Семинар.Современные педагогические технологии (1часть).
методическая разработка по географии
Для руководителей МО естественно-научного цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Для руководителей МО. | 37.58 КБ |
Для руководителей МО. | 37.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар в рамках единого методического дня-7.11.18г.
Провела: учитель географии Курищенко Т.А. МБОУ «СОШ№24»
Тема:
Современные образовательные технологии.(1 ЧАСТЬ)
Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы работы.
Обеспечение: раздаточный материал для каждой группы, презентация
Цель :
Осознание основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС второго поколения.
Повышение интереса педагогов к использованию системно- деятельностного подхода в обучении.
Осознание необходимости повышения уровня самообразования через изучения современных образовательных технологий.
Задачи
1.Знакомство с современными образовательными технологиями.
2. Повышение мотивации педагогов на применение современных технологий в учебном процессе.
3.Способствовать повышению эффективности взаимодействия учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе.
4.Создать условия для активного взаимодействия всех участников педагогического совета.
« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
Сухомлинский В.А.
Ход семинара:
1.Орг. момент. Создание ситуации успеха:
Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор. Начнем мы с такой притчи:
Наберись смелости и сделай попытку! ( слайд)
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.
«-О, вы, подданные мои»,- « У меня есть трудная задача и я хотел бы знать, кто сможет решить ее.»
Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще ни кто никогда не видывал.
«Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда –либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?»- спросил царь.
Одни придворные только отрицательно качали головами, другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако, вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, она слишком трудна. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места, и наконец, одним рывком дернул его.
О, чудо- замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут.
Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому, что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».
О чем притча в переводе на язык ФГОСов? Способы преподавания в образовательном процессе – это …
Нам учителям, работающим по ФГОС второго поколения тоже необходимо набраться смелости и сделать попытку для реализации современных образовательных технологий.
За последние годы существенно изменились приоритеты образования.«В современном образовательном процессе теория и практика педагогических технологий только ещё начинают складываться как самостоятельное направление. Отсюда возникают различные проблемы и подходы к освещению и пониманию технологической составляющей в организации образовательного процесса. Современная школа нуждается не в одной педагогической технологии, а в целой палитре. Это необходимо и для школьника, и для педагога. Если мы провозглашаем личностно ориентированный подход в отношении ребёнка, то точно такой подход должен быть применён и в отношении учителя. Он должен иметь право выбирать, какая технология подходит ему более всего – в силу возрастных, индивидуальных, личностных качеств и особенностей ученика.
Само понятие «технология» заключает в себе некую универсальность: в отличие от конкретной частной методики технология может быть применима на самых разных учебных предметах. Например, при организации проблемного или модульного, индивидуального или дифференцированного, личностно ориентированного или интерактивного обучения необходимы: учёт возрастных особенностей, оптимальная персонификация образовательного процесса, создание адаптивной образовательной среды…Цели и задачи, поставленные учителем, могут быть различными, путь их достижения часто имеет общие компоненты. В этом отношении технологии как форма воплощения педагогических задач оказываются всегда своевременными.
Тема: «Современные образовательные технологии. ИлиЧто я знаю, и что хочу узнать о современных образовательных технологиях».
Рефлексия содержания мастер класса
Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме …и отложите.
Таблица для слушателей.
Понятие | Знаю | Хочу узнать | Узнал |
1.Технология (определение) 2.Какие бывают современные образовательные технологии. 3. Особенности современных педагогических технологий (уточнить каких) |
План работы:
1. Современные педагогические технологии.
2.Характеристика некоторых технологий:
1) Технология организации проектной деятельности школьников;
2) Технологии развития критического мышления;
3) Технология «Педагогическая мастерская»,
2.Разработка фрагментаучебного занятия с применением образовательной технологии развития критического мышления.
3. Рефлексия семинара.
1. Современные педагогические технологии.
Начинаем с понятия образовательные технологии.
Выступление учителя физики и математики
Понятие технологии сегодня, наверное, одно из самых популярных в педагогике.
Часто педагогическую технологию определяют как:
Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса.
Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
Но помимо этого под педагогической технологией понимают процессы:
научного проектирования и точного воспроизведения гарантирующих успех педагогических действий;
оптимизации обучения и воспитания путём анализа факторов, повышающих педагогическую эффективность;
и целое научное направление:
Эффективность той или иной технологии во многом зависит от того, кто конкретно воплощает те или иные подходы в педагогической практике. Поэтому должна быть разработана своеобразная палитра педтехнологий, чтобы учитель мог в своей деятельности реализовывать ту, которая более всего соответствует его личности, его индивидуальности с учётом основной задачи школы и социального заказа общества.
