Открытый урок: "Рельеф Африки"
план-конспект урока по географии (7 класс)
Урок по географии 7 класса: "Рельеф Африки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка к уроку | 23.98 КБ |
приложение 1 | 11.62 КБ |
приложение 2 | 13.36 КБ |
приложение 3 | 13.41 КБ |
4.puteshestvie_na_kilimandzharo.ppt | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по географии 7 класс
«Рельеф и полезные ископаемые Африки»
Тема урока: «Рельеф и полезные ископаемые Африки»
Цели урока:
Образовательные.
- Изучить особенности рельефа материка, выявить причины этих особенностей.
- Конкретизировать уже известную закономерность размещения крупных форм рельефа.
- Рассмотреть закономерности размещения месторождений полезных ископаемых, объяснить причины их размещения.
- Называть и показывать крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых Африки.
Развивающие.
- Создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, способствовать развитию навыков самостоятельной работы с картами, учебником, развивать внимание, память, логическое мышление; развивать наблюдательность, умение внимательно слушать, применять полученные знания в нестандартной ситуации, развивать интерес к предмету.
Воспитательные.
- Способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, воспитывать самостоятельность, коллективизм, умение работать с партнером.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные:
- Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, умение взаимодействовать с одноклассниками и работать в коллективе, высказывать суждения, овладение практическими умениями работы с учебником, дополнительными источниками.
Предметные:
- Обучающиеся должны усвоить основные понятия урока: платформа, разлом, складчатость.
- Знать и показывать географические объекты: горы: Атлас, Капские, Драконовы; вулканы: Килиманджаро. Кения; нагорья: Эфиопское, Ахаггар, Тибести; плоскогорья: Восточно-Африканское; разлом: Великий Африканский.
- Объяснять закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых
УУД
Личностные:
Осознавать необходимость изучения темы.
Регулятивные:
Планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей. Самостоятельно оценивать достигнутые результаты.
Познавательные:
Извлекать и анализировать информацию, добывать новые знания, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные:
Уметь общаться и взаимодействовать друг с другом. Слушать и понимать речь других; формулирование и аргументация своего мнения и позиции; уметь устно выражать свои мысли, идеи.
Тип урока: комбинированный урок. Продолжительность урока 45 минут.
Методы учебной деятельности: частично-поисковый, проблемный; рассказ учителя, самостоятельная работа с текстом учебника, картами атласа и контурными картами.
Формы организации деятельности учащихся – фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование:
1. Учебник «География материков и океанов» для 7 класса. Коринская В.А. География материков и океанов учебника 7 кл.: учебн. Для образоват. Учеб. Заведений / В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. 11-е изд., стереотип. – М. Дрофа 2016.-321 с.
2. Атлас. География. 7 кл.: атлас. – 5-е изд. стереотип. – М.: Дрофа; Изд-во ДИК, 2017. – 56 с.
3. Контурные карты. География 7класс. Руководитель проекта В.И. Сиротин, М.: Дрофа; Изд-во ДИК, 2017. – 16 с.
4. Проектор и презентация с фотографиями гор и равнин Африки.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами продолжим путешествие по материку
Её омывают два океана,
На ней много рек и разных стран.
Пустыня Сахара раскинулась там,
Сквозь дюны песка идет караван.
Там – горы Атлас, а рядом Алжир.
Из синих озер начинается Нил.
Там Калахари с цветною рекой
Животных напоит своею водой
Изучение нового материала (31 мин)
1. Определение темы урока (1 мин)
- Пред вами на доске набор слов: платформа, горы, осадочные породы, равнины, складчатости, магматические породы.
- Каким одним понятием их можно соединить? (Рельеф).
Тема урока: «Рельеф и полезные ископаемые Африки.
- Вспомним, что такое рельеф? (Неровности поверхности Земли).
- От чего зависит рельеф? (от взаимодействия внешних и внутренних сил Земли).
- Назовите две основные формы рельефа. (Горы и равнины).
2. Определение цели и задач урока (2 мин)
- Перед вами «Физическая карта Африки». Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке о рельефе Африки? (Дети предлагают свои версии, формулируем вместе, учитель записывает от 3-х до 5-и предложений).
- Насколько разнообразен рельеф материка, много ли на нем гор и равнин?
- Есть ли на материке действующие вулканы?
- Какими полезными ископаемыми богат материк?
Итак, цели и задачи определены, будем их решать.
