Мои выступления и публикации
методическая разработка по географии

Предлагаю Вашему вниманию некоторые мои разработки выступлений и публикаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie_mo.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления туристско-краеведческой работы

в МБОУ «Школа № 60» г. Ростова-на-Дону

Туризм и краеведение в системе образования являются традиционными и эффективными средствами обучения и воспитания учащихся, служат целям всестороннего развития школьников, их подготовке к жизни. В процессе занятий туризмом и краеведением развивается познавательная активность, укрепляется здоровье, рационально используется свободное время, воспитываются нравственные и волевые качества.

У всех направлений краеведческой деятельности имеется общий предмет изучения – край. Любовь к родному краю, знание его истории, природы – основа, на которой только и может существовать рост духовной культуры молодежи.

Среди задач школьного краеведения выделяется творческая деятельность обучающихся. Ее стимулируют сами методы и приемы сбора краеведческого материала, его новизна. Они способствуют развитию наблюдательности и формируют навыки поисково-исследовательского характера. Необходимо отметить эстетическую направленность краеведения и воспитание патриотизма. Элемент эстетического воспитания реализуется в раскрытии перед учащимися величия и красоты родной природы. Учитель пробуждает восхищение, глубокую гордость и искреннюю любовь к своему краю. Родной край - это объективная среда, способствующая формированию патриотических чувств. Таким образом, воспитательные задачи - это развитие эмоционального восприятия мира, творческой деятельности, ценностного отношения к миру и привитие навыков и умений поисково-исследовательского характера одновременно. Организационные формы и методы краеведения определяются задачами воспитания, требованиями учебных программ, особенностями исторического прошлого, конкретными природными и социально-экономическими условиями родного края. В организации краеведческой работы следует придерживаться следующих принципов:

1.Комлексный подход, т.е. всестороннее изучение родного края - природы, хозяйства, этнографии, литературы, искусства, народных промыслов. Краеведческая работа дает эффективные результаты в том случае, если соблюдается систематичность и непрерывность организации учебного процесса.

2.Поисково-исследовательский подход, который способствует формированию и развитию познавательной деятельности и интереса обучающихся, овладению элементарными приемами научного исследования, умениями и навыками самостоятельного приобретения знаний, развитию творческих способностей.

Формы краеведческой работы разнообразны. Они всегда использовались учителями нашей школы.

Встав на путь обновления и систематизации, творческая группа учителей школы разработала программу взаимосвязанных форм организации туристско-краеведческой работы.

Во-первых, были скорректированы программы по биологии, географии, истории, литературе, музыке,  ИЗО с учетом краеведческого материала.

Во-вторых, учебный план дал возможность не только учащимся 2 ступени через внеурочную деятельность, но и старшеклассникам, используя элективные курсы дополнительно изучать краеведение. Введение ФГОС начального и основного общего образования позволило в 1-6 классах ввести во внеклассную деятельность новые курсы: «Сказки Тихого Дона», «Доноведение» и другие.

В-третьих, спланированной стала внеклассная и внешкольная работа по этому направлению.

Содержание внеклассного краеведения по географии может включать:

1.Влияние человеческой деятельности на процессы видоизменения природной среды (экологические аспекты);

2.Исследование населения: обычаев, традиций;

3. Изучение населенных пунктов;

4.Изучение отдельных производств;

5.Описание комплексной характеристики района, города и т.д.

Изучение различных источников краеведения позволило нам выявить  следующие методы осуществления:

-литературный (специальная литература, материалы периодической печати, отчеты предприятий ит.д.);

-картографический (анализ карт различных по содержанию);

-статистический (использование цифрового материала, графиков, диаграмм);

-визуальное наблюдение;

-полевые исследования (экспедиции, экскурсии, наблюдения, беседы с населением).

В большинстве случаев все перечисленные методы используют в совокупности, но учитель вместе с детьми вправе выбрать основной метод и вспомогательные. Задачи краеведческой работы, ее направления и методы являются составной частью методической системы. Она включает: предварительную работу с литературными и картографическими источниками, беседу с местными жителями; проведение полевых исследований; оформление собранного материала в виде письменно - графических работ, альбомов, стендов, докладов.