Технология носит надпредметный характер: сами технологические подходы развивающего обучения или групповой деятельности могут быть реализованы на любом учебном предмете, вне зависимости от содержания. Методика более конкретна: например, методика работы с картой на уроке географии, проведения лабораторной работы (по физике, химии), решения задач с двумя неизвестными и пр. Кроме того, в методике могут использоваться жёсткие предписания, методы воздействия, ограничения и т.д. А технология вся построена на взаимодействии учителя и учащихся.
На сегодня в научной литературе существует множество понятий «технология», общий смысл которых можно свести к следующему: технология ¬ это воспроизводимый способ организации учебного процесса с четкой ориентацией на диагностично заданную цель. Современной школе предлагается достаточно большое число технологий. Для нас выбор технологий для организации урока ¬ это поиск тех оснований, которые позволяли бы педагогу сделать выбор в пользу технологий, цели и результаты которых соответствуют планируемым результатам обучения в целом, технологий, развивающих самостоятельность мышления субъекта учения. Эти технологии можно определить, как технологии рефлексивного характера, целью которых и конечным результатом является овладение субъектом надпредметными (метапредметными – на языке стандарта) умениями, которые бы в дальнейшем входили в интеллектуальный аппарат личности и применялись в процессе самостоятельных поисков и открытий.
Современной школе предлагается достаточно большое число технологий. Так, в работе Г. К. Селевко описано свыше пятидесяти технологий, работа М.В. Кларина предлагает описание не менее двадцати современных технологий. Не удивительно, что педагогов часто ошеломляет обилие инноваций, которые предлагаются для решений, стоящих перед ними проблем.
Большинство технологий строится по определенного алгоритму – последовательности стадий (этапов) урока. Формулировки названий этих этапов отличны от общепринятых в классической дидактике.
Наиболее востребованные современные образовательные технологии:
- технология организации проектной деятельности школьников,
- технологии развития критического мышления,
- технология «Педагогическая мастерская»,
- технология организации самостоятельной деятельности школьников,
- технология организации исследовательской деятельности школьников,
- технология проблемного обучения,
- технологии диалогового взаимодействия,
- технология кейсов…
Учитель химии и биологии Вас познакомит с технологией организации проектной деятельности школьников или методом проектов
МБОУ «СОШ№24»
«Метод проектов» возник еще в начале 20 столетия в США. Основная идея, закладываемая в метод авторами: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни)» . . Проектный метод в школьном образовании в наше время рассматривается как альтернатива классно-урочной системе.
Метод проектов, как технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, ориентированных на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных, физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.
Цель технологии «метод проектов» - научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, развить способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Это способствует активному овладению знаниями и умениями, формированию творческих способностей и компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений.
Этапы проектирования:
- анализ проблемы (определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»);
- постановка цели (выдвижения гипотезы их решения; обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений);
- выбор средств ее достижения (обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров);
- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез (сбор, систематизация и анализ полученных данных);
- оценка полученных результатов и выводов (подведение итогов, оформление результатов, их презентация);
- выдвижение новых проблем исследования (в самых различных формах, рефлексия).
Световая Людмила Александровна учитель экономики познакомит с технологией
«Педагогические мастерские»
МБОУ «СОШ№24»
Это система обучения, предложенная французскими педагогами. Обучение в мастерской основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребенка к постановке множества вопросов. Мастерская предполагает индивидуально-коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия. Учащиеся под руководством педагога конструируют новое, осваивая новые способы получения знаний, методики исследования, решения проблем, поиска ответа на вопросы, создание творческих и исследовательских продуктов — тот педагогический инструментарий, который в дальнейшем поможет им в учебе и дальнейшей жизни. Идет активный процесс становления и развития когнитивных, метакогнитивных, творческих способностей учащихся.
Технология педагогических мастерских предлагает нам определенную структуру урока.
В общем виде алгоритм мастерских может быть представлен тремя следующими блоками:
1) индукция; 2) работа с материалом; 3) рефлексия.
Другие авторы представляют структуру урока-мастерской более детально:
Первый этап — обращение к личности каждого ребенка, к его «Я», к подсознанию, к его памяти, опыту работы, к его знаниям.
Второй этап наступает, когда собственный опыт актуализирован, знания данной темы предъявлены себе и всем участникам мастерской. Это этап прозрения, этап разочарования в полноте, совершенстве имеющихся знаний. На данном этапе каждому участнику мастерской предоставлена возможность проявить инициативу в определении путей поиска нового знания.