- Работа с картой. Задания по группам(5 мин)
Группа №1
- На какой литосферной плите находится материк Африка (Африканской)
- Что лежит в основе материка Африки? (Африкано-Аравийская платформа)
Группа №2
- Как по карте определить те или иные формы рельефа? (С помощью шкалы высот: равнины: от 0 - 200 м – низменности, 200 - 500м - возвышенности, выше 500 м – плоскогорья; горы – до 1000 м низкие, 1000 – 2000 м – средние, от 2000 м и более - высокие).
- посмотрите на карту, какие формы рельефа есть на материке? (низменности, возвышенности, плоскогорья- равнины и горы)
Подведем итог нашей работы с картой. И так:
- Какие формы рельефа преобладают? ( Равнины).
- Почему? (В основе лежит Африкано-Аравийская платформа).
- Есть ли на материке складчатости? (Да).
- Вспомним, чему соответствуют складчатости? (Горам).
Сделайте вывод по нашему обсуждению.
(Так как в основе материка лежит платформа рельеф Африки в основном равнинный)
4.Самостоятельная работа с текстом учебника (6 мин)
Параграф 17 стр. 93-96., рис.52 Прочитайте текст, обсудите его в парах и ответьте на вопрос: какие особенности в рельефе отличают Африку от других материков?
Проверка самостоятельной работы. Фронтальная беседа.
- Какие особенности в рельефе отличают Африку от других материков? (Наличие крупного на суше разлома земной коры).
- Как далеко протянулся разлом земной коры? (Он протянулся вдоль Красного моря через Эфиопское нагорье до устья реки Замбези).
- Какие процессы происходят на месте разлома земной коры? (извержениями вулканов, землетрясениями).
Назовите формы рельефа в пределах разлома земной коры. (Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье, вулканы Килиманджаро и Кения).
Сделайте вывод по нашему обсуждению.
(Отличает Африку от других материков наличие крупного на суше разлома земной коры.)
5. Видео «Вулкан Килиманджаро» (5мин)
6. Практическая работа: « Формы рельефа, их строение и возраст; характерные полезные ископаемые». Нужно сравнить две карты «Строение земной коры» стр.4 атласа и «Физическая карта Африки» стр.24 и заполнить таблицу: (6 мин)
Карта «Строение земной коры» | «Физическая карта Африки» | ||
Платформа или складчатый пояс, возраст | Форма рельефа | Высота средняя и наибольшая | Полезные ископаемые |
Новый (возраст от 30 млн.лет и до нашего времени). |
|
|
|
| Эфиопское нагорье |
|
|
|
| Наибольшая высота-5895 м. |
|
|
|
| алмазы |
| Горы Атлас |
|
|
8. Комментированное чтение с пояснением «Полезные ископаемые Африки», с.96 (4 мин)
Сделайте вывод про прочитанному. (Африка богата полезными ископаемыми, в Северной и Западной частях преобладают осадочные полезные ископаемые – это нефть и газ; в Восточной и Южной частях – магматические полезные ископаемые, это руды цветных и черных металлов, а также алмазы).
IV. Закрепление (7 мин)
- Какие формы рельефа есть на материке? ( низменности, возвышенности, плоскогорья- равнины и горы)
- Какие преобладают? ( равнины)
- Как это определили? ( с помощью шкалы высот от 200- 1000м)
- Чем можно объяснить преобладание равнин на материке? ( сопоставлением двух карт «Строение земной коры» и «Физической карты Африики»
- Как называется плита, на которой расположен материк? (Африканская плита)
- Как называется платформа? ( Африкано-Аравийская платформа)
- В каком направлении и с какой скоростью движется плита? ( на северо-восток со скоростью 1,9 см в год.)
- Какие горы есть в Африке? (Атлас, Драконовы, Капские горы) – учитель показывает по карте
1.Подведение итога урока. (2 мин)
Итак, посмотрите на нашу цель и задачи урока, все ли мы их решили? Сделайте вывод.
1. Так как в основе материка лежит платформа, рельеф материка в основном равнинный, по высоте выделяют две части Северную и Западную, где высоты ниже 1000 метров, и Восточную и Южную, где высоты более 1000 метров.
2. На материке есть вулканы. Самый высокий вулкан Килиманджаро.
3. Африка богата полезными ископаемыми. В Северной и Западной частях преобладают осадочные полезные ископаемые – это нефть и газ; в Восточной и Южной частях – магматические полезные ископаемые, это руды цветных и черных металлов, а также алмазы.
2. Выставление оценок и их комментирование (2 мин)
3. Рефлексия (3 мин) Учитель предлагает оценить результаты своего труда по схеме:
- На уроке Я узнал…..
- Я понял…..
- Я не понял
- Я заинтересовался вопросом……….. и на него хочу найти ответ.
