Диагностичские работы
статья по географии (5 класс)

Мефодьева Галина Александровна

В методических рекомендациях по разработке диагностических контрольных работ (ДКР) подробно перечислены основные этапы деятельности учителя при разработке ДКР по своему предмету с целью оценки уровня сформированности предметных и метапредметных результатов обучения в определенном классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskie_raboty_5-9_klass_mefodeva_g.a._kursy_appo.docx196.44 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Институт общего образования

Кафедра естественнонаучного образования

Аттестационная работа

Тема:  Диагностические работы (5-9 класс)

Выполнил (а):

слушатель курсов

повышения квалификации

«Государственная итоговая аттестация:

Технологии подготовки учащихся в контексте ФГОС (география)»

Мефодьева Галина Александровна,

Методист, учитель географии ГБОУ гимназии № 177

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

2021 г.

Санкт-Петербург


Содержание:

Введение………………………………………………………. стр. 2-3

Основная часть………………………………………………...стр. 4-9

Заключение……………………………………………………..стр.10

Литература……………………………………………………..стр.11

Приложение…………………………………………………….стр.12- 23


    В современном образовательном процессе диагностику можно считать новым видом деятельности учителя и новой его функцией. Одно из направлений инновационной работы  связано с разработкой инструментария оценки качества образования в условиях перехода на ФГОС ООО, в основе которого лежит системно-деятельностный подход и концепция развивающего обучения. Возникает вопрос о способах получения объективной и комплексной информации о достижениях учащихся в   различных предметных областях. Диагностический аппарат «знаниевого обучения» в российской системе образования разработан в полной мере (разные виды заданий ЕГЭ типа «А» с выбором варианта ответа и заданий типа «В»), в меньшей степени на ступени основной школы представлена диагностика когнитивных умений разной степени сложности (это задания типа «С»), а в области измерения метапредметных умений (особенно регулятивных и коммуникативных) контрольно-измерительные материалы еще только апробируются: проводятся диагностические метапредметные работы для 5 классов (входная диагностика), разработанные Институтом стратегических исследований образования Российской академии образования, Институтом проблем образовательной политики «Эврика», Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования. Школы Санкт-Петербурга, являющиеся экспериментальными площадками по отработке введения ФГОС ООО, разрабатывают и собственный диагностический инструментарий, в основном, аналогичный работам ИПОП «Эврика» или работам, позволяющим диагностировать сформированность познавательных УУД по аналогии со сборниками метапредметных диагностических работ издательства «Просвещение». Все вышеперечисленные виды работ дают возможность либо персонифицировано оценить сформированность знаний и умений в когнитивной сфере, либо неперсонифицировано оценить уровень сформированности УУД метапредметного характера. Объединить эти два различных подхода — задача диагностических контрольных работ (далее — ДКР). В процессе двухлетней экспериментальной работы  был создан пакет диагностических контрольных работ по предметам. Диагностические контрольные работы (ДКР) представляют собой персонифицированную форму оценки, применяемую учителями-предметниками для оценки уровня сформированности предметных и метапредметных результатов обучения в определенном классе.

В методических рекомендациях по разработке диагностических контрольных работ (ДКР) подробно перечислены основные этапы деятельности учителя при разработке ДКР по своему предмету с целью оценки уровня сформированности предметных и метапредметных результатов обучения в определенном классе.

Результаты диагностики могут помочь изучить уровень развития познавательного интереса, предметных и метапредметных умений, дать информацию о личностных качествах, ценностных ориентирах, помочь увидеть достижения и неудачи учащихся в освоении основной образовательной программы, скорректировать индивидуальную работу по предмету и т.д. На основе полученных данных учитель может подбирать наиболее эффективные технологии, методы и формы обучения предмету с учетом как потенциала школьников в начале обучения, так и динамики достижений каждого учащегося, реализуя принцип дифференцированного подхода к обучению. Представленные в кейсе методические рекомендации позволяют учителю корректировать отдельные задания, сохраняя общую структуру диагностической работы, или создавать авторскую работу на основе предложенной структуры.

1) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 31.03.2015)

 2) Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312

 3) Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

4) Авторской учебной программы « География : программа: 5-9 классы / [А.А.Летягин , И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя ]. – М.: Вентана-Граф, 2012.-328 с.