На третьем этапе идет работа с моделями, схемами, таблицами рисунками, текстами, с предметами, объектами, понятиями, способными побудить участников мастерской фантазировать, мыслить, взглянуть по-новому на давно известное и ставшее привычным знание.
Четвёртый этап направлен к внутренней культуре личности.
Это этап творения нового знания, этап основной, мучительно сложный и несказанно радостный, ибо протекает в сотворчестве, в поиске, в столкновении позиций, в прозрении, в понимании с полуслова, то в молчании, то в бурном словесном и эмоциональном выражении.
Пятый этап следует за индивидуальной, парной, групповой работой, этап показа, предъявления аудитории своих наработок, идей, планов, и результатов их реализации.
Шестой этап внесения исправлений, дополнений в сделанное ранее, оформление окончательных результатов.
Седьмой этап – размышление, самоанализ процесса, свершившегося на мастерской.
Учитель географии представит технологию развития критического мышления
МБОУ «СОШ№24»
Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году, ее авторы – американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Проект, предложенный российским педагогам американскими коллегами, первоначально назывался «Чтение и письмо для развития критического мышления». Петербургские ученые и педагоги адаптировали основные идеи проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления» к потребностям российского образования в педагогической литературе, обновленная модель получила название «Технология развития критического мышления» (ТРКМ).
Важным в данной технологии является следование трем фазам: evocation (вызов, пробуждение), realization (осмысление новой информации), reflection (рефлексия) и соблюдение определенных условий: активность участников процесса, разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи и т.д. Урок, занятие, серия уроков (занятий), тема, курс могут быть построены в соответствии с заявленным алгоритмом.
Первая стадия (фаза) - вызова, на которой ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. !!!!!
Вторая стадия (фаза) - осмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы ТРКМ позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
Третья стадия (фаза) - рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с текстом. Особенность технологии (что следует из названия) - работа с информацией - чтение и письмо. Различные приемы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе, предложены авторами проекта - это «ключевые слова», работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала и др.
Цель данной образовательной технологи (по идее ее создателей) – развитие ин-теллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
!!!!!Критическое мышление - открытое рефлексивное оценочное мышление. Способности, развиваемые с помощью технологии развития критического мышления, такие, как открытый ум, вдумчивое отношение к тексту, умение рассматривать различные точки зрения на явления, позволят учащимся не только внимательно изучить тексты, но и на основе сформированных данной технологией навыков сконструировать свое собственное знание, реализовывать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения. !!!!!
Развитие навыков критического мышления позволяет найти свой собственный образовательный маршрут как при изучении отдельных тем, решении отдельных вопросов, так и для решения задачи образования в целом. Таким образом, во многом решается задача самореализации и дальнейшего самообразования.
Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно.
Подробнее этапы урока технологии развития критического мышления даны у Вас в раздаточном материале.
А о основе технологии алгоритм 3 фаз:
Важнейшей функциями фазы вызова являются:
• Информационная.
Вызов уже имеющихся знаний, опыта, который имеется у учащихся по теме. Часто у учащихся нет «первоначальных» знаний по изучаемому вопросу, тогда на стадии вызова «работают»: вопросы до изучения нового материала («толстые и тонкие вопросы», «ромашка Блума»), таблица «вопросительные слова» и др. Возможен вариант «вызова знаний» при помощи ассоциаций, предположений.
• Мотивационная.
Предъявляя «свой опыт», мы ждем его подтверждения и расширения, задавая «свои вопросы» хотим получить на них ответы, это всегда интересно ученику.
• Систематизационная.
Часто на стадии вызова учитель дает задание или помогает учащимся систематизировать (в большинстве случаев графически оформить) материал до его изучения, для этого служат отдельные приемы ТРКМ («кластеры», линии сравнения в «концептуальной» и «сводной» таблицах и др.).
• Целеполагания.
Технология развития критического мышления –единственная технология, которая помогает от декларации самостоятельного целеполагания перейти к научению этому умению. Озвучивая свои вопросы (запросы) к изучаемому, систематизируя знания на стадии вызова, ученик выбирает направления изучения темы, ставит собственные цели к новой теме.
Итак, на стадии вызова рождается «первоначальное» знание: актуализируется опыт, формулируются вопросы, на которые хочется получить ответ - т. е. информация, которую необходимо проверить, дополнить, изучить.
Вторая стадия урока – смысловая, где даются новые знания (лекция, текст параграфа, видеофильм, опыт и т.д.). На этом этапе урока учителю важно, «не забыть» о работе, проведенной на стадии вызова, подавать новый материал, «оглядываясь» на запросы учащихся, учитывая их опыт по данной теме, следуя за целями (запросами) учащихся. Таким образом, основными функциями смысловой стадии остаются: информационная (новая информация), мотивационная, функция целеполагания.
