Тема урока: ЛЕДНИКИ.
план-конспект урока по географии (6 класс)

Мацакова Гиляна Батровна

Тема урока: ЛЕДНИКИ.

Цель: сформировать  представление о ледниках и многолетней мерзлоте, видах ледников, причинах

их возникновения, роли ледников и многолетней мерзлоты в природе и хозяйственной деятельности людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass._ledniki.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: ЛЕДНИКИ.

Цель: сформировать  представление о ледниках и многолетней мерзлоте, видах ледников, причинах

их возникновения, роли ледников и многолетней мерзлоты в природе и хозяйственной деятельности людей.

ХОД УРОКА

I. Целеполагание. (определение темы урока, постановка цели и задач)

Можете ли вы себе представить, что место, где мы сейчас находимся (наш город, весь наш район и вся республика), несколько тысяч лет тому назад были покрыты толстым слоем льда? А так оно и было на самом деле! И слой этот имел толщину не 10, не 20 и даже не 100 метров, а значительно больше.

Представили? И каковы ваши ощущения? (не холодно ли вам?)

Ну, это дело прошлое. А теперь попробуем представить будущее. Вы, конечно, знаете о мнении многих современных ученых о глобальном потеплении климата. Что может произойти в результате потепления климата? (Могут растаять ледники, поднимется уровень Мирового океана, будут затоплены значительные участки современной суши).

Итак, как вы думаете: какую тему (какую часть гидросферы) будем сегодня изучать?

 Тема урока “Ледники”. (Запись в тетрадях темы урока – Ледники).

Что вам хочется узнать о ледниках?  

  • Что такое ледники?
  • Где и как образуются?
  • Какие бывают?
  • Какова их роль в природе Земли?

Мы сегодня побудем гляциологами, т.е. учеными, изучающими ледники

II. Повторение ранее изученного материала.

Озера

По солености

По сточности

По происхождению

                          ?                                                          ?                                                             ?

Какие озера имеют координаты?  

3*ю.ш. и 33* в.д. оз. Виктория (Африка)

28* ю.ш. и 137* в.д. оз.Эйр (Австралия)

61* с.ш. и 32* в.д. Ладожское озеро (Евразия)

53* с.ш. и 105* в.д. озеро Байкал (Евразия)

7* ю.ш. и 30* в.д. озеро Танганьика (Африка)

40* с.ш. и 52* в.д. Аральское море-оз. (Евразия)

III. Изучение нового материала.

Ледник - скопление пресного льда на суше.

Послушайте разговор одноклассников.  Алеша: Миша, пойдем покатаемся по леднику на коньках»

                                                                     Миша: Пойдем. Только не по леднику, а по льду»

                                                                     Алеша: Какая разница. Как не назови – все одно -  ЛЁД»

Кто прав? Почему?

Сегодня на уроке мы увидим кто был прав. И так давайте поможем Мише и Леше разрешить их спор.

ЛЕД на РЕКЕ и Ледник – это одно и тоже? Смотреть с. 100 учебника первый абзац.

Лед в ледниках отличается ото льда рек и озер. Лед рек и озер образуется из воды при ее замерзании.

Лед ледника образуется из снега.

Как образуется ледник?

Если снег долго лежит, то он накапливается, слеживается, превращается в зернистый фирн-ледяные крупинки, нужно очень много времени, чтобы фирн превратился в прозрачный лед (глетчер). 

снег  фирн лёд  (глетчер – лёд в ледниках).

— Из чего образуется ледник? (из снега) 

Какие условия необходимы для образования ледника?

Для образования льда, необходимо два условия: низкая температура и снег.

— Как вы думаете, где на нашей земле такие условия?

Происходит это в тех местах Земли, где круглый год низкие температуры. Где не наступает лето, где всегда холодно (вершины гор, Антарктида). Места на Земле, где всегда холодно - это полярные области и вершины некоторых гор. Горы могут находиться и в жарких странах, где круглый год лето, но если они высокие, то на их вершинах холодно, и образуются ледники.

Температура понижается на 6° через каждую тысячу метров высоты.

— Что такое снеговая линия?

Заполнение таблицы с помощью параграфа:

Виды ледников

горные

покровные

Где образуются

На вершине гор

Покрывают материки и острова

Форма

Одни - покрывают горные вершины как шапки, др. лежат в чашеобразных углублениях на склонах, третьи заполняют горные долины.

Щитов и куполов

Скорость движения

80 м. в сутки

Медленно. Ледник движется от центра к перефирии, достигая края материка (о-ва) обламыв-ся – образуется айсберг

Примеры

Кавказ, Анды, Северный Урал

Антарктида, остров Гренландия

Значение

Дает начало ручьям и рекам

Запас пресной воды

Айсберги – глыбы льда, которые откололись от покровного ледника.

Морена – обломки горных пород, принесённые и отложенные у края ледника.

К каким последствиям приведет таяние всех ледников? (высохнут реки, имеющие ледниковое питание)

К каким последствиям приведет таяние всех покровных ледников? (к затоплению).

Значение ледников? (запас пресной воды, питание рек и озёр, влияет на климат).

Многолетняя мерзлота - толща горных пород на глубине, которые круглый год имеют отрицательную температуру и не оттаивают очень длительное время. 

Мощность мерзлоты в Якутии достигает 1500 м.

— Причина образования многолетней мерзлоты? (суровые малоснежные зимы, короткое лето).

— Как растения приспособились к таким суровым условиям?

— Какие сложности возникают при строительстве зданий, трубопроводов?

IV. Закрепление нового материала.

Как называют старый зернистый снег, из которого образуется лед в ледниках?

 Как называется скопление льда на суше?

Как называют лед в ледниках?

Какие условия нужны для образования ледника?

От чего зависит высота снеговой линии?

Как называют плавучую ледяную гору?

Как называют линию, выше которой снег может накапливаться и образуется ледник?

Вид ледника, характерный для Антарктиды?

Крупный остров у берегов Северной Америки, покрытый ледником?

V. Рефлексивная деятельность.

  • совместно с учащимися подводит итог  урока,
  • оценивает индивидуальную деятельность каждого ученика.
  • обмениваются мнениями: «Я хорошо усвоил, что….»   «Мне пригодятся в дальнейшем знания о …»

VI. Домашнее задание: п. 25 пересказ; подготовиться к контрольной работе - вопросы на стр. 103.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вариант самоанализа урока учителя предметника, на примере самоанализа урока по географии в 6 классе по теме: Озера. Ледники. Искусственные водоемы.

Данный пример самоанализа поможет учителям предметникам в составлении своего самоанализа по какому-либо предмету. Опираясь на данный легче составить свою модель анализа урока....

Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"

При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...

Презентация к уроку "Ледники"

Данная презентация поможет провести урок по изучению ледников....

Презентация на тему: Озера,ледники,болото.

— Избыточно увлажненные участки суши с особой растительностью, животным миром и слоем торфа.—  Постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении.—Природное углубление, заполненное вод...

Презентация к уроку "Ледники. Многолетняя мерзлота"

Презентация к уроку географии 6 класс. Тема урока:  "Ледники. Многолетняя мерзлота"....

Методическая разработка урока географии для 6 класса Тема урока: Ледники и многолетняя мерзлота

Методы и приемы стимулирования познавательной деятельности:Методы эмоционального стимулирования: игровая форма организации работы;Методы развития познавательного интереса: создание ситуации творческог...