5) Приказ от 31.12.2015 г. № 40937 о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г.№ 1897

6) Стандарт основного общего образования по географии.

7) Учебный план ГБОУ гимназия № 177 на 2016-2017 учебный год.

8) Образовательная программа ГБОУ гимназия № 177.

Глоссарий.

  • Диагностическая контрольная работа (ДКР) – персонифицированная форма оценки планируемых результатов обучения учащихся при изучении предмета, отдельной темы, раздела.
  • Метапредметные результаты предполагают освоение учащимися универсальных учебных действий (УУД): познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных.
  • Термин «универсальные учебные действия» (УУД) в широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
  • Интерактивный кейс педагога для создания диагностических контрольных работ – электронное сопровождение для создания ДКР в соответствии с ФГОС.

Методические рекомендации по созданию диагностических контрольных работ.

Диагностические контрольные работы являются важным инструментом в создании системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Они выступают в качестве инновационной составляющей в Положении об оценке планируемых результатов обучения в гимназии в контексте ФГОС наравне с Положением о проектно-исследовательской деятельности  и Системой учета личностных достижений учащихся.

В соответствии с Концепцией Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) система оценивания строится на основе следующих общих принципов:

  • Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.
  • Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие образовательным (учебным) целям.
  • Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
  • Оценивать можно только то, чему учат.
  • Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся.
  • Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

В качестве дидактической основы для разработки 1-2 части ДКР использована таксономия учебных целей, разработанная Б.Блумом (Приложение 1).

Структура ДКР выглядит следующим образом:

  1.  Это традиционные предметные задания репродуктивного характера (на проверку знаний) – по таксономии Б. Блума следующие уровни: знание, понимание, применение по образцу).
  2. Задания продуктивного характера на оценку предметных  или метапредметных умений (по Блуму: анализ, синтез, оценка; и в формулировках познавательных УУД, связанных с работой с информацией, широким спектром логических операций, проектно-исследовательскими умениями). Таким образом, данные задания, диагностируют продуктивный уровень когнитивной сферы и ориентированы на проверку сформированности познавательных УУД).

Задания в формулировках УУД регулятивного и коммуникативного характера – в основе 3 и 4 части работы.

  1.  Задания данного раздела позволяют выявить уровень сформированности, в первую очередь, регулятивных УУД: осуществлять целеполагание, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Задания третьего раздела также способствуют практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации.

  1. Рефлексивная оценка своей работы (самооценка и ее показатели). В этих заданиях отдельно проверяется  уровень сформированности группы регулятивных УУД, связанных с самооценкой собственной деятельности по выполнению ДКР.

Предполагается, что в работе должны присутствовать задания по всем 4-м разделам, но общая продолжительность работы не должна превышать времени одного урока.

При этом учитель-разработчик должен, по возможности, отобрать для работы задания разных типов. Кроме того, необходимо подвести учителей-авторов ДКР к разработке заданий, основанных на содержании предмета, но нацеленных на диагностику метапредметных умений. Такой подход не только отвечает принципам ФГОС, но и позволяет сблизить разные предметные области в сознании учителя и ученика, а значит, приблизиться к реальным жизненным ситуациям.

Педагогу: алгоритм работы  по разработке диагностических контрольных работ.

Шаг 1.

Определить место и время ДКР в системе оценки планируемых результатов обучения.

Комментарий:

Диагностика может проводиться в начале, середине или в конце учебного года. Может проводиться одна работа с заданиями из одного предмета или ДКР может охватывать несколько предметов одной предметной области.

Шаг 2. 

Определить особенности целевой аудитории для работы: возраст учащихся, а также спрогнозировать возможные результаты.

Шаг 3. 

Определить характер заданий будущей работы (по уровню сложности работы в целом и по широте охвата содержания) – предметные или метапредметные задания.

Комментарий: В ДКР возможно сочетание предметных и метапредметных заданий, при этом условия заданий метапредметного уровня (на проверку сформированности УУД) огут отталкиваться от предметного содержания (по аналогии с заданиями части «C» ГИА).

