Формирование географической культуры в школьной географии.
статья по географии

Воронкова Марина Александровна

Сегодняшнее человечество является продуктом своих вчерашних действий по использованию, приспособлению и изменению природы Земли сначала в интересах своего выживания, а затем и развития.

 Роль географии в подготовке учащихся к жизни, к поведению в природе, обществе, государстве огромна, и  значение географических знаний и географической культуры как составной части общей культуры человека, основы которых закладываются в школе, в решении этого вопроса трудно переоценить.

      Поэтому столь актуален вопрос о формировании географической культуры как составной части общей культуры человека, за которую,  «отвечает» школьная география.

Географическая культура  рассматривает географическую среду через призму культуры, определяя меру человечности по отношению к природе, к социуму и уровень гуманистических качеств личности. Изучаемые природные и социально-экономические объекты раскрываются как целостные образования, вписанные в бытие человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование географической культуры в школьной географии.

1.1 Перспективы проектирования культурологического географического образования.

Культурологический подход в образовании предусматривает воспитание образованной ,культурной личности. Фундаментом общей культуры служит содержание образования- весь комплекс знаний, деятельности, способов познания, без овладения которыми невозможно взаимодействие и взаимоотношение людей. [17]

В системе знаний устойчивое место занимает комплекс знаний  наук о Земле, представленный учебным предметом « География».  

Географическое образование -это  основа становления географической культуры. Формирование географической культуры- способ гармонизации отношений между обществом и природой, на понимание бытия трех начал

  • Природы
  • Человека
  • Общества

Цели школьного географического образования:

1.поворот научных знаний к нуждам человека к практическому их применению;

2.основа формирования географической культуры в обществе;

3.умение грамотно ориентироваться в природе и обществу.

Роль географии в подготовке учащихся к жизни огромна. Значение географических знаний и географической культуры как составной части общей культуры человека, основа которых закладывается в школе, трудно переоценить.

Сегодня школьное географическое образование формируется в единстве естественнонаучной и гуманитарной картины мира. Развивающий потенциал школьного географического образования:

А) усиление культуротрансляционных функции;

Б)формирование географической культуры выпускника и учителя;

В)развитие географического мышления;

Г) культурирование знаний рационального природопользования и охраны природы.

Используя культурологический подход( как общенаучный  метод познания), позволяет рассматривать школьное географическое образование как феномен культуры, а формирование культуры выпускника и учителя как конечную цель.  

Можно разработать модель культурологического содержания школьной географии.    

Модель структуры содержания школьной географии

Ценностная-система ценностей,

формируемых в школьной географии                                                                                  

(природа, человек, наука, знания).                                                    

Способы деятельности по освоению

географической культуры.    

Творческая деятельность учащихся.

В результате изучения курса  обучающийся должен развивать географическое  мышление, научиться соотносит свою деятельность с законами природы, социально-экономическими процессами, сохранять и развивать природу для потомков. [18]

Функции  географического образования:

- трансляция культуры ;        

- развитие личности( как цели и результата географического образования)

Географическое образование должно работать на развитие ценностей, творческих способностей,  позволяющих выпускнику формировать географическую компетентность.

Признаки географической образованности, географической культуры

         выпускника средней школы.         

1.осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи в географической деятельности природных, социально-экономических процессов, объектов, явлений.

2.умелое применение  знаний в реальной деятельности.

3. умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности и опасности окружающей среды  для выработки собственной ценностно-поведенческой линии в сфере жизнедеятельности.

На основе культурологического подхода изменение географического образования- повышение культуроемкости, личностно-смыслового приобщения учащихся к географии. [15]

Такой подход позволяет разработать содержание географического образования в единстве :

  • Географической картины мира
  • Ценностного и деятельностного компонентов
  • Личностно-творческой основы географической культуры

Концепция изменения содержания географического образования- конечная цель – формирование географической культуры личности выпускника.

При объяснения понятия « географическая культура» за основу берут две группы общегеографических знаний.

Знания и умения, в формировании которых участвует география

Знания, составляющие специфику географии

Ведущие идеи школьных курсов географии

1.Идеи, отражающие проявление законов диалектики в географической оболочке и ее частях.

