Факультатив по географии "Знаю и люблю свой край" в коррекционной школе для 5-9 классов
рабочая программа по географии
Факультатив по географии "Знаю и люблю свой край" в коррекционной школе для 5-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znayu_i_lyublyu_svoy_kray_5-9_kl_.docx | 54.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения
Пудожского района Республики Карелия
186150, г. Пудож, ул. Пионерская, д.69 - б. Тел. 5-21-37/ Е-mail: zpmsspudozh@yandex.ru
Программа факультатива
по краеведению
«Знаю и люблю свой край!»
для учащихся 5-9 классов
коррекционной школы VIII вида.
Автор-составитель: учитель первой категории Тишкова А.С.
г. Пудож
Пояснительная записка
Увидеть и познать свой край можно
либо своими глазами, либо с помощью книг -
Ломоносов
Малая Родина любого человека – это и природа, которая его окружает, и семья, и дом, и школа, это и памятные места родного города, его исторические и культурные центры, предприятия, и, конечно, это люди, гордость и слава родного края. Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к семье, родному краю, Отечеству. Историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей являются важной составной частью курса, необходимо особое внимание уделять краеведческой работе с использованием местного исторического материала.
Особенностью данной программы является то, что она предназначена для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида, главной задачей которой является развитие и подготовка детей с ОВЗ к самостоятельной жизни. Для решения этой задачи необходима коррекция познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, формирование нравственных и социальных качеств личности школьников с интеллектуальной недостаточностью. Изучение родного края способствует духовно-ценностному развитию учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.
Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, в основном, по окончании школы остаются жить и работать в своей местности. В связи с этим изучение природы, истории, культуры, традиций родного края особенно важно для детей и подростков с ОВЗ.
Краеведение, как народное знание о своих родных местах, зародилось в далёком прошлом. У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям. В процессе развития краеведения в России наметилось два его направления: научное и школьное.
Школьное краеведение - важный фактор патриотического, нравственного, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания учащихся. Новизна и педагогическая целесообразность состоит в том, что краеведение способствует общему интеллектуальному развитию, расширяет кругозор ребенка и является важным условием побуждения познавательного интереса, что служит отправной степенью для познавательной, творческой деятельности, формирующей как теоретические навыки детей, так и практические, а в целом способствует их успешной адаптации в социуме.
Формы краеведческой работы разнообразны: кружки и общества, экскурсии, туристские походы, встречи с местными краеведами, вечера, конкурсы и т.д. Всё большее значение приобретает поисковая и исследовательская деятельность.
У всех направлений краеведческой деятельности имеется общий предмет изучения - край. Для учащихся родной край - это окрестность школы, город, район, республика и т.д. Объектами краеведения являются природа, население и хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура. Изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой родины связана с историей России.
Актуальность данной программы заключается еще в том, что краеведение способствует воспитанию чувства любви к своим родным местам, чувства уважения к людям, которые живут рядом. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана сегодня и с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.
Данная программа разработана таким образом, что подходит для изучения 5, 6, 7, 8 и 9 классов.
Цель и задачи программы
Цель: приобщение детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья к познанию истории, культуры, природы родного края, через различные образовательные технологии.
Задачи:
- формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города, о личностях, оставивших заметный след в истории Пудожского края, о вкладе, который внесли жители района в историко-культурное наследие Республики Карелия;
- осознание учащимися своей связи с окружающим их “малым” миром, сопричастности к делам и традициям земляков;
- формирование и коррекция умений, навыков исследовательской и проектной деятельности в ходе изучения местного материала, воображения и эмоций в процессе исторической реконструкции местных сюжетов; формирование ключевых компетентностей, обеспечение учёта индивидуальных особенностей учащихся и осознание им личной значимости в окружающем его социуме;
- углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов;
- формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности учащихся по сохранению природы родного края;
- формирование и коррекция познавательных интересов, творческих способностей, навыков и умений в поисково-исследовательской работе, стремление сохранить всё ценное;
- воспитание и коррекция гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, воспитание толерантной личности;
- укрепление семейных связей: изучение истории края через семейные архивы, формирование уважительного отношения к обычаям и традициям наших предков, экскурсии.