А) Если предполагается создание работы с заданиями исключительно предметного характера, исходной основой для ее составления (определяем, что проверять) могут быть:

- требования к результатам освоения учебного предмета: как содержания конкретного предмета, так и планируемым результатам его освоения, изложенным в программах учебных предметов и основной образовательной программе, при этом необходимо учесть двухуровневую структуру УУД (базовый – «ученик научится/освоит» и повышенный «ученик получит возможность научиться/освоить»);

- требования к результатам освоения учебного предмета в конкретном классе, УМК, используемого в процессе обучения, и в рабочей программе учителя по предмету;

- требования к уровню подготовки выпускника основной школы;

- требования к предметным умениям, которые проверяются по итогам обучения в основной школе, перечисленные в кодификаторе ГИА по предмету;

- типы заданий, предлагаемые в УМК, а также в блоках A,B,C в спецификации ГИА по предмету.

Б) Если предполагается создание работы с заданиями не только предметного, но и метапредметного характера, исходной основой для ее составления могут быть УУД, перечисленные в основной образовательной программе образовательной организации или аналогичные по смыслу разработки как отечественных, так и зарубежных дидактов (например, таксономия учебных целей Б.Блума, при проверке познавательных УУД). Необходимо также принять во внимание учебное содержание разных предметов, изучаемых в данном классе/параллели для использования межпредметного потенциала содержания предметов, изучаемых в проверяемой параллели и прохождение программы на момент проведения работы.

Шаг 4. 

Определить объем ДКР по времени выполнения.

Комментарий: 

ГИА предполагает непрерывную работу в течение нескольких часов, так как являются большими по объему. Но это формы итогового контроля, направленные на оценку уровня подготовки выпускника за весь период обучения в школе. ДКР же представляет собой форму промежуточного контроля, поэтому при составлении ДКР для конкретного класса имеет смысл ориентироваться на оценку доминантных (основных) для данного возраста и класса умений и единиц знаний: например, в 5 классе на уроках истории закладываются основы умения счета лет в истории, связанного с умением оперировать отрицательными числами, с которыми учащиеся знакомятся на уроках математики; по новым ФГОС ООО в 5 классе на уроках географии ученики знакомятся с географическими картами, и на уроках истории – с историческими картами и планами. Продолжается формирование умений работы с небольшими текстами и иллюстративным материалом, речевых умений – все это можно проверять в заданиях предметных и метапредметных ДКР[1].

Предполагается, что время выполнения ДКР должно быть в пределах одного урока, при этом в 5-6 классах это время должно быть меньше (желательно, не более 30 минут) с учетом организационных аспектов, а также психологических и физиологических особенностей детей данного возраста.

Эти сведения указываются в спецификации, прилагаемой к работе.

Шаг 5. 

Определить объем ДКР по числу заданий.

Комментарий:

Считается, что выполнение одного тестового задания репродуктивного характера (на воспроизведение знаний) в среднем у ученика базового уровня занимает от одной до нескольких минут (в зависимости от объема и сложности вопроса). Соответственно, мы исходим из того, что оптимальное число разноуровневых заданий для ДКР в основной школе составляет не более 10. При этом в младших классах или классах компенсирующего обучения число заданий может быть значительно меньше, а в старших, девятых, значительно больше.

Шаг 6. 

Составить ДКР, отобрав разноуровневые задания на определенные  для конкретного класса знания и УУД (см. Шаг 3А).

Комментарий: 

Имеет смысл располагать задания по принципу «от простого к сложному», так как в младших классах ученикам значительно проще выполнять их последовательно, сложное же задание может поставить ребенка в затруднительную ситуацию, в которой он будет находиться до самого конца работы (задача учителя в данном случае – вовремя это увидеть и помочь ученику перейти к другому заданию). Быстрое выполнение первых простых заданий может повысить мотивацию.

Интересным вариантом является предоставление ученику предварительной возможности выбора уровня сложности ДКР (в данном случае должно быть подготовлено две или даже три работы разного уровня). При этом заранее можно проводить мини-анкетирование учеников на самооценку уровня подготовки по предмету или разным предметным областям. Работа должна завершаться заданием предполагающим рефлексию и самостоятельную оценку выполненной работы.

Шаг 7. 

Разработать критерии оценки выполнения задания и определить вес каждого задания в баллах.