- V. Домашнее задание (1 мин)
- Параграф 17, Обозначить На к/карте крупные формы рельефа и полезные ископаемые
Список использованной литературы и интернет ресурсов.
1. Основная образовательная программа основного общего образования для учащихся 5-8 классов по стандартам второго поколения (ФГОС).
2. Учебник «География материков и океанов» для 7 класса. Коринская В.А. География материков и океанов учебника 7 кл.: учебн. Для образоват. Учеб. Заведений / В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. 11-е изд., стереотип. – М. Дрофа 2017.-321 с.
.
Предварительный просмотр:
Платформа
Горы
Осадочные породы
Равнины
Области складчатости
Магматические породы
Предварительный просмотр:
Задание 2
Используя карты атласа заполни таблицу
Карта «Строение земной коры» атлас стр.4 | «Физическая карта Африки» Атлас стр.24 | ||
Платформа или складчатый пояс, возраст | Форма рельефа | Наибольшая высота | Полезные ископаемые |
Область складчатости (возраст от 30 млн.лет и до нашего времени). | 4165 м. | ||
Древняя платформа | Эфиопское нагорье | ||
Восточно-Африканское плоскогорье | 5895 м. | ||
3482 м. | Каменный уголь, титановые руды, хромовые руды, медные руды | ||
Капские горы |
Карта «Строение земной коры» атлас стр.4 | «Физическая карта Африки» Атлас стр.24 | ||
Платформа или складчатый пояс, возраст | Форма рельефа | Наибольшая высота | Полезные ископаемые |
Область складчатости (возраст от 30 млн.лет и до нашего времени). | Горы Атлас | 4165 м. | Фосфориты, марганцевые руды, полиметаллические руды, медные руды |
Древняя платформа | Эфиопское нагорье | 4620 м. | Золото, нефть, газ |
Древняя платформа, область байкальской складчатости (от 1200 до 520 млн.лет), зона разломов | Восточно-Африканское плоскогорье | 5895 м. | Алмазы, фосфориты, титановые руды, медные руды, оловянные руды |
Древняя платформа | Драконовы горы | 3482 м. | Каменный уголь, титановые руды, хромовые руды, медные руды |
Область герцинской складчатости( возраст от 460 до 230 млн.лет) | Капские горы | 2326 м. | Алмазы, золото, медные руды, железные руды, алюминиевые руды |
Предварительный просмотр:
- На уроке Я узнал……………………………………….
- Я понял………………………………………………….
- Я не понял………………………………………………
- Я заинтересовался вопросом………………………….
и на него хочу найти ответ.
- На уроке Я узнал……………………………………….
- Я понял………………………………………………….
- Я не понял………………………………………………
- Я заинтересовался вопросом………………………….
и на него хочу найти ответ.
- На уроке Я узнал……………………………………….
- Я понял………………………………………………….
- Я не понял………………………………………………
- Я заинтересовался вопросом………………………….
и на него хочу найти ответ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Первое упоминание об этих заснеженных горах относится ко II веку н. э. Они обозначены на географической карте Птолемея. Но датой открытия Килиманджаро считается 11 мая 1848 г., а автором открытия — немецкий пастор Иоханес Ребман. В 1861 г. покорена высота 2500 м, в 1862 достигнута отметка 4200 м, в 1883, 1884 и 1887 — отметка 5270 м; все эти восхождения совершены графом Телки. 5 октября 1889 г. немецкий альпинист Ганс Майер и его австрийский проводник Людвиг Пуртшелер впервые достигли вершины.
Килиманджаро — вулкан на северо-востоке Танзании, высочайший пик Африки. Название происходит из языка суахили и означает «гора, которая сверкает». Килиманджаро является не только самой высокой горой в Африке, но и одним из самых больших вулканов в мире. Массив Килиманджаро занимает площадь приблизительно 388 500 гектаров.
Гора Килиманджаро является трехглавой. Две главные вершины – пики Кибо и Мавензи, третий пик известен как хребет Шира и находится он в западной части горы. Кибо имеет великолепно сохранившийся кратер, который имеет хорошо выраженную кальдеру, южная часть которой является выше, чем остальная. Наивысшая точка Кибо – пик Ухуру 5895 м – самая высокая точка Африки. Вершина Кибо постоянно покрыта снегом и имеет мощные ледники. Кибо единственный пик Килиманджаро, который действительно похож на вулканический кратер хотя и состоит он из трех концентрических кратеров.
