Тема урока: ЛЕДНИКИ.
план-конспект урока по географии (6 класс)
Тема урока: ЛЕДНИКИ.
Цель: сформировать представление о ледниках и многолетней мерзлоте, видах ледников, причинах
их возникновения, роли ледников и многолетней мерзлоты в природе и хозяйственной деятельности людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass._ledniki.docx | 23.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: ЛЕДНИКИ.
Цель: сформировать представление о ледниках и многолетней мерзлоте, видах ледников, причинах
их возникновения, роли ледников и многолетней мерзлоты в природе и хозяйственной деятельности людей.
ХОД УРОКА
I. Целеполагание. (определение темы урока, постановка цели и задач)
— Можете ли вы себе представить, что место, где мы сейчас находимся (наш город, весь наш район и вся республика), несколько тысяч лет тому назад были покрыты толстым слоем льда? А так оно и было на самом деле! И слой этот имел толщину не 10, не 20 и даже не 100 метров, а значительно больше.
— Представили? И каковы ваши ощущения? (не холодно ли вам?)
— Ну, это дело прошлое. А теперь попробуем представить будущее. Вы, конечно, знаете о мнении многих современных ученых о глобальном потеплении климата. Что может произойти в результате потепления климата? (Могут растаять ледники, поднимется уровень Мирового океана, будут затоплены значительные участки современной суши).
— Итак, как вы думаете: какую тему (какую часть гидросферы) будем сегодня изучать?
— Тема урока “Ледники”. (Запись в тетрадях темы урока – Ледники).
— Что вам хочется узнать о ледниках? |
|
Мы сегодня побудем гляциологами, т.е. учеными, изучающими ледники.
II. Повторение ранее изученного материала.
Озера | ||
По солености | По сточности | По происхождению |
? ? ?
— Какие озера имеют координаты?
3*ю.ш. и 33* в.д. —оз. Виктория (Африка)
28* ю.ш. и 137* в.д. —оз.Эйр (Австралия)
61* с.ш. и 32* в.д. —Ладожское озеро (Евразия)
53* с.ш. и 105* в.д. —озеро Байкал (Евразия)
7* ю.ш. и 30* в.д. —озеро Танганьика (Африка)
40* с.ш. и 52* в.д. —Аральское море-оз. (Евразия)
III. Изучение нового материала.
— Ледник - скопление пресного льда на суше.
Послушайте разговор одноклассников. Алеша: Миша, пойдем покатаемся по леднику на коньках»
Миша: Пойдем. Только не по леднику, а по льду»
Алеша: Какая разница. Как не назови – все одно - ЛЁД»
— Кто прав? Почему?
Сегодня на уроке мы увидим кто был прав. И так давайте поможем Мише и Леше разрешить их спор.
ЛЕД на РЕКЕ и Ледник – это одно и тоже? Смотреть с. 100 учебника первый абзац.
Лед в ледниках отличается ото льда рек и озер. Лед рек и озер образуется из воды при ее замерзании.
Лед ледника образуется из снега.
— Как образуется ледник?
Если снег долго лежит, то он накапливается, слеживается, превращается в зернистый фирн-ледяные крупинки, нужно очень много времени, чтобы фирн превратился в прозрачный лед (глетчер).
снег — фирн — лёд (глетчер – лёд в ледниках).
— Из чего образуется ледник? (из снега)
— Какие условия необходимы для образования ледника?
Для образования льда, необходимо два условия: низкая температура и снег.
— Как вы думаете, где на нашей земле такие условия?
Происходит это в тех местах Земли, где круглый год низкие температуры. Где не наступает лето, где всегда холодно (вершины гор, Антарктида). Места на Земле, где всегда холодно - это полярные области и вершины некоторых гор. Горы могут находиться и в жарких странах, где круглый год лето, но если они высокие, то на их вершинах холодно, и образуются ледники.
Температура понижается на 6° через каждую тысячу метров высоты.
— Что такое снеговая линия?
Заполнение таблицы с помощью параграфа:
Виды ледников | ||
горные | покровные | |
Где образуются | На вершине гор | Покрывают материки и острова |
Форма | Одни - покрывают горные вершины как шапки, др. лежат в чашеобразных углублениях на склонах, третьи заполняют горные долины. | Щитов и куполов |
Скорость движения | 80 м. в сутки | Медленно. Ледник движется от центра к перефирии, достигая края материка (о-ва) обламыв-ся – образуется айсберг |
Примеры | Кавказ, Анды, Северный Урал | Антарктида, остров Гренландия |
Значение | Дает начало ручьям и рекам | Запас пресной воды |
Айсберги – глыбы льда, которые откололись от покровного ледника.
Морена – обломки горных пород, принесённые и отложенные у края ледника.
— К каким последствиям приведет таяние всех ледников? (высохнут реки, имеющие ледниковое питание)
— К каким последствиям приведет таяние всех покровных ледников? (к затоплению).
— Значение ледников? (запас пресной воды, питание рек и озёр, влияет на климат).
Многолетняя мерзлота - толща горных пород на глубине, которые круглый год имеют отрицательную температуру и не оттаивают очень длительное время.
Мощность мерзлоты в Якутии достигает 1500 м.
— Причина образования многолетней мерзлоты? (суровые малоснежные зимы, короткое лето).
— Как растения приспособились к таким суровым условиям?
— Какие сложности возникают при строительстве зданий, трубопроводов?
IV. Закрепление нового материала.
— Как называют старый зернистый снег, из которого образуется лед в ледниках?
— Как называется скопление льда на суше?
— Как называют лед в ледниках?
— Какие условия нужны для образования ледника?
— От чего зависит высота снеговой линии?
— Как называют плавучую ледяную гору?
— Как называют линию, выше которой снег может накапливаться и образуется ледник?
— Вид ледника, характерный для Антарктиды?
— Крупный остров у берегов Северной Америки, покрытый ледником?
V. Рефлексивная деятельность.
- совместно с учащимися подводит итог урока,
- оценивает индивидуальную деятельность каждого ученика.
- обмениваются мнениями: «Я хорошо усвоил, что….» «Мне пригодятся в дальнейшем знания о …»
VI. Домашнее задание: п. 25 пересказ; подготовиться к контрольной работе - вопросы на стр. 103.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Вариант самоанализа урока учителя предметника, на примере самоанализа урока по географии в 6 классе по теме: Озера. Ледники. Искусственные водоемы.
Данный пример самоанализа поможет учителям предметникам в составлении своего самоанализа по какому-либо предмету. Опираясь на данный легче составить свою модель анализа урока....
Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"
При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...
Презентация к уроку "Ледники"
Данная презентация поможет провести урок по изучению ледников....
Презентация на тему: Озера,ледники,болото.
Избыточно увлажненные участки суши с особой растительностью, животным миром и слоем торфа. Постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении.Природное углубление, заполненное вод...
Презентация к уроку "Ледники. Многолетняя мерзлота"
Презентация к уроку географии 6 класс. Тема урока: "Ледники. Многолетняя мерзлота"....
Методическая разработка урока географии для 6 класса Тема урока: Ледники и многолетняя мерзлота
Методы и приемы стимулирования познавательной деятельности:Методы эмоционального стимулирования: игровая форма организации работы;Методы развития познавательного интереса: создание ситуации творческог...