На стадии рефлексии учителю важно организовать обсуждение пройденного таким образом, чтобы ученик смог оценить и продемонстрировать, как изменилось его знание от стадии вызова – к стадии рефлексии. Не менее важным является и оценка того «мыслительного пути», действий учащегося, оценки своей работы в команде, своего понимания пройденного, всего того, что мы определяем, как инструменты, которые помогут ученику в дальнейшем, «научат его учиться» и без помощи учителя. Функция стадии рефлексии – это развитие рефлексивных метакогнитивных умений учащихся.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Нельзя птицу научить летать в клетке.
нельзя выращивать «творческий мускул»,
не вылетев на простор заданий «открытых» -
допускающих разные подходы к решению.
3. Каждый учитель имеет право выбрать, какими образовательными технологиями пользоваться на том или ином уроке.Мы Вас сегодня познакомили лишь с некоторыми технологиями,показали этапы уроков. Ваше право выбирать технологию, которая поможет достичь высоких результатов в обучении.
Практическую часть семинара в виде модельного внеурочного занятия по теме «Грипп» с использованием технологии развития критического мышления провели Курищенко Татьяна Альбертовна учитель географии; Татьяна Васильевна Романенко учитель биологии МБОУ «СОШ№24»
1) Делим слушателей на 4 группы;
2) «Вызов» с использованием приема «Кластер»;
3) Определяем круг вопросов для самостоятельной работы;
4) Раздаем материал для самостоятельного изучения;
5) Самостоятельная работа – 10-15 минут;
6) Заслушиваем результаты работы групп;
1-я группа выступала
2-я группа выступал
3-я группа выступала
4-я группа выступала
7) Рефлексия.
Облако "тегов"(на доске):
- сегодня я узнал...
- было трудно…
- я понял, что…
- я научился…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- меня удивило…
- мне захотелось… и т.д
УУД сформированные в ходе данного занятия.
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор | Умения организовывать свою деятельность | Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире | Умения общаться, взаимодействовать с людьми |
Подведение итогов семинара.
4. Мы сегодня проводили системно-деятельностный семинар. Рассматривали педагогические технологии по структуре современного урока.
Как вы думаете, семинар достиг цели?
Давайте вспомним нашу притчу. За что визирю дали место при дворе? За то, что знал разные способы достижения цели. Т.е. современный учитель должен быть знаком с разными педагогическими технологиями и должен уметь владеть несколькими или одной, но досконально.
Следующий семинар состоится 9 января 2017 года. К этому семинару Вы должны разработать урок по своему предмету или внеурочное занятие с использованием одной из трех педагогических технологий:
- Технология организации проектной деятельности школьников;
- Технологии развития критического мышления;
- Технология «Педагогическая мастерская»,
Урок необходимо представить в виде видеоурока или технологической карты, или разработки расширенного конспекта, или готового проекта.
9.01.17 года мы также представим программы профессионального развития в целом по предметам естественного цикла.
6.Рефлексия.
Вернемся к таблице, которую Вы уже заполняли. Заполните, пожалуйста, 2 последних столбца.
Прием «Свободный микрофон».
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
« Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймёшь, сколь ничтожны твои возможности изменить других» (Вольтер)
«Если нам есть в чём себя упрекнуть, Мы всегда отыщем виновных» (Хенрик Ягодзиньский)
«Человек может всё, но не больше» (Константин Мелихан)
«Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что вам необходимо меняться» (Марк Твен)
«Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать» (Коко Шанель)
В работе семинара принимали участие:
1.Халтанова В.И.МБОУ «СОШ№24»
2.Фогель О.Л. МБОУ «СОШ№24»
3.Руденко Л.Д. МБОУ «СОШ№5»
4.Дунаева Е.С. МБОУ «СОШ№5»
5.СадыковаМ.А. МБОУ «СОШ№23»
6.Константинова А.Д. МБОУ «СОШ№19»
7.Кирюхина О.Н. МБОУ «СОШ№19»
8.Ефанов А.В. МБОУ «СОШ№19»
9.Кукуюк И.А. МБОУ «СОШ№19»
10.Световая Л.А. МБОУ «СОШ№24»
11. Романенко Т.В. МБОУ «СОШ№24»
12. Курищенко Т.А. МБОУ «СОШ№24»
Предварительный просмотр:
Семинар в рамках единого методического дня-7.11.18г.
Провела: учитель географии Курищенко Т.А. МБОУ «СОШ№24»
Тема:
Современные образовательные технологии.(1 ЧАСТЬ)
Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы работы.
