Семинар.Современные педагогические технологии.
методическая разработка по естествознанию
Для руководителей МО естественно-научного цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii_2_chast.docx | 36.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар в рамках единого методического дня.
Провела: учитель географии Курищенко Т.А. МБОУ «СОШ№24»
Тема:
Современные образовательные технологии.(2ЧАСТЬ)
Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы работы.
Обеспечение: раздаточный материал для каждой группы, презентация
Цель :
Осознание основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС второго поколения.
Повышение интереса педагогов к использованию системно- деятельностного подхода в обучении.
Осознание необходимости повышения уровня самообразования через изучения современных образовательных технологий.
Задачи
1.Знакомство с современными образовательными технологиями.
2. Повышение мотивации педагогов на применение современных технологий в учебном процессе.
3.Способствовать повышению эффективности взаимодействия учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе.
4.Создать условия для активного взаимодействия всех участников педагогического совета.
« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
Сухомлинский В.А.
Ход семинара:
1.Орг. момент. Создание ситуации успеха:
Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор. Начнем мы с такой притчи:
Наберись смелости и сделай попытку.
Старец, рассказывал, о том, что на Земле существовала удивительная страна — Атлантида. И вот однажды Знания проявилась в небесном зеркале над ней. Самые мужественные из людей увидели её и осознали своё несовершенство. Они пытались убедить остальных в том, что те не идут путём Знанья, но никто не слышал их. И когда они поняли, что погибнут, потому что духовное развитие их цивилизации зашло в тупик, они погрузились на корабли и отплыли с той Земли, где нравственность людей пала. Во главе их плыл великий сын Знаний, Серапис Бей. Попутный ветер наполнял паруса, они пели песню о братстве человечества, взявшись за руки, и с грустью прощались с Атлантидой. Там остались их братья, не пожелавшие осознать своего несовершенства. Они продолжали веселиться и пить вино. Праздник был в самом разгаре: они смеялись над теми, кто уплывал в неизвестность, и не видели, что земля уходит у них из-под ног.
Через месяц корабли причалили к прекрасному берегу. Так зародилась египетская цивилизация. Атлантида же ушла под воду.
Старец продолжал:
— Так гласит предание. Много раз на Земле возникали и исчезали цивилизации. Все они в своём развитии проходили стадии зарождения, расцвета и упадка. Одни государства существовали несколько веков, другие — тысячелетия. Но неизменным было одно: когда цивилизация удалялась от Знаний, она погибала. Не исчезали лишь её духовные достижения! Они передавались тысячелетиями от одной цивилизации к другой. Это и есть основное наследие наших предков, дошедшее до сегодняшнего времени.
Старец помолчал некоторое время, а потом добавил:
— Такой же процесс происходит и с каждым человеком.
Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» -
искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно
«технология» - наука о мастерстве.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в
учебном процессе используются современные образовательные технологии,
дающие возможность повышать качество образования, более эффективно
использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности
учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего
задания. В школе представлен широкий спектр образовательных
педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны,
взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему,
направленную на воспитание таких ценностей как открытость,
честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и
обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в
соответствии с его индивидуальными особенностями.
Само понятие «технология» заключает в себе некую универсальность: в отличие от конкретной частной методики технология может быть применима на самых разных учебных предметах. Например, при организации проблемного или модульного, индивидуального или дифференцированного, личностно ориентированного или интерактивного обучения необходимы: учёт возрастных особенностей, оптимальная персонификация образовательного процесса, создание адаптивной образовательной среды…Цели и задачи, поставленные учителем, могут быть различными, путь их достижения часто имеет общие компоненты. В этом отношении технологии как форма воплощения педагогических задач оказываются всегда своевременными.
Тема: «Современные образовательные технологии. ИлиЧто я знаю, и что хочу узнать о современных образовательных технологиях».
Рефлексия содержания мастер класса
Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме …и отложите.
Таблица для слушателей.
Понятие | Знаю | Хочу узнать | Узнал |
1.Технология (определение) 2.Какие бывают современные образовательные технологии.(опыт прошлогосеминара) 3. Особенности современных педагогических технологий (уточнить каких) |
План работы:
1. Современные педагогические технологии.
2.Характеристика некоторых технологий:
• технология организации самостоятельной деятельности школьников,
• технология организации исследовательской деятельности школьников,
• технология проблемного обучения,
2.Разработка фрагментаучебного занятия с применением образовательной технологии развития критического мышления.
3. Рефлексия семинара.
1. Современные педагогические технологии.
