Мастер класс по географии
учебно-методический материал по географии (6 класс)

Слугина Ольга Михайловна

Мастер класс по географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_2.docx82.87 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс

Видеофайл

Моим коллегам – географам и не только им, хорошо известна эта песня под названием «Глобус» на слова Михаила Григорьевича Львовского, ставшая Гимном географов. Выбор не случаен. Это мой первый мастер-класс,  и, конечно же, он связан с преподаваемым мною предметом географией.  

Добрый день, уважаемые члены жюри, участники фокус группы, присутствующие.... На сегодняшнем занятии я хочу  познакомить вас с элементами организации практической  деятельности на уроках географии при решении ситуационных задач.

                                                                                        «Расскажи – и я забуду,

                                                                                         Покажи – и я  запомню,

                                                                             Дай попробовать – и я пойму…»

                                                                                        (Китайская пословица)

Эта китайская мудрость смело может заявить себя в качестве девиза нашего мастер- класса.

      В Стандарте школьного географического образования зафиксирована рубрика «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Ориентация школьного географического образования на компетентностный подход предполагает усиление его практической направленности. 

- Что  же  такое Эксперимент?

Это метод исследования, который происходит  в строго определенных условиях, которые часто происходят искусственно.

На сегодняшнем мастер- классе я покажу вам некоторые элементы урока, где проводятся опыты и эксперименты,  которые не оставляют равнодушными детей, надеюсь, не оставят равнодушными и вас, уважаемые коллеги.

А сейчас настало время побывать в роли учеников, окунуться в детство.

Каждый из уже выбрал цвет Эмблемы. В результате у нас образовалось три группы:  «Литосфера» - зеленый цвет, «Гидросфера» - синий цвет, «Атмосфера» - желтый цвет.

На столах вы видите раздаточный материал. Работу будем выполнять за демонстрационным  столом.

Прошу подойти группу «Литосфера»

Итак, ваша практическая работа называется  «Извержение вулкана»

У вас есть: модель вулкана, шприц, резиновая трубка, мерные стаканчики, пищевая сода, 6%-й раствор уксуса.

Внимание! Будьте аккуратны при проведении этого опыта. Ознакомтесь с правилами техники безопасности при работе с уксусом.

Начинаем выполнять работу:  

  1. Насыпьте немного пищевой соды в кратер.
  2. Налейте немного уксуса в мерный стаканчик. Для большего эффекта добавьте немного краски в стаканчик, перемешайте.
  3. Наберите в шприц немного раствора уксуса.
  4. Плотно вставьте шприц в трубку.
  5. Вылейте раствор уксуса из шприца. Отойдите (отодвиньтесь) на безопасное расстояние и наблюдайте за тем,  что происходит.

Объяснение:

Вы только что создали модель извержения вулкана. Конечно, она отличается от настоящего: ваше «извержение» вызвано реакцией при соединении раствора уксуса и пищевой соды. Когда кислота (уксус) смешивается с основой (пищевой содой), возникает химическая реакция, в результате которой образуется углекислый газ. Поэтому вы видите и слышите шипение и бурление.

Спасибо за работу!

Приглашаю к следующую группу «Гидросфера»

 Чтобы сформулировать основные свойства воды,  я предлагаю вам провести

исследование  плотности  пресной и солёной воды.

Опыт с куриным яйцом в стакане с пресной и с солёной водой.

-В два стакана налить воды

-В один стакан с водой добавить100 г соли, перемешать.

-В оба стакана с водой опустить куриные  яйца.

Объяснение:

1.  Плотность пресной (питьевой) воды меньше плотности яйца,  поэтому яйцо тонет в пресной воде.

2. Плотность солёной воды больше плотности яйца, поэтому яйцо не тонет в солёной воде.

3. Плотность соленой воды больше плотности пресной воды.

Спасибо!

Прошу выйти к демонстрационному столу группу  «Атмосфера»

Ваш опыт называется  «Соломенный буравчик»

Цель эксперимента: показать силу воздуха.

Материалы: одна сырая картофелина, две

соломинки для коктейлей.

Процесс:

- положите картофелину на стол;

- возьмите соломинку за верхнюю часть,

не закрывая отверстия вверху.

- Поднимитеее на расстоянии около 10 см от картофелины;

- Резким движением воткните соломинку в картофелину;

- Возьмите вторую соломинку за верх, но закройте пальцем отверстие вверху;

- Снова поднимите ее на расстоянии около 10 см от картофелины и резким движением воткните соломинку в картофелину.

Объяснение: соломинка, верхнее отверстие которой было открыто, согнулась и почти не воткнулась в картофелину, тогда как соломинка с закрытым концом глубоко воткнулась в нее.

Почему?Воздух состоит в основном из таких газов как азот, кислород и углекислый газ. Эти газы невидимы, но мы можем наблюдать их давление. Быстро движущийся воздух (ветер) может с такой силой давить на здание, что даже в состоянии разрушить его. Воздух, находящийся внутри соломинки, обладает достаточной силой, чтобы помочь ей достаточно глубоко проникнуть  в картофелину. Он давит на стенки соломинки и не дает им согнуться. По мере того, как соломинка врезается в картофелину и заполняется ее мякотью, давление воздуха в соломинке возрастает, все больше укрепляя ее стенки.

Спасибо! Присаживайтесь!

Теперь давайте подведем итоги нашей совместной работы  с помощью  Ситуации

выбора «Фруктовый сад».

 Работу продолжаем в группах.

Попробуем определить  положительные и отрицательные моменты  использования практической работы и , конкретно,  экспериментов,  на уроке

Перед вами два дерева «Яблоня», оно покажет положительные моменты, и   «Лимонное дерево» - показывает отрицательные моменты использования экспериментов, опытов на уроке.

У каждого из вас есть по одному яблоку и лимону, прошу вас обратить внимание на сайд и  повесить на  деревья плоды.  В результате этого , мы увидим, какое же дерево сегодня принесло больше плодов.

Положительные моменты

  • Расширение кругозора, углубление знаний по предмету;
  • Развитие коммуникативных навыков;
  • У учащихся формируется образ того или иного явления.

Отрицательные моменты

  • Большая предварительная работа;
  • Дополнительная нагрузка;
  • Не всегда успешный результат.

Ситуация – оценка.

Перед уходом с мастер-класса прошу  оставить на своих столах  смайлик, в результате чего я смогу увидеть вашу оценку моей работы.

– было все понятно

–  было непонятно

 - буду использовать

И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Гимн географии"

Попытка дать ответ на часто задаваемый детьми вопрос "Зачем надо изучать географию?"...

Мастер-класс "Гимн географии"

Попытка дать ответ на часто задаваемый детьми вопрос "Зачем надо изучать географию?"...

Мастер класс по географии

Мастер класс по географии расчитан для 8 классов приизучении АПК ....

Мастер класс по географии

Мастер класс по географии расчитан для 8 классов приизучении АПК ....

Мастер-класс по географии 5 класс"Моделирование на уроках географии

Основа стандарта : каждый урок - деятельностный подход к обучению. Поэтому, главная задача учителя -организовать деятельность ученика на уроке «научить- учиться». Умения предметные (географическ...

Разработка мастер-класса по географии 9 класс "Сюрпризы осени"

Конечная цель учебного проекта-создание сети блинных на территории Ростовской области, доказать их экономическую состоятельность....