Обеспечение: раздаточный материал для каждой группы, презентация
Цель :
Осознание основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС второго поколения.
Повышение интереса педагогов к использованию системно- деятельностного подхода в обучении.
Осознание необходимости повышения уровня самообразования через изучения современных образовательных технологий.
Задачи
1.Знакомство с современными образовательными технологиями.
2. Повышение мотивации педагогов на применение современных технологий в учебном процессе.
3.Способствовать повышению эффективности взаимодействия учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе.
4.Создать условия для активного взаимодействия всех участников педагогического совета.
« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
Сухомлинский В.А.
Ход семинара:
1.Орг. момент. Создание ситуации успеха:
Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор. Начнем мы с такой притчи:
Наберись смелости и сделай попытку! ( слайд)
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.
«-О, вы, подданные мои»,- « У меня есть трудная задача и я хотел бы знать, кто сможет решить ее.»
Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще ни кто никогда не видывал.
«Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда –либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?»- спросил царь.
Одни придворные только отрицательно качали головами, другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако, вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, она слишком трудна. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места, и наконец, одним рывком дернул его.
О, чудо- замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут.
Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому, что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».
О чем притча в переводе на язык ФГОСов? Способы преподавания в образовательном процессе – это …
Нам учителям, работающим по ФГОС второго поколения тоже необходимо набраться смелости и сделать попытку для реализации современных образовательных технологий.
За последние годы существенно изменились приоритеты образования.«В современном образовательном процессе теория и практика педагогических технологий только ещё начинают складываться как самостоятельное направление. Отсюда возникают различные проблемы и подходы к освещению и пониманию технологической составляющей в организации образовательного процесса. Современная школа нуждается не в одной педагогической технологии, а в целой палитре. Это необходимо и для школьника, и для педагога. Если мы провозглашаем личностно ориентированный подход в отношении ребёнка, то точно такой подход должен быть применён и в отношении учителя. Он должен иметь право выбирать, какая технология подходит ему более всего – в силу возрастных, индивидуальных, личностных качеств и особенностей ученика.
Само понятие «технология» заключает в себе некую универсальность: в отличие от конкретной частной методики технология может быть применима на самых разных учебных предметах. Например, при организации проблемного или модульного, индивидуального или дифференцированного, личностно ориентированного или интерактивного обучения необходимы: учёт возрастных особенностей, оптимальная персонификация образовательного процесса, создание адаптивной образовательной среды…Цели и задачи, поставленные учителем, могут быть различными, путь их достижения часто имеет общие компоненты. В этом отношении технологии как форма воплощения педагогических задач оказываются всегда своевременными.
Тема: «Современные образовательные технологии. ИлиЧто я знаю, и что хочу узнать о современных образовательных технологиях».
Рефлексия содержания мастер класса
Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме …и отложите.
Таблица для слушателей.
Понятие | Знаю | Хочу узнать | Узнал |
1.Технология (определение) 2.Какие бывают современные образовательные технологии. 3. Особенности современных педагогических технологий (уточнить каких) |
План работы:
1. Современные педагогические технологии.
2.Характеристика некоторых технологий:
1) Технология организации проектной деятельности школьников;
2) Технологии развития критического мышления;
3) Технология «Педагогическая мастерская»,
2.Разработка фрагментаучебного занятия с применением образовательной технологии развития критического мышления.
3. Рефлексия семинара.
1. Современные педагогические технологии.
Начинаем с понятия образовательные технологии.
Выступление учителя физики и математики
Понятие технологии сегодня, наверное, одно из самых популярных в педагогике.
Часто педагогическую технологию определяют как:
Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса.
Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
Но помимо этого под педагогической технологией понимают процессы:
научного проектирования и точного воспроизведения гарантирующих успех педагогических действий;
оптимизации обучения и воспитания путём анализа факторов, повышающих педагогическую эффективность;
и целое научное направление:
Эффективность той или иной технологии во многом зависит от того, кто конкретно воплощает те или иные подходы в педагогической практике. Поэтому должна быть разработана своеобразная палитра педтехнологий, чтобы учитель мог в своей деятельности реализовывать ту, которая более всего соответствует его личности, его индивидуальности с учётом основной задачи школы и социального заказа общества.
Технология носит надпредметный характер: сами технологические подходы развивающего обучения или групповой деятельности могут быть реализованы на любом учебном предмете, вне зависимости от содержания. Методика более конкретна: например, методика работы с картой на уроке географии, проведения лабораторной работы (по физике, химии), решения задач с двумя неизвестными и пр. Кроме того, в методике могут использоваться жёсткие предписания, методы воздействия, ограничения и т.д. А технология вся построена на взаимодействии учителя и учащихся.
