Рабочая программа "Экономическая география" для СПО 39 часов
рабочая программа по географии
Рабочая программа общепрофессиональной учебной дисциплины ОП 14 Экономическая география является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности среднего профессионального образования 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, входящей в состав укрупнённой группы 43.00.00 Сервис и туризм
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное профессиональное Образовательное учреждение города Москвы «Колледж сферы услуг №3» (ГБПОУ КСУ № 3) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Общепрофессиональной учебной дисциплины
ОП 14 Экономическая география
по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
Основной профессиональной образовательной программы СПО
на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
Москва
2021 год
Одобрена
Кафедрой естественно –научных
и математических дисциплин
Протокол № 01 от 31.08. 2021 г.
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по учебной дисциплине ОП 14 Экономическая география; по специальности среднего профессионального образования 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
Заведующий кафедрой
Естественно –научных и
Математических дисциплин
_________________ И.И. Якимкина
Заместитель директора
_________________ Н.Ю. Соболева
Составитель: Преподаватель географии ГБПОУ Колледж сферы услуг №3 Аджиева М.А
СОДЕРЖАНИЕ
Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины………………………………...4
Структура и содержание учебной дисциплины……………………….............................................11
Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины…….............................................17
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины…….............................................19
Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины ОП 14 Экономическая география
Рабочая программа общепрофессиональной учебной дисциплины ОП 14 Экономическая география является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности среднего профессионального образования 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, входящей в состав укрупнённой группы 43.00.00 Сервис и туризм, и соответствует требованиям WorldSkills, разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования с учетом естественно научного профиля.
Программа разработана с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья, обучающихся с ОВЗ и методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, утвержденные директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Науки России от 20 апреля 2015 г. № 06-830.
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «Экономическая география» входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная учебная дисциплина и имеет связь с дисциплиной Экономические и правовые основы производственной деятельности.
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Изучение учебной дисциплины ОП 14 «Экономическая география» на базовом уровне СПО направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы географических знаний о целостном, много образном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
• воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
• нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
• понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с
учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе общечеловеческих ценностей
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание
необходимого уровня физической подготовленности
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языке
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
IT компетенции
ИТ 1.1 Знакомство с редактором презентаций
ИТ 1.2 Наличие вкуса в оформлении презентаций
ИТ 1.3 Знакомство с простейшими функциями текстового редактора
ИТ 1.5 Правила работы с текстами (этикет оформления)
ИТ 1.9 Профессиональные инструменты просмотра и редактирования файлов (pdf и т.п.)
ИТ4.1 Сохранение файлов
ИТ 4.2 Работа со сменными накопителями (флешками)
ОК (общие компетенции) | умения | знания |
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07. | -определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; - оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; - применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; - составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; - сопоставлять географические карты различной тематики; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; - нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; - понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения. | - основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; - особенности размещения основных видов месторождения и территориальные сочетания; -численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; - географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; -географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества; - особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда; |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объём образовательной программы | 39 |
теоретическое обучение | 25 |
практические занятия | 14 |
Контрольная работа | 1 |
Промежуточная я аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.14. Экономическая география
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся. | Объем часов | Осваиваемые элементы компетенций | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение. Тема 1. Источники географической информации (2) | Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения. | 2 | ОК 02 ОК05 | |
Часть 1. Общая характеристика мира | ||||
Тема 2. Политическое устройство мира. (4) | Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы. | 2 | ОК 01. ОК 02. ОК 05. ОК 06. | |
Практическое занятие №1 «Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития». | 2 | ОК 02. ОК 04 ОК05 ОК06 | ||
Тема 3. География мировых природных ресурсов (4) | Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологических проблемы. Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы | 2 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07 | |
Практическое занятия №2 «Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов. Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов» | 2 | ОК 02. ОК 04 ОК05 ОК06 | ||
Тема 4. География населения мира (6) | Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. Качество жизни населения. Трудовые ресурсы и занятость населения. Размещение населения по территории земного шара. Миграции населения и их основные направления. Урбанизация. | 4 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. | |
Практическое занятие №3 «Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира» | 2 | ОК 01 ОК 02. ОК 04 ОК05 ОК06 | ||
Контрольная работа за 1 семестр | 1 | |||
Часть 2 География мирового хозяйства | ||||
Тема 5 Мировое хозяйство Современные особенности развития мирового хозяйства. (2) | Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города. | 2 | ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07 | |
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства. (4) | Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. | 4 | ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07 | |
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства (8) | Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности. Практическое занятия №4 «Определение особенностей размещения отраслей мирового хозяйства. Горнодобывающей промышленности и топливно – энергетического комплекса» | 4 | ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07 | |
Практическая работа №. 5 Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства. Практическая работа №6 Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира. Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, Формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира. | 4 | ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07 | ||
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства. (6) | Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды. Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами. | 4 | ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07 | |
Практическое занятие № 7 Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира | 2 | ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. | ||
дифференцированный зачёт | 2 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГЕОГРАФИЯ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины
Для реализации программы ОП 14 Экономическая география по профессии 43. 02.15 Поварское и кондитерское дело; имеется учебный кабинет: География.
