южный тропик; это страна – словно остров…

Правильно, это Австралия.  

Что вы должны узнать на уроке? (дают ответы). Учитель конкретизирует: конечно же, познакомиться со страной, узнать об её истории, населении, чем она богата и какие проблемы есть в этой стране и ещё я хочу добавить, совместными усилиями попробуем составить наглядную визитную карточку этой страны.

- Ребята обратите внимание, в учебнике тема обозначена как Австралийский Союз, в атласе страна указана как Австралия. Слайд 1.1

- Мы летим с вами в Австралийский Союз! Запишем в ваши тетради дату и тему урока.

  1. Актуализация знаний. а) первичное усвоение новых знаний: Слайд 1.2

Объяснение учителя. Площадь страны, вместе с островом Тасмания 7682 тыс. км2: Население 25 727 тыс. человек, форма правления, официальный язык, валюта.

Кто назовет столицу Австралии?

- Продолжите моё предложение: каждая страна имеет свои… (звучат ответы - гимн, герб, флаг) т.е. государственную символику.

Объяснение учителя:

Флаг. Левый верхний угол - флаг Великобритании, как символ колониального прошлого Австралии; синий цвет – водные просторы; количество звезд – это количество штатов (районов) в стране; самая крупная звезда – Южный крест, указывает на то, что Австралия находится в южном полушарии.

Герб. В верхней части герба – звезда Содружества, шесть вершин соответствуют количеству штатов, седьмая – государство в целом. Два животных: страус эму и кенгуру. Оба животных обитающих исключительно в Австралии. Почему именно их? Они - символы прогресса, оба животных в силу своих физических особенностей не могут пятиться назад, а значит, страна развивается и движется только вперед.

Гимн. Торжественное, величественное музыкальное сопровождение. В Австралии два гимна: один официальный, но чаще везде звучит в качестве гимна песня «Вальсирующая Матильда». Слайд 2. (звучит фрагмент песни). Австралийская народная песня о бродяге, несущем на плечах свой нехитрый скарб. «Матильда» – это заплечный мешок безработного бродяги.

Физкультминутка. - Наш самолет попал в зону турбулентности, прошу вас встать, руки в стороны, самолет повело вправо (наклон туловища вправо), влево (наклон туловища влево), сейчас нас очень хорошо качнуло (руки на пояс и с места подпрыгнуть), делаем глубокий вдох, поморгали глазками, руки прямо опустить, всем улыбки подарить. За бортом стало всё спокойно, мы продолжаем путешествие.

б) первичная проверка понимания

- У вас на партах лежат инструкции и задания для каждой команды и каждого члена команды, по истечении 2-х минут капитан от команды по очереди должен выйти и представить результат.

Пакет для 1 команды

Ребята! Вам необходимо в течении 3-х минут вставить, либо подчеркнуть в предложенном тексте верные слова. Работаем всей командой, никто не сидит без дела! Можно и нужно использовать учебник и атлас. *Данная инструкция имеется для каждой команды.

Капитан команды выходит к доске, зачитывает заполненные предложения и приклеивает на баннере у доски выбранные командой картинки!  

  1. Что означает название материка?
  2. Австралия, в отличие от Африки, по климатическим характеристикам, самый…….. материк, а по высоте самый ……..
  3. Стр.108 учебника. Кем (Янсзон, Кук) и в каком году были открыты и исследованы восточные побережья Австралии?
  4. Особенно большой приток (кого, каких людей) в середине 19 века, был связан с открытием месторождений (золота, железа).

Пакет для 2 команды

  1. Берега Австралии (слабо, сильно) изрезаны.
  2. Вглубь материка вдаются (один, два) залива. На севере – это залив ……. , а на юге - ….. залив.
  3. У северо-восточных берегов Австралии самое большое скопление организмов - …….. Это получило название Большой …………..
  4. Она целиком лежит в (северном, южном) полушарии и почти по середине пересекается ……….. тропиком.

Пакет для 3 команды

  1. Численность населения Австралии (невелика, велика).
  2. Современное население её состоит из коренных жителей ……… и англоавстралийцев, составляющих большинство населения.
  3. Самыми крупными городами страны являются ……….. и ………….
  4. Однако столицей страны является небольшой городок ………., находящийся на ровном расстоянии от двух крупнейших городов. Большая часть населения живёт в (бедности, достатке), а продолжительность жизни – одна из самых (низких, высоких) в мире.

Пакет для 4 команды

  1. Австралийский Союз очень богат полезными ископаемыми, особенно (титановыми рудами, нефтью и газом).
  2. Здесь велика роль (добывающей, обрабатывающей) промышленности.
  3. Как вы понимаете выражение «Экономика Австралии едет на овце»? 
  4. Большое развитие в этой стране получила (промышленность, сфера услуг). В связи с постоянно возрастающим потоком …….. особое место занял ………… бизнес. Австралийский Союз – (развитая, высокоразвитая) страна.

4. Закрепление. Производится поочерёдная творческая защита команд (представителя от команд) у доски.

5. Контроль и самооценка. Обучающиеся вслед за выступающими производят записи у себя в тетрадях.

Учитель производит оценивание.

6. Домашнее задание. Слайд 3. Пояснение задания учителем. В интернете найти стихотворение Галины Усовой «Австралия – страна наоборот». Построчно разобрать текст стихотворения с точки зрения географии.
7. Рефлексия. Слайд 4. Ребята, прошу вас заполнить листы самооценки, подписав своё имя, проставьте баллы от 1 до 2-х.

Учитель озвучивает: если баллы свыше пяти – «отлично», 4 балла – «хорошо», 3 балла – «удовлетворительно».

Ребята, в заключении мне бы хотелось спросить:

1.        Каковы ваши главные результаты сегодня?

2.        Благодаря чему вам удалось их достичь?

3.        Были ли какие-либо трудности? Как вы их преодолели?

4.        Вам в целом урок понравился?

Мне сегодня было очень приятно и продуктивно с вами поработать, хочу отметить работу следующих ребят…

Слайд 5. Спасибо вам, урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 кл.география Австралийский союз

ГП,характеристика государственной символики. государственный строй, Достропримечательности, животный и растительный мир...

"Австралийский Союз" презентация.

Презентация к уроку географии «Австралийский Союз».Презентация подготовлена для проведения урока в 10 классе на тему «Австралийский Союз». Цель: сформировать целостное представление о стране, показать...

конспект урока по географии" Население Австралийского Союза"

Конспект урока по географии для 7 класса. Составлен по учебнику Савельева....

Презентация "Австралийский Союз"

В данной работе дается представление об Австралийском  Союзе как о стране со своей историей, культурой и т.д. В презентации имеются интересные факты о стране, население, городах и хозяйстве....

«Колониальное прошлое материка Австралия. Народ Австралии. Австралийский Союз» (урок с использованием технологии критического мышления)

Совершенствовать умения учащихся использовать тематические карты как источники географической информации, устанавливать причинно- следственные связи между изучаемыми явлениями....

Презентация к уроку по географии в 7 классе на тему: "Население Австралии.Австралийский Союз"

Данная презентация предназначена для урока "Население Австралии.Австралийский Союз". Содержит яркие,запоминающиеся иллюстрации, сравнения, интересные факты....

Конспект урока "Австралийский Союз"

Цель урока:1.     Познакомить  учащихся с особенностями  населения Австралии, видами хозяйственной  деятельности  населения.2.     Развивать...