На сегодня в научной литературе существует множество понятий «технология», общий смысл которых можно свести к следующему: технология ¬ это воспроизводимый способ организации учебного процесса с четкой ориентацией на диагностично заданную цель. Современной школе предлагается достаточно большое число технологий. Для нас выбор технологий для организации урока ¬ это поиск тех оснований, которые позволяли бы педагогу сделать выбор в пользу технологий, цели и результаты которых соответствуют планируемым результатам обучения в целом, технологий, развивающих самостоятельность мышления субъекта учения. Эти технологии можно определить, как технологии рефлексивного характера, целью которых и конечным результатом является овладение субъектом надпредметными (метапредметными – на языке стандарта) умениями, которые бы в дальнейшем входили в интеллектуальный аппарат личности и применялись в процессе самостоятельных поисков и открытий.
Современной школе предлагается достаточно большое число технологий. Так, в работе Г. К. Селевко описано свыше пятидесяти технологий, работа М.В. Кларина предлагает описание не менее двадцати современных технологий. Не удивительно, что педагогов часто ошеломляет обилие инноваций, которые предлагаются для решений, стоящих перед ними проблем.
Большинство технологий строится по определенного алгоритму – последовательности стадий (этапов) урока. Формулировки названий этих этапов отличны от общепринятых в классической дидактике.
Наиболее востребованные современные образовательные технологии:
- технология организации проектной деятельности школьников,
- технологии развития критического мышления,
- технология «Педагогическая мастерская»,
- технология организации самостоятельной деятельности школьников,
- технология организации исследовательской деятельности школьников,
- технология проблемного обучения,
- технологии диалогового взаимодействия,
- технология кейсов…
Учитель химии и биологии Вас познакомит с технологией организации проектной деятельности школьников или методом проектов
МБОУ «СОШ№24»
«Метод проектов» возник еще в начале 20 столетия в США. Основная идея, закладываемая в метод авторами: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни)» . . Проектный метод в школьном образовании в наше время рассматривается как альтернатива классно-урочной системе.
Метод проектов, как технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, ориентированных на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных, физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.
Цель технологии «метод проектов» - научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, развить способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Это способствует активному овладению знаниями и умениями, формированию творческих способностей и компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений.
Этапы проектирования:
- анализ проблемы (определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»);
- постановка цели (выдвижения гипотезы их решения; обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений);
- выбор средств ее достижения (обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров);
- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез (сбор, систематизация и анализ полученных данных);
- оценка полученных результатов и выводов (подведение итогов, оформление результатов, их презентация);
- выдвижение новых проблем исследования (в самых различных формах, рефлексия).
Световая Людмила Александровна учитель экономики познакомит с технологией
«Педагогические мастерские»
МБОУ «СОШ№24»
Это система обучения, предложенная французскими педагогами. Обучение в мастерской основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребенка к постановке множества вопросов. Мастерская предполагает индивидуально-коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия. Учащиеся под руководством педагога конструируют новое, осваивая новые способы получения знаний, методики исследования, решения проблем, поиска ответа на вопросы, создание творческих и исследовательских продуктов — тот педагогический инструментарий, который в дальнейшем поможет им в учебе и дальнейшей жизни. Идет активный процесс становления и развития когнитивных, метакогнитивных, творческих способностей учащихся.
Технология педагогических мастерских предлагает нам определенную структуру урока.
В общем виде алгоритм мастерских может быть представлен тремя следующими блоками:
1) индукция; 2) работа с материалом; 3) рефлексия.
Другие авторы представляют структуру урока-мастерской более детально:
Первый этап — обращение к личности каждого ребенка, к его «Я», к подсознанию, к его памяти, опыту работы, к его знаниям.
Второй этап наступает, когда собственный опыт актуализирован, знания данной темы предъявлены себе и всем участникам мастерской. Это этап прозрения, этап разочарования в полноте, совершенстве имеющихся знаний. На данном этапе каждому участнику мастерской предоставлена возможность проявить инициативу в определении путей поиска нового знания.
На третьем этапе идет работа с моделями, схемами, таблицами рисунками, текстами, с предметами, объектами, понятиями, способными побудить участников мастерской фантазировать, мыслить, взглянуть по-новому на давно известное и ставшее привычным знание.
Четвёртый этап направлен к внутренней культуре личности.
Это этап творения нового знания, этап основной, мучительно сложный и несказанно радостный, ибо протекает в сотворчестве, в поиске, в столкновении позиций, в прозрении, в понимании с полуслова, то в молчании, то в бурном словесном и эмоциональном выражении.