Данная программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, разработана на основе изучения научно-методической литературы и собственного опыта автора программы и имеет краеведческое направление.
Программа составлена с учётом индивидуальных особенностей учащихся и дифференцированного подхода к обучению. На базовом уровне учащиеся овладевают знаниями, преподносимыми педагогом. На углубленном уровне учащиеся овладевают навыками и умениями поисковой деятельности или приобретают их в ходе практической и творческой работы.
Мониторинг образовательных результатов обучающихся на разных уровнях освоения программы осуществляется через: беседы, тесты, анкетирование, индивидуальные консультации, педагогические наблюдения, социальные проекты.
Фиксирование результатов носит рекомендательный характер и может осуществляется через карты индивидуального развития ребенка.
Программа составлена на учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.
Срок реализации - 4 года.
Режим занятий: 1 час в неделю.
Формы занятий
Занятия по факультативному курсу краеведения являются комплексными, на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера:
- беседы;
- сценки;
- праздники, ярмарки;
- экологические сказки;
- народные, подвижные и интеллектуальные игры;
- ролевые игры;
- работа с наглядными пособиями;
- работа с объектами живой и неживой природы;
- экскурсии;
- тестирование.
Занятия чередуются с посещением краеведческого музея города Пудожа, просмотра школьного архива, экскурсиями в черте города, различных природных комплексах.
Важную роль играют занятия, организованные с посещением библиотек.
На занятиях проводится демонстрация таблиц, фотографий, видеофильмов, а также используется разнообразный раздаточный материал и ИКТехнологии.
Этапы реализации программы.
I этап
- история семей по фотографиям семейного альбома;
- генеалогическое дерево семьи;
- увлечения и интересы моей семьи;
- наша школа
II этап
- Пудожский край – первое упоминание о Пудоже;
- Природное богатство Пудожского края.
- Герои-земляки
III этап
- сказители, былинники нашего края;
- краеведческий музей Пудожа;
- известные люди Пудожского края;
- народные промыслы родного края
IV этап
- знакомство с природным и культурным наследием Карелии;
- Карелия - многонациональная республика;
- быт местного населения, обряды, традиции, фольклор,
- Петрозаводск - столица Карелии;
- пропаганда ЗОЖ, спорт и молодежь нашей республики.
Методы обеспечения программы
1.Словесные: беседы, рассказ, объяснение.
2. Наглядные: фото и видеоматериалы, карты, схемы, плакаты, и т.д.
3 Игровые методы: игра-путешествие, театрализация, инсценировка и т.д.
4.Репродуктивный метод: повторение, закрепление, обобщение материала.
5.Эвристический метод: поисковые задания, составление анкет и т.д.
6.Исследовательский метод: исследование, изучение документов, краеведческих находок.
7.Информационно-рецептивный метод: восприятие, осознание готовой информации.
8.Практический метод: оформление краеведческого материала (паспорт достопримечательностей родного края).
Формы реализации программы
Программа должна способствовать творческой самореализации учащихся с ОВЗ посредством участия в различных формах краеведческой деятельности:
- составление родословной семьи;
- рассказы о педагогах, о краеведах, известных людях, сказителях, былинниках нашего края и т.д.;
- изучение народного творчества, культурно-краеведческих традиций;
- экскурсии (достопримечательности, музей);
- встречи с земляками, интересными людьми нашего края;
- краеведческие викторины, игры, праздники.
- знакомство с историко-краеведческим наследием Карелии;
- пропаганда ЗОЖ, спорт и молодежь нашей республики.
Учет особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с особенностями развития детей с ограниченными возможностями здоровья, отклонениями в поведении необходимо использовать такие коррекционно-развивающие приемы, как:
- учёт возрастного и индивидуального развития учащегося;
- создание эмоционально-доброжелательного комфорта;
- ситуация успеха;
- занимательность, наглядность и новизна;
- динамичное чередование труда и отдыха;
- посильные задания, индивидуальная помощь.
Коррекционно–развивающая работа должна осуществляться по направлениям:
1. коррекция отношений ребенка к самому себе - изменение внутренних
установок, системы нравственных ценностей;
2. коррекция отношений к другим людям - развитие эмпатии, приобретение навыков речевого общения и коммуникативности;
3. коррекция отношения к жизни - формирование способностей к нравственному выбору и достойному месту в жизни.