Комментарий:

Если задание сложное и/или предполагает выполнение нескольких действий, имеет смысл вводить многобалльную оценку по данному заданию. Следует учесть, что при проверке таких заданий необходимо определить, какие элементы задания выполнены верно, где содержатся ошибки, а также насколько эти ошибки значительны при  выполнении данного задания в целом. Проверяется работа только учителем. По итогам проверки порой бывает необходимо скорректировать критерии.

При этом ученики могут быть заранее осведомлены о «цене» задания. Это должно быть отражено в спецификации к работе и/или интерпретации.

Шаг 8. 

Провести работу, оценить ее.

Комментарий: 

За метапредметные ДКР, как правило, не выставляется плохих отметок, так как данная форма оценки пока является экспериментальной.

Шаг 9. Подготовить анализ ДКР, опираясь на интерпретации к заданиям. Определить направления коррекции в процессе обучения.

Анализируя диагностические работы обучающихся, учитель может выявить трудности в усвоении способов работы, в формировании тех, или иных учебных действий, недостатки самоконтроля и т.д. и вовремя начать работу по их устранению.

 Педагогическая диагностика проводится не только для того, чтобы выявить у учеников уровень развития умений и навыков, но и для того , чтобы наметить предварительный план исправления каждой обнаруженной в ходе диагностики трудности.

 Таким образом, можно подвести итог всему вышесказанному: если учитель задумывается об эффективности своей работы и хочет достичь определённых новым стандартом результатов, среди которых особое место занимает формирование УУД, педагогическая диагностика, несомненно, имеет должна выходить на первое место в контрольно-оценочной деятельности педагога


Литература:

  1. Авторской учебной программы « География : программа: 5-9 классы / [А.А.Летягин , И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя ]. – М.: Вентана-Граф, 2012.-328 с.
  2. Материалы ФИПИ
  3. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы. Дрофа. М. 2001 г.
  4. Юрков П.М. Географические диктанты в 5-7 классах. М. «Просвещение»
  5. Перепечева Н.Н. «Нестандартные уроки географии» 6-7 классы. Волгоград. «Учитель - АСТ» 2004 г.
  6. Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации, http://gia.edu.ru
  7. Московский центр качества образования, http://mcko.ru


Приложение 1.

Категории и типы обобщенных учебных целей.[2] 

Основные категории учебных целей

Примеры обобщенных типов учебных целей

1. Знание

Ученик

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания – от конкретных фактов до целостной теории. Общая черта этой категории – припоминание соответствующих сведений.

Знает употребляемые термины,

знает конкретные факты,

знает методы и процедуры,

знает основные понятия, знает правила и принципы.

2. Понимание

Ученик

Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы в другую, перевод с одного языка на другой (например, из словесной формы – в математическую). В качестве показателя понимания может также служить интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала.

Понимает правила, факты и принципы,

интерпретирует словесный материал,

интерпретирует схемы, графики, диаграммы,

преобразует словесный материал в математические выражения,

предположительно оценивает будущие события, последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3. Применение

Ученик

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.

Использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

4. Анализ

Ученик

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступила его структура. Сюда относятся: вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем при понимании и применении, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения.

Выделяет скрытые (неявные) предположения,

видит ошибки и упущения в логике рассуждений,

проводит различия между фактами и следствиями,

оценивает значимость данных.

5. Синтез

Ученик

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может служить сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур.

Пишет небольшое творческое сочинение,

предлагает план проведения эксперимента,

использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.

6. Оценка

Ученик

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, вывода, данных, художественного произведения) для конкретных целей. Суждения ученика должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или же задаваться ему извне (например, учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на ясно очерченных критериях.

Оценивает логику построения материала в виде письменного текста,

оценивает соответствие вывода имеющимся данным,

оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев,

оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев.


Приложение 2.

I. Предметные задания репродуктивного характера (на знание и понимание).

1.Что такое мировой круговорот воды? Перечислите все этапы перемещения воды из океана на сушу. Нарисуйте этот процесс и подпишите на рисунке все этапы.

Правильный ответ: Мировой круговорот воды - процесс циклического перемещения воды в биосфере. Водяной пар, образовавшийся над поверхностью океанов, переносится ветрами на материки, выпадает там в виде атмосферных осадков и возвращается в океан в виде стока.

C:\Users\User\Pictures\krugovorot.jpg

Оценка: полноценный правильный ответ – 3 балла.