2.Идеи, отражающие проявление законов диалектики в экономико-географической действительности.

3.Идеи, охватывающие проблему « природа и общество»

2.2  Методические проблемы формирования географической культуры учащихся.

Проблемы школьной географии связаны с существующей структурой  структурой  школьного географического образования, которая должна быть построена  как неразрывность физико-географической и экономико-географической ветвей , познания географии от общего к частному.

Школьная география должна  больше уделять краеведческому содержанию.

Важно наличие разделов по истории географии. Немецкий географ Ф.Ратцель писал « Нельзя изучать географию, не зная ее истории. Но история географии не просто история науки, а существенная часть всемирной истории.» [10]

Модернизация российского образования  предусматривает введение профильного обучения в старшей школе.

Географическая культура предусматривает овладение компьютерной грамотностью.  Одним из направлением модернизации системы географического образования – внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. В географии заложены большие возможности применения новых технологий.

С 2001 года в школах введен  Единый государственный экзамен. Он проводится с целью определения уровня общеобразовательной подготовки учащихся. Анализ результатов ЕГЭ позволяет составить представления об уровне географической культуры учащихся:

22%- выполнили  менее половины  базового уровня;

43%-  более половины всей работы;

1%- набрали тестовый балл- 90.

Из числа выпускников  получивших удовлетворительную оценку по предмету- овладели всеми основными знаниями по всем разделам школьной географии.

Обучающиеся, с более высоким уровнем подготовки, могут применить  знания в измененной ситуации.

Залогом высоких результатов  является систематически продуманная работа  течении всех лет обучения, нацеленная на формирование географической культуры. [19]

География несет обязанность через знания показать разнообразие мира.   Можно рассматривать географическую культуру  как составную часть общей культуры человека. Без знаний, которые обучающиеся получают на уроках географии , современный человек не может обойтись.

Узнать законы взаимодействия общества и природы помогает географическая культура мира.

Среднее географическое образование должно обеспечить формирование географической культуры учащихся. Главной целью образования  является создание субъекта культуры , которая была бы не только образованным , но и культурным. [12]

Вот почему нужен переход образования со знание центрического на культуро-сообразное. Для осуществления необходимо , чтобы содержание географического образования должно стать формированием географической культуры.

 Учитель осуществляет  обучение и воспитание с учетом специфики преподавания географии , способствует развитию личности учащегося.

Педагог, планируя свою деятельность, делает выбор и четко отвечает  себе на вопрос:

 Каким ему видится ребенок-человеком?

 - который не задумываясь  выполняет требования старших ;

-  личностью, обладающей высоким интеллектуальным и духовным уровнем культуры.

 Школьная география способствует формированию основных четырех компонентов географической культуры, их интеграции при условии использования технологий обучения.

Технология рефлексивного обучения способствует формированию географической культуры личности.

Реализация технологии рефлексивного обучения дает возможность поэтапного формирования географической культуры.

Технология предполагает использование творческих заданий для самостоятельной работы. При выполнении и оформлении заданий используется пять шагов, что дает понять, что учащийся выполняет действия осознанно. [20]

По результатам работы учитель может судить о уровне географической культуры, анализ результатов предполагает оценку по четырем основным составляющим:

- широкий географический кругозор,

- умение использовать географические методы исследования,

- умение читать карту,

- владеть географическим языком.

В ЮНЕСКО постоянно называют четыре общечеловеческие области, которые помогут каждому познать ми:

- философия,

 -история,

-география,

 -иностранный язык.

Уже 300 лет география остается в России одной из почитаемых . Долгое время она была описательной.  [21]

 Передовая географическая наука стала аналитической.

Будучи самой древней из наук, география сохраняет глубокий познавательный потенциал. Именно географические знания повлияли на становление  разных понятий .

География  как научная область не только объясняет, но и расширяет научную картину мира, предлагает оригинальные решения к достижению пространственной гармонии.

1.2 Воспитание  географической культуры  на уроках в 8 классе.