Формы контроля промежуточных результатов реализации программы
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:
- тестирование;
- творческие задания;
- викторины;
- конкурсы;
- интеллектуальные игры;
- социальные проекты;
- выставки творческих работ учащихся.
Учебно-тематический план.
Первый год обучения – 34 ч
Тема | всего часов | теор. (час.) | практ. (час.) | |
I | Мой дом - моя крепость (19ч) | |||
1 | Организационное занятие | 1 | 1 | |
2-3 | Семейный альбом - история в фотографиях (соц. пр.) | 2 | 1 | 1 |
4 | Входящая диагностика | 1 | 1 | |
5 | С благодарностью к предкам | 1 | 1 | |
6 | Идя вперёд, не отрекаются от прошлого | 1 | 1 | |
7 | Источники, содержащие сведения о предках | 1 | 1 | |
8 | Что такое генеалогия? | 1 | 1 | |
9-10 | Составляем родословную таблицу | 2 | 2 | |
11-12 | Генеалогическое дерево моей семьи | 2 | 2 | |
13-14 | Увлечения и традиции моей семьи (соц.пр) | 2 | 2 | |
15-16 | Портрет моей семьи (соц.пр) | 2 | 2 | |
17 | Выставка рисунков «Моя семья» | 1 | 1 | |
18-19 | Защита проекта «Моя семья» | 2 | 2 | |
II | Наша школа (15ч) | |||
20 | История нашей школы | 1 | 1 | |
21-22 | День Рождения школы (социальный проект) | 2 | 2 | |
23-24 | Топографическая карта территории школы | 2 | 2 | |
25-26 | Выставка рисунков «Наша школа» | 2 | 2 | |
27-28 | Наши любимые учителя | 2 | 1 | 1 |
29-30 | Выставка рисунков «Мой любимый учитель» | 2 | 2 | |
31 | Ветераны труда | 1 | 1 | |
32-33 | «Книга почёта» нашей школы | 2 | 2 | |
34 | Итоговая диагностика 1 -го года обучения | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 10 | 24 |
Учебно - тематический план
Второй год обучения – 34 ч
Тема | всего часов | теор. (час.) | практ. (час.) | |
I | Пудож… в краю берёз и сосен город наш укрылся (27ч) | |||
1-2 | Легенда о Бесов носе. Петроглифы (социальный проект) | 2 | 1 | 1 |
3-4 | Национальный парк «Водлозерский» | 2 | 1 | 1 |
5-6 | Пудож – вчера, сегодня! | 2 | 2 | |
7 | «Визитная карточка» нашего города. | 1 | 1 | |
8-9 | Экскурсия по городу | 2 | 2 | |
10-11 | Символика города | 2 | 1 | 1 |
12-13 | Экскурсия в краеведческий музей | 2 | 2 | |
14-15 | Пудож в книгах. Экскурсия в библиотеку | 2 | 2 | |
16 | Первый выпуск пудожской газеты | 1 | 1 | |
17 | «Путь длиною в жизнь» - обзор газет о пудожанах | 1 | 1 | |
18 | История Пудожа в фотографиях | 1 | 1 | |
19-20 | «Вот моя улица, вот мой дом родной»- экскурсия по карте-схеме | 2 | 1 | 1 |
21-23 | Создание альбома «Мой любимый город» | 3 | 1 | 2 |
24-25 | Конкурс рисунков на тему: «Городок моей судьбы» | 2 | 2 | |
26 | Галерея ветеранов. Почетные граждане города и района. | 1 | 1 | |
27 | Экскурсия в Администрацию города. | 1 | 1 | |
II | Герои-земляки (7ч) | |||
28 | Наши земляки - Герои Советского Союза | 1 | 1 | |
29-30 | Целевые прогулки по улицам, носящих имена Героев Советского Союза | 2 | 2 | |
31 | Экскурсия к памятнику воинам-афганцам | 1 | 1 | |
32-33 | Оформление стенда «Город помнит их имена» | 2 | 2 | |
34 | Итоговое занятие - Викторина о Пудоже | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 15 | 19 |
Учебно-тематический план
Третий год обучения – 34ч
Тема | всего часов | теор. (час.) | практ. (час.) | |||
1 | Твои люди, город! (26ч) | |||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |||