Пятый этап следует за индивидуальной, парной, групповой работой, этап показа, предъявления аудитории своих наработок, идей, планов, и результатов их реализации.
Шестой этап внесения исправлений, дополнений в сделанное ранее, оформление окончательных результатов.
Седьмой этап – размышление, самоанализ процесса, свершившегося на мастерской.
Учитель географии представит технологию развития критического мышления
МБОУ «СОШ№24»
Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году, ее авторы – американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Проект, предложенный российским педагогам американскими коллегами, первоначально назывался «Чтение и письмо для развития критического мышления». Петербургские ученые и педагоги адаптировали основные идеи проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления» к потребностям российского образования в педагогической литературе, обновленная модель получила название «Технология развития критического мышления» (ТРКМ).
Важным в данной технологии является следование трем фазам: evocation (вызов, пробуждение), realization (осмысление новой информации), reflection (рефлексия) и соблюдение определенных условий: активность участников процесса, разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи и т.д. Урок, занятие, серия уроков (занятий), тема, курс могут быть построены в соответствии с заявленным алгоритмом.
Первая стадия (фаза) - вызова, на которой ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. !!!!!
Вторая стадия (фаза) - осмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы ТРКМ позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
Третья стадия (фаза) - рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с текстом. Особенность технологии (что следует из названия) - работа с информацией - чтение и письмо. Различные приемы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе, предложены авторами проекта - это «ключевые слова», работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала и др.
Цель данной образовательной технологи (по идее ее создателей) – развитие ин-теллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
!!!!!Критическое мышление - открытое рефлексивное оценочное мышление. Способности, развиваемые с помощью технологии развития критического мышления, такие, как открытый ум, вдумчивое отношение к тексту, умение рассматривать различные точки зрения на явления, позволят учащимся не только внимательно изучить тексты, но и на основе сформированных данной технологией навыков сконструировать свое собственное знание, реализовывать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения. !!!!!
Развитие навыков критического мышления позволяет найти свой собственный образовательный маршрут как при изучении отдельных тем, решении отдельных вопросов, так и для решения задачи образования в целом. Таким образом, во многом решается задача самореализации и дальнейшего самообразования.
Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно.
Подробнее этапы урока технологии развития критического мышления даны у Вас в раздаточном материале.
А о основе технологии алгоритм 3 фаз:
Важнейшей функциями фазы вызова являются:
• Информационная.
Вызов уже имеющихся знаний, опыта, который имеется у учащихся по теме. Часто у учащихся нет «первоначальных» знаний по изучаемому вопросу, тогда на стадии вызова «работают»: вопросы до изучения нового материала («толстые и тонкие вопросы», «ромашка Блума»), таблица «вопросительные слова» и др. Возможен вариант «вызова знаний» при помощи ассоциаций, предположений.
• Мотивационная.
Предъявляя «свой опыт», мы ждем его подтверждения и расширения, задавая «свои вопросы» хотим получить на них ответы, это всегда интересно ученику.
• Систематизационная.
Часто на стадии вызова учитель дает задание или помогает учащимся систематизировать (в большинстве случаев графически оформить) материал до его изучения, для этого служат отдельные приемы ТРКМ («кластеры», линии сравнения в «концептуальной» и «сводной» таблицах и др.).
• Целеполагания.
Технология развития критического мышления –единственная технология, которая помогает от декларации самостоятельного целеполагания перейти к научению этому умению. Озвучивая свои вопросы (запросы) к изучаемому, систематизируя знания на стадии вызова, ученик выбирает направления изучения темы, ставит собственные цели к новой теме.
Итак, на стадии вызова рождается «первоначальное» знание: актуализируется опыт, формулируются вопросы, на которые хочется получить ответ - т. е. информация, которую необходимо проверить, дополнить, изучить.
Вторая стадия урока – смысловая, где даются новые знания (лекция, текст параграфа, видеофильм, опыт и т.д.). На этом этапе урока учителю важно, «не забыть» о работе, проведенной на стадии вызова, подавать новый материал, «оглядываясь» на запросы учащихся, учитывая их опыт по данной теме, следуя за целями (запросами) учащихся. Таким образом, основными функциями смысловой стадии остаются: информационная (новая информация), мотивационная, функция целеполагания.
На стадии рефлексии учителю важно организовать обсуждение пройденного таким образом, чтобы ученик смог оценить и продемонстрировать, как изменилось его знание от стадии вызова – к стадии рефлексии. Не менее важным является и оценка того «мыслительного пути», действий учащегося, оценки своей работы в команде, своего понимания пройденного, всего того, что мы определяем, как инструменты, которые помогут ученику в дальнейшем, «научат его учиться» и без помощи учителя. Функция стадии рефлексии – это развитие рефлексивных метакогнитивных умений учащихся.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Нельзя птицу научить летать в клетке.