Эффективность той или иной технологии во многом зависит от того, кто конкретно воплощает те или иные подходы в педагогической практике. Поэтому должна быть разработана своеобразная палитра педтехнологий, чтобы учитель мог в своей деятельности реализовывать ту, которая более всего соответствует его личности, его индивидуальности с учётом основной задачи школы и социального заказа общества.
Выступление учителя Константинова А. Д. МБОУ «СОШ№19» технология организации самостоятельной деятельности школьников.
« Если человек в школе не научится творить,
то и в жизни он будет только
подражать и копировать».
Л.Н.Толстой.
Современная педагогическая наука приоритетным направлением развития системы образования определяет гуманистический подход в организации процесса обучения. Ведущим принципом гуманистической модели учебного процесса является развитие личности обучающегося. Степень развития обучающегося измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности. Существующая сегодня система профессионального образования не носит еще подлинно гуманистический характер. При переходе на ФГОС III поколения самостоятельная работа будет способствовать формированию творческой личности учащегося, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.
Среди факторов, способствующих формированию творческой активности обучающихся, одно из ведущих мест занимает самостоятельная работа. Только целенаправленная систематическая самостоятельная работа каждого обучающегося позволяет глубоко усвоить знания, выработать и закрепить умения, превратить их в соответствующие навыки умственного труда. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
По федеральному государственному образовательному стандарту третьего поколения на самостоятельную работу обучающихся отводится 30 % всего времени обучения, как аудиторных так и внеаудиторных занятий. Говоря о типах самостоятельной работы, я выделяю в соответствии с уровнями самостоятельной деятельности воспроизводящие ( применяю в начале обучения или для более «слабых» учащихся), реконструктивно-вариативные (применяю, когда ребята овладевают навыками самостоятельной работы), эвристические и творческие (для «продвинутых»)
К творческим самостоятельным работам можно отнести такие формы как:
- практические работы;
- контрольные работы;
- тематические зачеты;
- защита и написание рефератов, докладов, сообщений, презентаций;
- решение проблемных задач и другие.
1. Виды самостоятельной работы обучающихся
Все виды самостоятельной работы можно классифицировать по различным признакам:
- по дидактической цели,
- по характеру учебной деятельности учащихся,
- по содержанию,
- по степени самостоятельности ,
- элементу творчества учащихся и т. д.
Классификация самостоятельной работы по дидактической цели, которая выделяет пять групп деятельности:
1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
2) закрепление и уточнение знаний;
3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
4) формирование умений и навыков практического характера;
5) формирование умений и навыков творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач.
Рассматривая самостоятельную деятельность в качестве познавательной, выделяю четыре ее разновидности в процессе обучения:
1. Цель и план работы учащийся определяет с помощью учителя.
2. Цель учащийся определяет с помощью педагога, а план самостоятельно.
З. Цель и план учащийся определяет самостоятельно, но задание даёт учитель (использую при написании учащимися докладов, сообщений, презентаций)
4. Без помощи учителя учащийся сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно её выполняет.
Технология организации самостоятельной работы учащихся
Говоря о технологической стороне, организация самостоятельной работы может включать в себя следующие компоненты:
Целевой компонент самостоятельной работы. Основаниями для отбора целей являются цели, определенные Государственным образовательным стандартом, и конкретизация целей.
Содержательный компонент самостоятельной роботы. Основаниями отбора содержания самостоятельной работы являются Государственный образовательный стандарт, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности учеников (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности). При этом важную роль играет подборка учебного материала, т.к. с его помощью мы черпаем информацию содержания обучения.
Вообще говоря, к условиям отбора содержания самостоятельной работы можно отнести достаточно большой ряд различных факторов, но большую роль играют следующие:
1. Обеспечение правильного сочетания объема совместной с учителем работы и самостоятельной.
2. Методически правильная организация работы обучающегося в аудитории и вне ее.
3. Обеспечение обучающегося необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий.
4. Контроль за ходом самостоятельной работы и меры, поощряющие
учащегося за ее качественное выполнение.
Контрольно-корректировочный компонент самостоятельной работы. Включает тщательный отбор средств контроля, определение эталона, разработки индивидуальных форм контроля.
Самостоятельная работа делится на аудиторную и внеаудиторную.
Основные требования к организации внеаудиторной работы в обучении:
- Как известно, первое требование сводится к тому, что внеаудиторная работа может только углублять, расширять и совершенствовать знания, умения и навыки, полученные учащимися на занятии, но не имеет основной целью сообщение новых знаний, умений и навыков.
- Вторым требованием является увлекательность самих форм, процесса и материала работы.