Внешне кратер Кибо не является совершенным, а представляет из себя разомкнутое кольцо. Форма кратера представляет эллипс с осями 1.9 км и 2.7 км. Кальдера имеет промежутки, образованные потоками лавы в далекие времена извержений. Самый драматический пролом находится на западе вершины, через который лежит путь большинства восходителей Килиманджаро.
На Мавензи нет постоянного оледенения, в отличии от Кибо. Но градиент склонов отрезвит самые отчаянные головы, оставляя шанс на успех восхождения только для подготовленных технически альпинистов. Самая высокая точка Мавензи – пик Ганса Мейера 5149 м. Но вершина имеет множество разломов и других ярко выраженных пиков, включая пик Пуртшеллера 5120 м и Южный Пик 4985 м. Если сравнивать Мавензи с Кибо, то она меньше всего похожа на вулкан, ее западная сторона гораздо выше и скрывает кратер позади себя. Но если пройти вокруг вершины, вы поймете, что этот пик фактически имеет форму подковы. Северная сторона разрушена колоссальным вулканическим взрывом.
На Килиманджаро имеется озеро –Чала. Оно расположено в 30 км к юго-востоку от Кибо в одном из кратеров и имеет глубину более 2.5 км.
На Килиманджаро отмечено два сезона, связанных с муссонными ветрами. Один из них – длинный сезон тропических дождей. Длится он с начала марта по конец мая. Второй сезон дождей, так называемый короткий сезон тропических дождей, начинается обычно в начале ноября и длится по февраль.
В попытке регулировать число людей, проходящих по каждому из маршрутов, управление парком Килиманджаро (KINAPA) ввело определенные правила, которые определяют маршруты спуска с горы Килиманджаро. Главное правило выражается так: те, кто поднимаются с юга или юго-запада должны спускаться по тропе Мвека. А если вы поднялись на гору с юго-востока или севера вы должны спускаться маршрутом Марангу. Те треккеры, которые хотят отклониться от этих правил, должны сначала получить разрешение в KINAPA.
Из-за этого атмосферное давление на вершине выше, чем на Эльбрусе, который ниже Килиманджаро. Также расположение горы на экваторе создает свой собственный микроклимат, который гораздо мягче, чем в обычных горах. Так что восхождение на Килиманджаро – это серьезное испытание, но доступное для любого человека. Для восхождения на Килиманджаро не требуется какая-либо особая физическая, и тем более техническая подготовка. Основная причина неудавшегося штурма – это не недостаток физической силы или воли участника, а проявление симптомов горной болезни. Килиманджаро находится практически на экваторе, где толщина атмосферного слоя гораздо толще чем, например, на Кавказе или в Альпах.
Самый юный восходитель на Килиманджаро Джошуа Шумакэре, житель Южной Африки, в 2002 году поднялся на гору в возрасте 9 лет! Этот мальчик побил не только все рекорды восхождения, но и нарушил главное правило парка – на гору разрешено подниматься в возрасте с 10 лет. Самым пожилым человеком, достигшим вершины, является француз Вэйлт Дэниел. Он покорил вершину, будучи 87-летним стариком.
Национальный парк Килиманджаро Национальный парк Килиманджаро был основан в 1973 году и сейчас занимает 756 кв. км. Животный мир национального парка Килиманджаро несказанно богат: на северном склоне водятся львы, слоны, носороги, леопарды, буйволы и антилопы канна, а на южном – обезьяны: африканские лемуры, толстотелы, даманы, дукеры. Птицы не уступают животным в своем многообразии и изобилии: птицы-носороги, сарычи, ягнятники-бородачи, венценосные орлы, а также множество небольших пернатых. Своим разнообразием поражает также мир насекомых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Африки."
Коспект урока по теме "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Африки." 7 класс...
Презентация к уроку "Рельеф Африки" 7 кл.
Полный обзор рельеф материка....
Открытый урок "Рельеф Земли. Горы"
Тема: «Рельеф Земли. Горы». 5-й класс.Тип урока: урок-путешествие.Цели урока: Образовательные. 1. Углубить понятие о рельефе Земли.2. Сформировать понятие «горы».3. Выяснить как различаются горы по вы...
Конспект урока "Рельеф и полезные ископаемые Африки"
Данный урок разработан с ипользованием технологии АМО...
Конспект урока "Рельеф Африки" для 7 класса по географии по ФГОС
Разработка урока по географии...
Африка. Презентация к уроку "Рельеф Африки"
Презентация к уроку "Рельеф Африки"...
Презентация к уроку "Рельеф и полезные ископаемые Африки", 7 класс
Презентация к уроку "Рельеф и полезные ископаемые Африки", 7 класс может быть использована при проведении урока по данной теме...