Семинар.Современные педагогические технологии.
методическая разработка по естествознанию

Курищенко Татьяна Альбертовна

Для руководителей МО естественно-научного цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii_2_chast.docx36.66 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар  в рамках единого методического дня.

Провела: учитель географии Курищенко Т.А.  МБОУ «СОШ№24»

Тема:

Современные образовательные технологии.(2ЧАСТЬ)

Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы работы. 
Обеспечение: раздаточный материал для каждой группы, презентация 

Цель :

Осознание  основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС второго поколения.

Повышение интереса педагогов к использованию системно- деятельностного подхода в обучении.

Осознание необходимости повышения уровня самообразования через изучения  современных образовательных технологий.

Задачи

1.Знакомство с современными образовательными технологиями.

2. Повышение мотивации педагогов на применение современных технологий  в учебном процессе.

3.Способствовать повышению эффективности взаимодействия учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе.

4.Создать условия для активного взаимодействия всех участников педагогического совета.

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции»

Сухомлинский В.А.

Ход семинара:

1.Орг. момент.  Создание ситуации успеха:

Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть  вас в этой аудитории, и очень  надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор. Начнем мы с такой притчи:

Наберись смелости и сделай попытку.

Старец, рассказывал,  о том, что на Земле существовала удивительная страна — Атлантида. И вот однажды Знания проявилась в небесном зеркале над ней. Самые мужественные из людей увидели её и осознали своё несовершенство. Они пытались убедить остальных в том, что те не идут путём Знанья, но никто не слышал их. И когда они поняли, что погибнут, потому что духовное развитие их цивилизации зашло в тупик, они погрузились на корабли и отплыли с той Земли, где нравственность людей пала. Во главе их плыл великий сын Знаний, Серапис Бей. Попутный ветер наполнял паруса, они пели песню о братстве человечества, взявшись за руки, и с грустью прощались с Атлантидой. Там остались их братья, не пожелавшие осознать своего несовершенства. Они продолжали веселиться и пить вино. Праздник был в самом разгаре: они смеялись над теми, кто уплывал в неизвестность, и не видели, что земля уходит у них из-под ног.

Через месяц корабли причалили к прекрасному берегу. Так зародилась египетская цивилизация. Атлантида же ушла под воду.

Старец продолжал:

— Так гласит предание. Много раз на Земле возникали и исчезали цивилизации. Все они в своём развитии проходили стадии зарождения, расцвета и упадка. Одни государства существовали несколько веков, другие — тысячелетия. Но неизменным было одно: когда цивилизация удалялась от Знаний, она погибала. Не исчезали лишь её духовные достижения! Они передавались тысячелетиями от одной цивилизации к другой. Это и есть основное наследие наших предков, дошедшее до сегодняшнего времени.

Старец помолчал некоторое время, а потом добавил:

— Такой же процесс происходит и с каждым человеком.

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» -

искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно

«технология» - наука о мастерстве.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в

учебном процессе используются современные образовательные технологии,

дающие возможность повышать качество образования, более эффективно

использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности

учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего

задания. В школе представлен широкий спектр образовательных

педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны,

взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему,

направленную на воспитание таких ценностей как открытость,

честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и

обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в

соответствии с его индивидуальными особенностями.

Само понятие «технология» заключает в себе некую универсальность: в отличие от конкретной частной методики технология может быть применима на самых разных учебных предметах. Например, при организации проблемного или модульного, индивидуального или дифференцированного, личностно ориентированного или интерактивного обучения необходимы: учёт возрастных особенностей, оптимальная персонификация образовательного процесса, создание адаптивной образовательной среды…Цели и задачи, поставленные учителем, могут быть различными, путь их достижения часто имеет общие компоненты. В этом отношении технологии как форма воплощения педагогических задач оказываются всегда своевременными.

Тема: «Современные образовательные технологии. ИлиЧто я знаю, и что  хочу узнать о современных образовательных технологиях».

Рефлексия содержания мастер класса

Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме …и отложите.

Таблица для слушателей.

Понятие

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.Технология (определение)

2.Какие бывают современные образовательные   технологии.(опыт прошлогосеминара)

3. Особенности современных педагогических технологий (уточнить каких)

План работы:

1. Современные педагогические технологии.

2.Характеристика некоторых технологий:

•        технология организации самостоятельной деятельности школьников,

•        технология организации исследовательской деятельности школьников,

•        технология проблемного обучения,

2.Разработка фрагментаучебного занятия  с применением  образовательной технологии развития критического мышления.

3.   Рефлексия семинара.

1. Современные педагогические технологии.