- Третье фиксирует необходимость межпредметных, междисциплинарных связей. Важными требованиями являются также добровольность и активность учащихся в этой работе.
Изменения, происходящее в мире заставляют общество предъявлять новые требования к современному человеку. Начинает уделяться внимание его умению адаптироваться к быстро изменяющимся условиям. При этом он должен на протяжении всей своей жизни заниматься самообразованием для того, чтобы быть успешным.
Технологий проблемного обучения
Технология проблемного обучения. Обращение к проблематизации обучения является не новым для педагогики, но остается актуальным и на современном этапе. Обращаясь к истории проблемного обучения, можно выделить несколько периодов его становления. На протяжении нескольких столетий проблему активизации обучения путем использования различных методов и средств пытались решить такие педагоги как Сократ (основоположник майевтики), Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев. В конце ХIХ – начале ХХ веков формируется исследовательский метод обучения, основанный на приемах развития познавательной самостоятельности учащихся, нашедший отражение в работах А.Я. Герда, А.П. Тинкевича, В.В. Половцева, Б.Е. Райкова. В отечественной педагогике второй половины ХХ века различные подходы к организации проблемного обучения освещены в работах А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, И.Я. Лернера, Т.И. Ильина, А.В. Брушлинского и др.
Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний.
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Цели технологии проблемного обучения
- Формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащегося.
- Развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка.
- Повышение эффективности усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности.
Этапы постановки и решения проблемы
• Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего проблемную ситуацию.
• Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы.
• Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения проблемы).
• Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма).
• Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.
1. Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию. Ставит учебную задачу и создает учебную проблемную ситуацию. Определяет соответствие проблемного задания интеллектуальным возможностям учащихся. Выявляют противоречие или ранее неизвестное в предложенном задании.
2.Анализ проблемной ситуации. Организует работу по актуализации знаний, определению области знания и незнания учащихся, подводит к формулировке проблемы. Высказывают различные мнения по обнаруженному противоречию, выявляют область недостающего знания, формулируют выявленную проблему, определяют потребность в новом знании, способе действия.
3.Поиск решения проблемы. Организует поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. Осуществляют отбор гипотез, выбирают метод решения проблемы.
4.Решение проблемы. Координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Осуществляют решение проблемы с помощью выбранного метода, фиксируют алгоритм решения проблемы в принятой форме (буквенной, графической).
5.Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий. Подбирает соответствующие задания по усвоению новых знаний, способов учебных действий; осуществляет действия контроля и оценки. Выполняют задания, направленные на усвоение новых знаний, способов действия, осуществляют самоконтроль, самооценку.
В нынешней системе образования выбор или разработка технологии преподавания конкретного предмета осуществляется преподавателем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Можно сказать, что появилось много авторских образовательных программ, направленных на реализацию поставленных целей.
В современной педагогике и психологии в центре внимания и исследования зарубежных и отечественных психологов находится проблема личности, а в центре внимания педагогической науки – создание образовательных технологий. Поэтому предполагается, что разработка технологии обучения преподавателем – это творческий процесс, направленный на всестороннее развитие личности, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возможностей.
Кирюхина О.Н. представит технологию организации исследовательской деятельности школьников МБОУ «СОШ№ 19»
В этимологии слова «исследование» заключено указание на то,
чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей
по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь
заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать
факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках,
требуемых от исследователя.
При исследовательской деятельности определяющим является подход,
а не состав источников, на основании которых выполнена работа. Суть
исследовательской работы состоит в сопоставлении данных
первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании
новых выводов.
Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая
форма организации работы, которая связана с решением учащимися
исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. В рамках
исследовательского подхода обучение ведётся с опорой на непосредственный
опыт учащихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской
деятельности, активного освоения мира.
По мнению А. Шацкого учебно-исследовательская деятельность
учащихся – это такая форма организации учебно-воспитательной работы,
которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской
задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие
основных этапов, характерных для научного исследования:
постановку проблемы;
ознакомление с литературой по данной проблеме;
овладение методикой исследования;
сбор собственного материала,;
Анализ;
Обобщение;
выводы.
Эффективным средством, позволяющим развитие познавательной и
исследовательской компетентности является творческая деятельность.
Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На
уроке необходимо создавать проблемные ситуации, где ученик проявляет
умение комбинировать элементы для решения проблемы.