2 | Заметки из прошлого Пудожа | 1 | 1 | |||
3 | Экскурсия в детскую библиотеку | 1 | 1 | |||
4 | Посещение читального зала | 1 | 1 | |||
5 | Знакомство с книгой «Шестеро вышли в путь» | 1 | 1 | |||
6 | Оформление выставки книг «О Карелии» | 1 | 1 | |||
7-8 | Пудожский край - край фольклора | 2 | 1 | 1 | ||
9 | Загадки Пудожья | 1 | 1 | |||
10-12 | Инсценирование карельских сказок | 3 | 1 | 2 | ||
13 | Экскурсия в художественную школу | 1 | 1 | |||
14 | Посещение занятия «В мастерской художника» | 1 | 1 | |||
15-16 | Участие в мастер-классе «Лепка из глины» | 2 | 2 | |||
17 | Экскурсия в Дом детского творчества | 1 | 1 | |||
18 | Занятие в кружке «Веселый лоскуток» | 1 | 1 | |||
19 | Экскурсия в музыкальную школу | 1 | 1 | |||
20-21 | Посещение концерта в музыкальной школе | 2 | 2 | |||
22-25 | Карелия в песнях | 4 | 1 | 3 | ||
26 | Встреча с народным хором | 1 | 1 | |||
II | Никто не забыт, ничто не забыто! (8ч) | |||||
27 | «Главное богатство края – его люди!» | 1 | 1 | |||
28-29 | Пудожане на войне (Великая Отечественная война) | 2 | 1 | 1 | ||
30 | Пудожане на войне (Афганская война) | 1 | 1 | |||
31-33 | Участие в акции «Помоги ближнему» | 3 | 3 | |||
34 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |||
Итого | 34 |
Учебно-тематический план
Четвертый год обучения – 34 ч
Тема | всего часов | теор. (час.) | практ. (час.) | |
I | Цвети, моя республика! (6ч) | |||
1 | День республики Карелия. | 1 | 1 | |
2-3 | Символика Карелии и России. | 2 | 1 | 1 |
4-5 | Экскурсия по карте республики Карелия. Наши соседи. | 2 | 1 | 1 |
6 | «Мы все - одна семья» | 1 | 1 | |
II | История краеведческого наследия Карелии. (16ч) | |||
7 | По берегам карельских рек | 1 | 1 | |
8 | Народы Карелии | 1 | 1 | |
9 | О жизни карел и их занятиях | 1 | 1 | |
10-11 | Внешний вид и одежда карел. Рисование по образцу. | 2 | 1 | 1 |
12-13 | Народные промыслы | 2 | 1 | 1 |
14-15 | Как выглядела крестьянская изба? | 2 | 1 | 1 |
16 | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | 1 | |
17 | Карелия в Великой Отечественной войне | 1 | 1 | |
18 | Петрозаводск – столица Карелии | 1 | 1 | |
19-21 | Истории карельских городов | 3 | 3 | |
22 | Просмотр фильма о Карелии | 1 | 1 | |
III | Искусство вокруг нас (7ч) | |||
23 | Участие в игре «Пудожский налим» | 1 | 1 | |
24 | Музей одного дня - Кижи | 1 | 1 | |
25-26 | Карельская кухня | 2 | 1 | 1 |
27 | Русские народные традиции. | 1 | 1 | |
28 | Значение праздника Пасхи. | 1 | 1 | |
29 | Участие в Никольской ярмарке | 1 | 1 | |
IV | Карелия – резерв России! (5ч) | |||
30 | Карелия – гостеприимная республика! | 1 | 1 | |
31 | Спорт и молодежь нашей республики. | 1 | 1 | |
32-33 | Посещение спортивного клуба «Титан» | 2 | 2 | |
34 | Итоговое занятие «Кроссворд о Карелии» | 1 | 1 | |
Итого | 34 |
Ожидаемые результаты реализации программы.
Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому учащемуся приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение, знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.
Результаты реализации программы можно разделить на внешний и внутренний.
Внешний результат:
- оформление тематических стендов по краеведению;
- развитие интереса учащихся к краеведческой деятельности.
Внутренний результат выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте.