           Несколько лет октябрь является месяцем изучения Донского края. Учащиеся 1-11 классов совершают обзорные тематические экскурсии по Ростову и городам области: Таганрогу, Старочеркасску, Аксаю, Азову, Новочеркасску и др. В этом году проведено более 70 экскурсий. Также проходят встречи с интересными людьми, собираются подборки материалов газет, журналов, статистических данных, посещаются библиотеки, музеи, выставки, предприятия. Все большее значение приобретает в этот период поисковая исследовательская, проектная деятельность обучающихся под руководством учителей-консультантов. Ее итогом является ежегодная школьная краеведческая конференция, в которой принимают участие все желающие учащиеся 3-11 классов. Ребята оформляют альбомы, выпускают альманахи, бюллетени, готовят презентации, раскладушки и стенды. В ходе выступлений не только выявляются лучшие работы, но и предлагаются задания на следующий год. Победители школьного этапа принимают участие в рамках туристско-краеведческого движения «Отечество» в районных, городских и областных конференциях. Одним из этапов стало ежегодное участие обучающихся в ДАНЮИ. Правильно выстроенная образовательная политика администрации школы и педагогического коллектива в вопросах патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения средствами исследовательской и поисковой работы дает свои результаты. Так, в 2009-2011  годах участие и результативность в краеведческих конференциях выглядит следующим образом:

годы

Школа/работ

(участ.)

Район/приз

(участ.)

Город/приз

(участ.)

Область/приз

(участ.)

2014-15

45/23

8/3 1-х места

3/2

2/2

2015-16

53/29

10/4 1-х мест

4/2

3/1

2016-17

59/35

7/3 1-х мест

3/2

2/1

Трижды участниками и лауреатами всероссийской конференции «НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ», ежегодно проходившей в г.Москве, становились обучающиеся нашей школы Толстолуцкий И.(дважды) и Беликов А.

 Неоднократно учащиеся школы награждались грамотами, свидетельствами, подарками, денежными премиями. Особенно значимой является работа в школьном музее. Музей 5-го Донского Казачьего Краснознаменного Гвардейского Будапештского Кавалерийского корпуса, чье имя носит школа, стал нашей гордостью. Музей получил звание «народный» и считается лучшим школьным музеем города. Ежегодная поисковая деятельность приносит положительные результаты: накапливается новый материал для открытия страниц из жизни казаков, передаются в дар личные вещи ветеранов войны и их награды. Это привлекает в ряды любителей истории, географии молодые растущие силы.

Уже традиционными стали туристические слеты. Они направлены, в том числе и на изучение Донского края, Боевого пути 5-го Донского корпуса, а также на проведение экологических субботников. Эти дни поистине превращаются в дни радости, творчества и здоровья.

Мы не стоим на месте, постоянно ищем новые формы работы, знакомимся с опытом других образовательных учреждений.

Убеждены, что туризм и краеведение расширяет кругозор, приобщает к творческой деятельности, здоровому образу жизни, формирует практические и интеллектуальные умения, а главное, способствует патриотическому воспитанию.

Учитель географии МБОУ «Школа № 60»                                               О.И. Подколзина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикации, выступления, методические материалы

1. План повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2. О пофессиональном росте учителя...

Мои выступления и публикация.

Мои выступления на ММО, в школе. Публикация....

Мои выступления/публикации: Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химии

Выступление на ГМО учителей химии 28.09.2022г. "Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химииГлавное не знание, а умение ими пользоваться (А.А.Леонтьев)Современный человек должен...

Мои выступления и публикации

Материал выступлений на семинарах,НПК и т,д....

Информация о транслировании практических результатов профессиональной деятельности : выступлении РМО,участие в профессиональных конкурсах, конференциях,тестировании, публикации. 2015-2019

Систематически транслирую свой педагогический опыт и профессиональные достижения на различных уровнях. В системе совершенствую своё профессиональное мастерство через работу в школьном и районном метод...

"КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА"- Выступление с докладом на конференции. Публикация в сборнике. И.Р. Шабуров, преподаватель ГАПОУ «Нижнекамский многопрофильный колледж»

quot;КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА"- Выступление с докладом на конференции. Публикация в сборнике.   И.Р....