Мастер класс по географии
учебно-методический материал по географии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Мастер класс
Видеофайл
Моим коллегам – географам и не только им, хорошо известна эта песня под названием «Глобус» на слова Михаила Григорьевича Львовского, ставшая Гимном географов. Выбор не случаен. Это мой первый мастер-класс, и, конечно же, он связан с преподаваемым мною предметом географией.
Добрый день, уважаемые члены жюри, участники фокус группы, присутствующие.... На сегодняшнем занятии я хочу познакомить вас с элементами организации практической деятельности на уроках географии при решении ситуационных задач.
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму…»
(Китайская пословица)
Эта китайская мудрость смело может заявить себя в качестве девиза нашего мастер- класса.
В Стандарте школьного географического образования зафиксирована рубрика «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Ориентация школьного географического образования на компетентностный подход предполагает усиление его практической направленности.
- Что же такое Эксперимент?
Это метод исследования, который происходит в строго определенных условиях, которые часто происходят искусственно.
На сегодняшнем мастер- классе я покажу вам некоторые элементы урока, где проводятся опыты и эксперименты, которые не оставляют равнодушными детей, надеюсь, не оставят равнодушными и вас, уважаемые коллеги.
А сейчас настало время побывать в роли учеников, окунуться в детство.
Каждый из уже выбрал цвет Эмблемы. В результате у нас образовалось три группы: «Литосфера» - зеленый цвет, «Гидросфера» - синий цвет, «Атмосфера» - желтый цвет.
На столах вы видите раздаточный материал. Работу будем выполнять за демонстрационным столом.
Прошу подойти группу «Литосфера»
Итак, ваша практическая работа называется «Извержение вулкана»
У вас есть: модель вулкана, шприц, резиновая трубка, мерные стаканчики, пищевая сода, 6%-й раствор уксуса.
Внимание! Будьте аккуратны при проведении этого опыта. Ознакомтесь с правилами техники безопасности при работе с уксусом.
Начинаем выполнять работу:
- Насыпьте немного пищевой соды в кратер.
- Налейте немного уксуса в мерный стаканчик. Для большего эффекта добавьте немного краски в стаканчик, перемешайте.
- Наберите в шприц немного раствора уксуса.
- Плотно вставьте шприц в трубку.
- Вылейте раствор уксуса из шприца. Отойдите (отодвиньтесь) на безопасное расстояние и наблюдайте за тем, что происходит.
Объяснение:
Вы только что создали модель извержения вулкана. Конечно, она отличается от настоящего: ваше «извержение» вызвано реакцией при соединении раствора уксуса и пищевой соды. Когда кислота (уксус) смешивается с основой (пищевой содой), возникает химическая реакция, в результате которой образуется углекислый газ. Поэтому вы видите и слышите шипение и бурление.
Спасибо за работу!
Приглашаю к следующую группу «Гидросфера»
Чтобы сформулировать основные свойства воды, я предлагаю вам провести
исследование плотности пресной и солёной воды.
Опыт с куриным яйцом в стакане с пресной и с солёной водой.
-В два стакана налить воды
-В один стакан с водой добавить100 г соли, перемешать.
-В оба стакана с водой опустить куриные яйца.
Объяснение:
1. Плотность пресной (питьевой) воды меньше плотности яйца, поэтому яйцо тонет в пресной воде.
2. Плотность солёной воды больше плотности яйца, поэтому яйцо не тонет в солёной воде.
3. Плотность соленой воды больше плотности пресной воды.
Спасибо!
Прошу выйти к демонстрационному столу группу «Атмосфера»
Ваш опыт называется «Соломенный буравчик»
Цель эксперимента: показать силу воздуха.
Материалы: одна сырая картофелина, две
соломинки для коктейлей.
Процесс:
- положите картофелину на стол;
- возьмите соломинку за верхнюю часть,
не закрывая отверстия вверху.
- Поднимитеее на расстоянии около 10 см от картофелины;
- Резким движением воткните соломинку в картофелину;
- Возьмите вторую соломинку за верх, но закройте пальцем отверстие вверху;
- Снова поднимите ее на расстоянии около 10 см от картофелины и резким движением воткните соломинку в картофелину.
Объяснение: соломинка, верхнее отверстие которой было открыто, согнулась и почти не воткнулась в картофелину, тогда как соломинка с закрытым концом глубоко воткнулась в нее.
Почему?Воздух состоит в основном из таких газов как азот, кислород и углекислый газ. Эти газы невидимы, но мы можем наблюдать их давление. Быстро движущийся воздух (ветер) может с такой силой давить на здание, что даже в состоянии разрушить его. Воздух, находящийся внутри соломинки, обладает достаточной силой, чтобы помочь ей достаточно глубоко проникнуть в картофелину. Он давит на стенки соломинки и не дает им согнуться. По мере того, как соломинка врезается в картофелину и заполняется ее мякотью, давление воздуха в соломинке возрастает, все больше укрепляя ее стенки.
Спасибо! Присаживайтесь!
Теперь давайте подведем итоги нашей совместной работы с помощью Ситуации
выбора «Фруктовый сад».
Работу продолжаем в группах.
Попробуем определить положительные и отрицательные моменты использования практической работы и , конкретно, экспериментов, на уроке
Перед вами два дерева «Яблоня», оно покажет положительные моменты, и «Лимонное дерево» - показывает отрицательные моменты использования экспериментов, опытов на уроке.
У каждого из вас есть по одному яблоку и лимону, прошу вас обратить внимание на сайд и повесить на деревья плоды. В результате этого , мы увидим, какое же дерево сегодня принесло больше плодов.
Положительные моменты
- Расширение кругозора, углубление знаний по предмету;
- Развитие коммуникативных навыков;
- У учащихся формируется образ того или иного явления.
Отрицательные моменты
- Большая предварительная работа;
- Дополнительная нагрузка;
- Не всегда успешный результат.
Ситуация – оценка.
Перед уходом с мастер-класса прошу оставить на своих столах смайлик, в результате чего я смогу увидеть вашу оценку моей работы.
– было все понятно
– было непонятно
- буду использовать
И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Гимн географии"
Попытка дать ответ на часто задаваемый детьми вопрос "Зачем надо изучать географию?"...
Мастер-класс "Гимн географии"
Попытка дать ответ на часто задаваемый детьми вопрос "Зачем надо изучать географию?"...
Мастер класс по географии
Мастер класс по географии расчитан для 8 классов приизучении АПК ....
Мастер класс по географии
Мастер класс по географии расчитан для 8 классов приизучении АПК ....
Мастер-класс по географии 5 класс"Моделирование на уроках географии
Основа стандарта : каждый урок - деятельностный подход к обучению. Поэтому, главная задача учителя -организовать деятельность ученика на уроке «научить- учиться». Умения предметные (географическ...
Разработка мастер-класса по географии 9 класс "Сюрпризы осени"
Конечная цель учебного проекта-создание сети блинных на территории Ростовской области, доказать их экономическую состоятельность....
Мастер-класс по географии «Технология развития критического мышления на уроках географии»
Мастер класс представленный на конкус "Учитель года 2013"...