- Выработка у учащихся комплекса качеств, характерных для гражданина и патриота.
- Формирование благоприятной среды для освоения учащимися духовных и культурных ценностей.
- Корректировка и совершенствование учебно-воспитательного процесса
1 базовый уровень.
Учащиеся должны знать и уметь:
- знать что такое краеведение;
- уметь показывать на карте территорию района, местонахождение своего города;
- уметь называть природные богатства края;
- вести простейшие наблюдения за природой;
- составлять генеалогическое дерево, родословную семьи;
- уметь работать с различными источниками информации, предложенными учителем;
- уметь называть предметы домашнего обихода, орудия труда людей в прошлом;
- уметь называть главное полезное ископаемое нашей местности;
- называть лекарственные травы нашей местности;
- знать занятия и быт местного населения;
- традиции, фольклор Карелии;
2 углубленный уровень.
- уметь называть и показывать на карте соседние районы, области;
- называть достопримечательности родного края;
- знать наиболее знаменательные даты, связанные с историей родного края;
- уметь обрабатывать наблюдения за погодой;
- уметь приготовить сообщение по определенной теме;
- уметь называть предметы домашнего обихода и знать их предназначение;
- знать имена сказителей, былинников нашего края и т.д.;
- знать спортсменов своего республики;
- назвать и знать лекарственные травы нашей местности и их применение;
- знать способы приготовления отдельных блюд карельской кухни;
- знать историю выращивания льна;
- уметь заваривать витаминный чай из лекарственных трав;
- знать правила этикета за столом;
- уметь выполнять поделки, вспомогательные материалы для музея из природного материала.
Список использованной литературы
- Бакирова О.И., Минина В.М. Народная вышивка Пудожья М.: Древнее и Современное, 2012г
- Географический атлас Моя Карелия
- Косменко А.П. Карельское народное искусство Изд.: Петрозаводск 1977г
- Младшим школьникам о природе Карелии : книга для чтения / Т.А. Бабакова, А.П. Момотова. - Петрозаводск : Карелия, 1988.
- Рысс Евгений, Книга: Шестеро вышли в путь, Издательство Детской литературы 1964 г.
- Трифонова Людмила Викторовна Декоративно-прикладное искусство Пудожья и Заонежья в собрании музея «Кижи»// Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2004. 96 с
- Фофанов Б. П.
1. «Вот моя деревня» (издание 1999, 2000, 2003 гг.)
2. «Автограф на память» (2002 г.).
3. «Сыновья» (2002 г.).
I. «Сыны Отечества» (2003 г.). 5. «Первый в стране кинотеатр на колесах «Лесоруб» в лесах Пудожья» (2005 г.).
Н. «Усть-Колодские частушки» (2005 г.).
7. «Полевая почта: фронт, Усть-Колода» (2005 г.).
8. «Усть-Колодские легенды и частушки» (2005 г).
9. «Песенная деревня Усть-Колода» (2005 г.).
- Материалы из личных семейных архивов педагогов школ города
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по географии для коррекционных школ VIII вида 6 класс
Представляю вашему вниманию тесты по географии 6 класс. Эти тесты можно использовать на уроках географии в 6 классе для текущего контроля знаний и закрепления материала на уроках географии в 6 классе ...
календарно-тематическое планирование уроков чтения в коррекционной школе 8 вида, 4 класс
Тематическое планирование составлено на основе Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, под...
календарно-тематическое планирование уроков чтения в коррекционной школе 8 вида, 4 класс
Тематическое планирование составлено на основе Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, под...
Календарно-тематическое планирование уроков развития речи 2 класс специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида класс специальной (коррекционной) школы 8 видао
Этот материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку....
Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 6 класс 6 класс
Данный материал содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, календарно-урочное планирование по математике 6 кл. (для школы 8 вида)....
Математическая викторина " Своя игра" ( коррекционная школа 8 вида)
Математическая викторина проходит в формате «СВОЯ ИГРА»....
Программы по предпрофильной подготовке учащихся коррекционных школ 8 вида. 6 класс «Класс наблюдения»
Трудовое обучение в коррекционной школе 8 вида содержит большие потенциальные возможности в деле исправления недостатков учащихся. Наличие таких возможностей подтверждается не только школьной практико...