Эффективность той или иной технологии во многом зависит от того, кто конкретно воплощает те или иные подходы в педагогической практике. Поэтому должна быть разработана своеобразная палитра педтехнологий, чтобы учитель мог в своей деятельности реализовывать ту, которая более всего соответствует его личности, его индивидуальности с учётом основной задачи школы и социального заказа общества.

Выступление учителя  Константинова А. Д. МБОУ «СОШ№19» технология организации самостоятельной деятельности школьников.

 « Если человек в школе не научится творить,

то и в жизни он будет только

подражать и копировать».

Л.Н.Толстой.

Современная педагогическая наука приоритетным направлением развития системы образования определяет гуманистический подход в организации процесса обучения. Ведущим принципом гуманистической модели учебного процесса является развитие личности обучающегося. Степень развития обучающегося измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности.   Существующая сегодня система профессионального образования не носит еще подлинно гуманистический характер. При переходе на ФГОС III поколения самостоятельная работа будет способствовать формированию творческой личности учащегося, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.

Среди факторов, способствующих формированию творческой активности обучающихся, одно из ведущих мест занимает самостоятельная работа. Только целенаправленная систематическая самостоятельная работа каждого  обучающегося позволяет глубоко усвоить знания, выработать и закрепить умения, превратить их в соответствующие навыки умственного труда. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа  является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

По федеральному государственному образовательному  стандарту третьего поколения на самостоятельную работу обучающихся отводится 30 % всего времени обучения, как аудиторных так и внеаудиторных занятий. Говоря о типах самостоятельной работы, я выделяю в соответствии с уровнями самостоятельной деятельности воспроизводящие ( применяю в начале обучения или для более «слабых» учащихся), реконструктивно-вариативные (применяю, когда ребята овладевают навыками самостоятельной работы), эвристические и  творческие (для «продвинутых»)

К творческим самостоятельным работам можно отнести такие формы как:

  • практические работы;
  • контрольные работы;
  • тематические зачеты;
  • защита и написание рефератов, докладов, сообщений, презентаций;
  • решение проблемных задач и другие.

1. Виды самостоятельной работы обучающихся

Все виды самостоятельной работы можно классифицировать по различным признакам:

  • по дидактической цели,
  • по характеру учебной деятельности учащихся,
  • по содержанию,
  • по степени самостоятельности ,
  •  элементу творчества учащихся и т. д.

Классификация самостоятельной работы по дидактической цели, которая выделяет пять групп деятельности:

1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;

2) закрепление и уточнение знаний;

3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;

4) формирование умений и навыков практического характера;

5) формирование умений и навыков творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач.

Рассматривая самостоятельную деятельность в качестве познавательной, выделяю  четыре ее разновидности в процессе обучения:

1. Цель и план работы учащийся определяет с помощью учителя.

2. Цель учащийся определяет с помощью педагога, а план самостоятельно.

З. Цель и план учащийся определяет самостоятельно, но задание даёт учитель (использую при написании учащимися докладов, сообщений, презентаций)

4. Без помощи учителя учащийся сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно её выполняет.

Технология организации самостоятельной работы учащихся

Говоря о технологической стороне, организация самостоятельной работы может включать в себя следующие компоненты:

Целевой компонент самостоятельной работы. Основаниями для отбора целей являются цели, определенные Государственным образовательным стандартом, и конкретизация целей.

Содержательный компонент самостоятельной роботы. Основаниями отбора содержания самостоятельной работы являются Государственный образовательный стандарт, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности учеников (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности). При этом важную роль играет подборка учебного материала, т.к. с его помощью мы черпаем информацию содержания обучения.

Вообще говоря, к условиям отбора содержания самостоятельной работы можно отнести достаточно большой ряд различных факторов, но  большую роль играют следующие:

1. Обеспечение правильного сочетания объема совместной с учителем работы и самостоятельной.

2. Методически правильная организация работы обучающегося в аудитории и вне ее.

3. Обеспечение обучающегося необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий.

4. Контроль за ходом самостоятельной работы и меры, поощряющие 
учащегося  за ее качественное выполнение.

Контрольно-корректировочный компонент самостоятельной работы. Включает тщательный отбор средств контроля, определение эталона, разработки индивидуальных форм контроля.

Самостоятельная работа делится на аудиторную и внеаудиторную.

Основные требования к организации внеаудиторной  работы в обучении:

  • Как известно, первое требование сводится к тому, что внеаудиторная работа может только углублять, расширять и совершенствовать знания, умения и навыки, полученные учащимися на занятии, но не имеет основной целью сообщение новых знаний, умений и навыков.
  • Вторым требованием является увлекательность самих форм, процесса и материала работы.
  • Третье фиксирует необходимость межпредметных, междисциплинарных связей. Важными требованиями являются также добровольность и активность учащихся в этой работе.