нельзя выращивать «творческий мускул»,
не вылетев на простор заданий «открытых» -
допускающих разные подходы к решению.
3. Каждый учитель имеет право выбрать, какими образовательными технологиями пользоваться на том или ином уроке.Мы Вас сегодня познакомили лишь с некоторыми технологиями,показали этапы уроков. Ваше право выбирать технологию, которая поможет достичь высоких результатов в обучении.
Практическую часть семинара в виде модельного внеурочного занятия по теме «Грипп» с использованием технологии развития критического мышления провели Курищенко Татьяна Альбертовна учитель географии; Татьяна Васильевна Романенко учитель биологии МБОУ «СОШ№24»
1) Делим слушателей на 4 группы;
2) «Вызов» с использованием приема «Кластер»;
3) Определяем круг вопросов для самостоятельной работы;
4) Раздаем материал для самостоятельного изучения;
5) Самостоятельная работа – 10-15 минут;
6) Заслушиваем результаты работы групп;
1-я группа выступала
2-я группа выступал
3-я группа выступала
4-я группа выступала
7) Рефлексия.
Облако "тегов"(на доске):
- сегодня я узнал...
- было трудно…
- я понял, что…
- я научился…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- меня удивило…
- мне захотелось… и т.д
УУД сформированные в ходе данного занятия.
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор | Умения организовывать свою деятельность | Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире | Умения общаться, взаимодействовать с людьми |
Подведение итогов семинара.
4. Мы сегодня проводили системно-деятельностный семинар. Рассматривали педагогические технологии по структуре современного урока.
Как вы думаете, семинар достиг цели?
Давайте вспомним нашу притчу. За что визирю дали место при дворе? За то, что знал разные способы достижения цели. Т.е. современный учитель должен быть знаком с разными педагогическими технологиями и должен уметь владеть несколькими или одной, но досконально.
Следующий семинар состоится 9 января 2017 года. К этому семинару Вы должны разработать урок по своему предмету или внеурочное занятие с использованием одной из трех педагогических технологий:
- Технология организации проектной деятельности школьников;
- Технологии развития критического мышления;
- Технология «Педагогическая мастерская»,
Урок необходимо представить в виде видеоурока или технологической карты, или разработки расширенного конспекта, или готового проекта.
9.01.17 года мы также представим программы профессионального развития в целом по предметам естественного цикла.
6.Рефлексия.
Вернемся к таблице, которую Вы уже заполняли. Заполните, пожалуйста, 2 последних столбца.
Прием «Свободный микрофон».
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
« Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймёшь, сколь ничтожны твои возможности изменить других» (Вольтер)
«Если нам есть в чём себя упрекнуть, Мы всегда отыщем виновных» (Хенрик Ягодзиньский)
«Человек может всё, но не больше» (Константин Мелихан)
«Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что вам необходимо меняться» (Марк Твен)
«Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать» (Коко Шанель)
В работе семинара принимали участие:
1.Халтанова В.И.МБОУ «СОШ№24»
2.Фогель О.Л. МБОУ «СОШ№24»
3.Руденко Л.Д. МБОУ «СОШ№5»
4.Дунаева Е.С. МБОУ «СОШ№5»
5.СадыковаМ.А. МБОУ «СОШ№23»
6.Константинова А.Д. МБОУ «СОШ№19»
7.Кирюхина О.Н. МБОУ «СОШ№19»
8.Ефанов А.В. МБОУ «СОШ№19»
9.Кукуюк И.А. МБОУ «СОШ№19»
10.Световая Л.А. МБОУ «СОШ№24»
11. Романенко Т.В. МБОУ «СОШ№24»
12. Курищенко Т.А. МБОУ «СОШ№24»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал к семинару "Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей"
В представленном материале раскрываются основные современные педагогические технологии используемые в образовательном процессе дополнительного образования детей....
Педагогический семинар «Современные образовательные педагогические технологии»
Педагогический семинар«Современные образовательные педагогические технологии»Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии»....
Выступление на семинаре «Современные педагогические технологии» Тема: Игровые технологии при изучении предмета «Окружающий мир» в 1 классе
Игровые методы позволяют сделать уроки интересными и содержательными.Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познават...
Программа районного семинара "Современные педагогические технологии"
Дата проведения: 12 мая 2015 года...
Семинар.Современные педагогические технологии.
Для руководителей МО естественно-научного цикла....