Оборудование учебного кабинета: столы, стулья, шкафы; карты; учебные атласы за 10 класс.
Средства обучения: печатные пособия (схемы, атласы, контурные карты,) дидактический материал; комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, комплекты тестовых заданий);
3.2. Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированный по компонентам
многофункциональный комплекс преподавателя; наглядные пособия (комплект географических карт), библиотечный фонд.
3.3. Информационно - коммуникационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет - ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Учебники и учебные пособия:
Средства обучения: печатные пособия (схемы, атласы, контурные карты) дидактический материал; комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, комплекты тестовых заданий);
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.03.2015 №06-259.
- Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций. Е. В. Баранчиков, — М.: Академия, 2015. — 20 с.
- География для профессий и специальностей социально-экономического профиля учебник. /Е. В. Баранчиков, — М.: Академия, 2015.
- География. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/В.П. Максаковский – М.: Просвещение, 2019.
- Поурочные разработки по географии 10 класс (к учебному комплексу В.П. Максаковского). / Сост. Е.А. Жижина, Н.А. Никитина– 2-е изд. - М.: ВАКО, 2017
Для обучающегося:
- География для профессий и специальностей социально – экономического профиля учебник. /Е. В. Баранчиков, — М: Академия, 2015.
- География. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.П. Максаковский. – М.: Просвещение, 2019
- Новая географическая картина мира учебное пособие в двух частях – М.: Просвещение, 2021
- География. Атлас. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2019
Электронные ресурсы:
- Удалённый ресурс «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов». Режим доступа http://school-collection.edu.ru/ - 30.08.2021
- Удалённый ресурс «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов». Режим доступа http://fcior.edu.ru/ - 30.08.2021
- Удалённый ресурс «Русское географическое общество». Режим доступа https://www.rgo.ru/ru - 30.08.2021
- Удалённый ресурс «Я иду на урок географии». Режим доступа
https://geo.1sept.ru/urok/ - 30.08.2021
- Удалённый ресурс «Библиотека видеоуроков по школьной программе». Режим доступаhttps://interneturok.ru/ - 30.08.2021
- Удалённый ресурс «Российская электронная школа». Режим доступа https://www.nes.ru/ - 30.08.2021
- Удалённый ресурс «География России». Режим доступа , «Экономическая география мира» -https://geographyofrussia.com/ekonomicheskaya-geografiya.html- 30.08.2021
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной учебной дисциплины география
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических занятий, практических работ, тестирования. Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формируемые общеучебные и общие компетенции | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения программы обучающийся должен знать:
источники и виды загрязнения окружающей среды;
уметь:
| В результате освоения дисциплины, обучающийся должен овладеть общеучебными компетенциями по четырём блокам: а) самоорганизация (уметь организовывать свою учебную деятельность); б) самообучение (уметь учиться, самостоятельно добывать знания); в) информационный блок (уметь подбирать учебную литературу и осуществлять поиск необходимой информации); г) коммуникативный блок (умение общаться, налаживать связи с другими обучающимися и с другими преподавателями, грамотно отстаивать свою точку зрения). ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | Практическая работа с различными географическими картами. Практическая работа с контурной картой. Оценка при выполнении практической работы. Тестирование Текущий контроль знаний: проверка выполнения домашних заданий. Заслушивание сообщений докладов Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа обществознание 114 часов
Рабочая программа дисциплины включает в себя цель и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины, объем дисциплины и виды учебной работы, содержание дисциплины (содержание...
Рабочая программа обществознание 146 часов
Рабочая программа дисциплины включает в себя цель и задачи дисциплины,требования к результатам освоения дисциплины, объем дисциплины и виды учебной работы, содержание дисциплины (содержание ...
Рабочая програма на 2 часа в неделю по физической культуре для 3 классов
Рабочая програма на 2 часа в неделю по физической культуре для 3 классов...
Рабочая програма на 2 часа в неделю по физической культуре для 4 классов
Рабочая програма на 2 часа в неделю по физической культуре для 4 классов...
Рабочая программа РЯ 102 часа 10 класс
Рабочая программа РЯ 102 часа 10 класс...
Рабочие листы для классного часа разговоры о важном 9 октября 2023 для 1-2, 3-4, 5-7 классов
Рабочие листы для классного часа разговоры о важном 9 октября 2023 для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-9 класса, 10-11 класса и СПО. Тема внеурочного занятия о взаимоотношениях в коллективе...
Рабочие листы для классного часа разговоры о важном 16 октября 2023 для 1-11 классов
Рабочие листы для классного часа разговоры о важном 16 октября 2023 для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-9 класса, 10-11 класса и СПО. Тема внеурочного занятия по ту сторону экрана. 115 лет кино ...