Изменения, происходящее в мире заставляют общество предъявлять новые требования к современному человеку. Начинает уделяться внимание его умению адаптироваться к быстро изменяющимся условиям. При этом он должен на протяжении всей своей жизни заниматься самообразованием для того, чтобы быть успешным.

Технологий  проблемного обучения

Технология проблемного обучения. Обращение к проблематизации обучения является не новым для педагогики, но остается актуальным и на современном этапе. Обращаясь к истории проблемного обучения, можно выделить несколько периодов его становления. На протяжении нескольких столетий  проблему активизации обучения путем использования различных методов и средств  пытались решить такие педагоги как Сократ (основоположник майевтики), Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев. В конце ХIХ – начале ХХ веков  формируется исследовательский метод обучения,   основанный на приемах развития познавательной самостоятельности учащихся, нашедший отражение в работах А.Я. Герда, А.П. Тинкевича, В.В. Половцева, Б.Е. Райкова.  В отечественной педагогике второй половины ХХ века различные подходы к организации проблемного обучения  освещены в работах А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, И.Я. Лернера, Т.И. Ильина, А.В. Брушлинского и др.

     Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний.

    Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что  становится возможным при  разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Цели технологии проблемного обучения

   - Формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащегося.

   - Развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка.

   - Повышение эффективности усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности.

Этапы  постановки и решения проблемы

•    Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего проблемную ситуацию.

•    Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы.

•    Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения проблемы).

•    Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма).

•    Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.

1. Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию.    Ставит учебную задачу и создает учебную проблемную ситуацию. Определяет соответствие проблемного задания интеллектуальным возможностям учащихся.    Выявляют противоречие или ранее неизвестное в предложенном задании.

2.Анализ проблемной ситуации.    Организует работу по актуализации знаний, определению области знания и незнания учащихся, подводит к формулировке проблемы.    Высказывают различные мнения по обнаруженному противоречию, выявляют область недостающего знания, формулируют выявленную проблему, определяют потребность в новом знании, способе действия.

3.Поиск решения проблемы.    Организует поисковую, исследовательскую деятельность учащихся.    Осуществляют отбор гипотез, выбирают метод решения проблемы.

4.Решение проблемы.    Координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.    Осуществляют решение проблемы  с помощью выбранного метода, фиксируют алгоритм решения проблемы в принятой форме (буквенной, графической).

5.Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.    Подбирает соответствующие задания по усвоению новых знаний, способов учебных действий; осуществляет действия контроля и оценки.    Выполняют задания, направленные на усвоение новых знаний, способов действия, осуществляют самоконтроль, самооценку.

        В нынешней системе образования выбор или разработка технологии преподавания конкретного предмета осуществляется преподавателем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Можно сказать, что появилось много авторских образовательных программ, направленных на реализацию поставленных целей.

В современной педагогике и психологии в центре внимания и исследования зарубежных и отечественных психологов находится проблема личности, а в центре внимания педагогической науки – создание образовательных технологий. Поэтому предполагается, что разработка технологии обучения преподавателем – это творческий процесс, направленный на всестороннее развитие личности, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возможностей.

Кирюхина О.Н.  представит технологию организации исследовательской деятельности школьников МБОУ «СОШ№ 19»  

В этимологии слова «исследование» заключено указание на то,

чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей

по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь

заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать

факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках,

требуемых от исследователя.

При исследовательской деятельности определяющим является подход,

а не состав источников, на основании которых выполнена работа. Суть

исследовательской работы состоит в сопоставлении данных

первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании

новых выводов.

Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая

форма организации работы, которая связана с решением учащимися

исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. В рамках

исследовательского подхода обучение ведётся с опорой на непосредственный

опыт учащихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской

деятельности, активного освоения мира.

По мнению А. Шацкого учебно-исследовательская деятельность

учащихся – это такая форма организации учебно-воспитательной работы,

которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской

задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие

основных этапов, характерных для научного исследования:

 постановку проблемы;

 ознакомление с литературой по данной проблеме;

 овладение методикой исследования;

 сбор собственного материала,;

 Анализ;

 Обобщение;

 выводы.

 Эффективным средством, позволяющим развитие познавательной и

исследовательской компетентности является творческая деятельность.

Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На

уроке необходимо создавать проблемные ситуации, где ученик проявляет

умение комбинировать элементы для решения проблемы.