В результате применения исследовательского метода обучения
учащиеся приобретают определённые качества личности, такие как:
• гибко адаптируются в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно
приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для
решения проблем;
• учатся самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в
реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
• грамотно работают с информацией;
• коммуникабельны, контактны в различных социальных группах, умеют
работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации и умеют выходить из
них;
• могут самостоятельно трудиться над развитием собственной
нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Правила работы учителя с учениками при проведении исследовании.
Известный специалист в области «исследовательского обучения» Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила.1.He занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.2. Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.4. Научитесь не торопиться с вынесением суждения.5. Научите детей прослеживать межпредметные связи.6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.7. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.9. Подходите ко всему творчески.
Требования к личности педагога, занимающегося НИР
Педагог должен сам быть творческой личностью
Педагог должен постоянно заниматься самообразованием
Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности
Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося
Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области
Овладение самостоятельной исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.
Ольга Николаевна правила практическое занятие по данной технологии.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Нельзя птицу научить летать в клетке.
нельзя выращивать «творческий мускул»,
не вылетев на простор заданий «открытых» -
допускающих разные подходы к решению.
3. Каждый учитель имеет право выбрать, какими образовательными технологиями пользоваться на том или ином уроке. Мы Вас сегодня рассмотрели лишь с три технологии, показали практическое занятие. Ваше право выбирать технологию, которая поможет достичь высоких результатов в обучении.
1) Делим слушателей на 4 группы;
2) Определяем круг вопросов для самостоятельной работы;
3) Раздаем материал для самостоятельного изучения;
4) Самостоятельная работа – 10-15 минут;
5) Заслушиваем результаты работы групп;
1-я группа выступала
2-я группа выступала
3-я группа выступала
4-я группа выступала
7) Рефлексия.
Облако "тегов"(на доске):
- сегодня я узнал...
- было трудно…
- я понял, что…
- я научился…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- меня удивило…
- мне захотелось… и т.д
УУД сформированные в ходе данного занятия.
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор | Умения организовывать свою деятельность | Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире | Умения общаться, взаимодействовать с людьми |
Подведение итогов семинара.
4. Мы сегодня проводили системно-деятельностныйсеминар. Рассматривали педагогические технологии по структуре современного урока.
Как вы думаете, семинар достиг цели?
Давайте вспомним нашу притчу. «Наберись смелости и сделай попытку» пробовать разные способы достижения наилучшего результата достижения цели. Т.е. современный учитель должен быть знаком с разными педагогическими технологиями и должен уметь владеть несколькими или одной, но досконально.
Следующий семинар состоится 23 марта 2017 года. К этому семинару Вы должны разработать урок по своему предмету или внеурочное занятие с использованием одной из трех педагогических технологий:
- технология организации самостоятельной деятельности школьников,
- технология организации исследовательской деятельности школьников,
3.технология проблемного обучения,
Урок необходимо представить в виде видеоурока или технологической карты, или разработки расширенного конспекта, или готового проекта.
23.03.17 года.
6.Рефлексия.
Вернемся к таблице, которую Вы уже заполняли. Заполните, пожалуйста, 2 последних столбца.
Прием «Свободный микрофон».
Цели образования XXI века
сформулированные, Жаком Делором:
уметь жить;
уметь работать;
уметь жить вместе;
уметь учиться.
Необходимость изучения педагогических технологий педагогами
продиктована практикой обучения – переходом от привычной парадигмы
«передачи знаний» к более сложной «выработке аналитических способностей» с тем, чтобы самостоятельно формулировать проблемы и находить пути их эффективного решения. Суть изменений состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний, умений и навыков в процессе обучения, необходимых для существования в современном обществе, к формированию и развитию профессиональной (технологической) компетентности, готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития.
Использование педагогических технологий позволяет обрести преподавателю новые
возможности воздействовать на традиционный процесс обучения и повышать его
эффективность.
В связи с этим, современному педагогу необходимо свободно ориентироваться в
существующих образовательных технологиях, осуществлять их выбор с учетом условий, в которых придется работать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал к семинару "Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей"
В представленном материале раскрываются основные современные педагогические технологии используемые в образовательном процессе дополнительного образования детей....
Педагогический семинар «Современные образовательные педагогические технологии»
Педагогический семинар«Современные образовательные педагогические технологии»Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии»....
Выступление на семинаре «Современные педагогические технологии» Тема: Игровые технологии при изучении предмета «Окружающий мир» в 1 классе
Игровые методы позволяют сделать уроки интересными и содержательными.Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познават...
Программа районного семинара "Современные педагогические технологии"
Дата проведения: 12 мая 2015 года...
Семинар.Современные педагогические технологии (1часть).
Для руководителей МО естественно-научного цикла....