О роли и значении географии для общечеловеческой культуры и образования говорили и писали очень многие известные ученые и писатели, в том числе и ученые-географы В.П. Максаковский (1988), Н.Н. Баранский (1980), а также и В.К. Арсеньев (1948).

Речь шла о географии как явлении культуры, о значении географической составляющей общечеловеческой культуры, в том числе и для образования, в первую очередь школьного. А также о том, что географическая культура берет на себя истолкование ряда процессов и явлений в природе и обществе, знакомство с естественной и социально-экономической основами общественного производства, ориентацию на разумное и нравственное поведение людей в окружающей среде и прочее.

«Речь идет о главных, фундаментальных знаниях, получаемых школьниками, составляющих основу миропонимания, мировоззрения, дающих представление о современной географической картине мира, как части общей научной картины мира»[15].

Географическая культура возникает путем воспитания образованной, культурной личности, владеющей основными элементами политической, экономической, экологической, нравственной, физической культуры, культуры поведения, речи и т.п.

 Фундаментом развития географической культуры служит представление о географической картине мира на основе знаний учащихся о природе, обществе и их взаимодействий, формирование географического мышления школьников, которое есть «…мышление, привязанное к территории, кладущее свое суждение на карту и связанное, комплексное и не замыкающееся в рамках одной отрасли» [9], знание и владение географических методов (описания, сравнения, моделирования и др.) и знание языка географии, географических названий и представлений (образов).

Именно В.К. Арсеньев является одним из ярчайших примеров высококультурного географа, делавшего в своих научных и литературно-художественных трудах множество пейзажных и научных описаний природы, при помощи которых происходит как бы заложение и укрепление фундамента географической культуры: при прочтении его произведений у учащихся возникает и представление о географической картине мира при помощи рассуждений автора о взаимодействии природы и человеческого общества, разбросанных во многих его трудах, правильно формируется географическое мышление — комплексный, исторический, территориальный и, что немаловажно, экологический подходы к изучению природы, школьники знакомятся с различными географическими методами, к примеру — описания, простого и доступного, которыми славятся большинство известных его книг.

В текстах Арсеньева, прежде всего, наглядно, или «пейзажно» показываются типичные ландшафты (в первичном значении этого слова «ландшафт» — синоним слова «пейзаж» [5]).

Именно в пейзаже раскрываются отдельные стороны природы, как и картина ландшафта в целом.

В комплексе непосредственных впечатлений, получаемых путешественником в Уссурийской тайге, очень важна беспредельность таежного ландшафта — черты, характерные для тайги России, особенности климата, эндемичность растительного и животного мира и т.п.

Как известно, любая информация, в том числе учебный материал, лучше запоминается, если в процессе восприятия участвуют различные виды памяти [13] :

-описания природы Арсеньевым как бы стимулируют работу образной памяти, которая дает возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные восприятия;

- вербальной памяти, с помощью которой образуется информационная база человеческого интеллекта;

-непроизвольной памяти или случайного запоминания и эмоциональной памяти, которая позволяет событиям, фактам, представлениям наиболее глубоко «врезаться» в мозг, долго сохраняться и вызывая отчетливые воспоминания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование географической культуры. Пути, способы и методические проблемы формирования»

Формирование географической культуры учащихся - это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение нашей планеты, на сознательную социально-экономическую де...

Формирование географического образа на уроках географии в специальной коррекционной школе VIII вида при использовании мультимедийных презентаций

В данной статье учитель раскрывает проблемные вопросы, возникающие на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида, а также находит пути решения возникшей проблемы через использовани...

Формирование экологической культуры на уроках географии и во внеурочное время

Формирование экологической культуры на уроках географии и во внеурочное время...

Методический материал «Формирование экологической культуры на уроках географии и во внеклассной деятельности»

Гигантская техническая мощь современного человечества и быстрый рост численности населения на планете, получивший название «демографического взрыва», стали причиной того, что на глазах жив...

Развитие логического мышления учащихся при формировании геологических знаний в школьной географии

Развитие логического мышленияучащихся  при формировании геологических знаний в школьной географии...

Формирование экологической культуры на уроках географии

Формирование экологической культуры на уроках географии...