Неправильный ответ на один из вопросов, либо отсутствие рисунка – 2 балла.

Правильный ответ на один из вопросов, либо грамотное выполнение рисунка – 1 балл.

Отсутствие любых элементов правильного ответа – 0 баллов.

Цель: задание направлено на знание основных понятий и принципов, а также на интерпретацию словесного материала.

Интерпретация: ошибочное выполнение задания свидетельствует о незнании учеником основных определений и понятий данного раздела учебного курса.

2. Каково значение искусственных водоемов в жизни человека?

Правильный ответ:  Там, где воды не хватает, создаются оросительные каналы. Там, где поверхность заболочена, осушительные каналы. Судоходные каналы соединяют одну речную систему с другой, образуя новые водные пути. Водохранилище – это запас пресной воды. При создании водохранилища улучшаются условия судоходства на реке.

Оценка: Указание пяти и более значений – 3 балла. Указание 3-4 значений – 2 балла. Указание 1-2 значений – 1 балл. Отсутствие любых элементов правильного ответа – 0 баллов.

Цель: задание направлено на оценку будущих событий, вытекающих из имеющихся данных.

Типичная ошибка: ученики указывают значения какого-либо одного типа искусственных водоемов, забывая про остальные.

Интерпретация: ошибочное выполнение задания свидетельствует о незнании учеником разнообразия понятия «искусственный водоем».

3. Перечислите приборы, которые используют для получения данных о погоде.

Правильный ответ: Термометр, барометр, психрометр, плювиограф, гигрометр, анемометр, флюгер и т.д.

Оценка: Указание пяти и более приборов – 3 балла.

Указание 3-4 приборов – 2 балла.

Указание 1-2 приборов – 1 балл.

Отсутствие любых элементов правильного ответа – 0 баллов.

Цель: задание направлено на знание основных понятий.

Интерпретация: ошибочное выполнение задания свидетельствует о незнании или неполном знании приборов, которые измеряют погоду.

4.Первым человеком, доказавшим правильность предположения Пифагора о шарообразности Земли, был…(Аристотель)

Ученый, давший название науке географии..(Эратосфен)

Путешественник из Древней Греции, исследовавший север Европы, достигший Британии, первым установивший зависимость между географической широтой и длиной дня и ночи…(Пифей)

Назовите достижение М. Бехайма…(Создание первого глобуса)

Этот путешественник исследовал Азию в течение 24 лет…(Марко Поло)

Кто и когда открыл Америку? (12 октября 1492 года Христофор Колумб)

Кто и когда совершил первое кругосветное путешествие? (1519-1522 гг.  Фернан Магеллан)

Кто первым проложил морской путь в Индию? (Васко да Гама)

Оценка: правильный ответ – 1 балл

Отсутствие любых элементов правильного ответа – 0 баллов.

Цель: задание направлено на знание темы «Географическое познание Земли» Интерпретация: ошибочное выполнение задания свидетельствует о незнании учеником основных  определений и понятий данного раздела учебного курса.

 II. Задания продуктивного характера, направленные на оценку предметных или метапредметных умений (на применение, познавательные УУД).

1.Почему колодцы копают зимой? По какой причине этого нельзя делать в другое время года?

Правильный ответ: Весной, в период таяния снегов, можно серьезно ошибиться с глубиной колодца из-за высокого уровня грунтовых вод: колодец, выкопанный весной, может оказаться сухим зимой. Сезонные колебания уровня воды могут составлять 1-2 м. Поэтому лучше копать колодец зимой и осенью, когда водный горизонт имеет самый низкий уровень.

Оценка:

Полноценный правильный ответ - указана главная причина – низкий уровень грунтовых вод; указана причина поднятия уровня вод весной; указаны последствия проведения работ в весеннее время – 6 баллов.

Неполный правильный ответ: отсутствует указание причины поднятия уровня вод весной – 4 баллов.

Указание главной причины без какого-либо пояснения – 2 балла.

Отсутствие любых элементов правильного ответа – 0 баллов.

Цель: задание направлено на использование понятий и принципов в новых ситуациях.