В результате применения исследовательского метода обучения

учащиеся приобретают определённые качества личности, такие как:

• гибко адаптируются в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно

приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для

решения проблем;

• учатся самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в

реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;

• грамотно работают с информацией;

• коммуникабельны, контактны в различных социальных группах, умеют

работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации и умеют выходить из

них;

• могут самостоятельно трудиться над развитием собственной

нравственности, интеллекта, культурного уровня.


Правила работы учителя с учениками при проведении исследовании. 
Известный специалист в области «исследовательского обучения» Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила.1.He занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.2. Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.4. Научитесь не торопиться с вынесением суждения.5. Научите детей прослеживать межпредметные связи.6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.7. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.9. Подходите ко всему творчески. 

Требования к личности педагога, занимающегося НИР

Педагог должен сам быть творческой личностью

Педагог должен постоянно заниматься самообразованием

Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности

Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося

Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области

Овладение самостоятельной исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Ольга Николаевна правила практическое занятие  по данной технологии.

Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Нельзя птицу научить летать в клетке.

нельзя выращивать «творческий мускул»,

не вылетев на простор заданий «открытых» -

допускающих разные подходы к решению.

3. Каждый учитель имеет право выбрать, какими  образовательными технологиями пользоваться на том или ином уроке. Мы Вас сегодня рассмотрели лишь с три технологии, показали практическое занятие. Ваше право выбирать технологию, которая поможет достичь высоких результатов в обучении.

1) Делим слушателей на 4 группы;

2) Определяем круг вопросов для самостоятельной работы;

3) Раздаем  материал для самостоятельного изучения;

4) Самостоятельная работа – 10-15 минут;

5) Заслушиваем результаты работы групп;

1-я группа выступала

2-я группа выступала

3-я группа выступала

4-я группа выступала

7) Рефлексия.

Облако "тегов"(на доске):

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и т.д

УУД сформированные в ходе данного занятия.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор

Умения организовывать свою деятельность

Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире

Умения общаться, взаимодействовать с людьми

Подведение итогов семинара.

4. Мы сегодня проводили системно-деятельностныйсеминар. Рассматривали педагогические технологии по структуре современного урока.

Как вы думаете, семинар достиг цели?

Давайте вспомним нашу притчу. «Наберись смелости и сделай попытку» пробовать разные способы достижения наилучшего результата  достижения цели. Т.е. современный учитель должен быть знаком с разными педагогическими технологиями и  должен уметь владеть несколькими или одной, но досконально.

Следующий семинар состоится 23  марта 2017 года. К этому семинару Вы должны разработать урок по своему предмету или внеурочное занятие с использованием одной из трех педагогических технологий:

  1. технология организации самостоятельной деятельности школьников,
  2. технология организации исследовательской деятельности школьников,

3.технология проблемного обучения,

Урок необходимо представить в виде видеоурока  или технологической карты, или разработки расширенного конспекта, или готового проекта.

23.03.17 года.

6.Рефлексия.

Вернемся к таблице, которую Вы уже заполняли. Заполните, пожалуйста, 2 последних столбца.

Прием «Свободный микрофон».

Цели образования XXI века

сформулированные, Жаком Делором:

уметь жить;

уметь работать;

уметь жить вместе;

уметь учиться.

 Необходимость изучения педагогических технологий педагогами

продиктована практикой обучения – переходом от привычной парадигмы

«передачи знаний» к более сложной «выработке аналитических способностей» с тем, чтобы самостоятельно формулировать проблемы и находить пути их эффективного решения. Суть изменений состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний, умений и навыков в процессе обучения, необходимых для существования в современном обществе, к формированию и развитию профессиональной (технологической) компетентности, готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития.

Использование педагогических технологий позволяет обрести преподавателю новые

возможности воздействовать на традиционный процесс обучения и повышать его

эффективность.

В связи с этим, современному педагогу необходимо свободно ориентироваться в

существующих образовательных технологиях, осуществлять их выбор с учетом условий, в которых придется работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к семинару "Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей"

В представленном материале раскрываются основные современные педагогические технологии используемые в образовательном процессе дополнительного образования детей....

Педагогический семинар «Современные образовательные педагогические технологии»

Педагогический семинар«Современные  образовательные педагогические технологии»Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии»....

Выступление на семинаре «Современные педагогические технологии» Тема: Игровые технологии при изучении предмета «Окружающий мир» в 1 классе

Игровые    методы позволяют сделать  уроки интересными и содержательными.Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познават...

Семинар.Современные педагогические технологии (1часть).

Для руководителей МО естественно-научного цикла....