Интерпретация: ошибочное выполнение задания свидетельствует о невозможности применения принципов в новых ситуациях. Неполный правильный ответ свидетельствует о необходимости уделять больше внимания на уроках развитию давать полный (развернутый) ответ (развитие коммуникативных УУД) и т.д. Указание главной причины без пояснения говорит о необходимости развития причинно-следственных связей.

2. Почему у деревьев экваториального леса нет годичных колец, а у саксаула – дерева пустыни – их может за год быть несколько?

Правильный ответ: Годичные кольца древесных растений – свидетельство сезонных изменений климата. Их отсутствие указывает на равномерное распределение тепла и влаги в течение года, что характерно для экваториальных лесов. В пустыне выпадение осадков в виде дождя – большая редкость. Это изменение в климате вызывает у саксаула нетипичное для себя поведение. Годичное кольцо – это адаптация к климату. Очередной дождь – новое годичное кольцо.

Оценка:

Полноценный правильный ответ – ученик владеет понятием «годичное кольцо» и знает, для каких растений свойственно это явление, указывает причину появления годичных колец, разбирается в сезонности, ассоциирует природные зоны с климатом – 6 баллов.

Неполный правильный ответ: отсутствует понимание о формировании свойств растительности в зависимости от климатических условий – 4 балла.

Указание причины появления годичных колец без какого-либо пояснения и незнание о распределении климата на планете  – 2 балла.

Отсутствие любых элементов правильного ответа – 0 баллов.

Цель: задание направлено на выделение скрытых предположений.

Интерпретация: ошибочное выполнение задания свидетельствует о неумения связывать воедино изученные разделы учебного курса (климат, биосфера). Неполный правильный ответ свидетельствует о необходимости углубленного изучения взаимосвязанных разделов. Частично правильный ответ свидетельствует о поверхностном изучении некоторых разделов и владении только основными терминами дисциплины.

III. Задания продуктивного характера, направленные на оценку предметных или метапредметных умений (регулятивные, коммуникативные, личностные УУД).

10. Почему корабли из Европы в Америку плыли 14 дней, а из Америки в Европу – 7 дней?

Правильный ответ: Движение кораблей в Америку затрудняло течение Гольфстрим. Это течение направлено с запада на восток. При движении из Европы в Америку корабли двигались с востока на запад, то есть шли они против течения. На пути в Европу корабли шли по течению, соответственно, добирались в 2 раза быстрее.

Оценка:

Полноценный правильный ответ – указана причина замедления движения – течение. Указаны стороны горизонта, по которым течение и корабли осуществляют движение. Стороны горизонта не должны противоречить географическому положению частей света. В ответе указано главное доказательство – противодействующее, либо сопутствующее действие течения, в зависимости от направления движения кораблей – 6 баллов.

Ответ считается правильным, но неполноценным, если указана главная причина, присутствуют рассуждения, но неверно указаны стороны горизонта, либо они не соответствуют географическому положению частей света – 4 балла.

Верное указание причины без какого-либо пояснения – 2 балла.

Отсутствие любых элементов правильного ответа – 0 баллов.

Интерпретация: ошибочное выполнение задания свидетельствует о незнании свойств составных частей Мирового океана. Неполный правильный ответ говорит о невнимательном изучении одной из базовых тем всей географической науки – «Ориентирование на местности». Частично правильный ответ свидетельствует о неумении аргументировать правильный выбор.

11. Закончите фразу из книги А. де Сент-Экзюпери «Планета людей»: «Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: …». Поясните ответ.

Правильный ответ: «Ты - сама жизнь». Жизнь зародилась в воде, большинству живых организмов необходима вода, вода – строительный материал человека.

Оценка:

Полноценный правильный ответ включает в себя дословное завершение высказывания и указание хотя бы одной причины, обосновывающей данное предположение – 4 балла.

Неполный правильный ответ: отсутствуют причины, обосновывающие завершение фразы – 2 балла.

Отсутствие любых элементов правильного ответа – 0 баллов.

Интерпретация: ошибочное выполнение задания свидетельствует о незнании данного литературного произведения, либо неумении завершать логическую цепочку. Неполный правильный ответ свидетельствует о неумении аргументировать правильный выбор.

12. Почему М.Ю. Лермонтов дает реке Терек противоречивые характеристики?

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

И далее:

Но, по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит…

Правильный ответ: Течение Терека разнообразно. В горах – это очень быстрая и неспокойная река. Об этом и говорит первое четверостишие поэта. Спускаясь с гор на равнину, течение успокаивается, становится медленным, что доказывает второе четверостишие.

Оценка:

Полноценный правильный ответ – указана информация о разнообразии течения реки, указана зависимость второстепенного компонента природы (внутренних вод) от основного (рельефа). Доводы о разнообразии течения и взаимосвязи компонентов природы подкреплены литературным источником – 6 баллов.

Неполный правильный ответ – указана причина разнообразия течения с опорой на текст без выявления взаимосвязи компонентов природы – 4 балла.

Отсутствует пояснение о разнообразии течения реки – в ответе нет ссылки на стихотворение, отсутствует пояснение о зависимости течения реки от рельефа, но указана причина – характер течения – 2 балла.

Отсутствие любых элементов правильного ответа – 0 баллов.

Интерпретация: ошибочное выполнение задания свидетельствует о незнании свойств компонентов природы. Неполный правильный ответ свидетельствует о непонимании вопроса взаимосвязи компонентов природы. Частично правильный ответ говорит о невозможности  подкрепления своего мнения уже имеющимися в условии задания материалами.

IV. Рефлексивная оценка своей работы. Оценка и самооценка выполнения работы (через регулятивные УУД)

 Как ты оцениваешь качество выполненных заданий в своей работе? Если считаешь, что справился с заданием отлично, нарисуй солнце.

Если ты считаешь, что в твоей работе есть небольшие недочеты, но в целом работа выполнена хорошо, рисуй солнце, которое выглядывает из-за туч. Уточни задания, в которых присутствуют недочеты.

Если ты считаешь, что в твоей работе только половина верно выполненных заданий, выбирай в качестве своего рисунка облако с дождем. Укажи невыполненные задания.

А если в работе, по-твоему, неправильно практически все, твой рисунок – ураган.

Расскажи в двух словах, почему ты принял такое решение?

Оценка:

Максимальное количество баллов – 5.

Если ошибки/их отсутствие по мнению ученика совпадают с реальным результатом более чем в 80% случаев и присутствует аргументация – 5 баллов.

Если ошибки/их отсутствие по мнению ученика совпадают с реальным результатом в 50-80% случаев и присутствует аргументация – 4 балла.

Если ошибки/их отсутствие по мнению ученика совпадают с реальным результатом не менее чем 80% случаев и отсутствует аргументация – 3 балла.

Если ошибки/их отсутствие по мнению ученика совпадают с реальным результатом в 50-80% случаев и отсутствует аргументация, либо аргументация есть, но совпадений – менее 50% – 2 балла.

Если ошибки/их отсутствие по мнению ученика совпадают с реальным результатом менее чем 50% случаев и отсутствует аргументация  – 1 балл.

Если не указано никаких заданий, отсутствует аргументация - 0 баллов.

Цель: Задание направлено на самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Интерпретация: Большое количество ошибок, неполное выполнение заданий или отсутствие аргументации может свидетельствовать о слабом развитии умения давать самооценку своей работе либо о низкой мотивации к выполнению заданий.

        

     


Приложение 3.

Формируемые УУД

Познавательные УУД  

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и т.д.

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение и т.д.

Регулятивные УУД

Умение самостоятельно определять цель обучения  и т.д.

Регулятивные УУД

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной и т.д.

1 раздел. Это традиционные задания на проверку знаний

2 раздел. Задания, диагностирующие продуктивный уровень когнитивной сферы: от применения знаний в новых ситуациях до заданий продуктивного характера (задания на проверку сформированности познавательных УУД).

3 раздел. Сложные задания, позволяющие выявить уровень сформированности, в первую очередь, регулятивных УУД, а по возможности, и коммуникативных УУД.

4 раздел. Отдельно проверяет высокий уровень сформированности группы  регулятивных УУД, связанных с самооценкой собственной деятельности по выполнению ДКР.


[1] см. Шаг 3А.

[2] См. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе.  М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)

В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...

Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Результативность   коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР  зависит  от эффективного взаимодействия  специлистов, работающих в группе....

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьей и детьми для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа

методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по профессиональному модулю Социальная работа с семьей и детьми для студентов специальности 36.02.01 Социальная работа в СП...